«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Ответы на вопросы

11 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

– В прошлой передаче мы начали разбирать очень интересное письмо одной нашей сестры, касающееся гнева. Сегодня мы продолжим эту тему. Сестра подготовилась, чтобы задать вопросы, и благодаря ей мы можем порассуждать про страсть гнева. Прошлую передачу мы закончили на вопросе: «Всякий ли гнев является грехом?» Кто-то из святых отцов, толкователей Священного Писания, пишет, что бывает гнев святой. Сестра приводит пример, историю из жития святителя Николая Чудотворца.

По преданию, святитель Николай Чудотворец использовал такой аргумент для доказательства истины – ударил Ария, когда тот богохульничал. « И люди лишили его сана, хотя Господь одобрил его поступок. В Евангелии есть пример, когда Господь Иисус Христос гневается. И не только внутренне, но и внешне проявляет гнев. Например, воззрел на них с гневом». Или вспомните историю, когда Господь берет веревки, делает из них бич и изгоняет продающих в храме. Сестра привела цитату: «И сделал бич из веревок и выгнал из храма всех, также и овец, и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».

Понятно, что Господь сделал это с праведным гневом. Сестра прислала цитату: «Кирилл Александрийский толкует это так: “Справедливо негодует Спаситель о неразумении иудеев, ибо божественный храм не подобает делать домом торговли, но домом молитвы, как и написано в Священном Писании.  И не в одних только словах являет свой гнев, но ударами и бичом изгоняет из священных оград, применив к ним подобающее к рабам наказание, ибо они имели не принять Сына, освобождающего через веру”». Вот такая цитата Кирилла Александрийского, который пишет, что Господь применил праведный гнев.

По поводу чего Господь проявил гнев? Современную Церковь часто укоряют, что у нас есть торговля в храмах. Внешне идет торговый процесс: свечки, иконочки, книжки и т.д. Говорят, что все это нельзя. Иерусалимский храм тоже занимался торговлей. Господь не на всякую торговлю гневается, а на ту, которая начинает мешать молитве.

Давайте разберем ситуацию, чтобы вам было понятно, против чего гневается Спаситель. Выгнал продающих, также овец и волов. Помните, когда Господь рождается в Вифлееме, ангелы являются пастухам, которые пасли стадо? Этот было на простое стадо, оно было храмовое.

Для чего в храме разводили овец? Не просто потому, что интересно заниматься сельским хозяйством, фермерством, коммерцией; это было обусловлено тем, что не все люди, которые хотели поучаствовать в обрядах, имели все необходимое. Если вы почитаете Ветхий Завет, то увидите, что Господь заповедует приносить жертвы. Человек сделал грех, и в очищение от этого греха нужно было принести ту или иную жертву. В благодарении нужно было принести жертву.

Жертвы приносились в виде заклания – ритуального убийства животного, с молитвой, специальным обрядом в специальном месте специальными людьми – священниками. А что делать тем, у кого нет своих животных?  Например, кузнец: у него нет овцы, но он очень хочет принести в жертву овцу. Что нужно делать? Идти ее где-то искать. А где ты ее найдешь? Ведь для обряда нужна специальная овца, непорочная, без каких-либо изъянов.

И таких специальных животных храмовые сотрудники готовили. Был специальный скотный двор. Человек, желающий принести в жертву овцу, козла, тельца, должен был купить животное и через весь Иерусалим привести его к храму. Ветхозаветные священнослужители брали животное, совершали ритуал и потом отдавали часть этого животного человеку для освятительной трапезы. Вы можете почитать Ветхий Завет, там все очень подробно описано.

Мы все ленивые люди, мы же любители комфорта. И находились люди, которые шли в скотный двор; может быть, кто-то свою овцу приводил. А если не было овцы, шел в скотный двор, покупал непорочное, без изъянов, животное и согласно обряду вел его через Иерусалим.

Кто был в Иерусалиме, помнит, что в Старом городе очень узкие улицы, постоянно набитые людьми, особенно в дни праздников. Поэтому  провести животное – это целая история. И находились ленивые люди, которые говорили: «А можно купить поближе?» Спрос рождает предложение. Появляются деятели, которые начинают храмовое помещение превращать в скотный двор.

Что за храмовое помещение? Если мы почитаем об Иерусалимском храме, то узнаем, что он состоял из нескольких частей. Была Святая Святых, куда заходит священник один раз в год. Затем само молитвенное помещение. И было еще одно помещение, где молились те люди, которые только-только приходили к ветхозаветной вере из язычников.

И как раз в том самом помещении, где люди могли слышать издалека молитву, чтение Священного Писания, они находились среди вот этого скотного двора. Те люди, которые хотели узнать истинную веру, могли это сделать только там и поклониться Богу только там. И в какую обстановку они попадали? Кто был на скотном дворе или на ферме, понимают, что это такое: шум, блеянье овец, мычание коров, споры людей. Восток же, торговля.

И получается, человек попадает в обстановку не научения веры, а на базар.  Соответственно, он огорчается, уходит, соблазняется и остается вне спасительной веры.

Иерусалимский храм на тот момент был серьезной экономической самостоятельной единицей, там печатали деньги. У нас сейчас государство не может деньги напечатать, не спросив разрешения у Международного валютного фонда. А тогда Иерусалимский храм печатал свои собственные деньги. Потому что римляне захватили  Иудею, а на римских деньгах печатался профиль  императора, что было совершенно запрещено по традициям Ветхого Завета, тем более это считалось  языческим изображением. Эти деньги были скверные.  Такие деньги нельзя было приносить в качестве пожертвования в храм.

Нашлись люди, которые печатали свои церковные деньги; соответственно, эти римские  деньги были нечистые, их нужно было поменять на чистые. Как в банках сейчас обмен валюты, такой же обмен был восточный; покупатели требуют скидки, продавцы этого не хотят, стоит шум, и среди этого несчастные люди, которые не принадлежали по крови к иудеям, а только приходили к истинной вере и не могли ничего услышать.

И вот Господь берет веревку, делает бич и всех оттуда выгоняет, потому что они  мешают людям прийти к вере, к спасению, к Богу. Праведный это гнев? Праведный.

Но можем ли мы это сейчас применить к ребенку, который капризничает у нас на глазах? Не очень подходит история.

Господь абсолютно прав. Когда люди, зараженные толстовством, начинают говорить о христианстве, что это религия размазни, нужно им это евангельское чтение показать: вот каков наш Господь. Он ревностный; если что, и бич может взять и вразумлять нас всех, если мы пойдем не туда.

Праведный гнев проявляется против греха. Сестра пишет: «Я поняла в этом моменте Евангелия, что Господь тоже гневается». Да, Он тоже гневается, но гневом святым, которого у нас нет. Давайте повторим эту основу основ. У нас гнев, безусловно, есть, но у нас гнев как страсть. Мы гневаемся не против греха, а против грешника. Мы гневаемся против тех, кто досаждает нам,  кто нарушает наш комфорт. Вот против них мы гневаемся, а не против греха. Когда гневаемся против греха – это совсем другое состояние, оно не разрушительное.

Представьте мамочку, которая в супермаркете орет на своего ребенка, он желает что-то купить, а она не хочет. Он капризничает, она орет на него и лупит его. В этом случае праведный гнев? Она потом себя как чувствует? Или как мы себя чувствуем, когда в семьях ругаемся, кричим друг на друга, когда спускаем всех собак на своих близких? Как ты себя после это чувствуешь? Праведником? Нет. Мы чувствуем себя опустошенными, отравленными, мерзко и гадко. Почему? Потому, что мы сделали грех.

А праведный гнев не такой. Да, он сильный. Он может веревкой заехать тебе по спине, если ты неправильно поступаешь, но он не разрушительный. Но нам не нужно так делать, нам не надо это применять. Сестра так и пишет: «В этих евангельских примерах сложно понять: возможно ли брать такой пример?» Такой пример нам с вами брать не нужно, потому что мы с вами не умеем так рассудить, чтобы этой веревкой огреть грех, а не человека. Мы часто против человека начинаем гневаться.

«А другие толкователи пишут, что на брата нельзя гневаться, только на сатану и свои пороки», – пишет сестра. Вот это правильный совет. Если человек говорит о нас плохое, делает нам что-то неприятное, давайте посмотрим с духовной точки зрения, что произошло в этом случае. Сатана взбаламутил его страсти для того, чтобы он напал на нас. И в этом случае кто источник греха, нашего дискомфорта: человек или лукавый, который использовал его слабости, немощь, невнимательность, неверие,  чтобы он стал палкой, которая нас колотит?

В этом случае есть святоотеческий пример: собака, которой кинешь палку, зубами цепляется за палку, а не за того, кто кинул в нее палку. Так и мы на уровне такого яростного животного кусаем человека, а не осуждаем лукавого, который этого человека на нас натравил. Поэтому правильно толкователи пишут, что  надо гневаться не на брата, а на свои пороки и вообще на грех. Чтобы не гневаться, надо трудиться годы, терпеливо к этому отнестись и спокойно трудиться над собой, чтобы учиться не осуждать, учиться понимать, кто ты и кто ближний. Если ты сам инвалид духовный, если сам еле живой, то другой точно такой же человек. Страсти у нас такие сильные, что мы всегда себя оправдаем, а мы этого не должны делать. Гневаться нам разрешено против греха, против своих страстей и против лукавого.

Дозволяется только рассудительным людям, занимающим важный пост духовного руководителя, иногда проявить гнев, чтобы вразумить человека, но и то этот гнев должен быть сопряжен с любовью. Даже приходится родителям говорить, что надо тоже проявлять гнев, но и наказывать тоже надо с любовью, не так, что сорвался, психуешь... Наказывать надо тогда, когда ты внутренне не гневаешься. Тогда и наказание будет не разрушительным, тогда это будет действительно наказание проступка, а не человека, и человек может вразумиться и измениться. Но если мы этого делать не умеем, то и не надо никого учить и вразумлять.

И эта сестра, для того чтобы мы поняли, что она не только изучает толкования, пишет нам примеры (это замечательно, хочется похвалить ее за внимательность), когда она впадает в грех. Давайте посмотрим, праведный это гнев или нет.

«Вот несколько примеров проявления возмущения и негодования из моей жизни. Первое. Мама настойчиво допытывалась, из-за чего я расстроена и плачу. Мне не хотелось в тот момент ей рассказывать, и я сначала молчала, а она продолжала, и потом уже у меня началось раздражение, и после раздражения я вообще не была настроена общаться, тогда она поняла и ушла».

Что это за история? Давайте посмотрим. Человек находится в состоянии печали, и в этом случае гнев был против мамы, которая по любви своей не поняла состояния дочери, из-за чего та печалится, хотя материнское сердце наверняка подсказало ей спросить, что случилось. Собственно, любой человек здесь скажет: «А что случилось?» А дочка сама понять не может, из-за чего она расстроена и плачет. Она впала в печаль по какой-то непонятной причине, и ей нужно разобраться, что произошло, почему она расстроена и плачет, и проявление любви мамы она начала обращать против нее, начала гневаться на маму. И после того как мама поняла, что ее любимый ребенок готов ее укусить, она ушла.

В этом случае это праведный гнев или нет? Я думаю, что нет. Это всего лишь проявление того самого ущемленного самолюбия, от которого человек плачет. Почему люди плачут? Часто плачут от печали. А почему проявляется печаль? Потому, что что-то происходит не по-нашему или кто-то ущемил наше самолюбие – и человек плачет. Или плачет от саможаления (это тоже проявления ущемленного самолюбия), ему себя жалко, он такой  несчастный, Бог дает не то, что хочется. Мы огорчены, и вот кто-то пришел нам посочувствовать, и мы тут же на него выливаем свой накопившийся гнев. В этом случае, конечно, это греховное проявление.

Второе проявление: «Было чувство раздражения, когда мама что-то пыталась мне дать: платочек с собой или просила причесаться». Видимо, мы имеем дело с юной девушкой, о которой мама пытается заботиться. Бывает так, что у некоторых родителей любовь очень навязчивая, липкая. Но это же любовь, они, как могут, проявляют ее к нам. Поэтому вести себя как подросток, который сам себя понять не может, взрослому человеку не стоит.

Вы знаете, мы так кратко живем на земле, так быстро взрослеем, так быстро все меняется, что эти наивные проявления любви мамы, наверное, надо все-таки воспринимать просто как заботу, как любовь, а не как попытку попасть в наше личное пространство и нарушить наш внутренний мир. И в этом случае, конечно, это раздражение, когда мы свою маму пытаемся бить по рукам, потому что она говорит нам: «Причешись». У Вас когда-нибудь будет свой ребенок, и Вы тоже наверняка будете так же делать. Потому что это не злонамеренно, мама же не хочет Вам зла, она хочет Вам добра, просто ей так захотелось Вам посоветовать. Поэтому на такую заботу надо постараться ответить шуткой, может быть, послушаться (ничего в этом сложного нет, причесаться лишний раз юной девушке не помешает) или взять свой платочек и сказать: «Да, мама, спасибо, я уже взяла». Это же не трудно? Это ведь не повод для якобы праведного гнева. Понятно, что это бывает очень навязчиво.

Но все эти истории с душевным проявлением чувств могут быть и уроками тренировки для нас, когда нужно будет настроиться и спокойно терпеть эти проявления любви, порой очень удушающей, когда родители не анализируют, что их ребенок уже взрослый, и не отпускают его жить где-то на стороне. И если они живут вместе, все-таки надо дать ребенку пространство и свободу решать самому, причесаться или нет, выбрать одежду, платочек... Но не все родители на это способны, поэтому что-то со стороны мамы стоит все-таки потренироваться использовать как способ для тренировки своего терпения.

Третье. «Чувствовала сильное возмущение, когда приходской священник на мой недоуменный вопрос о вере, о духовной жизни говорил вместо существенного ответа: “Почему ты у меня спрашиваешь? Спроси у отца Николая, есть батюшки-онлайн”. И на это у меня было внутреннее возмущение с мыслями: ну а Вы-то зачем здесь? Или пойти в Патриархию пожаловаться? Зачем нужен такой священник?»

Интересно. Понимаете, духовное воспитание в приходах не такое, как Вам хочется. Вы такая у нас умница, отличница скорее всего, и с такими отличниками очень сложно не потому, что они много знают (а священник не знает), а потому, что по Вашему письму понятно, что Вы привыкли все делать своим умом, рассчитывать на свои рассуждения. У таких умниц постоянно рождаются вопросы. Приходской священник, наверняка хорошо Вас зная, прекрасно понимает: что толку отвечать, она все равно это не услышит...  Поэтому, может быть, посылает Вас к другому священнику. Не потому, что ему лень, а потому, что бывает так, что человек не слушает. Что толку говорить, если не слушает…

Представьте себя на месте учителя, который пришел в класс, все сидят в своих телефонах и его не слушают. А Вы пришли с темой, которая Вам очень дорога. Бесполезно что-то говорить. Поэтому часто бывают такие случаи в приходской жизни, и у меня бывают. Раз ответишь, два ответишь, три ответишь, а у человека вопросы как у ребенка-почемучки. Ему ответишь: «Потому». Он и успокоился.

Так вот, смотрите, сестра, Вы очень современный человек. Вместо того чтобы смириться и попробовать понять эту обстановку, Вы думаете пожаловаться в Патриархию и тем самым запустить процесс жалоб на священника, который не выполнил Ваш каприз. Он же пастырь, он имеет право и не ответить. По многим причинам священник может не ответить: не потому, что он ленивый или необразованный, а по той причине, что сейчас у него нет ответа, ему нужно время пойти помолиться, или прожить этот вопрос, или пойти посмотреть в книге, или почитать Евангелие. Мы же не служба моментальной доставки ответов, мы тоже люди. И не все вопросы бывают однозначные.

А вот это желание пойти пожаловаться очень современное (мы все знаем о своих правах). Но это нехорошо. Вообще жаловаться нехорошо, я считаю. У нас есть механизм решения этих вопросов. Если у Вас действительно есть претензия к священнику, Вы должны прийти к нему лично и выразить эту претензию. Если грехи священника таковы, что они публичны, еще свидетеля взять, с ним поговорить. Если уже не получится, тогда докладывать священноначалию, и то не в Патриархию.

У нас в епархии есть правящий архиерей, который обладает всеми полномочиями решать вопрос у себя в епархии. А когда мы начинаем жаловаться на духовенство сразу в Патриархию, то это, конечно, нарушение всяческих христианских канонических церковных норм. Если действительно есть какие-то серьезные проблемы (не такие, что Ваши капризы не выполняли), нужно обращаться к правящему архиерею. Но это совершенно не тот случай. Поэтому ни к священнику не надо идти что-то высказывать, ни тем более жаловаться в Патриархию. Это, конечно, неправильно.

Четвертое. «Стали возмущать грехи людей. Звонарь не так звонит, певчий не так поет, тот не так делает». Это как раз и есть признак того, что мы гордые, поэтому нам надо снова вспомнить, кто мы такие, где мы живем, в какой обстановке, что вокруг нас грешники такие же, как и мы, которые могут ошибаться, и ошибаются так же, как и мы, много раз на дню. Поэтому в случаях проявления гнева, о которых Вы говорите (что, казалось бы, устав не соблюдается, поэтому я буду гневаться на того, кто его не соблюдает), получается, что буква у нас дороже, чем человек. У нас много чего не соблюдается. Но это же не повод ходить и всем стучать палкой по голове.

Завершим тему о гневе. Эти примеры на самом деле показывают, что мы пока читаем толкования, но Евангелие еще не поняли. Помните ту историю, когда Господь шел в Иерусалим с апостолами Иаковом и Иоанном? Самаряне увидели, что это еврейские паломники, и не приняли их. Помните, как сказал апостол: «Господи, давай помолимся, чтобы огонь сжег их всех»? А Господь ответил: «Разве вы не помните, какого вы духа?»

Сожаление о грешнике, кротость как раз евангельские качества, а попытки оправдать свой гнев какими-то богословскими обоснованиями – это совершенно неправильно. Поэтому, дорогая сестра, желаю вам бороться, желаю Вам терпения и желаю дальше в своей жизни воплощать нашу веру в виде борьбы со страстями, внимания к проявлениям своей гордости, сокрушения. У Вас еще все впереди. Помоги Вам Господь.

Дорогие братья и сестры, давайте поблагодарим нашу сестру за такое замечательное письмо, которое позволило нам сделать уже две передачи. Спасибо, сестра, что Вы не просто теоретически задали вопрос, а еще показали свои примеры, которые позволили нам  увидеть, что любое проявление гнева в нашей жизни греховно.

Записали Инна Золотовская и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы