О земном и о небесном. Эгоизм

2 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, хочу предложить очень актуальный вопрос современной жизни – эгоизм.

– Поговорим о самих себе.

– Да. Признаюсь, в детстве мне часто говорили: «Что ж ты за эгоистка такая? Разве так можно?»

– Наверное, все прошли это чистилище.

– В детстве все понятно: нельзя самому конфеты есть, надо делиться. Во взрослом возрасте возникает вопрос: эгоизм и самоуважение – насколько тонка эта грань?

– Как мне представляется, все зависит от того, что или кого ты уважаешь в самом себе. Понятие самоуважения – это прежде всего видение в себе самом образа и подобия Того, от Которого все начало быть. Если хотите, это откопать в себе первоначальное свое человеческое счастье. Когда ты начинаешь его откапывать – это и есть самоуважение. Ты говоришь себе: я делаю это не потому, что я хороший или мне так нравится, а потому, что таким образом я похож на Того, Кто мне и подарил жизнь.

– Когда возникает вопрос об эгоизме, особенно в рамках церковного пространства, очень многие ссылаются на заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». Но мало кто может пояснить, какой же правильный смысл вложен в эти слова. Я читала много статей психологов, и каждый по-своему трактует. Расскажите нам, пожалуйста, истинный смысл этого.

– В общем-то, это то, о чем я уже начал говорить: это когда человек любит в себе своего Отца. Когда наши родители нас чему-то учили, говорили: «Будь жертвенным по отношению к другим людям». И мы делали то, чему они учат, и видели их радость; мы понимали, что попали в цель. Собственно говоря, свое детское счастье мы переживали чаще всего не по принципу того, что нам это нравилось или не нравилось, а по принципу того, как нас поблагодарили за это родители и понравилось ли это им. Вот эта детскость и есть то самое, что мы читаем в Священном Писании: «Возлюби ближнего, как самого себя». Когда мы в себе самих видим образ Того, от Которого сотворены (образ Божий), любим Его, а значит, не оскверняем Его, стараемся сделать так в своей жизни, чтобы Он был ярким солнцем, главной целью нашей жизни, стараемся радовать Его, как когда-то радовали своих родителей. Это и есть любовь к самому себе. Это не по принципу, что мне самому от этого становится хорошо; мне хорошо потому, что хорошо моему Отцу, моему Родителю.

– Эгоизм – это греховное понятие? Когда человек приходит на исповедь, он должен сказать: «Батюшка, я эгоист»? Или все-таки это гордыня?

– Несомненно, это греховное понятие. Хотя в современном обществе нередко можно встретить даже названия магазинов с этим словом. Более того, некоторые говорят о том, что сделать себя счастливым ты можешь только сам. Но ты никогда не будешь счастлив в отрыве от других, потому что мы созданы как существа социальные. Господь, когда сотворил Адама, сказал: «Трудно человеку быть одному; сотворим ему помощницу». Созданный для любви и от любви человек не может обходиться без движущей внутренней силы. А эгоизм – это завал на реке любви, это такая дамба и плотина, которая обесточивает ее, делает ее совершенно безжизненной, но параллельно с этим делает и саму жизнь очень опасной: в любой момент эта дамба может прорвать, и тогда поменяются не только берега и русла, но наступает очень большая трагедия.

– Насколько реально человеку самому оценивать свою шкалу эгоизма?

– Наверное, самому это сделать всегда очень сложно, поэтому Господь дает нам друзей, или каких-то знакомых, или каких-то комментаторов. Одним словом, находятся голоса, которые пробиваются сквозь толщу и глубину этой дамбы, которую мы ставим на реке собственной жизни. И начинают говорить нам, что уж слишком глубока вода, уж слишком темна становится жизнь. И эта любовь к самому себе, эгоистичная и направленная только внутрь себя, рано или поздно совершенно уничтожит нас. Человек может любить только тогда, когда дарит любовь. Он может быть другом, надежным, искренним и близким человеком только тогда, когда черпает из себя. Тогда он и становится настоящим. А если все это закупоривается в нас и становится бездыханным, то становится крайне тесно, и это видно снаружи. Близкие люди сразу тебе скажут: «С тобой происходит что-то не то».

– Как не вырастить эгоиста в семье? И всегда ли, по-Вашему, один ребенок – обязательно эгоист?

– Когда мы говорим о воспитании детей, мы говорим о том, что это подражатели нашим правилам. Дети всегда копируют то, что делают их родители. Если вы что-то хотите узнать о семье, достаточно посмотреть на ребенка, и очень многое станет понятно, потому что они всегда являются маленькими складными зеркальцами своих собственных родителей. Когда в семье отношения развиваются таким образом, что каждый имеет самое главное право – право любить и сам любит (муж свою жену, жена своего мужа), то и для детей это право становится самым главным и самым основным.

Несомненно, поврежденность человеческой природы чувствуется и в детях в том числе. Я говорю о первородном грехе. Казалось бы, откуда ни возьмись в ребенке появляется чувство эгоистичности: «А мне? А я?» Например, в доме появляется маленькая сестренка или братик, больше внимания уделяется им, и у ребенка появляются какие-то внутренние переживания, что он больше не нужен. Здесь, конечно, стоит пожелать глубокой мудрости и бесконечной любви родителям. Они должны всегда объяснять свое поведение и, самое главное, говорить простые и ясные слова для своих детей: мол, сейчас я помогаю маленькому, потому что ему нужна помощь, а тебя я люблю всегда, потому что мне без тебя никак не жить.

– Сегодня утром прочитала статью, в которой была бредовая мысль, конечно, тем не менее ее высказывают. Якобы родители, которые рожают детей, делают это из эгоистичных побуждений. То есть решают какие-то свои задачи: хотят укрепить семью, быть кому-то нужным. Но детей никто не спрашивает. И это тоже якобы проявление эгоизма по отношению к детям.

– Такие разговоры очень часто слышишь, особенно на свадьбах (я редко бываю на свадьбах, но бываю), когда задают вопрос молодым людям: «Что вы думаете по поводу детей? Когда думаете заводить детей?» Как только слышу это странное, очень болезненное выражение «заводить детей», все внутри приходит в страшное недоумение. Как же рождение детей может быть процессом заводчиков? Как можно относиться к дару, который Господь дает любящим людям (мужу и жене), как к тому, что вовремя, а что не вовремя, к чему готовы, а к чему не готовы, что можем осилить, а что не можем осилить? Такое отношение к будущему своей семьи, как ни странно, уже закладывается в некоторую матрицу будущей семьи, и когда рождается ребенок, вольно или невольно на него падают в том числе все эти сомнения собственных родителей. Поэтому к этому нужно быть очень внимательным. Ведь наши дети наследуют всё – не только черты характера, лица, манеру поведения, но еще и тонкое устройство нашей собственной души. И когда наша собственная душа поражена вот этим странным и болезненным отношением – заводить или не заводить, вовремя или не вовремя, это отчасти станет наследством наших детей. Чтобы дети это не наследовали, нужно исключать это в себе уже сейчас. Нужно радоваться жизни, которая есть, и с верою говорить себе: «Господь даст роток, Господь даст и пропитание». На Руси всегда говорили: «Бог даст детишек, даст и силу поднять их».

– Родительская ревность к невестке, к зятю (когда дети уже взрослые) – это тоже признак эгоизма? Хотят ведь как лучше: подсказать, направить…

– Мне кажется, что это не признак любви. Если мы вспомним определение любви, то самое первое, что приходит на ум: «Любовь всему верит, все терпит и всего надеется». А когда мы нетерпеливо любим или нетерпеливо требуем, то это как раз уже не любовь. Любовь всегда терпит, любовь всегда ждет, она никогда не требует, она всегда дает. Но при этом она создает непреодолимую силу притяжения, и если она настоящая, к ней начинают идти. Это как свет, на который сразу поворачивают голову. Если она подлинная, она сделает свое дело, сотворит самое настоящее чудо. Лучше глубоко и с любовью промолчать – и тебя услышат, чем как бы с любовью и заботой крикнуть, накричать и потребовать, а тебе ответят: «Будь потише».

– Говорят, если муж жену не ревнует, значит – не любит...

– Мне кажется, это не самое верное определение отношения мужа к жене (и жены к мужу). Здесь можно и нужно говорить и о взаимном доверии друг другу, и о свободе, которая у каждого из нас есть. Любовь всегда ищет соприкосновения и общения. Когда мы в другом человеке любим другого человека, а не себя, то никогда поводов для какой-либо ревности не будет. А если в другом человеке любишь только себя и все измеряешь через себя: «А как же я? А как же мне? А как же со мной?» – тогда все больше и больше будешь оставаться в зазеркалье, видеть только самого себя, а других не увидишь. И тогда другие будут казаться тебе совершенно чужими. Тогда будут рождаться и ревность, и недоверие, и все то, что приводит к маленьким, а потом и большим печалям.

– По-Вашему, можно излечиться от эгоизма раз и навсегда? И если бывают рецидивы, что делать?

– Не знаю, можно ли раз и навсегда излечиться. Это ведь то, что происходит каждый божий день. Каждый день мы боремся за то, чтобы оставаться людьми, каждый день мы боремся за свое человечество с самим собой, если так можно сказать. Апостол говорит: «Бедный я человек! Доброго, что хочу, не делаю, а злое, чего не хочу, творю». Каждый день я борюсь в себе за нового человека. Да, это сделал я, но вчера, а сегодня я другой. Если я борюсь со вчерашним, напрасно сделанным делом, или плохим сказанным словом, или нехорошим поступком, то сегодня я это повторять уже не должен – сегодня я другой. Раз и навсегда вряд ли поменяешься, но раз и навсегда  можешь принять решение меняться каждый день, и это верный шаг.

– Владыка, спасибо большое за сегодняшнюю беседу! Остались вопросы об альтруизме, но это уже в следующей программе. А сейчас сделайте, пожалуйста, посыл: как нам не быть эгоистами?

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие братья и сестры! Мне вспомнилось, как родители счастливо смотрят на своего ребенка и говорят с любовью: «Как же он похож на нас!» Или: «Как дочка похожа на нас!» Каждый раз, когда мы смотрим в глаза родителям, нам нужно отвечать на вопрос: «А на кого похож я?» А на кого будут похожи мои дети? Чтобы они действительно были детьми, дай Господи, чтобы они знали своих родителей, чтобы они знали Того, Кто подарил нам жизнь. И чтобы Господь, когда мы обращаемся к Нему, улыбаясь, говорил: «Как же он похож на Меня!»

Храни и благослови вас Господь! Добрых вам друзей, настоящей любви и верных людей рядом!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы