О земном и о небесном. Мигранты

15 апреля 2024 г.

В студии протоиерей Михаил Самохин, пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии.

– Сегодня вновь поговорим о мигрантах. Тема, ввиду недавних событий, становится все актуальнее. После чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» с участием выходцев из Центральной Азии все приезжие иностранцы в особом фокусе внимания правоохранительных органов и миграционных служб. Многие, и главным образом нелегалы, тут же заспешили на историческую родину. Не скажется ли это на нашей экономике и на ситуации в стране в целом?  

С точки зрения безопасности ужесточение миграционной политики после теракта – очевидная необходимость. Но так ли все однозначно на самом деле и какими могут быть последствия?

– Последствия могут быть, конечно, разными, и я как священник могу сказать только одно: недопустимо побеждать зло злом. Когда такое случается в нашей жизни, мы движимы естественной человеческой жаждой мести. И недавно Председатель Правительства нашей страны, выступая перед депутатами Государственной Думы, сказал, что и он испытывает эту жажду мести. Однако с духовной точки зрения наша задача, особенно в период Великого поста, который вместил в себя это печальное событие, не допустить победы над собой зла. Понятно, что есть конкретные люди, которые совершили зло, жесточайшее убийство ни в чем не повинных людей. Да, есть люди, которые за это несут ответственность. Причем это не только сами организаторы, пособники, соучастники, но прежде всего те, кто позволил этим людям появиться в нашей стране. Да, есть совершенно четкие и понятные слова нашего президента, который сказал, что только те, что любят нашу Родину, с уважением к ней относятся и готовы жить по правилам нашей страны, могут и должны попадать в страну. Но при этом тут же разгорелись дискуссии о возвращении смертной казни, дискуссии о том, что всех нужно немедленно выгнать, выдворить, депортировать из страны.

Но дело в том, что для этого все это и совершалось. Если мы сделаем то, к чему сейчас призывают диванные ура-патриоты, то сыграем на руку как раз тем, кто затевал этот жесточайший кровавый теракт. Мы как раз сделаем то, чего они ждут: посеем в нашем обществе недоверие, рознь, неравное отношение к другим людям.

Чем, собственно, славится Россия? Тем, что представители всех основных религий, если это не совсем откровенное сектантство экстремистского толка, представители любых национальностей в нашей стране совершенно спокойно живут и при этом могут придерживаться своих традиций и обычаев, в том числе религиозных. И никто никогда их по этому поводу не ущемит, если только они не выходят за рамки, установленные законом, нормами морали и общественного согласия и благополучия.

И когда мы говорим об усилении мер безопасности, проблема не в том, что они усилены, проблема в том, что это усиление когда-нибудь закончится. Потому что за усиление отвечают живые люди, определенные структуры, которые состоят из живых людей. Они не могут беспрерывно работать в режиме бессонных ночей двадцать четыре на семь. Это невозможно физически. Рано или поздно усиление закончится. И задача наша состоит в том, чтобы к моменту, когда это усиление закончится, была подготовлена и законодательная, и правоприменительная база, чтобы положение дел с мигрантами, с нелегальными мигрантами в первую очередь, коренным образом изменилось.

Для этого у нас есть все возможности. Есть специальные ведомства, которые этим занимаются. Православный же человек, полагаясь на волю Божию и как гражданин страны внося свою лепту на том месте, где он поставлен, должен молиться о том, чтобы Господь не породил в его сердце безумную, бессильную злобу ко всем людям иной национальности, иной религии. Потому что большинство из тех людей, которые к нам приезжают, нормальные люди. Они настроены работать, настроены содержать свои семьи, родных, близких, родителей. Они вовсе не враждебно настроены по отношению к нашей стране. Но вот как выделить экстремистов из среды нормальных людей, как выделить из этой среды тех, кто негативно настроен по отношению к России и ее ценностям, – задача, конечно, уже не наша. Это задача соответствующих органов.

– Полностью согласна и разделяю Вашу позицию. Это уже больше вопросы государственной стратегии и политики. Тем более что отчасти возможные преступления с участием иностранных мигрантов были предсказуемы. Даже в конце прошлого года Патриарх Кирилл говорил о том, что нужно ужесточать ситуацию с мигрантами, которые не владеют русским языком, не уважают нашу культуру, что это в конечном итоге может грозить потерей России. Также наблюдались и тенденции к организации преступных сообществ. Но, как мы помним, на государственном уровне в миграционной политике меры не были ужесточены.

– К сожалению, я могу сказать, что здравый и разумный голос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не был вовремя услышан. Более того, нашлись люди в обществе, которые стали обвинять Святейшего Патриарха, нашлись представители общественности, которые говорили, что он нагнетает межнациональную рознь. Нет, Святейший говорил о том, что он видел как отец Церкви, как общественный деятель. Он видел то, что происходит, и повторял очень простую вещь, что если мы не будем беречь Россию, ее духовные ценности, нравственные ценности, ее язык, культуру, то мы ее потеряем.

Если мы будем бесконтрольно завозить в Россию людей, которые не желают категорически интегрироваться в наше общество, то мы рискуем это общество потерять. Вначале превратив его в лоскутное одеяло из множества гетто, а потом и вовсе изменив облик страны до неузнаваемости. У нас это трудовые мигранты, это люди, которые приехали работать, которых приглашают работать. Сейчас, кстати, есть здравая инициатива о создании единого государственного оператора, который один будет приглашать в страну иностранцев.

– На два года, не более, если не ошибаюсь.

– Да, и он уже будет дальше распределять людей, и работодатель будет отвечать за каждого человека, которого примет на работу, в том числе за его поведение в стране пребывания. Но посмотрите на Европу. Там люди не хотят работать. Они приезжают для того, чтобы жить на пособия. Там речь идет о колониализме, о репарациях, о каком-то возмещении вреда, нанесенного колониальной политикой. Слава Богу, наша страна не замечена в колониализме в классическом смысле слова. Наша страна никогда не грабила те территории, которые входили в ее состав. Наоборот, скорее мы можем сказать о том, что наша страна делилась всегда тем, что было, с республиками, которые входили в состав Советского Союза. Есть экономические данные, которые говорят о том, что республики Советского Союза в свое время жили лучше, чем территории РСФСР. И это не секрет, это абсолютная историческая, статистическая правда. Так было.

Поэтому мы не испытываем каких-то особых чувств по поводу тех людей, которые говорят, что они кормили Советский Союз, кормили Россию. Этого не было.

– Ведь при этом, как мы можем наблюдать, наши беженцы-мигранты ведут себя порой так же, как их европейские коллеги, мигранты в Европе. Так же устраивают анклавы, пытаются навязать свои порядки.

– Наши беженцы – это те люди, которые покинули страну?

– Которые приехали к нам, мигранты в России.

– Мигранты в России действуют так же, как любые мигранты, создавая структуру землячеств, структуру так называемых диаспор, чтобы получить поддержку на первом этапе, какого-то рода помощь, прежде всего из-за того, что они не владеют русским языком. И это большая проблема. Вспомним историю в «Крокус Сити Холле». Один из мальчиков оказался наполовину киргизом, наполовину таджиком, но, владея русским языком, он прекрасно устроился подрабатывать в гардероб. Он вместе с русскими 15-летними подростками помогал людям выходить из этого комплекса, спасал людей. И что мы сейчас наблюдаем? Сейчас этого бедного мальчика затаскали по всем СМИ, по всем диаспорам. Сначала нарядили его в таджика, потом в киргиза. А про русских детей забывают. Это большая ошибка.

Мы сейчас вычленяем кого-то из тех, кто помогал, но ведь там были люди всех религий, всех национальностей, всех социальных слоев. Если мы сейчас начинаем вот таким образом, по национальному признаку, делать кого-то более героем, а кого-то менее, то таким образом мы разжигаем межнациональную рознь. Это, к сожалению, факт.

Диаспора – это естественный механизм первичной адаптации человека. Возникает первый вопрос: каким образом человек, у которого есть языковой барьер, прошел экзамен на знание русского языка, позволяющий ему попасть в страну? Второй вопрос: даже если такое вдруг произошло, почему диаспора оказывается незаинтересованной в том, чтобы он все-таки выучил русский язык и вырвался из ее теплых и ласковых объятий? Бизнес диаспор – это продажа рабского труда этих самых въезжающих в Россию людей. Это беда. Бесправность этих людей выгодна некоторым другим людям, и об этом тоже с тревогой говорит Святейший Патриарх. Эти люди становятся современными рабами. У них отнимают паспорта, их заселяют по 20 человек в двадцатиметровые квартиры, их используют на неквалифицированных работах. При этом, естественно, ни требований безопасности, ни нормальной зарплаты нет. И потом мы хотим, чтобы эти люди интегрировались в наше общество. А как? Если те самые люди, те самые сообщества, которые должны помогать, экономически в этом не заинтересованы. Вот это большой вопрос.

Но это вопрос, конечно, не к Церкви, это вопрос к обществу. Церковь готова помочь, и в свое время у нас, на базе нашей Пятигорской епархии, организовывались курсы русского языка. Был такой момент, когда в этом была необходимость в нашей епархии. Мы организовывали при приходах курсы русского языка, и при Спасском кафедральном соборе, и в Черкесске были организованы такие курсы, и в Кабардино-Балкарии, насколько я помню. Церковь в том числе помогала. Мы приглашали учителей русского языка и действительно учили людей преодолевать этот языковой барьер. Как только он преодолен, человек многое может понять в устройстве общества, его идеологии, духовных основах.

Помогая людям овладеть языком, мы выводим их из этого гетто, в котором они оказываются, приезжая сюда. И когда Патриарх говорит о том, что нужно что-то делать, он ведь бьет тревогу совершенно не напрасно.

– Действительно, пересмотреть миграционную политику сегодня необходимо. Буквально недавно, в начале апреля, на расширенной коллегии МВД глава государства призвал разработать в этом новые подходы. Это и обновленные биометрические базы, и другие механизмы, которые межведомственным взаимодействием должны быть разработаны и внедрены в практику.

Не в обиду будет сказано нашим замечательным специальным органам, но они по своему функционалу занимаются последствиями, а не причинами. И если мы все время будем заниматься последствиями, то окажемся в позиции догоняющих. Важно создать в экономике страны такую ситуацию, когда труд иностранца станет менее выгодным, чем труд рабочего России. Иногда даже имеет смысл поставить такую дилемму: лучше робот, чем представитель другой культуры, который не хочет в нашем обществе интегрироваться. По крайней мере, робот не пойдет вечером на какое-нибудь преступление; кого-то грабить, насиловать или убивать.

– С этим невозможно не согласиться, тем более что многие из наших людей на неквалифицированные работы идти просто не хотят, даже не столько из-за мизерной зарплаты, сколько из-за того, что непрестижно, неинтересно.

– Повышайте престиж, повышайте интерес, вкладывайте в эту работу такие возможности, которые могут повысить и статус, и престиж, и интерес, и зарплату. Если работа уборщика мусора компенсируется высокой зарплатой, то найдутся и люди для этого, чтобы прокормить свою семью...

Трудовая миграция нужна нашей стране просто потому, что мы находимся в демографической яме. Давайте будем честны: без мигрантов мы обойтись, к сожалению, в ближайшее время вряд ли сможем. Но создать такие экономические условия, чтобы миграция перестала быть настолько выгодной, не поощрять тех, кто может быть для нас опасен, я думаю, для общества вполне по силам.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать