Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но нам следует снова и снова обращаться к тем идеям, которые Он озвучил, на которых делал акцент, которые подчеркивал в Своей речи, в проповеди Царствия Божия, потому что косность традиций этого уютного, комфортного мира, в котором Христос явился чем-то совершенно непредусмотренным, излишним, толкает нас к тому, чтобы даже христианство подверстать под нечто естественное, приспособить его под какие-то нужды: политические, общественные, национальные, даже научные. А христианство никуда не встраивается. Поэтому люди идут другим путем, совершают подмену и выдают за христианство то, что им и не является.
Но в чем же состояла революция? Я скажу один из тезисов, который сам напрашивается, когда мы читаем Священное Писание. Этот тезис прозвучит, может быть, несколько неожиданно: Христос – гроза нацистов. Как вам такая формулировка? Вы скажете: при чем здесь нацисты? К тому же Христос – Учитель милосердия, почему Он – гроза? А этот вывод напрашивается из тех слов, которые Христос произнес. Вспомните замечательную притчу о милосердном самарянине. При чем тут нацисты? А вот послушайте!
В Иерихон идет человек, его избили разбойники. Они отобрали у него все имущество и, израненного, нагого, бросили у дороги. Лежит человек на солнцепеке, истекает кровью и вот-вот уже Богу душу отдаст. Обычное дело для тех времен. Мимо проходит священник. Интересно, почему Христос одним из персонажей в притче выбрал священника? Настоящий скандал! Идет священник (апостол Лука подчеркивает, что он увидел этого человека) – и проходит мимо. А дальше следует левит. Идет левит (Евангелие подчеркивает, что он увидел этого израненного) – и проходит мимо.
На горизонте показался третий человек, который был самарянином. Он тоже, как сказано в Писании, увидел этого человека, подобрал его, промыл ему раны маслом и вином, отвез его в гостиницу, заплатил деньги и пошел своей дорогой. Совершенно бескорыстно спас человеку жизнь, да еще и потратился на него! И имени не спросил, но в этой притче вообще нет ни одного имени. Почему эта притча сейчас читается без того скандала, который был в первые века христианства? В чем состоял скандал и в чем состояла революционность?
Сейчас мы говорим о священниках как о людях, которые пришли к Богу, учились в семинарии, а потом их рукоположили в священный сан. О каких священниках – священнике и левите – говорит Христос? Мы не можем их сейчас даже вполне назвать священниками, потому что священство у иудеев в те времена было кровной принадлежностью, то есть поскольку ты принадлежал этой семье, эта принадлежность к семье и делала тебя священником. Это не личный выбор, не духовный возраст, рост, духовные заслуги или какие-то дары, а именно принадлежность к семье, кровь, происхождение, «миф крови». Так, этот человек достоин быть священником не в силу своих даров, а просто по своей «голубой» крови, расовой, национальной, семейной, родовой принадлежности. Священник и левит были именно такими. А третий человек принадлежал вообще другому народу, с которым, как вы помните из Священного Писания, иудеи не разговаривали, потому что эта нация была «недоброкачественной». Это была смесь еврейских кровей с какими-то иными. С ними не имели никакого общения и не разговаривали.
Так в чем скандал? Христос говорит, что самарянин умилосердился. Есть такое греческое слово, которое на русский язык переведено как «сжалился». Самарянин сжалился над этим человеком. Именно жалость спасла ему жизнь. Внутренняя доброта, которая была присуща этому человеку другой расы, «недоброкачественной» крови, низкого происхождения, восхваляется Христом, и Он говорит, чтобы мы брали с него пример. Не со священников, не с фарисеев, не с «наших», а вот с этого инородца, иноверца, у которого было доброе сердце. Христос говорит, что доброе сердце – это не расовая принадлежность. Происхождение, раса, кровь не делают тебя добродетельным человеком, но доброе сердце, присущее каждому человеку.
Вот в чем скандал, вот в чем антинацистское содержание Священного Писания, такой здоровый интернационализм... Потому что для Христа не так важна национальность. Как потом говорил апостол Павел, в христианстве нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, но все и во всем Христос. Важно доброе сердце, которое может быть присуще любой расе, любому полу.
Таким же скандалом была беседа Христа с самарянкой у колодезя. Скандал в кубе, потому что Он разговаривал не просто с представительницей народа, с которым иудеи не имели никакого общения и относились к ним хуже, чем к псам. Мы знаем, что иудеи не прикасались к свиньям, к собакам, потому что это было осквернение. Вот говорить с представителями этого народа было страшным осквернением. Вот где был расизм, который, кстати, присущ любому народу. Это признак не только той эпохи. Мы этот нацизм встречаем до сих пор.
Но Христос говорит не просто с самарянкой, а с женщиной. А женщина в ту эпоху была тоже не совсем человеком. С женщиной говорит, и не просто с женщиной, иностранкой, инородной, с дурной кровью, а с грешницей, потому что у нее было как минимум пять мужей. Вот почему я говорю, что это скандал в кубе: и инородная, и женщина, и грешница. Но именно этой женщине Он прямо и открыто единственный раз в Евангелии говорит, что Он – Мессия, раскрывает ей тайны Царства Божия. Потому что требуется не аристократическое или какое-нибудь особенное происхождение, не принадлежность к особому народу, не «миф крови», а доброе сердце, и этого достаточно, чтобы в нем поселился Христос. Не имеет значения, какого цвета у тебя кожа, из какого ты народа, женщина или мужчина. Христос обитает в сердце, которое способно сжалиться, как у этого самарянина.
Поэтому всякий раз, когда христианство пытаются подверстать под какую-то национальную идею, люди должны помнить, что это совершенно противоречит истине. Нет избранного народа. Всякий человек, который способен сжалиться, который способен вырастить доброе сердце, уже принадлежит к избранному народу. Не раса тебя делает таким, не пол, не принадлежность к сословию, не баронский титул, который ты унаследовал от прадедушки, а доброе сердце. Вот чего ищет Христос! Не титулов, не дипломов, не медалей, а только доброго сердца. Вот почему Евангелие – революционная книга. Вот почему ее никак не могут никуда пристроить, переварить, и она всегда будет вечно юной, свежей вестью о Живом Боге.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!