«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

31 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы продолжаем разбор ваших писем. Я очень рад, что вы их присылаете. Это замечательно, что есть люди, которым еще что-то нужно. Поэтому давайте продолжим. Напомню, мои планы были немного другие. Я думал, что мы пройдем основы веры, основы узнавания, как проявляются страсти, и на этом закончим. А у нас с вами получился большой блок. Мы уже более полугода разбираем ваши письма. Я понял, что это не случайно, вам это нужно.

У меня на столе лежат книги. Я предполагал, что буду показывать и предлагать вам для чтения литературу по темам: изучение веры, настройка правильных взглядов христианина на окружающую среду, общество, грехи, жизнь Церкви, беды, которые есть в Церкви (где люди – там всегда будут беды). Я начал вас знакомить с трудами замечательного человека, церковного писателя – архиепископа Аверкия (Таушева). В одной из передач я предлагал вам для чтения и изучения книгу «Толкование на Евангелия».

Архиепископ Аверкий, будучи в эмиграции в Америке, преподавал в православной семинарии предмет «Священное Писание Нового Завета» (все Евангелия и Апостол). Очень важно нам, братья и сестры, изучать Евангелие, Деяния святых апостолов, их послания. Если с Евангелием все более-менее понятно, потому что в церкви можно услышать проповедь, толкование на Евангелие (на телеканале «Союз» можно встретить), то с Апостолом сложнее (хотя на телеканале «Союз» и Апостол толкуется, но не всегда смотришь телевизор).

Когда мы приходим в храм и слышим фрагменты апостольских чтений, они воспринимаются еще сложнее, чем Евангелие, потому что апостолы писали конкретным общинам, описывая конкретные проблемы и предлагая их решение. Поэтому это очень непросто. Изучение апостольского чтения требует еще более серьезного внимания.

У архиепископа Аверкия есть большая серьезная книга «Апостол. Руководство к изучению». Это академическое чтение. Кто хочет, может приобрести эту книгу, сделать ее настольной и не просто читать Апостол (есть такая благочестивая традиция: читать какой-то фрагмент из Евангелия, Апостола, если есть время и возможность), а чтобы это было осознанным чтением (не чтением ради чтения).

Если это не осознал и не понял, то это все бесполезно. Поэтому хочу вам предложить этот труд, ставший в наше время классическим. Архиепископ Аверкий – замечательный человек, писатель. Он оставил не только плоды своих преподавательских трудов, но еще и много замечательных статей и книг, о которых мы поговорим позже.

Давайте приступим к разбору вопроса, который пришел от нашего телезрителя. Вопрос такой: «Говоря словами притчи о богатом юноше, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную человеку, который зарабатывает больше среднего?» Давайте я напомню, братья и сестры, о чем идет речь, перескажу своими словами.

Мы читаем в Евангелии, что к Христу подошел юноша и сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь ему говорит: «Исполняй заповеди: не убивай, не кради, почитай родителей». Юноша говорит: «Я все это исполнил от юности моей». А Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, раздай свое имение, возьми крест свой и следуй за Мной». Юноша очень огорчился и, грустный, ушел от Христа. В Евангелии поясняется: потому что был богат.

Как раз об этой истории пишет наш брат: «Я программист, зарабатываю тяжелым трудом. На благотворительность отдаю, наверно, десятину доходов. Но свои деньги я зарабатываю более чем честно. Оставлять себе просто минимальный объем средств я бы, наверно, не смог: все-таки семья, определенные планы по строительству. Все раздать нуждающимся и подвизаться я, пожалуй, не смог бы. Означает ли это автоматически, что такие, как я, не спасутся? Спасибо».

Очень интересный вопрос, брат. Мы сегодня начали передачу с того, что Священное Писание надо изучать с толкованием. Когда мы понимаем буквально то, что услышали, то возникают вот такие вопросы.

Следуя логике этого вопроса, спастись могут только нищие или нуждающиеся, малоимущие. Но это совсем не так, речь идет не об этом. Люди разные, социальное положение у всех нас разное. Чем дальше, тем в нашем российском обществе большее расслоение на очень богатых и очень нуждающихся. Очень большой разрыв. Сказать, что все, кто находится за чертой бедности, обязательно спасутся, нельзя. Сказать, что все богатые люди непременно будут, как евангельский богатей, гореть в аду, – тоже неправильно. Тут что-то другое, давайте попробуем разобраться.

Что касается богатого юноши, мне нравится такое толкование. Посмотрите на поведение юноши. Он же действительно хочет спастись? Он верующий человек, хочет наследовать жизнь вечную, приходит к Господу, и Господь ему говорит: «Какие заповеди нужно исполнить?»

А что отвечает юноша? Давайте вслушаемся: «Я это все исполнил от юности моей». Ведь подошел не старец, а молодой человек и сказал: «Я это все исполнил». Как вы думаете, о чем это говорит? Какая это страсть? Или это добродетель? Конечно, страсть.

Ничего нельзя исполнить самому – без Бога. Все, что мы делаем доброго (попытки покаяния, молитвы, исправления своей жизни, доброделания, делания чего-то во благо ближних), – это только потому, что Бог этого захотел и нам помогает. Когда мы говорим: «Я сделал, я попостился, я хорошо помолился, я достойно причастился (у нас много поводов поякать)», – какая это страсть? Если я говорю так на людях – это тщеславие. Когда человек начинает себе приписывать качества, которые на самом деле ему дал Бог, – это очень тяжкое духовное заболевание.

Почему юноша жил такой жизнью? Потому, что наверняка родители у него были благочестивые, он воспитан в такой семье. Какое его достижение? Какой был его личный труд? Если ты богатый, у тебя достаточно доходов, то зачем тебе воровать? Почитать отца и мать в те времена, в той культуре было естественно.

Он воспитан в целомудрии, поэтому не блудил, никого не убивал. Это очень грубое, поверхностное понимание заповедей. Он считает, что это выполнил, хотя жизнь длинная: сегодня ты считаешь себя праведником, а завтра оступишься и так себе нос об асфальт разобьешь, что тут же перестанешь что-то из себя представлять.

Ошибка юноши: он поверил, что что-то выполнил. Это ложное духовное богатство. Он был богатый тщеславием, а раз тщеславие есть, то есть и гордыня. То есть он не только на людях признавал себя праведником, но и внутренняя фраза «я все выполнил» говорит о гордыне. Про это ложное богатство Господь и говорит ему: «Раздай нищим». Кто такие нищие? Бесы – нищие. Им надо отдать это свойство. Выбросить из себя – вот что нужно было тому юноше сделать. А не разорять имение своего отца, который, быть может, был еще жив (я так предполагаю. – А.К.).

Этот юноша мог еще не распоряжаться этим богатством. Речь идет о ложном духовном богатстве, когда человек считает себя праведником, святым. И вы не думайте, что это встречается 2000 лет назад – и всё; это и в нашей приходской жизни бывает. Приходит человек и говорит: «У меня нет вины». Как только он такое сказал, это первый признак, что она у него есть.

Или приходит человек и говорит: «Я ничем особо не грешил. У меня с Богом все нормально: я не воровал, не убивал». А начинаешь разбираться, оказывается, все и было: и воровал, и убивал (в виде абортов). Аборт – это не убийство? Убийство самое настоящее. Поэтому представление о себе, что мы – нечто, являемся чем-то особенным, все выполнили,  является свойством гордыни.

И Господь ему сказал: «Брат, смирись». Помните заповеди, которые мы с вами разбирали и дальше будем повторять: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие? Он именно об этом и говорит: «Хочешь Царствия Божьего, стань нищим, перестань думать, что ты что-то из себя представляешь». Перестань думать, что ты великий, большой, святой, замечательный. По сравнению с Христом ты вообще никто – земляной червячок.

Юноша ушел не потому, что ему было жаль отцовских денег (это толкование), а потому, что ему не хочется расставаться с представлением о себе, что он нечто. Вот какая духовная болячка: ты думаешь, что уже что-то знаешь, чего-то достиг, на каких-то ступеньках духовной жизни находишься. А Христос говорит: да какие ступеньки? выбрось это все, за Мной иди.

Что такое: «Возьми крест свой и следуй за Мной»? Он предложил ему совершенно конкретный путь заповедей блаженств. «Осознай, что ты нищий передо Мной, – говорит Христос. – Я тебя научу». Это означает: на самом деле ты ничего не знаешь; более того,  настолько криво все знаешь, что надо заново начинать. А юноша не захотел, потому что ощущение, что ты нечто, сладкий яд тщеславия и гордыни – настолько приятны, что от этого трудно избавиться. Вот, дорогие мои, что касается истории про юношу. Речь идет не о богатстве, а о внутреннем состоянии человека – чтобы он был правильно настроен.

Что такое крест? Это крест знания веры о Христе и сохранения ее. Крест состоит из нескольких частей, да? Одна – это правильная и неизменная вера во Христа, сохраняющаяся в Православной Церкви. Другая – нравственное учение Церкви о борьбе со страстями, внутренняя борьба с собой. Вот о чем говорил Господь. Следование за Ним – следование Его заповедям. А юноша так не захотел.

Давайте вернемся к нашему дорогому брату-программисту. Про деньги ли эта история? Я думаю, что нет. Но он подумал, что про деньги.

Давайте возьмем историю брата. Мы живем сейчас в капитализме. Понятно, что если в советское время зарплата была в основном 120 рублей (была уравниловка), то сейчас, в это время потребления, поиска доходов, общество расслоилось. Есть люди, которые действительно своим трудом учились (как брат на программиста учился, получил профессию, работу, опыт). Он трудится и говорит: «Реально тяжелый труд». Я верю. И он получает по своим ощущениям больше среднего. Это плохо или хорошо, как вы думаете? Я думаю, хорошо, потому что он зарабатывает честно.

Если бы он подворовывал, хитрил, обманывал, откаты брал, то это были бы грязные деньги (они не приносят ничего, кроме бед, которые потом периодически наваливаются). А человек работает и зарабатывает честно. В Евангелии не осуждается само по себе богатство. Богатство осуждается, когда оно становится самоцелью. Мы говорим даже не о богатом человеке; просто он в достатке находится, зарабатывает достаточно. Что ему нужно?

Нужно ли ему изображать из себя преподобного Антония Великого и уйти в пустыню? Он говорит: «Не могу», – и это нормально, потому что у нас нет цели, чтобы все были как преподобный Антоний Великий. Пути к Богу, пути спасения разные. Бог видит каждого из нас с вами. Если ты семейный человек, так и трудись в семье. У нас нет такого понимания, что спасаются только в монастыре или только в пустыне. Обеспечивать семью – достойное мужское занятие. Если Вы трудитесь, для семьи строите дом, обеспечиваете свою семью – так это нормально, брат, замечательно.

От нас, христиан,требуется милостыню оказывать от своих доходов. Если Вы понимаете, что десятую часть жертвуете на какие-то нужды, которые сами видите (храм, нуждающиеся), – это Ваше личное дело, никто не лезет в Вашу семейную бухгалтерию, сами думайте. Вот и замечательно, это Ваши возможности. А то, что семья Ваша не голодает и дети не ходят в обносках, – так Вы для этого и трудитесь, для этого Бог и дал Вам эту возможность.

Есть другая крайность. Людям, у которых есть достаток, не нужно увлекаться роскошью. И в нищету не надо уклоняться, ничего не надо из себя изображать. Если вы в достатке, то одевайте, кормите свою семью достойно.

Какая особенность у богатства? Человек начинает жить так, чтобы показать, что он богатый, начинает превозноситься над другими людьми. Если у Вас этого нет, Вы живете спокойно, нормально, трудитесь над собой, видите свои прегрешения, то так дальше и продолжайте. Как Вы пишете: «Все раздать нуждающимся и подвизаться – я, пожалуй,  не мог бы». От Вас этого не требуется. Делитесь тем, что есть.

Что касается десятины (эта заповедь не отменена), мы сейчас об этом не говорим, часто забываем. У нас даже есть прихожане, которые наивно предполагают, что Церковь нашу содержит государство. Я всегда очень смеюсь, когда такое слышу. Церковь существует на пожертвования христиан. Давайте честно: кроме христиан, церкви вообще никому не нужны. Поэтому если я хожу в храм, то понимаю, что храм тратит на газ, отопление, воду, свет, чтобы мне было комфортно. Пришел, а двор убран: кто-то там работал (не ангелы же занимаются там бесплатно). Понятно, что это люди, им зарплата нужна.

Священник должен зарплату получать – такую, чтобы он и в роскоши не жил, и не нищенствовал. В храме надо периодически что-то обновлять, ремонтировать. На чьи средства это должно быть? Понятно, что на наши. Мы – часть общины. Это наш храм, наше место, где мы встречаемся с Христом, поэтому должны это содержать, вопросов нет. Не надо думать, что за нас это кто-то должен делать. Но если у Вас остается достаточно средств и надо потратить на семью – так тратьте. Кто Вас может осудить? Я думаю, что никто.

«Означает ли это автоматически, что такие, как я, не спасутся?» – Не означает. Давайте продолжим историю с юношей. Юноша огорчился и ушел, а Господь рассказал притчу, что трудно богатому войти в Царство Божие. Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие.

Почему богатому трудно? Если богатый привязан к своему богатству (машинам, счетам, домам, удобству, комфорту), не пользуется им (потому что Бог ему дал, и он распорядитель этих средств: кому-то помогает, семью содержит, излишками может поделиться) и это превратилось в страсть сребролюбия, то такому человеку действительно невозможно войти в Царствие Божие.

При чем тут игольные уши? Физически верблюд никогда в игольные уши не войдет. Тут надо понимать не буквально. В древности в городах Палестины, где ходил, проповедовал Господь, так назывались таможенные ворота. Вот представляете себе нагруженный караван? Идет караван, по обе стороны тюки, идут погонщики. Они подходят к городу и идут не теми вратами, какими обычно заезжают люди, а подъезжают к таможенным вратам (у них же груз, его нужно проверить).

Эти узкие таможенные ворота назывались Игольные уши. Туда мог пройти только один верблюд, без груза. Его нужно было разгрузить, снять тюки, провести сначала верблюда, показать таможеннику, что у тебя в тюках (может, ты везешь что-то противозаконное), пронести эти тюки, нагрузить снова верблюда и идти дальше на рынок заниматься своими делами.

Это к чему? Если богатый человек рассчитывает только на свое богатство (на количество своих пожертвований, что он может ими откупиться), не занимается собой, своей духовной жизнью, то этого недостаточно: в гроб не заберешь ни банковские счета, ни нефтяные вышки, ни дорогущие автомобили.

Мы предстанем перед Христом на суд только с тем, что приобрели за всю жизнь, – с духовным опытом. Он может быть положительным и отрицательным. Если человек прожил в грехах и это богатство стало для него не средством для милостыни, своего спасения, а средством для падения, то такой человек, конечно же, ответит за свои дела, свою жизнь, что он не благотворительностью занимался, а тем, что ел, пил, веселился и удовлетворял свои низменные инстинкты.

Мы с вами говорили об этом и еще раз повторим. Апостолы удивились: «Как такое возможно? Человеку невозможно спастись». Господь говорит: «Человеку невозможно, Богу все возможно». Поэтому спасение зависит от Бога и от того, как человек пытается следовать за Христом. Не важно, какой у него уровень дохода, кошелек. В Царство Божие на «Мерседесе» не заедешь, важен только личный опыт.

Если богатый человек честно работает, у него честный доход, то он должен также изучать покаяние, страсти, веру, Евангелие и содержать свою семью как достойный мужчина и делиться от своего избытка с нуждающимися. Бог не автомат. Он любящий Отец, поэтому тут не так просто, автоматом спасения не бывает, и это не зависит от того, что у тебя зарплата не двадцать тысяч, а шестьдесят тысяч рублей. Не в цифрах дело, а в отношении к этим цифрам.

Давайте подытожим. Если у человека есть средства, заработанные сверх необходимого, то он должен делиться или планировать что-то для семьи. Брат пишет о планах на строительство. Построить дом – это не просто так. Понятно, что надо экономить, приберечь для того, чтобы строиться. Это недешево.

Спасаются те христиане, которые веруют во Христа Господа, борются со своими страстями, являются членами Православной Церкви, участвуют в таинствах. Поэтому предлагаю обратить внимание на внутреннее понимание этой евангельской истории про богатого юношу и притчу про верблюда. Игольные уши – это таможня, а таможня для нас – это суд Божий, когда Господь после смерти человека предопределяет его или в преддверие рая, или в преддверие ада. Это все зависит от того, с чем человек пришел.

Поэтому давайте не будем терять время. Будем стараться собой заниматься. И дай Бог мудрости нашему брату. Уже несколько передач получилось построить на его письме. Вопросы очень глубокие, серьезные. Мне хочется пожелать Вам Божией помощи, дорогой брат.

Еще раз хочу вас, братья и сестры, поблагодарить за то, что присылаете ваши письма, они действительно очень  интересные, глубокие, позволяют по-разному посмотреть на нашу жизнь. Поэтому если у вас есть вопросы, комментарии, приглашаю поучаствовать в создании нашей передачи, потому что если бы вопросов не было, передача была бы другой.

Приглашаю писать письма на нашу электронную почту: kanev@tv-soyuz.ru или почтовый адрес телеканала «Союз». Было бы очень интересно посредством письма и телевизора общаться с теми людьми, которые компьютером не пользуются. Я думаю, что среди наших зрителей есть такие люди, которые не могут отправить электронное письмо. Я желаю вам Божией помощи. И до новых встреч в нашей передаче «Страсти и борьба с ними».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы