Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

18 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня мы ответим на вопросы телезрителей.

Вопрос: «Когда можно крестить новорожденного ребенка и можно ли протирать ребенка некрещеного святой водой? Какую молитву читать над кроваткой, если ребенок еще некрещеный? Можно ли на него надеть крестик?»

Этот вопрос очень актуальный, потому что сейчас невозможно принести ребенка в храм крестить.

– Крест все-таки надевают в определенный момент на совершении таинства Крещения, поэтому надевать его до этого рановато. Молиться о ребенке, благословлять его, кропить его святой водой, помазывать, конечно, можно. Но надо сказать, что если есть «страх смертный» (что-то с ребенком, есть угроза жизни), то крестить ребенка может любой мирянин. Это таинство вхождения в Церковь может преподать любой из членов Церкви. Самый известный случай – когда Робинзон Крузо крестил Пятницу.

Любой может взять святую крещенскую воду, правильно произнести формулу: крещается раб Божий такой-то во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. Сейчас и священника не пускают в больницу за редким исключением, и в храм принести ребенка нельзя. Я думаю, если «страха смертного» нет, надо подождать. Это кончится (надеемся, рано, а не поздно).

– Обязательно.

Вопрос: «Человек меня считает своим врагом, а я его врагом не считаю. Если я молюсь за него, что это дает ему и что дает мне?»

– Надо, во-первых, сначала разобраться, почему человек считает Вас врагом. Помните  из детской песенки: «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист»? Мы кому-то причинили зло, сами на человека не обижаемся, а замечать, что мы не правы перед ним, не хотим. Может быть, в Ваших поступках было что-то недолжное по отношению к человеку? В этом надо раскаяться, попросить прощения. Бывает, что человек не хочет примиряться. Тогда остается молиться (автор вопроса прав). Что это дает? Это очень хороший вопрос. Господь сказал: любите врагов ваших. Силуан Афонский говорит, что это совершенный показатель того, что ты настоящий христианин. Но рядом сказано: молитесь за обижающих вас. Потому что если человек злится на меня, я обычно злюсь в ответ. Эта злоба – уже мой грех, он разъедает меня изнутри, он меня от Бога отсекает. А если я за человека начинаю молиться, то приходит благодать Божия, она меня освобождает от этой злобы. Я перестаю злиться, не грешу.

Апостол говорит: не будь побежден злом, побеждай зло добром. Молитва есть добро. Надо сказать, не всегда, гарантий в этом вопросе нет, но почти всегда, если молишься за человека, который негативно к тебе относится, рано или поздно его отношение к тебе тоже меняется. Его сердце начинает чувствовать благодать Божию. Допустим, зять молится за тещу. У них тяжелые отношения. Не получается договориться, есть и его вина, и ее, есть ревность (одна любит дочку, другой – жену, делить не хотят). Кто-то из них начинает молиться – и постепенно, как бы сама собой (на самом деле просто Господь приходит) ситуация исцеляется. На самом деле нельзя любить жену и не любить ее маму. Это неправильно, такого не может быть. Только по греху нашему такое может быть. Поэтому молитва дает то, что Божия помощь исцеляет неприязнь, ненависть, вражду. Исцеляет, сжигает ее.

– Вопрос: «Как, с точки зрения православного христианина, относиться к теории эволюции? Как вообще относиться к эволюции, если с точки зрения нашей веры Господь создавал человека отдельно от всех живых Божьих созданий?»

– Это очень большой вопрос. Не могу сказать, что я компетентен в нем и хорошо разбираюсь. Существует много литературы, полемики. У меня нет возможности в нее погружаться, потому что нет большого интереса к этой теме. Мне важно, что меня сотворил Господь, взял землю, вдохнул в меня дыхание жизни. В Адама вдохнул – и в каждого из нас. Сказано, что человек – это земля, которая причастна Божественной жизни. Он есть образ Божий. Этим человек кардинально отличается от животных. В нас есть печать Слова Божьего, Второй Ипостаси. Мы на Него похожи. А как это произошло, мне, честно говоря, не очень важно.

Это непринципиальный вопрос моей веры еще и потому, что сейчас эта наука проходит стадии собирания материала… (Математика, насколько я знаю, находится на третьей стадии. Медицина – на первой. А наука о том, как произошел мир и отдельные существа в нем, – в начале первой стадии.) Пока говорить, что было только так, а не иначе, нельзя еще и потому, что Книга Бытия (где основные ответы на эти вопросы черпают и эволюционисты, и креационисты) совершенно о другом. Она о том, для чего Бог сотворил человека, какое задание Он ему дал, чем человек отличается от всего остального мира и что с этим делать. Это не научный трактат. Эти вопросы ставит Библия. Эти вопросы мне важны, интересны. Главное, что Господь меня сотворил.

– Вопрос: «Я очень часто кричу на своих домочадцев. Сначала вырывается гнев, потом осуждение самой себя. Много статей прочитала, как с этим бороться, каждый день пытаюсь сдерживаться, молюсь, прошу терпения у Бога, но все продолжается день за днем. Как быть?»

– Раздражение происходит, как и уныние, от гордости. Я иду по доскам пола, и вдруг торчит сучок. Он не должен торчать, я беру молоток и начинаю по нему бить. В конце концов в остервенении делаю в этой доске дыру, доска ломается, проблем становится больше, но мне кажется, что я удовлетворил свою страсть. Во-первых, ни одна страсть не уменьшается от того, что вы ее удовлетворяете. Это аскетическая аксиома. Не уменьшается страсть чревоугодия от того, что вы наедитесь досыта и даже больше. Страсть гнева, которая проявляется в раздражении, не исцеляется и не утоляется тем, что вы дали себе возможность ее реализовать. Она только увеличивается, она жиреет от этого.

Здесь я себе напоминаю слова апостола Павла: любовь не раздражается. Если я раздражаюсь на самых близких, дорогих и любимых, это потому, что я их плохо люблю, неправильно люблю. Я считаю, что они должны быть такими-то. Сейчас они должны оставить меня в покое, прекратить вякать. А если я их люблю ради них, то сейчас мне надо не в планшете статьи читать и лайки ставить, а пойти и поговорить с ними. Я не хочу этого делать, я эгоист. Раздражается эгоизм, себялюбие.

У меня был такой случай в жизни. Была очень большая нагрузка помимо храма, и я очень сильно уставал. Это было больше той меры, которую я мог выдержать. Я был тогда достаточно молод. Приезжая домой, я давал себе разрешение в раздражении детям указать, почему здесь беспорядок, почему там не так. «Обувь уберите, со стола вытрите. Мама беременная, она не может этим заниматься». Не то чтобы я кричал, просто это было раздражение. Однажды я открыл дверь ключом (не стал звонить) и вдруг слышу разговор моих уже выросших сейчас старших сыновей: «Папа пришел, ругаться будет». Мне стало так стыдно: вот он запомнит на всю жизнь, что папа приходил из храма (!) и сразу ругался. Вот память детства. Детство быстрое, оно пройдет, а на этой памяти человек будет, как на фундаменте, строить всю свою жизнь.

Дальше я стал стараться, перед тем как звонить или открыть дверь, сделать паузу, успокоиться. Я объяснял себе, что если сейчас сорвусь, легче мне от этого не станет, будет только хуже всем, в том числе и мне. Успокоившись, заходил. Любовь не раздражается. Сначала нужно успокоиться. Если надо отругать или наказать ребенка (иногда надо) – делай это не в раздражении. Отойди, прочитай «Отче наш» спокойно, а потом разбери ситуацию с ребенком. Польза будет и тебе, и ему. А если наорешь на ребенка, пользы не будет ни тебе, ни ему.

– В общем, здесь нужно мыслить в перспективе, что будет дальше, какой будет результат. Можно покричать две минуты, а жалеть всю оставшуюся жизнь. Наверное, многие сейчас узнали себя в этом рассказе. Не только у Вас так.

Вопрос: «Сейчас в психологии часто пишут о токсичных отношениях. Необходимо прерывать их. Это по-православному? Мы с подругой расстались после многолетней дружбы. Обе православные, но я не могу терпеть, когда меня подкалывают, срывают на мне зло; все время плохое настроение. Как быть? Я молюсь о ней и всегда прощаю, но у меня больше нет желания так общаться».

– Достаточно большой комплекс вопросов. Если Вы обращаетесь к светскому психологу, Вы обращаетесь к человеку, у которого не наша, другая картина мира. В этой картине нет Бога. Этот человек не знает, что грех разрушает душу, а добродетель ее исцеляет. Он подходит ко всему с другими мерками, другими задачами. Главная задача – ваше внутреннее спокойствие (совсем упрощая – комфорт), чтобы все было нормально. Если ваша мама мешает вам в этом, вам посоветуют разорвать с ней отношения. Это не голословные утверждения. Одна женщина пришла ко мне в слезах и описала ситуацию, что ее дочь, живущая отдельно, внесла ее в черный список, не отвечает на звонки, не общается. Мама увидела в соцсети, как дочка пишет, что пришла к психологу, который сказал ей: если Вы, когда посещаете маму, испытываете чувство вины (одна из характеристик токсичных отношений у некоторых современных психологов), разорвите отношения. А есть заповедь Божья: чти отца твоего и матерь твою. Конечно, человек совершил тяжкий грех, а психолог, который соблазнил человека, за это тоже ответит.

Следующий круг – это наши близкие, как подруга девушки, которая задает вопрос. Бывают люди, с которыми (прибегнем к церковному термину) неполезно общаться. Допустим, они выливают на вас много негатива, встречаются с вами для того, чтобы начать всех осуждать. А вы не хотите осуждать, но остановить это не получается. Мне одна прихожанка рассказывала, у нее есть подруга юности, которая звонит ей и полтора часа матерится... Она не работает, пенсионерка, ей скучно, а моя прихожанка работает, у нее внуки, каждая минута на счету. Но если с той полтора часа не общаться каждый день, то она жутко обижается. При этом идет сплошной мат и сплошное осуждение. То есть бывают отношения, которые надо остановить, они вредны для души.

Дальше начинаются вопросы, точно ли эти отношения вредны для души больше, чем нужно общение с вами этому человеку. Может, он одинок. Может, только вы имеете доступ к его душе, чтобы помочь ему с чем-то справиться. Может быть, вам по плечу эта задача через молитву и с Божией помощью. А может, и нет. Посоветуйтесь с духовником. Нет одного ответа. Все это очень сложно.

Тридцать лет назад у меня умер отец. Недавно его последняя жена опубликовала отрывок из его дневников, который я не читал. Папа был очень «дружбообильным» человеком, прекрасным собеседником, помогающим людям раскрыть душу, разобраться в себе. Очень много людей имели нужду в разговоре с ним. И вдруг он пишет, что потратил очень много времени на бессмысленную сердечную дружбу. Он понял, что те ресурсы сердца он тратил! Он был тогда некрещеный человек, благодать Божия, которая помогает христианину (если он рассматривает это как служение), ему, наверное, тогда не помогала. Но он понял, что люди этим утешались, укреплялись. А ему это было слишком тяжело. Бывает так. А бывает так, что вы откажете человеку в разговоре, а он впадет в отчаяние. Иоанн Златоуст говорит очень интересно, комментируя заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Он говорит, что милостыня – это не только деньги, это и разговор с человеком, это слово. Бывает, человек в отчаянном положении, в крайнем унынии. С ним нужно просто  поговорить, просто утешить его, выслушать. Вы скажете: это токсично, неполезно, я не буду этим заниматься. Может быть, иногда так надо сказать. А иногда надо все оставить и выслушать человека, и это будет выполнением заповеди Божьей: сильные, носите немощи немощных.

– Вопрос телезрительницы: «Моя подруга больна, у нее онкология. Она об этом знает и хочет, чтобы ее кремировали. По-православному ли это?»

– Конечно, Православная Церковь не приветствует кремацию. Это связано с двумя вопросами. Господь сказал Адаму: ты земля и в землю отойдешь. Все-таки это повеление Божие, чтобы человека хоронить в землю. Если есть такая возможность, лучше хоронить в землю. Второй источник негативного отношения к кремации – то, что в первые десятилетия советской власти, еще до Великой Отечественной войны, кремация противопоставлялась церковному отпеванию. Умиранию, проводам противопоставлялось сжигание тела как возвращение к форме языческого обряда. Как мавзолей Ленина – это возвращение к шумерским культовым зданиям. Конечно, Церковь это отторгает. Но у нас есть великое множество святых, тела которых сожжены мучителями после смерти, чтобы их мощи не достались христианам. Они от этого потерпели какой-то урон? Никакого. Бог, Который каждого из нас создал из двух клеток, а вселенную из ничего, восстановит тело каждого человека в воскресении из мертвых, соединит снова душу с телом – и не будет никакого ущерба.

 Мне кажется, если эта девушка так больна, что нет надежды на исцеление, лучше поговорить с ней об исповеди, о Причастии, посвятить ей время, почитать с ней Евангелие, дать ей надежду вечной жизни. Если будет возможность, то поговорить о возможности захоронить ее в землю, чтобы было куда прийти помолиться.

– Вопрос: «Мои родственники православные, регулярно посещают церковь и участвуют в религиозных таинствах. При этом они увлекаются астрологией, эзотерикой и другими оккультными учениями. Слушают лекции и уроки псевдофилософов, псевдопсихологов, пропагандирующих вегетарианство, медитацию и прочие восточные практики; применяют их советы в своих жизненных ситуациях, навязывают это близким. Как с ними общаться?»

– Надо достаточно строго сказать: «Это все для меня не существует; пожалуйста, со всей этой галиматьей не ко мне. Если вы будете это навязывать, я вынужден буду встать и уйти». Для христианина участие в любых таких вещах – это предательство. По канонам человек на два или три года отлучался от Причастия, если он обращался к ворожее. Это апостольское правило. Под ворожеей мы сейчас можем подразумевать любого экстрасенса, колдуна, мага.

– Кстати, а если он шарлатан, а ты веришь, что он экстрасенс, это тоже считается?

– Все равно. Это предательство. Об этом надо четко и ясно этим людям сказать. Они с этим не согласятся, будут спорить. Скажут: Церковь отстала. Но если они искренние люди, через какое-то время от всего откажутся и останутся с Церковью. Много русских интеллигентных людей пришли к вере, особенно в девяностые, из абсолютного атеизма через эзотерику, через Восток. Но потом, прикоснувшись к истине, узнали в ней настоящую глубину. Все-таки у людей, живущих в потоке христианской культуры, даже у атеистов, представления о вере все равно православные. Вот человеку в детстве рассказывали, каков океан. Он бескрайний, бездонный, пятиметровые волны. Проходит какое-то время, его подводят к бассейну и говорят, что это океан. Да, купаться интересно, вода теплая, дно красиво плиточкой выложено, но я-то знаю, каков должен быть океан. Когда он мне будет нужен, я буду его искать.

Расскажу историю из нашей семьи. Моя крестная воцерковляла нас с сестрой, а мама пришла к вере через восточную эзотерику. Как-то это все параллельно происходило, когда я учился в школе. Как человек действия, она стала распространять ксерокопии, самиздатовскую литературу по «духовности». У нас дома даже были собрания, приходил какой-то учитель, что-то мерил, кармы, чакры. Все это было. И однажды (я был в классе седьмом) я утром должен был идти в школу. Звонок в дверь, открываю – стоят компетентные люди, поджарые, мне в нос суют красную книжечку КГБ и говорят: «Мальчик, бери сестренку, быстро в школу, а Вы, Наталья Андреевна, останьтесь». Был обыск. Этого «учителя» арестовали и посадили (не она его сдала, правда). А ее, поскольку отец жил в другом месте, а она с тремя несовершеннолетними детьми угрозы не представляла, отпустили. Но пока она была там, в доме происходил обыск. Изъяли десятки коробок всей этой чуши, оставили единственную духовную литературу – Библию, изданную к готовящемуся 1000-летию Крещения Руси Издательским отделом, митрополитом Питиримом, Царствие ему Небесное.

– Тогда уже начинали дружить…

– Нет, еще не начинали, но первую Библию разрешили издать.

– Оттепель была.

– Да, наверное, это был 1982 или 1983 год, Библия уже была издана даже для иностранцев (для проформы). У нас она дома была. Мама вечером вернулась с Лубянки, мы вернулись из школы, и моя мама как-то поняла... Она сказала: ну, значит, истина только здесь. И больше у нас никаких этих книг дома не было никогда. Была только Православная Церковь. Мама в этом увидела (и это и был) знак Божий, стала воцерковляться и потом с тем же рвением по благословению отца Кирилла распространяла православную литературу. Огромное количество нынешних архиереев, митрополитов, архимандритов, протоиереев приходило к нам домой (может, кто-то из слушателей даже помнит – Черняховского, 15), с великим счастьем брали эти книги, переплетенные «ксеры».

– Это еще советское время.

– Да, и потом, когда я в армии служил. Это было счастье. Помню, я привез четыре тома еще не прославленного тогда святителя Игнатия (Брянчанинова) и отдал в подарок человеку, который сейчас один из игуменов в Соловецкой системе. Он их берет – и чуть не плачет. Не достать святителя Игнатия, невозможно, и вдруг ему дарят четыре тома! Такое счастье. Это сейчас полно литературы, зашел в Интернет – все нашел. А тогда ничего этого не было.

Я думаю, если люди, о которых задан вопрос, искренние, если они действительно причащаются, Господь их уведет от всей этой мишуры в настоящую глубину православия.

– Может быть, попали в ненужное окружение.

– Все это уйдет. Надо молиться за них.

– Вопрос: «Как Православная Церковь относится к людским проклятиям в адрес других людей (например, родительское проклятие детям). Насколько это истина?»

– В Священном Писании есть такие слова, что неправедное проклятие, как птица, в небо улетит. Мы не боимся проклятий, потому что у нас отношения с Богом не магические. Нельзя заставить Бога поменять судьбу человека потому, что ты на него злишься. К проклятиям разных людей мы относимся спокойно. А вот родительское проклятие – это серьезно. Даже если родитель неверующий, отсутствие его благословения, его благого пожелания своему сыну или дочери в жизненном пути имеет огромное влияние на их жизнь. Одно дело, если ваша пожилая мать в полном маразме это говорит. Это старческая деменция, это несущественно. А так – что у вас за отношения с матерью, если она вас проклинает? Может быть, вы в очень многом не правы перед ней? Надо себя в этом вопросе судить очень строго. Чти отца твоего и матерь твою, благо тебе будет, долголетен будешь на земле. Крайняя противоположная форма родительского благословения – это как раз родительское проклятие. Благословение родителей утверждает основания домов, говорит священник в таинстве Венчания. Дом основан на благословении родителей. А если в основе жизни твоей семьи, твоей судьбы родительское проклятие – посмотри, в чем ты не прав. Приползи на коленях, попроси прощения, потому что это страшно. Страшно даже не потому, что слово сказано, хотя оно тоже страшное, а потому, что тебе сейчас желает этого родитель, и это свидетельствует о том, что в твоей жизни все неправильно.

– Вопрос телезрителя: «Какие выводы можно сделать нам из преждевременной смерти близких или каких-то известных людей?»

– Прежде всего те, что все мы под Богом ходим, и никто не знает, когда Господь его заберет. Вспоминаю армию. У нас парень прыгал с парашютом, парашют не раскрылся. Он летел 800 метров с кукурузника, упал в сугроб, сломал лодыжку, выбил два зуба и остался жив. Его взяли на склад парашютов как живую реликвию, все ходили на него смотреть. А через пять дней на аэродроме кандидат в мастера спорта по парашютному спорту, у которого было порядка 150 прыжков, вышел на крыльцо, поскользнулся, перевернулся через парапет, упал с высоты одного метра и насмерть ударился головой. Восемьсот метров – и метр. Тот – доходяга-курсант; этот – богатырь. Я тогда понял, что все в руках Божьих. Мы должны жить каждый день как последний. Каждую литургию служить как последнюю, особенно сейчас. Священник служит литургию, а может быть, через три дня его заберут в больницу, а через пять позвонят родственникам и скажут: забирайте.

А знаменитые люди… Если приобретет человек весь мир, а душе своей повредит, какой выкуп даст человек за душу свою? Эти слова Христа здесь особенно вспоминаются. Можно быть очень славным, очень великим в земном, но при этом оказаться совершенно неготовым к Царству Небесному. Несут ордена, подушки, стреляет почетный караул, говорят речи…

– …Место на кладбище.

– Да. А душа-то к встрече с Богом готова или нет? Вот Петербург XVIII века. Цари, великие князья, адмиралы и генералы, поэты, писатели, дипломаты, художники. А живет среди Петербурга женщина без дома, без одежды, без родственников и документов – блаженная Ксения. Для Господа она самая близкая. То есть в вопросе о том, каков Бог и как перед Его очами строить жизнь, она главный специалист. В земном – полный лузер, полная потеря всего. Ни детей, ничего. А в главном она преуспела больше всех. Господь смотрит на Петербург: там много хороших людей, есть и праведники, много их. Но эта сейчас ближе всех к Нему. Земную славу мы с собой не возьмем.

– Какие сейчас очереди и к Матронушке, и к Ксении Петербургской...

– Да, мы всех адмиралов забыли, помним пять-шесть поэтов того времени, царей знаем. Даже жен их уже никто не знает, а когда-то на каждой ектенье поминались все наследники, дети…

– Вопрос: «Убийство – смертный грех, но многие наши полководцы причислены к лику святых. Александр Невский, например. Как это сочетается в религии? Убийство может быть оправданным?»

–  Конечно, есть первое, поверхностное решение вопроса. Оно вроде бы существенное. Вот Александр Невский. Когда его выгоняли из Великого Новгорода, он смирялся с этим. Лично этот человек был смиренный. Когда же речь шла о том, что тех, кто доверил ему свою жизнь и безопасность, могут убить и обратить в рабство, он не смирялся. Он меч свой поднимал, чтобы защитить тех, кто сам себя не мог защитить, потому что это было его великокняжеское служение. И вообще это служение дворянина. Поэтому почти все дворяне в европейских традиционных культурах – военные. Большинство как-то проходило армейскую службу или хотя бы числилось в каком-то полку. Если вы посмотрите на портреты государей, чаще всего они при оружии и в форме.

Смиряться с тем, что здесь будут насиловать, там убивать, мучить, обращать в рабство и грабить, ты не можешь. Но это объяснение все равно не исчерпывает проблемы полностью. Эта проблема не исчерпывается никогда, потому что при входе в храм воины складывают оружие. По-моему, Амвросий Медиоланский не допустил Константина Великого в Миланский собор после сражения и сказал, что ему надо пройти очищение, покаяться, потому что на нем кровь. Мы знаем, что воины причащались накануне битвы, даже сейчас в Сербии. А после – не дерзали. Воин, пришедший из армии, по канонам какое-то время не причащался. Убийство, даже если оно понятно и оправданное, что-то в человеке ломает. Поэтому человек убивший не может быть священнослужителем.

– Даже воин.

– Он может принять монашество (как отец Кирилл Павлов) и тогда стать священнослужителем, или должно быть отдельное решение по воинам, которые пришли в семинарию после армии, что принимал непосредственно Святейший Патриарх. Например, был такой человек… Забыл его имя, они поступали вместе с отцом Кириллом Дудко. Это был первый прием, еще не в лавре, а на богословские курсы в Новодевичьем монастыре в Москве. Его сын, уже тоже покойный, начинал восстанавливать храм Иакова Зеведеева в Казенной слободе, отец Алексий…

– Бахтин.

– Бахтин, да. Я про него читал, и меня совершенно потрясло, что он фронтовик, он вернулся домой, у него семья. Он решил поступить в семинарию (или на эти курсы), а ему говорят: мы не можем, вы коммунист. И он сдал билет. Представляете, что это такое в 1945 году? Можно было сразу за это сесть. Но Господь его хранил. У него была тяжелая судьба, семь храмов он восстанавливал. Его кидали все время с прихода на приход, но как-то по нему принималось решение…

– В монашестве уже можно было принять священнический сан?

– Монах – это человек, еще раз родившийся для Царствия Божьего, для молитвенного труда, для подвига, для подвижничества.

– Я тоже знаю священников, прошедших локальные конфликты, которые совсем недавно были у нас в стране. Поверх рясы с крестом они надевают боевые ордена.

– В принципе, нет таких канонов, которые при определенной ситуации не могут быть отставлены в сторону, когда этого требует польза Церкви. Но нет ни одного канона, который можно нарушить без последствий. За все приходится расплачиваться, потому что нарушение канонов – это нарушение принципов духовной жизни. Расплачиваться не в том смысле, что тебе за это кара, а в том, что какой-то труд душевный, сердечный тебе надо предпринять, чтобы доработать то, что недоработано. Я это помню по словам моего духовника.

Когда мне было 24 года, я был дьяконом и собирался, как все до этого, пять-шесть лет быть дьяконом, а потом подавать документы на священническую хиротонию, как это было принято в Церкви в советское время. Вы знаете, что дьяконский срок хиротонии – 25 лет, возраст священнический – 30, год выхода Христа на общественную проповедь. Владыка Арсений на епархиальном совете сказал мне нет. Владыка возглавлял епархиальный совет и сказал: это наше решение, принимай храм, будь настоятелем. Я поехал к своему духовнику. Тот велел идти к отцу Кириллу. Отец Кирилл сказал: если это решение Патриарха, покорись. А духовник потом мне говорит: ты готовься, поскольку ты моложе, чем нужно, Господь будет это наверстывать, и у тебя год пойдет за два, пока ты в своем взрослении не догонишь нужного опыта. Действительно, в первые годы год шел за два. Было очень много сложных жизненных обстоятельств.

– Тем более это девяностые годы, начало большого строительства.

– Конечно, бывают исключения. Но все это с отдельной заботой Божией о том, чтобы человек чем-то это компенсировал. Речь не о наказании, а о том, что надо как-то превозмочь последствия.

– Вопрос: «Почему православная религия так категорично настроена по отношению к инакомыслию?»

– Мы имеем богооткровенную истину и из этой истины никуда двигаться не собираемся. Господь Иисус Христос пришел на землю, Бог воплотился и сотворил наше спасение. У нас есть то, что нам Бог открыл. А людей в их религиозных исканиях, иногда заблуждениях, мы должны терпеть, любить и ни в коем случае их не отвергать, встречать их лаской, любовью, нежностью, помощью. Если у них возникают вопросы (а иногда и не возникают), говорить с ними об истинной вере. Этим мы не поступимся, не будем и не собираемся. Но мы не должны быть категоричны: «ты неправославный, гореть тебе в аду». Так нельзя говорить.

– «Слава Богу, что я не такой, как он», как говорят некоторые.

– Да. Такая категоричность обычно коробит, когда это по отношению к человеку. Проявляется в невежливости, во взгляде сверху вниз. Этого не должно быть. Но в отношении вероучения мы не должны колебаться ни в коем случае.

– Вопрос: «В Ветхом Завете приносили в жертву животных. Почему сейчас мы не приносим жертвоприношения в Православной Церкви?»

– Что такое ветхозаветная жертва? В чем вообще смысл жертвы? Смысл такой. Господь дал мне урожай пшеницы, у меня триста снопов. Мне хватит прокормить семью. Я понимаю, что это дар Божий, это принадлежит Ему, это Его ласковые отеческие руки отсыпали мне. Для того чтобы все это видели, чтобы это продекларировать и поблагодарить Бога, я один сноп сжигаю. Дым возносится к небу. Это символ. Я должен был сжечь все, потому что это все Его, не мое. Но я тогда умру с голоду, Богу этого не надо. Поэтому я возвращаю Ему символически все это в жертве…

Еще один библейский смысл жертвы заключается в том, что я грешен, я виновен. Бог справедлив, Он праведен. Праведность заключается в том, что у каждого преступления есть наказание как последствие. Я вырулил на встречку – столкнулся. Бог в этом не виноват. Я нарушил законы жизни. Но Бог хочет, чтобы я раскаялся, изменился, а не погиб. Поэтому Он лучше лишит меня прав, чем убьет. А еще если я готов осознать свой грех как грех, Он может принять в жертву того, кто невиновен, вместо меня (например, животное).

Оброк греха – смерть, как апостол Павел говорит. Это символ с глубочайшим смыслом, который весь Ветхий Завет вел к жертве Христовой, когда Безвинный «был мучим за грехи наши и язвлен за беззакония наши». «Наказание мира нашего на Нем» – так за 700 лет до рождения Христова говорит Исаия. «Раною Его мы исцелились».

Ветхий Завет в лице своих пророков, в данном случае пророка Исаии, понимал, что все эти жертвы – о Христе, Который придет и возьмет на Себя наши грехи. Он же пришел, теперь жертвы животных приносить бессмысленно. Исполнилось то, ради чего эти жертвы приносились. Поэтому мы приносим бескровную жертву. Бескровная жертва – это Божественная литургия. Мы вспоминаем жертву Христову, мы в ней участвуем, мы принимаем ее плоды в Дарах Тела и Крови Христовых. Поэтому сейчас другая жертва бессмысленна. Чтобы не было никакой возможности хоть как-то к этому вернуться, в Церкви есть каноны, по которым в здание храма не должно заноситься мясо ни под каким предлогом. Поэтому когда в храме освящаются куличи – и вдруг лежит колбаса, священник просит ее вынести. Этого не должно быть. Яйца, куличи и пасха освящаются и в храме, и на территории, а мясо (оно тоже освящается, есть молитва на освящение мяса) – у дома священника, не на территории храма. Потому что Жертва Христова состоялась – и мы ею живы.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать