Беседы с батюшкой. Жизнь прихода при соборе Успения Пресвятой Богородицы

30 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Отец Евгений, отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы будет совершаться в храмах только 5 сентября, посему продолжается время празднования этого торжества, престольного для вашего храма. Пользуясь случаем, конечно, поздравляем Вас и весь приход собора Успения Пресвятой Богородицы с этим праздником. Хотелось бы узнать, как все прошло, как отметили этот день.

– Очень хочу поздравить всех вас, дорогие наши друзья, с этим великим днем для Русской Православной Церкви, для всех христиан, потому что все самые значимые храмы, соборы, монастыри на Руси обычно посвящались Успению Божией Матери. Потому что в жизни Пресвятой Богородицы этот день один из самых главных; Она к нему долго стремилась, Ее сердце жило той мыслью, которую сформулировал апостол Павел: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение; я хочу разлучиться от уз этого тела и быть со Христом». И Пресвятая Богородица в превосходной степени проживала эту мысль и этот образ, потому что так, как Она любила Господа Иисуса Христа, Сына Своего возлюбленного, Его не любил никто. Вот этот период расставания с момента Его распятия и до момента Ее успения, перехода в вечность,  был периодом скорби, послушания, смирения и, конечно, служения людям по любви.

И вот наступил этот день, когда Ее душа была воспринята Сыном и Богом на Его пречистые руце. Успение Божией Матери – это образ того, как должна заканчиваться жизнь каждого человека. Конечно, я хочу и себе, и всем нам пожелать, чтобы мы дожили до своего успения, чтобы вошли в успение. Успение – это не смерть,  не конец. Успение – это успешно завершенная жизнь; спелая, созревшая, вызревшая душа, готовая выйти навстречу Богу. И конечно, конец – всему делу венец, и вся жизнь должна быть увенчана успением.

И для нашего храма этот день особый: день, когда величественный собор, который, кстати, мы видим на экране, был освящен и посвящен этому празднику. И самый, наверное, дорогой подарок в этом году – то, что мы вошли в практическую реконструкцию восстановления жизни нашего собора. С начала лета начались восстановительные работы, они идут по всем фронтам: и со стороны алтаря, и со стороны колокольни, и с южного входа портик реставрируется, и идут внутренние работы по вычищению подвального помещения храма. Задача – до холодов закрыть нулевой цикл, фундамент, чтобы он не был больше проморожен, и в зиму войти с началом кирпичной кладки колокольни, алтарной части и внутренних работ храма.

Чтобы все это осуществилось, на день рождения, на именины всегда принято приходить с подарками, поэтому до сих пор принимаем подарки в конвертиках на восстановительные работы, на кирпичики. И для того, чтобы осуществлять тот объем работы и те обороты, которые у нас сейчас занимает строительство, необходимо не так много – один миллион в неделю. Поэтому, конечно, пользуясь случаем, дорогие мои, прошу помощи, и нисколечко не сомневаюсь, что всеобщими усилиями, всем миром мы наш прекрасный собор восстановим до такого состояния, каким он изображен на экране, и даже лучше.

– Собор был передан Церкви, конечно, в удручающем состоянии: переделанный, перестроенный, получивший дополнительные межэтажные перекрытия, совершенно разваливающийся, разрушенный, в состоянии, не подобающем такому, каким должна выглядеть святыня. И на удивление, в нашем государстве такие здания являются объектами культурного наследия; в том плане, что они поддерживаются в таком виде и в таком состоянии.

– Очень надеюсь, что добрые люди и среди руководителей города, области, и среди представителей бизнес-сообщества, которые слышат, видят, останутся неравнодушными к нашему делу.

– Кстати, у наших зрителей есть возможность посмотреть, как это все происходит. То, что сейчас мы видим на экране, – это красавец-храм. Сейчас, насколько я понимаю, заливается фундамент под колокольню храма, и у наших зрителей есть возможность посмотреть, как происходит заливка фундамента. Просим нашего режиссера показать это видео и некоторые фотографии, как говорится, с места событий.

(Показ видеоролика.)

– Это на самом деле историческая хроника.

– Да. Заливается нулевой цикл, подвальное помещение колокольни. Это то, что называется новоделом, что было абсолютно разрушено, уничтожено и сейчас заново восстанавливается. Этот цементный моноблок будет закрыт плитами перекрытий, на которых уже будет возводиться кирпичная кладка колокольни.

– Для тех наших зрителей, кто хотел бы поучаствовать в благом деле восстановления храма, напомню, что есть сайт sobor-uspenie.ru или группа собора Успения Пресвятой Богородицы в социальной сети «ВКонтакте», где можно узнать подробности о том, как можно помочь в восстановлении собора, как можно пробрести именной кирпичик и так далее.

Отец Евгений, чуть ранее мы говорили о том, что успение Пресвятой Богородицы – это успех; и успение, успех должны быть окончанием жизни, наверное, любого христианина, живущего по заповедям Божиим. Как оценить успешность своей жизни? Потому что в нашем мирском и светском понимании успех – это, например, нажитое богатство, квартиры, машины, какой-то статус в обществе, его вес, значение и роль. А для христианина понятие успеха в жизни что под собой подразумевает?

– Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего». Как говорит Священное Писание: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое. А так как вы не от мира, то ненавидит вас мир». И в каком-то смысле жизнь христианина – это юродство. Мир не может это понять, воспринять. И успех духовной жизни по мирским стандартам оценивается наоборот: чем хуже – тем лучше.

Начало исцеления человеческой души,  говорит преподобный Петр Дамаскин,  это видеть свои грехи: бесчисленные, как песок морской. То есть человек должен научиться смотреть внутрь себя, должен сосредоточиться, сфокусировать свое зрение. Это очень непросто – управлять своим вниманием, потому что оно все время рассеивается, мир все время привлекает, дьявол все время щелкает пальчиком: посмотри туда, посмотри сюда. Наша плоть требует свое – чтобы душа сидела на коротком поводке и исполняла ее плотские хотения. И нужно освободить себя от этих оков, научиться управлять вниманием, направить его внутрь, понять, что происходит внутри. Потому что главные события космического масштаба происходят не на Марсе, не на Луне, не где-то вне; они происходят внутри.

Царство Божие внутрь нас есть, и основная задача – углубиться, войти внутрь себя, прийти в себя. Мы же все время находимся вне себя, мы живем чем угодно, но не собственной жизнью. Про многих людей можно сказать: ты живешь не своей жизнью. Мы изображаем из себя, актерствуем, играем какие-то роли, статусы, должности. На самом деле это все не имеет никакой цены, потому что это все временно и заканчивается очень быстро. А вечное происходит внутри.

И вот войти внутрь себя, увидеть свое состояние, ужаснуться и искать выход, искать Того, Кто сможет уврачевать мою абсолютно пораженную грехом душу, – это успех. Успех – увидеть свое настоящее состояние, снять розовые очки. Для этого, конечно, нужно выйти из зоны комфорта. Потому что мы обычно смотрим на жизнь через какую-то призму, через окно движущегося автомобиля, и многих важных моментов не замечаем. Не замечаем людей, которые нас окружают, особенно людей, которые нам нужны как воздух: бедные, убогие, старые, ограниченные в возможностях, потому что именно в них Христос к нам приходит, к нам обращается. А мы на них особо не фиксируемся, потому что это как-то не модно. Гораздо моднее выглядеть прилично, успешно, достойно, привлекательно – на этом сосредоточено внимание абсолютного большинства людей.

Вывести себя из этой зоны человеку может помочь добровольческое служение. Это очень важный момент, когда внутренний позыв попытаться изменить мир вокруг, изменяя себя, приводит человека, например, в дом-интернат для престарелых или в дом-интернат для детей-инвалидов. Там живут люди, которых в обычной жизни мы не видим, мы не слышим того запаха, который есть в этих учреждениях. Образ таких людей сокрыт от нас. И вот когда человек соприкасается с такими людьми, его сердце начинает сжиматься, в нем начинает проявляться настоящая реальная жизнь: сердечная жизнь, духовная.

– Вы говорили про добровольческое служение. Сейчас как раз закончилось лето: как говорят, пора отпусков. Наверное, это замечательная пора для тех, кто давно хотел или хочет попробовать себя в роли добровольца, найти организацию, занимающуюся помощью бездомным, пожилым людям, престарелым, малоимущим, инвалидам, и сделать жест доброй воли.

– Да, дорогие мои. Не грустите. Лето уже скоро. Надо немножко потерпеть. А чтобы время осени, зимы и весны не прошло впустую, надо сделать шаг из ряда вон. И добровольчество – это огромная возможность узнать себя с той или иной стороны. Поэтому не отказывайте себе в этой возможности, приходите в службу милосердия, в службу добровольцев и испытайте себя. Это интересно, и это важно.

– В сфере благотворительности и социальной помощи очень важно обмениваться опытом. Я помню, когда мы с Вами встречались в прошлый раз в программе «Беседы с батюшкой», Вы рассказывали о том, как Вы ездили в Минск и узнали о тех направлениях благотворительности, которые существуют при Минском Свято-Елизаветинском монастыре. Вы с восторгом рассказывали о том, как там  организованы и помощь, и сестринское служение, и приходская жизнь всего монастыря и их подворий.

В конце августа в Екатеринбурге впервые прошли курсы повышения квалификации для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий Уральского и Сибирского федеральных округов. Как Вам этот опыт? Как все прошло?

– Великая честь была оказана нашей епархии. По благословению Святейшего Патриарха и под его непосредственным надзором прошла первая в нашей епархии такая практика, когда собрались представители, руководители социальных отделов из тринадцати епархий двух федеральных округов для ознакомления с деятельностью службы милосердия, социального отдела в нашей епархии, с нашими проектами, направлениями и для приобретения опыта. Это была, конечно, серьезнейшая практика, подготовка.

И в первую очередь мне хочется поблагодарить дорогого нашего владыку Кирилла за его непосредственное участие и благословение, за его молитву и поддержку этой серьезной практики, которая, я надеюсь, будет иметь продолжение. Потому что опыт, который милостью Божией удалось накопить, все-таки хочется отдавать, и отдавать с той мыслью, что это возможно.

Мы живем в такое время (не знаю, сколько оно еще продлится) свободы церковного служения, когда (как мы говорили в разговоре с батюшками) можно делать что хочешь, что Бог на душу положит: благотворительную столовую – пожалуйста; приходить в больницы, организовывать сестринское служение – пожалуйста; социальные проекты, связанные с детьми, семьей, реабилитацией, с помощью бездомным, бедным, одиноким, – пожалуйста. Только добрая воля и какие-то элементарные организационные навыки…И на самом деле множество людей готовы участвовать в этих проектах и как добровольные помощники, и как благотворители.

Был показан разный опыт для ознакомления. На практике была отслужена потрясающая литургия совместно с отцами. И многие удивлялись, говорили, что очевидно действие Святого Причастия: приходят тяжелобольные дети, инвалиды по психическому здоровью, которые не умеют собой управлять, не могут стоять на месте, принимают Святые Дары – и просто очевидно, что и внешний их облик, и движения меняются, они становятся умиротворенными. И вот это было такое удивительное открытие.

Для нас замечательно, что многие священники, руководители социальных отделов, делились своим опытом и той энергией, которой они живут. Живые, неравнодушные, стремящиеся к служению отцы – это, конечно, сокровище нашей Церкви. Конечно, хотелось бы, чтобы такой опыт продолжался. И по предварительному согласованию два-три раза в год подобная практика будет повторяться.

– Наверное, еще очень важно, что это проходило не в форме какого-то форума, где есть лектор, докладчик и слушатели, которые могут задать вопросы, а, судя по тем фотографиям с курсов повышения квалификации, которые мы могли видеть в эфире (и еще продолжим показывать), видно, какие это были душевные беседы. Было и совместное богослужение. И я так понимаю, были представлены все проекты социального отдела Екатеринбургской епархии...

– Почти все. Самое интересное, что батюшки – как дети: очень непосредственные,  участвовали в разных практических мероприятиях. Например, была фасовка обеда (или разбор гуманитарной помощи): батюшки надели на себя определенную одежду, необходимую для фасования продуктов, шапочки, фартучки и с искренним энтузиазмом участвовали в фасовке обедов, общались с людьми, с подопечными. То есть не просто сидели как слушатели, а проявляли живой интерес и к сотрудникам, и к старикам. Конечно, это удивительно.

Например, был такой тренинг, где отцы (вообще все участники) должны были попросить друг у друга материальной помощи на тот или иной проект, причем попросить так убедительно, чтобы человека заинтересовать. И выяснилось, что на самом деле мы не умеем просить, то есть мы вообще не умеем формулировать свои просьбы. Говорим о себе, о том, что надо, не учитывая вообще интересов другого человека. Говорим очень много воды, в которой человек просто тонет. Важно научиться элементарным правилам диалога. Ведь точно так же мы общаемся друг с другом, со своими близкими, своими детьми. Мы давим потоком информации, в которой, например, ребенок тонет, вязнет, а суть того, что мы хотим сказать, как-то остается за скобками. И тоже интересно понаблюдать со стороны, как ты сам говоришь и как это люди потом комментируют. Даже вот такой был тренинг.

– Расскажите, пожалуйста, сколько вообще было человек и из каких городов приехали гости?

– В практике приняло участие двадцать человек: из Москвы, Новосибирска, Каменск-Уральского, из четырех епархий Челябинской митрополии, из Сыктывкара; в общем, из тринадцати епархий.

– То есть это далеко не только Урал, но и Сибирь.

– Да.

– Социальный отдел является также организатором детской экспедиции под названием «За други своя!» Когда возникают вопросы о том, чем занять ребенка летом, – можно показать фотографии из этой экспедиции и вообще направить ребенка на эту экспедицию, чтобы он с пользой для души и тела провел небольшой промежуток летних каникул. С чего вообще начался этот проект? Чему он способствует? Как формирует личность ребенка? Я так понимаю, что Вы и сами непосредственно присутствуете на занятиях, на каких-то мероприятиях этой экспедиции.

– Любой проект всегда начинается с человека. Потому что человек рождает дело, а не дело навязывается человеку. Когда-то, еще лет десять назад, в социальный отдел пришла раба божия Елена с мечтой: «Я хочу служить детям». Я ей говорю: «Очень хорошо. Иди служи пожилым». Какое-то время она организовывала патронажную службу, потом помогала в Фонде милосердия, потом еще где-то, и в конце концов, когда в человеке его хотение пришло в нормальные рамки, Господь ей дал возможность заниматься с детьми. Так возникло детское направление в социальном отделе, но затем мы подошли и к нравственно-патриотическому воспитанию.

Впервые в прошлом году мы стали организовывать такие детские экспедиции с выездом за город. Тогда у нас был еще только начальный опыт, нам необходима была помощь специалистов, и мы приглашали разных опытных людей в этом направлении и из других городов. Экспедиция, которая прошла в конце августа, включала только наших сотрудников: сотрудников собора Успения Божией Матери, сотрудников социального отдела. Мы приняли на десять дней порядка пятидесяти с лишним детей в возрасте от восьми лет. Очень насыщенная была программа, причем мероприятия разные, вплоть до экстремальных видов спорта: это и скалолазание, и «Зарница», и сплав, и ночная игра в реальных условиях в ночном лесу. Дети были вместе со взрослыми, то есть было порядка двадцати взрослых людей, из них – несколько офицеров запаса. Это тоже находка, что реальные офицеры, отслужившие в рядах и Вооруженных сил, и МВД, не просто занимались, а жили вместе с детишками и организовывали их жизнь. Некоторые моменты, конечно, потрясают, и хочется ими поделиться, потому что я принимал в этом непосредственное участие.

Сплав. У меня впервые в жизни был такой сплав, несмотря на то что уже не первый десяток лет мы ходим по разным рекам. Но сплав, в котором восемьдесят пять процентов детей, – это что-то! То есть на пятьдесят детей было десять взрослых. Семь катамаранов, идем по Исети, доходим до плотины. Кажется, что закончился сплав: выходим на берег, сушим весла. И командир командует, как Суворов когда-то: переход через Альпы. Представляете, семь катамаранов, груженных вещами, переносим вместе с детьми через плотину... Это, конечно, было серьезное препятствие. И никто из детей не закапризничал, не заплакал. Хотя были и маленькие детки, самому младшему – два с половиной года, он был с мамой. Это удивительное впечатление, как дети в каких-то стрессовых ситуациях себя мобилизуют, находят выход (взрослые их поддерживают) без капризов, без жалоб.

Удивительно было, что стажерами на отрядах были подростки. То есть собралось десять-двенадцать подростков от 16 до 18 лет. Это возраст, который в Церкви как-то утерян, мы не знаем, как с молодежью такого возраста себя вести...

– Молодежь так называемого переходного возраста.

– Да. Их пригласили в стажеры, в помощники руководителей отрядов, вожатых, и они это восприняли с огромной ответственностью; для них это было важно. Им передали ответственность за младших детишек. Было десять мальчишек такого возраста и порядка восьми, десяти девушек. Естественно, в таких условиях возникали какие-то симпатии, первая дружба...

– Первая любовь...

– Возможно. И это тоже настолько ценно! Потому что мы же помним себя в таком возрасте. Очень важно правильно строить отношения, когда это происходит не пошло, не вульгарно, не либерально, а под деликатным приглядом взрослых и с каким-то разговором на эту тему: как это должно быть, с вечерками; потрясающее проведение вечера с какими-то народными танцами, как юноши с девушками раньше общались. Это настолько важно для детей... Они приезжают другими людьми. Эти зернышки, которые вкладываются, потом (может, через двадцать-тридцать лет) обязательно принесут плоды.

Например, еще потрясающее впечатление: молитвенное правило и утром, и вечером. Детки очень четко, дисциплинированно приходили в храм. Вечером после молитвы чин прощения, когда друг у друга каждый просит прощения, как в монастырях. Для детей это настолько трогательно... Например, я стоял и смотрел, как восьмилетняя девочка каждый раз как бы разбегалась и бросалась в объятия того человека, который подходил; по-разному: с кем-то сдержанно, с кем-то крепко... Это было замечательное впечатление. И для детей это серьезно, важно.

В этом году мы милостью Божией получили грант президента на организацию этой экспедиции «За други своя!» В течение года будет проходить еще несколько выездных смен, а между ними мы будем развивать школу стажеров, чтобы те подростки, которые вошли в экспедицию, не растерялись, а продолжали свое обучение.

– То есть это будет не только летний проект, но в том числе и в межсезонье, зимой...

– Круглогодичный. Мне очень бы хотелось, чтобы под этот проект у нас появилась какая-то загородная база отдыха или лагерь, который бы мы привели в порядок и затем настроили в регулярном режиме. Есть такая мечта. Как показывает опыт, мечты сбываются. Поэтому, дорогие наши зрители, вдруг у кого-нибудь есть ненужная загородная база...

– Хоть небольшая.

–Да.

– Сейчас достаточно популярным становится такое направление (этим поделился со мной один из знакомых), когда детей, которые живут в современных условиях мегаполиса, иногда требуется учить каким-то совершенно очевидным вещам: как разжечь огонь, как пинать по мячу. Речь идет не о футболе, которым дети занимаются в специальных секциях, а им просто объясняют, показывают: вот мяч, вот ворота, по мячу надо пинать вот так. На следующем занятии они разбирают, что такое волейбол, как играть в волейбольный мяч; и так далее. И эти занятия сводятся к тому, что детям достаточно поверхностно, но рассказывают о каких-то вещах, которым раньше учились во дворах, на уроках физкультуры. Они делают какие-то вылазки в леса, им показывают, как разжигать костер. С чем связано то, что появилась такая необходимость? Дело в том, что такие проекты становятся очень популярными. Ведь, в принципе, это задача, наверно, каждого родителя – научить своего ребенка таким вещам...

– Знаете, есть замечательная песня, на которую сделано несколько роликов, называется «Зато у нас было детство». Наверное, помните, в этой песне приведены разные из нашего детства сюжеты про робота Вертера, про «банки-палки», рогатки, про кучу разных вещей (и селитру взрывали), которые сейчас ушли. Потому что дети стали виртуально зависимыми, у них интересы в основном по ту сторону экрана, огромное количество времени уходит на виртуальный, ненастоящий мир. А у нас было детство, в котором, конечно, не было ни того, ни другого, ни третьего, ни десятого… Но было простое детство. Мне кажется, в этом причина, что сейчас дети – сразу уже маленькие взрослые, то есть у них проблемы, где деньги взять, как заработать.

Даже на добровольчестве это видно: когда мы приходили в свои шестнадцать-двадцать лет трудиться в Церковь, для нас было наградой что-то сделать для храма, для своего прихода. Сейчас приходят шестнадцатилетние мальчики и девочки – и сразу вопрос: а что я с этого буду иметь? А какая у меня будет зарплата? Сколько вы мне дадите за то, что я буду делать то, другое, третье?.. Это так необычно. Но это последствия пропаганды потребительского образа жизни, что престижно, что важно, что ценно. Жалко, что дети перестали быть детьми, а стали прагматиками: считают, взвешивают. Кем они хотят быть? Пятнадцатилетняя девочка приходит, спрашиваешь: «Кем хочешь быть?» – «Хочу быть экономистом». То есть кто-то ей уже на мозг накапал, скорее всего родители, что в жизни нужно...

– …заниматься экономикой.

– Что жизнь должна быть успешной, а успешность – это материальное. И никто ей не рассказал, что все-таки счастье женщины не в экономике, а стать хорошей мамой, создать хорошую семью, в семье создать уют, детишек родить. Но сейчас это вообще даже ни в каком виде не ставится в задачи, в цели. Но в этом же счастье гораздо большее, чем в достижении карьеры.

– Если говорить еще про экспедицию «За други своя!», то, как мне кажется, важно то, что рядом с детьми есть кто-то, кто проводит с ними время совместно; кто не просто находится рядом с ребенком, а, что называется, это со-бытие, когда рядом с ребенком есть тот, кто с ним вместе. Наверное, в наше время немножко утрачено это состояние, когда родители и дети не просто находятся рядом, а они вместе.

– И это тоже достижение экспедиции, когда взрослые все время проживали с детьми, и не просто организовывали досуг, а прививали практические навыки. Например, мальчишки по-серьезному, по-взрослому начали делать беседку. В месте, где мы жили, как раз не было беседки, и они (при организации взрослых) научились забивать гвозди, научились работать разными плотницкими инструментами. Каждый для себя что-то сделал: кто – ложку, кто – меч. Но общим делом была беседка. У девушек свое: и вязание, и изготовление кукол. То есть серьезные, интересные прикладные вещи.

Плюс обязательно были нравственные беседы, самые важные разговоры об отношениях друг с другом в этот период. Больше всего понравилась ночная игра «Горлица». Это был реальный заброс двух отрядов в лес ночью, и в режиме преодоления, игры «Зарница», нужно было взять у другой команды флаг. Непосредственно участвовали взрослые, они сами прямо вошли в этот военный азарт. Ночь, темнота, в лесу без фонариков, ветки, овраги... Понятно, что это экстремально, но очень интересно. Даже возникла идея организовать такую игру для сотрудников собора и социального отдела; мы обязательно это сделаем, попробуем испытать их силы.

– Отец Евгений, остается буквально несколько дней до первого сентября; начинается новый учебный год. Хотелось бы от Вас услышать совет, как учащимся и их родителям настроиться на новый учебный год. Потому что время на мобилизацию уже заканчивается...

– Дорогие дети, студенты, папы и мамы, бабушки и дедушки, преподаватели! Начинается новый период труда, работы: работы над собой, работы над своим умом, волей, сердцем. Человек должен научиться трудиться, потому что, как это было давно подмечено, труд из обезьяны сделал человека. Были у нас иногда такие ситуации, такие товарищи, граждане, которые своим образом жизни доводили себя до обезьяньего или даже до свинского состояния и превращались в таких человекообразных животных. И для них когда-то была придумана система ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий), где благодаря труду и определенным организационным мероприятиям их снова приводили в человеческое состояние и вновь возвращали к жизни в социуме.

На самом деле человек должен научиться трудиться, и не только руками, языком или ногами. Самая сложная мышца, которую нужно развивать, у нас в мозге – это наши извилины, которые тоже должны быть натренированы. Работать головой – это наисложнейший труд, самый сложный. Поэтому он всегда самый высокооплачиваемый. Больше дохода, чем когда человек зарабатывает своим умом, ни руки, ни ноги не принесут. Поэтому, конечно, ум нужно развивать. Развивать через преодоление разных трудностей, которые нам предлагает школа через решение разных задач, через развитие памяти, воображения, аналитических способностей. Все это проходит в рамках школы.

Я очень хотел бы пожелать, чтобы мы полюбили этот процесс, чтобы это не было формальным отсиживанием, чтобы мы научились учиться. В этом основная задача школы – научить ребенка любить учиться, любить читать книги, любить узнавать. И самое главное, что мы должны сделать, изучая и геометрию, и географию, и физику, и химию, и биологию, – научиться любить Бога и любить нашу Родину. А задача педагогов – показать векторы, помочь детям сориентироваться в этом мире. Мудрый педагог из любого предмета может указать в сторону Бога. Потому что это самое главное знание, которое человек должен приобрести в мире: он должен узнать, что мы не одиноки во Вселенной, что цель нашей жизни – встреча с Богом; и поделиться этим знанием с нашими маленькими детишками.

Мы, по-моему, уже вспоминали историю про пингвинов, но она мне очень нравится. Например, учитель биологии может без упоминания слова «Бог» рассказать, что пингвины не могли произойти в результате эволюции, потому что невозможно, чтобы такое существо появилось постепенно, развиваясь. У пингвинов такая система кровообращения: внутренний круг и на стопах другой круг кровообращения, там другая температура – гораздо ниже, чем во всем теле. Тело пингвина требует горячей крови, а в стопах кровь гораздо прохладнее. Для чего? Чтобы ногами он не примерзал к льдинам и мог спокойно передвигаться. Вот такое существо не могло возникнуть, развиваясь постепенно, оно возникло сразу. Как сразу возник жираф с его длинной шеей, потому что если бы его шея росла постепенно, он умер бы от кровоизлияния в мозг: такое было бы давление… Тихонечко, деликатно указать детям на эти процессы и на их связь с Богом можно в любой сфере, и это очень важно.

Искренне желаю всем терпения, трудолюбия и внимательности. Изучая разные науки, сквозь внешнюю их форму стараться прозревать внутреннее, стараться видеть Бога и Его присутствие во Вселенной.

– Хочу напомнить зрителям о существовании Вашей программы «Благая часть», практически ежедневной, которую можно посмотреть на сайте sobor-uspenie.ru или в социальной сети «ВКонтакте» на официальной странице собора. Там же можно узнать о том, как помочь в восстановлении и строительстве собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге на ВИЗе.

Спасибо, отец Евгений, за беседу, за наставления, за рассказы о том, как выстроено социальное служение, и за полезные примеры.

– Храни всех нас Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать