Хранители памяти. Выставка "Шедевры Византии". Часть 1

28 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске из Государственной Третьяковской галереи мы начинаем подробное знакомство с уникальными памятниками византийского искусства, оказавшего когда-то огромное влияние на становление русской православной культуры. Наш рассказ о произведениях византийского православия будет с выставки "Шедевры Византии".

– В прошлых выпусках передачи «Хранители памяти» мы говорили о домонгольском русском искусстве, перенявшем и преобразовавшем византийские традиции. В этом выпуске мы обратимся к уникальным памятникам самого византийского искусства. Эти памятники можно увидеть на выставке «Шедевры Византии» в Государственной Третьяковской галерее.

На экспозиции, работающей в здании в Лаврушинском переулке, представлены поистине уникальные экспонаты, приехавшие из Греции, как из музеев, так и из частных коллекций. Посетителей встречают вершинные произведения византийского православия конца Х – начала XVI веков, созданные в различных художественных центрах Византийской империи. Мы уже немного говорили о них в выпуске, посвященном открытию выставки, теперь рассмотрим подробнее некоторые из них вместе с заведующей отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталией Николаевной Шередегой.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Сегодняшнее путешествие по выставке «Шедевры Византии» мы начнем не с самого эффектного и известного памятника средневекового искусства Европы и Византии, и даже, может быть, не самого эффектного памятника на этой выставке. Мы находимся перед произведением искусства, которое стало таким в силу своей сущности, своего сакрального содержания. Это удивительный по красоте исполнения, драгоценный по материалу и технике (поскольку это серебро) процессионный крест, датируемый Х веком.

Почему знакомство с этим крестом оказывается для нас таким важным? Что такое Х век? Не только для Византии, которая переживает период расцвета в разных областях: богословии, архитектуре, монументальной живописи, иконописи, и, несомненно,  прикладном искусстве. Дело в том, что Х век – время, когда наша страна принимает крещение из рук Византии, Греции. Именно в это время был создан крест, который мог принимать участие в процессиях, крестных ходах, бывших неотъемлемой частью жизни Византии. И эта традиция, эта модель прижилась и на Руси, которая включилась в орбиту культурного наследия величайшей византийской цивилизации.

Крест имеет идеальную форму. Несомненно, первоначально это связано с Распятием Господа нашего Иисуса Христа. На концах креста мы видим изображения: наверху – Спасителя, внизу – Богоматери и в ветвях – изображение как бы процветшего Креста, символа Жизни.

Обращаю ваше внимание, что на обороте, отражаемом в зеркале (экспозиция устроена так, чтобы показать обе стороны этого совершенного произведения), мы видим изображение творцов литургии: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, тех, кто создал литургию, по сей день звучащую как в византийских греческих, так и русских храмах.

Тончайшая техника исполнения придает особый единый художественный образ этому произведению. Обратите внимание, что образ Спасителя расположен не как обычно в центре, а, как я уже говорила, наверху. В самом центре мы видим круглый медальон с изображением Христа, но сделанный в значительно более позднее время. Греческие и отечественные исследователи пришли к одному и тому же выводу, что именно в этой части креста хранилась частица Животворящего Креста Господня.

Не могу не напомнить, что основание Византии связано с именем императора Константина и  что Константинополь становится центром, где и происходят все процессии. Именно с Константином и в первую очередь его матерью Еленой связано величайшее событие – обретение Креста Господня, Крестовоздвижение. Поэтому, как мы знаем, в древнейших памятниках размещались не просто реликвии, а частицы Креста Господня.

Итак, перед нами не просто совершенный памятник декоративно-прикладного искусства, не только памятник-участник жизни Византии, но одновременно один из самых сакральных образов как по сути, так и по своему наполнению.

Выставка, на которой мы находимся, столь невелика, что даже странно представить, какое огромное духовное наполнение сопутствует нашему путешествию по этому маленькому залу, где находятся всего восемнадцать предметов. Наверное, если не вдаваться в сложности и высокие материи, можно сказать: это зависит от того, какие произведения (неважно, большие или малые) соседствуют в этих залах.

Здесь, в витрине, лежит закрытый специальным стеклом совершенно уникальный предмет – часть эпистилия. Эпистилий – это длинная горизонтальная доска, которая устанавливалась на алтарной преграде византийских храмов. Напомню, что в XII веке византийские храмы были очень невелики по размеру. В XII веке грандиозная империя не строит грандиозных храмов. И вот в небольших мраморных прекрасных храмах на алтарной преграде очень часто помещался эпистилий.

Двенадцать праздников (наши знаменитые двунадесятые праздники), которые, возможно, составляли единую длинную доску. Но шло время. С годами они были расчленены, разделены на отдельные части. И вот Господь управил так, что мы можем видеть часть эпистилия – «Воскрешение Лазаря», еще одна часть находится в Эрмитаже, а еще одна – в монастыре на Святой Горе, на Афоне.

Обратите внимание, что XII век – это время, когда мир византийской культуры, был неоднороден, ведь Византия грандиозна по своим масштабам. И, наверное, в каждой из провинций менялись какие-то художественные приемы. В XII веке в Константинополе была написана Владимирская икона Божией Матери, и ровесником этой иконы, написанной утонченным многослойным письмом, является часть эпистилия «Воскрешение Лазаря».

Но, обратите внимание: фоном здесь сияет не золото, а яркий красный свет. Посмотрите, какого цвета нимбы! Это удивительно! Это насыщенный синий цвет, который вместе с красным составляет, с одной стороны, декоративную, а с другой – очень напряженную гамму. И это классическое искусство с классическими пропорциями расцветет и в русской художественной культуре: мы знаем, что в нашем художественном наследии появятся не только огромные домонгольские иконы, ориентированные на константинопольский высокий стиль, но и краснофонные, и сереброфонные иконы.

Еще раз хочу обратить внимание и на классические пропорции, и на плавную ритмику, и строгую, идеально написанную фигуру еще невоскресшего Лазаря, которого иудеи постепенно разматывают из пелен.

Итак, X–XII века – это время расцвета византийской культуры. Но наступает XIII век, время расцвета русской культуры – преемницы классических традиций комниновского стиля, о котором мы говорили. Для русской культуры это век, странный и страшный во всех отношениях, потому что, с одной стороны, идет монголо-татарское нашествие, с другой – наступают ливонские рыцари. Но, наверное,  самое главное – это утрата контактов с Константинополем, или, как говорили наши предки, Царьградом.

– Мы еще продолжим рассказ с выставки «Шедевры Византии», а время нашего сегодняшнего выпуска подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать