Купелька. Алтарь

13 мая 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3


– Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность войти туда, куда входят лишь священнослужители для совершения богослужения. Сегодня мы с вами войдем во Святая святых православного храма – алтарь. Алтарь символизирует собой мир духовный, невидимый, высокий. Поэтому алтарь в православном храме устраивается несколько выше, чем остальной храм. И нам для того, чтобы пройти в алтарь, необходимо будет подняться на солею к диаконским дверям.

Центром всего мироздания является Основатель, Творец, Создатель всего видимого и невидимого мира – Господь Бог. Поэтому в центре алтаря находится престол Божий, на котором незримо восседает Сам Царь Славы и Владыка всего мира – Господь. Престол Божий – это самое главное место в православном храме, и к нему относятся с особым почтением и благоговением. Касаться престола могут только священнослужители: архиереи, священники и диаконы во время богослужения. Престол всегда освящается особым образом – архиерейским или священническим чином. Цвет облачения или верхняя одежда престола, как и облачение священнослужителя во время богослужения, зависит от праздника, который совершается в этот момент в храме. Если праздник в честь Господа нашего Иисуса Христа, то облачение может быть желтым. Если же праздник в честь Пресвятой Богородицы, то цвет облачения будет уже голубым. Если праздник в честь преподобных, то есть людей, которые достигли святости, но были священниками, монахами, то облачение престола и облачение священнослужителей будет зеленого цвета. И так далее. В храме присутствуют практически все цвета радуги, включая и белый цвет (во время богослужения на Крещение Господне, Преображение Господне), и черный цвет во время Великого поста, который готовит нас к празднику Светлого Христова Воскресения, когда облачение на престоле будет красного праздничного торжественного цвета.

На престоле мы видим книгу, которая является святой и называется Евангелием; в переводе с греческого – Благая Весть. Она о том, что Господь наш Иисус Христос пришел две тысячи лет назад сюда, в этот мир, чтобы просветить светом весь мир человеческий, пострадать за грехи людей на кресте и воскреснуть для того, чтобы двери райские открылись для каждого из нас.

Евангелия написаны четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Евангелие – это слово Божие, поэтому всегда эту книгу на престоле украшают драгоценным окладом, где в центре мы видим изображение воскресшего Господа Иисуса Христа, а по четырем углам – изображения евангелистов. Под Евангелием всегда находится антиминс (это греческое слово в переводе означает «вместопрестолие») – это шелковый плат, на котором изображена сцена положения Господа нашего Иисуса Христа во гроб после распятия. Там же есть изображения и четырех евангелистов. Но самое главное, что внутри антиминса в небольшом мешочке зашиты частички мощей святых. Потому что еще с Древней Церкви установилась практика совершать богослужение на мощах святых мучеников, то есть тех людей, которые во время гонения на Церковь Христову подверглись тяжелым страданиям и пострадали за Христа.

Рядом с Евангелием на престоле всегда находятся напрестольные кресты с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Во время богослужения эти кресты находятся на престоле, но после Божественной литургии священники выносят кресты для поклонения и для целования верующим.

Здесь же, на престоле, мы видим драгоценно украшенный ковчег, который называется дарохранительницей. В ней хранится самая величайшая драгоценность для каждого христианина – запасные Дары: Тело и Кровь Христовы, которые используются для того, чтобы причастить больного человека не во время богослужения, а когда служба в храме не совершается. И внутри – драгоценный ковчег, где Тело и Кровь Христовы. Перед дарохранительницей на престоле всегда теплится лампада, которую не гасят ни днем, ни ночью и которая напоминает нам каждый раз о том, что Господь рядом с нами всегда, каждую минуту времени, что для каждого из нас Он является светом и путеводной звездой.

Рядом с престолом закрепляются два образа – Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы; эти образа так и называются – запрестольными. Сейчас мы подошли к особому светильнику, на котором закреплены семь лампад; они зажигаются только во время богослужения. Называется этот светильник семисвечник. Семисвечник символизирует собой семь таинств, которые есть в Православной Церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Соборования, Венчания и Священства.

Алтарь в плане храма имеет не прямоугольную форму, у него есть полукруглый выступ, который называется алтарной апсидой. В крайней точке алтарной апсиды находится кресло, на котором в определенные моменты богослужения может сидеть правящий архиерей.

На горнем месте закрепляется икона Господа нашего Иисуса Христа. В алтаре мы также видим жертвенник – специальный стол, на котором приготавливаются во время проскомидии Святые Дары для литургии. Сейчас мы видим на жертвеннике Святую Чашу, дискос, звездицу, копие, тарелочку, лжицу и ковшик.

На этом наше путешествие по алтарю храма подошло к концу. Я благодарю вас за внимание и надеюсь на новые встречи в эфире. Храни вас Господь!

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​