«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О посте

6 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем передачу «Страсти и борьба с ними». У нас с вами накопилось много вопросов, касающихся поста. Мне хотелось бы посвятить этой теме ряд передач. Вопросы разные, но они все об одном: зачем нужен пост, как его проводить, какова его цель, как этой цели достичь? Есть люди, начинающие христианскую жизнь, и тема поста их страшит. Есть люди, которые из-за того, что неправильно подошли к посту, обожглись, получили вред от своего неправильного подхода, начинают даже паниковать.

У меня есть знакомые, которые говорят: «Скоро Великий пост, нужно мучиться, страдать». Есть другая крайность, когда мы к посту относимся легкомысленно, как к чему-то несерьезному: есть и есть, пробежал, меня это не касается. Есть люди, даже православные христиане, которые к посту относятся как к чему-то мучительному, придуманному в средневековье и для современного человека совершенно неподходящему занятию. Это, конечно,  крайности, они рождают вопросы. Давайте разберемся.

Перед началом по нашей традиции предложу вам книги для чтения. Эти книги посвящены проведению времени Великого поста и подготовке к нему. Вы можете увидеть эти передачи перед любым другим постом (наши передачи находятся в архиве телеканала «Союз»). Принципы Великого поста и другого длительного (скажем, Рождественского, Петровского) одинаковы, но Великий пост имеет в себе еще духовную глубину.

Тема Великого поста касается еще и подготовки к Пасхе. Мы должны знать эту тему, понимать. Поэтому я предложу книги, которые касаются Великого поста. Вышедшая не так давно книга «Великим постом» святителя Игнатия (Брянчанинова) – это сборник, составленный современными издателями. Здесь подобраны статьи и проповеди святителя Игнатия, которые касаются духовного смысла подготовки к Великому посту (проходит несколько недель подготовки), цели поста, правильности поста, тому, на что нужно обращать внимание. В Полном собрании сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) все эти статьи, конечно, есть. Это не новая книга, а сборник уже имеющихся статей.

Другая книга – это издание трудов архиепископа Аверкия (Таушева). Об этом писателе и его книгах я рассказывал  уже в нескольких передачах. Замечательный человек, подвижник XX века, очень много сил посвятил просвещению. Эта замечательная книга называется: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». В ней содержатся статьи, которые касаются разных сторон духовной жизни христианина, проводящего время в посте. Пожалуйста, обратите на нее внимание, это замечательное чтение, современное, хорошо читается. Очень жаль, если оно пройдет мимо вашего внимания.

Давайте приступим к нашей теме. Сегодня передача первая «О посте». Я хочу построить нашу с вами беседу не просто как ответы на вопросы. Хотелось бы мне разобрать статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О посте». В этой статье как раз есть ответы на все наши вопросы – на большинство, по крайней мере.

А о каких-то практических вопросах, которые касаются наших немощей во время поста, подхода к посту, поговорим после. Давайте приступим. Вы можете также открыть первый том «Аскетических опытов» святителя Игнатия, статью «О посте», и вместе со мной ее изучать. Давайте начнем ее изучать. Я буду это делать так, как делал раньше: читать, объяснять и немного отступать в сторону, чтобы прочитанный материал мы поняли хорошо.

«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост».

Святитель Игнатий начинает одной строкой. Насколько важно, готовясь к посту, проводя постное время, понимать, что является главным. Мы можем подумать, что главным является милосердие. Это неплохо, но это не так. Или, допустим, главным является во время поста не съесть скоромного. Но это тоже не глава добродетелей. Это неплохо, но это не главное. Или человек может думать, что главное – сходить на все великопостные богослужения. Это прекрасно, если есть такая возможность, вы не работаете, у вас нет каких-то обязанностей по дому. Это хорошо, но тоже не самое главное. Сразу обозначается такая иерархия ценностей: главой добродетелей является молитва.

Тогда понятно, чему во время поста надо посвящать особенное внимание. Молитва является главой всех добродетелей, самой главной. Наличие молитвы, ее качество являются показателем внутреннего состояния. Если человек приходит в больницу и говорит, что у него все болит, то терапевт скажет: «Сдай общий анализ крови». По этому анализу он смотрит, что, может, какие-то органы неправильно работают, что какое-то лечение надо проходить. А для христианина таким показателем является молитва. Если молитва слабенькая, если мы этому посвящаем мало времени, то это показатель нашего духовного нездоровья. Мы должны это понимать. Молитва – та цель, к которой надо стремиться. Я имею в виду цель достижения добродетелей, что в пост нужно больше всего делать, чему посвящать время и усилия.

«…их основание (то есть основание добродетелей, в том числе молитвы. – Прим. А.К.) – пост».

В одной строчке святитель Игнатий обозначил: если мы хотим достичь качественной, внимательной, покаянной молитвы, то она обязательно должна быть основана не просто на нашем стремлении (что неплохо стремиться к этому), а должна иметь еще правильное основание – пост. Мы видим, насколько в нас – таких земных, приземленных существах – все связано. Мы – телесно-духовные существа, и в нас все связано. Не существует в человеке отдельно души и отдельно тела. Мы – единое человеческое существо, в котором душа и тело очень тесно взаимодействуют, являются единым духовно-телесным организмом.

Далее святитель Игнатий пишет: «Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней».

Давайте разберем. Тут святитель Игнатий нам говорит, что качеством поста является умеренность, то есть мера. Если перейти к практике, мы не должны думать, что в пост мы не объедаемся, а когда нет поста, должны объедаться. Не случайно святитель Игнатий поставил такое слово в своей статье: постоянная. Мы всегда должны соблюдать умеренность. Умеренность предполагает: ты поел и выходишь из-за стола, не объевшись, не пыхтя, тебя не клонит в сон, ты готов идти и трудиться дальше. Нет ощущения набитого живота, что дышать тяжело. Я не говорю о святоотеческом совете, что нужно уйти немного голодным; это уже высокая практика. Давайте хотя бы будем искать меру. Где наша мера? В одной из передач я предлагал, как ее находить. То есть нужно найти подходящую вам тарелку, посмотреть примерно, что бы вы хотели употребить за один прием пищи, сделать это. Если вы не объелись и чувствуете, что сыты, но хотите еще что-то положить, то ничего не надо класть – вот это как раз ваша мера.

Если кто-то этой меры уже достиг, то в пост можно ее немножко уменьшить – взять блюдо чуть-чуть меньше. Это будет небольшое утеснение себя, что очень важно. Это что касается меры. Мера – это не только мера веса. Умеренность касается еще того, что  христианин не ест в любое время, когда хочет. Это больше свойственно животным: лошадки,овечки ходят по лугу и в любое время едят то, что найдут.

Человеку это не должно быть свойственно. Мы должны понимать: если мы так делаем, то отличаемся очень мало от коровок, лошадок, овечек, поросят. Мы же не животные и должны руководить собой. Одно из качеств умеренности – размеренность, режим. Я бы предложил принимать пищу три раза в день: завтрак, обед, ужин. И никаких перекусов между ними – для того, чтобы мы почувствовали труд и борьбу.

Потом это входит в привычку. И это не так сложно, как кажется сначала. Я понимаю, что бывают медицинские показания по поводу частого приема пищи; конечно, посоветуйтесь с лечащими врачами, если они понимают тему поста. Этот режим позволяет привести в порядок многие болезни (хотя это врачебная тема, я в ней не смыслю и сразу предупреждаю, что тут надо советоваться с грамотными специалистами). Но умеренность в пище должна быть, «с благоразумной разборчивостью в ней».

В отличие от животных мы должны разбирать, что мы едим. В чем благоразумная разборчивость? Есть крайность, когда христианин начинает очень внимательно изучать этикетки: есть ли там те или иные продукты? Я понимаю, что здесь надо следить, но не так фанатично (не дай Бог, крупинка недозволенного вещества попадет в нас). Не в этом суть вопроса. Благоразумная разборчивость заключается в том, что мы понимаем, что эти продукты – не постные.

Или эти продукты постные, но они вредные. Можно же «поститься» чипсами, запивая их сладкой газировкой. Ведь по химическому составу это все постная еда. А на самом деле что происходит в человеке? Можно также одной картошкой объедаться и думать, что ты постишься, и удивляться, почему у тебя ничего не получается, ты унываешь, болеешь, а к концу поста растолстел. Вот это разумная разборчивость: мы должны понимать, что не вся пища, которая с химической точки зрения или по своему происхождению называется постной, – является полезной и дает ожидаемые результаты.

Тут надо иметь золотую середину: не ударяться в кропотливое исследование своей пищи, боясь что-то нарушить, устав поста, но, с другой стороны, надо разбираться, что не все, что постное, – полезно.

Так вот, дальше святитель Игнатий пишет: «Гордый человек (это он обращается к нам с вами. – Прим. А.К.)! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем (мы же считаем себя умными, образованными, кто-то институт окончил, разбираемся в своих житейских вопросах, в своей специальности, можем хоть президенту указать, как правильно жить, ­– это показатель нашего горделивого состояния. – Прим. А.К.), а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».

Вот правда жизни. Оказывается, как бы человек о себе ни думал, ни гордился собой, ни превозносился, состояние его ума зависит от желудка – от того, что он в желудок положил.

«Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума».

Представляете, как интересно? Пост – это не тема холодильника, а тема для ума. Мне бы хотелось, чтобы мы настроились на то, что во время поста будут происходить ограничения в развлечениях, пище, каких-то делах, которые в непостное время ты беспокойно делал, а сейчас надо от этого уйти. Чтение духовное направлено на то, чтобы отрезвел ум у христианина. Представляете, какая интересная цель?

Закон поста – это закон для ума. И когда мы говорим, что это средневековье, мы ошибаемся; нам, современным людям, пост абсолютно необходим. Мы живем в эпоху наличия огромного количества противоречивой информации. Если у человека не будет трезвый ум, если он не будет за собой следить, он легко может попасть в различные ловушки для ума, потому что лукавому нужно поймать в свои лапы не наш желудок, а наш ум.

Как поймать? Буду говорить совсем просто. Захватил какой-нибудь мыслью. Захватил сердце греховным чувством. Мы сами себя доводим до греха. Очень быстро склоняем свою свободу и доводим себя до греха. Поэтому большинство христианских аскетических дел направлено на то, чтобы человек был трезвым, трезвомыслящим. Это закон для ума. Это не средневековье, а очень важное во все времена дело. Если кто-то не постится, боится, опасается этого, он похож на человека, которому говорят: «Вот лекарство», а он говорит: «Я не буду лекарство принимать, лучше поболею».

«Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста».

Перевожу на наш простой язык. Если человек хочет собой владеть, своими мыслями, чувствами, действиями, он должен подчиниться закону поста. Вот правда жизни. Святителем Игнатием нам тут открыт духовный закон.

«Только тогда он будет постоянно бодр и светел…»

Смотрите, какие результаты. По поводу результатов нам тоже надо понимать. Человек может думать: «Я пощусь, ущемляю себя, но скоро Пасха (Рождество, Успение или Петров день), наконец я наемся». Получается,  цель этого человека – какое-то непонятное воздержание. Как будто его кто-то (злая Церковь, злые батюшки) насильно заставил ограничить свое самолюбие и чревоугодие, и вот он терпел-терпел и сорвался. Это неправильный пост и неправильная цель.

Люди, которые не занимаются собой, не владеют постоянной умеренностью в пище, благоразумной разборчивостью (не есть что попало, сколько угодно, когда угодно), жалуются на очень подавленное состояние, плохой сон, тревожность, унылость, невозможность менять свою жизнь. Есть такое? Признайтесь, есть.

А святитель Игнатий говорит: «Только тогда (подчинившись посту, правильной форме – Прим. А.К.) он будет постоянно бодр и светел…»

Кто из вас, братья и сестры, не хочет быть бодр и светел? Светел – светлый ум. Я хочу, и вы, наверно, хотите. Мы все в один голос скажем, что хотим быть бодрыми, а не унылыми, когда приходим с работы и занимаемся тем, что копаемся в телефоне, лежа на диване, и растим себе брюхо (я про мужчин сейчас говорю). Конечно, мы хотим быть бодрыми. Так должно быть, мы же воины Христовы. Так вот, этого не достичь, если человек не будет добровольно себя ограничивать.

«Только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела…»

Я люблю тексты святителя Игнатия за то, что он не расписывает все красивыми словесами, за которыми ничего не найдешь, а пишет конкретно и точно. В одной строчке – всё. Сколько у нас горя на исповеди, когда мы приносим падения и говорим: «Я не ожидал и вдруг упал». Человек впадает в смертные грехи: вроде бы не хотел, а впал. Почему так бывает? Потому, что мы собой не владеем. Когда человек не очень разборчив в пище, травит себя, когда ему  лень, хочется отдохнуть, полежать, пожалеть себя – тогда уныние очень легко подкрадывается, высасывает духовные соки.

Очень легко греховные чувства пробиваются в сердце, и человек ничего не может сделать, потому что он безвольный, подбитый унынием, чревоугодием. А как было бы хорошо, если бы мы владели своими чувствами, пожеланиями сердца. Откуда рождается желание греха? Господь говорит, что из сердца исходит вся та нечисть, которой мы грешим.

Человек не может оскверниться какой-либо пищей. Я говорю это не для тех братьев и сестер, которые по случайности, жизненной необходимости во время поста съели что-то скоромное. Бывает обстановка: в гости пришел – и никак не отвертеться, взял и оскоромился. Пострадал от этого пост? Нет, не пострадал: сделай несколько поклонов, раскайся и иди дальше. Снова начни, ничего не пропало. Не выпал из процесса поста. Но если во время поста человек решил поесть пельмешек – это тяжкое согрешение.

Откуда берутся эти пожелания? Напомню: лукавый посылает помысел в ум, захватывает его. Ум начинает это рассматривать, принимает, и принятый помысел попадает в сердце, а потом легко рождается греховное желание. Поскольку ум помрачен, ты сам собой не владеешь. Сколько таких историй потому, что мы просто в большинстве своем не знаем, что нужно делать. Кто скажет, что он не хочет владеть своими пожеланиями, своим телом? Через  тело лукавый легко нас борет плотскими страстями.

Кто скажет, что не хочет, чтобы блудная страсть его побеждала? Все хотят, чтобы этого не было. Так вот, оказывается, этот опыт можно приобрести в посте. Это, конечно, сложно. Не так просто: один раз попостились, и все получилось. Это с опытом приходит.

«Только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им».

Оказывается, это ограничение не только дает власть над собой. Христианин – действительно духовный воин. При постоянной трезвенности (не тогда, когда мы в пост постимся, а не в пост едим что хотим, а тогда, когда постоянно следим за собой) этот человек «может изучать заповеди евангельские». Можно сказать: «Мы и так можем, кто нам мешает? Мы читать умеем». Да, читать нас в школе научили, но складывать буквы в книжке – еще не означает что-то понимать.  

Евангелие – это не человеческое писание, а откровение Бога нам. Человек из плотского, отолстевшего и оплывшего состояния может думать, что он понимает Евангелие. Да, он понимает, какие там написаны слова, а какой духовный смысл, он не понимает.

Святитель Игнатий открывает нам тайну (это не тайна, просто мы ее не знаем, не понимаем): если человек начнет воздерживаться, следить за собой, то со временем ум его будет очищаться от плотской зависимости. Человек начнет по-настоящему понимать евангельские заповеди: не просто прочитал их, а прожил, понял глубину. А понял – значит, будет им следовать, потому что владеет собой, а не по течению плывет. Дальше святитель Игнатий напоминает: «Основание добродетелей – пост».

В этих простых словах можно найти много ответов для себя. Святитель Игнатий не говорит, что мы должны умертвить себя строжайшим постом. Об этом и речи нет, все должно быть умеренно, правильно. Но цель какая? Чтобы человек начал владеть своим умом, а будет владеть своим умом – будет владеть своим сердцем и собой. И тогда он будет способен и на совершение христианских добродетелей, таких как молитва, правильный пост, который помогает человеку очиститься.

Вот такие замечательные слова мы сегодня прочитали. Мы разобьем текст на несколько передач. Я благодарю вас, братья и сестры, что вы откликаетесь на мои призывы о вопросах, присылаете их на нашу передачу. Очень много вопросов касается практики, в том числе практики поста – это хорошо.

Бог даст, мы еще с вами встретимся и будем обсуждать статью. Я предлагаю вам подготовиться к следующей передаче: заранее найти эту статью, внимательно ее посмотреть, прочитать. А потом мы с вами встретимся на телеканале «Союз» и продолжим изучение этой важной темы. Помоги вам всем Господь, братья и сестры.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать