Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Мы с вами находимся в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. Сегодня мы совершим путешествие по храму и начнем это путешествие с иконостаса. Мы стоим возле иконостаса: резного, красивого, с великолепными иконами. А почему же его так называют? «Иконостас» – слово греческое и в переводе на русский язык означает «ряды икон». Иконостас еще называют алтарной перегородкой, потому что он отделяет алтарную часть от центральной части храма. На иконостасе мы видим иконы – изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых, то есть тех угодников, которые заслужили любовь Господа Иисуса Христа своей жизнью и сейчас являются молитвенниками за нас перед Господом на небесах.
Первый ряд иконостаса называется местным, потому что именно в этом ряду закрепляются иконы, наиболее почитаемые в той или иной местности. А в центре первого ряда находятся Царские врата. Называются они Царскими не потому, что в них мог входить царь, император или какой-то король, а потому, что Сам Господь наш Иисус Христос, Которого называют Царем Славы, во время великого входа за Божественной литургией, когда выносят хлеб и Чашу с вином, входит через эти врата в алтарь. На дверницах Царских врат мы видим изображения четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; это были ученики Господа Иисуса Христа, которые в своих книгах – Евангелиях изложили земной путь и учение Господа Иисуса Христа. Здесь же, на Царских вратах, мы видим икону «Благовещение»: с одной стороны – Пресвятая Дева Мария, Которая занимается рукоделием, с другой стороны – Архангел Гавриил с цветком белой красивой лилии в руках. На этой иконе изображено благовещение, когда Архангел, явившись Деве Марии, сказал Ей о том, что Она станет Матерью Господа Иисуса Христа; он принес Ей благую весть, поэтому икона называется «Благовещение».
Вверху над Царскими вратами мы видим икону Тайной Вечери, когда Господь Иисус Христос, собравшись с учениками всего лишь за несколько дней до Своих страданий и распятия на кресте, благословил Чашу с вином и сказал о том, что это Его Кровь, которая изливается за грехи рода человеческого. И, разломив хлеб, раздал Своим ученикам и сказал, что это Тело Его, которое преломляется во оставление грехов.
Слева от Царских врат находится икона Господа нашего Иисуса Христа, справа – икона Богородицы. За ними следуют диаконские двери – те самые двери, через которые диакон, помощник священника, во время богослужения выходит на солею для произнесения ектении – особого вида молитвенного прошения ко Господу. На диаконских вратах мы видим изображение Архангелов: Архангела Михаила и Архангела Гавриила. Иногда на диаконских вратах мы можем видеть изображение преподобной Марии Египетской и благоразумного разбойника – того разбойника, который рядом со Христом был распят на Голгофе, но покаялся в последнюю секунду своей жизни и сказал: «Господи, вспомни обо мне, когда придешь в Свое Царствие». И Господь ему ответил: «Истинно тебе говорю: сегодня же будешь со Мною в раю».
Рядом с южной диаконской дверью всегда закрепляется храмовая икона, то есть икона, которая нам говорит о том, в честь кого освящен этот храм или в честь какого праздника. Если бы мы были сейчас в храме преподобного Сергия Радонежского, то рядом с диаконской дверью была бы икона преподобного Сергия Радонежского. Если бы это был храм во имя преподобного Серафима Саровского, то была бы икона преподобного Серафима Саровского. Поскольку мы находимся в храме Рождества Пресвятой Богородицы, то мы видим здесь икону Рождества Пресвятой Богородицы: над только что родившейся Девой Марией мы видим склоненные умиленные глаза Ее родителей – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Они были уже в преклонном возрасте, и на закате их жизни Господь даровал им рождение Пресвятой Девы Марии, Которая стала Матерью Господа Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого.
Как мы уже говорили, в местном ряду мы видим иконы наиболее почитаемых в данной местности святых. В нашем Курском крае чаще всего в этом первом, самом нижнем, ряду иконостаса находятся иконы святителя Иоасафа Белгородского, святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского, преподобного Серафима Саровского, который является нашим земляком, он родился в Курске чуть больше 250 лет назад.
Второй ряд иконостаса называется праздничным, потому что там закреплены иконы самых главных православных праздников; их двенадцать, поэтому они по-славянски называются двунадесятыми праздниками. Это праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Преображения, Входа Господня в Иерусалим, Светлого Христова Воскресения, Вознесения Господня и другие.
Третий ряд называется по-гречески «деисусный» – от слова «моление». В центре мы видим большую икону Господа Иисуса Христа, восседающего на троне. Рядом мы видим изображения тельца, льва, орла и ангела – это символы евангелистов, которые писали Евангелия о земной жизни и учении Господа Иисуса Христа. В руке у Него книга, где написано: «Аз есмь свет миру», то есть: «Я – свет для мира». Правая рука Христа благословляет род человеческий и сложена особым образом. Справа от иконы Господа Иисуса Христа мы видим икону Богородицы, Его Пречистой Матери, а слева – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; их руки воздеты и направлены ко Христу, потому что они молятся за весь род человеческий и предстательствуют о нас с вами.
Четвертый ряд иконостаса пророческий – здесь мы видим изображения ветхозаветных пророков, которые по внушению Духа Святого пророчествовали о приходе в мир Спасителя. И в центре – икона Троицы в изображении трех Ангелов: это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. На заднем плане этой иконы мы видим Мамврийский дуб, потому что Святая Троица явилась праотцу Аврааму, и об этом мы можем прочитать в Ветхом Завете. Венчает иконостас крест, изображение Креста Господня, потому что Господь Своею Пречистою Кровью омыл грехи рода человеческого и из орудия пытки превратил крест в символ спасения. Поэтому мы с вами видим крест и на груди у священника, и на куполе храма, и в самой верхней точке иконостаса и имеем свой маленький нательный крестик у себя на груди.
Сегодня мы с вами познакомились с устройством иконостаса, узнали, какие иконы находятся на нем. Я надеюсь, что каждый из вас может прийти в храм и посмотреть на ту красоту и то великолепие, которое есть в доме Божием. Я приглашаю вас вместе с родителями в любое удобное для вас время посетить главную святыню Курского края – Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.
Спасибо за внимание! И до новых встреч.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!