Пасха - Светлый Вторник

27 апреля 2011 г.

Аудио
Скачать .mp3


– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Сегодня  мы продолжаем беседовать о Распятом и о Воскресшем, о вере в Него и о спасении через Него. Батюшка, первый вопрос: что есть вера? Вопрос мой не абстрактен:  совершенно недавно я натолкнулся на результаты социологических исследований, которые гласят, что в Европе половина верующих христиан не верят в Воскресение Христа. Возникает вопрос: а во что они, и мы в том числе, тогда верим, если не существует Воскресения?

– Классическое определение веры, наиболее близкое мне, вера – это уверенность в вещах невидимых. То есть когда вера у человека имеет конкретную форму доверия к конкретной религиозной конфессии, конкретной религии, к которой он себя причисляет и с требованиями которой соотносит свою повседневную жизнь. Можно, безусловно, это понятие расширить, сделать его принципом отношений, построенных на доверии с кем угодно, начиная от президента, заканчивая собственной женой. Но мне все-таки ближе более частное и более важное для нас, христиан, определение веры  –  как доверия Богу.

В нашем случае совершенно ясно, что  доверие подразумевает и послушание, и терпение, и способность делать не так, как легче или как тебе хочется, а как правильно, или, по-славянски, – как праведно пред Богом. Наверно именно поэтому мы и соблюдали закончившийся Великий пост, почитая это время как праздник. И для каждого христианина (и того, кто похудел Великим постом, и кто, как и я, этого не сподобился по причине наличия углеводов во многих продуктах) очевидно, что время поста – это время духовной радости. Но при этом православные люди должны научиться не только радоваться духовно, но и осмысленно задумываться, что же такое наша вера и к чему она нас обязывает.

В вашем вопросе сквозит примерно такая же статистика, как, судя по «Интерфаксу-Религии», и в России. То есть в Европе, в России, в других христианских странах мы видим совершенно очевидное большинство людей, которые по церковным канонам и Римско-Католической Церкви, и Православной Церкви вообще не могут называться христианами, если они не верят в Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, и в последующее воскрешение душ усопших, которое означает переход в жизнь вечную. Без этой веры, как говорил апостол Павел, без веры в то, что Христос Воскрес в теле, конечно, называть себя христианином – это максимум этнокультурный контекст, в котором человек вырос, но не христианство само по себе. Сейчас такое время, когда многие утратили христианские корни.

– Почему же тогда этих людей в момент причащения Святых Христовых Таин не попаляет Божественный огонь?

– Я не могу говорить о процентном отношении людей попаленных, или, как Вы говорите, непопаленных Божественным огнем. Я только знаю как христианин, что неизреченной тайной является милосердие и долготерпение Божие. И знаю Евангельскую притчу, когда вместе до жатвы пребывают и сорняки, и пшеница. И в этом смысле, мне кажется, нет границ: Испания это, Италия, Россия, Украина. Здесь абсолютно все в одной лодке. Те же самые соблазны века сего, те же самые, к сожалению, расхристанные на протяжении уже нескольких поколений прихожане, которые с очень большим трудом собирают себя и до сих пор в большинстве своем не знают, как собрать собственных деток, а тем более внуков.

– А каково соотношение веры и религиозности? Некоторые люди считают себя верующими, но не считают нужным быть религиозными – ходить в церковь, участвовать в таинствах, в обрядах. В какой степени наличие веры предполагает религиозную практику: молитву, живую связь с Богом?

– Классическое религиоведение признает религиозность как необходимое начало в психике каждого человека. Она может как-то сублимироваться, может  трансформироваться, то есть принимать какие-то формы, например, уверенность в возможности построения рая на земле под названием «коммунизм», которую практиковали совсем недавно многие в нашем Отечестве и до сих пор еще этой немощью прикрываются. Есть, например, у кого-то уверенность, что он – черный пояс по каратэ, а кто-то называет себя эльфом, или гоблином. И в этой уверенности даже в рамках переписи таковых немало нашлось у нас, в матушке-России. Так что чему тут удивляться? Это вопрос к нам, пастырям. Мы должны больше трудиться, меньше спать. И со временем, через 2  или 3 поколения, если Господь попустит нам это время, очевидно, в колею исторического контекста вернется большее количество наших соотечественников. Если не вымрем до этого, как мамонты. Если будем деток рожать, воспитывать их. Все очень непросто. Мы, как известно, уже «давно попали» в перипетии истории, эти жернова до сих пор измалывают ежегодно великое множество наших соотечественников, к сожалению, безвозвратно. Но в эти Пасхальные, праздничные дни давайте поговорим о чем-то повеселее, чтобы мы могли именовать это время «пиром веры», как говорится в каноне Пасхи.

– Хочется задать вопрос об апокалипсисе.

– Мне кажется, стоит погулять в парке, послушать, как щебечут птички, посмотреть, как они строят гнездышки, сделать скворечник и успокоиться.

– Увидеть, что жизнь продолжается и тянется к Богу.

– Так точно.

– Откровения, сообщаемые Богом человеку о Себе, представляют собой некую систему знаний о себе, о мире. А применима эта система на практике? Или в храме одно, вне стен храма – другое? В церкви мы одни, на улице – другие. Можно жить с Богом в жизни?

– Начну с первого вопроса. Откровение всегда очень адресно. Если это откровение от Бога, что далеко не всегда так, то его адресность еще более точечная: оно дается человеку в определенное время, в определенном месте, с совершенно  определенной целью, чтобы в результате человек стал лучше, стал жить чище, праведнее. Исторически откровения, мы знаем из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, были как радостными (например, Благовещение Пресвятой Богородице), так весьма и весьма прискорбными, например, ветхозаветному пророку Ионе о судьбе целой Ассирийской империи. Таким откровениям не позавидуешь, даже не будучи ассирийцем. Поэтому нужно понимать, что нам надо искать не знамений и чудес, не откровений,  персонифицированных или общих, не Нострадамуса читать, а взять и после продолжительного Великого поста со своими детками сходить в аквапарк или на горку. Вот и все.

 Вопрос телезрителя из Мурома:  – Батюшка, Вы как-то однажды в передаче затрагивали тему крещения младенцев, что надо вроде бы обязательно крестить...

– Может быть, это был не я, а кто-то похожий на меня?

Телезритель:  – Знаете, вот Алексей Ильич Осипов, который выступает по каналу «Союз», объясняет, что должно сначала следовать оглашение. Как бы мир немножко меняется сейчас...

– Суть Вашего вопроса понятна, но не хотелось бы вступать в заочную полемику с профессором.

– Я должен сказать, что всех своих четверых деток покрестил в самом раннем младенческом возрасте. Сделали мы это с моей супругой осмысленно, чтобы благодать Божия ограждала, помогала нам и спомоществовала в воспитании наших деток христианами. Дьявол не выбирает,  на кого действовать, чем более беззащитен ребенок, тем больше вероятность того, что бесовская сила может повредить, если папа с мамой не молятся, не ходят в храм Божий, не приступают к таинствам, не воспитывают ребеночка по вере, подавая ему добрый пример.

Конечно, Крещение и справка о нем в комоде автоматически не помогают. В этом смысле, наверное,  стоит отложить духовное возрастание своего чада до времени, как он сам осмыслит, кто он такой в этом мире. Если же есть традиция церковной семьи

 и родители действительно хотят видеть свое чадо христианином, на что имеют полное право, им надо потрудиться. Даже если совсем необработанный участок земли взять и лет семь на нем погнуть спину, обязательно там можно вырастить какие-нибудь флоксы или помидоры. Я думаю, что за 16 лет возрастания ребеночка при усердных трудах тоже вполне можно добиться, чтобы твое чадо своими добрыми делами покрывало твои немощи, а не добавляло к твоим грехам еще и свои собственные.

– Отец Михаил, а как практически ощутить присутствие Бога в личной, персональной жизни, Его участие в ней, то, что Он слышит меня, мою молитву?

– Во-первых, можно пощупать у себя пульс, и понять, что ты жив. Если ты жив, значит, Господь еще тебя терпит, от тебя не отвернулся и больше того – на тебя очень сильно надеется. Если ты заметишь, что твой физический облик несколько трансформируется, и ты видишь на фотографиях себя поменьше, помоложе, а сейчас постарее, то это означает, что идет некий процесс – процесс приближения к тому Суду, который только для грешника называется Страшным. На этом Суде Господь Бог действительно спросит с нас за все те поступки, которые мы совершили. Если ты видишь процесс и осознаешь, к чему все движется, то надо встать с дивана, выключить телевизор и потрудиться над тем, чтобы не было на том Суде тебе грустно. И скрежет зубов грешников в аду –  от бессилия, от невозможности что-либо изменить или кого-либо обвинить, – это, прежде всего, бесцельно проведенное время земной жизни. Еще раз говорю, без апокалиптических настроений, мои дорогие, у нас сейчас Светлая Пасха. Задавайте вопросы позитивнее.

 Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада:  – Христос воскресе! Как правильно готовиться к Святому Причастию на Светлой Седмице?

– Матушка, современная практика рекомендует нам делать это таким образом. Во-первых, на Светлой Седмице не читаются Покаянный канон, канон ангелу-хранителю, Пресвятой Богородице, которые мы вычитываем перед Причастием. Читаются Канон ко Причащению, час Пасхи, которые заменяют на Светлой Седмице утренние и вечерние молитвы, и сами молитвы ко Святому Причащению. Дисциплина поста в современной московской практике и во многих городах и весях нашей страны такова, что люди сохраняют накануне Причастия супружеское воздержание, если они в браке, и накануне не вкушают мясные продукты. Все остальное не возбраняется. Те же самые освященные пасхальные яички, я думаю, не будет грехом потреблять в дни Светлой Седмицы. Спаси Вас Господь!

– Существует мнение, что религия – это некая система ограничений, влияющих или даже забирающих радости земной жизни.

– Корень «religare» – это, скорее, не ограничение, а «отделение», или «выделение». Это сознательный выбор человека между тем, что ему воспомоществует приближаться к вечности, и то, что мешает ему сделать  вечность блаженной. Поэтому человек отделяет, отсекает все то, что мы именуем грехом, если он христианин, и сознательно прилепляется к добродетелям, стремится общаться с теми, в ком эти добродетели уже видимы и значимы. «С кем поведешься – так тебе и надо», как известно. Если ты хочешь, чтобы у тебя по милости Божией было все-таки движение не «от», а «к», в этом случае надо обязательно  помнить слова царя Давида: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Поэтому не все равно, с кем разговляться на Святую Пасху, выпивать разрешаемую по Уставу чашу вина и соответственно после этого дискутировать. Не нужно сводить все в эти Пасхальные дни к богословским дискуссиям на кухне, а надо стараться делать больше добрых дел: взять и отнести свой куличик соседке, которая не смогла сходить в церковь, или взять яичко и подарить солдатику, или дворнику-киргизу во дворе и сказать ему: «Христос Воскресе!». Представьте себе, если этот самый киргиз, который метет ваш двор, вам ответит: «Воистину Воскресе!» или: «Вам того же». И в том, и в другом случае, я думаю, будет польза.

 Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга:  – Подскажите, пожалуйста, можно ли Вас где-то услышать, или, может, есть какие-то диски с Вашими лекциями? Вы очень интересно говорите, хотелось бы Вас немножко побольше услышать.

– Слава Богу, нет. Формат моей деятельности достаточно камерный, и, как и молоко, ни в какой рекламе не замешан. Поэтому, простите, пожалуйста, я просто священник воинского храма и достаточно мало времени и сил уделяю своей богословской подготовке. Поэтому не дерзаю переносить это все в медийный формат. Хватит добродетели долготерпения, которую стяжали мои прихожане.

– Батюшка, Вы больше времени проводите в храме или на плацу?

– На плацу я провожу времени не очень много, я по милости Божией не занимаюсь строевой подготовкой. Формат работы священника в армии не подразумевает подготовку к парадам. В составе парадного расчета я не осваиваю новый тип шага (которым в этом году, обратите внимание, пойдут воины на Красной Площади) почти метр шириной, это очень тяжело физически для тех, кто тренируется.

Мой рабочий день ежедневно начинается с того, что я пытаюсь расшевелить воинские коллективы, которые окормляю, чтобы они не тонули в житейском море, а хотя бы барахтались, а в идеале вообще-то выплывали куда-то. Поэтому я провожу занятия с разными категориями военнослужащих, совершаю очень много командировок в отдаленные гарнизоны, куда мой друг, отец диакон Кураев по понятным причинам не доезжает (они закрыты, там все контролируется по периметру, и туда никого больше из батюшек не пускают). Соответственно, многие  священники, которые там оказались, не имеют формы допуска к секретности, поэтому, например, на наших ядерных ракетных базах им не разрешают находиться. А мне в этом смысле проще, и я стараюсь нести слово Божие, прежде всего офицерам, ну и, конечно, нашим солдатикам.

– Вам приходится освящать оружие?

– Да, безусловно.

– Ракеты стратегического назначения?

– Я уже 13  лет этим занимаюсь, по планам, утвержденным командованием РВСН, и бываю регулярно на пусках наших баллистических ракет, как по продлению сроков постгарантийных, так и испытательных пусках. Но об этом мы поговорим в другой раз и в другом месте.

 Вопрос телезрительницы из Новгородской области: – Мне старец Адриан в Псково-Печерском монастыре сказал, что Господь меня обязательно спасет, это он точно знает, только нужно смирение. Скажите, пожалуйста, ведь это наивысшая добродетель, как ее можно приобрести? И к тому же меня интересует, действительно ли необходимо смирение для спасения так, как дыхание для жизни?

– Вы, матушка, мужа своего слушайтесь и приблизитесь ко спасению.

Телезрительница– Только мужа?

– Начните с самого простого. Театр с чего начинается? Если Вы дали кому-то обеты послушания, например, мужу, то надо их нести как жизненный крест. А если Господь не сподобил по грехам вашим иметь мужа, то надо обязательно постараться найти такого человека, который бы был лучше вас, более разумен  в своей осмысленной церковной жизни, он обязательно посоветует вам, в какой храм, к какому батюшке пойти, с кем посоветоваться. Но при этом вы должны всегда помнить, что решение все равно остается за вами. Вы обетов послушания, как монашествующая, не давали и вся мера ответственности не на духовнике, а на вас. Поэтому, как и в любом добром деле, пожалуйста, матушка, без фанатизма.

Телезрительница:  – А где пределы смирения? С чем-то, наверное, не стоит смиряться?

– Безусловно, не стоит смиряться с  грехом. Но при этом стоит посмиряться, если у тебя еще недостаточно добродетелей. Конечно, есть старый семинарский принцип «зачем смиряться самому, если можно смирить другого», но для души это не полезно.

 Вопрос телезрителя из Мытищ:  – Христос Воскресе! У меня вопрос: как узнали, что Иисус Христос действительно Воскрес? И как это отображено в Библии?

– Начните с самого простого – прочитайте Евангелие. Возьмите самый простой из Евангельских текстов – Евангелие от Марка, он был написан в свое время для римских тинэйджеров и многим без ссылок на ветхозаветные тексты будет понятен. Если более подробно, то стоит почитать кого-то из относительно современных церковных популяризаторов. Можно почитать замечательные труды Владыки Антония, митрополита Сурожского, можно прикоснуться к прекрасным трудам отца Александра Шмемана, там очень подробно это расписывается. Вы просто потрудитесь прийти в большой церковный магазин в Москве, или в Интернете зайти на сайт www.pravoslavie.ru,  набрать в поисковике «Воскресение Христа» и посмотреть, что там высветится. Выберете и почитайте, это не займет много времени и не съест много ваших денег.

Телезритель:  – Батюшка, но все-таки –  в двух словах. Никто же не видел Воскресения...

– Дело в том, что мы можем говорить о физических свидетельствах Воскрешения, которые известны и сохранились в Церкви. Например, Туринская плащаница, это, прежде всего, не погребальный саван, а  ткань, которая стала свидетелем Воскрешения, которая была не развернута с Пречистого Тела Спасителя, а через которую Он вышел, воскреснув, и это физически изменило структуру самой ткани. Можно говорить о свидетельствах, которые были совершенно очевидны для римских стражников, легионеров. Как известно, за то, что заснешь на посту, по римским дисциплинарным уставам, «вырезался» весь караул, состоявший из 12 – 16 человек. И если засыпал на посту один, то смертная казнь с конфискацией имущества (подчеркиваю) по римскому праву была по отношению ко всему караулу. Естественно, что каждый следил за другим, чтобы не заснули. Та четверка воинов, которая заснула, безусловно, обрекала всех на погибель. И если бы это действительно было так, то мера наказания была бы самая серьезная.

Мы можем говорить о многих свидетелях Воскресения Христа Спасителя, которые были явлены святым апостолам, равноапостольной Марии Магдалине, Марии Клеоповой ,  женам-мироносицам. Очевидно, что для них этот вопрос был неоспорим. Но еще раз скажу, что вера подразумевает степень нашего личного доверия. Если вы не имеете этой степени, то можете дерзновенно обратиться к Богу, попросить, чтобы Господь Себя вам явил: Господи, помоги моему неверию! Помоги мне уврачевать эту рану в моей душе. Господи, яви Себя мне, помоги мне действительно осмысленно, осознанно уверовать в Тебя». И дальше ждите, Господь не оставит.

Телезритель:  – То есть, словами современного человека: «Господи, если Ты есть»...

– Не «если Ты есть»  –  это подразумевается. Речь идет о святоотеческих текстах. Маловерие – грех, с которым мы встречаемся и сами, как немощные люди, и в своих прихожанах, приходящих на таинство Покаяния регулярно. Это обычное искушение. Бывает, на человека накатывает грустинка, бывает – веселинка, бывает, человек начинает сомневаться даже в том, что любит свою жену или мужа, а бывает, когда для него совершенно очевидно, что это самый близкий человек на земле. Так же и в отношениях с Богом: не бывает ровности, к сожалению, всегда некая синусоида. И в этом смысле надо просто отдавать себе отчет, что мы не биороботы, мы – люди, имеющие свободу выбора между добром и злом, свободу воли, и если мы от этого откажемся, то обретем постоянство, но потеряем Божественную свободу, и тогда не сможем стяжать любовь. И только в этом духовном «коктейле» можно обрести ту ровность, которая характеризует в отличие от экзальтированных сект православного человека, это то, что качественно отличает нас от лжевер, от иновер. И именно поэтому мы должны это ценить как величайшую ценность.

– Отец Михаил, а каково соотношение между верой и знанием? В вере существует что-то рациональное? Она как-то подтверждается знаниями, наукой?

– Конечно, подтверждается, но никогда это подтверждение не бывало и, слава Богу, не будет (я уверен) на 100%. Любой человек, желающий найти подтверждение своей веры, посмотрит на жирафа, увидит, что теория эволюции на жирафе не работает  – с короткой шеей жираф умирал и не смог бы развиться в жирафа с длинной шеей, и поймет, что теория Дарвина в этом конкретном жирафе не работает. А другой человек скажет, что жизнь произошла с инопланетной цивилизации, и этого нашего грустного уфолога никак не отличишь от человека, который просто не хочет верить.

Речь идет об очень простых вещах. Человек так устроен, еще раз повторюсь, что, если он хочет свободной волей, своим добрым сердцем уверовать, он обязательно станет верующим человеком. А если не захочет – никакие научные эксперименты не убедят его в совершенно очевидных для любого православного человека вещах. Это и не нужно делать: невольник – не богомольник. Не надо проводить такие эксперименты (упаси нас Бог от них), которые в результате с неизбежностью докажут каждому, что Бог есть. В этом случае не останется труда, а значит, и не будет заслуги перед Богом вот в этом сознательном выборе веры. Господь говорит: Блаженны невидевшие, но уверовавшие. Если мы увидели, то этого блаженства лишимся.

– А возможно ли вообще, чтобы творение познало Творца?

– Конечно, в эманациях, то есть в проявлениях Божественной любви, Божественной благодати, в том, что Господь являет нам, Своим чадам. Но речь не может идти о познании Бога во всей полноте, Господь трансцендентен, непознаваем. И здесь надо просто взять и почитать труд по апофатическому, катафатическому богословию, того же самого псевдо-Дионисия Ареопагита. Можно прочитать на эту тему замечательные труды Григория Синаита. Можно еще назвать с десяток имен, которые в святоотеческой традиции однозначно говорят нам о таинственном, непознаваемом и трансцендентном, оно, собственно, и сохраняет покров тайны и дает нам возможность хоть как-то оправдаться за свои грехи. Потому что если «нажми на кнопку – получишь результат, и твоя мечта осуществится», то тогда в чем наша заслуга?

 Вопрос телезрителя из Ярославской области: – Христос Воскресе!  В ранние периоды христианства по молитвам святых Господь являл всякие чудесные явления для утверждения веры. А сейчас время вроде такое трудное и маловерия очень много, почему мы не видим таких чудесных явлений для утверждения нашей веры? И второй вопрос: как Православная Церковь относится к Александру Меню? Издано много разных его книг на православную тему, но я не совсем пойму, одобряется его наследие или нет?

– Отец Александр Мень своими миссионерскими трудами обратил ко Господу сотни тысяч людей. Безусловно, он человек, который принял страдания за нашу веру. И кто бы какие слухи ни распространял, совершенно очевидно, что его кончина была мученической. Мы не говорим о канонизации – это не моего уровня вопрос, но то, что человек в священном сане принял кончину от неизвестного мучителя (как и отец Даниил, или отец Анатолий Чистоусов, или многие современные подвижники благочестия), безусловно, является торжеством Православия, свидетельством, что за свою веру наши современники способны не только говорить, но и умирать.

Первый же ваш вопрос, по-моему, у любого человека, который ходит в храм Божий, наверное, вызовет улыбку. Мы каждый день сталкиваемся с чудом. Вот сегодня утром я и еще семь моих коллег, военных священников, сподобились увидеть чудо: два полка ВДВ поисповедовались и причастились Святых Христовых Таин, из них 80%, наверное, впервые в жизни. Ваш уважаемый ведущий Михаил был свидетелем и участником этой Божественной литургии. Разве это не чудо? У нас нет почти ничего, а сотни, тысячи православных людей в военной форме, многие из которых прошли «горячие точки», регулярно выходят из нормально работающего самолета с парашютом за спиной, рискуют жизнью, при этом не получая за это сколь-нибудь значимых материальных средств, во славу Божию и во славу нашего Отечества готовятся сейчас к Параду Победы, чтобы показать нашим, к сожалению, уже немногочисленным ветеранам, ту славу, которую на своих погонах носят наши современные солдаты и офицеры, которая известна во всем мире, поскольку мы имеем армию, которая действительно ходила всегда на войну не убивать, а умирать. Мы практически не вели захватнические войны, и большинство народов вошли в состав нашего Отечества добровольно, как те же самые грузины или украинцы. И именно поэтому Ермак и 300 казаков могли захватить (условно) огромное Сибирское ханство, где были сотни тысяч жителей. И именно поэтому добровольно вошли в состав России многие народы: калмыки, которые для этого пешочком, на лошадках пришли из Внутренней Монголии, или корейцы, сотнями тысяч бежавшие от японских оккупантов именно в Россию, в Российскую империю, и здесь нашедшие свою вторую родину. И таких примеров великое множество.

 Так вот, чудеса происходят постоянно. Но эти чудеса, еще раз повторю, всегда нравственно ориентированы не на массовку телевизионную, а лично на того человека (они очень адресны), который именно этим чудом укрепится в вере, избавится от уныния, обретет надежду. И Господь эти чудеса совершает. А мы, свидетели, в основном предпочитаем об этом помалкивать, чтобы не соблазниться самим и не соблазнить кого-либо.

Сам факт, что наша Церковь за последние 20  лет возродилась из совсем малозначимого сообщества престарелых людей в полноценную, очень значимую в нашем Отечестве, самую, пожалуй, уважаемую и почитаемую духовную силу! Мы видим, что это происходит, несмотря на то, что в Церкви те же проблемы, что и в обществе. Многие батюшки, к сожалению, как и чиновники, как и коммерсанты, за деньги, а не за Родину. Проблема та же самая, поскольку священники берутся из общества, отнюдь не с Марса в герметичной упаковке. Несмотря на все эти немощи, находится достаточное количество людей, чтобы возрождать разрушенные монастыри, принимая иноческий равноангельный образ. Или, например, создавать совершенно некоммерческое по своей сути православное телевидение (таковых каналов уже несколько). Мне кажется, что это вообще чудо, поскольку произошло это всего за 20 лет.

Вот я, не имея никаких средств, возрождаю большой храм в Москве на улице Матросская Тишина, дом 9,  в Сокольниках. У нас нет денег, но мы возрождаем его, и Господь посылает добрых людей. Буквально на праздник Благовещения освятили новую воссозданную 32-метровую колокольню нашего Благовещенского храма. Притом, если посмотреть рационально, мы бы ее лет 50 восстанавливали. А Господь управляет, устрояет. Приходите, посмотрите, потрогайте кирпичи – все настоящее и красивое. Спаси Христос!

– Дорогие друзья, я подтверждаю слова батюшки, что 623 причастника...

–640: когда вы уехали, мы покрестили еще 14 солдат, и они тоже причастились.

– Друзья, это чудо! И когда смотришь на это действо, то сердце выпрыгивает из груди и поет хвалебную песнь Богу.

 Вопрос телезрительницы из Челябинской области:  – Христос Воскресе! Я смотрела американский фильм «Евангелие от Иоанна». Мне непонятно, там Христос слишком веселый, какие-то чудеса показывают. И Божия Матерь такая счастливая... Может быть, мне так показалось? Я не знаю, как к этому относиться. Может, у нас разное отношение с американцами?

– Вы отчасти правы. Несомненно, что духовная культура в нашем Отечестве подразумевает значительно более серьезное, даже, если хотите, интимное отношение к внутреннему миру человека, в частности, к вере. И многие наши храмы насчитывают лет больше, чем само американское государство. У нас даже казарме при штабе ВДВ больше лет, чем американскому государству. И ничего, там служат наши военнослужащие. Поэтому в этом смысле ориентироваться на ширпотреб примерно то же самое, что каждый день кушать лапшу «Доширак» – от этого обязательно произойдет какой-нибудь заворот кишок, не дай Бог. И в этом смысле духовный заворот мозгов произойдет, если смотреть низкосортную продукцию американских кинематографистов, у которых ничего личного, они просто зарабатывают на популярных темах деньги. Поэтому относиться к игре актеров как к Священному Писанию, было бы, на мой взгляд, по крайней мере глупо.

Что же касается трудов на этом поприще, я не занимаюсь рекламой, но, работая с невоцерковленными категориями, прежде всего, с военнослужащими, с солдатами, скажу, что фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», безусловно, вызывает очень большое внимание, очень необычна сама форма подачи материала. Мне кажется, что человеку, который не ходит в храм Божий, надо обязательно его посмотреть. Если же ты ходишь в храм Божий, уже уверовал, то нет смысла его смотреть:  будут некие штампы, некие образы, которые потом просто будут мешать молиться.

– Батюшка, а как развить в себе религиозное чувство? Любовь к Богу?

– Не надо его развивать в себе. Развивать надо бицепсы, мышцы пресса. А религиозное чувство, как и любовь к другому человеку, развивается не какими-то механическими ухищрениями, а сознательной работой над исправлением собственного сердца, собственной жизни. Ты делай больше добрых дел, добрее относись к людям – добро же и кошке приятно, как известно. И Господь, видящий твои добрые дела, безусловно, призрит на твои труды и будет тебе помогать в устроении праведности в твоей жизни. И, я уверен, никакое доброе дело не остается без воздаяния. Очень многие люди, видя доброе сердце живущего рядом человека, к нему располагаются, в свою очередь, отвечают ему взаимным добром и уважением, и складываются особые, очень трогательные отношения между

верующим воцерковленным человеком и, например, всеми людьми подъезда, где он живет. Очень многие спрашивают у него что-то, поздравляют с праздниками, хотя сами в храм не ходят.

Постоянно мы сталкиваемся с тем, что  малознакомые или совсем незнакомые люди пытаются что-то сделать, помочь, услужить. Почти в каждый храм перед большими праздниками, в том числе и в наш, приходят прихожане или просто «захожане» и говорят: «Знаете, мы тут принесли вам из нашего хозяйственного магазина упаковку туалетной бумаги, чистящее средство «Пемолюкс...»  –  таким образом проявляют любовь к Воскресшему Спасителю. Эти мелочи свидетельствуют о внутреннем благочестии, о том, что, как говорил Тертуллиан, душа каждого человека по природе своей –  христианка. Это действительно очень видно.

Очень многие мусульмане, замечательные мои друзья с Северного Кавказа, Юнус-Бек Евкуров – замечательный, воистину русский офицер, десантник, сейчас уже генерал, Герой России, мужественный и смелый человек, которого я имею честь много лет знать, тоже поздравляет меня с праздниками, как и заслуженные и еще не очень заслуженные офицеры, настоящие россияне, ребята из Дагестана. Есть замечательные представители исламского духовенства, которые поздравляют меня со всеми праздниками, и я им за это очень благодарен. Сам,  грешен, не поздравляю, не отслеживаю религиозные исламские праздники. А они поздравляют с праздниками и показывают уважение к нашей культуре, традиции, постоянно задают  очень умные и тонкие вопросы, и мне очень приятно иногда с ними пить кофе.

– Что же, можно быть нравственным человеком, но не верующим?

– Безусловно, христианство не узурпирует нравственность как таковую. Другой вопрос, что сама по себе нравственность недостаточна,  чтобы человек вошел в Царствие Небесное. Это важная, необходимая, но не единственная составляющая понятия «христианин». Но безнравственный человек не может называться христианином. С другой стороны, еще раз повторюсь, мы с вами живем в постсоветском обществе, которое, несмотря на выхолощенную идею Бога, тем не менее, на протяжении нескольких поколений воспитывало в людях порядочность, основываясь, в общем, на Евангельских принципах и добродетелях. Посмотрите, самое христианское в мире кино – это советские фильмы (не все, конечно, но в очень значительном большинстве): самопожертвование, на первом месте – общественное, на втором – личное, воспитание доброго и вечного почти в каждом фильме или мультфильме.

 Вопрос телезрителя Александра из Балашихи:  – Христос Воскресе! Хотел поинтересоваться, если на человека сходит Святой Дух, он может, допустим, жить не в монастыре, но при этом после жизни уйти к Богу? Или же лукавый может подвести так, что может забрать нас к себе, если на человека сошла благодать Святого Духа?

– Александр, вот именно для этого и создана Церковь, чтобы не обязательно было уходить в монастырь, брать на себя  особенно тяжелые посты, особенно длинные службы. Можно и нужно (подчеркиваю) нам, находясь в миру, живя обычной своей семейной, профессиональной жизнью, вместе с тем сподобиться благодати Духа Святого и в церковных таинствах, и в добрых делах, чтобы после окончания земной жизни пребывать там, в месте блаженного успокоения, как говорят наши церковные молитвы, где «нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Представьте себе, что из малогабаритной хрущевки вы переселяетесь в огромный, прекрасно обустроенный коттедж на Рублевке. Вот это очень бледная тень того, что ожидает христианина, который в этой жизни жил не «на карман», старался помогать людям. В этом смысле для любого человека переход в жизнь вечную страшен, мы, конечно, этого боимся и не хотим, но есть такие вещи в нашей жизни, которые все-таки поважнее, чем любым способом продлевать себе земную жизнь. И одна из таких важных краеугольных вещей – это вера в Воскресшего Спасителя мира. И Господь, Который прошел через врата смерти, Воскрес в Теле, пройдя через  врата смерти, этим указал дорогу для каждого из нас. И Он всех верных, всех тех, кто живет в этой жизни по Его заповедям, там уже ждет, как ждут тысячи и тысячи угодников Божиих, праведников. Наверняка там есть наши с вами родственники – будет вдвойне приятнее встретиться. Спаси Христос!

– Батюшка, разными путями Господь приводит к Себе. Вот Вы сегодня крестили14  человек...

– Не я, а протоиерей Савва Щербина и отец Александр Солдатенков, мои боевые соратники, низкий им поклон.

– Почему именно в армии люди приходят к вере? Там что, острее чувствуют Бога?

– Там опаснее, особенно у нас в ВДВ – это первое. А второе – они чувствуют братство по оружию, братство по вере. У нас от нашего командующего – Героя России Владимира Анатольевича Шаманова, который еще в Первую Чеченскую тоже  сказал, что на войне атеистов нет, до преподавателей, профессоров и доцентов нашего Рязанского десантного училища, где я сегодня днем сподобился выступать на научно-практической конференции, совершенно очевидно, что любой умный человек рано или поздно приходит к Богу, в Церковь, становится осмысленным христианином.

И в этом смысле даже Чарльз Дарвин, который никогда не отрицал первопричину творения мира в Боге, не исключение. Надо все-таки понимать, что вера в Бога – это признак ума, признак внутренней развитости человека, способности не только к животным инстинктам. Именно поэтому большинство талантливых людей соотносятся с вечностью как минимум. И высокие творения искусства, живописи имеют отблески воистину Божественной благодати, и именно поэтому возвышаются над временным и приобретают отблеск вечности. Именно поэтому через века талантливые вещи, произведения сохраняют свою актуальность.

– И последний вопрос в рамках сегодняшней программы. Вы коснулись сегодня темы космоса. Пионеры космонавтики  К. Э. Циолковский,  С. П. Королев прогнозировали, что мы продвинемся в космос – буквально через несколько десятков лет будем на Луне, на Марсе. Как настоятель храма при штабе РВСН, как Вы считаете, почему Господь не попускает человечеству покинуть пределы ближнего космоса?

– Я уже сегодня говорил, что Господь не занимается тем, что вместо тебя пойдет за молоком. И нет никакого смысла, чтобы нас ангелы Божии переносили в пустое, не имеющее даже атмосферы и минимально необходимых для жизни условий, космическое тело. Совершенно не обязательно, чтобы наша нога ступила на далекие планеты. Мне значительно ближе тот микрокосмос, что внутри нас, он более таинственен, более интересен, и самое главное, он является частью нас. И если мы сможем этот микрокосмос в себе познать, то этого будет вполне достаточно, чтобы познать смысл своей земной жизни. Она, поверьте, закончится быстрее, чем технические средства научатся преодолевать миллионы световых лет, отделяющих нас от дальних галактик. Конец жизни наступит раньше, и в этом смысле лучше заниматься более практическими мечтами, например, мечтать о еще одном чаде или о том, как провести отпуск летом интересно и свежо, чтобы у деток было о чем написать в сочинении после того, как закончится лето. Мне кажется, очень важно посмотреть вокруг и увидеть: а кто же нуждается в том добре, которое есть в твоем сердце? Вот сделай для этих людей праздник, радость – и ты будешь просто молодец!

– Отец Михаил, я благодарю Вас за добрую, научительную беседу. Благословите наших телезрителей.

– Бог вас, мои дорогие, благословит! Христос Воскресе!

Ведущий Михаил Карелин

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать