Свет невечерний. Подлое сословие

26 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Часто нам, христианам, в лицо бросают обвинение, что мы учим людей покорности и ссылаемся на тексты Священного Писания, которые говорят о том, что мы должны подчиняться властям, вести себя смиренно, что одними из наших христианских добродетелей являются смирение, покорность и послушание. С этим нужно разобраться, потому что это ведь жизненная стратегия и программа.

Если это так, если человек спасается смирением, покорностью и послушанием, значит, мы должны забыть о том, чтобы ставить на место наших обидчиков, не позволять себе роптать, надеяться на лучшее, не бунтовать против государства или произвола чиновников, не ставить на место грубияна-мужа или злодейку-жену (всякое в жизни бывает), а просто покорно опускать глаза и тем самым исполнять волю Божию. Именно так стоит вопрос.

Чтобы заострить саму проблему, мы должны понять, что для христианина разговор о жизненной стратегии, о том, что есть воля Божия, является разговором о спасении. Есть совершенно бесценные вещи – не дерзну назвать это ценностью, потому что это нечто бесценное: спасение души в вечности. Ради этой бесценности человек готов терпеть унижения, издевательства, несправедливости, которые происходят в его жизни. Мы ставим вопрос именно так: а стоит ли терпеть? Если я не буду терпеть эту несправедливость, если я дам отпор, я тем самым перечеркну спасение, закрою себе вход в Царство Небесное, Бог во мне разочаруется? Это очень интересный вопрос. Потому что отсюда  вытекает стиль религиозной жизни и то, как я себя поведу.

У Карамзина – нашего замечательного историка – было небольшое стихотворение, которое он посвятил своему коллеге, римскому историку Корнелиусу Тациту. Многие читали его знаменитый труд по истории Рима. Он был издан в советские годы в серии «Литературные памятники». Это прекрасное издание и любимое чтение многих людей, интересующихся историей. Но Карамзин, как настоящий художник, прочитав произведение своего коллеги, через тысячелетия отозвался на него стихотворными строками. Это очень полезная мысль, полезное ощущение, это следует озвучить. Вот что он написал:

Тацит велик; но Рим, описанный Тацитом,

Достоин ли пера его?

В сем Риме, некогда геройством знаменитом,

Кроме убийц и жертв, не вижу ничего.

Жалеть о нем не должно:

Он стоил лютых бед несчастья своего,

Терпя, чего терпеть без подлости не можно!

Те, кто читал Тацита или Светония, самое популярное чтение по римской истории, помнят, что это совершенно жуткий детектив. Портреты римских цезарей, которые предавались всякого рода неистовствам, безобразиям, разврату, убийствам, просто выходят за грани фантазии режиссера, художника или писателя. Наши современные исследователи иногда предъявляют претензии к этим историографам, говоря, что скорее всего это своего рода современная римская желтая пресса. Но тем не менее Карамзин подметил очень важную вещь, что тиранам, которые издевались над достойным, некогда верным добродетелям Римской республики народом, никто не возражал, и Карамзин называет это состояние безропотной покорности подлым состоянием.

Наверняка вы знаете, что в России существовало такое выражение: «подлое сословие». Это сословие слуг и рабов – крестьяне, солдаты. Так, существовал запрет на передвижение солдат в общественном транспорте. Когда в Питере появились трамваи, солдатам, нижним чинам, запрещалось ходить по Невскому проспекту, ходить по тротуарам и передвигаться в трамвае внутри салона. Солдат имел право только висеть снаружи трамвая, уцепившись за поручень, а внутрь ему вход был запрещен, потому что это было подлое сословие. Это человек, которого можно было отхлестать по щекам.

Многие помнят замечательный старинный фильм про матроса Чижика, в котором есть эпизод, где он видит, как офицер бьет по щекам солдата со словами: «Будешь, скотина, замечать офицера». Можно, конечно, упрекнуть советский кинематограф в пропаганде, но тем не менее революция, бунты, которые проходили в том числе и во время революции 1905 года, были связаны с тем, что люди вдруг осознали, что они не подлое сословие и с ними нельзя так обращаться. Люди узнали грамоту, начали читать, в том числе Священное Писание, и они поняли, что они такой же образ Божий, как и господа. Они тоже могут в церкви стоять и молиться, как и господа. Они тоже могут читать книги. Они имеют право на отдых и не должны работать по 16 часов в сутки.

Эти вещи, казалось бы, связаны с историей, но они связаны и с нашей жизнью, как семейной, так и церковной. Совсем недавно я встретил женщину, которая говорила, почему терпит своего мужа-изверга. Он говорит ей, что она должна терпеть, потому что она же в церковь ходит. Он пьет, нигде не работает, постоянно избивает свою жену, и жена терпит, потому что она считает, что Богу это угодно. Богу не угодно, чтобы люди, Его дети, Его чада, были подлым сословием. Богу не угодно, чтобы человек унижал человека.

Иногда необходимо давать отпор. Иногда необходимо ставить на место грубияна, самодура, насильника. Потому что Господь ищет Себе не подлое сословие. К Своим ученикам Господь обращается даже не «раб Божий». Вспомните прощальную беседу Господа накануне Его страстей, где Он называет Своих учеников «друзьями». Там, где друзья, там нет сословных перегородок, расы господ и подлого сословия. Поэтому свое достоинство, которое нам Господь даровал и в образе Божием, и в том, что Он назвал нас Своими друзьями, есть великий дар Божий. Им нельзя просто так пренебрегать. Если кто-то осмеливается вас превращать в подлое сословие, ставьте такого человека на место. Это не противно воле Божией, это не противно Священному Писанию.

Мне могут возразить и привести в пример святых отцов, которые были образцами смирения и послушания, но речь идет об исключительных вехах в биографии людей, которые чаще всего находились в монашеском состоянии. А если они были в монашеском состоянии и жили в монастыре, значит, предавались определенным духовным упражнениям, которые проходили под контролем старцев.

Не нужно путать духовное упражнение, которое совершается в монастыре, с семейной жизнью, жизнью в государстве, жизнью в обществе, где есть работа, начальники, подчиненные. Достоинство человека – это великий дар Божий. Поэтому мы не можем просто так к нему относиться. Может, большим грехом будет то, что вы не дадите отпор насильнику или обидчику, не заступитесь за то достоинство, которым Господь наградил каждого из нас.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать