Беседы с батюшкой. Причастие. Причастность к Богу

24 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев.

– Тема сегодняшней передачи – «Причастие. Причастность к Богу».

Мы очень давно хотели поговорить на эту тему, и наконец это случилось. В Светлую седмицу эта тема особенно важна, особенно интересна. И не только благодаря тому, что в эти дни по-особому звучит призыв: «Придите все верные...» Но еще есть масса вопросов в связи с теми сложностями, которые возникли в жизни всех православных христиан. Я имею в виду пандемию коронавируса, которая вносит коррективы в наше постоянное участие в Божественной литургии. Соответственно, сейчас вопрос о причастии звучит по-особому.

Для начала хотелось бы спросить, что такое Причастие.

– Я волнуюсь. Тема не только сложная, но, я бы сказал, даже страшная, потому что одно неверное или неаккуратно сказанное слово может увести в разного рода заблуждения, даже скажем громче – в ересь. Очень трудно говорить, тем не менее есть некоторые моменты, которые необходимо понимать. Если мы их понимаем, то снимается большая часть вопросов, которые звучат в отношении причастия.

Совсем недавно была Страстная седмица, был Великий Четверток, и мы вспоминали Тайную Вечерю. Все мы слышали Евангелия о том, как Спаситель на Тайной Вечере взял хлеб, особым образом его благословил, потом взял Чашу. И сказал, показывая на хлеб: Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Показывая на Чашу, сказал: «Это Кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов». Господь заповедал нам творить это в Его воспоминание. Это ключевой отрывок из Евангелия об основании таинства Святого Причастия.

Но еще очень важным является отрывок из Евангелия от Иоанна. Я сегодня пришел со шпаргалками, потому что боюсь промазать. Ведь что такое грех? Грех – это непопадание в цель. Вот я не хочу согрешить, поэтому зачитаю.

Господь говорит в Евангелии от Иоанна: Я есмь хлеб жизни... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Сложные слова. Конечно, для иудеев того времени и даже для избранных Христом учеников это было соблазнительно. Евангелист пишет, что многие отошли от Него после этих жестких слов.

Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Это удивительная тайна того, что нам оставил Христос здесь, на земле, после того, как вознесся. Если мы будем говорить о слове Божием, то Библия есть у многих, и даже некрещеный человек может взять ее, читать и восхищаться мудростью и даже удивляться восхитительной Евангельской истории. Молитва тоже доступна для всех, не только для христиан. Бывали случаи, когда святые являлись тем, которые не были христианами. Со святителем Николаем часто приводятся такие примеры, когда приходили мусульмане благодарить святого Николая за помощь, находили его икону в храме. В жизни Иоанна Кронштадтского был случай, когда он помогал иудеям, и иудеи благодарили и молились в благодарность Богу за то, что Иоанн Кронштадтский оказал им помощь. Но таинство Святого Причастия – это то, к чему допускаются только верные; только те, кто исповедует Иисуса Христа истинным Богом, пришедшим на землю, ставшим Человеком для того, чтобы нас всех спасти.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как в условиях пандемии будет проходить причастие? Ведь в церковь приходить нельзя. А как это сделать вне церкви?»

– Мы на этот вопрос обязательно ответим чуть позже, когда будем говорить о литургии как таковой, потому что этот вопрос уже поступил к нам через группу «ВКонтакте». А сейчас мы поговорим о теории, о принципиальном для нас моменте вероучения.

Христос пришел, чтобы нас спасти. Возникает вопрос: в чем заключается это спасение? Мы говорим: Христос спас человечество. Как? Две тысячи лет прошло, и всегда болезни, смерть, убийства, войны, разврат и так далее. Казалось бы, ничего принципиально не изменилось, грехи и зло царствуют в этом мире. Кого же тогда спас Христос?

Христос спас человечество в Себе Самом. Вот именно то человечество, которое Он принял, Он и спас. Вообще по-гречески слово «спас» – «исцеление». Христос воплотился, и та плоть, которую Он носил, – и есть спасенное человечество.

Тогда возникает вопрос: каким образом мы можем к эту спасенному человечеству приобщиться? Или можно спросить по-другому: какое нам тогда дело до того, что Он в Себе спас человечество, человеческую природу? Вопрос этот был бы совершенно правомерным, если бы Христос не оставил таинство Святого Причастия. Через таинство Святого Причастия мы причащаемся, становимся одним целым, подключаемся к этому спасенному человечеству во Христе. Вот ключевая мысль, механика, можно сказать, механизм того, как мы можем действительно изменить свою человеческую природу. Христос ее спас, мы приходим к Нему, причащаемся и таким образом спасаем свою природу.

С чем это можно сравнить? Например, сейчас в условиях пандемии в новостях говорят о том, что людям начинают переливать плазму крови тех, кто уже переболел. Эта кровь с антителами помогает поправиться только что заболевшим людям. Здесь происходит примерно то же самое. Христос этим удивительным таинством основал некое таинство трансплантации, говоря современным языком: таинство трансплантации плоти и таинство трансплантации крови, потому что мы причащаемся Тела и Крови Христа. Мы таким образом принимаем в себя Христа, и Его Тело становится нашим телом, Его Кровь становится реально нашей кровью.

Если бы Христос пришел в XXI веке, то, может быть, Он избрал какую-то другую форму (это, конечно, фантазии) Причастия. Но Он пришел тогда, когда пришел, и избрал идеальную форму, самое близкое и самое простое для человека того времени: хлеб и вино. (Вино – это отдельный разговор, потому что словом «вино» иудеи называли даже свежий виноградный сок.) Здесь принципиально важно понимать, что это истинные, самые настоящие Тело и Кровь Христа.

– Меня всегда очень волнует вопрос о недостойном причащении. Есть слова о том, что если недостойно причащаться, то многие болеют и умирают. Апостол говорил это не просто так.

– Да, он говорил это не просто так, но в контексте того послания, в котором это написано, – в Послании к Коринфянам. И начинается рассуждение об этом словами, что некоторые собираются на вечерю Господню не так, чтобы это означало вкушать Тело и Кровь Христовы. Нужно понимать, какой была литургия I века: это был ужин. Как мы читаем в Евангелии, Христос вначале благословляет хлеб, а в конце Вечери благословляет Чашу. Первые христиане делали точно так же. Евхаристия была перемешана с принятием обычной пищи. И находились люди, которые приходили просто поесть на этот благотворительный обед, не понимая, что там происходит причащение настоящих Тела и Крови Христовых. Именно о таких и говорит апостол.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда Вы комментировали 6-ю главу Евангелия от Иоанна, не сказали о том, что сказано дальше. Христос, понимая, что Его слова смущают, объяснил: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Это не просто хлеб и вино, которые поел – и Христос в тебя вошел. Это более сложная вещь. Вот в этом смысл причастия. А то, что было на Тайной Вечере, называлось раньше преломлением хлеба. А потом все это перешло в какую-то Чашу, начали крошить что-то, ложку совать в рот. Разве Христос на Тайной Вечере это делал? Разве Он с ложки кормил апостолов? Все переменили, перекрутили. Вот отсюда и все проблемы у нас».

– Грустно осознавать, что у нашего телезрителя странное представление о главном таинстве Святой Церкви. Очень грустно. Потому что непонимание смысла Евхаристии – это то, что нас по большому счету выводит вообще из русла Православной Церкви. Я не хочу никого клеймить; у нас есть разные христианские деноминации, но мы должны быть принципиальны, поэтому мы и православные. Мы православные потому, что на протяжении веков стойко придерживаемся совершенно четкой богословской и литургической линии. И если мы убираем Евхаристию в своем изначальном и правильном значении, то мы становимся кем угодно, но не православными.

Сейчас, к сожалению, среди православных как раз очень много заблуждений и, я бы сказал, откровенной ереси по отношению к таинству Причастия, к Евхаристии. К сожалению, постмодерн проник и в православие. Что такое постмодерн? Форма, совершенно оторванная от содержания. Тело и Кровь Христовы на престоле. Мы в евхаристической молитве множество раз говорим о том, что это самые настоящие Тело и Кровь Христовы. Священник выходит с Чашей и говорит, что в Чаше Тело и Кровь Христовы. Но находятся люди, которые говорят: да, мы это называем Телом и Кровью Христовыми, но это освященные особым образом хлеб и вино. Они каким-то образом, конечно, соединяются с Богом, но в общем и целом это хлеб и вино.

Готовясь к передаче, я специально выписал ряд цитат. Их огромное множество, но я выписал такие, от которых, что называется, не отвертеться. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Хлеб и вино – не образы Тела и Крови Христовой, но самое обоженное Тело Господа, ибо Сам Господь сказал: “Сие есть Тело Мое”, а не образ тела; “Сия есть Кровь Моя”, а не образ крови».

У священномученика Игнатия Богоносца в «Послании к смирнянам» (глава называется «Еретики удаляются от Евхаристии») очень яркая цитата: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы потому, что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости». Игнатий Богоносец – это муж апостольский; это тот, кто действительно видел апостолов и от них перенял свою веру. Его послание можно найти в Интернете и почитать.

Из более близких к нам – Тихон Задонский: «Уверься и утвердись в вере, что в Святейшей Евхаристии истинно подается нам Тело Христово и Кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству».

Иоанн Кронштадтский. Его дневники – это сплошная хвалебная песнь таинству Святого Причастия, как оно обоживает, окрыляет, очищает, возвышает, освящает. Думаю, что люди, которые знают Христа, имеют опыт причащения... если скажу благодатного, кто-то скажет, что бывает неблагодатное. Нет. Когда человек пережил личную встречу со Христом, он поймет.

Иоанн Кронштадтский говорит: «Часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Таинах только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа. И лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно... Что удивительного, если Сам Бог Слово, Творец всего видимого и невидимого, претворяет, пресуществляет хлеб и вино в Пречистое Тело и в Пречистую Кровь Свою? В этих хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился, и этого довольно на все бесконечные веки, но воплощается тем самым Телом, которое прежде воплотилось – по подобию того, как умножил Он пять хлебов и сими пятью хлебами напитал несколько тысяч».

Ключевая мысль, которую я с самого начала пытался донести: если Тело и Кровь – не реальные Тело и Кровь Христовы, то мы не получаем причастия к тому самому спасенному человечеству во Христе.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Наверное, не одну меня волнует  вопрос о том, что мы недостойно причащаемся. Апостол Павел, все святые говорят об этом. И в молитвах об этом говорится. Но нигде нет ответа, как же достойно причаститься. Что это значит – достойно?»

– Очень хороший вопрос. Да, слова 5-й молитвы святителя Василия Великого ко Святому Причастию: «Знаю, что недостойно причащаюсь Святых Тела и Крови Твоих, но на щедроты Твоя дерзая, прихожу к Тебе, сказавшему: Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем». Если уж святитель Василий Великий, автор одной из литургий, говорит, что он недостойно причащается, то действительно так он себя ощущал. И мы именно так должны себя ощущать.

В конце литургии священник произносит возглас: «Святая святым», и хор (то есть народ) отвечает: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос...» Вот в этом-то как раз и смысл. В Откровении Иоанна Богослова есть такой момент, когда Иоанн Богослов видит книгу и спрашивает: кто же достоин раскрыть сию книгу? И нет никого достойного. И вот приходит Агнец, Христос – Он единственный достойный. Вот и ответ.

Мы все недостойны. Глупость и абсурд думать о том, когда же наконец я буду достоин, чтобы причащаться. Никогда! Чем ближе к свету, тем темнее мы выглядим. Например, когда на окно светит солнышко, мы видим, что окно немытое. Так и здесь: чем ближе к Богу, тем грехи наши заметнее, даже мельчайшие. Мы понимаем, что мы недостойны; никто и никогда.

Именно поэтому так много говорится о дерзновении. На литургии, когда анафора закончилась, мы говорим: «Аминь, аминь, аминь», делаем поклон (сейчас – поясной, а обычно – земной). И начинается молитва, чтобы Святые Дары были в дерзновение еже к Тебе. Невозможно причащаться без дерзновения, потому что чем сильнее мы осознаем, что перед нами Сам Христос, Тело и Кровь Христовы, чем явственнее  это ощущаем, тем большее недостоинство мы ощущаем. И без дерзновения здесь никак; нужно перейти эту границу. Как блудный сын. Он наелся рожков, и ему тоже нужно было дерзновение сказать: «Да пусть хоть в работники меня отец возьмет, но вернусь к нему! Я ничего не достоин – ни неба, ни земли, ни сыном называться, даже рабом быть». Но Бог-то его принимает как любящий Отец, облачает его в одежду, перстень ему дает, то есть возвращает ему сыновнее достоинство. Поэтому все разговоры про достоинство ни к чему.

– В письмах валаамского старца было о том, что как только почувствуешь себя достойным, так становишься недостойным Причастия.

– Это прелесть.

– Здесь, конечно, возникает очень много вопросов. Например, было время, когда военные причащались раз в год – солдат в обязательном порядке должен был получить специальную бумагу, на которой стоял штамп, подтверждающий, что этот человек исповедовался и причастился. Это до революции было. Понятно, что это очень странно. Но все-таки о частоте причащения батюшки говорят по-разному. Кто-то говорит, что миряне должны причащаться раз в год на Пасху, кто-то говорит, что причащаться надо каждым постом. А кто-то говорит совсем по-другому. Но есть ли в человеке какой-то, может быть, внутренний принцип? Как ответить на вопрос о частоте причащения?

– Здесь несколько ответов. С одной стороны, мы разобрались с механизмом, то есть мы понимаем, для чего нам причащаться: чтобы действительно начать преображать свою природу. Вот мы причащаемся, Христос в нас входит, и что-то в нас меняется. Но скажем честно: когда мы говорим о частоте – это все вопрос какого-то регламента. В регламенте жизни нет.

Вопрос в другом, и он очень простой: вы Христа любите или нет? Бог ради вас стал Человеком, пошел на крест, воскрес, оставил вам таинство, которое позволяет с Ним самым тесным образом соединяться. И вот вы Его любите или не любите? Если любите, то будете хотеть причащаться.

Это же самое главное – хотеть причащаться. Тогда вы будете изыскивать всякую возможность, будете тосковать без Причастия, испытывать чувство голода, жажды. Вот как о влюбленных людях говорят? «Он по ней сохнет». Или: «Она по нему сохнет». А мы сохнем по Христу. Как еще сказать? Ребята, мы любим или не любим?

Если любим, возникает другой вопрос: есть ли какие-то ограничения в причастии? Вот этот вопрос мне больше нравится. Может ли быть этого слишком много? И, конечно, в истории Церкви мы находим ответ: на протяжении многих веков христиане причащались каждый день. Это был долгий период – первое тысячелетие, пока была жива Византия. В разных Поместных Церквах, конечно, была разная практика. Но в общем и целом было так – люди брали с собой Святые Дары и дома причащались в то время, когда не было полной литургии.

Когда мы открываем документы VI Вселенского Собора, находим изумительное правило, гласящее, что мирянам в присутствии священника или епископа запрещается причащаться самостоятельно. То есть люди имели возможность причащаться самостоятельно, но когда есть начальствующие, то пускай они подают Святые Дары – смысл такой. И главное, епитимья налагалась: отлучение от Причастия на семь дней. Понимаете?

– А мы размышляем, причащаться постом или нет…

 Вопрос от Надежды из Воронежской области: «Я слушала и Осипова, и отца Михаила. Что же мы понимаем под Плотью и Кровью Христовыми? Ведь когда Он на Тайной Вечере предлагал апостолам есть Его Плоть и пить Его Кровь, это же не были плоть и кровь в человеческом понимании».

– Вопрос заставит нас уйти в глубокие богословско-философские размышления. И, скажем честно, если дорогая телезрительница пользуется Интернетом, слава Богу, она может почитать об этом подробно. Алексей Ильич Осипов – специалист в области основного богословия. А есть специалисты в более узких направлениях – в литургике, в евхаристическом богословии. Вот к ним надо обратиться, чтобы все стало ясно.

Иоанн Кронштадтский пишет о том, что наши чувства говорят нам: видимым образом это хлеб и вино. Но это… не хочу говорить «иллюзия», «обман» – неподходящие слова. Это тайна. Поэтому и называется: таинство Евхаристии. Это живой, воскресший Христос. В самой маленькой крошке Святого Хлеба Евхаристии все Тело Христово.

Это то, что говорили святые отцы. Я перед передачей специально еще что-то перечитывал. Симеон Новый Богослов и многие другие святые повторяют эту мысль: в каждой самой маленькой частичке весь Христос, живой и воскресший. Как это? Не знаем. Но мы точно знаем, что это Его Тело, Плоть и в Чаше действительно Его Кровь.

Мы соединяемся не с хлебом. Какой нам смысл соединяться с хлебом? Мы же хотим стать Христовыми, должны соединиться с Его человеческой природой. Это очень просто: подобное необходимо для подобного. Если мне в вену вольют кровь человека, со мной будет все в порядке, а если виноградный сок – я умру. Очевидно ведь… Мы также освящаем воду, она становится благодатной, но это все равно вода, и мы о ней ничего, кроме этого, не говорим. Но мы говорим, что на литургии в этой Чаше истинная, настоящая Кровь Христова. 

Вообще, к сожалению, у нас люди очень мало размышляют над молитвами, которые читают ко Святому Причащению и после причащения. Эти молитвы не для того, чтобы их протараторить, а для того, чтобы настроить нас на правильный образ мыслей. И когда в благодарственной молитве мы слышим: «Давый пищу мне плоть Твою волею…», что автор молитвы святой Симеон Метафраст имел в виду? Зачем ему было это писать, если он так не считал?

Я привел только пять цитат. А если вы наберете в поисковике: «цитаты святых отцов о Евхаристии», то обнаружите огромные «простыни». И всё в одном духе: да, видимым образом хлеб и вино, но таинственно в них Сам Христос, весь целиком. Как? Не знаю. Но знаю, что соединяюсь со Христом, когда причащаюсь. Это факт, это опыт моей духовной жизни и Вашей, Глеб Борисович, духовной жизни. Любой человек, который имеет желание быть со Христом, когда причащается, чувствует это единство.

– Отче, я знаком со священником, который имеет благословение причащать людей, находящихся сейчас не просто на самоизоляции, но на карантине. И, как это ни удивительно, не поступает телефонных звонков с просьбами, чтобы священник пришел к кому-то домой и причастил.

Мне казалось, что сейчас, в этих условиях, когда нет возможности сходить в храм, важна возможность попросить священника прийти на дом. Но звонков нет. Поэтому я хочу напомнить о вопросе Игоря из Москвы.

– Да, я тоже про него вспомнил. Что тут скажешь? Оскудела вера наша. Христиане на протяжении веков не мыслили жизни без Евхаристии. Для них это было очевидно, воскресший, живой Христос был рядом с ними. Они собирались и в катакомбах. Прятались, их за это сажали…

Если почитаете жития новомучеников и исповедников Российских, то увидите, сколько было случаев, когда Святые Дары вопреки всем нашим традиционным способам посылались по почте, передавались в лагеря, где их прятали и по сарафанному радио верующим говорили: «Вот там, под забором, лежат Святые Таины, вы можете туда прийти и причаститься». Жажда была по Христу – вот в чем дело. А сейчас этой жажды нет.

К сожалению, храм и наше Святое Причастие попали в один список с парикмахерской, маникюрным салоном, спортивным залом, рестораном и тому подобным… А нужна жажда ко Христу – тогда все возможно!

Мне вспоминается эпизод из жизни отца Павла Адельгейма. В лагерях его в связи со слабым здоровьем поставили работать в место, где хранился конфискат – изъятые у людей в связи с разными делами вещи. И он находит там дарохранительницу, полную Святых Даров. Для него это было чудо Божье: Господь его в лагере ставит на такое место, где он имеет возможность причащаться. Вот радость!

 А сейчас вопрос: «Как же мне причаститься?» Да без проблем. Есть возможность – приди на литургию. Не в группе риска – прими всевозможные меры, если у тебя дома старики. В конце концов, если сидишь на крепкой самоизоляции – сиди, пусть у тебя будет только храм и твоя самоизоляция. Сейчас ведь вирусологи говорят: неизбежно переболеет 70 процентов людей, просто за счет самоизоляции это время растягивается, чтобы не перегружать систему здравоохранения.

Есть желание, но нет возможности,  позвони в храм, слезно скажи: «Пожалуйста, сделайте что-нибудь! Хочу причаститься!» Придут и причастят. Это ведь даже не проблема по сравнению с теми, с которыми сталкивались в лагерях, во время чумы, холеры. Это были эпидемии, когда люди действительно вымирали, в том числе и монастыри. Это были реальные ужасы.

– В любом случае причаститься дома возможно, если человек боится и сам выйти, и заразить других. У того священника, которому благословлено причащать людей в карантин, есть даже защитный костюм. То есть все делается для того, чтобы человек не остался без Причастия. Но часто мы сами себя лишаем Причастия.

Я, наверно, скажу ужасную вещь; сейчас есть люди, которые говорят: «Слава Богу, я теперь имею законное освобождение и могу не ходить в церковь». Поправьте меня, если ошибаюсь, но, может быть, в это время как раз происходит некое очищение: человек, который ходил в церковь ради какого-то магизма, потом и не будет ходить.

Может быть, верующих останется значительно меньше, но… помните, как  спрашивали у Господа, ради скольких праведников Он не уничтожит Содом и Гоморру?..

– Вспоминаются два примера. Первый пример замечательного регента из нашего храма. Этот человек мало того что талантливый певец и регент, он еще и спортсмен. Как-то он приходит на литургию, говорит: «А я после спортзала». Я: «Какого спортзала? Закрыто же все». – «А у меня договоренность с тренером. Он мне в 6 утра открывает…» Они тайком поднимаются в спортзал и занимаются там, но чтобы это беззвучно было, аккуратно.

Понимаете? Человек ради того, чтобы заниматься спортом, договорился с тренером... Он, конечно, и причащается, он молодец – я не к тому, чтобы это противопоставлять. Но вот мотивация! А у нас эти разговоры: «Как бы мне причаститься?..»

А еще вспоминается фантастическое произведение «Бастионы Дита». Там был город, прочность которого была обеспечена тем, что всем жителям раздавался напиток совершенно безвкусный, подобный воде, но вызывавший стопроцентное привыкание. И никто не мог убежать из этого города, потому что у сбежавшего сразу начиналась ломка, он мог умереть. Все стояли горой за этот город, так как понимали, что если этот город падет, то они все умрут, ведь не будет этого напитка.

Мы, христиане, в каком-то смысле должны быть жителями такого города, у нас должно быть стопроцентное привыкание ко Христу. У нас должна начинаться ломка, как только мы остаемся без Причастия на две недели. Не зря же правила апостольские гласят (и VI Вселенский Собор это повторяет): если три воскресенья подряд не причащался – будь добр прийти к епископу с объяснением. Что с твоей душой вдруг произошло, что тебе Христос не нужен?

Будем испытывать такую зависимость и страх за свою Церковь: «Если вдруг храмы закроют, что же мы будем делать? Как мы останемся без Причастия, без Христа?» Вот  вопросы нам всем.

– Да, есть вопросы, на которые каждый должен ответить индивидуально… И каждый раз, когда мы причащаемся, оказываемся один на один со Христом. В этот момент Спаситель только наш, хотя это и общее дело, литургия.

Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея, – слышали мы сегодня в Евангелии.

– Если подвести итог: Причастие, принадлежность Богу – насколько это сейчас для нас неизбежно?

– Почему сейчас? Это навсегда, потому что Христос воскрес. Он с нами. Вот мы с вами здесь сидим, и Христос посреди нас, потому что мы говорим о Нем, а Господь сказал: …где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

– Благодарю Вас, отец Михаил.

– Простите за какие-то, может быть, суровые, резкие ноты.

– Думаю, это правильные ноты. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас, дорогие братья и сестры! Причащайтесь, не теряйте возможности никогда, несмотря ни на что. Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать