Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

8 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, известный проповедник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Артемий, мы чрезвычайно рады Вас приветствовать в нашей московской студии в эти праздничные дни Рождества Христова.

– А я, честно говоря, даже уже соскучился, потому что давно не общался со своими телеприхожанами.

– Мы, в свою очередь, тоже соскучились. Я думаю, будем встречаться чаще. Отец Артемий, прежде чем мы поговорим на разные темы духовного и нравственного содержания, давайте осветим событие, которое будет завтра (вернее, уже сегодня) нашей Церковью отмечаться. Это память убиенных Вифлеемских младенцев. Расскажите об этом событии, пожалуйста.

– Мне помнится, как в далеком 1995 году я первый и единственный раз посетил Святую Землю и долго-долго стоял у некоей сени, внутри которой виднелись маленькие косточки, несомненно принадлежащие младенцам, чудесно сохранившиеся все эти века. И всякий раз, когда после Рождества подходит это событие – память Вифлеемских младенцев,  думаешь: какая же непостижимая тайна Промысла Господня! Ведь Христос родился, чтобы возвестить радость велию (великую) всей Вселенной, но не прошло нескольких дней, как это торжество было омрачено дьявольской и человеческой злобой, посягнувшей на самое святое, что только есть под солнцем, – на жизнь невинных младенцев.

С тех пор прошло две тысячи лет. Всякий раз, когда мы, священники, сталкиваемся с трагедиями земной жизни, когда к нам приходят матери или родственники и ждут утешения, укрепления после потери младенцев, обращаешься тайно или явно вместе со скорбящими к святым младенцам. Ведь они были лишены по Божьему попущению радости земного бытия, но, в невинности и чистоте отойдя в мир иной, как будто став первыми мучениками за Христа, как звездочки на духовном небосводе и поныне сияют, моля Всевышнего за этот богоотступнический мир, моля за сохранение детей и отроков, жизнь которых сегодня находится в опасности; может быть, ходатайствуя за тех неразумных женщин, которые еще не стали матерями, но задают себе в сердце страшный вопрос: быть или не быть; родить или не родить того младенца, который под сердцем.

И память Вифлеемских младенцев обязывает нас, конечно же, всем миром сохранять самое святое, что дает Бог человеку, – утробное дитя. Слава Богу, в последние месяцы, вслед за Святейшим Патриархом, который, как вы знаете, ходатайствует перед Думой и законотворческими инстанциями о запрещении абортов на Русской земле, сегодня многое уже изменилось в сознании соотечественников.

– Мы можем сделать вывод, что по истечении такого малого количества времени сознание действительно изменилось. Ведь очень большая волна критики обрушилась на нашу Церковь, в частности и на Патриарха.

– Безусловно, здесь сталкиваются копьями разные мнения и суждения, ведь кто-то до сих пор верит, что он произошел от обезьяны. «А если Бога нет, – говорил Федор Михайлович Достоевский, – то все позволено». Но тем не менее не месяц и не два идет эта деятельность за сохранение жизни; и само это движение «За жизнь», уже много лет набирающее все новых и новых сторонников, способствовало тому, что число этих ужасных смертей сократилось в порядки раз. Хотя почивать на лаврах нам пока не приходится.

– А что может сделать Церковь, кроме того как осудить этот грех, написать петицию, выступить перед общественностью? В реальности что она может сделать?

– Церковь (я, ты, он, она, вместе – целая страна) – это Мать, которая призвана прежде всего воспитывать и просвещать молодежь. И всякий раз, когда я оказываюсь в светской школе, общаюсь со старшеклассниками не с осуждением, не с презрением, не обливаю горечью критики окружающий мир, но всегда мягко и ненавязчиво напоминаю будущим матерям: «Берегите свое счастье, не преступайте той черты, которую преступил Родион Раскольников, пролив чужую кровь. Если хотите быть всегда молодыми, здоровыми, счастливыми, памятуйте, что первенец – это великая святыня». И конечно же, если наши юноши и девушки будут понимать, что любовь и материнство, любовь и отцовство вещи нераздельные, тогда и не нужно будет Патриарху обращаться в Думу, чтобы уговаривать наших отечественных мыслителей не оплачивать из бюджета эти людоедские преступления.

– Отец Артемий, раз уж заговорили про молодежь, скажите: слышал недавно такую цифру, что порядка шестидесяти-семидесяти процентов наших молодых людей, учащихся высших учебных заведений, негативно относятся к Церкви. Как Вы могли бы это прокомментировать?

– Я думаю, уши и одновременно рога и копыта таких социологических опросов растут из тех центров, которые финансируются  старичком СОРОСом, либо из братских фирм, ему подведомственных. Потому что батюшки знают жизнь не по выкладкам этих опросов, а находятся в самой гуще общения с молодежью, и я убежден, что это, мягко говоря, необъективная оценка действительности. Может быть, это справедливо в отношении Калифорнии или штата Индиана. Но мы, дорогие друзья, живем в удивительно благодатное время, живем в России в то время, когда восстанавливается русский мир и Мать-Церковь, возвышая свой голос, исполненный правды и любви, находит отклик в миллионах сердец. Ну а если опираться на радиостанцию «подмоченного» «Эхо», если убрать зонтик, так что ядовитый «Серебряный дождь» будет проедать вам плешь негативом, тогда, конечно, окажется, что и Трамп в меньшинстве, а старушка Клинтон уверенно побеждает. Но все познается по плодам и важен результат.

– А сейчас есть результат, как Вы считаете? Какая у нас молодежь?

– Молодежь прекрасная, за редким исключением. Все же люди разные. Но посещая светские школы от Японского моря до Балтийского, я вижу, что не только педагоги и директора относятся к батюшкам с благоговением (батюшки тоже должны быть достойны этого доверия), но вижу удивительную восприимчивость в сердцах подростков, их открытость навстречу разумному, доброму и вечному. Сегодня как раз то время, о котором говорит Спаситель: «Жатвы много, а делателей не хватает».

– Отец Артемий, давайте перейдем к празднику Рождества. И если уж я задаю вопросы критичного содержания, то какие есть вещественные доказательства того, что Христос родился в мир именно две тысячи лет назад?

– Главное доказательство, на мой взгляд, не вещественное, а то, что наполняет умы и сердца. В рождественскую ночь большинство из наших телезрителей, я убежден, не по экрану следили за службой Христова Рождества (равно как и на Пасху не удовлетворяются трансляцией из Храма Христа Спасителя), но сами, с зажженными свечами входя в Божий храм или в ночь на Рождество Христово склоняясь над вертепом из елового лапника, завороженным взором смотрят на икону, где Богородица возлежит и с любовью взирает на Богомладенца, перепеленутого чистыми льняными пеленами и почивающего в воловьей кормушке. Так мы говорим о том, что это крылья за спиной, радость, мир, понимание, что все будет хорошо, что маленький Христос всех умнее, всех сильнее, всех мудрее, Он есть Бог во плоти, Который держит в Своих руках Вселенную. Вот это глубинное, мистическое, ясное, светлое знание (и чувство), что Бог явился во плоти, Он с нами и среди нас, является самым великим внутренним  доказательством. Второстепенным по отношению к нему уже будет и город Вифлеем... Посетите, если кто не был; я совершенно убежден, что даже некрещеный человек, попавший по туристической визе на Святую Землю, возвращается в Россию после посещения Гроба Господня, Вифлеемского храма иным. Ну а что касается даров, которые волхвы положили к стопам Спасителя, у нас в храме, в нашей тихой обители, есть подарок от фонда, занимающегося охраной этой святыни – даров волхвов; и под иконой «Рождества» небольшой золотой треугольничек – точная копия тех золотых слитков, которые милостью Божией хранятся в огромном количестве в одном из афонских монастырей.

И уж если говорить о вещественных доказательствах, то их море. Пророк Даниил, которого чтут не только христиане, но и мусульмане, как знают многие из участников нашей передачи, в свое время  предсказал, что пройдет четыреста девяносто лет от повеления царя Кира отстроить Иерусалимский храм до праздника Крещения Господня. И нужно видеть, как древние народы (мусульманские, христианские) чтут этого пророка, обновившего первое Евангелие, свидетельство, данное еще Адаму и Еве, что «придет в этот мир благословенное семя, которое сокрушит главу змия».

– Отец Артемий, вечный вопрос... Когда я готовился к передаче, много чего смотрел на форумах, люди спрашивают: зачем нужно было делать все так сложно, зачем нужно было рождаться? Вопрос, конечно, больше догматического содержания. Почему нельзя было как-то по-другому: прийти, объявить, рассказать? Нет, нужно было родиться, прожить жизнь, при этом быть Младенцем и так далее… Люди порой не понимают, как Бог мог прийти в человеческом обличье, родиться Человеком в этот мир.

– Не понимали еще древние иудеи, для которых весть о Богочеловеке стала соблазном. Не понимали и античные греки и римляне, для которых это было безумие. Но для нас с вами, людей генетически усвоивших православие, уже две тысячи лет свидетельствующее о том, что Христос стал как один из нас, все становится понятным, если мы присоединим к рассудочной части («рацио») еще и сердце, ищущее помощи Божией в борьбе с грехом, который каждого из нас ежедневно атакует. И действительно, кто-то из наших интересантов (тех, кто задает такой вопрос) пусть попробует победить в себе гордыню или тщеславие, раздражительность или склонность к депрессии, к унынию собственными силами. Убежден, что три дня искренних попыток изжить какое-нибудь чревоугодие закончатся очередным фиаско, приведут такого евроскептика к тайной молитве: «Господи, хочу, но ничего не получается. Хотел как лучше, а получилось как всегда. Помоги, Господи, простри Твою руку, Сам защити меня от гнетущих меня страстей!»

И вот когда от теоретических вопросов человек приходит к молитве, к мольбе и как дитя простирает руки к Всевышнему, тогда получает свидетельство о том, что Бог рядом, что Он, став Человеком, взял на Крест наши болезни, что Он вдохнул в нас через Таинство крещения «инъекцию» – Божественную энергию. Усвоив ее в крещении и миропомазании и обновляя в исповеди и причащении, мы действительно получаем все необходимое и достаточное для освобождения от дьявола, его тирании и обретаем в себе начатки мира, радости, любви. Тогда разговор совершенно иной. Тем не менее я могу посоветовать искренне вопрошающим все-таки раскрыть Новый Завет и, ежедневно по главе со вниманием читая повествования евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, запечатлеть в самом сердце образ Иисуса Христа. Потому что в основе таких вопросов все-таки, как правило, лежит пионерское неведение, невежество.

– Отец Артемий, правильно ли я понимаю, что мы сами по себе ничего не можем добиться, если мы без Бога?

– Нам предоставлена свобода желать лучшего. За нами осталась свобода произволения, куда склонить чашу сердечных весов – к добру или ко злу, взять что-либо без спросу, тайком или испросить дозволения. Всегдашняя альтернатива для ребенка. Но для того, чтобы подкрепить доброе желание импульсом, для того, чтобы изжить грех, закваску порока из глубин собственного сердца, необходима вот эта самая живительная «инъекция». И Христос для того-то и стал Человеком, чтобы, победив лукавого, помочь нам изжить страсти, таинственно соединяясь с нами теснее, чем мать соединена с утробным младенцем. Большинство из наших участников сегодняшней беседы (такой динамичной и необычной), я убежден, в ночь на Рождество причастились Святых Христовых Таин и сказали излюбленную фразу чеховской интеллигенции: «Бог ныне в моей душе. И не только в душе, но и в теле». Конечно, очень хочется пожелать и себе, и всем вам, дорогие друзья, о Христе не понаслышке узнавать, но предоставить Ему собственное сердце в тот вифлеемский вертеп, пещеру, где Богомладенец сияет Своею чудной улыбкой.

– Как обычно следует проводить дни после Рождества православному христианину?

– На вкус и цвет господина нет. Если бы я был султан (это не мое желание – интегрироваться в мусульманский мир, а такое сказочное присловие), то, конечно, посоветовал бы на святки, когда многие дети играют в прятки, вспомнить прекрасное школьное изречение: солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья. Потому что на лоне природы великие праздники совершенно по-особому переживаются: что Пасха, когда оживает природа весной, отрешаясь от объятий зимы; что Рождество Христово: смотришь на полумесяц, на звезды и чувствуешь, что они делятся с тобой радостью о том, что Бог явился во плоти.

– Сегодня еще память одного замечательного святого – мученика архидиакона Стефана. Он считается первомучеником…

– Да, когда мы были маленькими и читали известные стихи Сергея Михалкова «Дядя Степа – милиционер», кому тогда могло прийти в голову, что этот дядя Степа (Степан, Стефан) имеет небесным покровителем первого мученика за Христа архидиакона Стефана, имя которого с греческого переводится как «венец», «увенчанный». И подлинно прославить Христа мученической смертью – это высочайший удел, который дается не всякому. Не каждый из нас обретает в себе такие нравственные силы, чтобы смотреть насильственной смерти в глаза.

Однако и поныне святой Стефан укрепляет тех, кто Промыслом Господним становится на стезю исповедания веры. Ведь по статистике каждые шесть минут в этом мире убивают христианина. Если наши друзья интересуются общественно-политической жизнью, им ведомо, какие гонения обрушиваются на современных христиан не только в Сирии, но и в Пакистане, Индонезии, зачастую в Египте. И святой Стефан с неба, как великий в мучениках, взирает на всех невинных страдальцев за Христа. Каждый из нас должен хотя бы мысленно примерять его жребий к себе самому, потому что нам нельзя отрекаться от веры пред угрозою насильственной смерти, мы должны быть сильнее всех страхов, нам надлежит мужественно исповедовать Христа и этим мужеством покорять тех, кто с необоснованной и немотивированной агрессией приступает к нам, желая испытать нашу веру.

– Вот совсем недавно я ехал в электричке, и мне предложили какую-то христианскую газету. Я ехал со своим другом; он спросил: «Вы к какой христианской деноминации относитесь? О чем газета?» Женщина, предлагавшая газету, сказала, что они пятидесятники. Естественно, мы отказались, даже неинтересно было смотреть эту газету ради любопытства. В то же самое время эта женщина почему-то обиделась; может быть, мы как-то неправильно интонацию построили при вопросе. Она начала доказывать, что Бог один. И когда в ходе беседы выяснилось, что мы – православные, а к тому же еще и бывшие семинаристы, то начались нападки, осуждения нашей Церкви, Патриарха и так далее. Вот в этом случае это ведь тоже своего рода некое страдание за свою веру получается… Потому что женщине нам неудобно грубить, с одной стороны, чисто по-человечески, а с другой стороны, она кричала и кричала, а весь вагон слушал, какие мы плохие.

– Сектанты... Помните, были в XIX веке (это из истории русской литературы) шестидесятники – шли в народ со всякими бредовыми проповедями о майданах и революции. А вот сегодня по поездам шастают эти гражданки без образования, без общей культуры, совершенно отчужденные от жизни в России, со свернутыми набок (пусть они не обижаются на меня) ментальными способностями. И их отличает от здравомыслящих людей один четкий критерий: они не способны беспристрастно, основываясь на логике, на рассудительности, на доброжелательности с собеседником, говорить об истине. Чуть только вы им палку в колеса, чуть только против шерсти погладите – сразу елейная улыбочка уходит, сразу как шарик они сдуваются и из Винни-Пуха превращаются в черепашку-ниндзя, начиная вас поносить на чем свет стоит.

Вы правы, конечно, христианин может внутренне порадоваться: «Блаженны будете, когда на вас всякое злое слово обратят, будут ругать имени Моего ради». Но я посоветовал бы не без юмора относиться к таким дамам. Как правило, они плохие богословы… И Андрея Кураева, известного полемиста, к ним приставлять не нужно. Иногда что-нибудь скажите с юмором: «А вы, милые, дома-то у себя давно были? На кухне чашки, ложки перемыли? Что же вы, бедовые, действуете по русской пословице: дурная голова ногам покоя не дает? Вы мне отдайте все ваши газеты, я их определю в нужное место». (Но не говорите, куда ходят и генералы, и солдаты.) Таким образом и ее освободите от излишнего бремени, и, может быть, десяток-другой душ спасете, потому что многие по простоте берут эти газеты как христианское чтение, а затем чувствуют себя растерянными и смущенными, потому что сектантские писания неудобовразумительные и отзываются в душе смущением.

– Возникает вопрос: как любить врагов? Вот в этой ситуации, по сути, она становится нам врагом.

– Все-таки, будучи уже почти девяностолетним батюшкой, я сказал бы, что смотреть на нее нужно не букой исподлобья, как на диверсанта (хотя все сектанты финансируются Западом и являются потенциальными шпионами в отношении Российской Федерации), но как внук смотрит на бабушку, начинающую выживать из ума, смотреть с сожалением. Знаете, «от ласки бывают веселые глазки». И мне по душе все-таки совет святого Силуана Афонского, который делился своим опытом: беседуя с человеком, в душе помолись за него Святой Троице (отец Силуан уже на земле жил как на небе): «Господи, мне жалко вот это Твое создание, просвети его, обрати к покаянию, верни ему благодать Духа Святого». Сердце сердцу весть подает, все-таки наша Мать Церковь благодатна, и ежедневно заблудшие ее дочери и сыны воссоединяются со Христом, приходя с главою преклоненной в ее лоно.

– Почему путь в Царствие Небесное очень тесный? Почему Господь сказал, что верблюду через игольное ушко легче пройти, чем войти в Царствие Небесное?

– Еще в VI столетии преподобный Исаак Сирин, сирийский подвижник (как раз там он примерно и подвизался, где сегодня сирийский народ борется с «бармалеями»), говорил: «Путь на небо есть ежедневный крест, и никто не восходит на небо, живя прохладно». Таковы, увы, последствия вкушения нашими праотцами Адамом и Евой запретного плода. Страсти-мордасти, завладев человеческим сердцем, подобны осьминогу, который щупальцами вцепился в свою жертву; отодрать эти щупальца можно лишь с величайшим трудом. Но под силу это единственно Господу, когда мы взываем: «Господи, помоги! Господи, не хочу грешить! Господи, хочу бросить курить, хотя изнутри меня разбирает эта пагубная вонючая привычка. Господи, дай мне силы сегодня не протянуть руку к запретному плоду». И знаете, вот это напряжение борьбы с грехом очень существенный момент для христианина. Сам Господь говорит: «Царствие Небесное с усилием берется». Однако немножко попотеем, потужимся, Боженька через исповедь, причащение снимет этот накал борьбы, и мы уже в этой жизни (по крайней мере, так нам обещает телеканал «Союз» и особенно передача «Беседы с батюшкой») увидим на себе исполнение слов поэта: «Подожди немного, отдохнешь и ты».

– Отец Артемий, Вы очень много общаетесь с людьми, очень много ездите, часто выступаете и говорите даже в нашей беседе, что у нас очень хорошее, благодатное время, что все у нас хорошо. Но все-таки бывает, где-то недорабатываем, что-то недоделываем и так далее. В чем главная проблема современного русского православного христианина?

– Не все благостно в «датском королевстве». Все хорошо только в раю. И мы это с вами увидим (даст Бог, на Страшном Суде Вы помолитесь за меня, когда меня задержат в контрольно-пропускном пункте), там действительно царствует вечная правда и любовь. Что касается нравственного состояния человеческого рода вообще и жителей России в частности, сегодня у меня, как у скромного пастыря, наибольшую тревогу вызывает беззаботное, безответственное состояние молодежи, которая как будто не хочет посмотреть в завтрашний день. Ведь немало же сегодня среди наших внуков и детей тех, кто, провалившись, как Алиса, в компьютерное зазеркалье, в подмороженном состоянии, как Кай в снежном королевстве, сидит перед дисплеем, ловит электронные яички из-под электронной курочки. Это задержавшийся в переходном возрасте сынуля тридцати восьми лет ушел совершенно в лудоманию (игровую зависимость); уже не хочет ни учиться, ни жениться.

И конечно, думается, сегодня жизнь ждет от нас иного. Мы должны и сами находиться в состоянии постоянной боевой готовности. Посмотрите на Владимира Владимировича,  Сергея Шойгу или  Сергея Лаврова (это наши народные любимцы): у них каждый день расписан не то что по часам – по минутам. Сегодня такое время, дорогие друзья, когда ни гордиться, ни унывать, ни впадать в депрессию некогда. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, будни превратить в праздник. И конечно, Родина ждет от нас ответственных слов и действий. Как учили нас в свое время на уроках русской литературы: нужно прожить свою земную жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

– Спасибо Вам…

– Вы знаете, я такой теоретик: с высокой колокольни готов вещать непрестанно. Но, конечно, на практике всегда каждому из нас нужно трудиться до седьмого пота, как это было всегда на Руси. Пахарь уже к полудню имел холщовую или полотняную рубаху, полностью пропитанную потом.

– Но как-то тяжело: и спать хочется, и близких повидать порой…

– Так никто не против. Кто рано встает, тому Бог подает. Между прочим, Дмитрия Самозванца как раз и определили его еретические уклонения от православия по одному бытовому признаку: он после обеда никогда не спал. А для нас это милое дело. Преподобный Серафим советовал часок-другой обязательно днем поспать.

– Как-то не получается, батюшка, поспать…

– Но мы еще поработаем с Вами вне рамок нашего эфира.

– Хорошо. Так вот, я сейчас говорю о молодежи, мне эта тема достаточно близка. Сейчас создается очень много православных организаций. «Православные добровольцы», например, волонтеры и тому подобное. Но все-таки это же меньшинство от того количества, кто приходит в Церковь. В Москве есть «Программа-200», например, Вы о ней знаете не понаслышке. Их вроде как много, а людей там становится мало. Люди старшего поколения уходят, а новые не приходят. Ведь люди порой не осознают того, что не только священник за это отвечает, не только епископ или какой-то человек на должности (миссионер или еще кто-то),  но и вся Церковь, мы. Вопрос в том, как донести до людей, что даже те, кто стоит в храме, – это сама Церковь, тоже Церковь, и они несут ответственность за то, кто придет на следующую службу?

– Как-то Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А я часто переиначиваю эту фразу: поэтом можешь ты не быть, христианином быть обязан, если крещен. Назвавшись груздем, полезай в кузов. В этом смысле домашнее христианское воспитание, равно как уроки духовной культуры (сегодня, слава Богу, просвещение идет по стране семимильными шагами), должно своим плодом иметь то, чтобы каждый из нас осознавал себя принесшим присягу, военнообязанным. Ведь мы все одним миром мазаны, и даже младенчик в лице крестных приносит Господу Богу присягу на всю вечность принадлежать Ему и душой, и телом, служить Ему не за страх, а за совесть, так, чтобы и умом, и сердцем, и душой, и телом прославлять Христа.

И мне кажется, самой органичной идеей в связи с нашим разговором, когда мы беседуем о воспитании, просвещении, образовании, является идея служения. Умные родители даже трехлетнего малыша воспитывают в этом духе: ты не пуп земли, вокруг которого семь нянек вращаются против часовой стрелки, но ты – воин. Один в поле воин, если по-русски скроен. У тебя и в пять, и в семь лет должны быть те обязанности, за которые ты отвечаешь перед судом совести, которые за тебя никто не выполнит. И вот такое воспитание, основанное не на категории развлечения, но основанное на идее служения Богу, Церкви, Отечеству, людям, семье, очень органично; оно приносит свои добрые плоды.

– Но опять же, это лозунги: служить Родине, семье. Это все идет со школьной скамьи, с детского сада. И сейчас тоже с экранов телевизоров слышишь о служении Родине и так далее, и так далее. Но на деле так не оказывается.

– Дай Бог, чтобы слова о служении Родине не сходили с экранов телевизоров. Я думаю, что нам еще нужно много поработать, когда так называемые государственные каналы действительно прекратят делать всякие провокационные передачи, опускающие образ Родины (сейчас позитивная динамика непосредственно есть), и вечера какого-то безумного и бездумного смеха будут заменены на подлинно созидательные, культурные программы. Я не против юмора, жить нужно с огоньком, с улыбкой, но против хохмы как всеобъемлющей категории современного обывателя, лузера.

– Отец Артемий, почему часто молодые пары, создавшие семью, разводятся? Почему так происходит?

– Знаете, постоянно над этим размышляю, потому что к батюшке эти молодые пары идут. И разговор этот стоит отдельной передачи, но если кратко... О чем-то мы уже сказали. Любовь и отцовство, любовь и материнство, понимание, что взаимное влечение друг к другу есть только начало дела, а результирующая брака – это целожизненный союз, это готовность служить семье до гроба, понимание, что сохранение взаимного мира в семье  абсолютная задача, ради осуществления которой ты должен быть готов на маленькие ежедневные жертвы, то есть наступать на хвост собственному себялюбию.

А еще причина расторжения браков, мне кажется, в недостатках душевной культуры. Покажите мне молодого человека, который бы действительно умел говорить своей Джульетте комплименты. Кто сейчас внимает словам Булата Окуджавы: давайте говорить друг другу комплименты, ловить любви прекрасные моменты, высокопарных слов и фраз не будем ужасаться? Ну хорошо, еще до венчания он, может быть, и принесет пару букетов цветов и, вспомнив, как мама его нянчила и говорила: «Золотко мое, рыбка моя, давай-ка доедать супчик», пару раз озолотит невесту комплиментами. Но, простите, месяц-второй после росписи – и из него уже слова не вытянешь. Приходится какие-то жилы тянуть из современного мужчины, мужа, чтобы даже узнать его реакцию, понравился ли ему крем-суп из брокколи, который она по поваренной книге впервые в жизни приготовила для мужа. И вот эта недостаточность рыцарства, галантности, умения создавать атмосферу общения, в которой супруга, как цветочек, будет распускать свои лепестки, – мне кажется, это отдельная тема для разговора с батюшкой.

– Мы обязательно обсудим эту тему. Я тоже отнюдь не идеальный и у меня есть много вопросов на эту тему.

В заключение, отец Артемий, я хотел бы Вас попросить обратиться к нашим телезрителям: поздравить их с праздником прошедшего Рождества, пожелать что-то хорошее, доброе…

– Мне очень хотелось бы, чтобы хотя бы как итог нашей передачи у наших слушателей и зрителей появилась светлая, благожелательная улыбка. Не резиновая европейская, как у госпожи Меркель и Олланда, которые вынуждены сейчас покинуть свой пост в силу недальновидности политики. Но та детская, светлая и теплая улыбка, которой мы должны обогатить наших домашних. Ну а кому не хватает для этого ресурсов, я предлагаю вам, дорогие друзья, в Сочельник Крещения Господня найти близлежащую, в шаговой доступности от вашего дома, прорубь и нырнуть туда со словами: «Господи, прости душу грешную! Во имя Отца (первое погружение, долго там сидеть не нужно) и Сына и Святого Духа!» Затем себя за уши, как барон Мюнхгаузен, вытаскивайте наружу. И вам будет дана такая сила терпеть, прощать и любить, что сначала весь подъезд, потом микрорайон, а потом и весь город (Мытищи, Новые Васюки, Москва-Сортировочная) будут наслаждаться общественным миром и любовью. Дай Бог!

– И еще, наверное, добавить, чтобы с собой взяли термос горячего чая.

– Безусловно. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

– Спаси Господи, батюшка, за эту прекрасную беседу. Надеюсь, мы еще встретимся.

– До новых встреч, дорогие друзья! И до скорого свидания!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать