Слово пастыря (Липецк). О необходимости молиться в первые часы после рождения ребенка

6 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Олег Безруких, доцент кафедры философии, социологии и теологии ЛГПУ: 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В продолжение предыдущей темы о крещении, и в частности о необходимости подготовки ко крещению, мне хотелось бы добавить некоторые вещи, о которых, к сожалению, и мы, священники, мало думаем и мало знаем, и тем более верующие люди. 

Однажды мне довелось слышать сетования отца Андрея Ткачева о том, что, в отличие от практики людей, к традиции еврейской принадлежащих или там исламской, где, когда ребенок родится, мама старается буквально новорожденному младенцу в ближайшие секунды его бытия на земле прошептать очень важные с ее точки зрения слова о том, чтобы, например, девочка поскорее выросла и стала бы мамой, мальчику – чтобы он был все-таки человеком жизни богоугодной. Нечто подобное и у мусульман имеется. 

И отец Андрей Ткачев сетовал, что у христиан, к сожалению, такая традиция отсутствует, а было бы неплохо, например, верующим мамам православным, когда ребеночка родившегося дадут врачи ей на руки в роддоме, чтобы она бы хотя бы прошептала ему, а может быть, даже и спела, например: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», чтобы первые минуты и часы новорожденного ребенка были все-таки освящены словами молитв православных. 

И вот здесь мне хотелось бы, в поддержку отца Андрея, напомнить нам с вами – верующим слушателям и зрителям, что в практике православно-церковной, в общем-то, этот момент отмечен. Первые часы, может быть, первые дни, но в особенности первые часы бытия ребенка на земле освящаются молитвой церковной. Но, к сожалению, этой возможностью мы редко пользуемся. 

Вот в этой замечательной книге, которая называется «Требник» – настоящая волшебная книга, в которой молитвы различные составлены церковными авторами на разные случаи жизни (в частности, в самом начале – молитвы, посвященные самым первым часам жизни человека), есть чинопоследование (буквально три молитвы), которое нужно прочитать в первый день, когда, я цитирую, «родит жена отроча». 

Вот мама родила ребеночка, и можно было бы пригласить священника – мама-то сама ходить не может еще, ей нужен покой, как и ребенку новорожденному, а священник приходил в дом, где появился новорожденный, и читал для мамы особые молитвы – три молитвы. И содержание этих молитв очень глубокое. Поскольку мама слышит и ребенок, рядом с ней находящийся, слышит голос священника и души их воспринимают то, что в ответ на молитву священника Господь посылает, весьма полезно было бы нам вспомнить эту практику, эту традицию. Ну хотя бы, может быть, некоторым, тем, кто пожелает (это глубоко воцерковленные семьи, скорее всего, могут себе такое позволить), пригласить священника буквально в первые часы после рождения к новорожденному ребенку, чтобы мама услышала эти молитвы и как бы окрылилась этими молитвами, окрылилась той благодатной помощью, которая испрашивается священником для нее в первые часы. 

А она и слаба в это время, и подвержена порой бывает разного рода невзгодам – не только чисто физическим, но каким-то и духовным. И вот на ограждение ее и от неблагоприятного внешнего воздействия, какого-то духовного, как раз вот эти молитвы составлены – молитвы, которые читает священник в первый день, буквально в первые часы, когда ребенок родится. 

Как правило, у нас, когда человек приходит в церковь на крещение и приносит ребенка, если говорить о детях, они нередко впервые в жизни видят священника. Для них, часто еще маленьких людей, священник – незнакомое существо, выглядит несколько необычно – с бородой, иногда со строгим взором. И ребенок нередко может почувствовать себя неуютно – расплакаться. И чтобы как-то постепенно делать для ребенка привычным общение со священником, по чинопоследованию крещения у нас полагается несколько коротких встреч священника с новорожденным ребенком. 

Сначала, на восьмой день после рождения ребенка, – наречение имени этому малышу. Как это было в практике ветхозаветной Церкви – на восьмой день новорожденным мальчикам давали имена, – так и в нашей Церкви православной на восьмой день полагается священнику опять же прийти в дом там, где родился ребенок, и наречь ему имя – чаще всего то, которое родители желали. Хотя раньше у нас была практика, когда давали имя ребенку либо в честь святого, в день памяти которого родился ребенок, либо в честь святого, в день памяти которого было крещение этого ребенка. 

Сейчас это уже не столь строгие правила – что родители пожелают, то церковь и освящает. Но важно было, чтобы своевременно имя ребенку было дано. Этих молитв несколько, где священник молится о том, чтобы это новорожденное существо получило имя, и святой, чье имя этот ребенок будет носить, был бы покровителем для ребеночка, и потом вспоминается то ветхозаветное событие, которое легло в основу нынешней традиции наречения имени на восьмой день, как когда-то Иисусу Богомладенцу нарекли имя Иисус именно на восьмой день. И в данном случае мы подражаем Самому Спасителю, когда стараемся придерживаться такого порядка. 

Прошло еще какое-то время – сорок дней. Мама окрепла здоровьем, теперь она уже может сама ходить и способна прийти в церковь вместе с ребенком. И ребеночка, пока еще некрещеного, но уже имеющего имя христианское, приносят в церковь на сороковой день, так же как это было в ветхозаветные времена, для посвящения его Богу. 

Каждый христианин, в общем-то, посвящает себя Богу. В каком плане? Что он будет жить по заповедям Божиим, что он будет именно служителем Бога, а не каких-то темных сил. И вот это его посвящение осуществляется на сороковой день, когда и для ребенка новорожденного, уже имеющего имя, и для мамы, у которой прошел период очищения ее телесного, можно прочесть молитву, в частности для мамы, после которой она получает возможность и разрешение приходить в храм на богослужение, в том числе и может принять участие в крещении своего ребенка. 

Как видим, по византийскому порядку встреча священника с новорожденным ребенком происходила несколько раз. Не сразу, как сейчас в нашей практике происходит, – принесли ребенка, и там и наречение имени, и молитва на сороковой день, и само крещение (причем не сразу крещение, а молитвы еще оглашения определенные прочитываются для ребенка), – как бы все в один раз: и таинство 

Крещения совершается, и таинство Миропомазания здесь же следом осуществляется. А в древности это занимало достаточно продолжительное время, и несколько раз происходила встреча священника с новорожденным малышом. 

Может, в таком случае это составит некоторое неудобство и для родителей, и для священника – приезжать несколько раз издалека в храм, встречаться. Но с другой стороны, ребенок постепенно приучается видеть перед собой лицо священника и уже не пугается, когда его приносят в храм, видеть незнакомого человека и устраивать такой концерт из громкого плача. 

Когда вот эти чинопоследования были совершены, то наступает время более глубокой подготовки – духовной подготовки молитвенной, новорожденного человека к принятию Святого Крещения. Это называется периодом оглашения. Священник читает особую молитву, возлагая руку на пришедшего человека, просит Божиего благословения, в каком-то смысле это напоминает даже описанное в Библии творение человека, вдыхание в него духа жизни. 

Итак, эти молитвы прочитывает священник над ним, как над новым творением Божиим, приходящим в церковь, а затем священник просит помощи Божией, чтобы этого ребеночка – маленького еще, слабенького, не способного самого себя еще защитить, – оградить от воздействия злых сил. 

К сожалению, мы рождаемся на свет уже подверженными влиянию демонических сил. И вот перед тем, как принять крещение, священник молится о том, чтобы Господь освободил этого человека – маленького пока еще человека – от воздействия на него вот этих демонических сил. Это молитвы запретительные для злого духа. Две молитвы читаются прямо – священник обращается к злому духу, чтобы он оставил навсегда этого ребенка, молитва Господу, чтобы он защитил этого ребенка от воздействия сил зла. 

И затем ребенок, если он уже не младенец, а хотя бы отрок, а если он еще младенец, неспособный говорить, то его крестные папа и мама, повернувшись лицом на запад – в сторону заката солнца, символически обозначающую сферу и страну зла, в ответ на слова священника, отрекаются ли они от сатаны и всех дел его, от всей злобы его и всей гордыни его, говорят трижды, что отрекаются. 

Ребенок говорить не может, вместо него дают обещания его крестные. И тем самым дают и перед Церковью, и перед Богом, и друг перед другом, и перед родителями этого ребенка обещание, что со своей стороны сделают все необходимое, чтобы защитить этого малыша не только сейчас, но и в последующее время от воздействия на него разного рода соблазнов. 

Сейчас они пока, может быть, не сильны, а потом ребенок будет приходить в возраст, и это воздействие будет усиливаться – разные знакомства, разные компании, потом есть же множество дурных примеров, которые окружают нашу жизнь. Они имеют мощное влияние на человека, но у человека, с юных его лет, есть помощники – родители, конечно, и крестные родители (крестный отец и крестная мать), которые перед Богом, перед Церковью дали обещание, что сделают все необходимое, чтобы ребенок был чужд злу. 

Дав такое обещание за ребенка, крестный вместе с ребеночком поворачивается к востоку – к свету, к Богу, и в ответ на вопрос священника, сочетаются ли они со Христом, то есть готовы ли они соединить свою жизнь со Христом, ребеночек готов ли быть христианином, отвечают утвердительно: «Да, сочетаваемся! Да, мы веруем во Христа, как в Бога! Веруем во Отца и Сына и Святаго Духа!» – и, как правило, прочитывают православный Символ веры, чем удостоверяют и свою принадлежность к Церкви Православной, свое понимание ее вероучения, и готовности в этом вероучении воспитывать своего крестника. 

Завершив чинопоследование оглашения, священник приступает собственно к таинству Крещения. Прежде всего он освящает воду, в которую намеревается погрузить ребеночка. После того как вода освящена, священник маслом освященным – елеем, помазывает ребеночка в память, как некоторые предполагают, в древности борцы помазывались маслом, чтобы в поединке не так легко было их схватить. А у нас еще елей означает милость Божию. 

И вот, помазав лицо, и ручки, и ножки ребеночка, священник наконец берет его на руки и погружает трехкратно в крещальную купель со словами: «Крещается раб Божий (называет его имя), во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». 

Все, с этого момента данный ребенок – член Церкви. Он крещеный – он наш или брат, если это мальчик, или сестра во Христе, и теперь Божия помощь ему всюду будет содействовать, у него есть ангел-хранитель. И нередко на этом этапе как бы завершается у ряда людей вхождение в Церковь. Что имею в виду? Например, в некоторых Церквях, в частности в Римо-Католической Церкви, следующее важное таинство, Миропомазание, отстоит по времени достаточно далеко от момента крещения, а у некоторых наших сограждан следующее таинство, Миропомазания, по независящим от них обстоятельствам тоже было отложено на достаточно большой срок. 

И вот таких людей, в особенности если их крестил не священник, а погружал в воду какой-то другой человек, что называлось погружение... В чем отличие крещения от погружения, и необходимо ли человеку погруженному прийти в церковь и довершить свое крещение – об этом мне бы хотелось поговорить с вами в следующей беседе. Ну а пока мы завершим наш разговор о крещении пожеланием, чтобы как можно больше наших близких, наших родных приняли, если они не были крещены, это замечательное, святое, богоугодное и необходимое для нашего спасения таинство – Святое Крещение. 

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 02:45
  • Воскресенье, 05 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать