Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

31 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

– Начнем с вопросов, которые были заданы ранее. Мы не всегда успеваем на них отвечать во время эфира, их очень много.

Очень простой вопрос: «Можно ли читать Псалтирь за одного живого человека, поминая его на каждой "славе" и молясь своими словами? Речь идет о любимой супруге».

– Вопрос вроде правильно задан, но в то же время немного неуклюжий. Ну а какие сомнения? И вот эта фраза: «Читать за кого-то...» Ваша личная молитва – Ваше личное дело. Читаете ли Вы псалмы, молитесь ли своими словами, еще какие молитвы читаете – это Ваш личный молитвенный подвиг. Почему Вы должны спрашивать о каких-то инструкциях, словно младший подмастерье старшего мастера? Это неправильно. Священник Вам объясняет вопросы богословские, социальные, гражданские, дает пояснения по Священному Писанию, но про личную молитву вряд ли кто-то может Вам даже советы давать. Молитесь, какие сомнения? Выбросите их из головы...

– У нас есть такая традиция: читать над усопшим Псалтирь.

– Прекрасно. Но книге псалмов от того, что ее в российской православной среде читают после смерти какого-то человека, ничего не делается. Она как была три тысячи лет назад, так и остается. Псалмы создавались в течение почти тысячи лет. Начали их создавать еще до царя Давида, а закончили незадолго до Христа.

– Это огромная и интересная тема. Есть следующий вопрос: «Люблю играть в компьютерные игры. Можно ли исповедоваться, причащаться, не отказавшись от этого увлечения?»

– Вот Вы приходите на исповедь (потому что исповедоваться надо всем до единого) и священнику скажите про этот факт, если видите, что эти игры Вам действительно приносят какой-то вред. А они явно его приносят. Если бы не приносили, Вы бы, наверное, вопрос не задавали. А дальше Вам священник подскажет, что делать. Если это у Вас вырастает в зависимость от компьютерных игр, то надо будет ее уничтожить, и тогда Вы останетесь нормальным человеком. А если эту зависимость не уничтожите, Вам грозят очень большие неприятности, о которых даже и говорить не хочется.

– Я знаю, что в прошлом Вы были связаны с программированием. В Вашей жизни компьютер – это профессия или увлечение? Ведь можно играть не в компьютерные игры, а заниматься другими вещами, и это тоже будет увлечение.

– Увлечение и зависимость – совершенно разные вещи. И психологи, и педагоги, и врачи единогласно трубят тревогу по поводу зависимости от компьютерных игр. Зависимости от домино или «подкидного дурака» я что-то не припоминаю. От азартных игр, когда играют на большие ставки, тоже бывает зависимость (читайте Достоевского «Игрок» – там то же самое). А с компьютерными играми действительно проблема есть. Я знаком с компьютером с 1971 года (в том году я поступил в институт, и у нас на первом же курсе был вводный курс программирования, было очень интересно). Сегодня для меня это уже не профессия, но немного я что-то делаю (как столяр делает табуретки для удовольствия, а программист что-то программирует для удовольствия).

– Что делаете?

– Немного. Есть несколько чисто педагогических игр. Одна для детей, которые учат математику, другая для развития глазомера.

– Это давно было?

– Кое-что давно, кое-что сравнительно недавно. Проект совершенствуется, живет, дышит. Если я сделал табуретку, вряд ли через три года захочется еще одну ножку к этой табуретке приделать. Это не вариант. А с программным продуктом не так, можно в любой момент к нему вернуться, что-то добавить, убавить, исправить. Компьютерные продукты живут.

– Так что у кого-то в компьютере, возможно, есть разработка отца Макария.

– Может быть.

– Следующий вопрос: «Что есть благодать Святого Духа? Как ее чувствовать?»

– Благодать – это дар. Чувствуем ее мы всей своей жизнью. Как мы чувствуем воздух? Как видим свет глазами? Если человек закрыл глаза, он свет не увидит. А если мы перестанем дышать, то наше дело плохо. Само слово «благодать» («харисма» по-гречески) означает то, что дается не в обмен на что-то и не как вознаграждение за что-то. Это дар Божий. И мы знаем, что без этого Божьего дара не существует вселенная, она бы не могла существовать, не могла бы быть созданной. И каждый человек в отдельности тоже этим даром пользуется, воспринимает его всем своим бытием.

Сознательная христианская жизнь состоит в том, чтобы отдать должное этому дару, возблагодарить Господа за него. Недаром слово «Евхаристия» – это «благодарение». Даже если кто-то не участвует в таинстве Евхаристии, все равно (если нормальный человек) благодарит Бога, отдает Ему почтение в связи с теми дарами, которые получает.

Возьмите сельского труженика, крестьянина, он хочет вырастить урожай. Дары от Господа какие? Плодородная земля, солнце, вода, сам факт прорастания семян, сам факт жизни (чудо жизни – это ведь тоже дар Господа, откуда же она могла взяться?). Эти дары Господь дает всем, но у одного христианина растет урожай пшеницы, а у другого – лебеда. Потому что второй этот дар не воспринимает. Он бездельничает, плохо обрабатывает свое поле, не поливает его. Мы прекрасно понимаем, что труженик – это человек, который воспринимает дары от Господа, а лентяй, лоботряс и просто глупый человек эти дары отвергает, отталкивает, игнорирует. Это и есть хула на Духа Святого – оттолкнуть Его дары. Будь то в сельском хозяйстве или в жизни человеческой души.

– А можно подробнее объяснить такое явление, о котором очень часто нас спрашивают: что такое хула на Духа Святого?

– В контексте евангельских слов Спасителя хула – это неприятие, отторжение, отвержение тех даров, которые Господь дает всем.

– А можете привести какой-то пример?

– Пример очень простой. Человек злоупотребляет алкоголем, и ему говорят: есть возможность тебе исправиться. А он говорит: я пил и буду пить, не трогайте меня. Этот человек такой жизненной позицией хулит Святого Духа. Потому что Святой Дух (или Святая Троица) дает ему возможность избавиться от этой беды, от той цепи греха, которая его держит. А он не хочет. И потом все спрашивают: а как ему помочь, как сделать, чтобы он бросил пить? Если он захочет бросить пить, устремится к этому, свою волю направит к Господу, тогда начнет принимать эти дары. Это не значит, что он сразу станет святым человеком, Серафимом Саровским, но пойдет по этому пути, начнет принимать эти дары понемногу, и дело сдвинется с мертвой точки.

В притчах Спасителя есть: на брачный пир пригласили людей, а один оказался без брачной одежды. Что такое брачная одежда? Это не потому так вышло, что он бедный и нечего ему надеть, он просто не озаботился этим. Если он с уважением относится к хозяину, он у самого же хозяина взял бы брачный хитон, который выдавали для торжеств. А он не стал даже беспокоиться, просто пришел поесть, попить. Ему хозяин говорит: как же ты вошел сюда без брачной одежды?  А он молчит, ничего не отвечает; грубо говоря, игнорирует его. Вот с ним и получилась неприятность – его связали и выпроводили. Вот евангельский пример, и в повседневной жизни то же самое.

– Что значит быть рабом молитвенного правила?

–  Рабом надо быть только Божиим. Почему мы называемся рабами Божьими? Если я чей-то раб, значит – больше ничей. Молитвенное правило – это обычай, текст. Святитель Феофан Затворник говорил: «Пусть молитвенное правило вам служит, будет вашим рабом. Для вас созданы молитвы, а не вы для молитв». Если вы для молитв – это типичнейшая ситуация формального отношения к вере, обрядоверие или фарисейство, если взять евангельскую среду жизни. Человек убежден: что-то вычитал – и больше над ним ничего не каплет.

Допустим, надо мне 1 марта заплатить за квартиру. Заплатил и забыл до следующего месяца. Слава Богу, мое дело расплатиться, меня совершенно не волнует, что произойдет с этими деньгами, я обязан – заплатил. Примерно такая же еретическая (я бы сказал антихристианская) позиция бывает, к сожалению, у некоторых наших соотечественников, которые видят веру, религию как набор формальных правил. Эти правила нужно соблюсти или, может быть, как-то объехать... Это и есть фарисейская позиция. Читайте Евангелие и комментарии к нему. Человек должен о папе с мамой заботиться, а вместо этого он говорит: я внес эту сумму в сокровищницу, то есть пожертвовал на храм – и все, мои руки чисты, мне больше не о чем беспокоиться. Спаситель даже выражает негодование по этому поводу.

– Следующий вопрос: «Вчера готовилась к причастию (причащаюсь уже не первый раз, сама читаю Последование ко Святому Причастию), читала правило сама и одновременно слушала по Интернету… И поняла, что многие молитвы  читаю неправильно и не понимаю смысла. Могла ли я сегодня причащаться?»

– Этот вопрос не ко мне, а к тому священнику, который выходит с Чашей.

– Вопрос в том, может ли неправильно вычитанное правило быть препятствием к таинству?

– Такие вещи решаются лично. Я не могу судить, сидя в студии, о человеке, которого никогда не видел.

– А если опираться на каноны?

– В целом никаких канонов нет на эту тему. Это вопрос участия человека в таинстве Евхаристии, его личного молитвенного подвига. Я бы мог сказать, что здесь тоже мы видим уклонение в формализм, конечно. Ну, неправильно прочитал – что сделаешь? Читай дальше правильно, старайся. Но какого-то официального препятствия к принятию Святых Даров я здесь не вижу. Но, повторяю, это высказывание очень осторожное, очень общее. А вообще любые сомнения такого рода верующий человек должен прояснять в том храме, где имеет намерение причащаться.

– Мы приходим к тому, что не нужно бояться обращаться к священнику.

– Мы это видим постоянно. Я служу три-четыре раза в седмицу. В храме много священников, и всегда один из духовенства стоит не в алтаре, а в самом храме (так называемый требный священник) и дает все эти указания, советы и разрешает вопросы. Если священников мало или они все в алтаре, надо подойти к кому-то из церковных служителей и сказать: «Позовите, пожалуйста, священника, есть важный вопрос». Кто-то выйдет, даст совет.

– Вопрос телезрителя: «Как бороться с раздражительностью и обидой на замечания?»

– Это действительно борьба с грехом. Откуда он начинается? Раздражительность – это внутреннее качество моей личности. Допустим, я устал. Как бороться с усталостью? Устал и устал – ничего не сделаешь. Но я могу сказать: я устал, поэтому работать больше не буду. Лягу на диван. А могу подумать про себя: устал, но потерплю, сделаю то, что от меня требуется. Ровно то же самое с раздражительностью и другими негативными эмоциями.

Начнем с языка. Апостол Иаков пишет: язык укротить никто не может. Я не могу, я согласен. Я, может быть, слабый человек, но Господь-то может. Значит, если я помню о Нем, если я христианин, то даю Господу контроль над своим языком и говорю: «Господи, нужно ли мне говорить то, что я сейчас хочу высказать (что меня все кругом терзают), или потерпеть?» Господь, очевидно, скажет: «Помолчи. Сначала подумай». И я промолчу. Не потому, что у меня раздражительность прошла, а потому, что я слушаю Господа.

И первое, что я сделаю, – просто маленький замочек повешу себе на уста, а ключ там, у Спасителя. А как замочек повесил, сразу стало немного легче, мое внутреннее раздражение стало умягчаться. Потому что пока я молчу (апостол Иаков говорит: язык разжигает все тело, всего человека, всю душу), меня уже не разжигает, я помалкиваю, начинаю потихонечку молиться. Вместо того чтобы всех проклинать и участвовать в скандале, начну молиться, и мое настроение поменяется. И потом уже открою этот замочек и скажу что-то совсем другое: не то, что хотел в раздражении  выплеснуть, а что-то миролюбивое, разумное, правильное, сбалансированное, аккуратное, и всем станет легче, а мне – в первую очередь.

– Следующий вопрос: «Как вести себя, когда твой собеседник осуждает другого? Молчать или пытаться оправдать этого бедного осуждаемого человека?»

– Это не столько сложный, сколько очень многогранный вопрос. Приходит соседка и говорит: «У меня сосед пьяница, алкоголик, меня терзает, залил все места общего пользования...» Вы ей скажите: «А ты, бабушка, чего его осуждаешь? Нельзя осуждать». Надо эту бабушку пожалеть, посочувствовать ей и посоветовать, как этого пьяницу призвать к порядку. Конечно, тут будет осуждение в позитивном смысле.

Раскройте Священное Писание Нового Завета: в любой книге найдете в той или иной форме осуждение в позитивном смысле, то есть критику, признание каких-то греховных событий, упоминание, как из этих греховных состояний выходить, как надо, может быть, обращаться и с теми людьми, которые плохо поступают. Это разве не осуждение? Чистейшее осуждение, только с добрым намерением и добрым результатом.

Апостол Павел пишет в Послании к Тимофею: «Александр много сделал мне зла, берегись его и ты, он много противился нам». Что это – не осуждение? Это он хвалит Александра, что ли? С определенной целью он предупреждает Тимофея, что нужно делать в этой связи. И буквально следующие несколько стихов: «А эти люди меня оставили, забыли, да не вменит им Господь это во грех». Здесь тот же самый апостол Павел другую позицию выдерживает.

Так вот, друзья, надо думать, что за этим осуждением стоит: какое намерение и какой результат. Если намерение Ваше доброе (в данном случае какое-то утешение человеку дать, добрый совет), надо следовать этому доброму намерению. А если это намерение скандальное, раздувание отрицательных эмоций, поддержка явно нездоровой позиции?.. У нас бабушки, сидящие около подъезда, любят обсуждать: и губернатор не такой, и начальник не такой, и президент не тот, и судья не такой, все не такие. Вот тогда можно сказать: «Бабушка, помирать ведь придется, на Страшном суде ответишь за свои слова». Очень полезно будет.

– Ну да, мы же не знаем, что в душе у другого человека.

– Да. Конечно, сказать не в виде диктата, а как напоминание. В магазине какая-то женщина меня сильно ругала неизвестно за что. Она видит, что стоит священник, а у нее какое-то негативное настроение. И прямо в очереди начала: попы такие-сякие, Церковь такая-сякая...  Говорю: «Бабуля, у меня к Вам вопрос: Вы умирать-то собираетесь?» Она кричит: «Нет». И люди кругом стоят и добродушно усмехаются.

– В этот момент она, видимо, не собиралась умирать. Поймите ее тоже правильно. Может быть, она испугалась.

– Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

– Это точно. Следующий вопрос: «Как реагировать на наглость людей?»

– Опять это штучная работа. Не пытайтесь на всё найти общее правило. Любой хороший врач лечит человека, а посредственный лечит болезнь. Небесный Врач – самый лучший. Поэтому все человеческие отрицательные качества Он лечит индивидуально, и к каждому греховному состоянию, каждому нежелательному событию в жизни людей, в действиях окружающих надо подбирать свой ключик. А какой ключик? Принести пользу, помочь.

Когда человек говорит, что не терпит кого-то, чего-то (каких-то слов, дел, состояний), он неправильно говорит. Дело не в том, терпишь или не терпишь, а в том, что ты можешь сделать для того, чтобы помочь людям избавиться от этих грехов, греховных действий, исправить свой жизненный путь. Каждому свое. Да, наглость приносит людям вред. А как им помочь осознать свою ошибку, как помочь окружающим перенести эту наглость, а может быть, и поставить этого наглеца на место какими-то даже административными мерами? По-разному бывает. Одного размера на всех не бывает, каждому свой размер обуви.

– Вопрос телезрителя: «Почему Господь создал запретные плоды? Знал ли Он, что Ева соблазнится?»

– Это очень гибкий и глубокий вопрос. Прежде всего он относится к инобытию. Райское бытие людей – это иное состояние, нам сегодня свою жизнь проецировать на это сложно. Представьте, я пришел в Ваш сад, а Вы говорите: «Макарий, вот эту грушу не трогай, она запретная». Я спрошу: «А почему? Чем она хуже других?»

Нет, там была совершенно иная обстановка. Существо дела от нас частично скрыто, а частично открывается в последующей истории человечества. И что это значит – дерево познания добра и зла? Само это познание что значит? Как дети познают таблицу умножения? Не знали, что дважды два четыре, а потом узнали – что в этом плохого? А там другое познание, там познание добра и зла как участие в каком-то злом деле.

Познание добра и зла должно быть таким, чтобы во зле не участвовать. А для людей, которые эти плоды съели, это было участие в недобром деле, вторжение в сферу зла. И за счет этого изменилась природа человека, она стала искаженной, и, вероятно, все мироздание тоже исказилось. Трудно судить. Но событие грехопадения очень глубокое и в чем-то таинственное, мы не можем полностью его постичь…

– Часто задают вопрос: зачем тогда вообще было нужно это дерево?

– Оно как часть бытия, это нечто присущее творению.

– Мы пытаемся домыслить: почему нельзя было дерево спрятать, зачем Господь это устроил?

– Мы начинаем за Господа Бога рассуждать какими-то совершенно неуместными идеями. Сейчас спросят: а что бы Вы сделали, если бы были там?

– Скажу честно, я так думал, когда первый раз прочитал детскую Библию.

– Но мы давно не дети.

– Иногда эти вопросы и взрослые задают, и таких вопросов много.

– Поскольку мне приходится много отвечать на такие вопросы в Интернете, я знаю, как отвечать. Я имею в Интернете ссылки на серьезные, но изложенные доступным языком материалы и говорю: «Вас интересует грехопадение? Вот ссылочка, почитайте, там все объяснено, там всего-навсего страниц двадцать, почитайте, поймете. Если не хотите, то признайте, что это не Вашего ума дело. А если это Вашего ума дело, постарайтесь почитать». По-моему, правильно.

– Следующий вопрос: «Меня одолели разные болезни, я уже устала от них, часто унываю. Я воцерковленная, хожу в храм, но, кажется, конца и края не будет этим болезням. Помогите, пожалуйста. Что делать?»

– В таких случаях нужно проявить сострадание, сочувствие к человеку. Вспомнить Священное Писание, Книгу Иова. Вот болезни, которые охватили человека от начала и до конца, и выхода вроде бы  не видно. Но у Вас все-таки картина немножко другая. Мы обращаем внимание вот на что. Вы говорите: уныние, отчаяние. Уныние – греховное состояние, когда грех парализует человеческую волю. А здесь терзает Вас не грех, а нечто внешнее, за что Вы не несете ответственность. Нечто, что с нравственной стороны не может быть осуждено: человеку больно – что сделаешь?

Здесь нужно спокойное терпение. Надо вспомнить наших близких и дальних людей, которые страдали и страдают от болезней, лишений, войн, страшных несправедливостей, всевозможных гонений. У нас в России жизнь более-менее хорошая, если сравнить с другими местами. А если посмотрим на юг, Украину, на Ближний Восток? Что приходится  переносить людям! На этом фоне мы вынуждены признать, что нам жаловаться особо не на что. Болезни – да, у каждого они есть. Надо здесь, с одной стороны, проявлять терпение, а с другой стороны, смиренно и правильно следовать указаниям врачей, чтобы Вы, обращаясь к Господу, могли сказать: «Я сделал все, что от меня зависит. Все, что от меня не зависит, все равно сделать не могу, а  то, что зависит, делаю: слушаю указания врачей, прохожу лечение».

Честно говоря, многие люди, особенно не очень молодые, в состоянии болезни исполняются какого-то цинизма или неприязни ко всему миру, к медицине. Сколько я таких людей видел... «Я такие таблетки не пью. Мне прописывают, а я их не пью… Но я болею». А что вы хотите? И будете болеть. Почему не слушаете врачей? Я думаю, тот, кто звонит, не пользуется такими  приемами. Но, к сожалению, прием распространенный и очень недобрый. Надо внимательно следовать медицинским указаниям.

Святоотеческий образ: лодка с двумя веслами, одно весло – это наша религиозная, духовная жизнь, а другое весло – практическая, земная жизнь. Надо обоими веслами грести, тогда лодка движется вперед. Если грести одним, она крутится на месте.

– Следующий вопрос: «Батюшка, как молиться за младенцев, которые были убиты вследствие абортов?»

– Наша личная молитва – наше личное дело. Это одна сторона. Другая сторона: недавно (четыре года назад) был принят чин молитвенного утешения родителей тех детей, которые не приняли благодати крещения, в том числе тех, что погибли в утробе матери. Этот чин я сам совершал у нас в храме по собственной инициативе, и есть люди, которые этим озабочены. Можно подойти к священнику: «Батюшка, давайте устроим в нашем храме, допустим, раз в две недели (или раз в месяц) совершение такого молитвенного чина. Люди будут приходить и вместе молиться». Это общая церковная молитва. А личная молитва – на усмотрение молящегося.

Я должен предупредить, что в наш информационный век есть всякие псевдоправославные истории. Если вы где-то найдете молитву, касающуюся  нерожденных детей, и захотите тоже эту молитву включить в свой молитвенный чин, посоветуйтесь со священником, потому что бывает много магии, оккультизма и антихристианства.

– Следующий вопрос: «С чего начать подвиг смирения?»

– А он уже начался. Я не могу представить себе человека, который не начал подвига смирения. По-разному, конечно, он идет, если люди благочестивые, добрые.

– Даже не осознавая, человек смиряется?

– Нет человека, который бы не смирялся. Он тогда вышел бы на улицу и сразу под первую машину попал. Окружающая обстановка, обстоятельства жизни, в которых мы находимся, дает нам массу доброго материала, на котором мы выстраиваем этапы нашей христианской жизни. Они у каждого свои. Один человек прикован к постели, а другой конферансье в цирке. Они ведут совершенно разный образ жизни, но тот и другой ищут возможности практиковать подвиг смирения.

– Следующий вопрос: «Начал замечать за собой такой грех, как внутреннее осуждение (в помыслах). Дайте, пожалуйста, практический совет, как бороться с этим, ведь это происходит очень быстро».

– Мы говорили про осуждение. Бывает осуждение позитивное и негативное. Если я вижу какое-то злое дело – значит, это мой помысел, я его анализирую и смотрю, и, может, надо принять какие-то меры. Вот хулиган пристает к девушке, а я думаю: у меня помысел, осуждаю этого человека, надо отвернуться и спокойно пройти мимо...

Надо помысел фильтровать. Это воздействие на меня. Вот собака лает на улице, она лает не на меня, но ее лай проникает в келью и не дает мне спать. Если лает собака, что я могу сделать? Закрыть окно или уши заткнуть. Многие помыслы, в том числе и помыслы зловредного осуждения, надо игнорировать, отторгать от себя, не принимать их, следить за тем, чтобы они не стали моими…. И они не будут вам мешать, исчезнут. Как та собака; она будет лаять сколько захочет, но вы от этого не будете зависеть.

– Следующий вопрос: «Грех ли усыплять безнадежно больных животных?»

– С животными все проще. Эвтаназия – термин, относящийся к людям, это недопустимое дело, потому что человек – образ Божий, к нему отношение особое… Но у людей есть функция управлять животным миром. Если животное безнадежно больное, зачем давать ему мучиться? И когда мы усыпляем старую собаку или больную кошку – это дело доброе. Вместо того чтобы давать ему гибнуть в мучениях, мы лишаем его этих страданий.  

– Следующий вопрос достаточно сложный, но актуальный: «Люди хотят счастья, женятся, создают полную семью, но детей нет – и они делают ЭКО…»

– Позиция Русской Православной Церкви высказана в «Основах социальной концепции…». Здесь есть проблема. Это произошло 20 лет назад. Социальная концепция выпущена в 2000 году. Технология репродуктивной помощи развивается очень быстро. Я не биолог, не гинеколог, но вряд ли можно представить, что Церковь  каждые два года будет пересматривать или уточнять свои пастырские инструкции по отношению к экстракорпоральному оплодотворению. О чем говорится в этой концепции? О том, что в результате этих репродуктивных технологий может возникнуть уничтожение зачатого младенца.

Оплодотворенная яйцеклетка – это новый генетический набор, который дает жизнь новому человеку. Уничтожать его грех, это делать нельзя. Но сколько я слышу разных объяснений, что сейчас другая техника, другая практика, по-другому все делается... В любом случае, если ребенок родился, – это доброе дело. Если же оплодотворенные яйцеклетки оказались подверженными смерти – это, конечно, очень плохо. Но Господь все это видит, и наша задача в том, чтобы избегать зла и добиваться добра.

Я бы посоветовал этому человеку, если у него есть сомнения на этот счет, не надо пускаться на такое, есть другие возможности, в том числе возможность усыновления. Это очень доброе дело, издревле приветствуется Церковью. Когда в семье появляется усыновленный ребенок (я и сам наблюдал, и священники говорят), нередко появляются и свои дети…

– Вопрос очень практический: «Грешно ли исповедоваться разным батюшкам?»

– Отчасти можно ответить формально с опорой на церковный канонический документ. Очень советую всем прочитать документ, принятый два года назад Архиерейским Собором: «Об участии верных в Евхаристии». Иными словами – о подготовке и причащении Святых Даров прихожанами. Там сказано, что духовник – это священник, перед которым прихожанин регулярно исповедуется.

Не командир, не ефрейтор, не генерал, не надсмотрщик, а священник, принимающий исповедь. Вот кто такой духовник. Следующая фраза: если нет духовника или нет возможности исповедоваться перед этим духовником, прихожанин исповедуется перед другим священником. И это совершенно естественно. Если духовник есть, не надо специально от него как-то увиливать. А если его еще нет или человек не уверен, кто будет его духовником, значит, прежде чем он выберет себе духовника, будет исповедоваться перед разными священниками.

Могу сказать по собственному опыту (даже еще не священническому, а когда сам был прихожанином), иногда духовник может дать совет. Я прекрасно помню, как настоятель нам говорил, когда мы должны были поехать в монастырь на экскурсию в паломничество:  подойдете к архимандриту такому-то, можете у него исповедоваться – он человек очень опытный, пожилой и может много полезного сказать. Это разумно.

– Следующий вопрос: «Правда ли, что счастье зависит от Божьего присутствия в человеке, когда человек осознает и понимает, что Бог руководит его жизнью?»

– Бог руководит жизнью человека, но руководит не так, как мы управляем велосипедом. Бог участвует в жизни человека, направляет его, если человек верующий, но у человека остается свободная воля. Мера счастья, которую человек получает в этой жизни (и которая неотторжима от счастья вечного, постоянного, неизменного), в огромной мере зависит от действий самого человека. И на это нельзя закрывать глаза. Есть такое греческое слово (оно в русском языке тоже существует, но не столь популярно) – «синергия», то есть «совместное действие». Синергия всегда присутствует в жизни любого человека. Просто иногда человек отталкивает свое счастье. Хорошо приводить немножко шаржевые примеры. Представим себе семью. Мужу нравится выпить водочки. И он говорит себе: «Господь же руководит. Мне хочется водки, я пойду в магазин и куплю». И так каждый день. Что он делает? Он свое счастье убивает – и, безусловно, убьет. И на Господа здесь кивать нечего.

– Вопрос: «В воскресенье на богослужении в храме когда надо коленопреклоняться?»

– Это вопрос популярный, но прямого ответа на него нет, поскольку коленопреклонение на сегодняшний день стало обычаем. В церковном Уставе, который создан больше тысячи лет назад для монастырской жизни, достаточно четкие указания о коленопреклонении. В повседневной приходской жизни мы прекрасно знаем, например, что во время Великого поста при совершении молитвы Ефрема Сирина делаем четыре земных поклона и двенадцать поясных. Есть еще кое-какие поклоны на повечерии и на часах. А в остальное время, особенно вне поста, особенно на праздничных богослужениях, – по местному обычаю. Поэтому, когда люди задают такой вопрос, я отвечаю очень просто: смотрите на других – как все, так и вы делайте. Если все делают по-разному – на свое усмотрение.

Часто спрашивают: надо ли в воскресенье делать земной поклон перед Святыми Дарами? Священники в алтаре всегда делают земной поклон перед престолом в ходе Евхаристической молитвы, как в воскресенье, так и в любой день. Кто-то скажет, что по уставу в воскресные дни земные поклоны не совершают. Но такой обычай сложился в том месте, где я нахожусь. А где-то в другом месте, может быть, священники не кланяются в воскресный день. Осуждать их за это? Нет. У вас так, а у нас так.

– «Почему так мало свидетельств, в том числе и священников, о своем рождении от Святого Духа?»

– Очень просто: сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, как сказал апостол Павел. Это, надо сказать, нескромность – рассказывать о своем рождении от Святого Духа. Любой верующий христианин будет с огромной осторожностью о таких вещах распространяться, и я вполне это поддерживаю. Мне бывает немножко неудобно и досадно слышать такое, хотя я не слышал, чтобы какой-то священник рассказывал о своем рождении от Святого Духа. Прихожане иной раз начинают распространяться, и это не совсем этично. Может быть, это входит в наш российский менталитет. В других народах – другие понятия о вежливости, тактичности, обычаях.

Приведу пример, не относящийся к рождению от Святого Духа. У греков (мне приходилось бывать в Соединенных Штатах Америки в греческих храмах) на каждой двери, на каждой стене будет написано: эту дверь повесил, к примеру, Антонопулос в память о своей любезной теще, которая умерла в таком-то году. Суммы они обычно не пишут, но имена пишут: кто пожертвовал и в чью память. У них так принято. У нас это совершенно немыслимо. Хотя в некоторых местах такое бывает. Например, в Храме Христа Спасителя в не очень видных местах будут висеть таблицы: благодарны за пожертвование таким-то выдающимся людям. Скромно написано, и не все это видят. К примеру, благодарим градоначальника Москвы Лужкова... Почему бы и нет? Гораздо с большей скромностью в нашей стране принято распространяться о каких-то личных достижениях, тем более в таком деле, о котором Вы спросили.

– Последний вопрос: «У меня трое детей. Ходить в церковь начала совсем недавно. На исповеди батюшка посоветовал написать грехи на бумажке. Я так и сделала, отдала священнику. Он молча порвал эту бумажку, прочитал разрешительную молитву и на этом исповедь закончилась. Как к этому относиться? Это правильно?»

– Скажу, что лично мне это не нравится. Я так не делаю. (И не один я, но и те священники, с которыми я общаюсь.) Когда приходят с бумажкой, я начинаю спрашивать: «Что за бумажка?» Отвечают: «Батюшка, это я написала, чтобы не забыть. Прошло три недели с прошлой исповеди, я написала себе шпаргалку, в чем провинилась перед Богом». Вот это нормально: она проверяет, не забыла ли рассказать о каком-то грехе или  ошибочном поступке.

Противоположная картина. Приходит бабушка (чаще с бабушками всякие анекдоты случаются) со словами: «Батюшка, меня учили исповедоваться, книжку дали. Я уже старая, плохо пишу, почерк плохой, я Вам книжку принесла – здесь все мои грехи написаны». Вот это смех сквозь слезы.

Я не знаю, почему так поступил тот священник. Может, он так привык, может, ему так проще. На мой взгляд, такая практика (выписывать грехи и давать их священнику читать) не самая лучшая. Могу представить, что он просмотрит, что написано, задаст какой-то вопрос: «Поясните, а что произошло? Как все было? Какая Ваша вина?» Такое может быть.

Скажу, что главное – другое. Телезрительница пишет об исповеди как единичном акте, а на самом деле исповедь – это норма жизни. Если женщина сегодня пришла на исповедь с бумажкой, посмотрим, что будет через неделю, через две недели. Вряд ли тот же самый священник снова будет требовать с нее бумажку, и тогда уже она расскажет что-то живое, конкретное, что лежит у нее на сердце. И будет живой разговор со священником.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать