Беседы с батюшкой. Великий пост - время решать свои духовные задачи

21 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, магистр богословия, кандидат педагогических наук протоиерей Игорь Бачинин.

– Сегодня у нас в гостях я рад приветствовать протоиерея Игоря Бачинина, руководителя Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, магистра богословия, кандидата педагогических наук, а также настоятеля Никольского храма при Горном университете в Екатеринбурге. Отец Игорь, добрый вечер. Спасибо, что пришли.

– Добрый вечер. Спасибо.

– Я ведь все правильно назвал?

– Правильно. Просто, думаю, нет особой нужды все перечислять.

– Самое главное, что Вы человек для наших зрителей небезызвестный. Ваши лекции, касающиеся трезвого образа жизни, думаю, многие смотрели. Программы с Вашим участием всегда находят живой отклик в сердцах наших зрителей, которые с такими животрепещущими вопросами к Вам всегда обращаются. Тема эта особенно актуальна во время Великого поста, когда каждый из нас стремится как-то побороться со своими зависимостями, пытается их или немножко обуздать, или полностью от них отказаться, дать Богу какой-то обет: я с этого дня постараюсь вот в этом себя ограничить.

– Можно обет дать не только Богу, но и самому себе. Можно дать ближнему обет. Когда человек приходит и говорит о решении дать обет трезвости, я отвечаю: «Это замечательно. Но только Вы должны понимать, что обет трезвости – это духовное средство из определенной религиозной традиции. И для того чтобы Вам дать такое обещание Богу, надо сначала в эту традицию войти, начать жить религиозной жизнью. Но это отнюдь не означает, что сейчас Вы не должны получить помощь и бороться со своей страстью. Если хотите, прежде чем дать обещание Богу, Вы можете дать обещание мне или самому себе. И когда Вы приобретете определенный опыт, то следующим шагом может быть обещание Богу».

– Чтобы не получилось так, что дал обещание, а потом каешься, что его не исполнил?

– К сожалению, это нередко бывает. Об этом даже в Евангелии говорится, если помните. У отца было два сына, и он сказал одному: «Надо идти работать в виноградник». Тот сказал: «Хорошо». И не пошел. А другой сын сказал: «Нет, я не пойду». Но потом раскаялся и пошел. Кто из них исполнил волю отца? Тот, который пообещал и не выполнил, или тот, который сначала отказался, но позже все-таки выполнил? То есть обет трезвости и борьба с зависимостями – это духовный путь, который нужно пройти каждому человеку, имеющему соответствующие склонности. Недавно мне попалась статья, написанная женщиной из Института этнологии и антропологии Российской академии наук, о традиции обетов в нашей русской культуре. Ведь что такое обет? Это в первую очередь признание своей немощи и упование на Бога.

Понять, что не можешь справиться со своей проблемой, – это, между прочим, очень важный, ответственный шаг, на который не все способны. Очень часто люди думают: «Я смогу. Вот сейчас не получилось, но в следующий раз обязательно смогу». – «Но у тебя же уже несколько раз не получалось, ты давал обещания и не сдерживал» – «Нет, вот в этот раз я обязательно смогу». И пока человек надеется сам на себя, то вряд ли он сможет решить эту проблему, потому что сила Божья в немощи проявляется, «блаженны нищие духом». То есть только когда человек осознает свою немощь, он и способен получить благодать Божью.

– Возникает вопрос: что нужно для того, чтобы человек свою немощь осознал? Ведь можно возгордиться и считать: «Я сам на все способен, хотя не отрицаю, что существует Бог, верю в Него». То есть – «на Бога надейся, а сам не плошай», но  в таком гиперболизированном варианте, когда всю ответственность за свою жизнь человек возлагает только на свои плечи, а участие Бога под вопросом…

– Думаю, в первую очередь для осознания можно опять-таки обратиться к Евангелию. У нас есть такой классический пример – известная многим притча о блудном сыне. Смысл ее заключается в том, что каждому человеку дана свобода, и осознание своего выбора часто возникает у человека тогда, когда он пройдет некий путь, когда свое принятое решение реализует. Как говорят в народе, лучше сожалеть о сделанном, чем о несделанном. Мы знаем, что Савл тоже сначала был гонителем христиан, а потом стал апостолом Павлом. Страшнее не осознание, а равнодушие к самому себе, когда человек впадает в состояние депрессии – в то, что на языке богословия называется унынием. Вот в таком состоянии человеку гораздо сложнее изменить свою жизнь и осознать положение, в котором он находится.

– Отец Игорь, а депрессия и уныние – это равнозначные понятия? Потому что мне казалось, что депрессия ближе к психическому заболеванию, а уныние – это состояние души. Не знаю, можно ли между ними поставить знак равенства? Или можно эти понятия разделить?

– Думаю, что мы не можем строго, как в аптеке, сказать, где уныние, а где депрессия. Все, что у нас с Вами есть, – это в первую очередь святоотеческий опыт и опыт, который приобретаем мы, когда стараемся исполнить то, что прошли святые отцы, понять состояние своей собственной души. И здесь, безусловно, фактор индивидуальности, понимания того, что происходит со мной и что описано в жизни другого человека, имеет очень существенное значение. Думаю, четкую границу между унынием и депрессией вряд ли можно провести. Скорее всего, они взаимосвязаны: если у человека есть уныние, если он не борется с этой страстью, то, вероятнее всего, депрессия – это следующее состояние, которое ожидает человека.

– Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди на Великий пост говорил: «…Церковь нас призывает посмотреть на себя, приготовиться, разорвать те связи, которые нас делают рабами: слепоту, тщеславие, самодовольство, гордыню, бесчувствие, неспособность простить и поэтому быть прощенными, неспособность понимать, что мы от Бога отделены». Как разорвать те связи, которые делают нас рабами, как попытаться побороть наши греховные проявления, о которых владыка Антоний в свое время говорил?

– Для этого и установлен пост. Действительно, очень глубокая мысль у владыки Антония. Я бы к этому добавил в качестве комментария, что мир, в котором мы живем, Господь таким не сотворил. Человек нарушил заповедь о воздержании и тем самым проявил непослушание Богу. Собственно, пост и есть упражнение в воздержании. Очень хорошо об этом говорил праведный Иоанн Кронштадтский – чем сильнее мы умерщвляем ветхого человека, вот эту свою страстную природу, которая есть в каждом из нас, тем ближе мы становимся к Богу. И о себе он говорил такие слова: «Когда я здоров, когда  полон сил, когда нахожусь в состоянии земного благополучия, я умираю, дух мой умирает. А когда я немощен,  духовно оживаю».

 В этом отношении пост – очень важный акт не только личного преображения человека, но и преображения нашего сообщества и нашей с вами Церкви. Потому что когда мы вместе начинаем решать какую-то задачу, когда мы упражняем себя в каких-то добродетелях, душа человеческая действительно становится более чувствительной, воля человеческая направляется на добрые дела и ум человеческий начинает искать истину. В этом отношении, конечно, преображается душа, все сферы человеческой души обретают то первозданное состояние, в каком Господь сотворил человека. Мы с уверенностью можем сказать, что все те святые, которых мы знаем и почитаем, прошли этот путь поста. И у многих эти подвиги и труды были настолько строгими, настолько изнуряющими плоть, что мы иной раз можем даже усомниться: а было ли такое на самом деле? Действительно ли человек мог несколько десятилетий просидеть на столбе и не спускаться с него? Или, например, близкий к нам по времени Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился на камне... Когда человек начинает не только читать эти тексты, но хотя бы малую толику этого применять в своей жизни, он совершенно по-другому начинает на это смотреть. И такой иной взгляд на самого себя в первую очередь и является необходимым для изменения самого человека, для его, как мы уже говорили, осознания: а кто я есть на самом деле?

– Отец Игорь, у нас есть замечательные примеры и наших русских святых, и вообще святых Православной Церкви, в житиях которых достаточно подробно описывается подвиг поста и молитвы. И действительно, с нашей мирской точки зрения этот пост иногда бывает похож на самоистязание (допустим, когда человек совершенно ничего не вкушал, за всю неделю мог съесть один сухарик и так далее). Мне кажется, интересно поговорить о том, чем подвиги этих святых должны быть для нас, в наше время. Ведь нам  (и не только в наше время, а вообще находясь в миру, ежедневно работая, имея какие-то заботы)  пребывать в таком состоянии очень проблематично. Что из примеров этих подвижников нам нужно воспринять, чтобы этим пользоваться?

– Мы обязательно должны иметь дерзновение. Без этого вряд ли мы сумеем чего-то достичь в жизни. Но дерзновение не должно переходить в дерзость и помрачать наше здравое рассуждение – то, что мы называем трезвостью и трезвением. Безусловно, время земной жизни – это время подвига. Когда я слушал сейчас Ваш вопрос, вспомнил, как в конце прошлого года мы побывали в Иордании – в том числе и в тех местах, где подвизались Иоанн Креститель, Мария Египетская. Мы были там во второй половине ноября, и температура днем доходила до 28 градусов, а летом она доходит до 48 градусов. Чтобы даже просто находиться в такой среде, терпеть эту жару, нужны особые духовные силы.

Что для этого необходимо? Вот мы вспоминали притчу о блудном сыне. Господь, для того чтобы помочь человеку осознать то положение, в котором он находится, попускает ему какие-то падения. И нам по большому счету не нужно говорить, где и в чем кто не прав. Каждый человек знает об этом. Господь позаботился об этом, говоря современным языком, заложил в нас нравственный навигатор, который нам показывает, где и как мы должны себя вести, где мы поступаем правильно или неправильно. Другое дело, признает ли это человек, не ищет ли себе самооправдания, говорит ли: «Да, это я совершил такой поступок, это моя духовная задача, которую мне необходимо решить»? И время поста – это как раз тот период, когда нужно проявлять дерзновение, решать духовные задачи, которые ты перед собой видишь, за что тебя твоя совесть упрекает, понимать, что это первостепенные задачи, которые лично тебе в своей жизни нужно решать.

Конечно, пост – время упражнения себя в воздержании. Как говорит Феофан Затворник, «мати целомудрия». То есть до этого твоя душа находилась в блуждании, а сейчас тебе необходимо время для того, чтобы обрести некую цельность, некую полноту своей жизни, увидеть самого себя, осознать, в каком состоянии ты находишься по отношению к Богу, что тебя от Него отделяет. Ведь Господь близок, а ты идешь Ему навстречу или нет? И вот пост – это как раз шаг навстречу Богу.

Знаете, я бы еще хотел отметить как священник, это мое личное наблюдение: в настоящее время мы живем однобокой духовной жизнью. Почему? Потому что мы в лучшем случае осознаем какие-то свои недостатки и стараемся их исправить. Поводами для осознания недостатков у нас являются, как правило, какие-то худые поступки. Но святитель Димитрий Ростовский говорил, что грехом является не только делание зла, но и неделание добра. И вот упражнять себя в добродетели – это не только бороться со страстью. Что значит победить страсть? Это значит – обуздать ее доброй привычкой. И воздержание, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, – это матерь всех добродетелей. То есть невозможно достичь каких-то других добродетелей, не преуспев в воздержании. И пост – это как раз время для того, чтобы мы все вместе, помогая друг другу, упражнялись. Ведь это очень важно, когда ты знаешь, что не только ты один пытаешься себя ограничить в чем-то, но и твои родственники, твои самые близкие друзья тем же самым пытаются заниматься. Это, безусловно, дает каждому из нас вдохновение.

– Интересная мысль, что остальное время – это время блуждания, некого поиска, некой рассредоточенности. Как научиться быть сосредоточенным и в непостное время тоже не блуждать, а жить трезво, осознавая допустимое и недопустимое, где добродетель, а где злодеяние?

– Это одна из основных духовных задач, которые каждому из нас нужно решить. Достигается это тогда, когда мы упражняем свое внимание. И самым главным упражнением для тренировки внимания у нас является молитва. Именно поэтому сейчас у нас более длительные службы. Очень важно, как присутствует человек на этих службах, что он делает – или он просто внимает тексту, слышит славословия, которые произносятся в храме, или он при этом держит в руках текст. Например, текст того же самого канона Андрея Критского, что тоже есть упражнение для того, чтобы сосредоточиться на этом тексте, вникнуть в смыслы, которые нам Церковь предлагает для назидания в эти святые постные дни.

Как говорит Игнатий (Брянчанинов), усиление внимания во время молитвы один из критериев того, что человек – в правильной духовной жизни. Если у человека этого не происходит, то очень большой вопрос, что он делает. Потому что и хождение в храм, и молитва могут быть человеку и в осуждение. Вспоминается пример из жизни Василия Блаженного, когда в битком набитом народом храме царь его спрашивает: «Сколько в храме людей?» Он отвечает: «Два человека». Где же все остальные? А умом они находятся в других местах. Поэтому первостепенный аспект нашей с вами духовной жизни – упражнение внимания; как говорят святые отцы, «себе внемли». Я бы порекомендовал нашим читателям замечательную в этом отношении книгу Николая Михайловича Новикова «Начало молитвы», где он в очень простой, доступной форме говорит о том, что необходимо сделать человеку, чтобы обрести это самое внимание, чтобы встать на путь умного молитвенного делания.

Собственно, пост для этого нам и дается. Вот сегодня мы первый день служили литургию Преждеосвященных Даров, и есть замечательный стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». И вот исправить молитву – это, наверно, одна из главных задач, которые мы должны ставить перед собой, входя в поприще Великого Поста. Потому что, не решив эту задачу, мы не сумеем победить ни одной страсти. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». И обрести посредством молитвы благодать – это первый шаг нашей духовной жизни, а упражнения себя во внимании, в сосредоточении на своей внутренней жизни, одним из которых является молитва, помогут нам решить эту задачу.

– Только что Вы привели пример из жития святого Василия Блаженного, где рассказывается про набитый битком храм и двух человек, которые реально там находились. И прозвучало слово «упражнение». Для нас, людей, живущих в миру, упражнение – это не только духовное упражнение. Какие-то физические упражнения могут быть (скажем, приседания, отжимания). Для того чтобы начать заниматься спортом, совершать какие-то физические упражнения, нам нужно подготовиться: например, взять с собой кроссовки, шорты, футболку, пойти в специальный спортивный зал, найти место, где можно этим позаниматься, настроиться... А если говорить о походе в храм, о молитве, то как к этому подготовиться?

– Думаю, мы всегда должны быть к этому готовы. Вот сейчас время нас подвигает к этому, время Великого поста – это как раз, можно сказать, мотиватор, сподвигающий человека к этому. Мы говорили о воздержании, но есть еще и послушание, заповедь о котором нарушили первые люди Адам и Ева. И проявление послушания той традиции, тем правилам, которые существуют в Церкви, и есть тот настрой, который, я полагаю, в этом отношении человеку помогает. Безусловно, большинство наших современников далеки от этого. Думаю, для того и существует телеканал «Союз», чтобы людям хотя бы рассказать об этом, хотя бы заставить их задуматься. Не помню, у кого есть замечательная мысль: «Что такое скорби? Это епитимии от Бога за наши грехи».

Если человек сам не идет к Богу, если он не ищет Его, Бог про него не забывает. И тогда в жизни у него случаются обстоятельства, которые, так или иначе, его подвигают к Богу. Вот я уже много лет занимаюсь проблемами зависимых людей и на занятиях им говорю то, что является моим глубоким убеждением: «Вы сюда не сами пришли за помощью, не своими ногами. Вас Господь сюда привел. Как Он сюда вас вел и что вам на этом пути пришлось пережить, вы это лучше меня знаете. Но первое, что мы должны: быть благодарными, что Господь о нас не забыл и проявляет о нас заботу и попечение». Мне, наверно, сложно будет провести аналогию с кроссовками и шортами…

– Безусловно, я не говорю о том, что женщинам надо надеть платки и юбки, а мужчинам одеться понарядней; я говорю о том множестве людей, которые, находясь в храме, в храме не присутствуют.

– Здесь нет никакого другого пути, кроме как идти и упражнять себя в этом. То есть приходить в храм на богослужение и, находясь в храме, быть в храме, мыслями своими не удаляться ни домой, ни к каким-то своим служебным обязанностям, проблемам житейским. Пришел на службу – здесь и надо быть сейчас. Конечно, когда человек только приходит, у него недостаточный опыт. Но для этого есть священники, есть более опытные миряне, которые прошли этот путь. Не надо стесняться спрашивать. К нам в храм человек всегда может прийти, задать вопрос, который ему интересен, и получить на него ответ; мы индивидуально с каждым стараемся разговаривать, а периодически организовываем групповые встречи. Мы отвечаем на вопросы, которые возникают у людей, я считаю это очень важным – получить ответ на тот вопрос, который у тебя возник. Нерешенные вопросы создают проблемы, и чтобы не было таких проблем, возникающие вопросы нужно своевременно решать.

– Отец Игорь, чуть ранее я зачитывал фрагмент проповеди митрополита Антония Сурожского, где, в частности, говорится о нашей неспособности простить и, соответственно, быть прощенными. В последнее воскресенье перед постом в храмах был совершен чин прощения. И все мы, кто по традиции, кто по душевному призыву, испрашивали друг у друга прощение. Как сохранить этот настрой не только на Прощеное воскресенье, не только на дни Великого поста, но и как вообще научиться не обижаться, чтобы человеку и не пришлось потом у тебя просить прощения? И как самому быть готовым искренне, от всей души, от всего сердца сказать «Прости меня, если я тебя обидел» не в день Прощеного воскресенья?

– В первую очередь это возможно тогда, когда человек осознает свою немощь. Когда он думает, что представляет из себя нечто значимое, тогда он становится очень уязвимым для каких-то, может быть, не совсем уместных мыслей и слов других людей, тогда это все может человека оскорбить, задеть за живое. Важно, когда человек понимает: «Я человек грешный; мне чем хуже, тем лучше. Чем больше меня ругают, тем больше меня любит Господь. Если я встречаюсь с какими-то трудностями, значит, время жизни проживаю не зря, мне есть что в себе изменить». И когда человек находится, как мы с Вами говорили, в постоянном внутреннем подвиге, тогда ему любые внешние обстоятельства приносят благо. Об этом говорил апостол: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Но хорошо об этом рассуждать теоретически, а в жизни это не всегда просто бывает. Для этого себя нужно упражнять.

В духовных традициях монашеской жизни есть замечательная практика, когда не раз в году бывает прощеное воскресенье, а чин прощения служится каждый день: после трапезы и вечернего правила люди просят друг у друга прощения. Думаю, хорошо было бы завести такую привычку не только в монашеской общине, но и любая благочестивая христианская семья могла бы взять это на вооружение. Просить прощения возможно тогда, когда у человека есть потребность в этом, а вот чтобы воспитывать в себе такую потребность, осознавать себя немощным, для этого и существует Церковь. Самое главное, у нас есть пример Христа. Ведь Он никогда ни на кого не обижался, никогда никого не осудил, и мы можем на Него равняться. И в житиях святых отцов есть очень много примеров, дающих нам практические советы, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

– С наступлением поста все мы замечаем, как меняется ход богослужений, даже одеяние священников заменяется на темное. На вечернем богослужении первые четыре дня первой недели Великого поста читается Великий покаянный канон, начинает совершаться литургия Преждеосвященных Даров. Какие еще есть особенности богослужений? И немножко подробнее расскажите о литургии Преждеосвященных Даров.

– Смысл названия литургии Преждеосвященных Даров в том и заключается, что Дары освящаются заранее, на воскресной литургии. Пост – это время сугубой молитвы, а литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого являются более торжественными, и в пост эта торжественность совершенно неуместна. Тем не менее без благодати, без помощи Божьей человеку очень сложно прожить. Есть замечательный документ под названием «Об участии верных в Евхаристии», там рассказывается о том, какая существовала практика причастия (в частности, о том, что во времена Василия Великого большинство христиан причащались четыре раза в неделю; то есть это было нормой). И если постом литургия служится не каждый день, то как сохранить вот эту живую связь с Богом?

Если мне не изменяет память, с VI века начинает формироваться практика – начинает служиться литургия Преждеосвященных Даров, которая сохраняет покаянный молитвенный дух, настрой Великого поста, чтобы пробудить покаянные чувства. Но принести плоды покаяния без помощи Божьей мы не можем. Поэтому в среду и пятницу у нас служится литургия Преждеосвященных Даров, на которой православные христиане причащаются освященными в воскресный день Святыми Дарами, для того чтобы поддержать свои духовные силы, чтобы не впасть в то же самое уныние, не предаться отчаянию. Чтобы сохранить правильный духовный настрой, не лишиться благодати и поддержки Божьей.

Но помимо этого мы знаем, что в первые четыре дня первой недели Великого поста читается покаянный канон Андрея Критского. Это тоже особый восхитительный  текст, составленный преподобным Андреем, человеком, который жил в Сирии, родился в Дамаске. Из его жития мы знаем, что до семилетнего возраста он был немым. И однажды, когда он причащался Святых Даров, у него появилась речь. Это было в первую очередь для него самого милостью Божьей, подарком для его родителей. Изумляешься, насколько поэтически, литературно, исторически, с глубокими покаянными чувствами выстроен этот канон.

В пятницу у нас тоже будет служиться особая служба – великомученика Федора. Мы будем совершать ему молебен, освящать коливо. И в грядущее воскресенье у нас Торжество православия. Это тоже особая служба, она не менее благодатная и торжественная, когда мы утверждаем истинность нашей веры, повторяем догматы нашего вероучения, то есть те умозрительные формулы, установки, которые нам помогают правильно организовать нашу внутреннюю жизнь.

Но за внешним ходом богослужения очень важно не потерять внутреннее содержание. Можно увлечься изучением богослужения, традиции – это, безусловно, очень важно. Но самое главное, чтобы мы не утратили личную живую связь с Богом, чтобы мы оказались подобны тем двум людям, которые сосредоточенно, внимательно молились во время службы в храме, где присутствовал Василий Блаженный.

– Из тех богослужений, которые Вы перечислили, являются ли какие-то обязательными к посещению или Вами рекомендуемыми? Ведь это все-таки будние дни, литургия Преждеосвященных Даров совершается утром. Понятно, что к чтению канона каждый старается закончить все свои дела, для этого и чтение происходит вечером, когда все имеют возможность прийти после работы. Но вот как быть с литургией в будний день?

– Я бы по этому поводу сказал следующее: вся наша земная жизнь дана нам с одной- единственной целью: чтобы мы приготовились к жизни вечной. И воцерковление самого себя, воцерковление своих традиций, практики планирования своего времени, расставления приоритетов является важной задачей христианина. Если ты хочешь войти в жизнь вечную, – вот она, начинается здесь, в храме. И постепенное воцерковление всей жизни человека – это самый главный приоритет. Безусловно, мы не можем отрешиться от каких-то своих земных забот. Но когда у тебя есть возможность пойти в храм, а ты это время проводишь где-то в разговоре за кружкой кофе (причем тебя при этом совесть упрекает) и не можешь сделать решительного шага, чтобы прервать этот разговор, перенести его на другое время и пойти помолиться, то никто за тебя эту задачу не решит.

Да, бывают случаи, когда ты не можешь поприсутствовать в храме на том же самом каноне Андрея Критского – ну пожалуйста, сейчас это все доступно, скачай этот текст, прочитай эту часть канона вечером дома, попытайся настроиться на это. Но, думаю, не совсем правильно, когда мы начинаем говорить, что в каждом правиле могут быть исключения, и сосредотачиваемся на исключениях. Давайте будем сосредотачиваться на правиле и думать не о том, как нам пропустить службу, а о том, как найти время, как организовать свой вечер, свою внутреннюю жизнь так, чтобы вот эту живую связь с Богом мы никогда не утрачивали. Наоборот, чтобы наша жизнь обретала полноту. Нам и дается пост, чтобы мы пришли к Пасхе не бесплодными, не только ограничиваясь, как некоторые говорят, в гастрономическом аспекте, но чтобы мы действительно приобрели духовные плоды. А для этого нужен труд. И труд немалый. Нужно, как я уже говорил, правильно распределить свое время; может быть, освободить себя от каких-то дел, чтобы побольше помолиться, поприсутствовать на богослужении в храме.

Есть такая практика, когда литургия Преждеосвященных Даров соединяется с вечерней, и я знаю, что в некоторых храмах она служится вечером: люди соблюдают как минимум евхаристический шестичасовой пост перед причастием и для поддержания своих сил могут причащаться и вечером. То есть в Церкви существуют разные формы для решения первостепенной задачи – соединиться человеку с Богом и войти в жизнь вечную.

– Наша зрительница к одной из прошлых передач оставила в социальной сети «ВКонтакте» такой вопрос по поводу обещаний и обетов: «Я пообещала Богу, что перестану пить кофе. Раньше была тяга и привычка. Привычки и потребности уже нет, но иногда я все же пью кофе, если надо взбодриться. Получается, что нарушаю обещание. Но ведь это уже не привычка. Нужно ли это исповедовать и все же держать этот обет? Спасибо за ответ».

– Думаю, самый главный ответ на этот вопрос в том, почему зрительница об этом говорит. Говорит, вероятно, по одной простой причине – совесть ее за это упрекает. А что такое совесть? Совесть – это голос Бога в душе каждого человека. И для того чтобы дать какой-то однозначный ответ, нужно вернуться в начало: а каким было обещание? Что хотел человек?

– Избавиться от привычки или до конца жизни не употреблять кофеин?

– Да, вернувшись к началу этого вопроса, к такому жизненному сюжету, можно найти ответ. Могу за себя сказать: слава Богу, я уже длительный период не употребляю кофе, потому что в какой-то период времени я, еще будучи мирянином, почувствовал, что меня это начинает затягивать. То есть уже возникала потребность в этом, я начинал интересоваться, есть у меня кофе или нет, сколько у меня осталось, когда мне его нужно приобрести, какой кофе есть у моих коллег, как его правильно сварить, какой у него запах, какая у него стоимость, откуда его привезли и так далее. Я понял, что слишком много времени этому всему уделяю; наверно, это все не стоит того, по крайней мере для меня.

Я в свое время решил этот вопрос так: не употреблять кофе совсем. Но я не давал при этом никаких обетов, только решил лично для себя. Вот когда бываешь на Афоне и приходишь куда-то в архондарик, там всегда предлагают кофе и воду. И где-то я могу себе позволить небольшую чашечку кофе, не считаю это каким-то нарушением, но все-таки, наверно, нельзя однозначно сказать, нарушение это чего-то или нет. Если действительно человек дал обещание Богу, что он никогда больше не будет этого делать, то, как сказано у Экклезиаста, «аще обещаеши обет Богу, не умедли отдати его». Тебя же никто не принуждает к тому, чтобы ты давал такой обет, но если добровольно такое обещание даешь, то потрудись его выполнить.

– Все-таки обет не некое правило, которое ты даешь самому себе  («попробую, получится или не получится»), а уже нечто большее. И вообще о принятии обетов, в том числе обета трезвости… Все-таки пост такое время, как уже говорилось ранее, когда есть ограничения в еде. Но важнее смотреть не на еду, хотя это подразумевается, а на то, от чего есть зависимость. Это использование компьютера, в частности социальных сетей, чрезмерный просмотр телепередач, чрезмерное общение с друзьями, употребление различных напитков, в том числе спиртосодержащих – мало ли у кого от чего зависимость. С чего лучше начинать – пытаться сначала самому с собой договориться, самому принять какое-то решение и  пробовать себя ограничивать или переходить сразу к радикальным мерам и говорить: «Вот пост – все, я выключаю телефон, компьютер, меня нет на связи, увидимся через 45 дней»?

– Думаю, решительные меры всегда предпочтительнее. Но насколько человек сумеет  свою решительность сохранить, это уже зависит от каждого человека индивидуально. Кто-то мне на телефон прислал картинку, на которой изображена человеческая рука с телефоном и цитата из Евангелия: «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

– Да, есть такая картинка, видел. Актуальная.

– Конечно, рано или поздно со всем, что есть на земле, человеку придется расстаться. И очень важно, чтобы душа к этому не прилеплялась, чтобы не было как в притче о неразумном богаче, когда он собрал большой урожай и думает: «Вот сейчас построю новые житницы и буду теперь жить беспечно, ведь все, что нужно для жизни, у меня есть». О нем говорится, что он безумец. Потому что «в сию же ночь душу твою истяжут от тебя». Почему истяжут? Потому что ей будет очень трудно разлучаться со всем тем, к чему она прилепилась в этой земной жизни. И вот здесь очень правильный совет нам дает апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно».

В первую очередь мы должны руководствоваться тем, какую пользу мы для себя получаем, а не думать о том, от чего мне отрешиться. Ведь сразу возникает такой соблазн: «А как я без этого буду? А как я с друзьями буду общаться?» А если вопрос поставить по-другому: «Как мне получить максимальную пользу от того времени, которое нам дается вот в эту святую Четыредесятницу?» По-моему, у Феофана Затворника есть еще очень хорошая мысль – он говорит о том, что сыны Израилевы свою десятину отдавали раз в год Богу на содержание храма, и Господь их благословлял за это. И если мы попытаемся эту мысль перефразировать в контексте заданного Вами вопроса, то скажем так: если хочешь иметь благословение Бога, то хотя бы вот эту десятую часть года  (365 дней в году, и святая Четыредесятница является духовной десятиной) отдай Богу так, чтобы совесть тебя за это не упрекала.

Приложи максимум усердия для того, чтобы не искать себе каких-то поблажек для ослабления поста. Наоборот, прояви ревность, усердие, силу воли. А как ты силу воли иначе будешь упражнять, если ты себе ищешь только какие-то послабления, находишь себе какие-то оправдания? Для того чтобы действительно стать христианином, нужно поменять парадигму, поменять взгляд на самого себя и мыслить не с точки зрения, что ты слабый, немощный и у тебя это не получится. Конечно, мы слабые и немощные, но сила Божья в немощи совершается. Я слаб, но Бог всесилен. Если я буду так себя настраивать, то никогда не смогу ничего достичь в этой жизни, потому что я даже задачи такой не ставлю. Как ты можешь чего-то достичь, если…

– …если всегда будешь искать оправдания?

– Конечно.

– Спасибо Вам, отец Игорь, за этот разговор. Желаю и Вам, и всем нашим зрителям, и себе душеполезного поста, чтобы святая Четыредесятница была для нас действительно весной духовной и чтобы мы встретили Светлое Христово Воскресение немножко очищенными, потрудившимися и, по крайней мере, чтобы совесть наша к этому времени была чиста.

– Спаси Господи. Будем поститься постом приятным, чтобы наш пост, наше усердие были приняты Богом и Господь благословил бы нас Своей благодатью. И мы действительно к этому светлому празднику Пасхи подошли бы с радостью и ощущением действия благодати в своих душах, потому что это самое главное для каждого человека.

– Спасибо Вам за это пожелание.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает пресс-секретарь Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления г. Ярославля священник Александр Сатомский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы