Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 21 июля

21 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Вот приближался XXI век, все мечтали о том, что новое тысячелетие будет без войн. Они прекратятся, и все будут жить в мире, однако этого не произошло, и битвы, войны все еще продолжаются. Думаю, что вряд ли они имеют под собой только какие-то экономические обоснования или какую-либо неприязнь, а как Вы считаете, в чем заключается духовная основа любой войны?

– Наверное, следует обратиться к словам Христа Спасителя, Который, отвечая на вопросы Своих учеников, говорил о том, что надлежит быть и войнам, и землетрясениям, и мору, и гладу и нищие всегда будут. Та греховная жизнь, которую ведут люди, совершая грехи, преступления, преслушание Богу, живя по своим человеческим страстям, похотям, приводит к тому, что такие люди, которые утратили подлинную любовь к Богу, ближним, оказываются способными на все. Ведь любовь к Богу и людям имеет чрезвычайно важное значение для каждого из нас, потому что основана на жертвенности, на желании ради Бога, ближних пожертвовать самым дорогим и даже своей жизнью. А когда люди утрачивают эту любовь, эту жертвенность по отношению к Богу и друг другу, то вместо этого появляется, конечно, чувство эгоизма: «Я» – самый любимый, дорогой, и для себя, самого любимого, я готов на все». Особенно ХХ век и нынешний ХХI век наполнены такой эгоистичной пропагандой, новым духом времени – «бери от жизни все!» Конечно, все это основано на атеистическом образе жизни.

Те же, кто верит в Бога и загробную жизнь, живут совершенно иначе: они понимают, что жизнь на земле – это временное явление, что здесь надо жить так, чтобы можно было войти еще и в Небесное Царствие, чтобы после смерти иметь жизнь вечную. А для этого необходимо потрудиться, от чего-то отказаться – ради этого нужно жить. Ведь чтобы стяжать благодать Святого Духа, надо помогать нуждающимся, жить так, как учил Христос Спаситель. Но если я в Него не верю, не верю в загробную жизнь, то тогда, конечно же, наступает «новая эпоха» в моей жизни, появляются «новые» эгоистические идеалы. Такие люди любят только самих себя и живут только ради самих себя, ради удовлетворения страстей и наполнения желудка, и в этом отношении они уподобляются животным. Они наполняют свои желудки и живут только одним стремлением: взять от жизни все только для самого себя.

И конечно, утрата любви приводит к тому, что все больше и больше людей начинают жить ради себя, а это, в свою очередь, приводит к тому, что не все хотят в этом случае трудиться, но зато все желают жить хорошо и получать удовольствие от жизни. Тогда наступает такой момент, когда люди начинают обращать внимание на то, как живут окружающие, и соответственно начинают им завидовать, а позавидовав, начинают стремиться к самообогащению. Все это приводит в итоге к тому, что нормальный образ жизни между людьми просто извращается. А если это еще приобретает массовый характер в обществе, а если еще к власти приходит самолюбивый, тщеславный человек, который из-за своих корыстных целей готов идти на все? Думаю, мы сегодня из новостей можем увидеть очень много таких ярких примеров, когда люди ради личного или корпоративного обогащения готовы идти на все: и на ложь, и на обман, употреблять насилие. А те, у кого есть вооруженные силы, применяют и их, и при этом восстает народ на народ и царство на царство. Я думаю, что именно в этом кроется причина ныне существующих войн.

Конечно, сегодня и люди, и государства приобрели такое количество оружия, что если они все вместе его употребят, то, наверное, и вообще не останется жизни на Земле. Многие руководители государств, которые имеют огромный запас вооружения, понимают, что при таком применении произойдет самоуничтожение, а жить ведь все равно хочется, поэтому нужно как-то договариваться. И сейчас существуют какие-то блоки, соглашения между государствами о том, чтобы жить в мире и согласии, а иначе мы друг друга давно бы погубили. Так что утрата любви к Богу, людям, попытка жить по своим страстям, похотям, занимаясь самообогащением и самоудовлетворением, – все это приводит к военным действиям и конфликтам.

– Благодарю Вас, владыка! Теперь перейдем к вопросам наших телезрителей. Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «Можно ли во время службы молиться о некрещеных, неверующих про себя, в мыслях?»

– Одно дело в мыслях молиться – это да, а другое дело, что мы все прекрасно понимаем: у нас есть свои правила, свои особые ограничения, и во время православного богослужения мы молимся только о тех, кто является членами нашей Церкви. То есть свои записки мы подаем для того, чтобы поминали православных крещеных людей. Но обратите внимание, когда дьякон (или если его нет, то священник) произносит ектении, то в них не делается акцент на то, упоминается крещеный или некрещеный, верующий или неверующий человек. Мы ведь когда молимся о властях, о воинстве, то не говорим конкретно о православных властях, о православном воинстве. В церковной молитве, в ектениях, в возгласах Господь настолько все премудро устроил, что мы молимся о всех. А Господь Сам знает, к кому проявить, «пробавить милость» Свою. Но мы молимся и просим: «Господи, помяни всех вождей, всех воинов, власть имущих, всех путешествующих по морю и по суше, всех в темницах и больницах находящихся, всех скорбящих» – и не делаем при этом никакого разграничения, акцента. Так что церковная молитва всех объемлет.

Конечно, все мы желаем помолиться о своих некрещеных родственниках, и если кто-то из них уже усопший, то почему бы и не помыслить: «Господи, я вот общался с этим человеком, но он, к сожалению, не был крещен, упокой его в селениях праведных!» А если это касается живых, то надо молиться примерно так: «Господи, помоги ему, вразуми и наставь его на путь истинный!» Так что такая молитва в храме вполне допустима.

– Телезритель из Свердловской области является душевнобольным. Он спрашивает: «Как быть? Как спасаться с такой болезнью?»

– То, что Вы о себе так сами говорите – как о душевнобольном, то это уже очень хороший, серьезный знак. И если критически, наверное, к себе отнестись, то все мы душевнобольные, только у нас разная степень духовного заболевания. Именно поэтому мы не понимаем, не осознаем того, что грех ранит, наносит вред душе каждого человека. А как спасаться? Так же, как и любой человек, мы должны понимать, осознавать следующее: «Я грешен, а значит я душевнобольной, и потому, Господи, моя душа больная – я ранил ее своими грехами. Прошу Тебя, исцели душу мою грешную!» А как ее исцелить, как излечить? Конечно, нужно приносить покаяние в своих грехах, исправлять свой прежний порочный образ жизни, вставать на правильный, спасительный путь. А уже дело спасения – это Божественный дар и действо Бога. С нашей же стороны нужно сделать все возможное: принести покаяние и исправить, преобразовать свою жизнь, стараться вести праведный образ жизни, стремиться делать добрые дела, совершать молитвы и жить по заповедям. Это относится ко всем, как я уже сказал, мы все душевнобольные. Каждый грех, пускай даже самый маленький, как мы иногда говорим – ежедневный, наносит рану моей душе, а значит – я душевнобольной. А рану эту надо лечить! Лечить покаянием, исправлением своей жизни, исполнением заповедей, совершением добрых дел.

– Телезрительница из Рязани побывала в паломнической поездке в Дивеево, где взяла землицы с Богородичной Канавки, и теперь она спрашивает: «Что с ней делать?»

– Вернуть назад! А если серьезно, то знаете, у нас есть такая хорошая и добрая традиция, когда люди, посещая святые места, что-то привозят себе на память. Но сама по себе земля, как и камешки, веточки, листочки, кустики, которые мы привозим, не имеют никакого значения, если они не связаны с нашей верой. Если мы верим, что Господь настолько любвеобилен, что через какой-то внешний фактор может к нам проявить Свое внимание и передать благословение, то в этом случае должны сочетаться между собой и этот предмет, и наша вера. Поэтому если мы и посещаем какие-то святые места и берем оттуда предметы или земельку, то пусть это у Вас будет как память о посещении святого места.

– Вопрос телезрителей из Тюменской области и Рязани: «Родственники попали в секту. Как с ними теперь общаться? И как им помочь?»

– Иногда, отвечая на подобный вопрос, я говорю так: когда мы встречаемся с больным человеком – приходим к нему в больницу или домой – и видим, что он лежит расслабленный, больной, то мы же не попрекаем его за это: «Что ты тут лежишь больной, хромой? Что ты хромаешь?» Мы не упрекаем его, а понимаем, что человек страдает, что он болен, вот и к таким людям, которые попали в секту, нужно относиться с чувством сострадания. Это несчастные люди, они заблудились, попали в секту и идут по тому пути, который совершенно явно, очевидно где-то закончится, и они упадут в яму, где погубят не только тело, но и душу. И к таким людям мы должны относиться как к людям, которые оступились, заблудились, с чувством сострадания. Конечно, за них надо молиться. Вы знаете, как правило, те, кто попадает в секты, обрабатываются очень и очень тщательно. Особенно страшное явление – это тоталитарные секты. О руководителях таких сект очень красочно, ярко говорил апостол Петр, и если у Вас есть возможность, откройте 2-е Послание апостола Петра (2-ю главу) и прочитайте. Там как раз он очень четко говорит о лжеучителях: «Сами душу свою губят и ведут с собой в погибель других людей. Они заняты только любостяжанием, и конец их – погибель». Это совершенно очевидно! Так что все лидеры тоталитарных сект, все их основатели, знайте, что вас ждет вечная погибель вашей души и тех, кого еще вы за собой ведете, – за них вы тоже будете отвечать.

Поэтому, еще раз повторю, к людям, попавшим в секту, нужно относиться только с чувством сострадания и, конечно же, молиться за них. В этих сектах адептов так обрабатывают, что только силой божественной благодати их можно оттуда возвратить к нормальной жизни, а заставлять их что-то делать, упрекать – это совершенно бессмысленно, потому что очень сложно. За них, повторюсь, надо молиться, только молиться!

Мы говорим сегодня о тех, кто попал в секты, но мы мало говорим о том, что необходимо с самого раннего детства воспитывать детей в правильном духе, чтобы дать возможность привить вот этот защитный иммунитет по отношению к каким-то другим веяниям, отрицательным взглядам. Дети должны знать основы православного вероучения для того, чтобы не попасть в эти тоталитарные секты. Конечно, очень большая ответственность в этом смысле лежит на родителях, которые должны воспитывать своих детей в духе благочестия, веры, прививать им этот защитный иммунитет против растления и тоталитарных сект.

– От «духовных прививок» перейдем к прививкам медицинским. Телезрительница из Костромы задает вопрос: «Можно ли делать детям прививки? Не противоречит ли это церковному учению?»

– Дело в том, что врачи имеют опыт, который передается из поколения в поколение в наших медицинских учреждениях: институтах, университетах. Ведь прививка для чего делается? Для того, чтобы сохранить здоровье вашим детям. И других каких-то целей больше нет. Это ведь не тоталитарная секта, и прививки никак не могут воздействовать на психику человека, на его внутреннее сознание или подсознание. Совсем нет! Это попытка сохранить ваших детей в добром здравии. И что же тут плохого? Это нормально. Другое дело, что есть случаи, когда медицинские работники употребляют некачественные препараты или шприцы нестерильные и вводят какую-либо инфекцию, но это ведь не преднамеренная попытка нанести вред. И любая прививка, которую делает профессиональный медицинский работник, – это стремление сохранить здоровье. Это не имеет никакого мистического значения, и то, что рекомендуют врачи, учреждено Минздравом, и это нормально.

– Теперь вопрос старый, мы уже много раз на него отвечали, но тем не менее он волнует очень многих людей. Спрашивают телезрительницы из Владимира и Рязани: «Можно ли дома держать собаку? А если, простите, уже нет сил, средств содержать, можно ли ее усыпить тогда?» И еще: кому-то из них священник сказал, что таким людям, кто держит дома собаку, причащаться нельзя.

– Когда спрашивают о том, можно ли держать дома собаку, то нужно ответить на вопрос: а для чего ее держать? Для того, чтобы она охраняла жилище человека. Так что если у вас есть дом и ваша собака живет на улице, то это нормальное явление. Это уже такая многовековая практика: собака служит вам как сторож, и ничего зазорного в этом нет. Другое дело, когда сегодня очень многие люди, живя в многоквартирных домах, в своей квартире держат собаку.

У нас существует в Церкви такая практика, которая говорит о том, что если в храм забежала кошка, то ничего страшного в этом нет, она считается чистым животным, и ее нужно просто выпроводить. А вот если в церковь зашла собака, то после этого надо храм окроплять святой водой, потому что она считается уже крупным животным и по сравнению с кошкой нечистым. Собака бегает где попало, приносит с собой грязь и мусор. В те старые и давние времена, когда писались эти указания, не соблюдалось такой стерильности по отношению к животным: они везде бегали и могли приносить с собой разные бациллы, инфекции.

Собака считается крупным животным, но кто-то держит ее в своей квартире и ухаживает за ней: кто-то большую, а кто-то маленькую, и собака содержится как украшение, как домашняя забава. Если кому-то это нравится, то никакого категорического запрета тут не должно быть. Ухаживают люди за животным, так пусть ухаживают, если на это у них есть силы, возможности. Конечно, священник, наверное, превысил норму, но, может быть, он обратил внимание на это только конкретному человеку, зная его внутреннее содержание, понимая, что ему лично вредно содержать собаку дома, поэтому так рекомендовал.

Что же касается усыпления животных, то сегодня очень часто проявляются случаи жестокости по отношению к животным. Поэтому мы призываем не проявлять жестокость не только по отношению к собакам, но и к любому другому живому существу, к любой другой живности. Наряду с этой жестокостью есть мнимая доброта: надоело животное, устали от собаки – выпроводили ее на улицу и думают, что вот какое благое дело сделали. А на самом деле это животное, может быть, страдает еще больше своих хозяев. Вы поймите, ведь животное от рождения должно жить в тех условиях, где оно испокон веков жило, а если вы приютили его у себя дома, то вы у него отняли этот животный инстинкт, и животное уже не в состоянии себе добывать пищу так, как добывают ее звери в дикой природе. Оно уже не может жить в тех условиях, и поэтому это животное становится опасным. Сегодня в больших городах, особенно, я знаю, в Москве, это явление (я говорю о бродячих собаках) вообще приобретает массовый характер. Иногда вечером идешь по Москве, и тебе становится страшно: собаки собираются в стаи, и ты не знаешь, что они с тобой могут сделать. Они бегают за людьми – люди идут из магазинов, несут сумки с продуктами, а вокруг бегают собаки. Здесь, конечно, руководство города должно обеспечивать безопасность людей. У нас ведь есть специальные службы, которые отлавливают бродячих собак и кошек и усыпляют их, не издеваясь над ними. Поэтому, если у вас нет возможности содержать дома собаку, то вызовите ветеринаров, которые заберут животное и усыпят. В этом нет греха, и вы поступите более человеколюбиво и благородно, если пригласите специалистов, которые поступят с этим животным в соответствии с принятыми нормами, нежели вы просто так выгоните свою собачку или кошечку на улицу – и пусть это животное там страдает. Нет, так поступать негуманно!

– Телезрительница из Тагила спрашивает: «Можно ли заказывать сорокоуст за живых?»

– У нас уже сложилась такая многолетняя практика: заказывать сорокоуст по усопшим. Что такое сорокоуст? Это значит, что молятся сорок дней. Умер человек, и вот до сорокового дня совершается поминовение на Божественных литургиях. О здравии сорокоуст заказывать можно, но это уже все приобретает совершенно другую окраску, иной смысл. Потому что, поминая усопшего, мы знаем, что на сороковой день, по учению Церкви, совершается малый Страшный суд над усопшим человеком, над его душой. Ну а молиться о здравии, заказывать сорок литургий (тогда нужно говорить «сорок литургий»), конечно же, можно. Можно заказывать и на сорок дней, и на месяц, и на полгода, и на год, и на два-три года, где как принимают на эти поминовения. Но сорокоуст у нас однозначно связан с тем, что это молитва за усопшего – после дня его кончины и до сорокового дня.

– Телезрительница из Подмосковья задает вопрос: «Может ли реально в человеке находиться нечистый дух и вредить ему?»

– Может, конечно. Почитайте Евангелие, там описывается много случаев, когда Христос Спаситель исцелял бесноватых. Такое явление существует совершенно определенно, и не исключено, что и сегодня такое встречается. Я могу сказать о том, чему и сам был свидетель, как патриарх Иерусалимский Диодор изгонял беса из одной женщины, и происходило все на Голгофе, когда он читал молитву над этой женщиной. Это было так же, как рассказывается в Евангелии, когда Христос Спаситель исцелял бесноватых и они падали в бессознательном состоянии как будто бы замертво, извергали пену... И я был очевидцем того, как патриарх Диодор совершил вот это чудо исцеления бесноватой. Так что такое существует.

Вы знаете, я очень часто говорю, обращаясь к взрослым, к родителям: «Друзья, будьте внимательны по отношению к своим детям!» Это тоже основано на евангельском опыте. Помните, как Христос Спаситель проходил по берегу Генисаретского озера, как Его встретили двое бесноватых? Люди их связывали и заковывали в цепи, но они разрывали цепи, все эти оковы, пугали людей, набрасывались на них, били, и люди в страхе проходили мимо этого места. И когда Господь, проходя мимо, увидел этих бесноватых, то что они Ему сказали? Они произнесли: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Рано пришел мучить нас!» Бесы понимали, что это Сын Божий, что Он изгонит их из этих людей, но они говорят Ему: «Рано Ты пришел!» И тогда они просят: «Позволь нам, выйдя из этих людей, вселиться в свиней». А рядом паслось свиное стадо, и Господь дозволил бесам в них вселиться. А почему в свиней (образ ведь тоже такой яркий)? Потому что в ветхозаветные времена свиное мясо не употреблялось в пищу и сами животные считались грязными. Это было такое внешнее ограничение для иудеев. Сейчас мы едим свиное мясо, оно в Новом Завете разрешено в употребление, но в то время это было запрещено. Так если даже в грязное, нечистое животное бесы сами без дозволения не могут войти, а уж тем более в человека, тогда как же иногда происходит так, что бесы вселяются в людей? Очень часто это происходит по разрешению или дозволению родителей. Обратите внимание, родители! Иногда дети бывают непослушными, порой они «допекают» родителей, и часто приходится слышать, как взрослые, разозлившись на своих детей, говорят: «Да пошел ты...»; «Да чтоб ты...»; «Да чтоб тебя...» – и таким образом сами посылают их к нечистой силе.

Обратите внимание, в нашем государстве за детей перед законом до их совершеннолетия отвечают родители. Если ребенок что-то нарушил, совершил преступление, то несут ответственность в первую очередь они. Вот точно так же происходит и в духовной жизни: родители в ответе за своих детей. И если они сами своих детей посылают к нечистой силе, то тем самым они дозволяют ей действовать в них. Поэтому, как бы вас ни «допекали» дети, не говорите бранных слов в их адрес. Иногда можно услышать от родителей: «Вот маленький был хороший ребенок, а как вырос, стал какой-то весь несуразный. Такое впечатление, будто темная сила им обладает». Так вы его сколько раз посылали к нечистой силе, сколько раз дозволяли ей входить в своего ребенка? А теперь вы обижаетесь. Поэтому это вполне реально может существовать, и родители должны быть внимательными: не дозволять себе посылать своих детей к темной силе или употреблять каких-то бранных слов в их адрес. Помните, что родительское благословение укрепляет ваших детей, придает им особые духовные, душевные, телесные силы, а бранные слова, да еще и проклятия очень страшным образом могут отразиться на них. Вот отсюда и происходит такое явление, как бесноватые люди.

– Благодарю Вас, владыка, за беседу!

– Как всегда, желаю вам, друзья, всего доброго! Пусть Божье благословение пребывает со всеми вами!

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать