Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

– Сейчас одну животрепещущую тему обсуждают все кому не лень, но точку поставил Святейший Патриарх. Он разъяснил, что нужно делать. Вместе со светской властью принимаются различные меры. В принципе, понятно, что происходит. Но люди взволнованны. В нашей истории немало было случаев эпидемий, моровых поветрий. Можно ли привести примеры того, как это было тогда, и как Церковь реагировала?

– Примеров можно привести очень много. Они, в общем, отвечают мировоззрению двух сформировавшихся у нас лагерей. Один из этих лагерей (условно) говорит: будем всего на свете бояться и оставим храмы, чтобы не заразиться. Другой лагерь говорит: нет-нет, ничего оставлять не будем, мы единственные в мире подвижники; и если даже заразимся, это будет ради Христа. Оба пути не срединные. Они не те, что предлагаются в соответствии с Евангелием. Один из них – путь кликушеский, донатистский. Были такие еретики в V веке, которые предполагали, что только они святы, а все остальные предатели Христа. Другой путь – личной боязни, выхолощенного секуляризма.

Время показывало нам самые разные случаи. В самые трудные моменты являлись чудотворные образы, и никому в голову не приходило, прикладываться к ним или не прикладываться. Сам факт явления образа воодушевлял людей. Служили молебны, ходили с образами по городам, по селам. Было и другое. Многие из вас, кто бывал в Донском монастыре, могли увидеть у входа в малый собор этого монастыря неприметную медную табличку на полу: «Архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский)». Это архиепископ, который во время одного из московских эпидемических поветрий запретил прикладываться к городским святыням. Люди (верующими в данном случае я могу их назвать только в кавычках) бедного архиепископа преследовали, догнали его в Донском монастыре, где он пытался укрыться, и растерзали там. Его тело, от которого остались, говоря совсем грубым языком, кусочки, находится перед малым собором Донского монастыря как напоминание о том, что делает с людьми неумный псевдорелигиозный фанатизм.

– Вопрос телезрителя: «В чем суть книг „Добротолюбие“ и „Лествица“? В чем их сходство и различие? Что хотели сказать святые относительно монашеского подвига в этой святоотеческой литературе?»

– Для того чтобы не уходить от нашего центрального вопроса, о том, что хотели сказать святые отцы о монашестве, вам надо спрашивать монашествующих. Я женатый священник, у меня лучше о семье спрашивать. А монахов о семье не спрашивайте, спрашивайте о монашестве. Я вам отвечу то, что мне известно из чтения, у меня нет монашеского опыта. А из чтения мне известно, что вся православная святоотеческая литература определенных веков – это литература аскетическая. Как совершенствоваться в воздержании, но не как в самостоятельной добродетели, а как в шагах на пути к Богу. Если Вы видели икону Иоанна Лествичника, он всегда изображается взбирающимся на облако. Ему препятствуют разные бесы, и каждая ступень этого восхождения – победа над тем или иным собственным пороком, который коренится в душе и покидать ее не хочет.

– В принципе, книги полезны для прочтения и осмысления, но на определенном уровне.

– Старые духовники рекомендовали для людей монашеские книги, но не абы как, а в определенном порядке. Я знаю, что дореволюционная духовническая традиция всегда полагала на первое место из всей аскетической литературы авву Дорофея.

– Только хотел про него спросить.

– Книга самая первая для новоначальных, очень понятная и, конечно, нравоучительная. Помимо всего прочего, что греха таить, у нас есть серьезные проблемы с переводом. Вы читаете порой эти книги, а они переведены в конце XIX века, делаете над собой усилие, и вам стыдно признаться, что читать это неинтересно, потому что вы не понимаете, о чем там идет речь. И обстоятельства изменились. А если вы берете святых более близкого к нам времени, например письма Феофана Затворника духовным чадам, это очень интересное чтение. С чем-то можно согласиться, о чем-то можно сказать: я так не готов идти. Но тем не менее это разговор с людьми современности (почти). А если мы почитаем жизнеописание людей, совсем близких к нам, несших исповеднический подвиг, например отца Павла Груздева, то это человек, говорящий с нами на нашем языке. Дело не в том, что авва Дорофей, Иоанн Лествичник, отец Павел Груздев – люди разных традиций. Они все –традиций Евангелия. Но традиция Евангелия иногда транслируется нам на том языке, который мы не можем воспринять.

– Наверное, нужен определенный интеллектуальный уровень, образованность…

– Подготовленность. Мы обычно считаем, что святые отцы препростые. Если говорить о великих каппадокийцах, это люди колоссального образования. Для того чтобы понять, сколько смыслов в каком-нибудь одном предложении, нужно быть очень совершенным человеком (хотя бы в образовании). Не говоря уже о том, что знание соответствующих языков является просто необходимым.

– Для этого люди окончивают семинарию, академию, целые богословские институты.

– Когда говоришь «я прочитал всего Иоанна Златоуста», будь очень осторожен. Может быть, ты знаешь все двенадцать томов, которые были изданы в свое время, но сказать, что ты его понял, не торопись.

– Это правда. Вернемся к нашей теме. Сейчас идет очень простая формулировка среди людей: если не ходить в храм, мы предаем веру. Предательство ли это? Порой говорят, что и священники не правы, если указывают на прямое решение Синода и слова Святейшего Патриарха. Как быть?

– Мы начали говорить о ереси донатистов IV века. Согласно этой ереси (естественно, осужденной) таинства всецело зависят от того, кто их совершает. Если в человеке есть какое-то несовершенство, то таинства не происходит. Я, конечно, очень упрощаю ситуацию. Тот, например, кто не стремится к мученичеству, – человек, предающий Бога. Слова о предательстве Господа я бы очень старался удерживать на языке и советовал бы это делать тем, кто к таким словам прислушивается. А что Святое семейство убежало в Египет-то? Почему они не пошли с самого начала на мученичество? Об этом говорили святые уже III–IV веков. Мученичество, говорит один из угодников Божиих, подается тогда, когда ему приходит час. Его удостаивают, потому искать его не следует. А почему Спаситель, когда узнал об аресте Иоанна Предтечи, уклонился от ищущих Его? Почему Спаситель так сделал? Эти претензии вы к Господу хотите обратить? Почему апостол Петр был изведен из темницы ангелом? Почему так случилось? Не проще ли было для нас всех, чтобы они там покончили свои дни? Не торопитесь.

Слова о предательстве веры и я получаю. Официальный адрес сайта нашего храма получает немало писем: «Отцы! Стойте в вере! Зачем же вы предаете Господа?!» Ясно, что Господа предают некие отцы. Но все эти письма пишутся анонимно. Обо мне известно: протоиерей Александр Абрамов, живу там-то, мой телефон такой-то. А ты, кто советуешь стоять в вере, что сделал для веры? Покажи свое лицо для начала. И вот начинаются разного рода кликушеские истории: «Дорогие мои, Божья Матерь открыла старцам с Афона, а те сказали…»

– Мазать оливковым маслом двери.

– Да. Но какое духовное высокомерие – посметь сказать, что Божья Матерь каким-то конкретным людям открылась! Преподобный Серафим – человек, стоящий в огненном столпе веры и святости, удостаивался видений Божией Матери не бесконечное число раз, а тут какие-то анонимные отцы получили прямое указание от Божией Матери, а кликуши и неумные люди это транслируют.

– Афон – это ведь не пятачок земли, где старцы друг с другом общаются. Это огромная территория, на которой много монастырей… Написали бы: Протат сказал. А то какие-то старцы…

– Люди, которые на это смотрят, смотрят на Афон как на бренд. Это некое видение духовной жизни через бренды и призму собственных очень примитивных представлений. Я очень хорошо отдаю себе отчет в том, что сейчас скажут многие слушающие этот разговор. Но духовная трезвость есть очень высокая добродетель. У меня на приходе тоже есть люди, которые спрашивают, зачем я погружаю лжицу в спирт, ведь через Причастие нельзя заразиться.

– Через Причастие – нельзя.

– Да. Я говорю: «Мы не ставим под вопрос Святые Дары. Но ваша слюна – это не Святые Дары...»  Вот апостол Павел был пламенный и жесткий к самому себе, но как смиренно и мягко он относился к тем, кто в вере несовершенен! Все эти рекомендации мы столько раз слышим, друзья. Если ты не ешь, не осуждай того, кто ест. И наоборот. Потому что и тот, и другой Богу свое совершают.

Есть люди, которые смущаются. Вижу: входят девушки, им двадцати лет нет. У них как-то по-другому мозги устроены. Они входят в храм как газели, как горлицы. Они в масках, опасаются, присматриваются. Очень трудно пока понять, почему и насколько долго они хотят побыть в храме, говоря широко. Но если они смущаются, мы должны льна курящегося не угасить и трости колеблемой не преломить. Хотя бы потому, чтобы пожалеть чувства этих людей и не мнимым стоянием в вере закалиться, а тем, о чем Спаситель сказал: первая заповедь есть заповедь любви.

– Именно так. Наверное, можно промолчать и совершить то самое дело любви. А самое главное, мы можем помочь старшим, кто обязан сейчас находиться дома. Сейчас уже, конечно, все должны быть дома.

– Все должны в Москве.

– Да, но сколько пожилых одиноких людей…

– Всегда очень легко спасти мир, но очень трудно помочь кому-то конкретному. Давайте поговорим. Вы знаете прихожан вашего храма. Вы живете в огромном доме, а дом стоит в спальном районе, недалеко храм. Вы знаете других людей, ваших прихожан, пожилого возраста? Вы хотя бы зашли к ним домой, спросили: может, вам гречки принести или мусор вынести?.. Но это не так величаво. Вот если б сказать: я второй Максим Исповедник…

Конечно, ни в коем случае не должно быть страха. Погрешают те, кто всего на свете боится, все протирает по 150 раз на дню, обрабатывает себя спреями. В конце концов, не так важно, от чего мы умрем, а важно, как мы жили. Поэтому я придерживаюсь такой точки зрения: надо понять, каков наш урок. Все обсуждают не то, что важно. Это искусственного происхождения вирус или нет? Его американцы придумали или китайцы? Это наказание Западной Европе или нет? Оставим в стороне людоедские интонации, которые во всем этом звучат. Представим себе, что это кто-то выдумал. Представим, что это злонамеренная игра. Какое это для нас имеет значение? Для нас имеет значение, как мы себя поведем.

Меня, признаться, задело, как Патриарх сказал о сроке в 51 год, в течение которого он призывает людей в храмы. И любой священник, обладающий даже годичным опытом служения, настолько с храмом срастается, что даже помыслить, что Страстную неделю, Благовещение мы будем встречать при закрытых дверях, очень тяжело. Но помыслить придется о многом. И служить, и молиться, и не бросать людей. Я считаю, это очень хороший для нас способ стать христианами.

Очень легко вести христианскую жизнь, когда она внедрена в расписание и подчинена ритуалу. От тебя мало что зависит. В воскресенье у тебя храм, с понедельника по пятницу – работа, в субботу друзья и покупки. Легко, когда храм тебе дан навсегда. А когда ты его можешь быть лишен, начинаешь им дорожить.

– Это правда. Многие из моих друзей даже начали переживать, что они не успеют причаститься, и пошли причащаться.

– Причастие – это высочайшая ценность.

– Она не была ценностью, пока не было этого.

– Пока она была в расписании. Наш поезд будет всегда, не успеете сегодня на него попасть в 10:00 – ничего, в понедельник он в 10:00 тоже будет.

– Вопрос телезрительницы: «Как встретить Бога? Какие нужно читать книги, чтобы понимать богослужение?»

– Нам с вами жизни не хватит, чтобы на первый вопрос ответить. Для того чтобы Его встретить, думаю, надо очень хотеть Его увидеть. Посмотрите на многих ветхозаветных героев. Они, видя Бога, во многом с Ним не соглашались. Некоторые из них даже боролись с Богом, имена свои получили: «боровшийся с Богом». Вы видите ситуацию, которая происходит в мире, вы оцениваете какие-то события. Спрашивайте: «Господи, где Ты здесь? В чем Твоя воля, каков Ты?» Естественно, многие ответы могут быть найдены, когда вы будете читать Евангелие. Это ответ и на второй вопрос: когда начнете читать Евангелие, возьмите карандаш. Это известный совет митрополита Антония Сурожского, очень плодотворный. Подчеркивайте места, с которыми Вы не согласны. Подчеркивая их, потом подумайте, что здесь не так, что вас не устраивает, почему  здесь сердце ваше не соглашается. Спросите Господа об этом: «Господи, а почему Ты так советуешь, почему так говоришь, так поступаешь? В чем здесь Твое учение, что это значит для меня?»

Задавая эти вопросы, вы не сразу будете получать ответы. Но если будете давать Господу возможность отвечать, у вас начнет появляться целостная картинка, вы начнете что-то чувствовать. А потом, если Господь вам это даст, вы не сможете оторваться от этого разговора.

Второй вопрос. Есть немало пособий, которые помогают следить за службой и понимать ее. Но самая хорошая вещь для начала – такие издания (их огромное число), в которых текст службы, например Божественной литургии, написан по-церковнославянски слева, а русский перевод – справа. Вы следите за службой, понимая все. Если есть какие-то недоумения, смотрите на перевод. Также надо найти базовые учебники по предмету, который называется литургика. Он разъясняет основные моменты богослужений, их символическое значение, какие предметы используются, почему священники в одно время в одном облачении, в другое – в другом; почему на Пасху в красном, а Великим постом в черном. Эта символика, конечно, не самое главное в Православной Церкви, но за ней стоит очень длительный опыт богословского продумывания.

– Вопрос: «Расскажите о земных поклонах в воскресенье. Где-то написано, что поклоны запрещены, где-то наоборот. Я запуталась. Можно ли повторять земные поклоны за священником в воскресенье?»

– Священник в воскресный день за богослужением совершает земной поклон единожды: когда совершается преложение Святых Даров. В храмах, где священник не удостоен права служения с открытыми царскими вратами до «Отче наш», этого не видно, потому что царские врата в этот момент закрыты. Это примерно соотносится с пением хора «Тебе поем, Тебе благословим». Но, например, в Великий пост за литургией Василия Великого поется другое песнопение.

Не так давно профессор Алексей Константинович Светозарский, заведующий кафедрой истории Московской духовной академии, прочел лекцию для прихожан о том, как совершались земные поклоны в воскресные дни в старомосковской традиции. Они тогда действительно совершались. Эту часть старомосковской традиции я уже не застал, и мне близка идея, согласно которой земные поклоны в воскресный день совершать не нужно, потому что воскресный день есть день торжества. В пасхальные дни земных поклонов нет нигде, ни при каких обстоятельствах. Мой подход такой (может, многие поспорили бы): не надо совершать земных поклонов в воскресный день, особенно за Божественной литургией.

Дело в том, что довольно часто мы встречаемся с людьми, у которых обычно их любовь к земным поклонам сопряжена еще и с мрачным обликом и полумонашеским одеянием. Они придут, всех растолкают и давай свои земные поклоны совершать на глазах у порой совершенно новоначальных людей. Люди не понимают, что происходит. Одни кладут поклоны, другие этого не делают... Хотя бы из таких соображений – не надо. Есть хорошее наблюдение Типикона относительно того, что не надо есть на Преображение плоды до их освящения. Типикон говорит: а для тех, кто ел раньше освящения, месяц пусть не едят, слушаясь церковного Устава. Давайте будем слушать церковный Устав, который не предписывает земные поклоны в воскресный день, и не ошибемся. И что-то в этом есть показное. Придите домой и сколько угодно делайте земные поклоны.

– Я помню, один архимандрит в лавре заставил на пасхальной неделе делать поклоны. Но было за что. Делали, ничего страшного.

– Наверное, за певческие неуспехи?

– За певческие неуспехи, и этот архимандрит имел право так сделать.

– Да, но тут мы имеем дело с людьми особой харизмы, которой другие могли не обладать.

– И это частный случай.

Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог изначально творил только добро, а зло, как толкуют богословы, появилось от свободного выбора человека (допустим, самым первым был Денница). Но чтобы выбирать что-то, должно быть и то, и другое. Нельзя выбирать из хорошего и очень хорошего. Значит, зло было изначально?»

– Вопрос обширный. Мы должны отдавать себе отчет, что в рамках не очень продолжительной телевизионной программы можем только начать об этом говорить. Свободная воля человека к добру и злу была определена и в райском состоянии человека. Человеку было сказано: не нарушать заповедь Божию. Все было можно, все было разрешено, кроме одного. Когда человек покушается на заповедь Божию, он своими руками создает зло. Так что выбор был не между хорошим и очень хорошим, как Вы сказали, а между послушанием и непослушанием. А непослушание незамедлительно вызвало злые эффекты. Эти злые эффекты привели к тому, что люди были изгнаны из рая, грех вошел в мир. На протяжении веков он затопляет мир. Разнообразие форм зла очень трудно представить.

Приходит Спаситель. Зло утрачивает победу. Утрата злом победы означает, что его, как учат святые отцы, бытийственно нет. Зло – это когда мы впускаем в свою жизнь нежелание делать добро. Зло – это вакуум добра, это отказ от добра. Но если ты лишен возможности выбора, ты несвободен. Ты имеешь выбор. Ради этого выбора Спаситель распинается, ради твоей свободы.

– Вопрос: «Мне назначена операция на Светлой седмице. Будет ли это грехом? Наверняка меня заставят снять крестик. Можно ли нарисовать крест, например, на руке?»

– Это какие-то хитрости все-таки. Если Вам назначена серьезная операция, серьезные люди проследят за тем, чтобы Вы были полностью к ней подготовлены. Если нет возможности перенести операцию, нужно отдать себя в руки врачей, помолиться и попросить Господа, чтобы Он Свой покров над вами распростер. Все-таки в этом чувствуется что-то магическое: мол, перехитрим всех врачей и где-нибудь в укромном месте крест нанесем… Как будто от того, что Вы нанесете крест, зависит Божия помощь. Божия помощь зависит от того, как искренне Вы будете просить Господа, какие у Вас с Ним отношения. Если у Вас отношения с Ним сводятся только к «давай, Господи, помоги, а я в долгу не останусь», это не то. Тут хоть всю себя измажь в крестах.

– Вопрос: «Что такое смиренномудрие»?

– То качество, каким мы, как правило, не располагаем. Это легко проверить. Когда начинается первая неделя Великого поста, мы все очень расположены к подвигам. Мы и вот это будем делать хорошо, и вот это, у нас появляется благочестивое выражение лица. Но есть хороший тест на смиренномудрие. Это когда тебя невольно заденут, обидят, толкнут, попросят сделать что-то, чего ты не хочешь, причем в самый неподходящий момент. Как вы это перенесете?

– В лучшем случае молча.

– Молча, досадуя и обижаясь. Или отнесетесь с пониманием, что нас посещают не только добрые люди и обстоятельства. Если мы хотим выпячиваться, якать (пусть не в глазах людей, но в глазах Господа), раздуваться мнимыми подвигами – смиренномудрия нет. Смиренномудрие и не состоит в молчаливости. Оно вообще не состоит во внешних эффектах. Смиренномудрие – это глубокое, выстраданное опытом убеждение, что мир меняется очень медленно, но меняется через усилие человека, соединенное с волей Божией. И ты здесь не последний винтик, от тебя очень многое зависит.

– Вопрос: «Расскажите о молитве по соглашению. Почему всем молящимся нужно молиться строго в одно и то же время? Если в разное время читать, молитва как бы ломается?»

– Не знаю, кто так сказал. В Евангелии так не сказано.

– Почему-то очень популярный вопрос.

– Все эти вещи достаточно поздние. Они в большинстве случаев принадлежат к послевоенному времени. До революции люди, хотя и были порой дремучими, но, в общем, были воспитаны в церковной благочестивой традиции. Так продолжалось, наверное, до окончания войны или до шестидесятых годов. Бабушки шестидесятых годов – это, как правило, люди, лишь крещенные в Церкви, но не воспитанные в ней. Поэтому возникает поиск, как бы поблагочестивее быть. Надо представлять, что такое храм. В храме очень часто нельзя было проповедовать. Уж не говоря о совместных чаепитиях со священником, о беседах и так далее. А сердце горело, что-то хотелось сделать. Возникали разные вещи, иногда удачные, иногда менее удачные.

Молитва по соглашению – одна из них. Находится кусочек Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». И считается: вот мы впятером (а лучше, если нас соберется семь миллионов человек) будем читать один и тот же текст и просить: «Господи, помоги Параскеве»... Мы ставим Господа в такое положение, что Он просто обязан будет в этой ситуации помочь Параскеве. А если не поможет – что-то здесь не так, значит, кто-нибудь не молился в 23:59... Не надо Господа шантажировать своим благочестием. Поэтому ценность молитвы по соглашению в существующей сейчас форме не выше и не ниже, чем общая молитва Церкви за богослужением или домашняя молитва человека. Не должно быть фанатичного и кликушеского представления о том, что у этой молитвы особая ценность. У чего есть особая ценность, так это у искренней молитвы, сердечной. А больше всего – у молитвы человека, Бога ищущего.

– Вопрос телезрителя: «Почему некоторые молитвы остаются без ответа?»

– Почему мы вообразили, что Господь обязан отвечать? Господь – это не колл-центр. Вам и в колл-центре не отвечают всякий раз. «Ваш звонок очень важен для нас» – и подождите минут сорок пять. Господь отвечает в тех случаях, когда считает это нужным, когда считает достойными нас  выслушать Его ответ. Посмотрите жизнеописания святых. Мы разговариваем в дни, предшествующие памяти подвига Марии Египетской. О ее подвиге сейчас много кто будет вспоминать. А она непрерывно получала ответы. Она была в поиске того единственного ответа, который увел ее в пустыню. Но она столько ошибалась, прежде чем получила этот ответ. Этот ответ – один-единственный – переменил всю ее жизнь. А если бы нам Господь все время отвечал (чего, слава Богу, не происходит), мы были бы развращены тем, что Господь по первому зову приходит и на пороге стоит. Вы Его спрашиваете – Он отвечает, как солдат перед строем. Не таковы наши отношения с Богом.

– Вопрос: «О запрете посещения храмов. Службы в храмах идут по расписанию. Тогда для кого совершаются службы?»

– Давайте, во-первых, уточним. На данном этапе запрета на посещение богослужений нет. Во всяком случае, в Москве, где я служу. Святейший Патриарх обратился к людям с просьбой воздержаться от совершения богослужений. Воздержаться. И с просьбой. Городские власти на данном этапе храмы не закрыли.

Как я вижу себе совершение служб сейчас? В храме будет совершаться служба, и она совершается. Мы не можем людям сказать: не приходите. Двери храма будут открыты для тех, кто сможет зайти. Сейчас условия таковы, что свободное перемещение по городу пешком не допускается. Но если окажутся люди, которые сочтут это для себя возможным, никто их из храма не выгонит. Мы же исходим из того, что большинство людей находятся в послушании и отнесутся со вниманием к словам Святейшего. Мы сделаем как все: придумаем трансляцию, поедем причастить тех людей, которые не могут принять Святые Дары. А для кого служба? Это определено ее названием: богослужение. Люди служат Богу, выражая поклонение перед Христом. Оно может совершаться с людьми, может без людей, может совершаться одним священником. Известно немало случаев, когда в советские годы бедный батюшка получал назначение, и все службы – «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю» (это известная священническая шутка 50–60-х годов).

– Вопрос: «Смысл богослужения – совершение Евхаристии, а людей нет. Можно ли после совершения службы разносить Дары, допустим, тем пожилым прихожанам, кто хочет причаститься?»

Есть ли такая практика в Москве?

– «Известие учительное», если не ошибаюсь, запрещает священнику совершать литургию вообще в отсутствии людей. По-моему, это именно так. В этом одно из важных отличий нашей богослужебной практики, скажем, от католической, когда священник может совершить мессу для самого себя. Но у нас всегда будут причастники за счет того, что есть дьякон, есть алтарная братия, хористы. А что касается Святых Даров, то во многих случаях так и делается, Святые Дары разносятся, надо только понимать, что разносятся запасные Святые Дары, заранее заготовленные, удобные для транспортировки. Будет очень опасной ситуация, при которой, не дай Бог, Святые Дары пострадают или будут пролиты. История Церкви знала периоды, когда Дары разносились по домам.

– Вопрос телезрительницы: «Я живу не так близко от храма, а ноги уже не совсем здоровы. По „Союзу“ проводятся замечательные трансляции служб. Можно ли молиться дома? Все равно я не каждую службу причащаюсь».

– Честно говоря, я не совсем понял вопрос.

– Идет трансляция богослужения. В этот момент можно ли молиться?

– Если идет богослужение, то мы участвуем в нем даже посредством трансляции.

– Даже если мы за много тысяч километров?

– Участвуем в произносимых прошениях, которые слышим: «Миром Господу помолимся». Конечно, в это время неуместным было бы: «А еще, Господи, помоги Феде». «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся» – и мы присоединяем свое прошение к прошению Церкви. Это, естественно, никак не отменяет нашего молитвенного обращения к Господу за пределами трансляции. И мы смотрим трансляцию просто по невозможности принимать в службе непосредственное участие. А если для себя решим: «Зачем  тогда Церковь? Есть трансляция, есть замечательный православный канал…», будем так потребительски к этому относиться, то это плохо.

В Соединенных Штатах существуют так называемые мегацеркви. Это огромные здания: как несколько десятков кинотеатров, собранных вместе. Вы заезжаете туда на своей машине. Там стоит еще 10–15 тысяч машин (как колоссальный торговый центр). Вам говорят, на какую радиоволну нужно настроиться, вы прослушиваете службу, проповедь пастора, а потом уезжаете.

– Очень удобно.

– Очень удобно, но очень потребительски. Вы так же заезжаете в торговый центр, берете тележку, покупаете и уезжаете. Это не означает вашей вовлеченности. В чем непреходящая ценность литургии для молящегося? В том, что он вовлечен в Евхаристию, он участник общего дела, чем и является литургия.

– Но это крайняя мера, как сейчас.

– Что делать? Конечно.

– Нет возможности ходить в церковь.

– Бывает состояние здоровья такое; или храм далеко, а возраст преклонный. Но трансляция трансляцией, а храм храмом. Конечно, пройдет время, и об этих трансляциях, единственной возможности припасть к богослужению, мы будем вспоминать как о том, что было в чрезвычайных обстоятельствах.

– Как утешение.

– Хорошо, что оно дано, могло бы и этого не быть.

– Вопрос: «Недавно стал воцерковляться. Знаю, что есть литургия Иоанна Златоуста, а тут услышал, что есть еще литургия Василия Великого. В чем отличия?»

– Есть еще и литургия Григория Двоеслова (и пусть вас не пугают слова), папы Римского. У нас ведь были периоды, когда папы Римские являлись православными епископами, Церковь не была разделена. Есть литургия апостола Иакова. Есть еще много других литургий – редких, которые не совершаются, вышли из употребления Церкви. Василий Великий – один из творцов литургии наряду с Иоанном Златоустом. Эта литургия совершается десять раз в году. Она более пространная. В ней содержатся очень развернутые молитвы, которые читает священник во время анафоры (так называемого возношения Даров). Все воскресные литургии Великого поста – это литургии Василия Великого. Также они совершаются в день его памяти и еще в некоторые.

– Маленький ликбез из литургической жизни.

Следующий вопрос: «Можно ли христианке выходить замуж за мусульманина?»

– Это всегда личный выбор. Вопрос стоит так: Вы его любите или нет? Нужно себе ответить на этот вопрос. Ответить трезво. Надо понимать, что межрелигиозные браки содержат много сложностей. Это очень непростая дорога – еще и потому, что в браках обычно рождаются дети. Кем станет ребенок? Можно, конечно, сказать: это мы потом решим. Нет, так не бывает.

– Или: он сам решит.

– Обычно решает одна из семей. И это становится предметом драм, если не трагедий, для других семей. Как воспитывать ребенка – в религиозной традиции или нерелигиозной? Или мы просто «выравниваем»: вот я по воскресеньям христианка, ты по пятницам мусульманин, но когда мы вместе, мы просто Светлана и Мустафа. Так тоже очень сложно, надо очень крепко любить друг друга, чтобы находить этот баланс. Но ребенка не разделишь, уклад жизни не разделишь. Даже самые простые вещи: как вы в семье питаться будете? как  будете относиться к предметам религиозного поклонения? Это все должно быть заранее ясно, обдумано. Если понимания нет, то надо иметь в виду, что это очень сложная ситуация.

– Вопрос: «В пост много говорят о молитве как о главном делании. Можно ли заниматься Иисусовой молитвой в миру без благословения?»

– В этом и проблема, и Ваш вопрос этим продиктован. В пост много говорят о молитве, а надо не только много говорить, но и много делать. Все мы читали, что Иисусова молитва – это высший вид молитвы. У подвижника в сердце молитва не прекращается, даже когда он спит. Нам сразу хочется, переступив через массу ступеней, оказаться на высшей. «Я тут, знаете, эксперт в области Иисусовой молитвы, она у меня никогда не прекращается». Можно ли этим заниматься в миру, можно ли перескакивать в миру через ступени? Можно ли в духовной жизни идти не путем послушания Церкви и доброго благословения? Благословения не как насилия, а как совета более опытного человека? Очевидно, что нет. Не надо рядиться в одежды монахов. Не нужно, будучи первоклассником, рассматривать учебник для шестого курса физфака, все равно мы там ничего не поймем. Надо потихоньку, преодолевая гордыньку и самоуверенность, делать самые простые вещи.

Об этом не так давно поразительно для меня сказал отец Сергий Правдолюбов, священник из древнего пастырского рода, с огромным личным опытом молитвенной жизни. Он сказал: «Очень тяжело десять раз подряд сказать Иисусову молитву, все время мысли отвлекаются, а двадцать почти невозможно». Любому из вас советую повторить то, что сказал отец Сергий. Попробуйте десять раз, не отвлекаясь ни на секунду, помолиться Иисусовой молитвой. Вы поймете, насколько это непросто. А поняв, насколько это непросто, вы поймете, готовы ли  за это дело браться. И если да, то как.

– Пожалуйста, обратитесь к нашим телезрителям.

– Сейчас почему-то принято всем желать здоровья. Здоровье – это добродетель хотя и важная, но относительно второстепенная в нашей системе ценностей. Я желаю вам мира, разума, послушания Церкви и того, чтобы мы этот пост (он не прекращается, он идет) не потеряли.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать