«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О посте

20 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В рамках нашей передачи уже появляется несколько циклов. В одном из них мы разбираем статью святителя Игнатия (Брянчанинова), которая называется «О посте». Наши передачи можно найти в архиве на сайте телеканала «Союз» и посмотреть в любое время. Те принципы, которые описывает святитель Игнатий, подходят ко всякому посту.

Но перед тем, как продолжить нашу передачу, по сложившейся традиции я хочу предложить вам для чтения книги очень интересного автора. Это архимандрит Рафаил (Карелин). Те люди, которые не один год ходят в храм, я надеюсь, знают этого человека. Он, слава Богу, жив. Это наш современник – человек, который дышит с нами одним воздухом.

Обладая писательским даром и отзывчивым сердцем, чувствующим проблемы современной духовной жизни, Церкви, мира, он отражает все это в своих трудах. Их издано очень много, и они очень полезны для чтения. Рекомендую к ним обратиться.

Книга, которую я хотел вам предложить, одна из свежих – «О времени, смерти и вечной жизни». Чем она интересна? Тем, что отец Рафаил рассмотрел исторически, как язычники относились ко времени, как христиане должны к нему относиться, что такое смерть. Темы приготовления к переходу в вечность и размышления о смерти очень важны: если мы не будем помнить о смерти и станем эту мысль отодвигать далеко на задворки нашего сознания, то и будем жить, словно мы вечные на земле, но это же не так.

Наши предки об этом помнили. Есть пословица: «Помирать готовься, а пшеничку сей». Человек живет, планирует дела, но у него все строится на том, что он может не увидеть плодов своих трудов. Поэтому мы должны помнить во время поста и вне его о том, что мы конечны на этой земле и впереди нас ждет вечность, где мы будем отвечать за свою жизнь. Это очень важные мысли, они настраивают человека на правильное отношение к ближним, к своим поступкам, мыслям, чувствам, к тому времени, что нам определено. Отец Рафаил как раз рассматривает эти вопросы.

Также в книге есть статьи, посвященные толкованию и применению в жизни десяти заповедей Моисеевых. То, что они ветхозаветные, не означает, что нас это не касается.

Еще одна статья, которая позволяет на себя по-другому посмотреть: «Три главных препятствия для спасения современного христианина». Мы с вами современные христиане, статью пишет современный автор, то есть обращается к нам напрямую. Я думаю, что, получив в руки книгу и внимательно ее проработав, вы узнаете, какие это препятствия.

Рафаил (Карелин) – замечательный писатель, его книга читается легко, позволяет много думать. Читать и думать – очень важно для нас, христиан.

Итак, давайте приступим к изучению статьи «О посте» святителя Игнатия. У нас с вами «Аскетические опыты», том первый, передача третья.

Один из наших зрителей, посмотрев вторую передачу, написал мне недавно о том, что в его издании статья «О посте» стоит не в первом томе. У меня первый том. Забавно, что статьи «О покаянии», «О посте» кто-то перенес во второй том. Я уже говорил, что мне непонятно, зачем современные издатели начинают вмешиваться в авторский план святителя Игнатия по расположению своих статей. Понятно, что рождаются крамольные мысли по этому поводу, но не будем что-то предполагать. Если у вас Полное собрание сочинений святителя Игнатия и в первом томе вы этой статьи не нашли, то не теряйтесь – открывайте второй том, там все должно быть. Если уж и там нет, то надо еще больше сосредоточиться и искать старые издания или посмотреть в Интернете.

Итак, приступим к изучению статьи. Мы остановились в прошлой передаче на словах, где святитель пишет, что правильный пост христианину приносит определенные плоды. Какие?

«Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

Что происходит, если христианин не хочет поститься? Мы в этом случае не касаемся тех людей, которые не являются христианами, то есть неправославных.

«Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения».

И это понятно: если не пытаешься выбраться на свет, то так и будешь сидеть во тьме. Если упал в канализацию, простите за грубый пример, и не пытаешься из нее вылезти, то так и будешь там сидеть. Это логично, таков закон духовной жизни: если не карабкаешься,  тонешь. Это не теоретические угрозы, а просто фиксация того, что есть в нашем мире. В нашем мире есть гравитация. Как ни мечтай, что ты птичка, – не полетишь. Если ты не борешься с грехами, то в них погружаешься. Другого варианта нет – или одно, или другое.

«Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию».

Обратите внимание: это очень тревожные симптомы. Что такое сладострастен по телу? Сладострастие объединяет несколько страстей. Первая – чревоугодие. Понятно, когда мы привыкли к вкусненькому, сладенькому, то насыщаем не только себя, но и свои страсти. Неопытный христианин скажет: «А что, мне готовить так, чтобы не было вкусно?» Нет, конечно. Зачем? Не надо так утрированно все понимать.

Господь нас сотворил таковыми, что у нас есть вкус. Он нужен не для того, чтобы наслаждаться, а скорее чтобы не отравиться. Если бы у нас с вами не было этого чувства, то мы ели бы все подряд. Да, мы ощущаем приятность пищи. Кто умеет поститься, тот прекрасно знает: когда ты себя ущемил, то даже самое простое блюдо, приготовленное с молитвой, – вкусное. Словом, мы здесь говорим о том, что человек не занимается какими-то изысками во время поста, не выписывает себе что-то сверхдорогое, не бегает за морепродуктами, когда покупка составляет больше половины его пенсии.

Не надо этим заниматься. Мы говорим о том, что простые постные блюда русской кухни, конечно, вкусные. Это норма, об этом святитель Игнатий не говорит. Здесь речь о том, что человек начинает себя услаждать. Если взять овощное рагу или батон, намазанный толстым слоем варенья, то второе будет послаблением своему сладострастию.

Чревоугодие связано со сладострастием. С чем еще? Грех – когда человек очень любит комфорт. Если его нет, начинает сразу раздражаться. Например, позволяет себе много спать, лежать, отдыхать, особенно когда здоров. Когда больной, вопросов нет – особо не побегаешь. А вот когда человек здоров и любит негу, стремится пожалеть себя – это относится к сладострастию.

К нему же относится и блудная страсть, довольно специфическая. Когда человек не умеет себя ограничивать, он становится тучным – необязательно в физическом смысле толстым, а внутренне. Эта отравленность не дает ему быть бодрым, поэтому любая страсть, любое похотение очень легко проявляются, человек не может бороться, даже более того – не хочет. Поэтому не надо даже гадать: блудная страсть обязательно будет у такого человека. Это то, что касается тела.

В отношении сердца все сложнее, потому что со сладострастием связаны другие страсти. Например, тщеславие. Когда нас похвалят, скажут что-то лестное, то в сердце ощущается приятность, прямо разливается внутри. Мы начинаем улыбаться, становимся восхищенными. В сердце живут все наши страсти. Если брать еще глубже, то любая страсть, казалось бы, даже разрушительная, человеку приятна. Приятно обидеться. Сорвался начальник на подчиненного – такое тонкое наслаждение. Все тесно связано.

Человек может физически не объедаться, но хотеть блюд, вызывающих сладострастие, и это тоже относится к этой страсти. В сердце можно блудить, сохраняя блудные ощущения, мысли. Любая страсть может, не проявляясь физически, быть в сердце человека, тем самым захватывая его чувства.

«...сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму...»

Почему по уму? Как мы уже неоднократно говорили, враг начинает борьбу с нами через помысел. Если человек духовно боеспособен, находится на посту, внимателен к себе, хорошо знает свои немощи, то, когда к нему приходит какая-то сладострастная мысль, он понимает, что эта мысль не его, начинает с ней бороться молитвой и раскаянием. Если же этого не понимает, не знает и не чувствует, то любую сладострастную мысль начинает раскручивать, и потом появляются чувства и дела. Такой человек просто не способен к духовным наслаждениям (мы с вами это не понимаем, и пока фантазировать даже не надо – святитель Игнатий говорит о высотах) и принятию Божественной благодати, которую мы можем ощущать.

Покаяние является одним из первых плодов благодати в человеке. Когда православный говорит, что покаяние устарело, сейчас уже другая жизнь, то он обличает в себе плотского человека. Не важно, какой сан он имеет, какое положение занимает в обществе, – это просто симптомы, которые необходимо знать, причем не только для того, чтобы оценивать священнослужителя, проповедника, писателя. Это мерка в первую очередь по отношению к себе. Если такое понимание я потерял, если оно мне кажется скучным, ненужным и я от него бегаю, это означает, что я плотской человек.

«Он не способен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо – мертв душою».

Сурово, но правда. Что значит «пригвожден к земле»? Человек занимается только земными делами: заботится о курсе доллара; появился коронавирус – побежал в магазин, закупил тонну гречки. Что он потом будет с ней делать? Он думает, что при запасе избежит болезни. А это все от Господа зависит.

Человек будет думать, что спасение не нужно, думать о смерти не нужно. Примеров пригвожденности к земле – миллион. Поэтому надо быть крайне внимательными.

Вы можете сказать: «А ты тут сидишь умничаешь, ты плотской человек?» Да, я плотской. Не потому, что из плоти и крови состою, как и вы, а потому, что не могу похвастаться такими дарами, которые описывает святитель Игнатий. Но, по крайней мере, мы должны понимать, куда идти. Эти термины следует знать.

Тот человек, который утонул в вещественности (под этим словом понимается склонность ко всем земным делам без воспоминания о Боге), «заживо мертв душой». То есть он жив, дееспособен, деловой, но духовной веры у него нет; или поверхностно верующий, но борьба со страстями, молитва, покаяние у него отсутствуют. Такой человек мертв душой.

«Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете (Лк. 6,25)».

Перевод на русский: «Горе вам, пресыщенные ныне, ибо будете голодны». Это евангельские слова. Таково изречение слова Божия нарушителям заповеди святого поста.

Когда мы читаем Евангелие, то эту фразу часто относим к каким-то богатеям, которые каждый день весело проводят время, в ресторанах просаживают, образно говоря, бюджет маленькой африканской страны. Да, к ним это относится. Но, оказывается,  относится и к нам, христианам, которые не хотят поститься, не видят в этом смысла.

Речь не о том, чтобы взять какую-то непосильную меру поста. Пост бывает скромным – в связи с болезнью, делами, общественной деятельностью, положением в семье. Понятно, что у мамочки девятерых детей свой пост, отдельный, обговоренный с духовником. Тут говорится не об этом, а о том, постится человек или нет. Если не постится, к нему тоже относится это постановление Евангелия: Горе вам, насыщеннии ныне... То есть, если ты не борешься со страстями в рамках христианской аскетики, горе тебе. Страшно от Бога услышать такие слова.

Святитель Игнатий задает нам такие вопросы:

«Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?»

Думаю, вы поняли, о чем речь. Просто подведу итог: человек должен научиться поститься, а не просто соблюдать диету. Внешне пост и диета похожи: и тут и там – отказ от определенных продуктов. Но мы постимся, ограничивая себя ради другой цели. Цель диеты – здоровье, красота, похудение, о которых все безумно твердят в нашем мире, заботясь только о теле. А пост в первую очередь – о душе, об уме и его очищении, о чем мы говорили в предыдущих передачах. Так вот, если человек начинает поститься и делает это правильно: в покаянии, в вере, как учит Церковь, – тогда у него начинает по-другому работать ум, он начинает понимать духовные вещи.

В вечности после смерти не будет пирушек, столов, вкусной пищи. Там люди живут не плотской жизнью, а духовной. Несмотря на то что Господь воскресит нас в наших телах, не будет нужды в том, в чем мы сейчас нуждаемся: пище, лекарствах, работе, деньгах. Некоторые святые отцы говорят, что там будет вечная литургия. Если ты к литургии не приучился, не любишь Евангелие, молитвы, что там будешь делать?

«Насущный хлеб христиан – Христос».

Смотрите, братья и сестры, насколько это важно. Что такое насущный хлеб? То, что нам нужно ежесекундно. И это Христос. Представьте, какими бы мы были с вами (я не вас обличаю, а и себя тоже), если бы  всегда помнили, что Христос для нас – самое главное.

«Ненасытное насыщение этим хлебом – вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане».

Звучит красиво, а как это сделать? Насыщение этим небесным хлебом, как Господь Сам Себя называл в Евангелии, происходит во многих проявлениях духовной жизни христианина, и прямое проявление – участие человека в таинстве Святой Евхаристии. Я не понимаю христиан, которые делают это раз в год (или раз в четыре поста по какой-то сложившейся традиции). Понятно, что причастие должно быть с соответствующей подготовкой, покаянием, молитвой. Эта же сопричастность к Господу проявляется в том, что человек читает Евангелие – регулярно, со святоотеческим толкованием, чтобы понимать, что там написано. Евангелие становится его настольной книгой, а не просто лежит на столе.

Когда человек начинает жить так, как учат нас святые отцы и церковные писатели, о которых мы постоянно говорим, начинает потихонечку менять умонастроение, относиться к ближним, себе, обстоятельствам жизни совсем по-другому, по-евангельски, когда он начинает так по-настоящему жить, – это и есть то самое пресыщение и наслаждение спасительное.

Святитель Игнатий раскрывает дальше эту мысль:

«Ненасытно насыщайся словом Божиим; ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною (Пс. 22,5)».

Понятно, что это образ. Вы скажете: «Да какое там наслаждение? Пробовал что-то делать – ничего не получается. Все это неприятно». Неприятно сначала. Под насыщением святитель Игнатий имеет в виду: делай, делай. Вот ты голоден, нет у тебя еды – делай. Когда мы голодны, мы ведь тоже начинаем готовить, а не вкушать пищу – потрудиться надо. То же относится и к словам святителя Игнатия.

«...ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротивстужающих тебе, и упивайся чашею державною...»

По-русски: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

Что это за чаша? В том числе и Чаша Причастия.

Вот, дорогие мои, сколько глубоких, высоких слов нам предлагает святитель Игнатий, к чему мы должны стремиться. Давайте постараемся нести тот пост, который мы взяли на себя, и понимать его цель. А цель его – избавление от страстей. Это происходит не сразу, а тогда, когда ум человека начинает работать по-другому. Когда он становится не плотским, а приобретает духовные понятия. Это невозможно без слова Божия, без изучения веры, святоотеческого наследия, ну и, конечно, без попыток, потому что христианство – это практическая вера, это жизнь.

Я желаю вам Божией помощи в ваших трудах, попытках идти за святителем Игнатием, в соблюдении посильного поста, который вы взяли. Если у вас есть вопросы, то прошу присылать их на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru Эти письма я получаю, анализирую и пытаюсь так или иначе на них отвечать. До новых встреч на телеканале «Союз». Храни вас Бог.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать