Свет невечерний. Христос - гроза нацистов

14 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Христос совершил революцию в религиозной жизни. Мы настолько привыкли к плодам этой революции, что уже и не ощущаем всей революционности события, которое произошло 2000 лет тому назад и потом эхом или же взрывной волной доходит до нашего времени. Но от этого актуальность того учения, которое принес Христос, не меняется. Конечно, Христос пришел не для того, чтобы дать учение. Он Сам и есть то самое главное, что произошло тогда, 2000 лет назад: Автор, Творец этого мира стал частью Своего собственного произведения. Христос – это Творец, воплощенный Бог. Это самое главное!

Но нам следует снова и снова обращаться к тем идеям, которые Он озвучил, на которых делал акцент, которые подчеркивал в Своей речи, в проповеди Царствия Божия, потому что косность традиций этого уютного, комфортного мира, в котором Христос явился чем-то совершенно непредусмотренным, излишним, толкает нас к тому, чтобы даже христианство подверстать под нечто естественное, приспособить его под какие-то нужды: политические, общественные, национальные, даже научные. А христианство никуда не встраивается. Поэтому люди идут другим путем, совершают подмену и выдают за христианство то, что им и не является.

Но в чем же состояла революция? Я скажу один из тезисов, который сам напрашивается, когда мы читаем Священное Писание. Этот тезис прозвучит, может быть, несколько неожиданно: Христос – гроза нацистов. Как вам такая формулировка? Вы скажете: при чем здесь нацисты? К тому же Христос – Учитель милосердия, почему Он – гроза? А этот вывод напрашивается из тех слов, которые Христос произнес. Вспомните замечательную притчу о милосердном самарянине. При чем тут нацисты? А вот послушайте!

В Иерихон идет человек, его избили разбойники. Они отобрали у него все имущество и, израненного, нагого, бросили у дороги. Лежит человек на солнцепеке, истекает кровью и вот-вот уже Богу душу отдаст. Обычное дело для тех времен. Мимо проходит священник. Интересно, почему Христос одним из персонажей в притче выбрал священника? Настоящий скандал! Идет священник (апостол Лука подчеркивает, что он увидел этого человека) – и проходит мимо. А дальше следует левит. Идет левит (Евангелие подчеркивает, что он увидел этого израненного) – и проходит мимо.

На горизонте показался третий человек, который был самарянином. Он тоже, как сказано в Писании, увидел этого человека, подобрал его, промыл ему раны маслом и вином, отвез его в гостиницу, заплатил деньги и пошел своей дорогой. Совершенно бескорыстно спас человеку жизнь, да еще и потратился на него! И имени не спросил, но в этой притче вообще нет ни одного имени. Почему эта притча сейчас читается без того скандала, который был в первые века христианства? В чем состоял скандал и в чем состояла революционность?

Сейчас мы говорим о священниках как о людях, которые пришли к Богу, учились в семинарии, а потом их рукоположили в священный сан. О каких священниках –  священнике и левите – говорит Христос? Мы не можем их сейчас даже вполне назвать священниками, потому что священство у иудеев в те времена было кровной принадлежностью, то есть поскольку ты принадлежал этой семье, эта принадлежность к семье и делала тебя священником. Это не личный выбор, не духовный возраст, рост, духовные заслуги или какие-то дары, а именно принадлежность к семье, кровь, происхождение, «миф крови». Так, этот человек достоин быть священником не в силу своих даров, а просто по своей «голубой» крови, расовой, национальной, семейной, родовой принадлежности. Священник и левит были именно такими. А третий человек принадлежал вообще другому народу, с которым, как вы помните из Священного Писания, иудеи не разговаривали, потому что эта нация была «недоброкачественной». Это была смесь еврейских кровей с какими-то иными. С ними не имели никакого общения и не разговаривали.

Так в чем скандал? Христос говорит, что самарянин умилосердился. Есть такое греческое слово, которое на русский язык переведено как «сжалился». Самарянин сжалился над этим человеком. Именно жалость спасла ему жизнь. Внутренняя доброта, которая была присуща этому человеку другой расы, «недоброкачественной» крови, низкого происхождения, восхваляется Христом, и Он говорит, чтобы мы брали с него пример. Не со священников, не с фарисеев, не с «наших», а вот с этого инородца, иноверца, у которого было доброе сердце. Христос говорит, что доброе сердце – это не расовая принадлежность. Происхождение, раса, кровь не делают тебя добродетельным человеком, но доброе сердце, присущее каждому человеку.

Вот в чем скандал, вот в чем антинацистское содержание Священного Писания, такой здоровый интернационализм... Потому что для Христа не так важна национальность. Как потом говорил апостол Павел, в христианстве нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос. Важно доброе сердце, которое может быть присуще любой расе, любому полу.

Таким же скандалом была беседа Христа с самарянкой у колодезя. Скандал в кубе, потому что Он разговаривал не просто с представительницей народа, с которым иудеи не имели никакого общения и относились к ним хуже, чем к псам. Мы знаем, что иудеи не прикасались к свиньям, к собакам, потому что это было осквернение. Вот говорить с представителями этого народа было страшным осквернением. Вот где был расизм, который, кстати, присущ любому народу. Это признак не только той эпохи. Мы этот нацизм встречаем до сих пор.

Но Христос говорит не просто с самарянкой, а с женщиной. А женщина в ту эпоху была тоже не совсем человеком. С женщиной говорит, и не просто с женщиной, иностранкой, инородной, с дурной кровью, а с грешницей, потому что у нее было как минимум пять мужей. Вот почему я говорю, что это скандал в кубе: и инородная, и женщина, и грешница. Но именно этой женщине Он прямо и открыто единственный раз в Евангелии говорит, что Он – Мессия, раскрывает ей тайны Царства Божия. Потому что требуется не аристократическое или какое-нибудь особенное происхождение, не принадлежность к особому народу, не «миф крови», а доброе сердце, и этого достаточно, чтобы в нем поселился Христос. Не имеет значения, какого цвета у тебя кожа,  из какого ты народа, женщина или мужчина. Христос обитает в сердце, которое способно сжалиться, как у этого самарянина.

Поэтому всякий раз, когда христианство пытаются подверстать под какую-то национальную идею, люди должны помнить, что это совершенно противоречит истине. Нет избранного народа. Всякий человек, который способен сжалиться, который способен вырастить доброе сердце, уже принадлежит к избранному народу. Не раса тебя делает таким, не пол, не принадлежность к сословию, не баронский титул, который ты унаследовал от прадедушки, а доброе сердце. Вот чего ищет Христос! Не титулов, не дипломов, не медалей, а только доброго сердца. Вот почему Евангелие – революционная книга. Вот почему ее никак не могут никуда пристроить, переварить, и она всегда будет вечно юной, свежей вестью о Живом Боге.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать