Свет невечерний. Между Богом и мужем

19 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Наверняка каждому священнику приходилось сталкиваться с тем, что прихожанки – чаще всего именно прихожанки, хотя иногда и прихожане-мужчины – жалуются на то, что их вторая половина не разделяет их взглядов. Это очень тяжело. Приятно наблюдать, когда в церковь приходит православная семья: папа, мама и детишки. У них все очень органично устроено. Они вместе молятся, вместе читают правило. Однажды я спросил одного такого мальчика из православной семьи: «А почему ты решил сегодня причащаться?» А он мне наивно ответил: «Мы же ведь читали вместе правило, так я подумал, чего ему пропадать, тоже за компанию причащусь. Не зря же я слушал правило ко Святому Причащению».

Это был комичный эпизод, но это  редкость даже в моей почти четвертьвековой священнической практике: увидеть цельную православную семью, которая бы продержалась хотя бы несколько лет и не рассыпалась, не превратилась в руины. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что в церковь ходит кто-то из семьи: бабушка или же жена, супруга. Хотя на нашем приходе я вижу очень много мужчин, которые ходят в церковь, но без жены. Жена не ходит, а муж ходит. Крайне редко бывает так, что ходят дети: мама и папа неверующие, но зато ходит школьник или студент.

Человеку бывает очень сложно совместить свой христианский церковный опыт с тем, что у него происходит дома. Мы ведь живем в очень тесном пространстве, особенно в городе. Редко у кого есть возможность насладиться одиночеством или роскошью отдельной комнаты или даже отдельной квартиры, роскошью отдельного стола. Начинается пост, и человеку нужно как-то готовить кушать. Например, христианка-женщина хочет поститься, бегать на службу, хочет, чтобы ее дочь тоже вместе с ней молилась, но сталкивается с тем, что нужно готовить мужу, детям или деду, который является коммунистом, категорически не приемлет никаких постов и все время хочет мяса. Получается, нужно готовить отдельно для своих мужчин и отдельно для себя.

Они еще могут это снести, но когда вы утром рано убегаете в церковь, домашние испытывают приступ ревности. Один нецерковный мужчина так и сказал своей жене: «Я не хочу тебя делить с Богом». Человек начинает ревновать, то есть Бог из его семьи уводит жену. Если бы она побежала в театр или к подругам, он бы так не переживал. Но он видит, насколько сильно человек меняется, какое решающее значение в его жизни приобретает Церковь и Бог, и он, привыкший к тому, что был всегда в центре внимания, оказывается на периферии. У человека появляется обида на Бога, на Церковь, на этих «попов», которые неизвестно что там вкладывают в голову жене. Из этого бывает два выхода: либо человек начинает вместе с женой воцерковляться, присматривается, что там происходит, либо же начинается война, перетягивание каната, шантаж. Очень часто война за детей, за личное пространство.

Здесь мы должны указать на некоторые моменты, в которых иногда наша церковная жизнь (в том числе участие священников в жизни своих прихожан) может быть даже преступной. Семья – это очень хрупкое явление в нашей жизни. Среди зверей редко встречаются постоянные пары. Если есть дети, чаще всего мужчины в их воспитании не участвуют, они проводят время где-то на охоте, если говорить о жизни животных. Семью очень легко разрушить, в том числе вторжением религии. Такое случается. Поэтому неумные действия духовника или же верующего человека могут поспособствовать тому, что семью накроет большая беда.

Какими могут быть эти действия? Необходимо помнить, что каким бы прозорливым, выдающимся священником ни был ваш духовник, он не имеет права вторгаться в интимное пространство вашей семьи. Это очень важно понимать. Я знаю множество примеров, когда священники беспардонно начинали диктовать церковным людям, даже вполне воцерковленной семье, какие-то моменты поведения, например, касающиеся общения супругов в Великий пост. Кого это вообще может касаться? Это дело супругов.

Иногда бывает, что женщины переживают, боятся: а вдруг мы зачнем ребенка постом и это будет страшный грех, который отразится на судьбе ребенка? Я всегда в этом случае говорю взять жития святых или биографии выдающихся уважаемых людей, гениев, а также просчитать день зачатия. Это вообще никого не касается! Эти правила, составленные монахами, вообще не должны сейчас рассматриваться должным образом и применяться в нашей жизни, потому что общество сейчас так не работает.

Никто не имеет права вторгаться в пространство вашей семьи. Никто не имеет права диктовать вам, когда вам вместе спать, что есть, как воспитывать детей. Пусть у вашего духовника будет хоть десять крестов, медалей и диплом о прозорливости I степени, он не имеет права к вам вторгаться, и не позволяйте ему этого делать. Если вы встречаете священника, который начинает вам задавать «стыдные» вопросы, которые неприлично задавать в обществе воспитанных людей, вы вправе поставить этого человека на место.

Когда мне начинают говорить о том, что он же священник и с ним невозможно так разговаривать, мне кажется, что людям нравится, когда с ними обращаются как с детьми, им по душе этот религиозный инфантилизм, игра в батюшек и неразумных чад. У меня есть знакомый, достаточно молодой священник, который на исповеди очень любит называть своих исповедников «дитенок». У него исповедуется женщина, которой 70 лет, священнику нет еще и 30, а он кладет ей на голову епитрахиль и говорит: «Дитенок, я ж тебе говорил». И 70-летний «дитенок» расплывается в умилении. Это очень нравится, но это игра, это все не по-настоящему. Мы же взрослые люди.

Очень часто семьи разрушаются как раз из-за того, что мы заигрались. Заигрались в православие, в духовников, в Святую Русь, в монашество. Потому что бывает и такое, что женщина действительно начинает ходить в церковь и вдруг перестает следить за собой. От нее, простите, на пять метров идет какой-то запах, она носит какое-то тряпье. Она достаточно молодая женщина и должна думать о том, чтобы ее муж ходил в чистой одежде, а дети были накормлены, но она забыла это все. Она погрузилась в акафисты, в просфорки, в святую воду, в свои сложные отношения с духовником, которому она звонит в двенадцать часов ночи по откровению помыслов.

Кто разрушает семью? Церковь, христианство? Да нет, это все совершенно никак не связано. Господь не заглядывает ни к вам в тарелку, ни к вам в постель. Никому нет дела до ваших отношений. Когда мне говорят: «Я не хочу делить свою супругу с Богом» или «Бог встал между мной и моей супругой», я считаю, что это ложная проблема, потому что Господь – это совсем другой уровень. Это как путать теплое с коротким. Это совершенно разные системы координат.

Бог не вторгается в отношения людей. Он не является предметом спора. Хотя мы можем привести из Священного Писания какие-то цитаты, но давайте не будем выключать здравый смысл. Это очень важно! Церковь никогда не становится на пути развития семьи. Только злоупотребление, недоразумения, неправильное понимание священных догматов и канонов, а чаще всего игра в религию и являются препятствием. Поэтому никогда не отключайте здравый смысл. Господь им нас наделил и просил, чтобы мы им руководствовались.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать