Беседы с батюшкой. Страстная седмица

2 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (г. Москва) архимандрит Петр (Поляков).

– Сегодня тема нашей передачи – «Страстная седмица». Каков смысл и духовное содержание Страстной седмицы?

– Во-первых, я хотел бы выразить благодарность руководству канала «Союз» и Вам за приглашение принять участие в этой передаче. И прежде чем ответить на Ваш вопрос, я хотел бы предварить это следующим замечанием: все, что будет мною сказано, не может рассматриваться как официальная точка зрения Русской Православной Церкви, это есть обобщенный мой личный духовный опыт. Теперь я отвечу непосредственно на Ваш вопрос.

Страстная седмица предваряет величайший из праздников – Светлое Христово Воскресение, Святую христианскую Пасху. Для православного христианина Страстная седмица является возможностью соучастия в последних днях земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Не присутствия, а именно соучастия, духовного сопереживания вместе с Христом того пути, который Он прошел в течение последних дней Своей земной жизни.

Страстная седмица предваряется великим праздником Входа Господня в Иерусалим. Как мы видим из Евангелия, Господь шел в Иерусалим, и Его встречал восторженный народ как Царя-победителя, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!» Среди всеобщего ликования Господь обратился к ученикам с глаголами вечной жизни, как нам это передает Святое Евангелие: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки грешников, и поругаются Ему, и убиют Его, и распнут Его, и в третий день воскреснет».

Конечно, это было большим смущением для учеников, потому что они видели всеобщее ликование народа. Но мы знаем, с какой точностью исполнились слова Спасителя о Его грядущем страдании, крестной смерти и Воскресении. Мирская слава рассеялась как дым. И тот же самый народ, который встречал Его восторженными восклицаниями с пальмовыми ветвями, буквально через несколько дней в исступлении уже кричал: «Возьми, распни, распни Его, кровь Его на нас и на чадах наших». Таким образом, шествие Господа и Спасителя нашего в Иерусалим предваряет Страстную седмицу.

И каждый день этой седмицы называется великим. Сегодняшний день – это Великий Понедельник, когда мы вспоминаем, как Господь шел из дома Лазаря в Иерусалим, исполняя положенный ритуал. Для тех, кто был на Святой Земле, есть одно памятное место, где Он остановился вместе со Своими учениками и сказал: «Иерусалим, Иерусалим! Как Я хотел собрать чад твоих, как наседка собирает своих птенцов, но вы отвергли Меня, отвергли Мою любовь». И Он произнес страшные слова: «Оставляется дом ваш пуст». На месте этого Божьего пророчества сейчас стоит православный храм.

Далее события сегодняшнего дня нам повествуются в Евангелии, когда Господь проходил мимо смоковницы. Как нам говорит евангелист, Он испытал голод и подошел к ней, но не увидел на ней плодов. И сказал, что никогда теперь на ней не будет плода. На следующий день, когда ученики проходили мимо нее, увидели, что она просто высохла. Но здесь возникает некий вопрос. Время, когда Господь проходил мимо смоковницы, не было временем созревания смокв (то есть инжира). В чем же здесь особый смысл этого, как некоторые говорят, проклятия? На самом деле никакого проклятия не было, просто Господь сказал, что никогда больше она не будет плодоносить. А дело в том, что здесь есть некое пророчество и некая констатация факта о бесполезности соблюдения различных ритуальных предписаний, если человек не стяжал добрых дел, не принес доброго плода. Простое исполнение уставов, различных ритуальных предписаний не приводит к обогащению человеческой души, если человек не творит добро по отношению к окружающим людям.

Далее в Великий Понедельник воспоминается событие, когда Господь пришел в Иерусалимский храм и стал изгонять оттуда всех продающих жертвенных животных, менял, которые там меняли деньги. Потому что это было время подготовки к иудейской пасхе, и со всех концов Римской империи собирались правоверные иудеи, многие из которых уже даже потеряли и язык своего народа. Но они собирались туда, чтобы принести пасхальную жертву, ибо по обрядам ветхозаветной церкви это можно было сделать только в Иерусалиме. И Господь тоже совершил странный поступок. Он рассыпал столы менял и сказал: «Дом Отца Моего вы соделали вертепом разбойников».

Здесь тоже определенная проекция на состояние наших душ, предупреждение для нас, потому что каждый христианин является храмом Духа Святого. И если мы свою душу наполняем постоянными заботами о мирском, суетой, забываем  о самом главном, о спасении собственной души, которое осуществляется через делание добрых дел, через любовь к окружающим людям, то мы уподобляемся вот этому храму, из которого Господь изгнал всех, кто не соответствовал предназначению этого Иерусалимского храма. Так и наша душа. Смысл Великого Понедельника в том и состоит, чтобы мы наполняли нашу душу добродетелями, добрыми делами, любовью к окружающим людям. И смысл каждого дня Страстной седмицы заключен в том евангельском чтении, которое читается в этот день.

– Как получить наибольшую духовную пользу от дней Страстной седмицы?

– Святая Церковь предлагает нам все необходимое, для того чтобы получить максимальную духовную пользу в дни Страстной седмицы. Это прежде всего особая молитва, посещение по возможности храма и богослужений, которые совершаются в эти дни. Надо сказать, что по уставу Святой Церкви в дни Страстной седмицы прочитывается полностью все Четвероевангелие. А через Евангелие Господь Бог обращается к нам, людям. И также по благочестивому обычаю в эти дни прочитывается вся Псалтирь. Но здесь уже наше обращение к Богу, то есть нам Святая Церковь предписывает некий  диалог: мы обращаемся через Псалмопевца к Богу, а Господь обращается к нам через Евангелие, наставляя нас во всякой добродетели. Это проведение времени в молитве, чтении Евангелия, которое прочитывается в храме (если человек посещает храм, то он будет воспринимать все это), в домашней молитве (если мы возьмем за правило в течение Страстной седмицы прочитать хотя бы Псалтирь, чтобы войти в диалог с Господом и Создателем нашим). И этим самым мы принесем достаточную пользу своей душе.

– Помимо храмового богослужения можно еще усилить домашнюю молитву.

– Да, чтением Псалтири. Это вообще, надо сказать, очень спасительный навык, который приносит необыкновенную пользу.

– Нужно ли в дни Страстной седмицы особое воздержание?

– Несомненно, особое воздержание нужно. Но оно определяется не совсем церковным уставом, потому что установления Великого поста относятся также и к Страстной седмице. Здесь каких-то особых предписаний нет, но сама литургическая жизнь, само посещение храмовых богослужений вводят человека в некое состояние особого режима в отношении воздержания душевных и телесных чувств, в отношении других предписаний поста. Потому что благочестивая традиция как бы предписывает до литургии, даже если человек не причащается в этот день, воздержаться от пищи (и особенно в Страстную седмицу) и принимать пищу уже после литургии. Литургия совершается каждый день Страстной седмицы, и вот это посещение литургии как бы и создает тот режим воздержания, который и дает человеку благочестиво провести эти дни.

– Может ли человек несколько раз причаститься в течение Страстной седмицы?

– Церковь приветствует частое причащение, и особенно в дни Страстной седмицы. Но при этом не надо забывать о том, что, приступая к причащению, надо обязательно исполнить правило перед Святым Причащением. И если человек готов каждый день причащаться, то каждый день он должен читать положенное правило ко Святому Причащению. Некоторые задают вопрос: обязательно ли каждый раз исповедоваться перед причащением? Если вы исповедовались и причастились на праздник Входа Господня в Иерусалим и совесть вас не обличает в совершении какого-то греха (ссоры, раздражительности), то, предварительно взяв благословение у священника, можно причащаться ежедневно и без исповеди. Но обязательно с прочтением правила ко Святому Причащению.

– Как быть человеку, у которого нет возможности часто посещать храм или, может быть, вообще нет возможности посещать храм во время Страстной седмицы?

– Завтра, в Великий Вторник, будет читаться Святое Евангелие о том, как хотели смутить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, показав Ему римскую монету и спросив: «Должны ли мы платить дань кесарю?»  Он попросил показать Ему эту монету и спросил: «Чье там изображение и надпись?» Говорят: «Кесаревы». – «Воздайте кесарю кесарево, а Божие Богу». Таким образом, это как бы то правило, которое и дает возможность сбалансировать заботы о необходимом и заботы о спасении собственной души. То есть здесь обязательно надо найти определенный баланс.

К примеру, Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери. По благочестивому православному обычаю в этот день каждый православный христианин должен обязательно прийти в храм и принять участие в Божественной литургии – это Тайная Вечеря, которую совершает Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Или, например, вынос Плащаницы и утреня Великой Субботы. Здесь тоже надо отложить все житейские попечения и найти возможность посетить святой храм. Или утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати Страстных Евангелий. Эти богослужения совершаются раз в году, и они наполняют душу таким духовным восторгом, такими духовными переживаниями, которые подготавливают нас к восприятию Праздника праздников – Святой Пасхи.

Так что в отношении того, как быть, необходимо обязательно найти возможность в Великий Четверг утром принять участие в Божественной литургии, обязательно причаститься, вечером посетить храм Божий, сопереживать Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Его страданиям. И на утрени Великой Пятницы обязательно принять участие в чине погребения. Особенно в этом году, когда Благовещение совпало с Великой Субботой. Здесь уже надо отложить все свои дела, какие бы важные они ни были для нас.

– Вопрос телезрительницы: «Разъясните, пожалуйста, такую ситуацию. На протяжении какого-то времени прошла благодать в семье. Слава Богу, все живы-здоровы, по грехам дается. Продали квартиру, рухнул бизнес, дочка уехала в Москву. Сейчас мы с ней в разлуке; ей 27 лет, и она никак не может найти спутника, не выходит замуж, появляются болезни ног, непонятные для ее возраста. Мы были у старца Илия в Переделкине, и отец Илий дал нам благословение, но в то же время его келейник при встрече сказал, что в роду у меня могли быть цыгане. У меня действительно дед цыган по маминой линии. Сказал просить отчитку у отца Игоря в Шахове. Я бы очень хотела узнать, нужна ли эта отчитка. И какие показания на отчитку есть? У меня первый муж страдал от алкоголизма, пришлось развестись, сейчас встает вопрос о перемирии и еще о переезде в Москву, и всё в подвешенном состоянии. Помогите, пожалуйста».

– Я могу сказать только следующее: Вы не драматизируйте свою семейную ситуацию и не впадайте в отчаяние. То, что у нас в роду есть люди любой национальности, не является причиной наших невзгод и искушений, которые мы претерпеваем в жизни. Как об этом говорят духовники и старцы, в основном мы сами являемся причиной различных житейских нестроений. А как все это преодолеть? Я думаю, не стоит применять какие-то особые методы (такие, как отчитки), тем более если отец Илий сказал, что надо молиться, а келейник прокомментировал старца. Я бы сказал так: слова старца не нуждаются в комментариях. Читайте Псалтирь. И, поверьте, очень быстро почувствуете, как все в Вашей жизни начнет гармонизироваться и стабилизироваться.

– Как преодолеть возможные искушения в дни Страстной седмицы?

– Святые отцы говорят: если  задумал какое-то доброе дело, приготовь душу свою во искушения. Конечно, накануне великих праздников, таких великих дней, как дни Страстной седмицы, следует быть готовым к тому, что могут посетить какие-то искушения. Но как их преодолеть? Все преодолевается молитвой и постом, как нам сказал Спаситель. Пост сам по себе уже здесь у нас присутствует. Но надо просто усилить молитву. И я бы тоже посоветовал обратиться к Псалтири, тем более что на Страстной седмице есть обычай вычитывать Псалтирь. Читать Псалтирь. Поверьте моему личному опыту: искушения отходят и преодолеваются, если они возникают.

– Стоит ли ограничивать круг общения; можем быть, удаляться, уезжать из города?

– Я думаю, уезжать не стоит. А круг общения, конечно, стоит ограничивать. Во-первых, надо ограничить разговоры по телефону. Все эти наши длительные, бесконечные беседы по телефону опустошают душу не только в дни Страстной седмицы. Нужно совершать только необходимые звонки и отвечать только на необходимые звонки – это уже будет хорошим духовным подспорьем для того, чтобы не рассеиваться в молитве,  сосредоточиться на главном.

– Все дни Страстной седмицы именуются великими. Давайте уделим внимание каждому дню и раскроем духовный смысл каждого из них.

– Я уже сказал о том, что сегодняшний день – Великий Понедельник. Его смысл именно в том, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос в евангельском чтении этого дня напоминает нам, чтобы мы не только соблюдали обрядовую сторону в проведении этого святого дня, но и уделили внимание обогащению своей души добрыми делами, духовными плодами. Чтобы нам не уподобиться вот этой смоковнице, которая оказалась бесплодной. Правда, она и не должна была в это время года иметь плоды, но дело в том, что Господь как бы предупреждал нас, чтобы мы не остались бесплодными в творении добрых дел. Чтобы не опустошали свою душу различной повседневной суетой, а сосредоточились на молитве, на посещении святого храма или сугубой домашней молитве. И это принесет духовную пользу не только нам, но и окружающим нас людям, прежде всего самым близким, членам нашей семьи.

Великий Вторник. Господь очень подробно беседовал со Своими учениками о том, чтобы уметь балансировать духовную жизнь с заботой о житейском. Когда Он говорил о динарии кесаря (что кесарю надо отдать кесарево), это означает: чтобы то, что мы должны исполнять по своей работе, учебе, по домашним делам, полностью не заглушило те возможности, которые нам дает Церковь для обогащения души. А это участие в молитве, прежде всего в храмовой, церковной; посещение святого храма.

Далее Господь говорит притчу о десяти девах, среди которых одни взяли с собой елей, то есть сосредоточили свою жизнь на стяжании духовного богатства, а другие остались только с исполнением обряда и потому остались без елея в самый важный момент, когда они должны были встретить жениха. Это для нас предупреждение: как бы нам в суете и заботе о мирском (здесь это перекликается со словами о динарии кесаря) не забыть о самом главном – о стяжании добрых дел, о том, чтобы окружающие нас люди почувствовали нашу любовь.

Также среди других евангельских повествований мы завтра услышим о последних судьбах человечества, о грядущем Страшном Суде. И завтра же будет прочитано Евангелие, которое читается в Неделю о Страшном Суде. Его основной смысл состоит в том, что наше спасение заключается не в исполнении каких-то предписаний, а в том, чтобы мы были очень внимательны к окружающим людям и не прошли мимо тех, кто нуждается в нашей помощи. Ибо если мы отдаем наши силы и средства тем, кто в них нуждается, то этим самым мы соучаствуем в любви Христовой, то есть отдаем Самому Христу. Поэтому, подготавливая апостолов, а через них и всех нас к дальнейшим дням, к Великой Среде, Господь говорит о том, что является основным в нашей жизни, что является условием нашего спасения, спасения наших душ.

Великая Среда – это скорбный день для Церкви, недаром каждую неделю среда – это всегда постный день в году, за исключением каких-то особых дней (на Святках или каких-то других). Великая Среда – это день предательства Иудой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Мы услышим Евангелие о том, как Господь находился в доме Марфы и Марии; пришла женщина, которая стала возливать на Его ноги драгоценное миро и отирать их своими волосами. И дьявол вошел в душу Иуды, который не постеснялся открыто осудить эту женщину: «Зачем такая трата средств? Все это могло быть продано за большие деньги и роздано нищим». И как говорит Святое Евангелие от Иоанна, не потому он так сказал, что заботился о нищих, а потому, что был вор. Здесь он и принял решение предать Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в руки первосвященников. И получил в награду за свое предательство тридцать сребреников, цену раба. Божественного Учителя он продал за цену раба.

И вот этот день – Великая Среда – особо прискорбный, потому что затем последовали уже другие события, которые предшествовали аресту Господа Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками провел последнюю Пасху Своей земной жизни и перед этим омыл ноги Своим ученикам. Это событие относится к Великому Четвергу, воспоминанию Тайной Вечери. И особенно трогательно то, что Господь, как слуга, стал омывать ноги Своим ученикам. И здесь Он не отверг Иуду, хотя точно знал о том, что он замыслил это предательство. Господь его не отверг, Он тоже омыл ему ноги.

Далее – совершенно трогательное повествование о Петре, который сначала отказывался, чтобы ему омыли ноги. Но когда Господь ему сказал, что если Он не сделает ему этого, тот не разделит с Ним трапезу, Петр воскликнул: «Тогда не только ноги, но и всего меня омой». На что Господь ответил, что этого не требуется. Здесь же Он сказал, что один из них Его предаст. И все стали говорить, потому что были не уверены в себе: «Это не я, Господи? Может быть, я случайно каким-нибудь действием или поступком совершу это?» И тут Петр в своей самоуверенности сказал: «Даже если мне и умереть с Тобой придется, я Тебя не предам». Все это совершалось за несколько часов до ареста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Что ему ответил Спаситель? Он сказал: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды с клятвою отречешься от Меня». Конечно, для Петра это слышать было очень странно. Он был уверен, что этого не произойдет, но мы знаем, с какой точностью сбылись слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И всю свою дальнейшую жизнь, как об этом повествует Святое Предание, когда раздавался крик петуха утром, Петр просыпался и горько плакал. А вот Иуда, совершив предательство, тоже имел возможность раскаяться в своем поступке, но он отверг любовь Христову и печально закончил свою жизнь.

– В этом году Благовещение совпадает с Великой Субботой. Как совмещаются эти два дня? Какие есть уставные особенности богослужения?

– Это очень редкое событие, когда Благовещение совпадает с Великой Субботой. Хотя бывает так, что Благовещение совпадает и с Пасхой. Несколько лет назад Благовещение совпало с Великим Вторником, то есть оно было на Страстной седмице, но совпадение с Великой Субботой в моем богослужебном опыте в первый раз происходит. Устав предполагает совмещение чина погребения утрени, затем следует праздничный полиелей с чтением праздничного Богородичного Евангелия, с чтением Богородичного канона с добавлением двух тропарей канона Великой Субботы. Ирмосы будут петься Богородичные: «Отверзу уста моя, и наполнятся Духа…» А на катавасии все ирмосы будут из канона Великой Субботы. Также после канона окончание утрени Великой Субботы уже будет по чину Великой Субботы. Добавляется пение стихир на вечерне, которая входит в состав литургии в Великую Субботу, сохранятся все уставные особенности с чтением паремий на вечерне. А на литургии добавляется прокимен Благовещения и тропарь, который будет петься по окончании литургии.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в храме в среду, 4 апреля, будет общая исповедь. Но у архимандрита Амвросия в книге "Исповедь в помощь кающимся" я прочитала, что в Православной Церкви никогда не было общей исповеди, эта форма пришла к нам с Запада и уже означала отступление от канонов Церкви. Страшна общая исповедь. Еще в 20-е годы XX века известный проповедник священник Валентин Свенцицкий предостерегал: "Каждый практикующий общую исповедь, хотя бы в самом улучшенном виде, должен знать, что он кладет свою лепту в антицерковное дело. Общая исповедь недопустима ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах". Прокомментируйте, пожалуйста».

– Я не дерзну комментировать слова другого священника. Хочу сказать, что мы сейчас находимся уже не в 20-х годах XX века, а подошли к двадцатым годам XXI века… Дело в том, что общая исповедь вошла в обиход Русской Православной Церкви в те годы, когда в многомиллионной Москве было всего сорок храмов. И принимать индивидуальную исповедь, особенно в Великий Четверг или в большие праздники, было просто невозможно. Тогда надо было, как в монастыре, начинать исповедь с 10 часов вечера и продолжать ее до начала литургии. Таким образом, сама жизнь (и по благословению священноначалия) позволила проводить общую исповедь. Думаю, Вас не должно смущать, что в Вашем храме объявили о том, что будет совершена общая исповедь. Если Вы хотите исповедоваться индивидуально, поговорите с батюшкой. Придите, допустим, завтра в храм, там не будет такого скопления народа, как в Великий Четверг, и он исповедует Вас отдельно. Но делать какие-то обобщающие выводы – это не спасительно, тем более в осуждение настоятеля Вашего храма, который, поверьте, не меньше Вас знает церковные предписания и историческое происхождение всех чинопоследований, которые совершаются в Русской Православной Церкви.

– Как быть, если на Страстную седмицу приходятся важные дела по учебе и работе?

– Стараться совместить исполнение своего долга со стороны светского, мирского бытия с исполнением долга перед своей собственной душой, своим собственным спасением и приложить все усилия для того, чтобы в такие дни, как Великий Четверг, попасть на литургию в воспоминание Тайной Вечери. Обязательно как-то постараться отложить все житейские попечения. Но там, где это сделать невозможно, Господь не осудит, потому что Он и намерения целует (это слова Иоанна Златоуста). И если есть у человека намерение прийти на литургию, но нет возможности, то Господь примет это как уже исполненное благочестивое послушание Церкви.

– В дни Страстной седмицы люди готовятся к Пасхе и часто заняты бытовыми хлопотами. Как организовать свою жизнь, чтобы бытовые хлопоты не отодвинули на второй план духовный смысл этих дней?

– Да, Страстная седмица одновременно с духовной подготовкой к Святой Пасхе сопряжена и с подготовкой бытовой. И здесь одно другому не мешает, потому что если совершать все необходимое для подготовки своего жилища и для подготовки к выпечке пасхальных куличей с молитвой, то бытовая составляющая нашей жизни будет как раз одновременно и духовной.

– Есть люди, которые не постились Великим постом. Есть ли какие-то особые правила для тех людей, которые только в Страстную седмицу решили духовно подготовиться к Пасхе?

– Я бы одно посоветовал: просто прийти на исповедь и сказать, что по немощи своей или по некоторому легкомыслию не постились Великим постом, и попросить благословения на причащение в дни Страстной седмицы. Я думаю, что любой батюшка обязательно допустит к Причастию. И, конечно, постараться хотя бы эти святые дни Страстной седмицы провести в сугубом воздержании.

– Что бы Вы могли еще посоветовать нашим телезрителям, как провести наилучшим образом Страстную седмицу и как с наибольшей духовной пользой провести эти святые дни?

– Страстная седмица абсолютно связана с Пасхой. И воспоминание, и соучастие в последних днях земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа наполнят особой радостью и встречу Воскресения. Надо сказать, что вся человеческая история разделена на две части: до Воскресения Христова и после. Таким образом, эти особые духовные переживания, которые каждый православный христианин ожидает с нетерпением, для того чтобы принять участие в церковной молитве, наполняют душу особой благодатью, которая затем воплощается в особое торжество духа каждого православного христианина при встрече Святой Пасхи.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Я уже за время поста дважды прочитала Псалтирь: один раз на церковнославянском, второй раз на русском языке. Если мне сейчас еще ее почитать? Или что-то другое посоветуете?»

– Вы замечательно поступили, что с таким усердием и ответственностью отнеслись к спасению собственной души. Это, конечно, принесет необыкновенную пользу. И уже принесло. Если у Вас будет такая возможность, почитайте Святое Евангелие (сколько у Вас получится за эти дни).

– Благословите наших телезрителей.

– Я хотел бы напомнить нашим телезрителям еще о том, что телеканал «Союз», который является уникальным явлением в нашем медийном пространстве, существует на пожертвования телезрителей. И хотел бы призвать всех обязательно перечислять какую-то сумму на поддержку этого великого начинания, которое осуществляется соборно ради спасения наших душ. А в конце я хотел бы призвать Божие благословение, пожелания благодати Божией на проведение этих святых великих дней Страстной седмицы и в духовном и телесном здравии встретить Святую Пасху. Храни вас всех Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать