Канон. Монахиня Евфросиния (Матвеева). Часть 1

3 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у программы "Канон" - руководитель Благотворительного фонда памяти Великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны монахиня Евфросиния (Матвеева). Матушка расскажет необычную историю своей жизни и познакомит телезрителей с благотворительным музыкальным проектом, над которым она в сотрудничестве с солистами Мариинского театра работает последние два года.

– Здравствуйте, дорогие телезрители! За эти три года, что выходит наша программа, в кресле передо мной сидело множество известных музыкантов, исполняющих духовную музыку. Но сегодняшняя моя гостья – по-настоящему уникальный человек. Несмотря на то что она не является музыкантом и артистом, музыка сопровождает ее в течение всей жизни. Разрешите представить вашему вниманию матушку Евфросинию (Матвееву).

Матушка Евфросиния (Матвеева), в миру Юлия, родилась в Тюмени. В детстве мечтала стать певицей, однако музыкальную школу оставила, не доучившись. В 15 лет приехала в Москву, где первое время помогала с организацией концертов известных артистов. Спустя некоторое время переехала в Швейцарию, где начала получать высшее образование и готовить свой сольный музыкальный проект. Ряд событий заставил Юлию пересмотреть свой взгляд на жизнь и обратиться к вере. Вернувшись в Россию, Юлия постриглась в монахини Богоявленско-Анастасиина женского монастыря Костромской епархии с именем Евфросиния. Сегодня матушка Евфросиния служит в Иерусалимском Патриархате. Она является руководителем благотворительного фонда памяти великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, а также основателем двух паломнических центров, один из которых находится в Москве, а другой в Иерусалиме. Итак, обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

– Я знаю, что у вас на Святой Земле можно приветствовать «Христос воскресе!» круглый год, несмотря на то что великопостные дни…

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Матушка, без преувеличения могу сказать, что Ваша история меня поразила. Хотелось, чтобы Вы рассказали нашей аудитории о Вашей жизни до встречи с Богом и после. Вы же в молодости занимались эстрадной музыкой, причем на профессиональном европейском уровне, сотрудничали с продюсером Патрисии Каас, насколько я знаю.

– Еще в пять лет мама отдала меня в музыкальную школу. Вы знаете, я настолько любила музыку! Но мне не нравилось заниматься сольфеджио, и я сбегала, вместо уроков в кино ходила. И когда я дошла до четвертого класса, мама мне говорит: «Ты пожалеешь, если не будешь ходить в музыкальную школу». Я говорю: «Мама, я не хочу».

– В итоге пожалели?

– Пожалела очень сильно. Дело в том, что меня всю жизнь тянуло к музыке. И когда я в 16 лет окончила 10 классов, то решила уехать поступать в театральное училище в Москве. Поехала в Москву и выбирала – или театральное училище, или эстрадный путь. Выбрала все-таки эстрадное направление. Но так как мне было 16 лет, денег у нас не было… Это целая история. Мой папа возглавлял нефтегазовое направление в Тюмени. Это был СССР, те времена не такие богатые, но все равно папа был достаточно известной личностью. Но дело в том, что он развелся с мамой, когда мне было пять лет, ушел к своей секретарше, и получилось так, что мы жили без отца. И естественно, у нас денег не было. Мне нужно было как-то зарабатывать средства. И вот первое, что я делала, – устраивалась в администрацию по концертам, занималась шоу-бизнесом – ну, на побегушках.

– Говоря современным языком, Вам надо было попасть в тусовку.

– Да. Я попала в тусовку и занималась администрацией. Мы организовывали концерты Жанны Агузаровой, Дмитрия Маликова. Потом я работала с Патрисией Каас, когда она сюда приезжала и выступала в «Олимпийском».

– А как Вы сами стали петь?

– Я вообще училась на хоровом отделении в школе, у меня был слух, я всегда пела хорошо. И был такой момент, когда, уже после работы с Патрисией Каас, я поехала в Швейцарию. Так получилось, что меня пригласили туда, я там училась в коммерческом институте как раз по направлению шоу-бизнеса и хотела записать свой диск. Понимаете, для меня Патрисия Каас была как кумир. Когда я ее увидела первый раз, она с таким проникновением пела, что у меня слезы градом лились. Тем более когда я с ней познакомилась, она оказалась настолько простой девочкой. Она со мной общалась: «Поехали в Питер». Я еще была просто Юля, не монахиня. Мы ездили в одном купе.

– А в итоге как Вы потом к Богу пришли?

– А потом… Дело в том, что я на Патрисию Каас равнялась и хотела создать свой альбом. У меня была цель – спеть с Патрисией Каас. Ни денег не было, ничего, но думала: «Пройду через все грехи, только чтоб мы вдвоем пели на одной сцене!»

– Страсть такая.

– Страсть, да. И я стала распеваться под Патрисию Каас. Я училась так же танцевать, все под нее делала, у меня была ее фотография, все эти страстные песни. И мне хотелось создать именно такой страстный альбом. И в Цюрихе мы стали записывать это все. Я нашла продюсера, стала изучать французский, английский языки. В коммерческом институте в Швейцарии проучилась только два года. Я хотела этого – страсти, власти, денег, стать популярной, петь с Патрисией Каас.

И у меня такое было как бы видение, сон. Мне приносят контракт во сне: «Подпиши! У тебя будет все – и деньги, и власть, все ты будешь иметь». А я говорю: «А что взамен я должна дать?» «Ты душу свою отдай». Я отвечаю: «Да забирай. Что мне душа? Главное – богатство, слава». Это был такой легкий сон, как бы видение. Я помню, что моя душа согласилась на это. Не то чтобы я была в каком-то забытьи и оно как-то произвольно произошло. То есть я сама согласилась на это. И вдруг стала заболевать. Понимаете, какое-то темное облако стало покрывать мою душу и вселилось в меня. Я упала, и меня парализовало.

– Ничего себе. А как Вы нашли силы выйти из этого состояния?

– Меня парализовало, я не могла двигаться. Пришел один менеджер, Жан-Пьер, он увидел, что я лежу. Он сразу вызвал «Скорую помощь». Это было в Невшателе. Врачи стали обследовать мое сердце – оно останавливалось. Они говорят: «Все, это бесполезно». И я чувствую, что у меня холодеет все, мне плохо; я чувствую, что умираю.

Единственное, что у меня еще было, – я умом соображала. Говорю: «Господи!» Я перебрала всех богов, хотя была крещеная. Я перед Швейцарией сказала: «Бог, береги меня» – и покрестилась в Тюмени, где родилась. И мама там была, на моем крещении. А тут я вообще забыла, что крещеная, говорю: «Боги, берегите меня!» Вспомнила всех богов, и мне становилось все хуже и хуже. А потом думаю: «О, я же крещена!» Говорю: «Господи Иисусе Христе! Если Ты есть, если Ты существуешь, исцели меня! Я все брошу, пойду в монастырь». Раньше так модно было говорить: «Все брошу – пойду в монастырь».

– И Вы действительно так и сделали.

– Да. Как только я это сказала, почувствовала луч, как бы из света, который вот эту тучу разогнал во мне, и у меня стало все теплеть. 

– Чудо, чудо.

– И я встала, на удивление всем врачам. То есть у меня прошла парализация. Они говорят: «Что это? Этого не может быть! Сердце заработало». Отвечаю: «Я призвала имя Иисуса Христа, и Он меня исцелил». И они были в шоке, потому что страна практически неверующая.

– Матушка, сколько раз слышу эту историю, столько раз мурашки бегут по спине.

– И я хочу сказать, что такое музыка. От музыки можно заболеть. Можно получить беснование, если она такая страстная, блудная, грязная.

– А вот на Ваш взгляд, эстрадный жанр весь связан с темными силами?

– Нет-нет. Смотря какие слова, смотря какое движение. Если человек соблазняет на сцене другого человека… Так же и театр. А музыка вообще проникает сразу в сердце. Понимаете, важно, с какими словами это все входит в наши души. А я этой страстной музыкой занималась. Можно заниматься эстрадой, но что это такое? Это музыкальное сопровождение, и человек поет. Вот Газманов тоже поет, какие-то произведения у него есть о Боге. Но это тоже эстрада. Смотря какие слова и какая музыка. Я поняла, что это очень важно. Через музыку можно исцелиться и заболеть.

– Получается, Вы это на себе ощутили.

– Да.

– Давайте мы немного прервемся, покажем нашим телезрителям клип проекта, над которым сейчас работает матушка Евфросиния, – «Прощальный час в Иерусалиме». После чего мы продолжим нашу беседу.

Матушка, давайте продолжим тему, на которую мы говорили перед клипом. На Ваш взгляд, почему в большинстве случаев человек приходит к Богу все-таки через скорби, а не через радость? Почему так происходит? 

– Потому что мы забываем Бога, мы забываем о смерти. Мы думаем, что как будто здесь на земле живем вечно. А ведь святые отцы прежде всего думали о смерти. И когда они думали о смерти, они согрешить не могли. Они даже гроб рядом с собой ставили или спали в гробу. Даже когда они кушали, и то думали о смерти. То есть человек кушает кусочек хлеба, а слезы льются, потому что он думает: «С чем я пойду, если Господь сейчас меня возьмет? И кто за меня будет плакать? Есть ли молитвенники?» Сейчас, в наше время, очень тяжело, вот так человек умирает, и кто молится? Слава Богу, сейчас в Церкви молятся. Молитва раньше какая была сильная! Можно было вымолить из ада. 

– Только что мы прослушали песню «Прощальный час в Иерусалиме». В начале клипа текст читает старец Николай Гурьянов. Расскажите об этом произведении. Что это за произведение? Кто участвовал в создании? И к чему приурочен этот проект?

– Я Вам говорила, что можно заболеть от песен. А можно исцелиться. И конечно, я это все помнила на протяжении многих лет. И думала, какой бы создать проект, чтобы были духовные песнопения, от которых можно действительно исцелиться душой и телом. Я на клиросе пела тенором, когда несла послушание в Костромской епархии, потом в Горненском монастыре. Конечно, музыка меня всегда сопровождала. Но я узнала другую музыку, не страстную, не блудную, а именно настоящую музыку. Мы всегда в Горненском монастыре после трапезы начинали исполнять песнопения о Святой Земле и «Прощальный час в Иерусалиме».

– Это известно, да. Все паломники любят…

– И все паломники начинали плакать. Отец Николай Гурьянов очень любил эту песню, он всегда ее напевал, и, вот видите, он читает здесь. Получилось так, что одна моя знакомая – у нее фонд «Миссия» – пригласила меня посетить фестиваль в Великом Устюге. Она брала около трехсот детей из разных детских домов, в том числе больных, они ездили к Деду Морозу. Я с ней просто прокатилась. И вдруг увидела на фестивале выступление детей-сирот, слепых и глухих. Слепые пели, а глухие как бы пели руками. И они пропели песню:

Поднимись, Святая Русь!

Здесь живу и здесь молюсь!

Православная страна

Ты, Россия, мать моя!

Все встали, и все ревели. Эти дети, конечно, получили первое место, Гран-при. И мы так плакали, думали: «Вот дети слепые!»

– Чистые души такие…

– Да. И пророческие слова: «Как тебя, Россия, ни унижали, сколько крови ни проливали, на коленях ты стояла, но все равно ты поднимешься». И такие слова, и так эти дети поют…

– Так искренне, так чисто.

– Чисто, и прямо доходит до сердца – я как разревусь! И все плакали. Я говорю: «Как бы мне хотелось этих детей пригласить на Святую Землю!» Милостью Божьей они как раз нашли человека, который оплатил им самолет, а жили они у нас в Патриархии. Я возила этих детишек по святым местам. У нас даже есть фильм «Пресвятая Богородица, спаси нас!» – у детей просто брали интервью, как они после святых мест себя чувствуют. И знаете, такое чудо случилось, двое детей даже получили светоощущение. 

– Ничего себе.

– Вот так они молятся. У них молитва – сразу на Престол. Это была настолько интересная история! Мне нужно было как-то поднять стимул у этих детей. Во-первых, мы снимали фильм для того, чтобы построить реабилитационный центр. Потому что эти дети выходят из детского дома после 18 лет (как государство Советский Союз распалось), и у них нет ни общежития, ни работы, и они не знают, что дальше делать. Владыка Феогност им построил храм прямо на территории детского дома, и они там поют на клиросе, мальчики прислуживают в алтаре, как иподиаконы. А после восемнадцати они никому не нужны. Они поют на клиросе, они такие умные, их там обучают, они талантливые, у них еще такие чистые голоса, ими занимаются, и вдруг всё – они брошенные.

У меня возникла такая идея, чтобы этот талант у них сохранился, чтоб они пели дальше. И когда мы снимали фильм для того, чтоб построить реабилитационный центр, чтобы на них все-таки обратили внимание, мы нашли благодетеля, который сейчас занимается строительством этого центра для детей, вышедших из детского дома после 18 лет. А у нас был проект, чтобы дать им работу, они у нас разливают нардовое миро, между прочим.

Какое-то время я находилась в Крестном монастыре – это еще при патриархе Иринее. В этом монастыре есть древняя библиотека. У меня было благословение владыки Аристарха привести в порядок эту библиотеку, я находилась одна, там двести комнат. Когда мы увидели, что все книги изъедены червями, то пригласили компанию, которая могла бы все это продезинфицировать, убрать этих червячков, жучков. И вот мне пришлось в этой библиотеке работать около двух-трех месяцев – пока все расчищалось, я следила там за всем. И я просто изучала…

– Что Вы для себя там нашли?

– Во-первых, я нашла византийский синаксарь IV века – эти книги есть еще только, может, на Синае.

– Просто раритет.

– И я нашла там рецепт нардового мира. Я его выписала, мы перевели на французский язык, отправили рецепт во Францию. И теперь, спустя 2000 лет, мы возобновили традицию. Причем все натуральное, настоящее, и сырье закупается в Индии, потому что во Франции нет этого цветка. И там же я нашла книги о том, что, оказывается, Елизавета Федоровна Романова, сестра царицы Александры, и сам царь Николай дали благословение на паломничество на Святую Землю. То есть получилось так, что архимандрит Антонин (Капустин), Елизавета Федоровна Романова, Сергей Александрович Романов организовали паломничество на Святую Землю, строили монастыри, храмы, закупали землю. И я нашла книгу, где рассказывается, что сама Елизавета Федоровна принимала паломников на Александровском подворье, представляете? И она раздавала брошюры с песнями о Святой Земле. Каждый паломник должен был просто выучить эти песни и петь на всех святых местах. Теперь мы переложили их в классическом стиле…

– В итоге мы можем это послушать. Давайте мы сейчас все не будем рассказывать, продолжим наш диалог через неделю. Сейчас мы покажем нашим зрителям произведение «О Вифлеем, Вифлеем». Оставайтесь с нами.

Автор и ведущий Александр Крузе

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 21:30
  • Суббота, 25 мая: 02:05
  • Суббота, 25 мая: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать