Святитель Петр, митрополит Московский

24 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Лаврентий (Полешкевич), заведующий Сектором Православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Передача из Москвы. Эфир 24 июня 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях кандидат богословия, благочинный подворья Высокопетровского монастыря иеромонах Лаврентий (Полешкевич).

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Пусть Божие благословение присутствует со всеми нами.

 

- Наша передача посвящена святителю Петру, митрополиту Московскому.

Расскажите, пожалуйста, о Вашей обители и ее основателе.

 

- Высокопетровский монастырь был основан святителем Петром, митрополитом Киевским и всея России чудотворцем в тогда еще неприметном городке Москве. Было это почти триста лет тому назад - в 1715 году.

Сам святитель родом с Волыни, нынешняя Украина, родился в благочестивом роде бояр Федора и Евпраксии и с ранних лет воспитывался в христианской вере. В пять лет его отдают в монастырскую школу, но грамота юному отроку Петру дается не очень хорошо и он молит Бога, чтобы Бог даровал ему дар разумения Писания. В сонном видении ему является епископ, который благословляет его уста, после чего грамота отроку дается успешно.

В 12 лет юный Петр принимает решение оставить мирскую жизнь и стать монахом. Получив благословение родителей, он удаляется в одну из обителей того времени и несет там послушание. По достижению совершеннолетия и принятия священнического сана, по благословению игумена он удаляется на берег реки Рата и там основывает маленькую обитель в честь Всемилостивого Спаса.

Река Рата является притоком реки Западный Буг. Обитель, основанная митрополитом Петром на берегу Раты, не сохранилась, но старожилы могут указать на Петровский лес, который стоит на возвышении на берегу, где когда-то существовала обитель. Именно там настоятеля обители игумена Петра посещает митрополит Киевский Максим и предрекает ему великое будущее. В благодарность за благословение игумен Петр дарит икону Пресвятой Богородицы, которая впоследствии получила название Петровская. Это самая знаменитая из икон, написанных собственноручно игуменом Петром.

После кончины митрополита Максима по ходатайству Галицко-Волынского князя, других князей и епископов и народа игумен Петр избирается митрополитом Киевским и Всея Руси. Русская Церковь была тогда в составе Константинопольской Церкви, поэтому все важные решения принимались в столице Византийской империи Константинополе. Поэтому святитель Петр направляется туда для принятия святительского поставления от Патриарха Константинопольского Афанасия.

Однако не все так просто было в судьбе святителя, были люди, которые завидовали и творили различные препятствия. К примеру, Тверской князь не хотел видеть игумена Петра на святительском месте, поэтому направил своего ставленника архимандрита Геронтия, для того чтобы он тоже просил в Константинополе святительский сон. Но в сонном видении архимандриту Геронтию явилась Пресвятая Богородица с Петровской иконой и сказала, что его путешествие в Константинополь будет безрезультатным, что и произошло впоследствии. А святитель Петр, получив наставление от Патриарха Афанасия и архиерейское поставление, вернулся на Русь, где стал благоустроять церкви Божии.

Киев в то время был разграблен татаро-монголами, и святитель Петр принял решение не находиться в каком-то одном городе: Киеве или Владимире, но путешествовать по городам русским, показывая тем самым свое пастырское окормление и заботу над всеми русскими городами. Он обращает внимание князя Ивана Даниловича Калиты на то, что надо укреплять и развивать тогда еще неприметный город Москву. По сравнению с Новгородом, Тверью, Владимиром Москва была незначительным городом. Но святитель Петр увидел в этом городе особый Божий промысел, поэтому благословил этот город, и именно благодаря святителю Петру, Москва становится первопрестольным градом.

За богослужением мы поминаем святителя Петра как первого митрополита Московского, хотя формально он так никогда не назывался, но он перенес кафедру киевских митрополитов из Владимира в Москву в 1325 году. Именно святитель Петр основывает в Кремле Митрополичьи палаты и начинает строительство знаменитого кафедрального собора г. Москвы - Успенского собора Кремля. До окончания строительства собора святитель Петр не доживает, согласно завещанию его погребают в Успенском соборе, где его честные мощи почивают по сию пору. Фактически благодаря святителю Петру Москва становится столицей, сначала церковной, а потом, при приемниках Ивана Даниловича Калиты и светской столицей.

Не только это деяние славит святителя Петра. Наш разговор начался с разговора с Высокопетровского монастыря, этого детища святителя, основанного на берегу реки Неглинки, потому что эта местность напомнила ему берег реки Раты, ту самую местность на Волыни, где он основал свой первый монастырь. Возможно, что именно в память об этом он строит именно в этом месте Высокопетровский монастырь, где освящает первый храм в честь апостолов Петра и Павла. Тем более что апостол Петр был небесным покровителем митрополита Петра.

Для чего было необходимо основывать Высокопетровский монастырь? По той же причине, по которой был основан монастырь на берегу реки Рата. Он искал уединенной молитвы, тихих, уединенных подвигов. Назван монастырь Высокопетровским потому, что был основан в селе. Высокое - название этого села. Во времена митрополита Петра Москва ограничивалась стенами Кремля, а за стенами уже начиналось, как бы теперь сказали, находилось ближайшее Подмосковье. Это был сельский монастырь, впоследствии Москва стала разрастаться, и сейчас трудно представить, что село могло находиться в центре города на Петровке. Теперь это оживленная улица, где круглосуточно не затихает движение. Но во времена митрополита Петра это было тихое, спокойное место.

Паломники, да и любители архитектуры, заходя в монастырь, замечают, что и сейчас внутри монастыря тихая, умиротворенная обстановка. Думаю, что некое благословение святителя на протяжении столетий хранит это место, несмотря на пережитые обителью перипетии.

 

- Вопрос телезрительницы из Самары: У апостола Петра есть выражение "будьте страннолюбивы друг к другу". Как это понять? Второй вопрос: живые существа имеют душу, а растения?

 

- Страннолюбивы - слово, происходящее от слова "странник". Страннолюбивые люди - люди, которые готовы оказывать помощь путешествующим, нуждающимся в ночлеге и пропитании. Апостол призывает христиан отзываться на нужды окружающих людей, особенно когда они являются странниками или нуждающимися в крове, помощи, пище.

Что касается вопроса о растениях. Все в этом мире движется и существует благодаря божественной силе Господа, но к диалогу с Богом и спасению призваны только люди, как венец творения. Каким образом Бог будет осуществлять спасение творения - восстановления его единства с Богом - это тайна божественного Промысла.

Но, как писал апостол Павел, вслед за первым человеком пала вся природа, в нее вошли и тление, и смерть, и нестроения, так она будет восстановлена с воскресением людей. Каким образом это будет в новом мире, поскольку, как говорит Апокалипсис, будет новое небо и новая земля, где обитает правда, мы увидим уже в конце времен.

 

- Давайте вернемся к теме нашей передачи.

 

- Святитель Петр на протяжении своей жизни испытывал различные скорби. Так, тверской князь не оставлял попыток не принять святителя Петра, было возведено обвинение на него тверским епископом Андреем о том, что якобы святитель Петр нарушил ряд канонических правил, в частности его обвиняли в симонии: якобы, он за деньги купил свой сан. Обвинение было очень серьезным, поэтому в Переславле-Залесском был собран Собор с представителями Константинопольского патриархата, где выясняется полная невиновность святителя Петра.

По древнему каноническому праву и государственному праву Византийской империи просто так обвинить было невозможно, обвинитель должен был понимать, что то наказание, которому он подвергал обвиняемого, в случае оправдания падало на самого обвинителя, и он сам должен был нести это наказание. Поэтому немногие люди решались на обвинение, если только они полностью не были уверены в полноте своего обвинения. Но на соборе легко выявились лжесвидетельство и клевета, и по всем принципам права того времени, и церковного, и светского, наказание за это лжесвидетельство должен был понести епископ Андрей. Но святитель Петр проявляет удивительное смирение и кротость, ходатайствуя за епископа Андрея и прося, чтобы его не подвергали никаким прещениям. Ни в чем не обвиняя человека, всю вину он возложил на дьявола, и в этом проявляется мудрость, терпение и кротость святителя Петра.

Он обращает внимание малолетнего князя Ивана Даниловича на город Москву, строится обитель, строится Успенский собор, благословляется этот город. Благословение святителя Петра до сих пор присутствует на первопрестольном граде, даже когда происходит интронизация Патриарха Московского и Всея Руси, на интронизации Патриарху вручается тот самый посох святителя Петра, который он получил от Патриарха Константинопольского Афанасия. Этот посох хранится в Оружейной палате Московского Кремля и износится по особым случаям, в частности при интронизации Святейшего Патриарха. Наследие святителя Петра живо до сих пор.

Высокопетровская обитель с течением времени претерпевала изменения. Обитель всегда была немногочисленной, великие князья старались заботиться о ней, так великий князь Василий III построил каменный собор в честь святителя Петра, много усилий приложили Нарышкины, а также Петр I в возведении каменного ансамбля обители, который содержит 8 каменных храмов, Нарышкинские палаты. Неприятный отпечаток оставили нашествие французов в 1812 году и советский период, в который обитель была фактически ликвидирована и ее здания до сих пор несут след разрушений того времени. Жизнь прихода при обители возобновилась в начале 90-х годов, а монашеская жизнь возродилась не так давно. 10 октября 2009 года решением Священного Синода монастырь возобновил свою духовную жизнь как обитель. По древней традиции в монастыре появились мощи святителя Петра.

 

- Небольшой отрывок из тропаря святителю Петру: "Светло ликуй, преславный град Москва, имея в себе святителя Петра, зарю солнечную, озаряющую чудесами всю Землю Русскую". Каково значение святителя Петра для всей Земли Русской?

 

- Во-первых, если посмотреть на его житие, он родом с Волыни, нынешней Украины, имел тесную связь с Москвой и почитается нами как первосвятитель Московский, стоит первым в числе московских святителей. Более того, он первый московский святой, потому что он был первым святым, прославленным в лике святых в первопрестольном граде Москве, спустя 8 лет после своей кончины, уже в XIV веке.

Даже своим жизненным примером он объединяет Русь: и Западную, и Восточную, и Центральную, и Южную. Для него не было границ, он постоянно путешествовал по различным городам, утверждая тем самым единство Руси под единым первосвятительским омофором. Поэтому пример его жизненного пути и сейчас является символом сохранения этого единства. Раз это единство было вполне естественным для святителя, и для нас оно должно быть близким и естественным. Кроме того, его значение велико тем, что он благословил Москву как первопрестольный град, и его пророчество сбылось: город возрос, укрепился и прославился многими святынями и святыми. Благодаря чему мы имеем такой замечательный город, который еще именуется "сорок сороков" по числу огромного количества храмов и монастырей, которые были в нашем городе, и всем этим мы обязаны святителю Петру.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Волоколамска: Раньше в монастыре служил архимандрит Иоанн Экономцев. Жив ли он, где он сейчас находится?

 

- Архимандрит Иоанн Экономцев находится на покое, но конкретное местонахождение я не знаю. Я бы посоветовал Вам найти возможность узнать это у кого-то другого.

 

- Служение святителя Петра пришлось на время, когда между князьями происходили междоусобные войны. Каким образом первосвятителю удалось объединить разрозненные княжества, и какие уроки мы можем извлечь из событий тех лет?

 

- Во-первых, то, что святитель не делал предпочтения тому или иному значительному князю того времени, для того чтобы не создать какие-то противоборствующие партии среди русского народа. Он предпочел евангельский принцип, согласно которому последние будут первыми, нашел небольшой городок для своего первосвятительства, а сам путешествовал по территории Руси, посещая различные княжества, храмы. Наставлял князей, простой народ, после него остался целый ряд поучений, в которых он призывал к единству, послушанию. В частности, его поучение к игуменам, попам, иноками и прочим людям, в котором содержатся идеи единства, послушания, соборности, и все это присутствует в деятельности святителя Петра как объединителя и устроителя русских земель.

Для нас это может быть уроком в том, что святитель Петр не видел границ государственных, административных и посещал все территории Древней Руси с запада на восток и с севера на юг. Все это была единая духовная вотчина, поскольку для Церкви государственных границ не существует,  ведь наше отечество - Царство Небесное. Как сказано в Евангелии, не земного града ожидаем, а Небесного Града Иерусалима. Поэтому мы стараемся привести наше земное отечество к Царству Небесному. Для христиан иная государственная принадлежность людей никак не может быть поводом для нелюбви к ним.

 

- На деревянном пастырском жезле святителя Петра было написано: "Смиренный Петр, митрополит Всея Руси". Как смирение сочетается с качествами человека, который занимает такой великий пост?

 

- Когда любой архиерей подписывает антиминс в тот или иной храм, он также подписывается "смиренный..." епископ, архиепископ, даже патриарх. Дело в том, что здесь действует евангельский принцип, Христос сказал: кто из вас хочет быть первым, да будет всем слугой, и кто хочет начальствовать, да будет всем рабом. Поэтому бремя начальства - это не бремя тирании и деспотизма и немилосердия, это бремя служения Богу и людям. Оно связано с тем, что человек снисходит к нуждам людей и порой пренебрегает своими деспотичными возможностями ради спасения людей, и в этом проявляется смирение.

Поистине высоко духовен тот человек, который при наличии реальной власти проявляет смирение, поскольку это проявление подлинного духовного богатства, которое объединяет человека со Христом. Ведь Сам Христос, будучи Богом, мало того что воплотился, но перенес крестные страдания и даже смерть ради людей. Это просто бездна божественного снисхождения к нам, и мы должны подражать Христу в нашей жизни в меру своих сил, и те люди, которые облечены в Церкви властью, осознают, что их подлинный духовный подвиг связан со смирением. Поэтому "смиренный" - это не формальность, но внутреннее духовное ощущение человека, облеченного властью от Церкви и понимающего, что эту власть надо употребить на служение людям, Богу, Церкви.

 

- Вопрос телезрителя из Челябинска: В чем сходство празднования православной Пасхи с празднованием этого праздника у иудеев, и в чем различие?

 

- Конечно, праздник православной Пасхи имеет свою предысторию в праздновании ветхозаветной пасхи. Но если для иудеев праздник пасхи был ассоциирован с освобождением от рабства в Египте, переходом через Красное море и, говоря языком светским, является, по сути, Днем независимости израильского народа, то для нас День независимости - Сам Христос.

Пасха наша - Христос заклан за нас, и закалается уже не пасхальный агнец, но Христос принес единую жертву за всех нас, и именно Христово Воскресение и освобождение от рабства греха и проклятия смерти мы празднуем в этот день. Это праздник и нашей вечности, потому что, как Христос воскрес, так воскреснем и мы.

Евреи перешли через Красное море и получили свою независимость, а мы переходим через порог смерти, в будущем воскреснем и найдем землю обетованную - Царство Небесное, к которому мы призваны. Поэтому символика еврейского праздника пасхи отражена и в нашем праздновании Пасхи, но акценты полностью меняются.

 

- Каково место Церкви в государстве?

 

- Церковь является неотъемлемой частью государства. Государство состоит из граждан, людей, и Церковь состоит из людей. Церковь посещают люди, которые являются гражданами этого государства, поэтому Церковь неотделима от государства в плане того, что она находится на территории конкретного государства, ее посещают граждане того или иного государства. На мой взгляд, взаимодействие Церкви и государства неминуемо и неизбежно в формате диалога, но он актуален и имеет свои перспективы, благодаря тому, что у Церкви и государства есть общая платформа, на которой можно выстраивать диалог. Государство старается вырастить законопослушных граждан, которые были бы патриотично настроены, старались, чтобы государство процветало и все свои силы полагали на это, которые бы заботились об окружающих людях. По сути дела, нечто подобное дает человеку христианство, поскольку оно требует от человека нравственной высоты и жертвенной любви к ближнему. То, что для государства может не иметь духовной мотивации, но выступает как призыв, в Церкви обретает духовную мотивацию и наделяется абсолютным смыслом, простирающимся за пределы этой земной жизни, ведя человеку ко спасению, к жизни вечной. Благодаря этому, Церковь и государство могут сотрудничать в плане воспитания, образования, профилактики тех или иных преступлений, и во многих иных сферах, которые могут быть общими.

Если посмотреть на количество Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, то они в ряде случаев дублируют ряд направлений, которые развиваются в рамках министерств в государстве. Очень много точек соприкосновения Церкви и государства в плане оздоровления общества, прежде всего, духовного, внутреннего оздоровления. Сейчас этот диалог налажен, разные регионы приносят разные плоды, но там где плоды этого диалога богаты, там ситуация с оздоровлением общества гораздо лучше. Поэтому роль Церкви в государстве, как роль души в теле человека, дает смысл существования этому телу, оживляет его.

 

- Вопрос телезрительницы из Челябинской области: Небесный град Иерусалим будет после пришествия Христа, но здесь также подразумевается и реальный город Иерусалим?

 

- Как сказано у апостола Павла, мы приступаем к Небесному Иерусалиму, граду Бога Живаго, где сонм святых, Церковь первородных. Небесный Иерусалим в библейском понятии не связан с земным Иерусалимом, потому что понятие Небесного Иерусалима синоним понятия Церковь. Церковь не ограничивается пределами современного города Иерусалима, поэтому Новый Иерусалим - Церковь, которая не ограничена ни временем, ни пространством, и в нее входят люди различных национальных культур, государств.

 

- У Вас в монастыре грядет несколько праздников, юбилеев, 500 лет собору святителю Петра, и в следующем году 700 лет исполняется вашему монастырю.

 

- Да, действительно, великий князь Василий III руками итальянского архитектора Алоизио Ламберти да Монтаньяна, или, как его называют в древнерусских летописях, Алевиза Фрязина Нового (того самого, который построил Архангельский собор Кремля), воздвиг собор святителя Петра на месте деревянного храма, который перестраивал еще Иоанн Данилович Калита, переосвящая в честь святителя митрополита Петра. Именно на том самом месте пятьсот лет назад в 1514 году был построен этот собор. Милостью Божией собор сохранился в практически неизмененном виде. В этом году 6 сентября мы будем праздновать 500-летие со дня основания этого собора.

Наша обитель была основана в 1315 году, и в следующем году мы также будет праздновать 700-летие основания обители, поэтому приглашаем всех желающих в дни почитания святителя Петра и в другие дни. План праздничных мероприятий пока находится в разработке, но думаю, обязательно будет ряд праздничных богослужений, в которых смогут принять участие все желающие.

День празднования святителя празднуется дважды в году: 6 сентября и 3 января. Эти дни связаны с различными событиями. 3 января мы празднуем блаженную кончину святителя, 6 сентября празднуем перенесение его честных мощей. Поэтому это престольные дни нашей святой обители.

Самый большой храм из восьми храмов нашей обители построен императором Петром I в честь преподобного Сергия Радонежского. Он тоже является наших главным храмом, где чаще всего происходят богослужения, поэтому приглашаем всех паломников в день преподобного Сергия посетить нашу святую обитель.

Император Петр I интересным образом связал Высокопетровский монастырь с Троице-Сергиевой Лаврой. Именно рядом с Высокопетровским монастырем когда-то находился верстовой столб, направляющий богомольцев по прямой дороге в Троице-Сергиеву Лавру. Все богомольцы собирались около храма преподобного Сергия Радонежского и храма преподобного Сергия в Крапивинском переулке, что рядом с нашей обителью, в них служились молебны, и богомольцы, испросив благословения преподобного Сергия в Москве, в течение трех суток двигались пешком в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Святой Троицы или преподобного Сергия. Сейчас нет ни прямой дороги, ни верстового столба, но есть храм преподобного Сергия, где чаще всего служит Святейший Патриарх, когда приезжает в нашу святую обитель, священноархимандритом которой он является.

 

- Вопрос телезрителя из Норильска: Скажите, пожалуйста, для чего христиане носят крест на груди? Я прочитал всю Библию и нигде не встретил ответа на этот вопрос.

 

- Постараюсь пояснить. В Священном Писании есть слова о том, что необходимо оставив все, взять свой крест и следовать за Христом. Ношение на груди креста после совершения Таинства крещения - это символическое свидетельство того, что мы берем на себя крест Христов и следуем за Христом Его путем.

Ношение креста для нас - с одной стороны, напоминание для нас, что мы христиане, несем на себе крест Христов и следуем за Спасителем, буквально исполняя слова Евангелия. С другой стороны, это та святыня, которая помогает нашему благодатному единству с Богом, потому что любой освященный крест является образом, иконой, мы можем обращаться к Богу, используя эти святые образы, поэтому мы носим нательный крест, и это никоим образом не противоречит Писанию.

Что касается креста, который носят поверх облачения священнослужители, то и это не противоречит Писанию, является отличительной их особенностью, поскольку они несут на себе священный сан. Первоначально священнослужители креста на рясе не носили, это было введено в качестве отличия их от дьяконов или причта.

 

- Вопрос телезрительницы, которая крестилась, а причастилась лишь через 25 лет после крещения, и в течение этого времени занималась различными эзотерическими практиками, далекими от православной жизни, и спрашивает, как это сказывается на ее душе, и что ей делать?

 

- Надеюсь, что наша телезрительница во всем этом искренне раскаялась и принесла достойные плоды покаяния. Как говорил Иоанн Креститель приходившим креститься людям: принесите плод, достойный покаяния. Для того чтобы грехи не несли последствий в будущем, необходимо исправить совершенные грехи не просто раскаянием, но духовными подвигами.

 

- Почему занятие подобными практиками является грехом?

 

- Во-первых, это прямое указание Божие. В Ветхом Завете написано, что за подобные вещи людей предавали смерти, подобные занятия назывались мерзостью пред Господом. Подобное отношение к данным вещам сохранилось, поскольку Господь предупреждает о той силе, которая не является близкой благодати Святого Духа, но является силой демонической. Она может принимать разные окраски, но при этом суть остается прежней: человек отдает себя во власть безблагодатным силам и лишает себя спасения. А самая большая ценность для человека - это спасение его души, вечная жизнь с Богом. Все, что отделяет человека от этой жизни, должно быть отброшено и оставлено, поэтому если человек сочетает себя со Христом, он должен жить с Ним в одном духе, а не духе, противном Ему.

 

- Скажите, пожалуйста, где находятся мощи святителя Петра?

 

- На протяжении долгого времени мощи святителя Петра находились и находятся в Успенском соборе Кремля в районе алтаря. Во время Иоанна Грозного была попытка разделить мощи святителя Петра, чтобы их частицы находились в разных местах, но, по предания, супруге Иоанна Грозного в сонном видении явился святитель Петр и запретил это делать.

Тем не менее, по благословению святителя, частица мощей всегда пребывала в Высокопетровском монастыре, и это благословение вновь исполнилось в 2010 году, когда после восстановления монашеской жизни в обители Святейший Патриарх Кирилл передал частицу мощей святителя Петра в нашу обитель. Частица была помещена в большую икону святителя Петра, которая является нашей главной святыней, перед которой ежедневно служится братское правило, а затем братия берет благословение у святителя перед началом дня. Кроме того, частица мощей святителя Петра находится в кресте Патриарха Никона, который сохранился до нашего времени.

 

- Большое спасибо, отец Лаврентий. Время нашей  передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

 

- Дорогие телезрители, храни вас Господь.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать