«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

30 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы будем разбирать письмо одного брата, который после нашего совместного разбора статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» начал обдумывать, что такое «отречение от мира». Раньше он этого не понимал, но, слава Богу, с помощью святителя Игнатия мы разобрались.

Брат пишет: «Довольно длительное время я читаю святоотеческую литературу (что совершенно замечательно). Полностью принимаю православную веру (очень хорошо; то есть человек основы веры изучил, принял, ни в чем не сомневается). Пытаюсь бороться со страстями (что тоже замечательно), но у меня ничего не получается. Вернее, получается, но не по своей воле».

Смотрите, как интересно. С одной стороны, мы видим человека, который длительное время изучает святоотеческую литературу, знает основы веры и имеет какие-то основные навыки борьбы со страстями. Но он осознает, что у него ничего особо не получается, а если и получается, то не по своей воле. Давайте разберемся.

«Сам пытался бросить курить длительное время, но ничего не получалось. Затем, как будто насытившись этим пороком, я безболезненно просто прекратил курить; как будто и не курил. Блудил – точно так же прекратил. И еще много пороков после исповеди исчезло, но не знаю, исчезли ли они навсегда».

Мы имеем перед собой обычного современного человека с достаточно распространенным набором грехов. Явно, что в Церковь он пришел взрослым, уже с опытом и навыком грехов. Но, несмотря на то, что брат изучил основы веры и изучает святоотеческие творения, он (на мой взгляд) делает ошибку. Какую?

Борьба со страстями – это не борьба двух борцов, когда мы выходим на ринг,  татами и боремся с противником, применяя какие-то приемы. В чем основа борьбы со страстями? В том, что человек их видит, раскаивается, предпринимает попытки борьбы с ними. Но результат зависит не от человека, результат зависит от Христа. Чем более искренние попытки борьбы и раскаяния видит Господь, тем быстрее Он помогает человеку. А бывает, что та или иная страсть остается непобежденной, потому что человек должен подольше тренироваться в борьбе с ней или вообще всю жизнь с ней работать.

В человеке бывают наборы страстей. Еще раз напомню, что они одинаковые у всех нас; просто какие-то страсти больше, какие-то меньше. С чем-то мы рождаемся (уже со склонностью к грехам), потому что у нас, например, в роду была такая склонность. Мы как-то духовно получаем от родителей ту или иную склонность к грехам, и это является частью нашего характера. С этим вообще придется бороться всю жизнь. Бывают грехи приобретенные, когда мы их приобрели в течение жизни. И с ними можно бороться. Это тоже не так просто, особенно если это греховные навыки, долгие по времени. Не получится так просто, в одночасье побороть какую-то очень долгую страсть. Но Господь, видя старания человека, помогает. Он делает, а не сам человек (вот напыжился, напрягся и победил). Господь помогает!

И тут брат не видит двух вещей. Первое – что это Бог помогает. Он ведь пишет, что эти страсти у него прекратились после исповеди. Что такое исповедь? Это же не просто – поговорил со священником. Часто мы делаем такую ошибку, когда приходим на исповедь и начинаем со священником разговаривать (и беседуем, и посмеемся). Но мы должны, не поворачиваясь к священнику, обратить внимание на икону Спасителя; встать лицом к иконе; может быть, все-таки склониться перед ней, как положено грешнику, который пришел к Богу просить прощения. И назвать свои грехи.

Не надо превращать исповедь в беседу или какой-то веселый разговор со священником. Это таинство. Что такое таинство? Это священнодействие, в котором таинственно при вере человека, его желании, подготовке, в присутствии в качестве свидетеля православного священника происходит удивительнейшее чудо. Вот мы привыкли, что чудо – это, например, болел и выздоровел. А реально настоящим чудом, совершающимся в Церкви ежечасно, является покаяние, когда человек, искренне обращаясь к Богу с покаянием в своих грехах, получает прощение. И это не просто теоретическая «галочка», что тебе прощено. Это должно выражаться в жизни.

И мы видим, что этот брат (можем так предположить, ведь это письмо, а не живое общение) действительно искренне каялся, маялся от этих грехов, замучился. Покаялся и получил не только прощение, но и облегчение в действии этой страсти, что, собственно, исповедь и делает. Это же таинство, действие благодати Святого Духа на душу человека, освобождение от этих страшных грехов. И вот человек покаялся.

В чем ошибка этого брата? «Как будто насытившись этим пороком» – вот это вообще неправильно, брат. Я, конечно, понимаю, что Вы читаете святоотеческую литературу и веру знаете. Но, судя по всему, что-то, может быть, не понимаете. Никогда не будет такого, чтобы человек насытился пороком. У страстей есть такое свойство – у них никогда нет какого-то дна. Страсть никогда не может быть насыщаема. Она насыщается на какое-то время, потом на какое-то время отступает, потом снова нападает. Отступила – и снова напала, требует большего. Никогда не бывает такого, чтобы человек насытился – и страсть сама отмерла. Бывают такие однолетние растения: посадил семечко, вырос цветок, отцвел; собственно, всё; осень настала – и он умер. Со страстями так не бывает.

Страсти больше похожи, например, на льва, который требует себе пищи. Ему кинул кусок, он сожрал этот кусок, то есть утолил какую-то страсть (например, покурил или поблудил – в нашем случае на примере этого письма), но становится еще более мощным, еще более рыкает и требует себе пищи. Ты еще ему кинул – он стал еще мощнее, еще более нагло требует.

У  Никодима Святогорца в произведениях есть такое выражение – «мраволев», то есть муравей-лев (такое необычное сочетание). Такого животного, конечно, нет; это образ того, что сначала страсть как муравей, а потом, когда ты ее раскормишь, она становится львом. А льва удержать уже очень сложно. И этот лев становится сыт на время, но никогда не удовлетворен. Любая страсть требует, требует... Требует частоты выполнения, глубины погружения в грех, больше повреждает человека в зависимости от времени выполнения этого греха. И так получается, что человек мучается. Никогда не бывает так, чтобы порок насытил (что насытился человек). Это как чревоугодник: сел за стол, объелся и говорит: «Фу, я объелся!» Еле выполз из-за стола, пыхтит, но через несколько часов он снова становится голодным. Так же и со страстями: они никогда не насыщаются.

Брат, Вы здесь неправильно ставите акцент. Если Вас избавляют от действия страсти, то тут первое – Божия помощь Вам, и это надо ценить как дар. Вот Вы пишете: «Не знаю только, навсегда ли это». Да не навсегда! Если Вы будете невнимательны к этому, если будете дар Божий оценивать как действие насытившихся бесов (страстей), то Господь отступит легко (если мы так неблагодарны). Он, конечно, видит нашу немощь ума, не обижается на нас, что мы порой делаем и говорим такие глупости (то есть оцениваем Его дар – «плюс» как «минус»), поэтому и не оставляет нас по Своей милости.

Но мы должны понимать: если действие страсти после исповеди уменьшилось, то это для нас шанс (шанс!). Этот лев в нашей душе не умер, но стал, что называется, «худее», меньше требует пока. А если ты будешь думать, что это милый котенок, будешь гладить его и давать ему «молочка», этот мраволев (муравей-лев) снова превратится во льва. Если делать ошибки, эта страсть снова вернется. В этом случае мы становимся неблагодарными поросятами, которым Бог дал возможность жить по-человечески, но мы снова идем к луже, лежим в этом болоте и мучаемся.

Итак, брат: страсти не насыщаются (не имеют такого свойства – когда-то насытиться) и не отмирают сами по себе. Второе: если после исповеди уменьшается действие страстей, значит, это помощь Божия, которую надо ценить.

Идем дальше: «Много страстей осталось и никак уходить не хотят. В частности, пристрастие к алкоголю». Здесь мы можем посмотреть с другой стороны, брат. Страсти – это не просто какие-то случайные действия. Это наши мысли, чувства, поступки; это целая система, очень четко работающая, четко отлаженная в душе человека. То, что мы ее не знаем, не означает, что она не действует. Например, если мы не знаем про вирусы, бактерии, микробы, это не означает, что они у нас отсутствуют или на нас не действуют. Так же и страсти. Они четко связаны между собой.

Можно посмотреть книгу Феофана Затворника «Страсти и борьба с ними», в честь которой мы назвали нашу передачу. Современные авторы, которые исследовали труды святителя Феофана, составили таблицы взаимодействия страстей, это очень интересно. Я хочу обратить Ваше внимание на эту книгу и посмотреть взаимосвязь страстей: как они проявляются в течение дня, как связаны между собой. Это же не умозрительная теория, это практика. Это можно проверить на себе.

Получается, что страсти очень тесно связаны друг с другом, и силы страсти могут передаваться одна другой. Это тоже не надо забывать. Например, часто встречается такая история, когда человек очень сильно пил, уходил в запои – и близкие говорили: «Давай закодируем его». А Церковь к кодированию относится отрицательно. Человек закодировался на год, на три, еще на какой-то срок и вот вроде бы не пьет. Но если бы мы внимательно поспрашивали знакомых, у которых их близкие люди закодировались, то услышали бы, например, такое: «он стал злым, гневным, стал тираном». Или: «он начинает требовать с близких каждую копейку и становится жадным»; или: «становится дурным и себя не контролирует»; «начинает блудить, искать себе подруг на стороне». И жена говорит такие слова: «Лучше бы ты пил».

Отчего это происходит? Напомню классический пример (наверняка я его раньше приводил, но еще раз повторюсь, потому что не все смотрят весь цикл наших передач). Представьте горный ручей, и мы неожиданно ставим на пути этого потока высокую плотину. Что будет после этой плотины? Вода, казалось бы, уйдет, ручья здесь нет. А что будет до плотины? Там, соответственно, будет копиться вода (это же горный ручей, он не иссяк). Так же получается со страстью. С помощью кодирования удается поставить как бы заслонку этой страсти, но энергия-то, сила этой страсти куда делась? Она же есть. Ведь сердце не изменили, только поставили плотину.

И как мы можем представить в жизни, куда пойдет эта вода? Накопившись, она или снесет эту плотину и мощным потоком пойдет топить все оставшееся русло (так бывает с людьми, которые закодированы; у них заканчивается срок, они срываются и пьют гораздо больше и приносят своим близким гораздо больше мучений и вреда); или (другой вариант), добравшись до плотины, найдет себе новое русло и начнет со всей энергией, со всей силой устремляться туда. Это пример того, как у закодированного человека эта сила страсти начинает перетекать в другую страсть и подпитывать ее. Поэтому закодированные люди и становятся (часто можно такое услышать) злыми, блудливыми, гневными, гордыми и так далее. То есть одна страсть напитала другую – и та стала еще более мощной.

Так вот, в случае с братом непонятно, по какой причине, но, возможно, страсти он подпитывает. Но подпитывает так, что сам этого, может быть, не знает, не понимает. У него осталось пристрастие к алкоголю. К какой страсти это относится? Казалось бы, алкоголь – к чревоугодию, да не совсем. Алкоголь с чревоугодием, безусловно, связан, но основа этой страсти – уныние. Раньше он курил, была такая зацепка, зависимость. Господь ее помог прекратить, но человек, неправильно оценивая те Божии дары, чем-то все равно продолжает напитывать эту страсть. И чем больше он ее напитывает, тем больше она начинает появляться в других проявлениях. Например, в виде употребления алкоголя.

«Оно (употребление алкоголя) стало проявляться достаточно часто. Единственное, от чего оно исчезает на время, это от призывания на помощь Господа Иисуса Христа». Ну вот, брат, я поздравляю, Вы для себя открыли важную истину. Вы на практике увидели то, с чем сталкивались раньше. Это так и есть. Бог же живой! Он действует сейчас, а не теоретически где-то там. Действует сейчас, каждую секунду. И на Ваше обращение сейчас, на призывание Бога на помощь Он откликается.

Смотрите, что нужно сделать, брат. Это пристрастие к алкоголю нужно рассмотреть как вообще смертельно опасное явление и начать душить его прямо в зачатке. Иначе, если Вы это не сделаете, все прошлые грехи и страсти, которые Вам Бог простил и действие которых уменьшил Своей Божественной силой, снова вернутся. Надо быть очень внимательным. Что такое алкоголь? Это же не само по себе как бы действие, не очень комфортное для окружающих. Человек выпил – отравился. Отравился – у него тормоза в мозгах снялись. Страсть уныния подпитал – уже бороться не может. Понимаете? «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд» – общеизвестная фраза апостола Павла. Тормоза снялись, борьба прекратилась, Дух Святой отогнали от себя. Мы остались без оружия перед врагами. Враги придут, такого нам навешают, что мы потом долго будем это вспоминать. А почему так получается? Потому, что мы что-то позволили себе: а мне можно, а я устал, а вот радость, а вот печаль...

Извините меня, мы находимся на войне или на курорте? На духовной войне мы находимся, тут убивают, руки-ноги отрывает... Я, конечно, образно говорю о действии страсти. Раз вы основы веры знаете, значит, должны понимать, что на земле мы находимся на поле боя, в области страданий, «в колонии строгого режима» (я уже упоминал это выражение, оно грубоватое, но справедливое, я считаю), и сейчас не время расслабляться.

Так вот, враги напали, Вы в это время начали призывать Господа и увидели, что на время страсть исчезает. Правильно! Придет время, лукавый снова будет проверять Вас, снова будет нападать. «Но потом снова появляется (это понятно), втирается в доверие, и я позволяю себе выпить». Вот она – страсть уныния. Она умаляет эту духовную бодрость в человеке, и человек начинает: «А мне можно». А с чего тебе можно? Чем ты отличаешься от других? Ничем не отличаешься. Обычный грешник, у которого за спиной есть в чем каяться. Поэтому, чтобы это все не вернулось, не позволяем себе расслабляться.

Дальше брат пишет: «Еще заметил, что как только я начинаю готовиться бороться со страстями, а я пытаюсь основательно это делать (что делает Вам честь, брат; так и надо делать), в частности читать творения святителя Игнатия, Никодима Святогорца, страсти просыпаются во мне с новой силой и я сдаю позиции. У меня сложилось впечатление, что с ними надо бороться по-партизански. По крайней мере, вначале и в моем случае».

Друг мой! Вы ничем не отличаетесь от всех нас – других христиан, тем более не отличаетесь от святых отцов, которые прошли путь борьбы со страстями. Почему у Вас такое впечатление? Правильно, Вы очень внимательный человек. Я вообще очень Вам сочувствую. Боритесь, друг мой, не сдавайтесь! Только лукавый разводит Вас на эти неправильные мысли.

Смотрите: Вы готовитесь бороться. Что значит «готовитесь»? Вы уже начали бороться: читаете творения святых отцов, начинаете потихонечку прижимать страсти (как можете). А они просыпаются с новой силой, и Вы сдаете позиции. Что происходит? Лукавый никогда не сдает позиции без боя. И когда человек имеет особенную помощь Божию в духовном труде (а у Вас это видно, после покаяния Бог освободил Вас от наглого действия страстей), то лукавый обязательно начнет борьбу. Как он это делает? Как и многие – хулиганье всякое, гопники во дворе. У них, может быть, нет реальной силы, но они нагоняют на себя свирепый вид, чтобы напугать человека.

Так же получается и в духовной жизни. Вы только собрались бороться. Имея опыт прямого действия Бога, отзыв на вашу покаянную молитву, Вы начинаете бояться, что они будут действовать с новой силой. Конечно, будут! Лукавый говорит так: «Эй! Ну-ка, стой! Ты кто такой? Ты раб мой. Стой у моих ног и выполняй то, что я тебе скажу». А Вы говорите: «Ладно-ладно! Конечно-конечно, буду делать то, что ты захочешь». Вот ведь какая ситуация, если ее образно нарисовать.

Это закон: как только человек начинает бороться со страстями, это начинает возникать. Это же происходит в пост, когда мы начинаем правильно поститься. Мы уже несколько раз в передачах касались темы поста. Если цель поставлена правильная (то есть борьба со страстями), страсти будут увеличиваться. К концу поста увидишь, кто ты такой, в полный рост. Поэтому и надо поститься, ни в коем случае не бросать это дело.

Бороться со страстями надо, и надо понимать, что это закон. Страсти будут скучать, они будут требовать, через чувства и мысли будут напоминать о себе, о том, как сладко было грешить, как это хорошо, утешительно, замечательно. Они будут требовать выполнения, потому что пока еще сильны в нашей душе. Но, братья и сестры, сдаваться не надо. Это закон. После того как перетерпишь, не сделаешь того, что они требуют (это мучительно, трудно, некомфортно), будешь молиться Христу и не сдаваться, то увидишь, что вся эта пена, навязчивые помыслы, чувства, желание греха уменьшаются и через какое-то время сойдут на нет.

А потом снова возникнут, потому что в этом и заключается наша борьба. Но со временем (как у того льва, о котором я говорил, что если его подкармливаешь, он тучнеет, жиреет и снова становится более наглым) будет противоположное действие: чем меньше мы его кормим, тем более худым, слабым, немощным он становится, и этот мраволев потихонечку превращается в муравья, а не во льва. А муравей уже не действует так нагло, как лев. Поэтому не надо сдавать позиции, брат.

И у Вас сложилось неправильное впечатление, что надо бороться по-партизански. С кем? С лукавым? Вы будете фугасы ставить на пути следования вражьих поездов? Нет, не получится. С ним такого не выйдет. Христианская борьба – это борьба в открытую. В каком смысле? Когда человек не просто что-то такое изображает, а на самом деле что-то тайное придумал. Да Вы и не сможете этого сделать! Как можно тайно бороться с алкоголем? Это невозможно. Страсть уныния с чревоугодием говорят: « Ну-ка, давай выпьем! Как хорошо посидеть пивка попить!» А как вы будете с этим тайно бороться? Да не будешь тайно бороться! Все явно: не пьешь – и все. Взял и не купил пива или какого-то другого алкоголя. Где здесь «тайно, по-партизански»? Нет! Всё в открытую, по-настоящему, по-мужски, по-богатырски, по-христиански. Всё в полный рост – только так! Но с Христом и с призыванием Господа (какой опыт Вы имеете).

Вы пишете: «...по крайней мере, вначале и в моем случае». Ваш случай – не необычный, это обычный путь христианина. Брат мой! Не сдаемся. Понимаем, что страсти, когда начинаешь их душить, будут вопить и требовать исполнения; это нормально. Духовной борьбы «по-партизански» нет. Лукавый – это не фашисты в сорок втором и сорок третьем годах в Белоруссии. Он прекрасно видит все, что с нами происходит, – что мы начали бороться. Он видит, что Вы читаете, понимает, что Вы начали себя ограничивать, начинаете заниматься аскетикой. Ну, куда тут скроешься? Нет, так не пойдет. Никакой партизанской борьбы со страстями не бывает.

 Вы говорите: «Посоветуйте, как быть». Вся передача состоит из советов. Брат, продолжаем изучать творения святых отцов. Вам нужно внимательнее почитать святителя Игнатия о действиях страстей и, конечно же, не сдаваться. И к алкоголю нужно отнестись как к страсти, что является таким «бикфордовым шнуром», через который можно подорвать свое сердце. И другие страсти вернутся и взорвут Вас изнутри – вот и будет партизанщина. Давайте мы будем следовать Вашему опыту, что после призывания Господа Иисуса Христа приходит облегчение. Правильно Вы действуете. Будем благодарить Бога за то, что Он помогает нам (это тоже видно по Вашему письму). Вы не путайтесь, и Господь обязательно Вам поможет.

Спасибо, брат, за замечательное, искреннее письмо, которое позволило нам повторить основы духовной жизни. Благодарю вас, дорогие братья и сестры, что пишете на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Ваши письма очень интересные. Конечно, вживую было бы гораздо интереснее пообщаться, но понятно, что это невозможно, поэтому будем общаться через экран нашего телевизора, через телеканал «Союз». Спасибо вам большое, дорогие братья и сестры! Спаси вас Христос!

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы