Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024

23 апреля 2024 г.

В гостях настоятель храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом протоиерей Михаил Дудко. 

– В минувшее воскресенье мы вспоминали преподобную Марию Египетскую. На прошлой неделе в среду было длительное богослужение – Мариино стояние. Кто эта святая? Почему ей посвящена целая неделя в Великом посту?

– Действительно, Марии Египетской посвящена целая неделя. 1 (14) апреля празднуется день ее памяти. В четверг истекшей седмицы – Мариино стояние. Накануне на утренней службе полностью читается Великий канон Андрея Критского, который читался и в первые дни первой седмицы Великого поста. Только тогда он разбивался на дни: понедельник, вторник, среда и четверг, а сейчас читается целиком. Из этого можно понять, что это очень продолжительное чтение. Есть люди, которые с удовольствием приходят именно на это длинное стояние. Оно не только Мариино, но и наше. Повторюсь, канон читается и в первые дни Великого поста, и на этой седмице, когда пост начинает приближаться к своему завершению.

Это последняя неделя, дальше уже Страстная. Она хотя формально и продолжает пост, уже не принадлежит ему, стоит отдельно. Когда время поста приближается к завершению, Церковь напоминает нам о том, что нужно покаяние. Недаром этот канон называется Великим и Покаянным. Конечно, можно сказать, что он велик по своему объему и наличию огромного количества образов из Ветхого и Нового Заветов, но велик он в первую очередь по своему содержанию и, что немаловажно, по воздействию на души тех, кто его слушает.

Я из детства и юности помню то впечатление, которое на меня производил Великий канон. Даже тогда, когда я не все понимал в нем. Какие-то отдельные слова и выражения доходили до моей души, до моего разума и производили действительно потрясающее впечатление.

Конечно, тем, кто не знает Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, слушать весь Великий канон бывает трудновато. Там действительно очень много отсылок к образам, которые нужно знать. Но в нем достаточно образов и возможностей, чтобы каждому человеку независимо от глубины знания Священного Писания найти что-то сродное своей душе и по-настоящему покаяться.

Рефрен после каждого стиха Великого канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». На Мариино стояние: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». Также есть: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». Все эти повторения тоже оказывают целительное воздействие на душу. 

На Мариино стояние у нас принято действительно стоять, а не сидеть. С другой стороны, по Типикону в это время нужно делать еще и земные поклоны. Я не знаю, были ли времена, когда люди по-настоящему исполняли все требования этого устава. Но могу себе представить, насколько плодотворно это будет, если все исполнять. Но это чрезмерная нагрузка для современных людей. Тем не менее впечатление остается. К сожалению, не у всех оно такое сильное, как у меня. Я читал достаточно известного богослова отца Александра Шмемана, который писал в своих дневниках, что не любит Канон Андрея Критского. Разумеется, он читал его по-английски, в переводе, который обнажал все те места, что по-славянски на слух далеко не всем понятны, как бы завуалированы. Отец Александр считал этот канон сухой и безжизненной византийской риторикой. Но на меня он оказывал противоположное, просто поразительное впечатление.

На этой неделе мы вспоминаем Марию Египетскую. Это образ покаяния для каждого из нас. 

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Часто вместо ответа на вопрос слышишь такие слова: «Это не главное для спасения». Мне хотелось бы выяснить, кто конкретно, кроме Бога, может знать, что главное для спасения, а что нет».

– В хорошем вопросе всегда содержится ответ. Конечно, Сам Бог. Это единственный ответ. Более того, само спасение происходит не от того, что мы такие хорошие и сделали много замечательных дел. Скорее мы наделали плохих дел. И если вдруг мы начинаем считать, что хорошие дела и есть путь нашего спасения, – это большое заблуждение. Мы спасаемся только милостью Божией. Только она дает нам какую-то надежду на то, что мы попадем в Царствие Небесное.

И, конечно, это покаяние. Вспомним, кто был первым спасшимся: разбойник на кресте. И, наверное, его распяли потому, что он сделал много зла в своей жизни. И тем не менее он первым попал в Царствие Божие. Мы знаем также, что Мария Египетская была великой грешницей. И тем не менее мы верим, что она наша путеводительница ко спасению. Она показала нам пример покаяния.

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»: что может быть лучше этих спасительных слов? Если бы я отвечал по-другому (не просто то, что только Бог спасает), то сказал бы, что лучший путь для спасения – это путь покаяния.

И еще один путь, о котором тоже можно говорить, – путь неосуждения. Я не берусь сравнивать, что лучше, что хуже, но, наверное, этот путь, указанный нам в Священном Писании, проще всего. Сам Господь говорит: Не судите, да не судимы будете. Когда мы придем на суд Божий (Страшный, потому что уже окончательный) и вдруг окажется, что мы никого не осудили, то и Господь не будет нас судить. Мы беспрепятственно пройдем среди всех страшных мытарств.

Важно запомнить: если мы никого не осуждаем, пусть даже и великих грешников, то и Господь не будет нас судить. Это не мои слова, это слова Самого Бога. Так что если кто-то хочет очень просто спастись, то никого не осуждайте и уже не будете судимы. Очень просто, но и трудно одновременно.

– Давайте кратко вспомним житие Марии Египетской.

– Потрясающее житие. Казалось бы, ее жизнь не насыщена большими событиями, уже в юном возрасте она ушла из родительского дома и предалась тому пороку, который сейчас за порок особо и не считается. Она предавалась блуду на протяжении долгих лет. И даже не была, как бы мы сейчас сказали, падшей женщиной. Она не брала денег, это не было ее ремеслом, а было именно страстью. Конечно, наверное, ей что-то давали, одевали, кормили. Она не могла добывать себе пищу и пропитание иным путем, но тем не менее это было движение ее души и тела. Она соблазняла очень и очень многих, в том числе и людей, которые искренне были направлены к своему спасению. 

В один из таких решительных для нее моментов она села в Александрии на корабль с паломниками, который направлялся на Святую Землю. Расстояние от Египта до Иерусалима можно преодолеть достаточно быстро. Египет тогда был вполне христианской страной. И вот паломники из Египта отправились в паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Они ехали с благочестивой целью. Мария Египетская тоже села на этот корабль и соблазнила очень многих даже по пути в святые места. Конечно, это ужасный грех. И видимо, она была очень искусным человеком, преуспевала в этом.

Когда она прибыла в Иерусалим, который стоит не на побережье, а немного в глубине страны, то, может быть, первый раз искренне захотела вместе с паломниками зайти в храм Воскресения Христова. Но какая-то невидимая сила воспрепятствовала ей. Очевидно, это было не просто какое-то физическое препятствие, а скорее духовное. Какая-то невидимая благочестивая сила воспрепятствовала ей войти и осквернить своим присутствием этот великий храм. Она поняла, в чем тут дело.

Голос сказал ей: «Иди за Иордан и там спасешься». А за ним пустыня. Иорданская пустыня страшное место, летом там стоит ужасная жара, а зимой достаточно прохладно. Тем не менее издревле это то место, куда удалялись подвижники для своих подвигов. Например, в этой пустыне подвизался святой Иоанн Креститель. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему – была его проповедь. Там он крестил крещением покаяния. Туда к нему приходил Христос. Туда удалялись в том числе и другие пророки,  святые, которые хотели поститься. Туда же удалялся и Господь, когда постился 40 дней перед выходом на Свою проповедь. И туда удалилась Мария Египетская. Она провела в этой пустыне очень долгое время. Даже не вторую половину жизни, а две трети своей жизни.

И никто о ней не узнал бы, если бы не старец Зосима. Это был иеромонах, который подвизался там. Как известно, древние подвижники очень часто на время Великого поста, подражая подвигу Господа, удалялись в те места. Старец отправился туда до Пасхи. У него не было намерения встречаться с кем-то, но он увидел эту подвижницу. Они разговаривали, Мария цитировала в том числе и Священное Писание, хотя нигде не могла прочитать его. Ангел Господень рассказывал ей и внушал все это.

Она была великой подвижницей, рассказала старцу о своей жизни. Потом еще два раза он приходил к Марии. В первый раз он в том числе увидел, как Мария словно по суше перешла через Иордан. В третий раз он увидел преподобную уже умершей. Тогда же произошло известное и трогательное чудо, когда старец Зосима хотел похоронить Марию. Пустыня место каменистое, и почва настолько засохла, что очень трудно ее копать без подручных инструментов. Зосима пытался вырыть глубокую могилу и привалить ее камнями, потому что иначе звери могилу разрывают, съедают тело и разбрасывают кости. И вдруг он увидел льва, который проходил мимо. Что может вызвать появление льва? Только испуг. Но, отважившись, Зосима призвал льва и повелел ему выкопать могилу для этой великой подвижницы. Что лев и сделал. 

Такой немножечко сказочный момент, но мы верим в это. И мы знаем, что праведникам, в особенности людям, которые покаялись и изменили жизнь, весь мир повинуется.

Подобно тому, как были сотворены Адам и Ева и им повиновался животный мир. В том числе и таким подвижникам, как Мария Египетская, старец Зосима. Или, например, Серафиму Саровскому повиновался медведь. Таким подвижникам повинуется вся природа. Я в это верю. Это трогательный момент. Мария Египетская является символом покаяния. Поэтому мы ее и вспоминаем в эти дни Великого поста.

Вопрос телезрителя: «Многие святые отцы утверждают, что предопределения нет. Например, так говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). Но говорится о том, что не упадет и волос с головы человека без воли Божьей. В чем же разница между предопределением и волей Божьей? Не могу этого понять».

В двух словах не объяснишь, потому что это серьезная богословская проблема. И напрямую в рамках формальной логики она не решается.

С одной стороны, мы знаем, что Бог предвидит все. И в этом смысле Он избирает, предузнает, предвидит все и предопределяет. Для Него нет ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Все это пред Его лицем, Его глазами. И настоящее, прошлое, будущее имеют значение только в наших реалиях, в реалиях земного, дольнего мира.

С другой стороны, если мы радикальным образом подходим к теории предопределения, то тогда перед нами встает очень практический вопрос: если мы уже предопределены либо ко спасению, либо к осуждению, то нам и делать ничего не нужно. Зачем что-то делать, если уже и так все понятно? Мы предопределены либо ко спасению, либо к погибели, зачем суетиться? Об этом говорят некоторые протестантские деноминации, кальвинизм. Таким образом, мы пускаемся во все тяжкие и сами себе предопределяем будущее, которое Бог уже знает. В рамках нашего состояния, за границы которого мы не в состоянии выйти, решить этот вопрос предопределения невозможно.

 Поэтому мы должны знать только одно: человек создан Богом свободным, и это ключевое понятие для богословов. Он создан свободным, со свободной волей, по образу и подобию Божию. Бог абсолютно свободен. Мы ограничены только тем, что сами выбираем: идти к Богу или от Бога. Свободным был создан и Адам, поэтому выбрал уйти из рая, нарушить волю Божию, согрешить вместе с Евой и быть изгнанным из рая.

Но элементы свободы остаются, и мы должны их использовать для того, чтобы вернуться к Богу. Адам ушел от Бога, а мы должны вернуться к Нему. Знает ли Бог, как мы будем двигаться, в каком направлении? Да, конечно. Но это не отменяет нашей свободной воли. Это не означает, что мы должны опустить руки и сказать: «Пускай теперь Бог все делает за нас». Нет, мы должны трудиться. Это и будет нашим предопределением и результатом того выбора, который мы будем делать. Мы должны вернуться к Богу.

– В житии говорится, что обращению святой к Богу предшествовало чудо. Возможно ли без чуда избавиться от греха, той глубокой страсти, которая была у Марии Египетской?

– Да, мы знаем: некоторая невидимая сила не пускала ее в храм. Чудо или нет, но толчок какой-то обязательно должен быть. У каждого человека в жизни есть достаточно много моментов, которые позволяют ему опомниться. Обычно мы очень ограничены теми обстоятельствами, которые нас окружают. Обстоятельствами нашей жизни, воспитания и так далее. Из этого очень трудно выбраться. И только Господь дает нам в некоторые моменты возможность освободиться от всего того, что нас окружает и как бы программирует на определенные поступки, реакции. В такие моменты это зачастую какая-то жизненная катастрофа или другие не очень приятные вещи, которые выбивают нас из жизненной колеи. В эти моменты мы вдруг становимся по-настоящему свободными. Мы резко меняем свою жизнь и направляемся к Богу, то есть – каемся. Покаяние и есть перемена. Это не просто прийти на исповедь и сказать, что грешен в том-то и том-то. Неделю назад на исповеди говорил то же самое… Это не исповедь, не настоящее покаяние. Настоящее покаяние – это перемена. Если человек изменился, то он уже по-настоящему покаялся.

В этом смысле такие события, позволяющие нам выбраться из привычной колеи, и есть чудо. Для Марии этим чудом было недопущение ее в храм. Возможно, она настолько закоренела в своем пороке, что что-то меньшее на нее уже просто не подействовало бы. Но не все люди такие. Нам просто для ободрения дается ее образ как великой грешницы. Но есть, конечно, и не такие большие грешники. Для них какое-то другое событие окажется настоящим чудом.

На Ваш вопрос, нужно ли чудо для настоящего покаяния, я отвечу положительно. Только чудо может быть разным. Зачастую это чудо только для самого человека. Знаете, есть один сложный момент, которым особенно грешили журналисты в начале эпохи возрождения церковной жизни. Они очень любили спрашивать про чудеса. Они подходили к разным людям, которые давно в церкви, и спрашивали: «Про какие чудеса вы можете рассказать?» И люди начинали теряться, потому что чудес, конечно, очень много. Но это чудеса такого рода, про которые особо и не расскажешь. Для самого человека они являются по-настоящему чудом, а вот начнешь пересказывать… Например, солнышко через листву блеснуло, и тут я понял, насколько я грешен и как хочу в рай. Это чудо или нет? Ну, об этом просто глупо рассказывать, потому что это чудо никто не поймет. А у человека вся жизнь перевернулась от какого-то блеска весеннего солнышка. Что это такое? Бог коснулся души человека. Это и есть настоящее чудо.

Так что чудес у нас очень много. И когда Господь в Евангелии исцелял кого-то, Он говорил: никому не рассказывайте о чудесах. Потому что люди не верят в эти чудеса, даже в великие. А уж солнышко блеснуло… кто в это может поверить?

– Можно ли спастись, не уходя в пустыню? Многие современные люди говорят о том, что мы живем в современном обществе и те примеры, которые нам предлагает Церковь, уже неактуальны, это было давно. Да и многие монашествующие не уходят в пустыню и в затворы.

– Конечно, в пустыню уходить необязательно. Но можно себе избрать некое подобие пустыни. Потому что просто так, без того, чтобы не отдалиться от мира, христианская жизнь все-таки не получится. Мы, христиане, немножечко другие. Те, кто верующий с детства, с юности, кто учился не в духовных учебных заведениях, а в обычных, светских, прекрасно помнят, что мир и неверующие люди – это одно, а верующие – совершенно другое. И в этом смысле пустыня образ очень мобилизующий. Мы вполне можем уйти (или хотя бы попытаться) в пустыню в том смысле, что можем отказаться от чего-то такого, что для остальных людей кажется вполне естественным.

Тот же протоиерей Александр Шмеман говорил не только спорные вещи, которые я абсолютно не поддерживаю, но и некоторые правильные вещи, которые меня очень поразили. Например, кто-то из его духовных чад собирался уйти в монастырь (это тоже своего рода пустыня, ее аналог, даже некоторые монастыри называются пустыньками). К нему подошла некая женщина, его духовная дочь. Сказала, что хочет уйти в монастырь, и попросила благословения. Он, зная ее, понял, что у нее вряд ли получится монастырская жизнь. К тому же он не знал особо хороших монастырей там, где они проживали (в Соединенных Штатах Америки). Там не только с монастырями, но и с обычными приходами не так-то просто. Ну, надо сказать, что и у нас все не так просто. И нужно очень сильно постараться, чтобы найти по-настоящему хороший монастырь, хорошую мать-игуменью, которая к своим чадам относится как мать. И вот что посоветовал Александр Шмеман своей духовной дочери: «Найди себе какую-нибудь простую работу. Например, кассиром в банке. Выдавай зарплату и потихонечку молись себе. Никто тебя особо не трогает, ты исполняешь рутинную, достаточно простую работу. Если найдешь себе такую работу, то сможешь вести жизнь уединенную, почти монашескую. А когда придешь домой, тоже особо ни с кем не разговаривай. У тебя есть квартира, читай себе, если хочешь, монашеское правило, акафисты, каноны. Это будет твоей пустыней».

Так вот, удаляться в пустыню – да, надо. Некоторые особенно к этому предлежат. Отделиться от мира сего, который лежит во зле, тоже нужно, необходимо. Но идти в какую-то физическую пустыню – это уже совершенно лишнее. Хотя сейчас такой пустыни уже, наверное, и нет. Везде можно найти и цивилизацию, и Интернет и сколько угодно грешить.

– Как человеку не унывать, видя свои грехи и падения?

Надо сказать, что каждый человек грешен. Несть человек иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6, 36). И еще очень важно понимать: мы спасаемся не тем, что мы такие безгрешные, такие хорошие... Мы спасаемся только милостью Божией и Его святыми страданиями, Крестом Господним. Это для нас должно быть очень понятным. Не будет милости Божией – не будет и спасения ни для кого. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что вся наша праведность как повязка нечистой женщины… Богу нужно наше смирение, наша чистая душа, наше сердце. Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23, 26), говорит Сам Господь. Поэтому нам нужно отдавать Богу именно свое сердце, каяться в своих согрешениях. И Бог потихонечку нас будет очищать от всякого греха. Очищать таким образом, что у нас и повода для гордости не останется. Ведь самое страшное состояние, грех, страсть даже – это гордость. И если человек победил все свои страсти, грехи, это на самом деле опасное состояние. Хотя это гипотетическое состояние, никто не может победить все свои грехи своими силами. Но если мы предположим, что есть такой человек, то ему очень легко впасть в состояние Денницы – первого падшего ангела, который возгордился. И в связи со своей гордостью как раз он и пал. Падение гордых людей бывает очень сокрушительным.

Но отчаиваться не надо. Надо только знать, что Бог и грешных людей принимает. Более того, Он и пришел грешников спасти, от нихже первый есмь аз, как мы читаем... И какое может быть отчаяние, если, стоя перед самой Чашей, мы вспоминаем о том, что Господь пришел нас, грешных, спасти? Господь послал к нам, грешникам, Сына Своего Единородного на смерть. Благодарность – наша путеводная звезда в этом смысле. И человек, благодарный Богу, никогда не станет отчаиваться.

– А где грань между покаянием и самобичеванием?

– Да, это важная грань, потому что самобичевание как раз сродни гордости. Человек, который занимается самобичеванием, зачастую говорит: уже и Бог не может меня спасти, попаду обязательно в ад... Например, мы знаем, что у католиков есть такая практика – флагеллантство, в буквальном смысле самобичевание. Они складывают особые бичи и хлещут себя по спине, по плечам, по ногам. Якобы этим приближают себя к Богу. Этого буквального самобичевания обязательно нужно избегать. Что мы получаем от того, что бичуем себя? Что от этого хорошего и доброго может произойти? Здоровье свое подорвем, не приблизимся ни на дюйм к милости Божией. Потому что милость Божия рядом с нами всегда. Сам Бог везде и повсюду. С самым страшным грешником Он стоит рядом. Как говорится, аще сниду во ад, тамо eси (Пс. 138, 8). Мы знаем по Священному Писанию, что Господь проповедовал даже тем людям, которые попали в ад.

Так что Господь нас спасает, не мы сами, не наше самобичевание. Будем бичевать себя – ни на дюйм не приблизимся к Царству Божию. А вот если мы приобретем большое смирение, настоящую молитву, если начнем действовать таким образом, чтобы и другим вокруг нас солнышко светило, тогда сможем по-настоящему приблизиться к Господу и, соответственно, к своему спасению, потому что спасение и есть близость к Богу.

– В чем современный человек может уподобиться Марии Египетской?

– Боюсь, что практически ни в чем, если брать внешнюю сторону подвига. Конечно, ни к кому из нас не предъявляются требования уйти в эту страшную пустыню. Нет, это нам сейчас совершенно не нужно. Это все-таки подвиги такого рода, которые для избранных людей (а мы никак не можем считать себя избранными) и для тех, кто просто послан на этот подвиг. Некий голос сказал: «Мария, перейди Иордан, там найдешь свое спасение».

Мы можем отчасти подражать ей только в настоящем покаянии. Покаяние – это то, чему учит нас Церковь, когда заставляет нас слушать вновь и вновь Покаянный канон. В то же время, пока читается канон, вспоминается житие Марии Египетской. Ведь сам канон к Марии Египетской никаким образом не относится. Он относится к его творцу и создателю – преподобному Андрею Критскому. И вроде как не совсем понятно, по какой причине рядом Мария Египетская, «Мариино стояние». Потому, что канон – это задание для каждого из нас, а вот осуществление его или пример – это преподобная Мария Египетская.

Вспомним о византийской риторике. Это можно воспринимать как какое-то задание. Вот есть школьник, ученик или студент. Ему дается много заданий, которые он должен сделать за определенный период времени. И если мы обратим внимание на саму структуру Великого канона, то там чаще всего звучат слова: «и ты, душе, покайся». Прямо дается определенное задание для человека. И очень хорошо после канона взять ручку или карандаш, еще раз пробежаться по канону и выписать те задания, которые дает преподобный Андрей Критский каждому из нас.

А наша душа устроена таким образом, что просто сухие задания бывают не очень результативны. Житие Марии Египетской – уже осуществление этого. Если продолжать метафору, это – та студентка, которая сдала экзамен, показала, каким образом можно выполнить задания.

Поэтому этот образ нам очень нужен. Эта высокая планка, которая дается каноном, может показаться даже невозможной. Но Мария Египетская показала, что все реально.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Анна Родионова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать