О земном и о небесном. Ангелы. Продолжение

11 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Владыка, мы решили, что у нас будет продолжение интересной темы «Ангелы». Если Вы не против, продолжим?

– Конечно.

– В прошлый раз очень хотела задать вопрос, но не успела. Очень часто, когда люди рассказывают о каких-то удивительных вещах в своей жизни, особенно когда они избежали какого-нибудь несчастья, можно услышать: «Меня ангел спас». Но может ли человек знать, что было на самом деле?

– Мне кажется, есть особые обстоятельства в нашей жизни, когда мы начинаем прислушиваться не только к нашему ощутимому, зримому, тактильному опыту в жизни, но начинаем прислушиваться к нашей душе. Ведь трудно не согласиться с мыслью о том, что мы живем в духовно-телесном мире, и все происходящее вокруг нас руководится не только химией, физикой и естественными законами природы, но еще и законами, которые напрямую связаны с духовной жизнью, с законами души, духа, дыхания Божия. И вот именно в таких случаях, когда все шло к катастрофе или к тому, что только чудо может помочь (ведь именно часто и говорят, когда так происходит: «Это только чудо»), все прекрасно начинают понимать, что мы не одиноки в этом мире. Если бы мы были исключительно физическими существами, наверное, мы испытывали бы трагедию гибели, как гибнет все физическое. Но мы еще существа духовные, и всегда, когда происходит нечто, что избавляет нас от физических проблем, от физических последствий гибели, распада, мы говорим: «Ангел Божий спас». Это скорее всего факт, это наблюдение, это наше собственное ощущение, которое реально вдохновляет каждого из нас.

– День ангела – что это за день?

– В древности этим днем считался день крещения: день, когда человек крестится. В этот день после крещения человека поздравляли с днем ангела, то есть с днем крещения. До дня крещения совершалось имянаречение, и после крещения человек особым образом изучал (если речь шла о взрослом человеке) житие святого, имя которого он носил.

Вообще, надо сказать, есть такое понятие, как «тайна имени». Но эта тайна имени заключается не в каких-то созвучиях или буквах, которые создают определенного рода движение каких-то энергий или чего-то еще. Тайна заключается прежде всего в том, что мы должны сами проникнуть в нее, то есть подражать тому, чье имя мы носим. Да, нас называют в память о тех или иных людях, но нас называют в честь тех или иных святых, если мы говорим о христианской семье, а значит, эти люди, в честь которых нас называют, и должны стать теми, благодаря которым мы вникаем в тайну имени. То есть каким я должен быть, я узнаю из имени святого, которое ношу.

Так вот, день ангела – это день крещения. Но в современной традиции чаще всего днем ангела называют день тезоименитства – это день, когда празднуется день памяти святого, имя которого я ношу. Это не всегда один и тот же день, и это связано с разными обстоятельствами выбора имени в современной практике, но по сложившейся традиции чаще всего днем ангела как раз называется теперь уже день памяти святого, имя которого я ношу.

– А у ангелов есть имена?

– Да, конечно. Мы говорили в прошлый раз, что об ангелах мы узнаем из Священного Писания. Кстати, именно Священное Писание доносит нам имена некоторых ангелов: это и Михаил, и Гавриил, которых Господь посылал благовествовать и действовать. Остальные имена ангелов, которые мы сегодня употребляем, известны из Священного Предания Церкви, когда Господь послал этих ангелов Своим угодникам  и открывал им эти имена. Но, пожалуй, самым важным и самым главным именем для ангела является его имя собственное «ангел», что означает «благовестник».

– Может ли случиться так, что человек лишится ангела? Например, вытворит что-то невообразимое...

– Мне кажется, это невозможно. Я могу это сказать еще потому, что однажды обратил внимание на одну очень трогательную встречу. Как правило, такие встречи очень глубоко западают в память. Я пришел в следственный изолятор (был праздник) посетить находящихся там осужденных. На пороге я встретил одну женщину, которая стояла и ожидала возможности что-то передать своему сыну. Потом я узнал историю этого сына, это очень горькая, очень печальная и страшная история. Этот человек потерял многих людей и сам был тому большой причиной, но мать он не потерял. Каким бы он ни был, она стояла на пороге этого учреждения и продолжала называть его своим сыном, а себя его матерью. И попросила помолиться о нем. Уж если мы, люди, иногда обуреваемые жестокостью, обидой, ссорой, невозможностью простить, не можем оставить тех, кто дорог нам, несмотря ни на что, неужели ангел оставит того, к которому Господь его послал, чтобы оберегать его жизнь? Где любовь Божия, там и ангелы. Бог любит всех.

– Можно ли, нужно ли и как общаться человеку со своим ангелом?

– В традиции утренних и вечерних молитв есть молитва ангелу-хранителю. В этой молитве приводятся очень важные слова, скажем так, моего диалога с ангелом Божиим: я прошу ангела Божия не только сохранять, оберегать меня, помогать мне, я прошу его еще и не отступать от меня тогда, когда я бываю слаб. В моем общении с ангелом я прошу его о том, чтобы он мне помогал сохранять мое общение с Богом. И я не говорю: «где сильный – это я, где слабый – это ты»; напротив, там приводится мысль: «не отступи от меня по моим деяниям, не оставь меня так же, как я оставляю доброе дело, помоги мне всегда следовать этому доброму делу». Эта мысль особенно важна тогда, когда мы стоим на пороге выбора – мы должны понимать, что в этот самый момент не только я один что-то выбираю для себя, а еще делаю выбор и для своего ангела.

– Владыка, объясните, пожалуйста, такое выражение: нет зла, есть искажение добра.

– Абсолютного зла не существует, это действительно так, ибо Бог не создавал его. Знаете, можно вспомнить очень интересные слова еще совсем молодого Эйнштейна, который говорил о том, что не существует тьмы. Он говорил так: нет тьмы как таковой, есть отсутствие света; нет холода, есть отсутствие тепла. То же самое здесь: нет зла, есть отсутствие добра. Когда человек делает свою жизнь такой, что в ней нет этого дыхания добра, тогда она делается злой. Но в своей абсолютной, если так можно сказать, природе зла не существует. Есть те свободные существа и личности, которые избрали для себя темную сторону луны.

– Падшие ангелы?

– В том числе падшие ангелы.

– А почему ими был сделан такой выбор? И есть ли информация, кого больше – добрых или злых?

– Мне кажется, что, конечно, больше добрых, потому что это видно из всего, что мы видим вокруг себя из всего сотворенного мира. И вопрос, наверное, заключается даже не в количественном исчислении, вопрос заключается в необыкновенной силе. Например, находишься ты в темной комнате, и кажется, она такая большая и вся объятая тьмой. Но стоит только с прикроватной тумбочки взять свой телефон и посмотреть, сколько времени, то от этого маленького свечения экрана вокруг мгновенно становится светло. А если еще и зажечь свет, эта тьма куда-то мгновенно девается. Так мало нужно, чтобы от маленького источника света осветить достаточно заметное пространство. То же самое бывает в душе человека: ты омрачишься – и только-только начинаешь движение своей молитвы, как этот мрак мгновенно расточается.

А падшие ангелы – это те свободные духи, свободные существа, которые избрали для себя тот путь, которым они пошли. И их трагедия заключается в том, что теперь они не способны к исправлению. Так как они никогда не стремились к нему, так как никогда не стремились к покаянию, они напрочь утеряли способность покаяться, они напрочь утеряли способность изменить свою жизнь.

– То есть для них покаяние вообще невозможно?

– Невозможно. Здесь я хотел бы вспомнить слова апостола Иакова, который говорит о том, что бесы (падшие ангелы) достаточно верующие существа. Он прямо так и говорит: «И бесы веруют и трепещут». Но остаются бесами. Оказывается, не вера делает человека светлым. И дальше апостол продолжает: они остаются такими, потому что не имеют дел добра. Настоящая, истинная, подлинная вера познается в делах, и дела веры – это прежде всего покаяние, милосердие, сострадание. А падшие ангелы не имеют этих дел, они не способны к этим делам в силу своего навыка во зле. И другими теперь они уже стать не могут. И ждут времени Страшного суда.

– Часто в художественных произведениях используют такой прием: изображают человека, на правом плече ангел, на левом плече – черный ангел, злой дух, и каждый предлагает свое решение проблем. В жизни тоже так бывает?

– А еще предлагают поплевать на какую-нибудь сторону.

– Да-да.

– Знаете, скорее это образ, который напоминает нам о том, что дальнейший путь моей жизни и последствия чего-то целиком зависят от меня; я делаю выбор. Зло или добро не вокруг меня, а во мне самом. Или я стану причиной добра, или я стану причиной зла. И вот это символическое изображение очень четко напоминает, что все это находится во мне: что я достану из своего сердца, к чему я его приложу – таким оно и будет.

– Часто в художественных произведениях, в фильмах отрицательные герои – прямо герои: им все подвластно, они не знают препятствий. Как Вы думаете, почему сейчас популяризируется зло?

– Потому что разучились прощать. Ведь сила зла заключается в непрощении, она заключается в мести, она заключается в некотором торжестве правды (условной правды), которая заключается в торжестве силы. «Моя взяла! Я же говорил». Там, где нет прощения, где нет покаяния, всегда торжествует зло. Нежелание примирения, нежелание простить, неумение простить приводят к тому, что нередко эти демонические образы олицетворяются как некие свободные существа, которые свободны от всякого рода условностей, договоренностей и прочего. Мол, самое главное – я. «Ну и что, что я что-то обещал? Все можно отменить». В центре – мое собственное благополучие, которое, впрочем, заключается в некой силе диктата своих привычек, возводимых в ранг образа жизни. Некоторые с таким достоинством говорят: «Да, я такой». Да в этом не хвалиться бы надо, а каяться! Это как раз то, о чем мы говорили, – падшие ангелы не имеют силы к покаянию, отсюда и становятся трагичными образами.

– Кто такие бесноватые люди? Почему они такими становятся? Могут ли излечиться? Это всегда происходит так, как в фильме «Остров»?..

– Одержимость нечистым духом по-разному происходит. Она бывает и от свободного выбора человека, если речь идет уже о взрослом человеке. Но мы знаем случаи, в том числе описанные в Евангелии, когда этой болезнью были одержимы дети. И тогда Христос отвечает, что бывает такое для того, чтобы показать славу Божию, чтобы через эту болезнь излечить прежде всего самих родителей, направить родителей к мысли о том, что благополучие детей зависит не только от того, как они их кормят, воспитывают, заботятся о них, но и какой образ они им показывают.

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) однажды сказал замечательное слово: «Бедные, бедные родители! Какой же вы дадите ответ Богу, когда предстанете пред Ним и Бог спросит вас о том, какие ваши дети? Не о том, как вы их воспитывали, а о том, что они видели в ваших семьях: ваши ссоры, ваши драки, вашу ненависть, ваши обиды, ваши оскорбления». Все это становится источником одержимости. Вот об этом тоже нужно задумываться. Но, несомненно, Бог не без милости, и когда такие люди обращаются ко Христу, когда родные вокруг них соединяются любовью, происходит самое настоящее чудо избавления – оставление этого нечистого духа.

– Владыка, спасибо большое за такую интересную беседу. Все равно остались вопросы. Думаю, что через некоторое время я попрошу Вас продолжить эту интересную тему. А пока – Ваше заключительное слово.

– Дорогие братья и сестры! Когда человек бывает вдохновлен, он называет другого человека: «Ангел мой!» Я хочу пожелать, чтобы мы чаще обращались так друг к другу, и тогда ангелов вокруг станет больше. Храни и благослови всех нас Господь! И пусть святые ангелы помогают нам в нашей доброй, нормальной, счастливой жизни!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать