Беседы с батюшкой. Эфир от 29 августа

30 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 29 августа

 - Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Раздолье, иерей Борис Ершов. Здравствуйте, батюшка.

 - Здравствуйте!

- Спаси Господи! Дорогие телезрители, тема нашей сегодняшней  программы свободна, и мы будем отвечать на ваши вопросы, которые  вы будете задавать через интернет и  будете звонить к нам у студию в Санкт-Петербурге. Номер нашей студии: (812) 677-72-44. Батюшка, сегодня наша дорогая и любимая православная Церковь особенно почитает Федоровскую икону Божией Матери. И я знаю, что ваш храм некоторым образом связан с  этим образом.

 - Да. Этот образ является для нас особо почитаемым, чтимым. Ведь в нашем храме хранится частица мощей и икона Святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и  Муромского. Именно благодаря этому человеку дом Романовых воцарился на нашей земле. И уже более 300 лет Господь благословлял нашу землю через этих людей. Архиепископ Феодорит председательствовал на Великом Соборе 1613 года. И во многом благодаря его действиям, великое посольство этого Собора принесло плоды желаемые. Ведь  на Соборе, который длился  недолго - буквально два месяца, было принято решение об избрании Романовых на царство.  Мы знаем, что те люди, которые были на этом соборе, даже не знали, где находится инокиня Марфа с ее сыном Михаилом Федоровичем. Пришлось предпринять массу усилий просто  для того, чтобы их обнаружить.

Мы знаем также, что эти люди -  будущие правители -  наотрез отказались от такого высокого служения. Понадобилось красноречие святителя Феодорита  для того, чтобы  Михаил Федорович воцарился на нашей земле. Не случайно Господь избрал именно этого человека для того, чтобы совершить такое важное  деяние. Ведь Рязанская и Муромская епархия во времена лихолетья – наверное, самого тяжелого периода  в истории нашей страны, являла собой залог преображения и возрождения русской земли и ее сохранения. Эту землю смута как будто бы ее обошла, благодаря подвигу этого человека. Он был поставлен на кафедру архиепископом Рязанским и Муромским, будущим Патриархом и священномучеником Гермогеном, который уже в 1610 году знал, что для  благополучия, благоденствия, для сохранения нашей земли необходим Дом Романовых.  В дни лихолетья (как раз в эти годы) святитель Феодорит построил колоссальный и красивейший Успенский Собор в городе Рязани, который не смог достроить его предшественник в более благоприятное время. Именно этот человек в дни страшной смуты канонизировал первосвятителя Рязанской земли – святителя Василия Рязанского, который совершил перенесение его  честный мощей, составил его житие, составил Канон этому великому святому. Архиепископ Феодорит явился тогда образом воскрешения Руси, как и наш храм.

В дни, которые не очень благоприятствуют для возрождения – об этом мы знаем, какая пропаганда идет со всех сторон, со стороны средств массовой информации, главным образом – в эти дни был построен храм. Храм не случайно носит имя Святых Царственных Страстотерпцев, святого семейства. Это имя является также залогом  воскрешения нашей  с вами Отчизны. Мы сейчас находимся во времени   попразднства Успения Божией Матери. Святые Страстотерпцы -Николай и Александра помазаны были на царство именно в Успенском  соборе Московского Кремля. Именно Успенский Собор был построен Святителем Феодоритом, и Федоровская икона Божией Матери, память которой   мы сегодня празднуем – она также являет собой залог воскрешения нашего многострадального Отечества.

 - Вопрос из Самарской области. Раба божья, 42 года  в браке.  Муж всю жизнь блудил. Сейчас ушел к молодой, из семьи не уходит, сам не может никак вырваться. У меня  вопрос: я своими прощениями, видимо, способствовала его блуду и прелюбодеянию. Не есть ли это мой грех? Что мне делать?

 - Каждый человек отвечает за собственные грехи. Как Паисий Святогорец говорил: «Каждая овечка будет повешена за собственный хвостик». Конечно, нельзя  сказать, что мы абсолютно не виноваты в том, что происходит вокруг нас. Но вина наша – она перед Богом. Чтобы ближние ни сделали, мы можем провоцировать своим бездействием, своими словами, своими какими-то деяниями провоцировать людей, искушать их. Однако зло, которое от нас исходит, к другим людям прикасается настолько, насколько им это полезно. Ведь если бы у этого человека не было бы возможности   преодолеть то искушение, которое может быть- это еще не факт, но может быть ,через вас оно как-то  пришло к нему. Если бы у него не было бы этих сил, то Господь и через   Вас этого искушения бы ему не дал, потому что только он – единственный Владыка на небе и на земле. Ваша задача – о нем молиться. Чувство вины, которое вы испытываете, оно, быть может, и  главным образом препятствует этой молитве. Я не считаю, что вы виноваты в чужом грехе. Это неправильно, это не по-человечески просто.

 - Вопрос от Олега из Омска. Когда я стал воцерковляться три года  тому назад, жена стала вести себя очень агрессивно ко мне. Стала материться, =------ чего никогда не делала. У нас стали с ней сильно портиться отношения. Я постоянно молюсь, но не могу ничего поделать, сил не хватает. Как мне быть, батюшка, подскажите.

 - Дорогой Олег! К сожалению, рамки прямого эфира не позволяют выяснить все  обстоятельства вашей беды и вашей проблемы. Однако здесь можно вот о чем сказать, на основании этих скудных моментов, о которых вы сказали. Когда человек приходит к Богу, он обязательно проходит через  период искушения. И эти испытания   у разных людей занимают разное время, с разной интенсивностью могут проходить, потому что  мы все разные. Ваша задача сейчас – просто не бояться. А то состояние, в котором вы пребываете - состояние раздражения, вы, похоже, об этом  сказали, если я не ошибаюсь, -  свидетельствует о вашем уровне духовном. Ведь эти существа, с которыми мы боремся -они очень хитрые, лукавые.  Они внушают нам  мнение о себе – немножко больше или  гораздо больше, чем мы есть на самом деле. Эти искушения, которые  Господь вам посылает через них, говорят о том, чтобы вы нос-то не задирали. Вы спасаетесь в браке. Без вашей супруги вам никак не спастись. Ваша первая и главная задача -  восстановить взаимоотношения с супругой. Как хотите! Хотите оставаться христианином православным – вы обязаны это сделать.  А  дальше можно уже о чем-то говорить. Плод духовные есть любовь, радость, мир и  долготерпение -  не забывайте об этом. Если у  вас нет этого – есть над чем потрудиться. Да поможет Вас Господь в этом, дорогой Олег!

 - Вопрос из Санкт-Петербурга, от раба Божьего Игоря. Христос Воскресе! У  меня  есть знакомые друзья, которые не живут половой  жизнью со своими супругами, с мужчинами, в том числе. Эти мужчины уходят  потом к другим женщинам. Только что прозвучал ваш ответ, батюшка, что вы не считаете виноватым в этом женщин. Но не бывает ведь одного человека виноватого в том или ином случае. Здесь виновата, получается женщина – в том, что муж ушел в другую семью. Если не было этой связи, то есть именно такая вина. Это происходит во многих семьях - я  об этом  знаю. Один человек не бывает виноватым. Спасибо.

 - Невозможно миру без соблазнов. Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. И этот человек грешит прежде всего перед самим собой. Мы не можем спасти человека, и не можем человека погубить. Вы помните Евангелие, Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, а бойтесь того, кто может по убиению тела, по смерти его, душу повергнуть в геенну». И это говорится о Боге. Только Бог является властителем на небе и на земле.  Несмотря на то, что масса искушений есть вокруг нас, мы можем свалить свою вину и на рекламу, и на  средства массовой информации, о которых уже упоминали, и на людей,  можем выдумать все что угодно. Но человек - сам кузнец своей судьбы, как сказал некогда Цицерон. Эти искушения – пускай он от жены, Адама они не оправдывают (что я услышал  в вашей реплике)- если бы Ева не дала яблоко Адаму, тогда бы  Адам не согрешил и все  было бы хорошо. Но это не так. Адам виноват. Его вина очень серьезна, потому что он знал, кому доверяет а кому нет. У преподобного Максима Исповедника можно почитать. И мы свою вину на других перекладывать не можем. Если бы у этих людей не было бы сил преодолеть, то Господь  не попустил бы этого, потому что это дается только по силам. Поэтому давайте постараемся быть ответственными. Будем как дети, но не будем забывать то, что Господь в Евангелии тех  людей, которые потом  его распнут, он также детьми назвал. Он сказал, имея в виду своих врагов - фарисеев и саддукеев, что они подобны детям,  которые говорят: «мы пели вам  грустные песни, а вы не рыдали, мы плясали перед вами, а вы не радовались» (я близко к тексту передаю).   Давайте постараемся быть ответственными.

 - Вопрос из Анапы, от рабы божьей Ларисы.   Я попадаю в компанию к людям не церковным. Как мне себя вести?  Я перед едой, перед застольем обычно  читаю  молитвы. Здесь никто молитвы не читает. Люди садятся, произносят  тосты и т.д. Уйти в другую комнату я не могу, потому что нахожусь не в своем доме. Креститься -  меня неправильно поймут. Как мне  поступить в этом случае?

 - Здесь мы вспоминаем слова апостола Павла. «Если вас зовут кто-либо из неверных, и вы захотите пойти – идите  и ешьте все предложенное вам». И помня слова Христа о том, что показное благочестие не может человека спасти, давайте постараемся сердцем к Богу обратиться. Потому что Господь смотрит на сердце, а не на слова. И еще  - постарайтесь людей не провоцировать, не искушать, бисер перед свиньями не метать.  Такой принцип, думаю, очень правильный и четкий, и апостолом Павлом изложенный. Спаси Господи!

  - Вернемся к разговору о вашем храме и о вашем служении на поприще милосердия. У вас это служение сейчас очень развивается.

 - Да. Храм наш молодой и строящийся. Однако мы знаем, что христианства без  милосердия быть не может. Исполнение заповеди  Христовой «возлюби ближнего  как самого себя» неосуществимо, если бы не будем православными – вот такая взаимосвязь есть. Поэтому при нашем молодом и строящемся храме начинает действовать программа социальной помощи. Она так и называется – «Помощь». Люди из  селения Раздолье приходят  в храм,   звонят непосредственно мне или на телефон храма,  или обращаются через сайт  к нам за помощью. Мы только начинаем это непростое дело, но уже есть кое-какие результаты. Живущий в Раздолье  42-летний больной ДЦП Владимир уже такую помощь от нас получает. У нас уже на учете есть одна неблагополучная семья, где необходимо  кое-что детям  к школе.  Таких  семей  много. Есть несколько пожилых людей.  Мы начали эту программу буквально две недели назад, но уже столкнулись  и с трудностями и увидели, насколько это радостно – дарить людям благодать.

 Если у кого появится возможность посодействовать   нам в этом непростом деле, мы просим посмотреть на наш сайт. Там будут  выложены непосредственные нужды людей. Вы можете также узнать о дальнейших  перспективах  этого милосердного служения.  Если у нас это дело пойдет благоприятно, то быть  может, нам удастся построить дом. Уже есть проект дома, где  можно немножко передохнуть, получить порцию  любви, тепла, милосердия, которого  так не хватает нам  в этом мятущемся мире. Все это очень не просто, но дорогу осилит идущий. Ведь все это делается для  тех людей, которые живут в поселке Раздолье. Это главная наша проповедь.  Вера без дел мертва, поэтому мы призываем всех подключиться к проповеди. Если благодаря нашей работе хотя бы один человек как-то приблизится к  Церкви, то много грехов Господь нам отпустит  и наших беззаконий. Поэтому я прошу всех участвовать  в вашем проекте.

- Вопрос из Германии, раба Божья Валентина,76 лет. Оба мои  сына  не крещены. Я не знаю, как мне быть. Я была замужем за немцем, не хотела скандалов в семье, поэтому я их не крестила. Теперь они уже взрослые, у них уже дети и внуки. Я молюсь за них  и каждый день плачу. Я виню себя за то, что только я виновата. Прошу у Господа прощения и прошу его помощи. Что мне делать, как быть дальше?

 - Вы сказали, что у вас есть внуки. Здесь необходимо действовать  через ваших внуков. Нужно им объяснять. Книжечки  им читайте, хорошие русские сказки о  добре, о милосердии, о  взаимопомощи и выручке. Промысел Божий о человеке неисповедим. Поэтому знайте – ваших сыновей вы  отдайте в руки Божии. Вы в то время, когда принимали решение об их некрещении,  хотели как лучше. И не будь на  то Господня воля, получилось бы совсем иначе. То есть все по Божьему промыслу совершается. Получилось у вас это некрещение  для того, чтобы вы сейчас  о них  молились. Быть может, ваша молитва не была бы так  сильно раскрыта, у вас талант молитвы не был бы так раскрыт, если бы они были уже крещены, если бы вы были уверены в их спасении. Но дети – благословение Божие, потому что они помогают нам молиться. Пожалуйста, постарайтесь  главную заботу о ваших детях и внуках переложить на  Господа. «Возверзи на Господа печаль  твою  и Тоя тя препитает: не даст в век молвы праведнику». Постарайтесь своим примером, и главное – своим внутренним духовным миром показать им Христа, ведь это наша главная проповедь. Ничего не бойтесь. Бог ваших детей любит больше, чем  вы, и все сделает для того, чтобы их спасти. Эти переживания – они, может быть, и от бесов еще, вы подумайте. А самоукорение излишнее – оно может быть и от самолюбия: «как  же я такой хороший, так плохо   поступил?» Вот  об этом хорошенько поразмышляйте, и в руки Божии всю  эту ситуацию отдайте, и себя тоже. «Сами себе и друг друга и весь живот наш  Христу Богу предадим». Спаси Господи!

 - Вопрос из Ленинградской области, от рабы Божьей Надежды. Я бы хотели выйти замуж за православного человека. Может быть, вы знаете православный сайт знакомств?

 - Я должен подсказать православный сайт знакомств, или каким образом познакомиться? Супруг – это тоже благословение Божие, которое нужно выпросить, вымолить, выклянчить у  Бога. Это главная ваша задача. Хоть мы подключим все  возможные средства человеческие к достижению этого, «всуе трудишася зиждущие». Если Господь не созиждет град, то он упадет. И все наши с вами усилия человеческие будут суетными. Нужно понять, что вы хорошего супруга, наверное, не достойны, потому что грехов много, и потом в этих грехах каяться. Каяться слезно. Нет слез – надо просить, плакать о том, что  нет слез. Обращайтесь к святой великомученице Екатерине, к святой блаженной Ксении Петербургской, ко всем святым, к вашей небесной  покровительнице  (наверно, это великомученица Надежда).  От ваших молитв очень многое зависит. Просите, и дастся вам. Это главный  ваш девиз. Если не будете просить, то  ничего и не будет. А сайты – они все приложатся вам, если будете искать главное ваше счастье, Счастье  с большой буквы – это единение с Богом. Остальное все вам Господь приложит.

 - Если говорить по Санкт-Петербургу, модно привести наверно, такие примеры. Есть у нас клуб «Чайка». Буквально в данный момент в блокадном храме, что находится на станции метро «Новочеркасская», собирается клуб  «Встреча». Поэтому очень много подобных и клубов, и организаций православных.

 - Да, конечно. Они действуют и в рамках конкретного прихода какого-то. Если вы включитесь в молодежную группу или просто в группу активных прихожан какого-либо храма, какой вам более удобен, Господь все подаст. Здесь главное – молиться и не унывать.

 -  Вопрос от раба Божьего Александра из Санкт-Петербурга.  К какой церкви относится наша Православная Церковь,  потому что в «Откровении» перечисляются церкви и их семь. К какой мы относимся? И еще – что такое «дела  николаитов»? Если можно, расскажите, пожалуйста.

 -   В «Апокалипсисе» изображены символы. Этих символов там очень много, в том числе и эти церкви, о  которых там говорится, семь Церквей. Это тоже символ – символ отношения к Богу и к жизни материальной и духовной различных людей. К какой церкви каждый из нас относится – пускай каждый сам для себя  решит. Не случайно эта книга включена в  канон Новозаветных книг. Здесь особенно хочется вспомнить слова:  «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепел, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих...» Теплохладность – как серединка на половинку – и вроде как человек верующий, а поступает и живет он иногда как неверующий. Давайте постараемся не принадлежать ни к одной из тех церквей, которые Господь проклял. Ведь эти церкви – как  бы общество людей.

А на второй вопрос (о делах николаитов – одна из первых ересей) не могу вам  сейчас точно ответить. Знаю, что  подобные  ереси существовали всегда. Ничего нового, если взять современные секты, они из себя не представляют.  Если это  относится к ранней церкви, скорее всего, это  гностическое учение. К сожалению, я  прямо и с ходу на этот вопрос не отвечу. Могу вас отослать к труду нашего выдающегося историка деяний Святых Вселенских Соборов – Карташова. Там очень много написано.

 - Можно  направить и  к лекциям архимандрита  Ианнуария Ивлиева – полное толкование  Откровения имеется в аудиозаписях. Можно найти.

  - Просто  в  связи с тем, что эта ересь  сейчас не для всех актуальна,  я не могу вам ответить чего-то конкретного об этих николаитах.

 - Тем  не менее, часто в интернете возникает вопрос – почему Церковь одна – мы исповедуем одну Святую Соборную Апостольскую церковь, а церквей много – как наших поместных, так и других прочих.

 - Если мы имеем в виду поместные Церкви, то принцип единства существования поместных Церквей  не нарушается, а  более того - утверждается. Ведь Церковь существует во времени, существует в пространстве, существует в культуре. Ее универсальность – единство, оно и утверждается тем, что разные культуры, разные народы могут войти в Церковь через какие-то свои врата, что близко конкретному народу, конкретному человеку. Все это мы можем увидеть в Церкви – эту универсальность. Церковь едина. Якут или кто-то из Папуа-Новой Гвинеи, или  араб – они веруют одинаково. Здесь различается только форма, потому что мы все разные люди.  Каждый человек  - неповторимая и незаменимая индивидуальность. И потому у каждого свой путь в  Церковь, но это Церковь никак не дробит. Если мы говорим о  других церквах, может быть, каких-то еретических,  то вхождение этих обществ в Тело Христово  самозакрыто. Пути Господни неисповедимы и мы знаем, что человек, который творит заповеди Божии, он находится в Церкви. А насколько он их творит, по внешним признакам  здесь определить никак невозможно. Церковь едина, потому что Бог един, потому что мы все – члены одного  Тела.  Поэтому такие культурные аспекты Церковь никак не разрывают, не нарушают ее целостности.

 -  Вопрос из «Контакта» от Маргариты Кандиковой. Могли бы вы разъяснить притчу о  званых на брачный пир? Получается, что если  бы званые на пир  (как понимает телезрительница – народ иудейский) не отвергли бы приглашения, то не позвали бы всех, кто встретился, то есть нас? Притча ли это об иудеях или все-таки, о каждом из нас?

 - Может  быть, эта притча и о каждом из нас, и об иудеях. Все слова Христовы адресованы ко всем людям, в том числе и к иудеям. Этот  вопрос можно перефразировать, сформулировать по-другому: если бы Христа иудеи не распяли, то никто и не спасся бы. Но истина-то заключается в том, что Христос не мог не быть распятым, потому что он пришел в мир, лежащий во зле. И тот свет, который Господь принес  с собой в  этот мир, лежащий в сени  тени смертной, не мог не вызвать негодования, не мог не вызвать злобы. И потому, возвращаясь к этой притче, Господь говорил о том, что будет, чему надлежало быть. Грехопадение Адама и Евы не могло иметь других последствий, кроме тех, которые Господь изобразил в этой притче о званых на брачный вечер.

 - Вопрос из Калининградской области. Не могли бы вы сообщить номер счета,  на который можно послать пожертвования для вашего храма, или точный адрес, где находится ваш храм. К сожалению, я интернетом не владею.

 - Спасибо вам за вашу помощь. Действительно, мир не без добрых людей. Именно потому  до сих пор и Россия стоит, и мир живет. Это наша главная проповедь. Я очень вам благодарен за вашу помощь, которую хотите нам оказать. Запишите номер телефона, по которому вам объяснят, каким образом  можно помочь и нашей социальной работе, и нашему храму. Дело в том, что наш храм существует только три месяца, мы еще просто не успели, к сожалению, создать свой расчетный счет, в течение месяца этот вопрос должен решиться.  Телефон паломнической службы, по которому можно задать вопрос по нашему милосердному  служению: 8 -911 -215—61-17.

 - Батюшка, вы не озвучили сайт, о котором говорили.

 - Храм наш новый. Большинство храмов восстанавливается после 70-летней смуты, которая совершилась и пронеслась через нашу землю. Этот храм – Святых Царственных Страстотерпцев  - новый. Стоит он примерно  на том же месте, где некогда стояла часовня, разрушенная в 15-м веке, Там была сложная драматическая история этого места. И снова возвращаясь к образу воскрешения России: наш храм, когда в него входишь, вдыхаешь  аромат свежих бревен,  понимаешь что Россия все-таки жива.. Сайт нашего храма: www.razdolye.cerkov.ru

 - Или же  набрать в поисковой системе «храм Раздолье»,  и она сразу выдает ваш сайт.

 - Вопрос от рабы Божьей Татьяны из Брянской области.  Иногда мне случается ездить в поезде, и до отправления поезда  ходят женщины,  распространяют газеты и собирают пожертвования на церковь – вроде бы из Рязанской области, точно не могу сказать. Они предоставляют сайт, куда они деньги собирают. Я их спрашивала, почему вы приезжаете в Москву? Они отвечают, что Господь сказал – идите, проповедуйте по городам. Хотя ни слова о проповедании, о Господе, о Церкви я от них не слышала. Скажите, пожалуйста, кто они и от чьего лица они действуют.

 - Людей, которые пользуются и прикрываются именем Церкви, сейчас достаточно. Чтобы не принять волка, который приходит к нам в овечьей шкуре, за что-то богоугодное, необходимо соблюдать слова апостола: «Блюдите убо како опасно ходите». Когда мы видим такого человека, который что-то нам пытается вещать, нам проповедует,  мы должны интуитивно понимать, слушая его - от Бога ли этот человек. Может, это звучит очень громко и слишком пафосно – как же я  могу определить от Бога он или нет? Но у каждого из нас есть совесть и какая-то интуиция. А для того, чтобы ее включить, необходимо к Богу обратиться от всего сердца, настолько, насколько мы можем это сделать. И к Божией Матери обратиться с просьбой о том, что делать в конкретной ситуации. Спросить у таких людей – благословением какого епископа они пользуются. Потому что миссионерская работа на территории другой епархии по канонам церковным необходима, нужна, но -  с разрешения того  епископа, на области которого происходят эти действия. Поэтому все должно быть согласовано. Если люди замялись и не знают что отвечать, здесь уже понятно, что перед нами  кто-то нехороший. Давайте постараемся здесь трезвенно относиться, потому что милостыня от чистого сердца данная, нас спасает. Но если мы сомневаемся в чем-то и реально поддаемся на  уговоры, на какие-то способы воздействия на нас психонейролингвистические, то нам придется за это ответить. Профессиональные нищие, те, кто кормит их и сами эти нищие  - обманщики, и те, кто подает им, сомневаясь в том, что они таковы – все перед Богом дадут ответ. Поэтому давайте постараемся трезвенно, внимательно и  с ответственностью подходить ко всем нашим действиям.

 - Вопрос из  интернета от Анастасии Курганской. Можно ли причащаться без исповеди?

 - Здесь мы  прикасаемся к вопросу о  духовничестве. Если ваш духовник, человек, которому вы доверяете, священник – если он допускает в вашем конкретном случае до причастия, то это вполне возможно и даже необходимо    послушание. Если вы находитесь на территории другой поместной церкви, где нет исповеди перед причастием, то тоже с благословения вашего духовника, причащаться  там можно и нужно. Такого универсального требования или правила по  этому поводу нет, но мы знаем, что традиция Русской Православной церкви предполагает исповедь перед каждым причастием для того, чтобы это причастие нам не было бы не в суд  и не в осуждение, для того, чтобы понять, что я  причащаться недостоин. Не просто понять это умом как-то ментально, но и   почувствовать это всем своим   существом и сердцем, чтобы почувствовать страх.

 - И при этом,  конечно же, причащаться.

 - Причащаться обязательно. Ведь причаститься безопасно может только тот человек, который считает себя недостойным   причастником.  Это очень важное правило внутренней нашей духовной жизни. Правило  к причастию, собственно и ведет нас к такому чувству – чувству  недостоинства. Мы видим Василия Великого, Иоанна Златоуста, великих святых, которые даже мертвых воскрешали, и они говорят, что я недостоин причащаться! А куда же я лезу? Этот вопрос должен  стать контрапунктом при подготовке к причастию и к исповеди, он должен в нас жить. Это сердцевина нашей жизни духовной, без которой все остальное будет (и милостыня в том числе) Богу неугодно.

 - Вопрос из Коломны, от рабы Божьей Дарьи. Мне 12 лет, я никогда не смотрела «ужасов». Но недавно меня одолело любопытство, и я все-таки посмотрела  две части «Звонка». И меня в темноте всегда одолевает страх, потому что мне что-то мерещится. Хотя я молюсь, меня этот страх одолевает. Что мне делать?

 - Очень важный вопрос, который нас отсылает к Священному Писанию Ветхого Завета: Очи твои право да зрят. Наши органы чувств – зрение, слух, осязание, как учат святые отцы-антропологи, на учении которых зиждется православная антропология - это окна души, через которые мы можем получать благоприятные, добрые и жизнеутверждающие впечатления. А можем получать и  что-то вредное, вредное, ядовитое, губящее нас. То, что вы сейчас испытываете - это следствие вашего греха. Постарайтесь это перетерпеть. Нервное напряжение – не богоугодное, бесовское напряжение, которое у вас вызвал просмотр этих «чудесных» фильмов. Необходимо просто пережить последствия вашего проступка. Это потихонечку будет уходить. Только вы знайте -  такие фильмы  нужны для тех,  кто боится смерти, кто не хочет отвечать перед Богом за  все свои проступки. Это – средство отвлечься от голоса своей совести и, собственно, это действие, противоположное тому, что с человеком совершается в храме, в Церкви. Почаще ходите в храм. Попросите у Бога прощения. А эту епитимью надо будет пережить.

 - Вопрос из Ижевска от рабы Божьей Нины. Я сегодня была на исповеди, была в платочке и брюках, с двумя детьми. Батюшка сказал мне на исповеди, что нужно одеваться прилично, сказал  в довольно грубой форме: не приходите так. Я сказала, что А. И. Осипов тоже говорит, что необязательно так, на что батюшка ответил: «вот пусть вас Осипов и исповедует».

 - Дорогая Нина! Вопрос о форме одежды, внешнем виде христианина  рано или поздно касается каждого из нас. Господь смотрит на сердце, Господь смотрит на наше душевное устремление. Все это верно. Но наша внешность формирует и наше внутреннее   состояние. Ведь мы не  предъявляем претензий к  тем, кто, когда  мы пришли, к примеру, на свадьбу или званый ужин,  говорят: зачем ты пришел к нам в лохмотьях.  Мы не предъявляем претензий к полицейским, которые ходят в форме – это служба. Эти внешние моменты должны потихонечку прийти сами. Но нам с вами необходимо задуматься: почему для русских людей удобнее и лучше молиться так, чем иначе? В Греции женщины заходят в храм без платков. У нас, наверно, другой менталитет. Тому состоянию, которое мы получили, глубоко в нашем подсознании заложенному от наших предков, удобнее раскрыться в такой форме, чем в другой. Священник, который обратился к вам, как вы сказали, грубо – нельзя сказать, что он абсолютно прав. Конкретно для вас здесь нужно вот что подумать: у меня так много грехов, что меня убить мало, не только поругать. Смотрите – вас задела-то ваша гордость! Нельзя, конечно  под таким «соусом» все безобразия, которые  может быть, иногда  встречаются в Церкви, смиренно переносить, нет. Но для того, чтобы недостатки церковной жизни преодолеть, необходимо начать  с себя. И увидеть в себе возмущение, неприязнь, несмирение, которые говорят о том, что я достоин  лучшего обращения. Как же так, я же  зашел в храм все-таки?! Эти все чувства – не христианские, тоже говорят о нашем плоде нашей духовной жизни. А уже после того, как вы справитесь с этим внутренним  состоянием, можно мысленно попросить прощения  у священника – тоже такая хорошая практика – просить до тех пор, пока легко и спокойно не станет не душе. После этого Господь откроет, что  в этой конкретной ситуации нужно делать, как нужно действовать. Повторяю – это не говорит о том, что недостатки церковной жизни мы должны смиренно принимать. Мы должны и обязаны трудиться над Телом Церковным, над этим зданием. Но трудиться так, чтобы не дров не наломать. Надо постараться голос своей совести послушать.

 - Вопрос из Ленинградской области от рабы Божьей  Елены.  Человек, который крещен от рождения своей бабушкой и не крещен в  церкви, в храме, по всем законам – является ли он крещеным и имеет ли право быть крестным родителем, причащаться  и исповедоваться, участвовать во всех  сферах церковной жизни?

 - Ваш вопрос очень важный, касается он священнического статуса мирян. Согласно учению церковному и Священному Писанию, каждый из верующих, крещеных людей является священником. Это царственное священство. Каждому мирянину, независимо от возраста  и от общественного положения ,доступно совершение Таинства Крещения. Крещение совершается святой водой, или той водой, которая есть под рукой. Даже есть случаи, практика крещения песком.  Крещающий человек должен произнести формулу крещения – может быть это несколько схоластическое выражение: «Крещается раб Божий такой-то, во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь». После этого человек считается  крещеным и является рожденным для новой жизни. Поэтому крещение, которое совершила та бабушка, является действительным. Для того, чтобы участвовать полноценно, полнокровно в жизни церковной, необходимо совершить еще одно Таинство, которое может совершить уже особо поставленный священник, которому передается преемство и священничество через апостолов и через других священников на него – Таинство Миропомазания. Уже после этого можно будет и причащаться и исповедоваться. «Печать Дара Духа Святаго!» – произносит  священник, когда помазывает миром человека. В Таинстве Миропомазания Бог дарует человеку возможность открывать перед ним огромные перспективы, возможность счастья настоящего, с большой буквы Счастья. И после этого человек  уже может быть и полноценным крестным. Если нет возможности совершить Миропомазание, тогда такой человек может быть крестным. Если возможность совершения Миропомазания есть, то  она необходима.

 - Быть  праведным, не совершать грехов, которые   у нас указываются в Десяти Заповедях, жить со Христом – одно ли это и то же?

 - Источник всякой правды – это Господь. Источник праведных деяний – это тоже Господь. Источник милосердия – Господь. Человек, который творит Заповеди ,если он находится  в какой-то  культурной среде, если он испытывает на себе какие-то последствия воспитания его родителями,  мы не можем судить человека, если он не крещён, потому что всему судья – Бог. Если мы с вами  - люди православные, то давайте постараемся творить добро. Потому что именно по делам нашим  Господь будет нас судить. Я еще раз призываю всех к внутренней работе  над собой, потому что Господь устроит все внешнее и приложит нам, если мы  будем работать над внутренним. А дела милосердия, которые и через наш храм Господь, может быть, благоволит устроить - этот дом, который мы хотим устроить (есть разные варианты названия – «теплый дом», «светлый дом»), где люди бы могли найти пристанище и успокоение  в этом мятущемся мире, -  эту помощь мы от всех вас просим. Призываю на вас благословение Божие и желаю вам всем, дорогие  телезрители, постараться не быть холодными, не быть теплохладными, а быть горячими, и эта горячность нашу, горячность разумную, давайте явим в нашем милосердии.

 - Дорогие телезрители, я напомню вам, что с нами сегодня был настоятель храма  во имя Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Раздолье, иерей Борис Ершов. Напомним сайт  их храма: www.razdolye.cerkov.ru.  Пожалуйста, заходите, интересуйтесь.  Есть группа «В Контакте». С вами был ведущий  Михаил Кудрявцев. Всего доброго, до свидания. До новых встреч!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Галина Парамошина.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать