Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Конечно, у всего мира не станешь. Думаю, когда человек задается этим вопросом, тут не может быть никакого лимита или ограничения, но должно быть здравое и правильное отношение к тем обязанностям, которые принимаешь на себя как крестный родитель. И самая главная обязанность – это твой личный духовный опыт. Это ведь не просто традиция: «Да, я крестный», – и на этом все. Это значит молиться об этом человеке, участвовать в его жизни, быть рядом с его родителями. То есть это то же самое, как войти в дом. Да, на связке ключей на один ключ добавится, и эту связку не всегда легко носить с собой. Но если тебе доверили этот ключ от своего дома, от своей семьи – ты стал крестным родителем, тогда нужно иметь в виду, что это некое крестоношение, ответственность, некоторая тяжесть, которую ты будешь постоянно чувствовать на своих плечах. И к этому нужно искренне быть готовым. Самым важным и самым главным для крестного родителя остается его собственная вера, пример его веры. Чтобы на него показывали и говорили: «Видишь, как верит твой крестный папа (или твоя крестная мама)». Это очень важно.
– Бывает так, что обстоятельства разводят по каким-то причинам крестника и крестных родителей, они не видятся, потеряны связи. Как тогда быть примером?
– И такое происходит. Как, в принципе, происходит, когда мы остаемся без своих прямых родителей. Но ведь образ папы и мамы всегда в нас сохраняется очень трепетно; это дорого. И если действительно крестная мама или крестный папа таковыми были, то они навсегда такими останутся. А если они были по традиции просто записанные, то, к большому сожалению, конечно, это будет внутренним препятствием для свободы самого человека.
Я бы еще хотел сказать вот что. Крестный – это тот, кто что-то обещал во время крещения. Но у нас в богатом русском языке есть замечательное выражение: «Ты мне как отец». Или: «Ты мне как мать». Когда говорят о другом человеке: «Она мне была как мама», мы понимаем, что в таком контексте «как» почти не звучит. Здесь то же самое. Если в жизни появляется человек, который начинает искренне относиться к другому человеку и в вопросах веры действительно поддерживает, воспитывает, то однажды ему уверенно можно сказать: «Ты мне как крестный папа». И это «как» прозвучит очень незаметно.
– Какая ответственность у крестных перед Богом? Может быть, потом придется отвечать за все проступки нерадивых крестников?
– Перед Богом мы будем отвечать только за свои поступки и за те поступки, которые стали промахами для жизни других людей: когда наш поступок, наше отношение были соблазнительны для других людей, стали началом их падения, а не свободного полета, стали большим камнем преткновения в их жизни. Вот за такие камни и промахи мы будем отвечать. И за нашу нелюбовь. Пожалуй, самое непростое будет на Суде – ответить за то, почему ты не любил. Мы ведь нередко находим этому массу причин: не так посмотрели, не то сказали, где-то что-то услышали, узнали. Но ведь это причины очень неубедительные, они скорее объясняют, может быть, наше маловерие, малодушие. А вот за то, что ты не любил, придется отвечать перед Создателем.
– Следующий вопрос, мне кажется, чаще задают люди неверующие: как возможно воскресение нашего тела?
– Так же, как и его рождение. Понятно, что мы что-то знаем о биологических процессах зарождения клетки, размножения и развития, мы как-то знакомы с этими процессами. Но есть процессы неочевидные, но они действительно происходят. К примеру, наши добродетели, любовь. Мы не видим, когда любовь зарождается, но как только она появляется в нас, мы точно знаем, что это она, мы это чувствуем. Каким-то прибором ее не измерить. Может быть, у некоторых давление поднимается, но вряд ли это связано с этой добродетелью. Но есть то, что внутри, и это живет независимо от поступков другого человека или твоих собственных. Любовь все собой покрывает и все опять собирает воедино.
То же самое будет и в таинстве воскресения из мертвых. Тела вдруг оживут. Как это произойдет и какие произойдут процессы – мы не знаем. Но мы знаем точно, что это будет. Как из небытия появляется человек, так из этого небытия праха появится вновь обновленное человеческое тело. Для нас, наверное, воскресение из мертвых – это не столько внешняя победа, свидетельство о преодолении смерти, но это еще и продолжение себя. То есть могильным холмиком ничего не закончится, ты продолжишься. И вот это, пожалуй, дает особое вдохновение для жизни – теперь ты часть вечности, ты вечный; душа вечная, бессмертная. И тогда вся школа жизни начинает восприниматься очень серьезно.
– Грех ли такое качество, как раздражительность? У меня это присутствует очень часто.
– Ну, если пришло время публичного покаяния, давайте тогда и я в этом тоже сознаюсь. Раздражительность происходит от гневливости. Гнев – один из смертных грехов. Гневливость по-разному проявляет себя, но самым страшным проявлением гневливости является то, что это совершенно искажает твою собственную реальную свободу, твой образ и подобие Божие, которое в каждом из нас есть. Раздражительность – это еще признак и горделивого человека, человека неблагодарного, человека, разучившегося замечать окружающий его мир. Весь мир – это как большая рубашка, в которую ты или помещаешься, или нет… И начинаешь под себя ее подгонять. Раздражение тогда, когда ты все примеряешь под себя, а не даришь себя этому миру, не даришь свою любовь, надежду, доброту, дружбу, искренность, внимательность. Тогда это действительно приносит большую боль для тебя самого. И часто раздражительность имеет продолжение: зарождается гневливость, а когда появляется гнев, тогда начинаются самые настоящие потери.
– Следующий вопрос как продолжение. Часто я слышу, что если что-то раздражает, что-то не нравится, лучше человеку об этом сказать. Выплеснуть и успокоиться. Потому что если пытаешься сделать хорошую мину при плохой игре, внутренне в себе это давишь, пытаешься улыбаться, то это неискренне, не по-настоящему – внутри все равно все кипит, и ни к чему хорошему это не приведет. Или все-таки надо сдерживать себя?
– Я вспоминаю первые серьезные разговоры с родителями о моих собственных проблемах: тебе говорят о том, что ты сделал неправильно, и говорят достаточно убедительно, с твердыми нотками в голосе, но с любящими глазами. Это как у врача: врач, замерив у тебя температуру, не будет размахивать руками и кричать, какой ты негодник, что заболел. Он скажет очень строго, что нужно лечиться и менять то, это и вот это. И сделает это с любовью, потому что только это и является самым первым и нужным лекарством.
Когда люди дружат, живут искренним, открытым общением (будь то в семье, на работе), то один человек должен находить слова, чтобы помочь другому человеку. Но именно находить слова, чтобы лишний раз даже таким образом сказать о своей дружбе. Например: «Говорю тебе именно потому, что очень переживаю за тебя. Я замечаю это в тебе, и моя жизнь стала беспокойной. И я говорю это для того, чтобы и свою собственную совесть успокоить. Может быть, давай поменяем что-то? Вот это и вот это нужно оставить в прошлом – это мешает всем. Мешает и нашей дружбе, и нашим отношениям, и тебе, и твоей работе. Давай об этом поговорим, подумаем, помолимся».
Вот такое нормальное замечание всегда приносит пользу. Но это в идеале. В жизни бывают какие-то мгновенные, быстрые реакции. И в таких быстрых реакциях нужно научиться чуть-чуть замедлять речь, не спешить говорить обидные слова. Потому что эти обидные слова скорее станут предметом не для исправления, а для того, что человек отгородится от тебя высоким забором. Здесь нужно заставлять себя не произносить самых обидных и самых горьких слов, не выстреливать в спину, не добивать и так упавшего человека.
– Следующий интересный вопрос: почему покаяние возможно только телесным существам?
– Потому что все наши грехи становятся грехами посредством наших дел. Если у человека появляется дурная мысль, это еще не грех. Бывает, она преследует человека, но он с ней борется, преодолевает ее, не воплощает ее в делах своей жизни, не делает того, что диктует ему эта дурная мысль. Тогда греха нет, хотя есть такое нападение. А если ты согласился с этой мыслью, тогда грех и воплотился. Поэтому покаяние возможно в содеянном, в том, что стало продолжением испорченности твоей духовной жизни или потери целостности души.
– Владыка, мы как-то говорили с Вами о культуре, но я не успела задать вопрос о музыке. Как Вы относитесь к року?
– Может быть, не мне оценивать место рока в музыкальной культуре. Это скорее должны сделать специалисты, люди, которые довольно глубоко занимаются музыкой. Но многие вещи, в том числе из нашего русского рока, классического рока, из мировой рок-культуры мне нравятся, какие-то вещи я с удовольствием иногда слушаю. Потому что в любой культуре, лично для меня, всегда самым главным и важным является то, что заставляет не расслабиться, а, наоборот, посмотреть на себя со стороны. Когда это добавляет твоего протеста против собственных старых устоев: не все вокруг себя поменять, а чтобы в себе что-то поменять.
– И последний вопрос. Говорят, что мечтать не вредно. А в православии?
– Вредно. Вспомним слова апостола, который говорит: «Желаете и не имеете; не имея – раздражаетесь, а когда раздражаетесь, начинаете ненавидеть». Не мечтами мы должны жить, а посевами, которые делаем сами, и всходами, над которыми склоняем всю свою жизнь.
– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю беседу. Как всегда, я задала не все вопросы, и мы перенесем их на следующую программу. А сейчас – Ваше слово.
– Спасибо за продолжающийся разговор о том, что действительно для всех нас дорого.
Дорогие братья и сестры! У нас всегда бывает очень много вопросов к жизни, но не надо забывать о том, что и у жизни есть вопросы к нам. Будем чаще прислушиваться к этим вопросам, которые звучат в нашей совести. Может быть, пришло время ответить на эти вопросы? Пришло время найти эти ответы из своей веры, из доверия, которое мы чувствуем от окружающих людей, из замысла Божьего о каждом из нас. Ведь этот замысел основан только на одном – на Его любви к нам. Храни и благослови всех вас Господь!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Светлана Тодосейчук
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!