Канон. Гитарист-виртуоз, композитор Кирилл Волжанин. Часть 1

20 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В очередном выпуске музыкальной программы "Канон" - гитарист-виртуоз, композитор Кирилл Волжанин. Кирилл расскажет о деятельности своей студии "Тихая музыка" и исполнит несколько авторских произведений.

– Сегодня в нашу музыкальную гостиную пришел гитарист-виртуоз и композитор Кирилл Волжанин. Кирилл, здравствуйте! Я предлагаю нашим телезрителям посмотреть короткую биографическую справку о Вас, после чего мы продолжим.

Кирилл Волжанин – гитарист и композитор, родился в 1968 году в Казани. С отличием окончил музыкальное училище по классу классической гитары. С 16 лет начал работать гитаристом в филармонии и различных фольклорных коллективах. С начала 1990-х годов работал в студии звукозаписи «Союз Рекордс» в Москве в качестве продюсера. С 2000 года занимается композиторской и педагогической деятельностью, является неоднократным дипломантом и лауреатом международных конкурсов исполнителей на классической гитаре. Кирилл Волжанин – основатель и художественный руководитель студии «Тихая музыка». Итак, обо всем подробнее прямо сейчас в программе «Канон».

– Кирилл, нашу с Вами беседу я хотел бы начать с цитаты Никколо Паганини, которая является девизом Вашей гитарной студии: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает». К этому мнению приходят не все, это смелое решение для музыканта. Из современных я могу вспомнить разве что Стинга. У него тоже такое «мировоззрение тихой музыки».

– Безусловно. Учитывая то, что Паганини и Стинг – это великие души в своем профессиональном развитии, достигшие того уровня, когда мышление идет уже на таких низких оборотах, в настолько тонкой материи, что они понимают: конечно, имеется в виду гитара, которая создает тишину души. В этом превосходство гитары; несмотря на то что это небольшой и достаточно тихий, относительно других, инструмент, он обладает таким превосходством и этим притягателен для душ. Например, наша радиостанция «Орфей» транслирует разную красивую академическую и мощную музыку: и фортепианную, и оркестровую, и вокальную, но когда речь заходит о рекламе, там обязательно играет либо гитара, либо лютня. Чтобы привлечь внимание – естественно, нужна гитара. Я думаю, не ошибусь, сказав, что гитара – самый популярный в мире инструмент на сегодня.

– Но чтобы прийти к этой тихой музыке, мне кажется, нужно пройти достаточно шумный период и человеческого, и духовного становления. Вы можете рассказать об этой громкой фазе Вашего становления? О ранней фазе?

– Естественно, когда человек очень молод и у него очень много энергии, то ее надо куда-то девать. И счастлив тот, кто избежит больших энерговложений, которые не всегда бывают оправданы. И это большая удача, если молодой человек так настроен, я, кстати, знаю таких людей, с нашей студией «Тихая музыка» сотрудничают такие ребята. Но я не сожалею о своем опыте в музыке эпатажной, громкой, мощной, заметной.

– Вы занимались эстрадным жанром?

– Я занимался косвенно – был саунд-продюсером, записывал коммерческие альбомы в 1990-х годах. И могу сказать: я не жалею, что прошел этот этап.

– Мне кажется, жалеть о чем-то не совсем правильно – это же опыт.

– Это ценный опыт. Более трезвый взгляд на музыкальную индустрию, на культуру с этой точки зрения.

– Расскажите о своей студии «Тихая музыка». Что это такое: творческая лаборатория или звукозаписывающий лейбл?

– Это объединение людей, которые любят гитару и занимаются гитарными проектами. Мы записываем, издаем исполнения гитаристов совместно с компанией United Music Group. Эта компания занимается производством дисков, цифровой стороной вопроса, тем, чтобы запись была на всех доступных платформах, а мы занимаемся творческими вопросами, выбираем исполнителей, записываем.

– А как проходит мониторинг артистов?

– Прежде всего, исполнительские качества должны быть достаточно высокими, но и, естественно, важен сам материал, который исполняет тот или иной гитарист.

– Это авторские произведения или необязательно?

– Вы знаете, за ХХ век было создано очень много музыки, я ее называю некрасивой музыкой. Это началось со времен революции: авангард, потом вся современная академическая музыка – она строится на базе, которая была заложена Шёнбергом, Бергом, Веберном. Они себя называли «новые венские классики».

– Это хаос для обывателей, скажем так.

– Да, это достаточно сложная музыка, не вся она бездарная; музыканты, естественно, талантливые. Целая плеяда талантливых композиторов увлеклась этим. Но со временем, на мой взгляд, эта музыка очень сильно деградировала, и на сегодняшний день композитор – уже не просто талантливый человек, который решил поэкспериментировать, подчас это человек, просто не обладающий музыкальным вкусом.

– Мне кажется, что музыка – это, в первую очередь, мелодия. Очень важную составляющую просто отрезали.

– Да, но существуют и другие приемы для выражения даже духовных переживаний. Но насколько талантливо это сделано? В современной классической гитаре это тоже нашло отражение, появилось очень много такой спорной музыки. И вследствие этого мы (именно наша студия) поставили себе задачей не претендовать на то, чтобы всем показать какой-то пример. Но нам нравится традиционная гитарная музыка и традиционная гитара – это по большей части романтический инструмент. И музыка старинных времен, и барочная традиция, и то, что было позже, гитаре удается все, что содержит немножко романтики

– Певучесть. Мне кажется, в ее характере есть некая женственность. Вы согласны с этим?

– Даже не только в характере.

– И в форме, да. Давайте мы это продемонстрируем сейчас нашим зрителям?

– Да, пожалуйста. Инструмент 1975 года японского лютьера Масару Коно.

– Японского? У него там гитара тоже прижилась? Обычно это Испания…

– Японского. Масару Коно был основателем японской школы классической гитары. Он долго учился в Испании и потом, приехав в Японию, основал свою мануфактуру, начал делать инструменты. И потом его ученики, последователи, создали японскую школу, которая на сегодняшний день очень котируется среди классических гитаристов.

– Но у нас есть и русская школа? Покажите, что русские могут, на что они способны.

– Конечно, есть русская школа, мы об этом поговорим.

Звучит произведение «Вальс янтарный», композитор К.Волжанин, исп. К.Волжанин.

– Кирилл, спасибо Вам большое. Такой искрящийся насыщенный звук, я надеюсь, что нашим телезрителям тоже это ощущение передалось. А как называется произведение?

– Произведение называется «Янтарный вальс», из моей вальс-сюиты.

– Как раз янтарный – я попал в точку – искрящийся…

– Значит, вам передалось то, что в него было заложено.

– Вы говорили в начале программы, что инструмент гитара уже стал народным. Действительно, помимо сценической площадки сейчас можно услышать гитару почти везде, вплоть до переходов, подъездов. Вас, как профессионала, не расстраивает такое отношение к инструменту?

– Гитара очень разная, я согласен. Она имеет большой диапазон, и это даже не беря в расчет электрогитару и еще какие-то виды арфы, например арфу-гитару. Даже обычная гитара имеет очень широкий диапазон применения. Ну что, запретить людям играть рок-н-ролл или в переходах зарабатывать себе небольшие денежки?

– А как в Ваших руках появился этот инструмент? С чего Вы начали?

– В моих руках появился, наверное, благодаря тому, что у меня было какое-то отрицание. Мой отец – композитор и педагог по фортепиано, и я учился сначала на фортепиано, потом на баяне, но не лежала душа, и гитара появилась как альтернатива. И этим инструментом я увлекся, и он интересен для меня по сей день – постоянно что-то открываю.

– При этом, если говорить о народном инструменте, именно семиструнная гитара имеет большее отношение к России? Шестиструнка – это Испания, наверное?

– С семиструнной гитарой все достаточно сложно, потому что если в начале ХХ века в нашей стране было большинство русских гитаристов-семиструнников, то в конце ХХ века все стало с точностью до наоборот.

 – А в связи с чем это произошло?

– В связи с тем, что советское правительство начало борьбу с семиструнной гитарой как с инструментом буржуазным, мещанским и недостойным того, чтобы существовать. Потом было несколько приездов испанского гитариста Андреса Сеговия, который внес большой вклад в развитие гитары вообще в мире, но в нашей ситуации это послужило тому, что наши гитаристы-семиструнники начали переучиваться играть на шестиструнной гитаре.

– И потом еще, наверное, битлы добили все?

– Да, это уже во второй половине ХХ века. И вообще блюз, рок-н-ролл – это все было создаваемо для шестиструнной гитары.

– А в чем принципиальное отличие инструментов?

– Принципиальное отличие, пожалуй, в строе – строй гитары разный. Из-за этого сама атмосфера музыки, дух музыки несколько различаются.

– То есть на семиструнке невозможно все сыграть?

– Можно, но то, что создано для семиструнки, неудобно играть на шестиструнке и, соответственно, наоборот. Хотя считается, что у семиструнки больше возможностей вследствие того, что у шестиструнной в основном кварта между струнами, а у семиструнки – терция, то есть поуже.

– А современные электроинструменты семиструнной гитары созданы по принципу классической гитары?

– Они по принципу той же европейской гитары, просто седьмая струна добавляется для определенных целей.

– Драйв, да?

– Да, а сам строй там не меняется. Строй у семиструнной гитары оригинальный, хотя он также пришел из Европы, но он у нас прижился на сегодняшний день.

– Покажите нашим телезрителям этот инструмент, потому что я вижу такой «рояль в кустах».

– Да, пожалуйста. Это так называемая романсовая гитара, но такие гитары были небольшого размера, и мензуры были до конца XIX века.

– Очень важно сказать, что это именно тот инструмент.

– Да, это XIX век, причем этот инструмент мне достался в очень хорошем состоянии, у него нет никаких трещин. Скорее всего, это Санкт-Петербург, музыкальный склад «Разум и слово». Здесь нет этикета, но, судя по выделке, по отделке, это, скорее всего, так.

– Но Вы ее как-то реанимировали для себя?

– Нет, ничего не делал. Немножечко с ладами поработали, но мы их даже не меняли, а просто чуть-чуть подшлифовали.

– А Вы для этого инструмента пишете специально?

– Да, я начал для него сочинять и хочу исполнить одно из своих сочинений для русской семиструнной гитары. Называется оно «Шествие осени».

Звучит произведение «Шествие осени», композитор К.Волжанин, исп. К.Волжанин.

Ведущий Александр Крузе

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 21:30
  • Суббота, 11 мая: 02:05
  • Суббота, 11 мая: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать