Беседы с батюшкой. Поучительный пример святых

3 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас, дорогие друзья, на все доброе! Сердечно всех поздравляем с наступающими праздниками Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и с хорошо празднуемым в России Днем семьи, любви и верности – днем памяти святых благоверных Петра и Февронии. Храни вас всех Господь!

– Сегодня тема нашей передачи: «Поучительный пример святых». Отец Димитрий, кто такие святые для нас?

– Сам Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: «Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдет; и Я возлюблю его и приду к нему Сам; Мы придем к нему с Отцом и обитель у него сотворим». Святые – это самые близкие друзья Божии, это те, которые свою любовь к Богу, свою веру, свое самоотвержение, свою решимость так проявили, что возненавидели грех в корне, победили страсти силой благодати Божией и стали сосудами благодати Святого Духа. То есть они исполнили то предназначение, ради которого Господь человека изначально создал. Поэтому когда мы прославляем святых, внимательно читаем их жития, стараемся по мере сил подражать им, тем самым мы прославляем Бога Творца, Который дивен во святых Своих, таким образом и Бога благодарим, и сами видим ту цель, ради которой Господь нас сотворил.

Смотрите, как удивительно: вчера Святая Вселенская Церковь праздновала память великого чудотворца, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, которого без преувеличения называют апостолом XX века, апостолом Запада. Он родился в благочестивой дворянской семье, в Харьковской губернии, прожил очень удивительную, самоотверженную жизнь. И величие его подвига, его самоотвержения от юности было таково, что даже когда он, еще будучи в Белграде, преподавал студентам богословские дисциплины, многие говорили: если вы хотите видеть живого святого, – идите посмотрите на отца Иоанна.

Когда в 1934 году владыка Антоний, предстоятель Русской Зарубежной Церкви, хотел рукоположить его в епископский сан, близкая знакомая (впоследствии его духовное чадо) вспоминает, что встретила его в смущении, он говорил: «Произошла какая-то ошибка, меня приглашают вместо какого-то иеромонаха Иоанна рукоположить в епископа». А когда она на следующий день его увидела, он с еще большим смущением говорил: «Произошла еще большая ошибка: вместо какого-то более достойного иеромонаха Иоанна рукоположили недостойного меня, хотя я ссылался на свое косноязычие». У него с самого детства и всю жизнь были некоторые дефекты речи. На что ему спокойно сказали, что и Моисей тоже был косноязычен, тем не менее это не мешало ему служить Богу.

Этот великий чудотворец, апостол XX века, фактически проповедовал и на Востоке, и на Западе. Все, кто читает, изучает его житие, хорошо знают, что он в Шанхае организовал сиротские приюты, которые начинались с восьми человек, а потом количество в них увеличилось до двух тысяч. Во время японской оккупации Китая каждую ночь, несмотря на суровый военный режим, он ходил по темным переулкам, собирал всех бездомных, нуждающихся, кормил, исцелял своей молитвой. А затем, когда возникла историческая необходимость, он помог эмигрировать из коммунистического Китая всей русской общине сначала на Филиппины, затем в Латинскую Америку, а потом в США. Он восстановил церковный мир, построил собор в Сан-Франциско. Святитель Иоанн (Максимович) до конца своих дней воплощал в своей жизни три очень важные подвига: это был ревностный иерарх Церкви, нес подвиг столпничества (столь редкий в наше время). Столпничество состояло в том, что он по древнему монашескому правилу никогда не ложился спать. Он иногда забывался легким сном сидя в кресле, или его находили келейники в поклоне перед иконами, когда он совсем ненадолго засыпал от естественной физической усталости, но он никогда не ложился спать в течение всей своей жизни.

– То есть у него не было кровати?

– Абсолютно не было кровати, он нес такой вот столпнический подвиг. Рано утром вставал, обливался холодной водой, сразу же читал утреннее правило, полунощницу, служил каждый день Божественную литургию, вечернее богослужение, а днем посещал дома умалишенных. Он по своему духовно чуткому сердцу отличал душевнобольных от духовнобольных, помогал и тем, и другим. И следующая черта святости этого удивительного человека – это подвиг юродства ради Христа. То есть, будучи архиепископом, он возложил на себя крест юродства. Вот такой великий святитель, память которого вчера чтила Церковь. Его молитвами да помилует всех нас Господь.

– Всякий ли человек призван к святости?

– Несомненно. Потому что Господь Иисус Христос говорит: Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть(ср.: Мф. 5, 48) Господь же не говорит: «если желаете»; или: «если сами хотите»; это призыв, заповедь: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Отец наш Небесный бесконечно совершенен, поэтому мы призваны к бесконечному совершенству. А это и есть святость – бесконечное приближение к Богу, уподобление Богу в тех качествах, в тех добродетелях, которыми Господь как Творец обладает во всей полноте. И как пишет один из великих отцов Церкви преподобный Симеон Новый Богослов, человек может стать богом по благодати, то есть стяжать все те качества и благодатные дары, которые у Бога есть по природе, а человек их получает по благодати. Вот почему в Евангелии мы и читаем, что в Царствии Божием праведники просветятся как солнце. Мы сейчас смотрим на Солнце, на это удивительное светило, и радуемся (правда, сейчас оно в нашей европейской части все реже и реже появляется по нашим грехам). Вот так просветятся праведники в Небесном Царстве – как Солнце.

– Вопрос телезрительницы из города Артемовска Донецкой области, Украина: «Отец Димитрий, хотелось бы узнать Ваше мнение по такому вопросу. Какое событие для Православной Церкви и православных христиан более важное и значимое в ушедшем церковном году: Критский собор или Всеукраинский крестный ход?»

– Очень глубокий вопрос. Неплохо было бы даже адресовать Ваш мудрый вопрос студентам духовных школ; может быть, кто-то из них пожелает написать кандидатскую диссертацию на тему сравнения двух событий, которые были в прошлом году как раз в июле – собор на Крите (собор епископов грекоязычных Церквей в основном) и Всеукраинский крестный ход.

Наверное, даже при беглом сравнении этих двух событий, мне кажется, что Всеукраинский крестный ход – это очень значимое событие, если хотя бы учесть тот фактор, сколько людей были участниками этого богоугодного и очень своевременного мероприятия. Напомню в двух словах: из Святогорской лавры вышла одна ветка крестного хода, из Свято-Успенской Почаевской – другая, люди шли навстречу друг другу с хоругвями, с чудотворными иконами, по городам и весям Украинской земли. Любой человек на любом этапе крестного хода мог присоединиться и пройти от нескольких сотен метров до многих километров. Участники крестного хода заходили в храмы, совершали молебны и молились о самом главном, чего сейчас с нетерпением ждут все православные верующие люди и вообще все люди доброй воли, – о прекращении братоубийственной междоусобицы. Просили у Бога мира, просили у Пресвятой Богородицы покрова над благодатной землей Малороссии, чтобы люди перестали ненавидеть и убивать друг друга.

Насколько мне известно, по примерным подсчетам, в Киеве на праздник святого князя Владимира, когда два этих потока крестного хода встретились, было более девяноста тысяч участников. Сам блаженнейший владыка Онуфрий, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, протоиереи, духовенство и множество мирян вместе, едиными устами и единым сердцем, молились. Несомненно, это событие является самым ярким и самым важным событием ушедшего церковного года. Так мне кажется.

По поводу Критского собора (я, слава Богу, не посвящен в тайны экуменического двора) скажу лишь информацию, известную и доступную всем православным христианам. Вы, наверное, помните и знаете, что на синаксисе накануне Архиерейского собора в 2016 году (синаксис – это собрание предстоятелей Поместных Православных Церквей) уже было известно, что предстоятель Антиохийской Православной Церкви не будет участвовать в Критском соборе. Предстоятели Грузинской и Болгарской Православных Церквей также обозначили свои принципиальные вопросы, причем  догматические, серьезные: о том, что пока те не будут разрешены, они участвовать в этом соборе не будут. Затем уже предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл обратился к предстоятелю Константинополя с предложением перенести созыв собора на более благоприятное время, когда вопросы будут обсуждены и решены, но на это не пошли. Поэтому подавляющее большинство православного мира (в лице предстоятелей) в этом соборе не участвовали. Потому даже при таком самом беглом сравнении однозначно Всеукраинский крестный ход – наиболее яркое и важное событие ушедшего церковного года.

– Отец Димитрий, какова роль решимости в деле стяжания святости?

– Одна из самых главных. Вот почему преподобный Серафим Саровский, один из великих святых Русской Православной Церкви и вообще Вселенской Церкви, которого почитают сейчас везде, особенно на Горе Афон, как бы сам задаваясь вопросом, что отличает простого грешного человека от великого святого, говорит: единственное, что отличает, – это решимость. Святой человек, казалось бы, такой же, как все мы, но он решительно будет бороться с грехом до смерти: готов умереть, но согрешать не будет, не будет падать в эти грехи, а если будет падать, то головой – ко Христу, каяться и просить у Бога милости и помощи. И как говорит преподобный Паисий Святогорец, решимость помогает выйти за пределы собственного «я», то есть полностью отложить эгоизм, не брать себя в расчет. То есть не думать о себе, а только о том, как исполнить заповеди Христа, Которого  возлюбил всем сердцем. Поэтому решимость главная движущая сила в стремлении  к святости.

– Что мешает человеку в стремлении к святости?

– А мешают как раз страсти нашего ветхого человека. В первую очередь гордыня, эгоизм. И производные от нее: тщеславие, осуждение, высокомерное отношение к ближним, когда мы считаем себя вправе всех направо и налево осуждать, не зная ни человека, ни обстоятельств его жизни. Естественно, мешают плотские грехи, которые происходят от чревоугодия. Невоздержание чрева приводит к невоздержанию во всем остальном. Это леность, душевредная печаль, уныние, отчаяние. То есть восемь главных страстей и производные от них – это то, что мешает человеку даже не просто к святости приблизиться, а просто быть хорошим человеком.

К преподобному Паисию Святогорцу, когда он стал уже достаточно известен, в келью «Панагуда» приходило много людей за советом. Особенно молодежь с университетским образованием, у которых образование и дипломы-то были, а в голове еще в каком-то смысле сумбур; они были дезориентированы. Некоторые, увидев его, сразу стремились принять монашество, еще не зная о тяжести и суровости монашеского подвига; некоторые хотели сразу жениться и так далее. И преподобный Паисий очень мудро говорил: «Ты сначала стань просто хорошим человеком, а потом станешь хорошим христианином».

– Наверное, к препятствиям нужно еще добавить суету, неорганизованность, особенно в мегаполисе.

– Суета есть везде. Видите ли, проблема в том, что куда бы мы ни пошли, мы везде несем самого себя. Не случайно есть такая поговорка: от самого себя не убежишь. Вот представьте: современный человек вдруг захочет обрести покой и тишину и поедет в глухую деревню. Как Вы думаете, Дионисий, что он возьмет с собою обязательно?

– Телевизор, планшет.

– И мобильный телефон. А вместе с телефоном, планшетом он возьмет с собой суету. По крайней мере, он будет искать возможность через Интернет опять с кем-то общаться. То есть суету мы несем с собой, и куда бы мы ни пошли, мы ее с собой принесем.

– Если человек все-таки решился вступить на путь пусть не святости, но становления себя хотя бы как хорошего христианина, каковы должны быть его первые шаги?

– Все святые отцы Церкви говорят однозначно. Но я бы процитировал преподобного Паисия Святогорца, потому что это близкий нам святой, который жил в XX веке, и всю современную суету, хорошо нам знакомую, понимал, потому что к нему приходили люди как раз обремененные и измученные этой суетой. Он очень мудро говорил, что Бог от нас требует самой малости – хоть немножко смирения, потому что через добродетель смирения мы становимся родственными Богу. Преподобный Паисий во время гражданской войны был радистом и очень часто в своих назидательных беседах с людьми приводил примеры из своей армейской службы. Он говорил: как радист, чтобы связаться с центром, должен попасть на должную частоту для передачи сигнала, чтобы пришла помощь, так и нам, чтобы выйти на нужную волну, на связь с Богом, надо приобрести это очень важное качество – смирение.

– Это и есть та самая волна…

– Да. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Вот почему в третьем томе «Духовная борьба» в своих ответах преподобный Паисий говорит, что человеку смиренному Бог как бы обязан помочь. Почему? Потому что человек через это качество сродняется с Богом. Бог гордым противится, а смиренным дарует Свою благодать. Поэтому даже один смиренный помысел уже приближает человека к Богу. Смиренный помысел – это осознать себя действительно не достойным Бога, не достойным Его милости. А там, где есть это осознание, в сердце рождается чувство благодарности Богу – ты не достоин, а Господь все равно тебя хранит и бережет, дарует тебе здоровье, силы, жизнь, терпит тебя.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Мне в жизни иногда приходится сталкиваться с людьми православными, верующими, которые не признают канонизацию святых царственных мучеников и даже враждебно к ним относятся. Для меня это очень странно, непонятно. Я прекрасно помню канонизацию и в Петропавловском соборе погребение; помню, какие при этом были чувства: радость, благодать и при этом какое-то чувство завершенности, состоятельности.

Мне всегда казалось, что после этого уже никаких сомнений в святости царской семьи и быть не может, а с годами почитание должно только возрастать и увеличиваться. А тут находятся такие люди, которые очень враждебно относятся к царской семье, не признают их святость. Посоветуйте, как с ними разговаривать. Что им можно сказать, как их убедить?»

– Мне очень близка Ваша позиция, потому что в нашей семье с самого детства почитали святых царственных мучеников. Почитали их на основании чего? Потому что еще в далеком 1934 году, спустя семнадцать лет после этого злодеяния в подвале дома Ипатьева, когда были убиты святые царственные мученики, Поместная Сербская Православная Церковь прославила их в лике святых. В 1982 году и Русская Зарубежная Церковь прославила царскую семью в лике святых. И уже, как мы хорошо знаем, на Юбилейном Архиерейском соборе было долгожданное (я думаю, большинство наших телезрителей, верных чад Русской Православной Церкви, с нами согласятся) прославление царской семьи. И эта радость, восторг и утешение в душе, как будто все встало на свои места, всем нам хорошо знакомы. Видите, уже семнадцать лет прошло после прославления. Еще раз напомню, что трижды святые были прославлены на земле: Поместной Сербской Церковью, Русской Зарубежной Церковью и нашей Матерью Русской Православной Церковью (сейчас Русская Зарубежная Церковь тоже объединена с Матерью Церковью).

Поэтому для человека верующего и верного Церкви нет никаких оснований не почитать святых угодников царственной семьи. А критики всегда были. Нередко они приводят аргумент: за что их канонизировать, ведь якобы дилеммы не было, их не заставляли перед смертью отречься от Христа, как было в первые века христианства: «Если не отрекаешься от Христа, мы тебя будем мучить, пытать, а если ты все равно не отречешься, мы тебя обезглавим». Но на самом деле посмотрите внимательнее, дорогие друзья, на материалы о новомучениках и исповедниках Российских, которые за последние годы благодаря работе в архивах стали известны общественности.

Целый сонм новомучеников и исповедников Российских (архипастырей, священников, просто мирян) был расстрелян по суду тройкой НКВД, и в приговоре было написано: такой-то и такой-то не прекратил своей контрреволюционной деятельности. Там не написано, что епископ (или священник) такой-то на вопрос, отрекается ли он от Христа, не отрекся от Христа и за это его расстреляли. Сама верность своему архипастырскому, священническому, просто христианскому долгу предполагала без слов, сама жизнь свидетельствовала, что ты остался христианином, останешься им до конца, от Христа не отречешься.

Посмотрим на примеры Древней Церкви: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София. Благочестивую Софию – маму этих прекрасных дочерей, которые кровь свою пролили за Христа, лично никто не мучил в физическом смысле этого слова. Ясно, что у нее были невыразимые душевные страдания, которые испытывает мать, видя, как истязают ее детей. И эти моральные страдания наверняка еще усугублялись: кроме того, что она это видела, еще и язычницы ей говорили: «Да какая же ты мать?! Посмотри, мучают твоих детей. Чему ты их научила?..» Она это претерпела. И сейчас она в лике святых как святая мученица София. Хотя, по логике тех людей, которые отрицают почитание царской семьи, перед ней лично дилеммы такой не ставили: «Ты отрекаешься от Христа или нет?» Ей такой вопрос не задавался. Она своей жизнью засвидетельствовала, что верна Христу. И она умерла впоследствии – после того, как погребла своих детей.

Сорок мучеников Севастийских… Мы знаем, что один из этих сорока мучеников по малодушию вышел из Севастийского озера, а тот стражник, который увидел сходящие тридцать девять венцов, захотел сорокового и бросился для того, чтобы умереть вместе с ними. Его тоже никто не спрашивал, отрекается он от Христа или нет, этот словесный диалог не был нужен – он своей жизнью показал, что хочет умереть за Христа. И тут еще вопрос: какие были у него предпосылки увидеть эти тридцать девять венцов? Это не каждый из язычников мог увидеть.

Святой царевич Димитрий Угличский тоже является мучеником, за Христа убиенным. Его тоже никто перед убиением не спрашивал, отрекается он от Христа или нет.

Поэтому, к сожалению, если люди склонны многогранную человеческую жизнь и Промысл Божий о человеке так плоско осмыслять (что если был такой диалог, значит – ты мученик, а если не было, значит – не мученик и нет оснований канонизировать), что тут можно сказать? Есть известная фраза: горе от ума; а точнее можно сказать – горе от рационализма и неверия.

– Разбираясь в этом вопросе, насколько правильно с исторической точки зрения доверять свидетельствам исполнителей расстрела, свидетельствам палачей царской семьи?

– Очень хороший вопрос Вы, Дионисий, задали. Дело в том, что в общественное сознание, по крайней мере светских людей, за весь период XX века внедрялась эта ложная идеология со ссылкой на интервью, на свидетельства, на воспоминания, в том числе письменные, самих исполнителей этого ритуального убийства: Юровского и компании (Голощекин, Ермаков и так далее, не будем даже перечислять их фамилии сейчас). В 1928 году, потом в 1934-м, 1936-м были их интервью, в которых они вспоминали и даже с некоторым сладострастием описывали, как уничтожали тела святых царственных мучеников (именно уничтожали, так что от них ничего не осталось). На основании их воспоминаний были созданы даже художественные фильмы с известными актерами. Они как раз формировали общественное мнение о том, что якобы государь до конца не был уверен, убьют их или не убьют, и что когда их пригласили в подвал дома Ипатьева, зачитали приговор и сказали, что сейчас их расстреляют, якобы святой царь Николай повернулся, с недоумением сказал: «Как?» – и в этот момент они выстрелили.

Но, дорогие друзья, давайте будем говорить серьезно и как верующие люди посмотрим на эту ситуацию. Насколько правомерно вообще доверять словам палачей? Во-первых, палачи люди заинтересованные. Как участники злодеяния они заинтересованы в том, чтобы себя перед историей оправдать, обелить, в нужном свете представить. Кроме них, там больше никого не было, они могут сказать все что угодно. Например, тот же Юровский мог сказать: как только я объявил, что мы их расстреляем, царь Николай схватил стул, на меня замахнулся, и я еле успел выстрелить. То есть можно начать от такого, что якобы царственные мученики начали сопротивляться, и кончить тем (диапазон большой), что они все пали на колени и умоляли: «Не убивайте, мы будем верны советской власти до конца наших дней». Доверять словам людей безнравственных, которые пошли на это злодеяние, – это значит обманывать самих себя.

– Отец Димитрий, я знаю, что многие люди хотели бы увидеть святых рядом с собой, то есть в наше время увидеть живых святых. Какими качествами обладают святые и как их можно узнать?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов), великий богослов и подвижник на архиерейской кафедре XIX века, говорил в пророческом ключе, что святые последних времен будут всячески скрывать себя от любопытных очей мира. Именно потому, что само общество будет все дальше и дальше уходить от евангельских идеалов. От праздного любопытства, от человеческих взоров святые будут себя всячески скрывать. То есть чтобы увидеть святого человека и узнать, надо самому хоть чуть-чуть очищать свое сердце, регулярно каяться в своих грехах, исповедоваться, приобщаться к таинствам Церкви, и тогда благодать Божия даст тебе извещение и ты узнаешь благодатного человека. То есть свой своего сразу узнает по духу.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что святой имеет обо всех суждение. Почему? Потому что у него ум Богом просвещенный. Не случайно же, когда к преподобному Паисию в келью «Панагуда» приходили, он даже из окна, видя множество людей, монахам, которые в данный момент были с ним в келье, говорил: «Посмотри, у этого человека действительно серьезная проблема, надо его принять и ему помочь. А вот этот человек свое сердце превратил в свиной хлев: что бы я ему сейчас ни сказал, он ничего не примет, а потом еще начнет хвастаться, что был у геронды Паисия и тот оправдал его образ жизни». То есть человек, который получил благодать, сразу видит, кто в каком состоянии. И святой святого сразу узнает.

Поэтому если современные люди хотят увидеть святых и их узнать, надо начать хотя бы понемножечку исправлять самих себя. Для начала посмотреть в зеркало (в духовном смысле этого слова) и увидеть, что в себе надо исправлять. Самое лучшее зеркало – это хорошая книжечка, которая издавалась в Троице-Сергиевой лавре, называется «В помощь кающимся»; посмотреть в это зеркало и увидеть, что в себе надо исправить.

– Раньше на Руси основными книгами для чтения были Евангелие, Псалтирь и жития святых. Почему со временем так падает интерес к подобному чтению, к чтению житий?

– Очень мудро преподобный Паисий отвечал на примерно такой же вопрос: почему вообще интерес к святости, к подвигам если и есть, то где-то в университетах на кафедре теологии, а у широких масс людей нет? Потому что в древности, когда было изобилие живых примеров святости, то грех и пороки падали в цене в глазах общества. А когда общество, наоборот, все дальше и дальше уходит от Христа и пороки становятся нормой жизни, то люди, обличаемые совестью, даже не хотят вспоминать, что есть другой образ жизни. А некоторые об этом просто даже не знают: кто не имел христианского воспитания, даже не знает, кто такие святые. У большинства современных нецерковных людей если спросить, кто такие святые, они скажут, что знают блаженную Матрону или вспомнят святителя Николая (хотя представление о нем будет очень-очень превратное), а так о святости понятия не имеют.

– Стоит ли современному человеку буквально подражать телесным подвигам святых?

– Именно телесным? Святые угодники жили в разные эпохи. Как сейчас любят говорить люди либерально настроенные, тогда была хорошая экология, продукты были другими, воздух чище, сами люди крепче и якобы по этой причине они могли поститься, столько поклонов класть и пешком ходить в паломничества в Иерусалим и другие святые места. То есть якобы из-за экологии и своих физических данных. Конечно, это не совсем правильно. Разумеется, есть доля истины в том, что человечество со временем становится все слабее и слабее, мы все становимся более немощными, ведем малоподвижный образ жизни. И может быть, телесным подвигам святых, даже если бы пожелали, не сможем подражать в той мере, как они это несли.

Но с нас же Господь и не требует того, что выше сил. Господь говорит: «Сыне, даждь Мне сердце твое». «Стяжи дух мирен», – говорит Господь устами преподобного Серафима Саровского. А мирный дух можно стяжать даже не накладывая суровых внешних подвигов. Стремиться к тому, чтобы иметь добрые помыслы. Почему преподобный Паисий и говорит, что надо возгревать в себе добрые помыслы. Стараться найти в своем сердце оправдание любому поступку ближнего, иметь добрые помыслы обо всех. А это можно сделать даже без внешних физических подвигов.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Батюшка, что Вы посоветуете отвечать людям, которые говорят, что все частицы святых мощей святителя Николая, которые есть в России, подложные. Мы знаем, что и в Лавре, и в других храмах есть частицы святых мощей и святителя Николая, и других угодников Божиих. Меня и моих друзей этот вопрос очень волнует. Что отвечать таким людям?»

– Прибытие частички мощей святителя Николая из города Бари в Россию, несомненно,  событие очень важное и очень радостное для всех православных верующих людей в России, а также для всех тех, кто, может быть, даже не считает себя православным, но все-таки святителя Николая почитает хотя бы так, как умеет его почитать. Необходимо констатировать, к сожалению, очень горький факт (я не думаю, что мои слова кого-то обидят, и я не ради осуждения это говорю), что в западноевропейском обществе, где господствует протестантизм и римско-католическая конфессия, исказилась до неузнаваемости роль этого великого угодника Божия. С протестантами понятно: они не почитают святых угодников никаких, в том числе святителя Николая. Хотя намечается тенденция: некоторые протестантские «церкви» (в кавычках) называют именем этого святого.

В римокатолицизме ситуация следующая: на Втором Ватиканском соборе (1962–1965) многие святые Древней Церкви (бывшие еще до отпадения Рима от православия, которое произошло в 1054 году): святая великомученица Варвара, святая великомученица Екатерина, святой великомученик Георгий Победоносец, святой великомученик Димитрий Солунский, в том числе святитель Николай, святитель Спиридон из разряда общецерковных, – были сведены в разряд местночтимых. А просто у секулярного (светского) западного общества вообще представление о святителе Николае грубо- языческое: они его представляют в виде доброго улыбающегося дедушки, который дарит подарки и исполняет любые желания. Причем любые желания – независимо от нравственного состояния желающих и от того, полезна эта просьба или неполезна.

Вот такое искаженное представление бытует в секулярном западном обществе. И, к сожалению, с глубокой болью надо констатировать, и в нашем светском обществе: что святитель Николай исполнит любую просьбу (например, даже чтобы начальника удар хватил за то, что он не подписал заявление на отпуск тогда, когда я хочу). Люди молятся, святителю Николаю свечку ставят, даже не задумываясь, к кому они обращаются и о чем просят.

А что касается сути Вашего вопроса, во многих храмах и монастырях (об этом Вам расскажут сами настоятели, клирики храмов и монастырей) есть частичка мощей святителя Николая. В частности, в Троице-Сергиевой лавре в Серапионовой палате, которая находится за Троицким собором, есть большая частичка мощей святителя Николая.  В Троицком соборе – икона с частичкой мощей святителя Николая. В Хотьковском Покровском монастыре и во многих храмах и монастырях есть частицы мощей этого великого угодника Божия. Благодать зависит не от размеров частицы, потому что святой угодник один, а во всех частичках мощей та же самая благодать, которую он стяжал в своей жизни, – благодать Божия. Поэтому отношение у нас, верующих людей, здравомыслящих, должно быть благоговейное. От собственной чистоты сердца, от твоей веры и покаяния зависит, получишь ли ты благодать, прикладываясь к мощам святителя Николая, независимо от размера мощей. Вот что самое главное. Так же, как в таинстве Евхаристии: во всех храмах на Земле, где совершается Евхаристия, одно и то же Тело и Кровь Христа Спасителя. Также во всех частицах мощей та же самая благодать угодника Божия.

Я предполагаю (не знаю точно), отчасти такой ажиотаж у светских людей происходит из-за того, что светские СМИ очень любят сенсации; они сенсации создают даже там, где нет повода, а уж если есть повод... Когда привезли мощи святителя Николая в Россию, некоторые светские СМИ говорили буквально следующее: «Впервые за девятьсот лет мощи святителя Николая покинули Бари». Но ведь не покинули же! Привезена частица, а основная часть мощей находится в Бари. И те люди, которые, например, сегодня приезжают в Бари, так же поклоняются тому же самому святителю Николаю, его святым мощам, как и в любом другом месте. Светские СМИ любят сенсации. Помните, в 2012 году, когда по календарю майя был конец света, какой был ажиотаж, сколько авторских программ было этому посвящено; сколько людей душевно повредилось, продали свои квартиры, уехали в Мексику, ожидая этот конец света. И никто, кстати, не извинился за этот ажиотаж. Поэтому у нас должно быть спокойное, благоговейное отношение к святыне.

– Отец Димитрий, в житиях святых можно прочитать, что святые часто обличали пороки общества. Следует ли нам подражать в этом святым? Если следует, то как это делать правильно?

– Не случайно сегодняшнюю передачу мы начали с упоминания святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского. Во время его служения на Сан-Францисской кафедре известен такой факт: накануне большого христианского праздника многие из интеллигенции, в том числе русская община, пошли на праздник хэллоуин – такой сумасшедший праздник для людей, которые не верят в истинного Бога, не заботятся о будущей жизни, о своем ответе перед Богом. И немалая часть прихожан Сан-Францисского собора пошла на этот шабаш, на это безумие. Как поступил святитель Иоанн? Видя, что храм полупустой (а предполагалось, что это «празднество» (в кавычках) будет совершаться всю ночь), он, после совершения всенощного бдения, с посохом один пошел в тот конференц-зал, где этот шабаш происходил. Молча туда зашел, при виде его музыку сразу выключили. Он поднялся на сцену и при абсолютной тишине (там все в изумлении застыли) строго посмотрел на всех присутствующих. Затем молча спустился и обошел полностью весь зал при полном молчании всех.

Он не сказал ни одного слова, никаких пламенных речей, обличений, он просто своим видом ревностного архипастыря, поборника веры, архипастыря, который душу готов положить за ближнего, на всех посмотрел. Там не все были прихожане его собора, был и светский бомонд, элита общества. Но все были поражены. Молча обошел по периметру все помещение и вышел. А уже на следующий день на Божественной литургии, когда было намного больше людей, в пламенной проповеди призвал людей серьезнее относиться к своей жизни, к ответственности перед Богом. Вот какой пример. Каждый ли из нас так может? Это надо иметь великое дерзновение перед Богом.

Или святитель Николай, которого мы сейчас упомянули… Какое надо было иметь великое дерзновение, чтобы в присутствии императора и других отцов на Первом Вселенском Соборе, услышав ересь, хулу, лжеучение Ария, подойти и его заушить. Это очень дерзновенный, решительный поступок, и далеко не каждый на это способен.

К слову говоря, насколько искажен образ святителя Николая в светском сознании и какой он должен быть в православном сознании… Он – правило веры и образ кротости, образец веры; это человек, который за апостольскую веру, за Священное Предание готов был жизнь положить. Святитель Николай не является сторонником так называемого «просто христианства» – абстрактного, виртуального христианства, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, чистоты веры, хранения догматов. Святитель Николай не был сторонником такого либерального христианства, он был защитником твердых догматов, и видите, как он поступил.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что для того, чтобы обличать пороки общества, надо этим порокам не подражать самим своим образом жизни. Необязательно везде появляться с пламенной речью (например, заходить в ночные клубы и там проповедовать, потому что можно и не выйти оттуда). И потом сотрудники «Скорой помощи» скажут: «Дорогой, ты же сам туда пошел. Зачем?» Разумеется, нужно благоразумие. Самим образом жизни, противоположным порочному, обличаются пороки.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Один мой знакомый, верующий человек, увлекся неохаризматическими учениями, в частности проповедником Ти Би Джошуа, и говорит, что в православии нет таких чудес, что он от Бога. Что бы Вы могли подсказать, что ему можно ответить? И второй вопрос: я по роду деятельности часто беседую о вере с людьми малоцерковными. И когда касаюсь самого важного таинства – Евхаристии, то замечаю в людях недоумение, неспособность воспринять, что в Чаше Истинное Тело и Кровь Христа. Может быть, вообще не стоит касаться этого вопроса? Скажите, пожалуйста, свое мнение».

– Мое мнение грешное и немощное; может быть, неправильное. Но, отвечая на первый вопрос, я Вас адресую почитать книгу известного православного богослова и миссионера XX века иеромонаха Серафима (Роуза). Он был православный американец, большой почитатель и, можно сказать, духовное чадо святителя Иоанна Сан-Францисского. В книге «Православие и религия будущего» у него есть отдельная глава, где он говорит о так называемом харизматическом возрождении. И там он приводит примеры того, как в самых разных религиях, порой имеющих  диаметрально противоположные учения (это буддизм, индуизм, течения в исламе, протестантизме, католицизме; просто магия, оккультизм, абсолютно не относящиеся ни к какой конкретной религии, к какому-то течению), в последнее время наблюдается харизматическое возрождение, возрождение некой духовности, интерес к духам.

Во всех этих религиях – я подчеркиваю, независимо от того, что доктрины диаметрально противоположны, порой взаимоисключающие друг друга – одинаковое обилие чудес, говорение на языках, слышание каких-то голосов, видение чего-то такого, что другие не видят. Иеромонах Серафим (Роуз) очень мудро говорит, что последние времена, эпоха правления антихриста, будут не временем научного атеизма, когда будут говорить, что Бога нет, а это будет буйный расцвет чудес, но чудес ложных, которые не от Святого Духа, а от духа тьмы, от противоположной силы.

Поэтому неудивительно, что и Ти Би Джошуа, и Сандей Аделаджа, и Ульф Экман, и Бенни Хинн и множество, множество неохаризматических проповедников, целителей, чудотворцев собирают огромные аудитории и происходят массовые сеансы исцеления. Они, кстати, уже неоднократно были разоблачаемы. Например, привозят человека на инвалидной коляске, руки и ноги которого замотаны эластичным бинтом, везде трубочки, над ним держат капельницы, и вдруг Ти Би Джошуа (или кто-нибудь из других «чудотворцев») к нему подходит, начинает что-то над ним говорить, постепенно снимает с него все эти трубки и говорит: «Вставайте, сэр». Тот тут же встает и при огромной аудитории начинает ходить. Говорят, якобы до этого он не ходил, у него был в восьми местах переломан позвоночник. Во-первых, он не был больным, он не был настолько поврежден, просто обыкновенная фальсификация.

Поэтому православному верующему человеку доверять таким дешевым, примитивным чудесам, конечно, не надо. И вот эти дешевые чудеса сопровождаются вязким многословием на евангельскую тему. Нам Господь наш Иисус Христос, Который есть путь, истина и жизнь, об этом сказал заранее: …восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут многие знамения и чудеса ложные, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Вот ответ на Ваш первый вопрос.

По поводу второго вопроса. У святителя Кирилла Иерусалимского, святого отца, жившего на рубеже IV–V веков, есть произведение «Огласительные и тайноводственные поучения», где он отделяет, что есть беседы огласительные – для язычников, для приходящих в Церковь, что есть тайноводственные. С людьми, только-только воцерковляющимися, которые еще мало что понимают в церковной жизни, не совсем благоразумно сразу говорить о сути таинства Евхаристии, потому что они этого не поймут. Даже более того, для любого глубоко верующего человека, для нас всех это тайна. Мы никогда умом не постигнем эту тайну, как происходит таинство претворения хлеба и вина в Истинные Тело и Кровь Христовы. Это происходит благодатью Духа Святого, мы причащаемся этой тайны, но понять ее умом никогда не сможем. И пытаться объяснить то, что невозможно объяснить, не следует. Но это не значит, что не надо вообще об этом говорить.

Например, у покойного отца Даниила Сысоева (мы с отцом Даниилом учились вместе, он был моим хорошим другом), в его миссионерской группе «Шестоднев» (у них были уличные миссионеры), было одно из правил: рекомендовалось говорить о многих христианских истинах, но не пытаться объяснять таинство Евхаристии внешним людям. Когда уже станешь воцерковленным, по мере исполнения того, что понимаешь, придет понимание того, что не понимаешь. Но не сразу. Вот что я могу посоветовать. Лучше говорить простыми, понятными людям категориями. Приведу простую аналогию. Например, сказать: «Ваша мама приглашает Вас к себе в гости, накрывает на стол, хочет Вас угостить, она Вас любит и ждет. Вот примерно так же Господь уготовал небесную трапезу, и Он ждет, чтобы мы пришли как Его любящие сыновья».

Вот почему мы приходим в храм – мы идем на встречу с Богом, Который первый возлюбил нас, говорит святой апостол Иоанн Богослов. И мы должны своей ответной любовью показать, что мы Его верные чада. А вот что происходит в таинствах, понимание придет по мере исправления жизни, по мере более глубокого воцерковления.

– Отец Димитрий, спасибо большое Вам за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Надеюсь, не последний раз видимся. Благодарим за мудрые вопросы, дорогие друзья, за внимание и терпение. Храни вас всех Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать