Беседы с батюшкой. Столетие обретения иконы «Державная», почитание Царской семьи и уроки минувшего века

8 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

– Отец Максим, наша передача выходит в эфир 8 марта, в Международный женский день. Среди людей православных все-таки неоднозначное отношение к этому празднику, тем более что в этом году он пришелся на Великий пост. Но традицию этого праздника, наверное, никуда не денешь. И кажется, люди уже не задумываются об исторической составляющей этого праздника, для них это просто какие-то радостные и светлые воспоминания. Тем более сегодня еще и церковный праздник, посвященный женщине, – день памяти святой блаженной Матроны Московской, день обретения ее святых мощей (в 1998 году). Как Вы относитесь к этой дате? Поздравляете ли своих дам?

– Поздравляем, конечно, только как раз с днем памяти святой блаженной Матроны. В семейном кругу, в приходском у нас нет традиции вспоминать именно 8 марта. Конечно, если люди празднуют, мы ничего не имеем против, но напоминаем все-таки нашим прихожанам о том, что корни этого праздника – это революционные идеи, идея о женщине-борце, о женщине-революционерке. И конечно, нам ближе праздник христианский – день Жен-мироносиц. Мы наших женщин никоим образом не хотим обделить своим вниманием, заботой, любовью и молитвой, поэтому предлагаем для них все-таки евангельский идеал женщины. Это Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна, Пресвятая Богородица, те, кто жертвенно последовали за Христом, служили Ему в земной жизни и являют для нас образ и пример помощницы, служительницы, матери. Этот образ нам, конечно, ближе, понятнее. Я думаю, что на основании его мы как раз и должны современное наше церковное поколение воспитывать.

– Сегодняшний праздничный день уже подходит к концу, поэтому, конечно же, это не основная тема программы. Поговорить хотелось бы вот о чем. Грядет столетие со дня обретения иконы Богородицы, именуемой «Державная»: 15 марта по новому стилю, 2 марта по старому стилю. Также предлагаю поговорить сегодня о почитании святой царской семьи и о теме, которая обсуждается и будет обсуждаться еще в течение всего года, – это уроки столетия и минувшая революция.

15 марта (по новому стилю) 1917 года в селе Коломенском близ Москвы была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Державная», и в этом году мы вспоминаем чудотворное явление этого святого образа. Расскажите об этой иконе, почему она является такой символичной для нашего Отечества.

– Для нас это очень страшная и знаменательная дата. На следующей неделе мы будем вспоминать этот день, когда сокрушилась наша империя, наше государство, которое строили наши предки более чем тысячу лет на основе православной веры. Был отстранен от власти государь-император Николай Александрович, совершился государственный переворот, и как сказал Святейший Патриарх, «совершилось преступление». Февральская революция  есть величайшее преступление против нашего народа.

Однако же в этом дне мы черпаем надежду, ибо явление Богородицы, Которая держит символы царской власти, как раз совершилось в этот день. Поэтому у нас есть упование на то, что Богородица не оставляет наш народ. И хотя мы и потеряли ту державу, но как говорит святитель Николай (Велимирович) в своей книге, для того и дана была держава, чтобы было что отдать в этой борьбе, чтобы сохранилась душа народа. Душа народа есть Церковь. Как раз явление святой иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Богородица не отступает от нас; несмотря на все ужасы, наши прегрешения, наши преступления, Она призывает нас к покаянию и обещает нам помощь, защиту и Свой покров.

– Интересно еще, что 23 февраля по старому стилю (это как раз 8 марта по новому ) считается датой начала февральской революции 1917 года. И в этот день мы как раз с Вами и беседуем.

– Да, в этот день совершилась манифестация, демонстрация в Петрограде, она и явилась одним из толчков, началом тех волнений, которые привели к развалу государства. Еще, кстати, будет не худо нам вспомнить, что в этот праздник мы вспоминаем в том числе и обретение главы Иоанна Крестителя, которое совершается уже завтра. Мы помним о том, к чему приводит безудержное веселье; мы вспоминаем святого пророка, который нас призывает к покаянию. Мы вспоминаем и Ирода, который прославился тяжелейшим преступлением. Поэтому все-таки эти дни призывают нас не просто к какой-то земной, телесной, душевной радости, а к духовному осмыслению, к исправлению.

– Так же как и Великий покаянный канон на первой неделе поста призывает нас к покаянию.

– Безусловно.

– Насколько мне известно, будет достаточно масштабное празднование дня памяти иконы Божией Матери «Державная». Расскажите о том, какие мероприятия планируются. Божественная литургия архиерейским чином будет совершена в Храме-на-Крови?

– Да, совершенно верно. У нас будет много гостей и паломников. Приезжают архипастыри всего Уральского федерального округа. Мы ожидаем до пятнадцати епископов, которые прибудут на торжественное богослужение в честь явления иконы Божией Матери «Державная». Накануне, вечером 14 марта, вечерняя служба будет совершаться в Державном храме в монастыре святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. 15 марта, в день явления иконы, Божественная литургия Преждеосвященных Даров уже будет совершаться на месте убиения царской семьи в Храме-на-Крови (в 9.00 часов). Конечно, мы всех призываем, приглашаем этот день встретить с покаянием, молитвой, с обращением к Божией Матери о помощи нам и нашему Отечеству на его исторических путях.

– Год 2017-й посвящен урокам столетия. Этой теме были посвящены и прошедшие в январе Международные Рождественские образовательные чтения. Какими уроками для нас важен тот период нашей истории?

– Конечно, многими. Я бы хотел обратить внимание, что недавно состоялась пресс-конференция Всемирного русского народного собора. Это было очень интересное явление, были высказаны различные идеи о том, чему должна нас научить история нашего Отечества. Безусловно, мы имеем до сих пор плоды той революции, которая совершилась в результате невиданного предательства в нашей истории. Стремление построить утопичное государство, отстранение законного самодержца, который был помазан на царство, оскудение веры – все это привело к развалу нашей державы. Об этом нас предупреждали и святые отцы. Иоанн Кронштадтский говорил еще в начале века, что как огромный колосс наша империя стоит, но на глиняных ногах шатается, ибо через грех нашего народа и беззакония она может разрушиться. Что и случилось.

Были ли проблемы у царской России? Конечно, они были, как существуют проблемы в любом государстве на любом этапе его исторического пути. Такие проблемы есть сегодня и у нас. Разные проблемы. А как решать эти проблемы? Путем революции решать невозможно, потому что, во-первых, это контрпродуктивно. А во-вторых, самое главное, это преступно и с правовой точки зрения, и с точки зрения духовной, нравственной, этической. Мы видим по плодам XX века, что столько зла, сколько выпало на долю нашего народа, наверное, ни один народ не испытывал, не черпал в своей истории. И всё это плоды бездумного следования утопии построения рая на земле. Ну а двигателем, совершителями этой революции явилась наша элита, которая не смогла сохранить верность устоям нашего Отечества, тысячелетней традиции и лично самому государю и царю, поддержать трон, поддержать монарха в тяжелые годы испытаний. Я напомню, что этот переворот совершился в военное время, то есть это невиданное военное преступление против своего народа, которое совершилось заговорщиками, элитой: генералами, родственниками непосредственно, князьями, которые вышли с поддержкой  революционных преобразований.

С другой стороны, были и те, кто осознавал трагичность и пагубность этих событий. Здесь, на Екатеринбургской земле, мы должны вспомнить обязательно архипастыря, епископа Серафима (Голубятникова), который с амвона Богоявленского кафедрального собора (он на сегодняшний день разрушен и близко к этому месту находится памятник Ленину – одному из предводителей Октябрьской революции) выступил с проповедью в день отстранения царя Николая, в день явления иконы Божией Матери. Он сказал: «Кучка заговорщиков, наглецов покушается на престол, на царский трон, на самодержавие,  власть; неужели не дадим мы отпор этим людям?..» Но, к сожалению, его голос был одним из немногих, кто назвал вещи своими именами: переворот – переворотом, преступление – преступлением.

К сожалению, надо отметить, что и представители Синода, который в то время осуществлял управление нашей Церковью, поддержали эту незаконную смену власти.  Священник, протоиерей Сергий (Булгаков) сказал такие слова: «Россия встала на свой крестный путь в тот момент, когда прекратила молиться за государя». А Церковь прекратила это делать буквально сразу же после отстранения его от власти, то есть уже 7 марта были внесены изменения в богослужебный чин. Многое было забыто тогда: и то, что наши предки давали в XVII веке присягу на верность, и лично каждый представитель, который поступал на ту или иную государственную службу, давал присягу уже в XX веке. То есть это клятвопреступление.

Это огромный грех, о котором говорил и патриарх Тихон; потом, в дальнейшем, об убийстве царской семьи. На каком основании она была арестована, что сделал царь? Потом, конечно, была комиссия. Временное правительство расследовало такую версию, что в том числе и Александра Федоровна является пособницей Германии, шпионкой. То есть вся отвратительная мерзость всплыла. Но они не нашли никакого подтверждения. Тем не менее аресты никто не отменил, государь оставался плененным.

А кто встал на его защиту? Вот для нас сегодня вопрос: кто встал на защиту правды, на защиту своего царя? Арестовали его в Санкт-Петербурге, привезли в Тобольск, потом привезли в Екатеринбург. Екатеринбуржцам стоит задуматься о чем? Сколько здесь жило людей? Конечно, не полтора миллиона, как сейчас;  было гораздо меньше. Тем не менее жители могли выйти, как сегодня выходят иногда, когда что-то нужно, с протестами. А здесь невиновного государя с детьми арестовали, а в защиту никто не вышел. Только благочестивые монашки продолжали ухаживать за ними, помогать, носить пищу и те, кто остался верен ему.

Поэтому Россия пострадала, потому что она отказалась от своего исторического лица, от своего исторического предназначения и своего царя. А через это она фактически отказалась от Бога. Процесс развоцерковления в максимальной силе является как раз в этот день. Поэтому мы должны понимать, что в этой революции не может быть ничего хорошего. Еще раз напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла, который буквально некоторое время назад назвал эту революцию преступлением. Нельзя свергать законную власть.

– Если говорить о том, кто остался верен государю, то это вопрос не только к людям того времени, того поколения и тех событий, которые происходили в 1917–1918 годах, но это вопрос в том числе к нам сегодняшним. В том плане, сколько нападок мы до сих пор встречаем в средствах массовой информации, связанных с канонизацией, причислением к лику святых, связанных с останками, мироточением (последняя нашумевшая обсуждаемая тема).

– Вот как раз на пресс-конференции Всемирного русского народного собора, который я уже упоминал, прозвучала эта идея о том, что мы должны изжить наше хамство по отношению к своей истории, к тем лицам, историческим фигурам. Мы не имеем права ругать и хулить ни нашу историю, ни тех, кто верно служил нашему Отечеству. Есть исторические фигуры спорные. Деятельность любого государя, любого императора может быть рассмотрена с разных сторон, могут быть найдены даже ошибки. Царь Николай такой же человек, как мы. Он был главой огромного государства. Конечно, может быть, можно было какие-то другие шаги предпринять, все это можно рассматривать. Но если ты относишься к своему Отечеству и к его истории не как хам, а как сын,  должно быть  уважение; по крайней мере, не нужно хулить.

Посмотрите на наших, как говорят, заокеанских «партнеров» (в кавычках): например, англичане свою королеву не дают в обиду. Любой английский болельщик, который озабочен результатами игры своей команды и, может быть, сидит где-то с кружкой пива (может быть, он не оканчивал университета), если его спросить про королеву, – что он вам ответит? Он не даст вам топтаться на ее имени, марать его, хулить. Он грудью встанет на защиту, потому что это его национальное.

Поэтому, конечно, мы, русский народ, многое потеряли. Во-первых, мы это сами делали, продолжаем делать и позволяем нашим недругам это делать. А мы не должны позволять ни Ивана Грозного хулить, ни любого другого царя. Это наша история, мы сами здесь разберемся. А ошибки есть у всех. У вас есть ошибки? Как вы управляете в своей семье? Или на предприятии, если вы – директор завода? Кто бы вы ни были, разве вы не совершаете ошибок? Но мы в духе доброжелательности, в духе верности и уважения должны рассматривать всех наших правителей и руководителей. Когда мы изживем дух хамства, это тоже будет очень полезно для нашего государственного строительства.

Поэтому при любых изменениях в жизни народа мы должны исходить  из главного посыла – не через разрушение всего, что было, а через созидание строить народную жизнь. Об этом постоянно говорит Святейший Патриарх. Он говорит, что в каждой нашей эпохе есть что-то положительное. Он даже в революции нашел положительное – это стремление к справедливости. Именно через революцию многие представители нашего народа как раз пытались реализовать стремление к правде, справедливости. Но оно, конечно, должно быть реализовано в определенных здравых, разумных рамках, не через выжигание собственной земли, не через гражданскую войну, не через ненависть. Здесь все наше, и мы  должны обо всем позаботиться, о каждом человеке, о представителях всех религий, которые есть, о том, чтобы человеку жилось хорошо на Руси. Вот уроки; их много, но это самые необходимые. И конечно, сохранение верности своей стране. Потому что много предательства совершалось и совершается. А мы через верность стране, Отечеству и Богу должны как раз изменить нашу жизнь к лучшему.

– Как тогда человеку проявить вот это чувство справедливости, как его реализовать? Потому что мы можем видеть какую-то несправедливость в нашей жизни и нужно начать как-то действовать. Как можно вообще это реализовать?

– Святые отцы нашей Церкви говорят о том, что мы должны, в первую очередь, не ждать, когда отнесутся справедливо к нам, а самим действовать справедливо и с любовью по отношению к другому человеку. Часто же бывает так, что мы требуем к себе определенного отношения, но сами не видим, что иногда и мы бываем не правы. Поэтому сила человека, его духовная зрелость видны тогда, когда человек стремится явить любовь другим людям, позаботиться о других. Милосердие, жертвенность, о которых было сказано на первой седмице в проповедях Святейшего Патриарха, – это очень полезный путь. Сам действуй справедливо по отношению к тем, кто рядом с тобой, особенно если ты руководитель. На руководителе всегда большая ответственность, у него больше возможностей проявления этой справедливости и заботы. Вот таким путем.

Еще бы хотелось отметить, что Питирим Сорокин, известный русский мыслитель (потом уже американский, потому что он эмигрировал), вывел определенную формулу революции, которая гласит так: «Часто революции бывают не в том обществе, которое плохо живет, а в том обществе, в котором идут позитивные изменения и в определенный момент эти изменения (чаще всего социального и экономического характера) замедляются. И вот недовольство, которое вызывает это замедление, бывает катализатором  утопических ожиданий и революционных разрушительных идей». Поэтому Церковь всегда призывает к здравомыслию и воздержанию; это может помогать человеку в любой ситуации радоваться жизни, которую Господь дает нам каждый день.

– По теме революции наш зритель Виктор пишет: «Святитель Крымский Лука говорил, что революции и войны нас так ничему и не научили. Не кажется ли вам, что в этой гениальной мысли содержатся не только причины вековой смуты, но и пути решения?»

– Да, к сожалению, так бывает, что человек наступает на одни и те же грабли много раз. И часто бывает так, что даже на своих ошибках мы не можем учиться. Поэтому для нас это еще и еще раз урок и возможность вспомнить те исторические события. Я не думаю, что никто не способен учиться. Просто нужно этим заниматься, нужно себя просвещать. И народ наш просвещать, рассказывать о причинах этой революции. Причины были. Самое главное, чтобы мы не оправдывали тех, кто это совершал, и не оправдывали сам факт этого преступления, чтобы формировать, в том числе и у молодого поколения, стойкий иммунитет против любых революций, потому что более разрушительного для государства ничего не может быть придумано.

– Кроме как стереть все прошлое и начать якобы все заново, да?

– Да.

– Вопрос телезрителя из Челябинской области: «Вся наша экономическая система в мире, основанная на долларе, организована на основе ссудного процента. Ссудный процент запрещен, насколько я знаю, и православием, и исламом, и иудаизмом, то есть авраамическими религиями. Вопрос такой: возможно ли на базе Русской Православной Церкви организовать какое-то собрание, конференцию общественных экономических деятелей, чтобы рассмотреть другие пути развития России и всего мира, не используя ссудный процент?»

– Спасибо большое за Ваш вопрос. Я не могу говорить от лица всей нашей Церкви. У нас от лица Церкви говорит Святейший Патриарх. Но конечно, я разделяю озабоченность нашего зрителя, она совершенно справедлива. Какое-то время я даже учился в экономическом университете. Я думаю, что в нашем народе может созреть определенная модель, которая может быть использована как замена существующей. Та парадигма, в которой сегодня существует мировая экономика, безусловно несовершенна, более того, она совершенно несправедлива, потому что идет несправедливое распределение доходов и пользы от экономической деятельности в сторону определенных государств. И сегодня прав тот, кто имеет определенную силу: финансовую, экономическую. России нужно возрастать своим населением, возрастать экономической мощью, чтобы все-таки приходить к подлинной независимости,  подлинному суверенитету. Этот процесс, как мне кажется, сейчас идет. Теоретические исследования можно, конечно, и сегодня проводить, но в практической плоскости, может быть, через некоторое время мы дойдем до того, что сформулируем новое правило игры в мировой экономике. А почему нет?

– И будем всю нефть продавать за рубли, да?

– При царе, например, мы не продавали нефть. Разница между той Россией, императорской, заключалась в том, что Россия не продавала сырую нефть, обязательно должен быть передел какой-то: мазут или хотя бы бензин, чтобы добавленная стоимость оставалась внутри нашей страны.

И кстати, обязательно нужно сказать о том, что мы царя ругаем, во всем его обвиняем, его одного делаем виновным, но забываем, что царь управлял нашей страной в момент ее наивысшего подъема. Об этом говорит статистика. То есть это самая быстрорастущая экономика в мире, это страна как самый большой производитель сельхозпродукции (каждое второе яйцо в мире было сделано в России).  Даже наш русский иван-чай, который мы делали, пила вся Европа. Мы были экспортерами многих и многих товаров, то есть наша экономика имела свое определенное и независимое место в мире.

Сейчас мы только идем к этому. Но если у нас численность населения не будет возрастать… Россия Николая II – это Россия молодых людей, средний возраст императорской России – молодежь до тридцати лет. А сегодняшняя Россия – это Россия стариков. Сегодня старики, наши ветераны, пожилые люди, те, кому за шестьдесят и семьдесят, спрашивают меня, Вас, государство: а почему не могут быть увеличены пенсии, почему такие маленькие пенсии? Да, хотелось бы. И наверное, эти пенсии были бы больше, но на одного пожилого сколько сейчас работающих людей? Вот если мы замахиваемся на то, чтобы поменять мировую систему, сделать ее более справедливой, нужен же потенциал для этого. Природный потенциал у нас есть, у нас самая богатая страна в мире. Треть всех мировых запасов – в России. Более того, у нас самые большие запасы пресной воды, которая является одним из самых больших стратегических ресурсов XXI века. А человеческий потенциал такой, что это страна стариков. Население у нас должно увеличиваться, и тогда мы действительно вернем экономическую мощь. А через это сможем как-то влиять на справедливость тех или иных методов и подходов, по крайней мере внутри нашей страны.

– Наша зрительница Наталья пишет: «Сейчас в России такое благодатное время для православного человека: ходи в храм, молись, все свободно. Источников знаний уйма, но почему люди противятся и обращаются к Богу только тогда, когда беда? Ведь враг не дремлет, все может измениться, и не заметишь...»

– Человек – существо довольно беспечное. После грехопадения Адама человеку больше нравится все злое, а на доброе он подвигается, идет тяжело. Поэтому Господь призывает нас к Себе через некоторые скорби. Еще есть такое святоотеческое мнение, что человек просто не хочет идти путем подвига в этой жизни, а духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Поэтому человек просто ждет, когда через какие-то испытания Господь призовет его. Такая помощь свыше нам бывает нужна, к сожалению. Как говорят святые отцы, все-таки удобопреклонность ко греху у человека есть. Хотя среди человеческого рода есть такие светильники, которые от юности горели к Богу сердцем. И не потому, что они, уже погибая, обращались к Богу...

– И не потому, что у них была какая-то трагедия в жизни.

– Да. Например, батюшка преподобный Серафим, который предсказывал и трагические пути России в XX веке, и судьбу царя Николая, с детства имел ревность к Богу, имел желание, стремление. Наверное, это зависит в том числе и от родителей, от того, как в роду почитают Бога, есть ли любовь к Отцу Небесному. От этого доброго древа рождаются уже добрые плоды.

– Здесь мы переходим и к следующей теме: как взрастить поколение духовно-нравственных людей? Но на эту тему поговорим немножко позже, потому что у нас есть еще один звонок.

Вопрос телезрительницы Елены из Ростова-на-Дону: «Чуть выше Вы говорили о том, что нам следует изжить в нашем народе хамство по отношению к руководству начиная от собственного предприятия и до уровня государства. Мне кажется: да, это слабое место, которое может быть использовано против нашей страны. И, по-видимому, оно и используется для того, чтобы завладеть богатствами нашей страны. Как Вы считаете, в чем корень этой духовной слабости, этого низкого духовного потенциала? Потому что чтобы все это возродить, нужно знать причину и работать над ее устранением. В чем она? Откуда  исторические корни?»

– Мне кажется, человек по своей греховности бывает недоволен, и есть ропот у среднестатистического человека. Мы всем недовольны: нашим материальным положением, своим здоровьем, недовольны, как у нас идут дела, нет радости в жизни. Радости, которую дает благодать Святого Духа, которая черпается нами в Церкви. Если нет радости, человек пребывает в страданиях и ему свойственно возлагать вину за свои страдания на других людей и на Бога. Мы это видим из грехопадения Адама: самый первый человек, когда совершил грех, то винит Еву, свою жену, что он совершил этот грех. Еще и винит Бога: «Ты дал мне жену, а она мне подсунула этот плод».

Поэтому склонность обвинять – это глубинное состояние человека. И конечно, этим манипулируют. То есть очень легко через осуждение, через ропот выйти на какую-то фигуру в нашем окружении: на наше руководство, начальника, близкого нам человек, которого мы начинаем обсуждать и осуждать. А если от него зависит наша жизнь, то иногда мы опускаемся до того, что возлагаем на человека вину за какие-то свои неудачи. То есть это нечестное, подлое поведение человека.

Сильный человек делает так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. Смотрим святоотеческую практику. Например, Иоанн Кронштадтский не думал, чтобы ему отдохнуть лишний часок, он все время был в заботах о том, сколько еще людей он мог бы принять, помолиться за них, послужить с ними литургию, причастить их, к кому-то съездить, утешить. А человек испорченный всегда найдет виноватого.

Поэтому наша задача в чем заключается? Хамы были, есть и будут. Но почему мы даем им слово? Вот в чем проблема. Почему они используют наши площадки: национальные, радиоплощадки, телевизионные площадки? Мы не можем всех заставить идти ровным строем в Царствие Небесное – это богопротивное дело, насилие в этом вопросе. К Богу идет кто? Кто хочет, кто желает. Но зло-то все-таки должно как-то ограничиваться, должен существовать какой-то общественный консенсус. Например, как я уже упоминал, неприлично в Англии говорить о королеве плохо. Человек становится нерукопожатным, становится изгоем, то есть выходит за рамки общественного договора о том, что хорошо и что плохо.

Но только в России-матушке можно (начиная от руководителя малого звена до самого президента) упражняться в колкостях, в своей злобе, желчи, выходить на протест. Ну, хорошо, давай зайдем в твой подъезд, поглядим: у тебя в подъезде растут цветы, лианы, все благоухает, чистота? Нет, он идет исправлять обязательно Путина.

А в обществе обязательно должен быть иммунитет, то есть таким людям в общественном пространстве не место, потому что это есть прямое разрушение народной жизни и государства. Война с собственным государством – это война в том числе и с собственным народом. Мы должны исправлять что-то делами, каждый на своем установленном месте. Если ты руководитель, на твоем предприятии обязательно есть люди, у которых нет жилья, которым не хватает зарплаты, средств, – позаботься о них. А они тебе ответят добром, благодарностью. То есть это взаимный, обоюдный процесс, который мы должны запустить внутри нашего народа. И все изменения совершать эволюционным, поступательным путем: через труд, через взаимную поддержку, через солидарность. Это то, о чем все время говорит Святейший Патриарх. А если человек выходит за рамки вот этого общественного договора, как мне представляется лично, он не должен иметь средств к тому, чтобы его разрушительное мнение транслировалось. Зачем давать людям разрушать собственную страну, как это делалось в начале XX века? Мы же все это уже проходили. Поэтому  вопрос нашей зрительницы совершенно актуален, нам есть о чем подумать.

– Если продолжать тему хамства и иммунитета к человеческому хамству, то все равно же все лежит в том, как человека воспитали. Оно же не может вдруг в человеке проявиться и появиться. Это зависит от воспитания с самых юных лет. Стало быть, его не хватает?

– Конечно, не хватает. Мы же не должны разговаривать в таком ключе ни дома, ни в семье, ни в школе. Конечно, у нас есть такая проблема. У нас учителя сегодня, часто бывает, плачут от наших детей. Потому что с экрана транслируется для молодежи определенная модель поведения: разухабистый, за словом в карман не полезет, без всяких авторитетов человек. Но это очень плохо. К чему это приводит? Непочитание старших – это пятая заповедь. Молодого человека это приводит к несчастной жизни, потому что Бог сказал (опять же не заставляя нас), что если ты не будешь хамом, то будешь долголетен и благо тебе будет на земле. Соответственно, если пойдешь другим путем, и долго не проживешь, и ничего хорошего в твоей жизни не будет. Но это надо рассказать в детском садике, в школе, в семье, прочитать хорошие книжки, показать хороший пример самому. Конечно, наша страна – это те люди, которые сегодня составляют нашу молодежь. Через некоторое время они будут занимать ответственные посты, будут управлять теми или иными сферами жизни, кто-то пойдет в Церковь служить. Как мы сегодня их воспитаем? Что мы вложим в них? Что мы им расскажем? Представляете, заходит молодой человек в трамвай и здоровается со всеми.

– Или заходит в свой подъезд многоэтажного дома и каждого встречного встречает приветствием.

– Да, здоровается с бабушками, дедушками. Если ему родители это объяснят, ему даже приятно будет, он это будет делать с удовольствием.

– У нас осталось буквально полторы минуты до окончания эфира. Я бы хотел попросить Вас дать нам какой-то духовный совет, пожелание на оставшиеся дни Великого поста.

– Желаю помощи Божией! Великий пост нам очень помогает в изменении нашей жизни. Но изменение нашей жизни начинается с изменения нашего сознания. А чтобы нам изменить наше сознание, то есть увидеть, что есть благо, уклониться от зла, как говорит псалмопевец, и сотворить благо, – нужно читать Евангелие. Тогда действительно Господь просветит наш ум. Потому что наш народ очень осведомленный, мы всегда говорим на наших занятиях с теми, кто приходит на крещение, что сегодня среднестатистический россиянин довольно сильно научен во многих сферах: в медицине,  фармацевтике, автомобилях, во всем. Но простые вещи из Евангелия часто не знает. А наши благочестивые предки знали Евангелие наизусть. А Евангелие как раз освящает нашу жизнь. Поэтому за пост я бы посоветовал всем, кто не читал Евангелие, обязательно его прочитать. Вы никогда не пожалеете о том, что это сделаете.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать