О земном и о небесном. Ответы на вопросы

23 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, набралось немало вопросов, которые я просто не успевала задать в прошлых программах. Начнем с темы, которая оказалась настолько масштабной, что мы не успели обо всем поговорить, – крестные родители, крестины. Вопрос, может быть, простой, но многих ставит в тупик: у скольких человек можно стать крестным родителем?

– Конечно, у всего мира не станешь. Думаю, когда человек задается этим вопросом, тут не может быть никакого лимита или ограничения, но должно быть здравое и правильное отношение к тем обязанностям, которые принимаешь на себя как крестный родитель. И самая главная обязанность – это твой личный духовный опыт. Это ведь не просто традиция: «Да, я крестный», – и на этом все. Это значит молиться об этом человеке, участвовать в его жизни, быть рядом с его родителями. То есть это то же самое, как войти в дом. Да, на связке ключей на один ключ добавится, и эту связку не всегда легко носить с собой. Но если тебе доверили этот ключ от своего дома, от своей семьи – ты стал крестным родителем, тогда нужно иметь в виду, что это некое крестоношение, ответственность, некоторая тяжесть, которую ты будешь постоянно чувствовать на своих плечах. И к этому нужно искренне быть готовым. Самым важным и самым главным для крестного родителя остается его собственная вера, пример его веры. Чтобы на него показывали и говорили: «Видишь, как верит твой крестный папа (или твоя крестная мама)». Это очень важно.

– Бывает так, что обстоятельства разводят по каким-то причинам крестника и крестных родителей, они не видятся, потеряны связи. Как тогда быть примером?

– И такое происходит. Как, в принципе, происходит, когда мы остаемся без своих прямых родителей. Но ведь образ папы и мамы всегда в нас сохраняется очень трепетно; это дорого. И если действительно крестная мама или крестный папа таковыми были, то они навсегда такими останутся. А если они были по традиции просто записанные, то, к большому сожалению, конечно, это будет внутренним препятствием для свободы самого человека.

Я бы еще хотел сказать вот что. Крестный – это тот, кто что-то обещал во время крещения. Но у нас в богатом русском языке есть замечательное выражение: «Ты мне как отец». Или: «Ты мне как мать». Когда говорят о другом человеке: «Она мне была как мама», мы понимаем, что в таком контексте «как» почти не звучит. Здесь то же самое. Если в жизни появляется человек, который начинает искренне относиться к другому человеку и в вопросах веры действительно поддерживает, воспитывает, то однажды ему уверенно можно сказать: «Ты мне как крестный папа». И это «как» прозвучит очень незаметно.

– Какая ответственность у крестных перед Богом? Может быть, потом придется отвечать за все проступки нерадивых крестников?

– Перед Богом мы будем отвечать только за свои поступки и за те поступки, которые стали промахами для жизни других людей: когда наш поступок, наше отношение были соблазнительны для других людей, стали началом их падения, а не свободного полета, стали большим камнем преткновения в их жизни. Вот за такие камни и промахи мы будем отвечать. И за нашу нелюбовь. Пожалуй, самое непростое будет на Суде – ответить за то, почему ты не любил. Мы ведь нередко находим этому массу причин: не так посмотрели, не то сказали, где-то что-то услышали, узнали. Но ведь это причины очень неубедительные, они скорее объясняют, может быть, наше маловерие, малодушие. А вот за то, что ты не любил, придется отвечать перед Создателем.

– Следующий вопрос, мне кажется, чаще задают люди неверующие: как возможно воскресение нашего тела?

– Так же, как и его рождение. Понятно, что мы что-то знаем о биологических процессах зарождения клетки, размножения и развития, мы как-то знакомы с этими процессами. Но есть процессы неочевидные, но они действительно происходят. К примеру, наши добродетели, любовь. Мы не видим, когда любовь зарождается, но как только она появляется в нас, мы точно знаем, что это она, мы это чувствуем. Каким-то прибором ее не измерить. Может быть, у некоторых давление поднимается, но вряд ли это связано с этой добродетелью. Но есть то, что внутри, и это живет независимо от поступков другого человека или твоих собственных. Любовь все собой покрывает и все опять собирает воедино.

То же самое будет и в таинстве воскресения из мертвых. Тела вдруг оживут. Как это произойдет и какие произойдут процессы – мы не знаем. Но мы знаем точно, что это будет. Как из небытия появляется человек, так из этого небытия праха появится вновь обновленное человеческое тело. Для нас, наверное, воскресение из мертвых – это не столько внешняя победа, свидетельство о преодолении смерти, но это еще и продолжение себя. То есть могильным холмиком ничего не закончится, ты продолжишься. И вот это, пожалуй, дает особое вдохновение для жизни – теперь ты часть вечности, ты вечный; душа вечная, бессмертная. И тогда вся школа жизни начинает восприниматься очень серьезно.

– Грех ли такое качество, как раздражительность? У меня это присутствует очень часто.

– Ну, если пришло время публичного покаяния, давайте тогда и я в этом тоже сознаюсь. Раздражительность происходит от гневливости. Гнев – один из смертных грехов. Гневливость по-разному проявляет себя, но самым страшным проявлением гневливости является то, что это совершенно искажает твою собственную реальную свободу, твой образ и подобие Божие, которое в каждом из нас есть. Раздражительность – это еще признак и горделивого человека, человека неблагодарного,  человека, разучившегося замечать окружающий его мир. Весь мир – это как большая рубашка, в которую ты или помещаешься, или нет… И начинаешь под себя ее подгонять. Раздражение тогда, когда ты все примеряешь под себя, а не даришь себя этому миру, не даришь свою любовь, надежду, доброту, дружбу, искренность, внимательность. Тогда это действительно приносит большую боль для тебя самого. И часто раздражительность имеет продолжение: зарождается гневливость, а когда появляется гнев, тогда начинаются самые настоящие потери.

– Следующий вопрос как продолжение. Часто я слышу, что если что-то раздражает, что-то не нравится, лучше человеку об этом сказать. Выплеснуть и успокоиться. Потому что если пытаешься сделать хорошую мину при плохой игре, внутренне в себе это давишь, пытаешься улыбаться, то это неискренне, не по-настоящему – внутри все равно все кипит, и ни к чему хорошему это не приведет. Или все-таки надо сдерживать себя?

– Я вспоминаю первые серьезные разговоры с родителями о моих собственных проблемах: тебе говорят о том, что ты сделал неправильно, и говорят достаточно убедительно, с твердыми нотками в голосе, но с любящими глазами. Это как у врача: врач, замерив у тебя температуру, не будет размахивать руками и кричать, какой ты негодник, что заболел. Он скажет очень строго, что нужно лечиться и менять то, это и вот это. И сделает это с любовью, потому что только это и является самым первым и нужным лекарством.

Когда люди дружат, живут искренним, открытым общением (будь то в семье, на работе), то один человек должен находить слова, чтобы помочь другому человеку. Но именно находить слова, чтобы лишний раз даже таким образом сказать о своей дружбе. Например: «Говорю тебе именно потому, что очень переживаю за тебя. Я замечаю это в тебе, и моя жизнь стала беспокойной. И я говорю это для того, чтобы и свою собственную совесть успокоить. Может быть, давай поменяем что-то? Вот это и вот это нужно оставить в прошлом – это мешает всем. Мешает и нашей дружбе, и нашим отношениям, и тебе, и твоей работе. Давай об этом поговорим, подумаем, помолимся».

Вот такое нормальное замечание всегда приносит пользу. Но это в идеале. В жизни бывают какие-то мгновенные, быстрые реакции. И в таких быстрых реакциях нужно научиться чуть-чуть замедлять речь, не спешить говорить обидные слова. Потому что эти обидные слова скорее станут предметом не для исправления, а для того, что человек отгородится от тебя высоким забором. Здесь нужно заставлять себя не произносить самых обидных и самых горьких слов, не выстреливать в спину, не добивать и так упавшего человека.

– Следующий интересный вопрос: почему покаяние возможно только телесным существам?

– Потому что все наши грехи становятся грехами посредством наших дел. Если у человека появляется дурная мысль, это еще не грех. Бывает, она преследует человека, но он с ней борется, преодолевает ее, не воплощает ее в делах своей жизни, не делает того, что диктует ему эта дурная мысль. Тогда греха нет, хотя есть такое нападение. А если ты согласился с этой мыслью, тогда грех и воплотился. Поэтому покаяние возможно в содеянном, в том, что стало продолжением испорченности твоей духовной жизни или потери целостности души.

– Владыка, мы как-то говорили с Вами о культуре, но я не успела задать вопрос о музыке. Как Вы относитесь к року?

– Может быть, не мне оценивать место рока в музыкальной культуре. Это скорее должны сделать специалисты, люди, которые довольно глубоко занимаются музыкой. Но многие вещи, в том числе из нашего русского рока, классического рока, из мировой рок-культуры мне нравятся, какие-то вещи я с удовольствием иногда слушаю. Потому что в любой культуре, лично для меня, всегда самым главным и важным является то, что заставляет не расслабиться, а, наоборот, посмотреть на себя со стороны. Когда это добавляет твоего протеста против собственных старых устоев: не все вокруг себя поменять, а чтобы в себе что-то поменять.

– И последний вопрос. Говорят, что мечтать не вредно. А в православии?

– Вредно. Вспомним слова апостола, который говорит: «Желаете и не имеете; не имея – раздражаетесь, а когда раздражаетесь, начинаете ненавидеть». Не мечтами мы должны жить, а посевами, которые делаем сами, и всходами, над которыми склоняем всю свою жизнь.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Как всегда, я задала не все вопросы, и мы перенесем их на следующую программу. А сейчас – Ваше слово.

– Спасибо за продолжающийся разговор о том, что действительно для всех нас дорого.

Дорогие братья и сестры! У нас всегда бывает очень много вопросов к жизни, но не надо забывать о том, что и у жизни есть вопросы к нам. Будем чаще прислушиваться к этим вопросам, которые звучат в нашей совести. Может быть, пришло время ответить на эти вопросы? Пришло время найти эти ответы из своей веры, из доверия, которое мы чувствуем от окружающих людей, из замысла Божьего о каждом из нас. Ведь этот замысел основан только на одном – на Его любви к нам. Храни и благослови всех вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать