Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

7 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

– Сегодня мы будем отвечать на вопросы телезрителей, которых накопилось очень и очень много. Но прежде скажем, что сегодня большой праздник – Рождество Иоанна Предтечи. И мы знаем, что в течение церковного года праздников, связанных с Иоанном Предтечей, очень много: Усекновение главы, Обретение главы и так далее.

Есть вопрос от телезрителя, который недоумевает, почему так много праздников в церковном календаре. Сюда можно привязать и сегодняшний праздник, потому что мы часто вспоминаем Иоанна Предтечу. Почему у православных так много праздников? Особенно любят попразднство, предпразднство...

– Потому что жизнь христианина – это радость. Есть такая сатанинская клевета, которую распространяют враги Церкви (и порой на нее даже попадаются люди верующие, по-настоящему церковные), что если ты православный, то должен мрачный ходить. На самом деле Господь в Евангелии говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы». То есть оденьтесь понаряднее, сияйте – будьте радостны в общении с Богом. Поэтому у христианина что ни день – то праздник. И это праздничное ощущение в нас подпитывают своими молитвами те или иные святые, память которых в этот день совершается.

Если мы внимательно посмотрим, то заметим: чем больше мы кого-то почитаем, тем больше праздников ему посвящаем. Прежде всего, конечно, каждый день посвящен Богу, поэтому помимо Минеи, где богослужебные песнопения святому, у нас каждый день всегда песнопения Триоди либо Октоиха, которые посвящены Господу и Спасителю нашему. Но помимо ежедневного воспевания Богу сколько праздников, посвященных Христу! И двунадесятые праздники, и более мелкие праздники посвящены Спасителю и Его заботе о нас – грешных, недостойных.

Смотрим на праздники Богородицы: это и двунадесятые праздники, и дни памяти различных чудотворных икон. Это же праздники не каких-то разных образов – все это праздники Богородицы. После Христа мы почитаем Богородицу, Которая превыше херувимов и серафимов. Мы открываем календарь и видим, что несколько раз в неделю праздник в честь той или иной иконы Богородицы. Но в любом случае песнопения, посвященные Ей, так или иначе будут в богослужении.

Чем больше почитается святой, тем больше праздников ему посвящено. Какой самый великий святой? У нас могут быть разногласия: кто-то любит святителя Николая, кто-то любит блаженную Матрону Московскую...

– Сергия Радонежского.

– Сергия Радонежского, конечно. У нас в храме служит бразильский батюшка – отец Сергий, для нас это двойной праздник: люди приходят в день памяти Сергия Радонежского не только порадоваться преподобному, но и тому, что преподобный послал замечательного, можно сказать, своего пасомого из Бразилии – Сержио, который нас окормляет и питает.

– Это клирик вашего храма?

– Да, это наш клирик, наш второй священник. Если кто-то из наших телезрителей доберется до Москвы и будет думать, куда пойти (после того как и в Кремль сходил, и к мощам блаженной Матроны очередь отстоял, и до лавры добрался), обязательно приезжайте в Митино, потому что где вы еще увидите бразильского батюшку на Руси? Это уникальная ситуация: бразильский батюшка один во всей России.

Какой бы ни был у нас любимый святой, есть тот, о котором мы однозначно знаем, что он величайший святой, потому что об этом сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии. Величайший из всех рожденных женами – это Иоанн Предтеча. Очень важный момент: величайший человек из рожденных женами. Потому что Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек, Он во всем подобен нам кроме греха. Если мы говорим о Величайшем Человеке – это, конечно, Христос: Богочеловек и настоящий Человек. Но Он рожден от Девы – Пресвятой Богородицы. А из рожденных женами, то есть из всех остальных людей, больший – Иоанн Предтеча. Так Господь сказал.

Но это не значит, что мы своего любимого святого должны отодвинуть на второй план. Например, я помимо своего святого покровителя, апостола Стахия, о котором мало что известно, люблю святителя Василия Великого – очень деятельного ученого, человека-организатора, который горел как свеча и сгорел быстро (он умер достаточно молодым), в нем был большой энтузиазм. Но это не мешает мне любить своего собственного святого. Когда я был диаконом, служил у мощей блаженной Матроны. И тоже считаю ее своей заступницей.

Но Иоанн Предтеча – это некоторый образец. Иоанн Предтеча в богослужении поминается раньше всех святых. Причем святые поминаются очень часто по чинам. То есть когда поминаются преподобные, из них приводятся примеры древних святых или наших святых подвижников, это: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Варлаам Хутынский. Когда поминаются мученики, могут помянуть древних святых: первомученика и архидиакона Стефана, Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и, конечно, наших новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминаются люди, которые проповедовали Христа (не только апостолы, но и равноапостольные): Константин и Елена – цари, Кирилл и Мефодий – просветители славянских народов, креститель Руси – святой равноапостольный князь Владимир. Мы их почитаем за подвиг проповеди Христа, что они уподобились апостолам.

Однако в Иоанне Предтече объединяются все. Он проповедовал как апостолы; даже, наоборот, апостолы проповедовали как он. Многие апостолы начинали учениками Иоанна Предтечи, прежде чем прийти к Спасителю. То есть можно сказать, что он относится и к этому кругу святых. У нас бывают такие пересечения. Например, преподобномученик: то есть человек подвижнически жил, Богу служил своими молитвами, аскетическими трудами, а потом Господь сподобил его еще и пострадать. И мы особо почитаем человека, потому что он к двум чинам святых принадлежит.

Иоанн Предтеча: он и как апостол проповедует Христа (еще до Христа), и мученик (мученически пострадал за Христа), и преподобный (в пустыне подвизался – это тоже аскетический подвиг). Можем ли мы его почитать как святителя? Да, потому что он управлял Церковью, которая ждала Христа, он действительно управлял учениками, заботился о спасении душ своих пасомых. А можем мы его почитать просто как праведного человека, живущего в миру? Да – он хоть и в пустыне подвизался, но вышел к людям. Спасаться в миру куда тяжелее.

Почему мы так почитаем Иоанна Кронштадтского, почитаем чудотворца Алексия, пресвитера Московского? Потому, что одно дело, когда ты в монастырь ушел: тебя только паломники беспокоят иногда. Другое дело – ты живешь жизнью, когда вокруг бурлят страсти. Иоанн Предтеча тоже пришел к людям. То есть с какой стороны ни посмотри – он для всех образец.

Когда мы почитаем святого, мы знаем, что он не идеален. Если мы смотрим на Спасителя – Он во всем идеал. Мученик мог быть, например, не очень богословски грамотным или даже мог быть человеком лихого нрава, но пошел и за Христа пострадал.

– Бывало, две минуты разделяло от неверия до мученической кончины.

– Да. Человек совсем не верил, а потом вдруг мучеником стал… Иоанн Предтеча тоже несовершенен, он не был как Христос, но все равно он дает фору каждому святому человеку, поэтому мы пользуемся возможностью  почтить его памятью. У каждого святого мы празднуем день его смерти. Для христиан в этом нет ничего удивительного. Это люди неверующие думают: «Как можно день смерти праздновать?» Но это же рождение для жизни вечной! Человек оставил позади временную жизнь и пребывает в вечности с Христом Спасителем. Иногда говорят, что день рождения – не православный праздник. Конечно, это не так. Просто надо помнить, что если ты день рождения празднуешь больше, чем именины, надо задуматься о приоритетах.

Рождество Иоанна Предтечи (праздник, который мы сегодня вспоминаем) – это прекрасный пример того, что мы можем праздновать день рождения не только Христа (Рождество Христово), не только Богородицы, но и обычных людей; таких, как мы. Иоанн Предтеча действительно такой, как мы; он тоже грешный человек со своими недостатками, которые преодолел. Как говорит царь и пророк Давид: «Во гресех роди мя мати моя». Точно так же родился и Иоанн Предтеча: в скорбях, душевных обстояниях. Какое состояние души было у святой праведной Елисаветы? У нее мужа убивают, она бежит в пустыню беременная. Это действительно тяжело, неприятно; так рождается Иоанн Предтеча. Но все равно этот праздник – радость. Святой праведной Елисавете на старости лет Господь дает сына, и она уже, конечно, не думает о том, что она в пустыне, сможет ли она пропитать сына, что ее душу ищут иудеи, чтобы убить, – она только радуется. Поэтому это праздник радости, несмотря ни на что.

Порой у нас перед праздниками бывают искушения (как и перед своим днем рождения, так и накануне свадьбы бывают какие-то проблемы). Бывает, что мы идем в храм на любой церковный праздник, но сатана старается сбить наши планы. Но какие бы ни были проблемы, все равно нам надо помолиться. В том числе сегодня. О самых разных вещах можно молиться Иоанну Предтече, но сегодня, в день его рождения, мы можем помолиться так: «Святой Иоанн Предтеча, сделай так, чтобы, несмотря на все трудности, праздник был праздником».

Потому что как христианин живет? Христианин живет для радости в жизни вечной, но, пока он еще во временной жизни пребывает, конечно, ему мешают какие-то искушения, испытания. Поэтому если человек доказывает Господу, говорит: «Господи, несмотря ни на что, я предназначен для радости», – и, что бы ни случилось, не унывает, а радуется, (самому тяжело – другого ободряет), Господь смотрит: «Вот этот человек наследует Царствие Небесное»… Поэтому попросим Иоанна Предтечу, чтобы он нас в свой день рождения заразил бодростью.

Человек, у которого день рождения, – конечно, принимает подарки. Но зато для всех своих гостей он организует застолье, праздник, и все люди подпитываются хорошим настроением. Так и мы приходим в храм, молимся, приносим свою молитву, свое восхваление новорожденному Иоанну Предтече, а он (как истинный гостеприимец) нам подает праздник. Тем более у него уже палаты Царя Небесного и брачный пир Христов, причастие Тела и Крови Христовых. Поэтому, надеюсь, те, кто почитает Иоанна Предтечу, сегодня причастились Святых Христовых Таин. Если нет – в следующий праздник причаститесь.

Мощи Иоанна Предтечи иудеи старались уничтожить, а христиане старались их спрятать. Поэтому у нас три раза празднуется Обретение главы Иоанна Предтечи. Кто-то с мощами борется, кто-то их уничтожает – не страшно. Зато у нас столько праздников в календаре!

Часть главы Иоанна Предтечи есть в Дамаске, в многострадальной Сирии. Поэтому сегодня хорошо бы нам не только о себе любимых помолиться, но и о том, чтобы на сирийскую землю, древнюю христианскую землю, где зарождались первые христианские общины, где апостол Павел ко Христу обратился, пришли мир и благоденствие.

Другая часть главы находится в Константинополе в музее, в бывшем султанском дворце Топкапы. Год назад мы с прихожанами ездили туда. Заходим и думаем: «А можно ли будет поклониться?» Все же привыкли прикладываться, а как в музее приложишься? Я говорю: «Нет, к сожалению, перед витриной веревочка». Мы заходим, а там дяденька веревочку отодвигает и говорит: «Идите». Целовать не целовали, но хотя бы рукой к стеклу прикоснулись.

Кажется, почему эти мощи находятся у мусульман? Просто султан все реликвии из храмов, которые он разрушал и превращал в мечети, забирал к себе в сокровищницу; никто, кроме ближайших придворных, не мог к ним попасть. А сейчас они выставлены в музее. У нас есть хроники, мы видим, как на протяжении сотен лет с этими мощами (десница Иоанна Предтечи, часть главы Иоанна Предтечи) ходили в крестный ход. Поскольку мусульмане тоже Иоанна Предтечу почитают, они не уничтожили эти мощи, а сохранили, и мы, православные люди, можем к ним прийти. Даже сейчас, на фоне раскола (патриарх Константинопольский сослужил с ряжеными и вроде в раскол ушел), мы можем приехать в святой град Константинополь и, не идя на службу к Константинопольскому патриарху, прийти к мощам Иоанна Предтечи.

Лицевая часть главы Иоанна Предтечи находится во французском городе Амьен. Как мы знаем, сейчас создан западноевропейский экзархат – это тоже важный момент в организации жизни русской православной эмиграции. У нас есть маленький приход в Амьене. В день памяти Иоанна Предтечи (несколько раз в году) католики дают служить у его главы прямо в соборе. Однажды я был в отпуске и по приглашению владыки Корсунского Нестора (сейчас он мадридский архиерей) был в гостях в Корсунской епархии, и мне удалось послужить у мощей Иоанна Предтечи. Вот такая великая радость.

Мы видим, Иоанн Предтеча объединяет и Восток, и Запад даже своими мощами. Нам так не хватает этого единства! Возможно, и с нашими близкими людьми, и нам надо стараться всегда его найти. Лукавый всегда покажет, что мы отличаемся от какого-то человека, что мы не согласны с чем-то, – он всегда разделяет. А Господь нам говорит: «Будьте едины, как Я с Отцом». Поэтому можно и с мусульманином когда-то поговорить, об Иоанне Предтече рассказать. Ведь не все мусульмане знают, что в мечети в Дамаске, в бывшем султанском дворце в Константинополе хранятся такие реликвии. Можно общий язык находить.

Иоанн Предтеча первый принес такую радость! А самое главное, он принес радость для других праведников. Почему его почитают даже другие святые? Надеюсь, все запомнят такой замечательный факт, что все ветхозаветные святые Иоанна Предтечу очень почитают. Все праведники сотни, миллионы лет от начала времен находились в аду и ждали Пришествия Христа на землю. Конечно, они находились на лоне Авраамовом, где нет каких-то мучений, но все равно были отделены от Бога.

Как мы помним, Иоанн Предтеча на полгода старше Христа; он приветствовал Христа, находящегося в утробе Пресвятой Девы, взыгранием в утробе своей матери. Физически ребенок может это сделать только перед родами, когда он уже подрос и жаждет появиться на свет. Он вышел на проповедь на полгода раньше Христа, начал крестить. Господь пришел из Галилеи, крестился, и Иоанн Предтеча о Нем благовествовал. Иоанн Предтеча на полгода раньше, чем Христос, пострадал – по велению Ирода был усечен мечом. Его душа тоже спускается в ад (потому что рай еще закрыт), но всем праведникам приносит весть: «Христос уже скоро придет». И какая же радость была у тех людей!..

– Иоанн Креститель крестил Христа. Как это понять? Мы сейчас крестим совсем по-другому. Тогда что это было за крещение, в чем был смысл?

– Господь, можно сказать, все сделал для нашего крещения. Иоанн Предтеча сам признавал: «Я крещу вас водою». Порой некоторые люди говорят, что если это таинство для души, зачем используются какие-то вещества… Мы люди смиренные и признаем: чтобы таинство совершилось, нужны какие-то Богом же созданные материальные вещества. В частности, вода; хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Христовыми; масло, которое освящается и наполняет нас животворящей Божественной силой и милосердием. Это знаки того, что пока мы пребываем в единстве своей природы. Человек состоит из души и тела, и единственный момент, когда человек отделяется от своего тела, – это смерть. Смерть – по сути, разделение души и тела. То есть, принимая благодать Божию через какие-то материальные вещества, мы свидетельствуем: «Господи, слава Тебе, что мы еще живы, что пока еще тело с нами и мы можем с помощью этого тела и порадоваться этой земной жизни, и Тебе послужить».

Поэтому когда Господь по смирению принимает человеческое тело (если для нас тело – это полноценное существование, то Бог не нуждается в теле), Он погружением Своего святого тела в воды реки Иордан освящает для нас природное естество. Поэтому Иоанн Предтеча, видя Христа, Который идет к нему, говорит: «Уже среди вас Человек, Который будет крестить не водою, как я, а Духом Святым и огнем».

Для многих учеников, апостолов, которые, как я уже говорил, были сначала у Иоанна Предтечи в учении, потом перешли ко Христу, эти слова были угрожающими. «Духом Святым» – это вообще не очень понятно: дуть что-то будет? А огнем – это что, будет в костер бросать? А когда на них в день Пятидесятницы в виде огненных языков сошел Дух Святой, такая радость в их сердце появилась, что иудеи думали, будто они напились. Потому что люди, которые не имеют христианской радости, думают, что без алкоголя праздник – не праздник. Мы, христиане, знаем, что и с алкоголем может быть праздник и без алкоголя, главное – радость души. Апостолы сразу поняли, что это Дух Святой их наполняет.

Поэтому мы радуемся, что Господь объединился с этой обычной водой. На днях я крестил младенчика: совсем маленького, крохотного. Очень радостно, что родители не стали откладывать крещение. Иногда приносят младенца, ему уже годик, два, три, и он не понимает, что с ним делают, думает, будто его хотят утопить, упирается. И батюшку никогда в жизни не видел... И какие у ребенка воспоминания остаются?

Лучше всего единство со Христом давать сразу. Поэтому люди большие молодцы, сами пришли ко крещению, сами родители исповедовались, причащались, а не только так: «нам только ребеночка окрестить, а мы уж как-нибудь справимся без благодати Божией». Нет, в единстве шли к Богу. И вот окунаешь этого ребеночка в обычную водопроводную воду с хлоркой, которая из трубы поступила. Что в ней такого? Но в нее входит Сам Бог, точно так же, как в реку Иордан вошел Господь наш Иисус Христос. А как мы помним, это было явление всей Живоначальной Троицы: Дух Святой в виде голубя и глас Бога Отца, потому что Бог неразделим. Мы верим в Бога Единого, в Троице поклоняемого.

Точно так же и по молитве Церкви, которую произносит священник, на эту же воду сходит Бог Дух Святой и с Ним вся сила Живоначальной Троицы – и ребенка крестят. Поэтому мы тоже должны Иоанна Предтечу поблагодарить, что он делу нашего спасения так послужил. Причем надо отметить его решительность. Иногда у людей бывает такой странный подход: как ситуация более сложная – «Ой, нет! Я здесь смирение проявлю». Нет, смирение нужно в одних ситуациях, а в других – важна решимость.

 Иоанн Предтеча крестил Христа. И это, конечно, решимость. Он понимал, что перед ним Бог, Христос, пришедший спасти мир, и все равно, по сути, дерзновенно сделал это. Хоть и с некоторым опасением: «Я недостоин Тебя крестить». А Господь говорит: «Нет, ты должен Моему делу послужить».

Так и мы, вспоминая Иоанна Предтечу, должны иметь некоторую решительность. Когда сатана, наш лукавый обманщик, говорит: «Вот сейчас не надо заступаться за этого человека, ситуация сама разрешится, покажи свое смирение», – мы говорим: «Отойди от меня, сатана; я буду как Иоанн Предтеча, решительно сейчас помогу. А смирение потом, когда меня кто-то будет пилить. Вот там я лучше смирение проявлю».

– Перейдем к нашим вопросам, которые нам присылают телезрители. Мы говорили сейчас о Пришествии Христа две тысячи лет назад, но люди уже интересуются тем, что будет в недалеком будущем. Есть такой интересный вопрос: «Правда ли, что придет Господь и истребит всех грешников, а явится Он в 2028 году?»

– Вполне возможно, потому что мы абсолютно не знаем, когда явится Господь. Есть риск, что явится в 2028 году, и есть риск, что в 2019-м. Поэтому расслабляться не стоит, думая: «О, у меня еще девять лет до Пришествия Господа». Но и не надо, наоборот, думать: «Сейчас ровно на девять лет все распланирую», –  а Господь придет через миллион лет, например; что Ему стоит?

Господь в Евангелии говорит недвусмысленно. Апостолы Его постоянно спрашивали, они были такие же любопытные, как мы, обычные люди. И, конечно, им интереснее всего было узнать не про спасение своей души, а когда будет Второе Пришествие и так далее. Но Господь сказал: «Часа Пришествия не знают ни ангелы, ни Сын; знает только Бог Отец». Поэтому если кто-то утверждает, что это будет в 2028 году, то тут есть две версии: либо с вами говорил Сам Бог Отец через Интернет или какую-то газетку, либо (что имеет большую вероятность) это наверняка говорил человек, который или шарлатан, или сам заблуждается; ему верить не надо. Мы же всегда должны быть наготове.

Сколько у нас притч? Притча о девах со светильниками, притча о том, что Господь приходит в любую стражу ночи... То есть мы всегда должны быть готовы к этому Пришествию Христа. Наше сердце должно быть к нему открыто, повернуто, не надо думать: я сейчас еще чуть-чуть подожду и начну спасаться. Или: я пока худо-бедно христианин, у меня есть недостатки, но я над ними через год поработаю. Или: выйду на пенсию или сдам годовой отчет, тогда начну молиться полноценно.

Надо жить прямо сейчас, как будто Христос за дверью стоит. Если ты понимаешь, что сейчас Христа увидишь, конечно, надо тогда себя чинно вести, уже ни с кем грубо не говорить, как-то подумать о своих грехах (Господь же их видит), все скверные мысли отогнать. Вот так надо жить в каждый момент своей жизни. Сложно, но зато стимул есть.

– Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, что нужно делать с одеждой, в которой умер человек? Просто некоторые люди берут ее с собой в помощь в каком-либо деле. Как им объяснить, что это грех и суеверие?»

– В одежде, которая была на усопшем, нет ничего: ни хорошего, ни плохого. Если одежда еще в качественном состоянии, ее можно передать нуждающимся в пункты распределения одежды.

На мне, например, серый подрясник. Он принадлежал одному покойному батюшке, отцу Анатолию Стаднюку (вечная ему память). Его сын ко мне пришел и говорит: «Остались подрясники; куда деть?» Он сам не священник. Бывает, если дети священников сами священники, то они берут эти подрясники. Я ему сказал: «Приносите». Принесли. И вот я ношу, тоже иногда вспоминаю отца Анатолия, молюсь о нем. То есть хорошая и красивая вещь пригождается.

Понятно, что уже застиранный, выцветший подрясник лучше утилизировать как-то, сжечь. Обычную повседневную одежду сжигать не надо, просто выкинуть или пустить на тряпочки (пыль протирать), чтобы какая-то польза была. Единственное, что надо понимать: суеверие образуется на том месте, где мало веры.

Поэтому лучше тем людям сказать: «Друг, ты идешь на важное дело (на заключение деловой сделки, на продажу недвижимого имущества, боишься мошенников, идешь в какое-то судебное заседание или делать предложение своей любимой), посмотри: ты идешь с чистой совестью? Когда ты исповедовался? Когда ты последний раз был в храме, приносил Господу свои грехи, чтобы Он их снял с души? Любое дело всегда лучше пройдет, когда совесть твоя чиста». Поэтому пусть лучше этот суеверный человек отбросит все суеверия, зайдет в храм, покается, а потом с Божией помощью все свои дела решает.

– Надо сделать вывод, что вещи, которые остаются после умершего человека, можно отдать кому-то.

– Да. Или самому носить.

– Но тут кто как захочет.

Следующий вопрос: «После казни тело Христа вечером в пятницу было положено во гроб – и камень был привален. А утром, в субботу, первосвященники и фарисеи приложили печать к камню и поставили возле гроба стражу. Был ли осмотр гроба перед этим? Убедились ли напрямую те, что тело Христа все еще находится во гробе, так как гроб не охранялся весь вечер и всю ночь с пятницы на субботу?»

– Интересная концепция. На самом деле стража была приставлена. Надо понимать, что иудеи были очень талантливые, способные люди, Господь их наделил способностями, и не надо воспринимать их как глупых.

Если мы помним, о снятии с креста всех распятых (как Господа, так и разбойников) попросили не апостолы, не мироносицы, не Иосиф Аримафейский, а сами иудеи… Человек на кресте мучается обычно несколько дней, это очень медленная казнь. Люди проходят каждый день, и вот это страшное зрелище им напоминает: нельзя бунтовать против римской власти (или нельзя грабить на большой дороге, как те разбойники).

Пришли к Пилату как раз те самые люди, кто предал Христа на смерть, просить, чтобы больше никто на кресте не висел. Потому что они вот такие: невинного на распятие можно вести, а вот чтобы тело висело во время праздника ветхозаветной пасхи – это нельзя.  Поэтому они как раз и были инициаторами, чтобы тела снять. Собственно, во время этого разговора Христос умер, в девятый час. Вот почему девятый час и читается перед вечерней. Это когда Господь говорит: «Боже, Боже, вскую оставил Мя», – и предал дух.

Иудеи в этот момент и просят Пилата, чтобы он приставил стражу. А Пилату жалко распылять римские войска на то, чтобы какую-то могилу сторожить, он говорит: «У вас есть храмовая стража, которая Христа в Гефсиманском саду захватывала, ее и поставьте». То есть с креста еще никто не снят, а разрешение уже получено.

Римские воины приходят и перебивают голени разбойникам; воин копьем пробивает ребро Христа, видит, что Он уже умер. Иудейская стража здесь, и только Иосиф Аримафейский, пользуясь тем, что у него по знатности есть некоторые полномочия, богатство, договаривается потом с Пилатом, чтобы похоронить Христа отдельно.

Поэтому тела разбойников, может, сразу просто закапывают в землю, а Господа полагают именно в гробнице, и римская стража это сопровождает. Раз Пилат разрешил это Иосифу Аримафейскому, понятно, что никто не будет против власти выступать… Поэтому все это проходило уже под двойным контролем, в том числе и римских воинов, которые следили, чтобы не допустить какого-то бесчинства, чтобы воля их начальника,  Понтия Пилата, была реализована.

И разбойников просто закопали, а тело Спасителя поместили в гроб. И была иудейская стража. Двойной контроль, можно сказать, перекрестный, проверяли друг друга. Поэтому Христос точно умер и точно был погребен… Чтобы мотивировать стражу, у саддукеев такие богатства были... Почему Господь шел в Иерусалим? Потому что и из Римской империи, из Персидского царства (со всего мира) приходили люди и приносили  пожертвования. Это были колоссальные средства, на которые можно было целую армию нанять.

Как потом много лет угнетенные иудеи могли воевать против римлян? Закупали лучшее оружие, потом выступали, но Господь уже перед этим сказал: «Се, оставляется дом ваш пуст». Но одно дело против римского войска стоять. А уж против жен-мироносиц, против бедных рыбаков, против Иосифа, обычного торгового человека, иудейская стража справилась бы... Поэтому тут сомневаться нет никакого смысла, надо внимательнее относиться к евангельскому тексту.

– Следующий вопрос: «У нас два сына, все родились с Божией помощью, но мы очень хотим доченьку. Как нам правильно молиться? Нам за сорок».

– Мой старший товарищ, отец Григорий Геронимус, тоже на дочку надеется, но пока у него шесть сыновей. Но они по-прежнему ждут девочку. На самом деле хотел упомянуть другой пример, более по теме. Это тема семьи родителей отца Григория, его покойного отца Александра Геронимуса. У них было пять сыновей, им с матушкой уже было за сорок лет, и вот у них родилась дочка.

Мама отца Григория по-прежнему здравствует, хотя она уже дама преклонных лет. И, конечно, на старости лет всегда приятно, что у тебя не только сыновья, но и девочка. Поэтому молиться всегда можно. Но будет воля Божия или нет – этого мы не знаем. Мы всегда вправе просить. При этом независимо от того, что кто-то более благочестив, а кто-то менее. Разве отец Александр был более благочестив, а его сын меньше? Нет, но просто Господь посчитал, что так нужно. Или посчитал, что отец Григорий живет не в эпоху упадка Советского Союза, не в какие-то богоборческие времена, когда священникам было тяжелее, а живет в наше время, и Господь решил, что будет у него седьмая или восьмая дочка.

В любом случае, даже если следующий ваш ребенок будет опять мальчик, может, Господь просто говорит: друзья, рожайте еще, не бойтесь. Кроме того, Господь каждому из нас, особенно когда мы не можем получить ребенка того пола, какого хотим, напоминает о главном нашем недостатке: любви и милосердия…

Может, Господь хочет, чтобы у вас и правда появилась дочка, но чтобы вы пришли, например,  в детский дом и нашли себе там дочь, которая принесет вам радость в старости. Порой ведь даже родные дети неблагодарные, порой на старости лет как раз приемный ребенок – это тот, кто старикам подает настоящую радость души. Поэтому тоже и на это решайтесь.

– Следующий вопрос: «Меня в детстве крестили в Православной Церкви. В 90-е годы моя знакомая привела меня в церковь к мормонам, и меня там тоже крестили. В начале 2000-х на исповеди в нашей православной церкви на мой вопрос, как мне вернуться в Русскую Православную Церковь и нужно ли мне снова креститься, батюшка сказал, что достаточно покаяния. А недавно слышала, что этого недостаточно. Подскажите, пожалуйста, что нужно сделать и куда обращаться».

– Любой грех отделяет от Христа, но есть смертные грехи по сути. То есть убил кого-то или жене (мужу) изменил – это действительно смертный грех. Такой же смертный грех –измена Христу. Одно дело, когда ты не был христианином, находился в поиске, а другое когда уже Христа нашел, к Нему пришел, а потом отказался. Ладно, бывает молодость лихая, а когда ты уже все-таки нашел любовь всей своей жизни, а потом что-то не устроило – и пошел изменять, то это, конечно, не годится.

Так же и здесь: действительно, тяжелая ситуация, если уже отречение от Христа. Пусть не очень-то ты Его узнал после крещения, пусть  батюшки не объяснили или не было времени (в 90-е все потоком шли креститься), пусть в храме была злая бабушка, а подруга, которая к мормонам привела, была добрая и заботливая, тут все равно некоторое отречение от Христа было. Поэтому есть специальный чин присоединения к Церкви.

Раз уж такая вина есть, спрос с такого человека строже. Нужен некоторый цикл подготовки (а не просто беседа): что человек принимает православное вероучение, разбирается в этом, чтобы его потом никакая секта не подловила. Чтобы, наоборот, когда к нему его друзья по секте будут приходить, он мог сказать не просто так: «Я поверил, что Христос истина», – а чтобы он и правда разобрался, в чем была его ошибка, и смог помочь тем, с кем он вместе какое-то ложное учение разделял. Поэтому в каждом округе Москвы (Москва – это большая епархия) есть комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от православия. Иногда в народе ее еще называют сектоведческой или сектоборческой комиссией. Главная задача христианина не просто кого-то побеждать, а помочь себе и окружающим прийти к Христу. Поэтому надо найти, к какому батюшке в вашей епархии, в вашем городе обратиться. Кто именно этим занимается.

Здесь есть некоторая поправка. Все-таки уже в 2000 году, как я понимаю, был возврат в Церковь, и раз уже почти двадцать лет мы в православии, то особый чин присоединения к Православной Церкви не нужен. Иначе получается, что вы двадцать лет причащались – и это было недействительно без этого чина? Поэтому чин проходить, может, не стоит, по мнению вашего епархиального архиерея, но, по крайней мере, стоит с ним побеседовать. Он даст вам какую-то литературу почитать, чтобы своим собратьям по несчастью, затянутым в секту, вы могли помочь…

Не надо пугаться, что мормоны вас утянут. Если плавать не умеешь, а к тебе ребенок подплыл и за руку берет, ты думаешь, вы сейчас вместе утонете. Если  плавать умеешь, наоборот, и ребенка удержишь. Так же и здесь. Очень здорово бывает людям выходить из секты, когда рядом с батюшкой есть обычный человек, не священник, который говорит: «Да, я был в секте. Я смог это победить». Это такой пример, который помогает. Поэтому здесь свою вину отречения от Христа можно перевесить своей помощью в приведении к Христу других людей, тоже попавших в секту, в беду.

– Подскажите, как простыми словами объяснить сестре (ей 14 лет), что нельзя верить в гороскопы?

– Надо это проверить опытным путем. Скажите ей: «Найди “ВКонтакте” всех людей по дате своего рождения и посмотри, одинакова у вас судьба или нет. Следи за публикациями, подпишись на обновления и увидишь. Если хоть у кого-то что-то разное произойдет, всё – сжигай гороскопы. Я тоже буду это контролировать, на себе посмотрю. Потом сравним». Это самый идеальный способ увидеть, насколько человек свободен, насколько свобода человека определяет его жизнь, а не какие-то небесные светила. Небесные светила определяют нашу жизнь? Определяют. Если солнце не будет светить, то через восемь минут мы об этом узнаем (свет идет восемь минут от Солнца до Земли), и наша Земля превратится в ледяной шар. Если солнце будет светить чуть ярче, то мы все сгорим.

Понятно, светила как-то влияют на нашу жизнь. Но в какой момент мы родились, это никак на нашу жизнь не влияет. Единственное, если ты родился зимой, то будет холоднее гулять, но зато можно закаляться, спать на балконе. Я помню, как моего брата закаляли родители. Его очень тепло одевали и укладывали спать на балконе, и этот свежий морозный воздух позволил ему потом избежать каких-то болезней. Кто родился летом, тот в принципе не простудится, потому что более-менее тепло. То есть, как мы видим, только температурный режим может как-то повлиять на нашу жизнь. А в какой момент наша дата рождения, это никакого отношения к другим далеким созвездиям не имеет.

Можно спросить об этом у учителя астрономии в школе, сходить на какой-нибудь научный семинар... Кроме того, суеверия всегда приходят на основе слабой веры, и какая-то вера в астрологию происходит на фоне недостатка знаний по астрономии. В принципе, есть хорошие начинания: несколько лет назад решили ввести курс астрономии в школах. Церковь всегда за просвещение, всегда за истину. А лукавый всегда за мракобесие, потому что если он кому-то голову задурит через какую-то мелочь, то и душу человека захватит.

– Вопрос: «Если в процессе исповеди чувствуешь осуждение со стороны священника, как это воспринимать? Стоит ли обращать на это внимание? После последней исповеди батюшка меня осудил, отругал, был раздражен. Мне сложно теперь заставить себя перебороть чувство сомнения и непонимания. Как помочь себе преодолеть это и решиться опять идти к нему на исповедь, не боясь осуждения? Ведь я и так себя осуждаю не меньше. Мне нужен совет, а не критика».

– Действительно, Вы могли попасть (или, возможно, в Интернете такие попадались) к батюшкам, которые стараются побольнее уязвить человека, что к нему приходит. На самом деле эта ситуация вполне типичная, потому что и в храмах таких священников можно встретить. Тут проблема общехристианская. Проблема, которая есть и у священников, и у мирян. Она не зависит от сана. Нам сложно разделить грех и грешника. Апостол Павел говорит, что наша брань не против плоти и крови, не против людей, а против духов злобы поднебесной, против бесов. Мы должны ненавидеть грех, ему противостоять. Но грешника, в котором грех действует, через которого он проявляется в мир, мы все равно должны любить. Разве Христу было радостно, что иудеи Его распинали, что гнали Церковь? Нет. При этом Он всех любил и за всех молился, за всех Своих распинателей. Разбойник хулил Его – Он и за него молился, как и за того, который хотел покаяться.

Поэтому батюшка мог поступить так, ненавидя не Вас, а грех, который Вы совершили, не смог это сдержать – и его захлестнуло. Как порой бывает: берешь горячую тарелку супа, несешь и обжегся, неприятно: «Ой, поскорее надо поставить». Хотя вроде  делаешь полезное. Но чуть-чуть тебя занесло в сторону – и ты уже что-то не так сделал. Режешь салат, торопишься. Делаешь полезное дело, готовишь, но порезал себе палец. Кровь течет, и тебе уже не до салата… Точно так же и здесь священника может занести. Кроме того, есть человеческий фактор. Например, батюшка два-три часа исповедует, у него просто нет сил и терпения. С утра тоже какие-то проблемы: настоятель ему не платит зарплату; люди его только эксплуатируют, никто батюшке на жизнь не пожертвует и так далее. Много самых разных факторов. Где как... Где-то зарплаты не платят. Думаешь, хоть бы печеньем с кануна попитаться. Где густо, где пусто.

 Это не меньшая проблема. Священник чувствует, как все достало. Хоть бы кто спросил о чем-то о духовном, о Евангелии. Почему люди спрашивают такую чепуху? Это тоже может раздражать. И священник, уже уставший, начинает это раздражение выливать. Надо тогда смотреть. Если вы видите, что батюшка на взводе, не ходите к нему в этот раз на исповедь. Идите просто причащайтесь, а через неделю исповедуйтесь. Если вы видите, что это у батюшки системные проблемы (возможно, он и хороший, яркий, талантливый проповедник), значит – не вам его вытерпеть. Поэтому вы ходите, его проповеди слушайте, но на исповедь идите к другому священнику. Если он единственный священник в храме или другой еще хуже, значит – надо добраться до другого храма. Если этот храм один или за сотни километров нет другого храма, то тут уже…

– …ищите точки соприкосновения.

– Господь к вам проявит милосердие, несмотря на вашу обиду на батюшку... Теперь самое главное: Господь вас любит, Господь всех нас спас; Господь победил смерть, врата адовы сокрушил, нас всех ждет в раю. Мы уже спасены, надо только не препятствовать этому спасению. Поэтому все будет хорошо, главное – верить во Христа и иногда чуть-чуть смиряться и нести испытание.

Автор и ведущий Сергей Платонов

Записали Светлана Тодосейчук и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать