«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

24 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем нашу телепередачу «Страсти и борьба с ними» и продолжаем разбирать те письма, которые вы присылаете на адрес электронной почты, за что я вам постоянно говорю: «Большое спасибо». Очень важно, чтобы у нас с вами была обратная связь, чтобы я видел, что эта тема вас интересует. И мы вместе с вами, даст Бог, сможем разобраться в этих вопросах.

В одной из передач я предложил рассказывать о замечательных книгах, которые можно было бы читать, изучать; они касаются вопросов изучения веры, борьбы со страстями, правильного христианского отношения к миру и близким. Без чтения, подкрепления знаний часто бывает, что полученные знания теряются. Мы суетимся, а эти вопросы серьезные. Лукавому нужно, чтобы мы ничего не знали. Уже несколько раз, отвечая на вопросы, с чего начать духовную жизнь, я говорю одно и то же (это общий рецепт): нам надо изучать основы веры, изучать Евангелие и святоотеческие труды, касающиеся описания страстей, борьбы с ними.

Сегодня я хочу показать вам книгу и познакомить с ее автором, который, может быть, вам уже знаком. Очень важно понимать, что надо изучать Евангелие. Это нелегкая книга для чтения и не такая книга, которую нужно формально прочитать, закрыть и на полку положить или, того хуже, вообще не брать: на полке стоит, пылится. Это, по сути, письмо Бога к нам, и относиться к нему нужно так, как относятся дети, находящиеся в долгой разлуке с отцом или матерью, к весточке от них. Наверно, они будут беречь это письмо, держать у сердца.

Евангелие должно быть для нас такой святыней, которая всегда присутствует в нашей жизни. Не формально присутствует.  Мы должны его читать, изучать. Евангелие обязательно нужно изучать с толкованием, помощником. Евангелие написано языком возвышенным, в нем даются возвышенные истины, и человек, который не подготовлен, часто не может понять, о чем идет речь. Но если ты прочитал и ничего не понял, то в этом нет никакого смысла.

Так вот, у нас с вами есть помощники, которые помогают понять Евангелие. Один из таких помощников архиепископ Аверкий (Таушев). Его книга называется «Четвероевангелие». Она многим знакома, издавалась в мягкой обложке, я ее очень рекомендую. Сам владыка Аверкий – очень интересный человек. Он уже скончался, но мы можем познакомиться с ним, прикоснуться к его мысли через книги.

В наших передачах мы будем продолжать знакомство с этим очень интересным автором. Он жил в ХХ веке в эмиграции и преподавал предмет Священное Писание Нового Завета. Эта книга – конспект его лекций. Очень важно и полезно с помощью такого замечательного автора познакомиться с Евангелием.  Он наш современник, человек, проживший почти весь двадцатый век (скончался в 1976 году); мимо него не прошли многие проблемы, которые касались духовной жизни. Находясь в эмиграции, в разлуке с Родиной, он много видел, чувствовал. Он писал о том, какие духовные проблемы видел у современников. Давайте откроем эту книгу; быть может, мы узнаем себя в этих проблемах. Надо изучать Евангелие, братья и сестры, и давайте возьмем  на вооружение книгу «Четвероевангелие»  замечательного автора архиепископа Аверкия (Таушева).

Давайте приступим к письму. Письмо очень необычное, интересное, позволяет подумать о разном. Пишет сестра: «Посмотрела одну из ваших передач, в которой объяснялось, что значит отречься от мира; что служить можно либо Богу, либо мамоне. Меня давно волнует вопрос: размышление о внешней красоте для женщины греховно или нет? Этим я служу мамоне или не служу?»

Видимо, речь идет о той передаче, в которой мы разбирали статью святителя Игнатия и касались темы отречения от мира. Давайте сразу будем расставлять акценты и разъяснять понятия. Что значит «мамона»? Это кошелек. Господь говорил в Евангелии, что человек служит или Богу, или мамоне. Понятно, что под «мамоной» можно подразумевать вообще все страсти, но здесь имеется в виду конкретный контекст – сребролюбие. Человек привязан к земле, имуществу, благам, богатству, деньгам – это называется «мамоной». Если человек так живет и для него это ценность, он Христа никогда не найдет. Но сестра наша пишет о внешней красоте: для женщины она греховна или нет?

Очень интересный вопрос. Давайте посмотрим, как она описывает свою проблему: «Раз в неделю хожу на службу в храм. Причащаюсь примерно раз в месяц. Стараюсь следовать заповедям Божиим, но, конечно, не всегда получается. Хожу в воскресную школу для взрослых, изучаю церковнославянский язык».

Мы видим, что человек неравнодушен к вере, более того, причащается раз в месяц, на службы ходит, пытается исполнять заповеди. Я надеюсь, что это не просто так: исполняю заповеди, а сам не знаю, что исполняю. Человек наверняка изучил Евангелие, посещает воскресную школу, изучает церковнославянский язык.

«Семья наша живет, как и большинство окружающих: дача, квартира в хрущевке. Мне очень важно, чтобы в квартире все было красиво, комфортно обустроено. Люблю красиво одеваться и ухаживать за собой. Работала учителем, сейчас на пенсии. Всегда выкраивала деньги из семейного бюджета на хорошую новую одежду. То, что не ношу, отдаю другим. И мне не выйти на улицу без легкого макияжа, в какой-то одежде, пусть даже чистой и опрятной». Она выделила в тексте «в какой-то одежде» – простой, может быть?

Вот такая проблема у человека. Что по этому поводу можно сказать? В Церкви можно встретить разные типы людей. Понятно, что Христос ждет к Себе всех: и тех, кто работает учителем, и тех, кто работает дворником. Для Христа не важно, кем человек является в обществе. Важно его сердце, душа. Путь воцерковления у людей разный. В храме можно встретить и скромно одетых людей, потому что они реально бедные, и состоятельных людей. Мы не оцениваем внешность людей: пришли, и слава Богу, что пришли.

Бывает так, что человек привык в своей светской жизни ухаживать за собой. Женщина написала, что она работала учителем. Работа учителем предполагает, что учитель должен хорошо выглядеть. Это эталон, здесь очень глубокие вещи. Меня печалит отчасти, когда современные молоденькие учительницы одеваются в вольную одежду. Это плохо, потому что они пример. Какой пример подается детям? Если женщина уже на пенсии, то это советская учительница. Советские учителя прекрасно понимали, как важен их внешний вид, как важно, что они говорят и как говорят. Моя мама учительница, поэтому я эти вещи очень хорошо понимаю.

Тут речь идет о том, что человек привык всю свою трудовую деятельность выкраивать деньги из бюджета на хорошую одежду. Когда она пришла в церковь, эта привычка осталась. Хорошая она или плохая? Хорошо женщине заботиться о внешней красоте своей или нет? Конечно, проще всего сказать: «Нет». Но согласитесь, когда мы увидим в храме неухоженную женщину (свитер на ней на несколько размеров больше или просто неухоженный человек), то не скажем, что она образец святости. Давайте с этим  разбираться.

Нужно ухаживать за собой или нет? Понятно, наша современная культура предполагает, что человек должен за собой ухаживать. Что такое ухаживать? Помыть голову – это ухаживать? Ухаживать. Зубы почистить – ухаживать? Ухаживать. Со временем женщине нужно пользоваться кремами – это тоже уход за собой. Сказать, что нельзя пользоваться? Это же неправда. Я к вам пришел, голову помыл (простите за подробности). С моей точки зрения, будет нечестно говорить, что не надо за собой ухаживать.

Очень важно нам с вами говорить о мере. Во всем должна быть мера. Мы видим, что наш современный мир предлагает способы ухода за собой. Я в детстве смотрел новогоднюю передачу, там пела актриса, она выглядела так же, как и в этом году. В этом году мне было любопытно, я включил (правда, сразу выключил): те же лица и так же выглядят. Мне уже почти сорок пять лет, а они выглядят точно так же, скоро будут выглядеть моложе меня.

Понятно, что это косметологическая индустрия, целое направление бизнеса, зарабатывание денег, когда человеку говорят: «Ты должен быть красивым» – выглядеть так, как диктует индустрия. Я думаю, тут ловушка, построенная на том, чтобы люди тратили больше денег на эту внешнюю красоту. Не случайно же пропагандируется эталон женской красоты. Подавляющее большинство не соответствуют этому эталону, и наши девочки, женщины начинают страдать, что они внешне не похожи на эту красотку, почти всю силиконовую.

Что это? Это беда. Мы, христиане, начинаем включаться в безумную гонку этого мира, когда пытаемся во всем ему соответствовать. Не получится, потому что не у всех есть столько средств, а у кого они есть, те начинают безудержно молодиться. В чем суть вопроса? В том, что наш современный мир отрицает старость, смерть. Мы живем на земле и видим, как женщины в возрасте начинают молодиться, надевать подростковую одежду, красить волосы в неестественные цвета. А потом мы говорим: «Вот молодежь красит волосы». У нас старушки так красятся, зачем мы начинаем молодежь трогать?

Получается так, что довольно большая часть населения живет в неком неудовлетворении: «Я не такая, как некий образец, медийная красавица». Что делать? Начинаем лезть вон из кожи, чтобы этому соответствовать. Косметологический бизнес предлагает хирургию, разные современные способы, и человек тратит много средств, времени, сил для того, чтобы приблизиться к своему образцу.

Это по-христиански? Конечно, нет. Я понимаю, что бывают какие-то врожденные недостатки, которые можно исправить хирургическим путем. Но вполне обычного человека окружающие принимают таким, каков он есть, его любят. Внутри женщина говорит: «Нет, я не такая, я хочу быть похожей на некую красотку». Как живет эта женщина? Она постоянно несчастлива. Сказать ей: «Не ухаживай за собой»? Конечно, нет.

Надо ухаживать за собой в рамках нормы приличия. Но когда человек работает для того, чтобы сделать очередную пластическую операцию, мне кажется, это совершенно не по-христиански, даже не по-человечески. Технологии меняются, и чем дальше, тем больше этот мир будет предлагать нам внешние, телесные изменения. Если глубже коснуться, наш современный мир, наверно, настолько нехристианский, что даже христианское понимание, что такое человек (его предназначение, смысл жизни), начинает меняться. У нас скоро начнется постчеловечество, когда любой человек по своему капризу сможет поменять себе внешность, пол. Это же ужасные вещи. Понятно, что женщина не об этом пишет, но так или иначе эта проблема ее коснулась.

Женщина должна быть красивой? Конечно, должна. Но для кого? Для мужа в первую очередь. Сестры, простите, если коснусь больных тем. Получается так, что дома вы ходите в старом, затрепанном халатике и бигудях, зато на улицу выходите красивыми. Не надо в этом халатике на улицу выходить, но в первую очередь нужно для мужа быть красивой, ему быть интересной. А все, что касается улицы, – в рамках приличия, классическая одежда, приличная, опрятная. Никто не говорит, что если ты стала православной, то нужно взять юбку до пола и чтобы она была грязной, какие-то ботинки солдатские...  Этим мы только позорим Церковь, веру, тут ничего хорошего нет. Я имею в виду тех, кто живет в миру. Кто в отшельники ушел – это уже его личное дело, там  никого это не смущает, никого не соблазняет.

Если мы работаем на светской работе, с людьми, как человеку не ухаживать за собой? Обязательно надо, но в рамках приличия, классического понимания. Бывает так, что женщины привыкли, живя обычной мирской жизнью, пользоваться макияжем, и после прихода в церковь у них начинается ломка. Нужно от этого полностью отказаться, но человек внутри еще не созрел для этого. В этом случае надо нарисовать себе несколько ступенек. Для начала отказаться от яркого макияжа. Насколько я понимаю, есть классический деловой макияж, а есть вечерний. Вечерний – яркий, деловой – менее яркий.

Вы, наверно, согласитесь, что встречали много раз в жизни красивых пожилых женщин. Они же есть? У них нет ни одного микрона краски на лице. Да, это старое лицо, старая женщина, но она красивая. Чем она красивая? Не тем, что она все морщинки убрала хирургическим путем, пластической операцией. А тем, что человек внутренне богат, а когда он внутренне богат, он внутренне красив, и все это выливается наружу. И реально человек красивый. Это не значит, что мы говорим политкорректно: «Ой, ты красивая», а сами думаем: «Да ты на Бабу-ягу похожа». Человек реально красивый внутри. Наоборот бывает с красотками: все вроде бы по образцу, как клонированные, а внутри пустота, потому что там ничего нет, кроме этих результатов пластических операций. Человек – это духовно-телесное существо. Когда человек начинает не ради внешней красоты это делать, а внутренне обогащаться Христом, он становится красивым и в любом возрасте таким может быть. Так вот, когда человек не на внутреннее, а на внешнее отдает все свои силы, тогда получается, что он начинает излишне следить за собой.

Это надо рассматривать как свою немощь, и первая ступенечка – отказаться от яркого макияжа. Со временем, с опытом воцерковленности, поймешь, что этот внешний образец красоты, которому все вокруг стараются следовать, – идол. Надо от него тоже отступить, признать, что Богу ты нужен такой, какой ты есть. Муж тебя любит такой, какая ты есть. Или хочешь чему-то соответствовать в глазах чужих людей, которым все равно, как ты выглядишь?

Это же ранимое самолюбие нам говорит: «А что подумают? Вот скажут, что он второй день ходит в одной и той же рубашке». Кому какая разница? Может, у меня шкаф одних и тех же рубашек. Это же мои проблемы, не чьи-то. Очень тонкое, ранимое самолюбие, видимо, у нас с вами, когда мы начинаем жить так и заботиться о том, что скажут люди о нас, тем более о нашем внешнем виде. Когда человек начинает ориентироваться на внутреннюю жизнь, внутреннее богатство, облекаться Христом (а мы все в крещении во Христа крестились, во Христа облеклись, и Церковь нам говорит, что одежда нашей души – Христос), когда человек борется со страстями, пытается любить ближних, молиться, тогда внутренняя красота со временем выходит наружу. Я это знаю по опыту, мы проходили этот путь с некоторыми нашими прихожанками, которые со временем отказывались от всякой косметики. Они были и есть замечательные и красивые женщины, но кто-то еще сохраняет маленькие элементы косметики. Я имею в виду косметику не как средство ухода за собой, а косметику как украшение.

За прической, волосами надо следить. Если мы увидим непричесанную, лохматую женщину – непорядочно это, нехорошо. С другой стороны, заниматься красотой только ради красоты – это уже греховно. Зачем это нужно, для кого? Тем более когда мы видим, что человек взрослый, уже на пенсии, продолжает зацикливаться на этой проблеме – как выглядеть – и не может в чистой и опрятной, но простой одежде выйти на улицу. Это уже ловушка, крючок серьезный, сестра моя дорогая. Вам надо обратить внимание, разобраться, что тут цепляет? Какая разница, кто и как на вас смотрит? Нам важно, как Бог на нас смотрит, Он же будет оценивать, а не люди. Мы с вами не на передаче «Модный приговор», где оцениваются предметы нашего гардероба.

Да, женщина должна быть красивой, но она не должна быть красива похотливой красотой, настолько ухаживать за собой, чтобы привлекать восхищенные взоры. Вот в чем суть вопроса. Зачем это надо? У наших женщин должна быть целомудренная красота. Это связано с одеждой, поведением, уходом за собой. Я предложил бы такой вариант решения этого вопроса.

Если что-то в этом цепляет, то это связано с самолюбием, а самолюбие – это гордость: «Я не принимаю себя таким, какой я есть, мнение людей мне дороже, чем мнение Бога». Это конечно, связано с гордыней. Тут же страсть тщеславия примешивается.

Сестра пишет, как ее мучают мысли: «Когда иду по улице, невольно обращаю внимание, как одеты люди, и мысленно пытаюсь их переодеть более стильно; получается, что ум мой занят внешней красотой. Кому я тогда служу. Как быть?»

Как быть, мы уже разобрались. Во-первых, разобраться, что это за проблема. Мы уже назвали – проблема гордыни, ущемленного самолюбия, человек не хочет принять свой возраст, свой внешний вид. Ухаживать за собой надо, только меру надо знать. Привычка ума оценивать людей по внешнему виду и пытаться их переодеть – это очень опасное занятие для ума. Этим вообще заниматься не нужно. В этом случае есть превозношение: «Я-то лучше одет, более стильно, а эти крестьяне ходят в ватниках своих, не переодеваются». Представьте, если бы мы с таким умом встретили Христа на дорогах Палестины. Ведь Он не был стильно одетым. Внешне нищий путник, который идет весь в пыли. У Него обычная, рядовая одежда небогатого человека. Как бы мы Его переодели – в царские одежды, что ли? Они Ему не нужны.

Так вот, смотрите, как можно легко ошибиться, когда мы на внешнее обращаем внимание. Чтобы такого не было, хочется порекомендовать сестре и нам с вами развернуть взгляд с внешнего на внутреннее. Какая разница, кто как одет, как себя ведет, главное – как я себя веду, что в данный момент думаю. Наш ум в этот момент воображением и мечтанием занимается, осуждением, превозношением. А если мы в этот момент начнем молиться, просить Бога нас простить (молитвой  Иисусовой или другой короткой молитвой), то в этот момент нам все равно, как вокруг одеты люди.

Видите, какой интересный вопрос. Он встречается в приходской жизни. Давайте подведем итог. С одной стороны, не ухаживать за собой нельзя, потому что мы живем среди людей. Излишне увлекаться этим тоже не нужно, потому что здесь может быть целый клубок страстей: гордыня, тщеславие, блудная страсть (тоже примешивается, без нее никак в этом вопросе красоты). Давайте будем заниматься внутренним. Тогда со временем все это внешнее отпадет, как отсохшие корки отпадают от болячек.

Хочется пожелать, чтобы так с нами и было, чтобы мы не придавали внешнему так много значения, не тратили много сил и средств на внешнюю свою красоту. Излишним будет тратить силы, время и средства для того, чтобы было очень хорошо и красиво в квартире. Уютно должно быть. Красиво по возможности. Кто запрещает? Это ваш дом, семья, ваше гнездо. Для ваших близких – пожалуйста. Но если у нас цель обставить дом дорогим антиквариатом, то это от христианства далеко. Помоги нам Господь, братья и сестры, чтобы мы в нашей жизни больше обращали внимание на внутреннюю жизнь.

Спасибо Вам, дорогая сестра, за такое искреннее, откровенное письмо. Мне очень хочется пожелать Вам, чтобы у Вас это все исправилось. Если у вас будут вопросы, дорогие мои, пишите на электронный адрес нашей телепередачи: kanev@tv-soyuz.ru

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать