Беседы с батюшкой. Строительство храмов в Москве

2 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храмового комплекса в честь св. мучеников Анатолия и Протолеона на Братиславской (г. Москва) священник Виталий Ульянов.

- Сегодня мы говорим о строительстве новых храмов на территории Москвы и, в частности, о храмовом комплексе: первый храм - в честь мучеников Анатолия и Протолеона и второй - в честь святого праведного отрока Артемия. Первый храм с очень необычным посвящением. Расскажите, пожалуйста, об этих святых, почему было выбрано такое посвящение, кто эти святые?

- Наш храмовый комплекс возводится в рамках масштабной программы строительства православных храмов в городе Москве. Нам был выделен участок в парке имени Артема Боровика, в районе Марьино, на юго-востоке Москвы. Это самый густонаселенный район. Почему выбраны святые Анатолий и Протолеон? Программа строительства направлена на создание храмов в честь либо «редких» святых, либо тех святых, которые так или иначе связаны с определенной местностью, либо новомучеников, которые сейчас прославляются. В нашем случае это древние святые, жившие в III - IV веке, которые были свидетелями казни святого Георгия Победоносца, покровителя города Москвы. Их память празднуется 6 мая. Они были знатными сановниками, императорскими преторами (городскими судьями). Они видели мучения Георгия, когда его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами, видели его истерзанное тело. Император думал, что Георгий уже мертв, и ушел к себе в капище, чтобы вознести благодарственную жертву идолам. Но воссиял свет с неба, ангел Господень приложил десницу к Георгию и сказал: «Георгий, радуйся!» И Георгий восстал исцеленным. Видя это чудо, Анатолий и Протолеон явно исповедовали Христа, за что император приказал их обезглавить. Эти святые напрямую связаны с Георгием Победоносцем, с его мученическим подвигом. В нашем районе мы будем прославлять их, назидаясь их дерзновенностью и стойкостью в вере православной.

- То есть эти святые связаны с Москвой?

- Да, но дальше мы выявим еще параллели, когда будем рассматривать мемориальную составляющую проекта.

- Расскажите, пожалуйста, о месте, где будет строиться храмовый комплекс.

- Это замечательное место. Как говорят сами представители власти, это лучшее место на юго-востоке. Выбрано оно было не просто. Этот участок является альтернативным. Изначально был выделен участок в дворовой территории. Программа строительства православных храмов в городе Москве рассчитана так, что власти выделяют землю, помогают ее оформить, а строительство ведется при помощи общины, прихода, то есть по древней традиции осуществляется всем миром, при участии как обычных прихожан, бабушек, так и с привлечением меценатов, спонсоров, инвесторов, благотворителей, людей неравнодушных и желающих поучаствовать в благом деле. Ведь дом Божий будет построен на века.

По традиции, после выделения земли, устанавливается поклонный крест. После этого священник уже может регулярно совершать молебные пения. Обычно это происходит раз в неделю. В дальнейшем собирается община, формируется какой-то приход, актив. После оформления земли под временный храм формируется еще большая община, и затем общими усилиями строится уже каменный храм. Сформированная община потом переходит в построенный основной каменный храм.

Устанавливали мы крест удивительно! Как раз приехали в Москву соловецкие мастера (сейчас они располагаются в Зеленограде), нас с ними познакомили. А у меня такое впечатление от посещения Соловков! Один вид крестов уже меняет сердце, затрагивает такие чувства! И вот мне очень хотелось что-то подобное сделать. Слава Богу, мы нашли таких мастеров, они изготовили по соловецким традициям большой православный крест. Устанавливая его, мы столкнулись с местными жителями. Хотя недовольных и было-то всего две женщины. Одна из них (она была старшей по подъезду) с агрессией говорит: «У нас тут собачки гуляют, здесь у нас деревья посажены, мы их сами сажали». Но, конечно, были и другие люди, приходили, радовались. Кто-то из местных жителей принес нам пирожки (установка заняла много времени), кто-то - фонарик (когда стемнело), все помогали, но вот эти два человека… Но, как мы знаем, Господь поругаем не бывает и все, что ни делается, к лучшему. Мы благодарны этим женщинам, потому что после того, как они обратились в управу (управа, слава Богу, отнеслась к нам с пониманием), мы решили общими усилиями искать альтернативный участок. На муниципальном собрании один из депутатов предложил участок в парке имени Артема Боровика. Директор парка была не против. Говорит: «Пожалуйста, если всё согласуете, я буду только рада».

На муниципальное собрание, которое проходило по вопросу выделения земли в парке имени Артема Боровика, пригласили известного журналиста, легендарного Генриха Аверьяновича Боровика, президента Фонда имени Артема Боровика. Мы до этого не были с ним знакомы. Я, честно скажу, с трепетом шел на собрание, потому что не знал, крещеный он или нет, верующий ли, какое у него отношение к Церкви. Но на муниципальном собрании Генрих Аверьянович сказал: «Мы, вся наша семья - это и жена Артема, и мои внуки - его дети, и моя супруга (тогда она еще была жива) - всей душой за строительство храма, и я думаю, что и сам Артем там, на небесах, тоже за строительство храма». Конечно, депутаты единогласно поддержали строительство, и вектор был задан. Началось оформление земли. С трудом все шло, что было и понятно, участок ведь очень хороший, «аппетитный», кто-то, может быть, тоже имел на него виды, и давно имел. Нам пришлось с этим столкнуться. Благодаря Генриху Аверьяновичу этот участок не застраивался и сохранился.

- То есть он имел какие-то права на этот участок?

- Видите ли, парк назван все-таки в честь Артема Боровика, и с Генрихом Аверьяновичем, как с отцом Артема, считались. И с Юрием Михайловичем Лужковым у них были дружеские отношения. Собственно, по инициативе Юрия Михайловича и провели реконструкцию этого парка. Мы очень благодарны и всей семье Артема Боровика, и Генриху Аверьяновичу, и Веронике Юрьевне, его супруге. Благодаря им и административному ресурсу удалось все-таки оформить землю (в размере 0,68 сотки). Слава Богу!

- Мне кажется, что не все телезрители знают про Артема Боровика. Вы не могли бы немного рассказать о нем?

- Я тоже с ним лично знаком не был, но Генрих Аверьянович много рассказывал о нем. Это человек, который боролся за правду, которому была небезразлична судьба России. Эта правда, как мы знаем, не всем нравится. Он был смелый человек. 9 марта 2000 года в аэропорту Шереметьево, прямо при взлете, разбился самолет, на борту которого находился Артем. Человек он был верующий, венчанный, дети его свидетельствуют о том, что папа читал с ними Библию.Такая внутренняя уверенность, такое бесстрашие может быть только при помощи Божией, потому что только вера в Бога может подавить страх. Безусловно, это был верующий человек, и я думаю - крепко верующий. Об этом свидетельствуют и священники из Новодевичьего монастыря. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. Два раза в год там совершается панихида - 9 марта и в сентябре, в день его рождения. Последний раз панихиду на кладбище служили мы, а уже в центральном храме служил батюшка, который был лично знаком с Артемом. На панихиде, на протяжении многих лет, собирается много людей - родственников, близких, родных, друзей Артема. Приезжают журналисты, разные известные деятели.

-Такое интересное совпадение: второй ваш храм - в честь святого праведного отрока Артемия. Это случайно так получилось?

- Вначале, с благословения Патриарха, был зарегистрирован наш первый участок, патриаршее подворье, в честь мучеников Анатолия и Протолеона. Когда нас перевели на новый участок, в парк имени Артема Боровика, мы, видя такую расположенность Генриха Аверьяновича (он отстаивал участок и в дальнейшем полностью поддерживал строительство храма), решили посвятить малый храм (который согласно «Программе 200 храмов» должен возводиться в первую очередь) в честь святого праведного отрока Артемия Веркольского, небесного покровителя Артема Боровика.

- Расскажите, пожалуйста, немного об этом святом.

- Святой праведный отрок Артемий жил в ХVI веке. Он был благочестивым отроком, добродушным, послушным. Однажды на поле, где Артемий помогал своему отцу, вдруг случился гром и молния, и Артемий упал. Кто-то говорит, от испуга, кто-то - от удара молнии, но, во всяком случае, в те времена такая внезапная смерть считалась наказанием Божиим. Таких людей не хоронили. Его отнесли в лес, накрыли щепками, травой, древесиной. Так он и пролежал там долгое время (в одном житии говорится - 25 лет, в другом - 33). А потом «его обрели». В житии уже засвидетельствовано, что от щепки, которую принесли к прокаженной, больная исцелилась.

- То есть мощи оказались нетленными?

- Да. Артемия обрели, прошли крестным ходом, и началось молитвенное почитание. К сожалению, насколько нам известно, в сложный период в монастыре мощи были спрятаны и до сих пор их не могут найти. Нам всем надо молиться, чтобы мощи были обретены.

- Я знаю, что первый… точнее, не знаю, как считать, какой из храмов первый, какой второй?

- Малый храм будет строиться в первую очередь. Впоследствии он будет крестильным храмом.

- То есть первый - это малый храм?

- Да, и он - в честь отрока Артемия. В нашем парке будет гулять много детей, и архитектор принял решение сделать цветные купола.

- Как у храма в честь Василия Блаженного?

- Я думаю, как у храма в честь Василия Блаженного сделать не получится ни у кого, но цветные купола сейчас используются везде: и в Переделкино мы видим храм с цветными куполами, и в других епархиях. В нашем случае, конечно, если бы храм располагался где-то во дворах, мы бы подумали, но так как это парк (я думаю, жители района Марьино сразу поймут, о чем идет речь, там большой круг на пересечении улиц, центральное место нашего района), мы решили разбавить картину цветными куполами. Сами дети будут приводить своих родителей.

- Расскажите, пожалуйста, подробней об архитектуре храма, как выбирались архитектурные решения?

- Получилось все промыслительно! Мы познакомились с Федором Ивановичем Афуксениди. Это президент союза архитекторов города Сочи, который на Кубанской земле реализовал уже сорок пять проектов - это и храмы, и часовни… Он прилетал к нам специально, и мы все вместе (семья Артема Боровика тоже) встречались. Федор Иванович предложил сделать храмы мемориальными. Его предложение поддержала и семья Артема Боровика, и все мы. Он прилетал и в дальнейшем, когда мы уже получили резолюцию Святейшего Патриарха о том, что основной храм в честь мучеников Анатолия и Протолеона будет мемориальным, в память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Знаменательно, что все это произошло в год 70-летия Великой Победы. 6 мая состоялась закладка храмового комплекса, в день памяти Анатолия, Протолеона и великомученика Георгия Победоносца. А 6 мая в 1945 году, на Пасху, была поставлена точка в Великой Отечественной войне - подписан первый акт капитуляции. Удивительно, как все взаимосвязано! Более того, небесный покровитель Георгия Жукова (Юрия Жукова) - Георгий Победоносец, а мы в честь наших дедов-прадедов (таких же воинов, как и Анатолий и Протолеон) строим храм Анатолия и Протолеона. Такая вот параллель! Все настолько чудесно, и мы знаем, что у православных христиан случайностей не бывает, конечно, все это по Промыслу Божьему! Господь так всем управляет, так все ведет: и то, что не в прошлом, а именно в этом году (год 70-летия) произошла закладка, и все к 6 мая подошло!.. Мы очень благодарны правительству Российской Федерации, что нас услышали, и распоряжением правительства, за подписью Дмитрия Анатольевича Медведева, наше мероприятие было включено в празднование 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, что, конечно, придало событию особый статус и значимость. Слава Богу!

- Вернемся к архитектурным решениям…

- Когда мы получили резолюцию о мемориальной составляющей, то столкнулись с тем, что нам нужно как-то на самом храме это отобразить. У нас был типовой проект, но это, при таком внимании к нам и Святейшего Патриарха, и правительства Российской Федерации, было неприемлемо. На нас лежит огромная ответственность, мы это понимаем, и вот Федор Иванович предложил использовать шатровый тип храма, что, на его взгляд, является чисто русским образцом и более полно передает мемориальную составляющую. Он разработал проект трех шатров: Георгия Победоносца, Анатолия и Протолеона.

- То есть из трех шатров один, видимо, больший?

- Да, один большой, в нем будет располагаться колокольня. И два поменьше, по бокам. В проекте запланирована галерея воинской славы, при входе в храм, в притворной его части. На ней будут расположены мраморные плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны дедов, прадедов, родственников. Конечно, это очень важно и для подрастающего поколения. Мы видим, какое отношение было к программе «Бессмертный полк». Все с такой заботой изучали историю своих погибших родственников, прошли по площади с плакатами - это, конечно, добрая память. Нам необходима молитва. В дальнейшем будут имена на плитах для поминовения. Сколько будет стоять храм, столько и будут возноситься молитвы. Будет формироваться Книга памяти. Сейчас мы собираем специальные заявления, в которые вносятся данные о погибших родственниках. На основании этих заявлений и будет формироваться Книга памяти, а потом из нее уже мы будем наносить имена на мраморные плиты.

- Все эти погибшие - из вашего района?

- Преимущественно - да, из района Марьино, но этим мы не ограничиваемся. Конечно, подвиг один и Победа досталась общими усилиями, никакого разделения нет, мы открыты, и любой человек может приехать, заполнить заявление...

- То есть записанные в Книге памяти будут поминаться на богослужениях?

- Да, у нас специальные родительские дни, когда будут возноситься молитвы.

- А как, например, человек, который пожелал внести своего родственника, может это сделать?

- В соцсетях есть группы нашего храма, есть образец заявления, оттуда его можно скачать и заполнить. Есть наш сайт, на нем тоже можно найти информацию. В разделе «контакты» есть мой мобильный телефон, можно позвонить и встретиться, можно выслать сообщение на почту.

В дальнейшем, приходя в храм, родственники могут, видя имена своих почивших, вознести о них молитву, поставить свечку, помолиться, что очень важно.

В нашем районе, 6-го числа, состоялось большое торжественное событие. Мы участвовали в крестном ходе (были и казаки, и представители ОМОНа), пронесли поклонный крест (с первого участка) вокруг всего парка имени Артема Боровика, установили его, а потом приехал наш управляющий, владыка Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха, и совершил торжественный чин освящения.

- Основной храм - в честь мучеников Анатолия и Протолеона в память о погибших в Великой Отечественной войне, а храм отрока Артемия?

- В память о погибших военных корреспондентах. Мы видим, к сожалению, особенно в наше время, как многие хотят переписать историю Великой Отечественной войны, исказить правду, умалить подвиг наших погибших солдат. Конечно, мы должны противостоять этому. Ту правду мы знаем, в том числе благодаря военным корреспондентам, которые находились там, на передовой, и документировали эту правду, доносили ее до мирных жителей, и, более того, подвиг военных корреспондентов этим не заканчивается. Изучая историю Великой Отечественной войны, мы столкнулись со свидетельствами солдат, которые говорили, что у них была потребность в молитве, но в тот тяжелый для Церкви период молиться было запрещено, в том числе и военнослужащим, да и не умели они молиться. Они читали стихотворения, написанные как раз военными корреспондентами. Например, это стихотворение: «Жди меня» - оно умиротворяло дух, подбадривало, укрепляло. Военные корреспонденты брали на себя даже какую-то роль Церкви, проявляя заботу о духе солдат. Конечно, подвиг их велик, но он как-то в тени. Мы смотрим передачи, какие-то военные события и не понимаем, каким трудом эти кадры (под пулями, с риском для жизни ради правды) добывались. Это великий подвиг!

- Как-то планируется увековечить подвиг военных корреспондентов, какая работа в этом направлении будет вестись?

- Да, этот вопрос будет рассматриваться уже после разработки проекта. Планируем встречи в Союзе журналистов, чтобы услышать их предложения, какие-то рекомендации и этот вопрос прорабатывать вместе, сообща. Это, конечно, очень нужно.

- Может, тоже какая-нибудь подобная Книга памяти будет?

- Да, однозначно. Просто храм меньше, и как разместить все имена, об этом надо с архитектором подумать, но мы в дальнейшем это планируем.

- Скажите, а община вокруг пока еще не появившегося храма уже формируется?

- Когда (как я уже говорил), по благословению священноначалия, выделяется земля, устанавливается крест, совершаются молебны, начинают приходить люди. Приходят, узнают, у кого какие таланты, кто чем может помочь, кто хочет поучаствовать, и начинают предлагать свою помощь, что очень важно, потому что священник, как и записано в «Программе по строительству храмов», должен заниматься душами людей, а строить будут они. Поступают разные вопросы и о строительстве, и юридические вопросы, и мы, конечно, не можем на них ответить. Нужны помощники, и люди помогают.

В дальнейшем, в процессе взаимодействия, община разрастается. У нас сложились добрые отношения с нашим марьинским казачеством. Мы совершаем миссионерские поездки, вместе ездили в Кантемировскую дивизию. Добрые отношения у нас сложились и с отрядом ОМОНа (что на железнодорожном транспорте). Нас попросили освятить их базу. Мы освятили, потом командир сказал, что они планируют съездить в Троице-Сергиеву Лавру, не мог ли бы я с ними поехать и вообще как-то духовно взять на себя попечение в отряде. Конечно, мы всегда рады, когда у самих людей возникает желание сотрудничать.

Так мы и взаимодействуем регулярно, стараемся, чтобы поездки у нас были уже на постоянной основе. Мы и к Матроне ездили (в женский монастырь), и в Троице-Сергиеву Лавру, и в Софрино. Можно и не имея храма заниматься просвещением. Вот буквально в субботу мы участвовали в награждении победителей турнира по самбо. В нашей марьинской школе есть сильная организация по самбо, где занимается более пятисот человек! Серьезные тренеры, среди них - даже чемпионка Советского Союза. Мы познакомились - глубоко верующая женщина. В здоровом теле у них и дух здоровый. Если направлено все к Богу, тогда, конечно, и результат максимальный, даже по этой чемпионке можно судить.

Когда участвовал в награждении, был просто поражен, насколько людям не хватает слова Божьего! Все были такие радостные! Мы на улицу вышли, дети подходят под благословение, даже нерусские дети! Вот родители подошли (кавказской национальности), приехали из Курска, говорят: «Батюшка, благословите, помолитесь, вот он сейчас выступать будет». Я был поражен, и очень это радостно! Сейчас только бы и надо просвещением заниматься, и, конечно, очень обидно, когда кто-то противодействует этому. Особенно когда видишь вот эту жажду людей.

Конечно, храмов не хватает и в нашем районе. Есть такие жители, которые в храм не ходят, но говорят: «Если вы построите храм здесь, в шаговой доступности, мы, конечно, будем ходить». Есть такое мнение.

Я сейчас служу в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Рассчитан он приблизительно на тысячу человек. Некоторые думают, что храм построится - и народ, который ходит в один храм, распределится по другим, новым храмам. Но вот у нас открылось уже три храма, а народу не уменьшилось. Появляются новые прихожане. В старом храме остался тот же народ, а в новом появились свои прихожане, новые люди. С ними начинается миссионерская работа для новоначальных, оглашенных. Это очень важно - строительство новых храмов.

- Скажите, а большой ли у вас приход уже сформирован, много ли человек в общине?

- Прихожан, которые приходят регулярно, человек тридцать. По праздникам бывает больше, а когда освящаем куличи, то поток, конечно, весь день идет. Люди не готовы молиться на улице.

-Да, странно, что храма нет, а община есть. А как это происходит - богослужение на улице?

-Да, на улице, под открытым небом. Если идет дождь - то с зонтиками, если ветер зонтики сдувает, так стоим. В любой мороз, регулярно, каждую субботу мы выходим на площадку и совершаем молебное пение, потом литию об усопших, о наших погибших.

Но участливых людей, конечно, больше, тех, кому небезразлично, кто просто не готов вот так на улице стоять, молиться. Сейчас мы планируем за лето, даст Бог, построить какой-то быстровозводимый бюджетный храм, временный, который впоследствии, после окончания строительства уже каменного храма, мы передадим на другой участок, который будет выделен по программе строительства храмов.

- Звонок телезрительницы из Гатчины: «У меня папа погиб на фронте в 1941 году, 30 декабря. Мы не знаем адреса, где он погиб, у меня только сведения, что погиб он в какой-то деревне, а в какой - не знаем. Я инвалид второй группы, слепая, даже в церковь не могу ходить. Могла бы я попросить записать моего отца в Книгу памяти? Зовут его Семен Семенович Якуба».

- Хорошо, мы запишем сейчас и потом занесем эти данные в Книгу памяти, но Вы сами, в домашней молитве, всегда поминайте своего отца. Господь везде слышит.

- Отец Виталий, как Вы думаете, современному человеку сложнее ходить в храм, при современных ритмах, при современном образе жизни? Как современный человек находит время, чтобы пойти в храм?

- Свободная воля дана каждому человеку, и все от человека зависит. Любому человеку, как современному, так и несовременному, храм необходим. Это мы видим и на наших прихожанах: в храм приходят современные люди. Все зависит от человека, как он распределяет свое время. Господь нам в заповедях говорит: «Шесть дней делай всякие дела твои, а день седьмой - Богу». Если человек так распределяет свое время, то и результат будет максимальным. Если гнаться за суетой, то ничего доброго не получится. Где-то нужно испросить у Бога благословения на то или иное дело, где-то - поблагодарить Бога, где-то - в грехах покаяться. Как же без этого человеку существовать?

- То есть если человек живет в связи с Богом, то и время находится?

- И время находится, и гармония, и радость есть у человека, нет такого раздражения, поэтому это очень важно. Человек сам должен подумать, как ему распределить свое время, но только в этом режиме: шесть дней делай дела твои, а седьмой день - Богу. Раз в неделю нужно ходить в храм, воскресный день посвятить храму, тем более что богослужение занимает не весь день. Мы желаем всем, чтобы это время всегда находилось.

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Не прошло еще и двух месяцев, как я похоронила родную сестру, ей было 53 года. Буквально неделю назад мне привезли ее золотой крестик с цепочкой. Он не с нее был снят, а просто лежал дома. Имею ли я право носить его в память о своей сестре или это грех? Мне советуют: может, переплавить? Но плавить крестик - это же тоже грех?»

- Конечно, переплавлять не нужно, крест можно носить. Не нужно смущаться, что этот крест просто лежал дома. Вы правильно сказали, что будете носить его в память о почившей, будете вспоминать ее и, таким образом, чаще возносить молитву о ней. Поэтому пусть Вас ничто не смущает: носите, пожалуйста, и не переживайте.

- Сейчас идет Троицкая неделя, праздник Святой Троицы. Это, можно сказать, ваш профессиональный праздник - рождение, основание Церкви Христовой. Расскажите, пожалуйста, как Вы стали священником? Почему приняли такое решение?

- Я не могу похвастаться, что у меня, как у некоторых, с детства было стремление к Богу. Сначала в храм ходила мама. Я думаю, что это стандартная ситуация для многих семей. В семь лет меня крестили, потом я стал ходить в воскресную школу. Сам я родом из Якутска. В нашем храме народу было мало, особенно детей. Как-то мы стояли с мамой (мне было двенадцать лет), и владыка Герман предложил мне помогать в алтаре. Так, с двенадцати лет я стал иподиаконствовать на архиерейских службах. Когда мне исполнилось семнадцать лет и встал вопрос дальнейшего определения в жизни, я, честно говоря, сам ничего не знал.

Мой отец хотел, чтобы я учился на радиотехника (у нас был техникум), а я для себя никак не мог решить. И вот владыка меня спрашивает: «Ну что, Виталий, куда будешь поступать?» А нас как-то так воспитывали, что мы уже автоматически говорили: «Как благословите». Я и говорю: «Владыка, как благословите». А владыка говорит: «Вот благословлю я тебя на завод мешки с цементом разгружать, пойдешь?» Тут я, конечно, вначале испугался, говорю: «Владыка, я не знаю». Он говорит: «Ну вот, ты-то сам что думаешь?» Тут у меня голова заработала, и я сказал: «Владыка, благословите в семинарию». Он говорит: «Давай готовься, напишу тебе рекомендацию». Написал рекомендацию, и так я поехал учиться в Троице-Сергиеву Лавру и пошел уже по этому пути, в дальнейшем стал священником.

- То есть все-таки были мысли до этого решения?

- Ну да, когда я уже в алтаре помогал и встал на эту дорогу, конечно же, нужно было идти до конца.

- Вопрос телезрителя из Нижегородской области: «Почему к одному батюшке подходишь, он всегда все расскажет, рассудит, а к другому батюшке нет желания подходить, поговорить, что-то обсудить. Начинаешь что-то рассказывать, а в ответ такое услышишь, что не хочется и разговаривать. Пожалуйста, объясните, почему так происходит?»

- Да, священники тоже люди и, как все, имеют и усталость, и, конечно, резкое слово сказать могут. Это все от человека зависит.

- А кому-то, может, наоборот, строгое слово нужно!

- А кому-то и нужно. Я даже больше скажу, многие именно к строгому батюшке идут. Каждый человек выбирает себе по душе, к какому батюшке идти, и батюшки разные бывают, для каждого человека. Батюшек много, пожалуйста, выбирайте того, кто вам по душе. Здесь главное - не обижаться, не роптать, как-то со смирением подходить.

- Скажите, а что самое сложное и самое радостное в Вашем служении?

- Самое сложное, я думаю, еще впереди. Совершая богослужения, осознаешь всю ответственность перед людьми. Слово священника сейчас действительно очень важно для людей. Принимая какое-то решение, нужно учитывать разные обстоятельства. Очень важно думать, что ты говоришь, давая человеку какие-то рекомендации или просто совет. Вот это, наверное, и есть самое сложное - сама эта ответственность (в первую очередь перед Богом) за судьбу людей. Ну а радостное - это, конечно, служение в храме, служение пред престолом Божиим, потому что Господь дает и внутреннее умиление, и радость. Тут главное - не лениться, себя не жалеть, идти до конца в служении, в послушании своем, и тогда Господь все даст: и радость, и силы.

- Вопрос телезрительницы: «Я хочу идти работать врачом, но нужно давать языческую клятву. Как мне быть в этой ситуации?»

- Само служение врача - очень важное служение. У нас есть пример - Лука Войно-Ясенецкий, который был хирургом. Очень хорошо, что Вы приняли такое решение - посвятить себя жертвенному служению людям. Ну а по поводу клятвы: надо бы текст посмотреть…

- Видимо, это клятва Гиппократа.

- У нас есть священники-врачи, они ведь тоже давали эту клятву, так что здесь нужно конкретно, уже с текстом, поговорить с батюшкой, который находится рядом, по месту жительства, посоветоваться с ним.

 

Ведущий: Денис Берестов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает проректор Московской духовной академии по лицензированию и аккредитации, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать