Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Отец Сергий, сегодня я предлагаю поговорить о двунадесятом празднике Сретения Господня, который Русская Православная Церковь отметила всего несколько дней назад; о том, почему этот день именуется у нас еще и днем православной молодежи; о юбилее реабилитационного центра «Подвижник», руководителем которого Вы являетесь (29 января ему исполнилось 15 лет, с чем мы вас и поздравляем!). Также не за горами Великий пост (в этом году он начинается 14 марта), можно поговорить о подготовительных неделях перед этим многодневным подвигом.
В эфире нашего телеканала о празднике Сретения говорили, конечно, немало, но все-таки почему этот день назван еще и днем православной молодежи?
– Праздник Сретения Господня – это встреча с Богом, встреча со Христом, с истиной, по слову Самого Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь». Когда молодой человек, уже оторвавшись от своих каких-то детских представлений, послушаний, начинает входить в море буйных страстей, когда в этом буйном море у него вдруг происходит встреча с Богом, – наверное, это самое важное событие, которое может произойти в жизни человека и которое останется с ним на всю жизнь. Мы, священнослужители, всегда стремимся к тому, чтобы так оно и было. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что никто не может предсказать, чем закончится это время буйной молодости, а блаженный Августин писал, что его сердце успокоилось от страстей только тогда, когда он обрел Христа. Поэтому этот день – день Сретения, день встречи с Богом имеет для молодежи очень большое значение. Я вспоминаю свою молодость и представляю, что было бы со мной, не произойди этой встречи с Богом! Но Господь был милостив, и наша встреча оказала благоприятное воздействие на мой выбор и дальнейшее служение. Поэтому, конечно, мы желаем приобщить к этому празднику как можно больше молодежи.
– Судя по группе вашего прихода в социальной сети «ВКонтакте», где выкладываются новости приходской жизни и фотографии, в день Сретения у вас была организована целая праздничная программа для детей и юношества.
– Да, а часть молодежи вместе с иереем Никитой Заболотновым (главным лидером молодежи и подростков на нашем приходе) 14 февраля присутствовала на богослужении в Свято-Троицком кафедральном соборе, где отец Никита сослужил нашему архипастырю митрополиту Кириллу, а молодежь смогла пообщаться с владыкой. Там же состоялась и презентация разных молодежных клубов и сообществ. Но так как праздник Сретения пришелся на понедельник (все дети учатся), все основные мероприятия мы перенесли на выходные дни.
– То есть основная часть еще впереди?
– Да. Отец Никита проводит очень хорошую, нужную работу, интересную нашей молодежи: и всевозможные викторины, и простое общение, и научение чему-то новому. Для подростков у нас есть военно-патриотический клуб «Витязь». В это воскресенье мы как раз проводили соревнование на нашем пейнтбольном полигоне: учились разбирать автомат, что оказалось очень интересным для нашей молодежи. Но, пожалуй, самое главное, что мы можем предложить сегодня нашей молодежи, – это общение, общение и еще раз общение! Там, где есть такая благоприятная среда, такой опытный руководитель, и формируется общение, дружба и взаимопомощь, а также, конечно, происходит укрепление в вере.
– То есть предотвращается некая разрозненность, свойственная, надо сказать, не только молодым, но и взрослым, и создается, наоборот, некая общность?
– Общность и среда, в которой люди могут чувствовать себя действительно полноценными христианами и полноценными людьми.
– Благоприятная среда, в которой плоды могут быть посеяны в нужное время и в нужном месте…
– Именно так.
– Вопрос телезрительницы из Балашихи: «Как относиться к людям, просящим милостыню около церкви, или к людям, разъезжающим в инвалидных колясках с табличками? Подавать милостыню или нет?»
– В основном это проблема больших городов и больших приходов. Например, в нашем приходе всех тех, кто просит милостыню, мы знаем в лицо. По сути дела, они уже срослись с нашим приходом и даже участвуют в богослужениях; иногда садятся и за праздничный стол. А вообще-то я скажу так: очень сложно разобраться, кто является попрошайкой, а кто действительно нуждается, и я бы посоветовал (но это мое личное мнение), если у Вас есть такая возможность: окажите милость каким-либо способом. Необязательно ведь помогать только деньгами, можно купить человеку самые необходимые элементарные продукты; или, например, когда человек действительно просит помочь добраться до города, предложить купить ему билет или как-то еще отреагировать на его просьбу. Не просто денежным эквивалентом, а отреагировать именно на саму просьбу и помочь человеку.
– Отреагировать интересом к просящему…
– Да! И Вы, безусловно, сразу увидите, является ли человек действительно нуждающимся и Ваша помощь для него – настоящее милосердие или это просто попрошайка, который находится «на работе». Но, с другой стороны, даже если так, а Вы можете отделить что-то от своих щедрот или даже просто помолиться о нем, думаю, что и Господь будет к Вам милостив.
– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Мы с женой являемся прихожанами храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и очень любим телеканал «Союз». Вы молодцы! Всегда приятно смотреть ваши передачи, особенно с участием сегодняшнего ведущего (моей супруге он очень нравится). А вопрос у меня такой: недавно была встреча нашего Патриарха с понтификом – встреча лидеров двух больших конфессий (где-то миллиард – католиков и почти столько же – православных). Отец Сергий, как Вы думаете, насколько значимо это событие? Я, например, думаю, что со стороны нашего Патриарха сделан очень хороший шаг, так же как и со стороны папы. Сделать его было очень тяжело, но необходимо. Как бы Вы как священник это оценили? А то, я знаю, мнения людей сейчас как-то разделились…»
– Эта встреча действительно разделила мнения, но нам надо все-таки прежде всего смотреть на мир, который находится сейчас в страшном зле. Мы видим происходящий геноцид христиан на Ближнем Востоке, разврат и всевозможные так называемые беззакония, и поэтому представители таких больших христианских сообществ, безусловно, должны были определиться с позициями традиционного христианства. Никаких догматических основ на этой встрече не разбиралось, никаких, скажем так, поползновений в этом плане со стороны католиков не было. Это просто действительно знаковое, очень важное событие, и я очень надеюсь, что оно привлечет внимание к тем проблемам, которые сегодня есть у христиан, особенно на Ближнем Востоке и в Африке.
– Отец Сергий, в день православной молодежи организуется множество мероприятий, посвященных молодым людям, а насколько я знаю, на вашем приходе такая работа проводится систематически (взять, к примеру, ваш военно-патриотический отряд). Как Вы считаете, насколько важно сегодня заниматься на приходах деятельностью, направленной не только на духовное просвещение детей и взрослых, но и, так сказать, на околодуховное просвещение?
– Считаю это одной из самых важных и значимых задач, стоящих на сегодняшний день перед нашими приходами. Приобщение молодежи, детей и подростков к вере, разностороннему развитию личности очень важно. Ведь они – наше будущее! Кому, в конце концов, мы будем передавать все то, что накопили сами?
Вот, к примеру, тот же отец Никита, который на сегодняшний день занимается у нас молодежью, – он бывший воспитанник нашей детской воскресной школы; по всем вопросам постоянно помогал нам на приходе, а после окончания воскресной школы поступил в семинарию. Потом, после окончания семинарии и женитьбы, вернулся к нам на приход уже в сане дьякона, организовал и начал развивать здесь работу с молодежью. Вот пожалуйста – преемственность и развитие на одном примере! То же самое можно сказать и о наших православных христианских семьях. Если человек с детства воспитан в православной традиции, безусловно, у него и отношение к семье и воспитанию детей будет другое; сформируется совершенно другое чувство ответственности за свой труд, другое отношение к своим обязанностям на работе, к своему служению в Церкви и так далее. Все будет совершенно по-другому! И разве это не будет способствовать укреплению нашего общества? Поэтому занятия с детьми, молодежью – это важнейшая задача нашего (как и любого другого) прихода. Воскресная школа работает весь учебный год, а летом, когда у детей начинаются каникулы, мы организуем детский лагерь. Все это – и неформальное общение, и совместные молодежные праздники – воспитывает, объединяет и сплачивает нашу молодежь и, конечно, закладывает основание для будущего нашей Церкви.
– Вопрос телезрительницы из Республики Марий Эл: «Читая 145-й псалом, никак не могу понять такие строки: Изыдет дух его, и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. Надо понимать, что до Второго Пришествия Христа человек будет как бы спать?»
– Когда человек умирает, его душа возвращается к Богу, а тело, сотворенное из праха, в прах и превращается. Об этом и говорится в 145-м псалме. Это естественный путь каждого человека: дух, душа возносится, а тело обращается в прах до Второго Пришествия Христа. После него произойдет воскресение мертвых и соединение души и тела. Почему это соединение является обязательным? Потому что Бог будет судить не отдельно душу от тела, а всего человека. Поэтому мы, православные христиане, и чаем «воскресения мертвых и жизни будущаго века».
– Как мы уже говорили, 29 января Центру медико-социальной реабилитации «Подвижник», руководителем которого Вы являетесь, исполнилось 15 лет. Казалось бы, дата небольшая, но при этом значимая. Можете ли Вы подвести какие-то итоги этого пятнадцатилетия?
– Я хотел бы немного Вас поправить. Дело в том, что этот Центр был создан несколькими единомышленниками, большинство из которых уже ушли в мир иной. Сегодня нас осталось только двое: Вячеслав Владимирович Боровских, доктор-нарколог и психотерапевт (он и является руководителем этого Центра, занимается всеми административными и лечебными делами), и я, на сегодняшний день – исполняющий обязанности духовника этого Центра. Я провожу соответствующие встречи и беседы с ребятами, исповедую их, даю им наставления и благословения, но вся остальная деятельность, в основном руководящая, – на Вячеславе Владимировиче Боровских.
Да, действительно, в этом году у нас произошло долгожданное событие: мы отметили 15 лет существования нашего Центра «Подвижник». Подводя определенные итоги, можно задать себе следующие вопросы: правильно ли мы сделали, что когда-то создали этот Центр; каковы должны быть плоды нашей деятельности и каковы они есть; и что нам делать дальше? Безусловно, нет ни грамма сожаления о том, что в достаточно сложные времена (это был 2001 год) мы с Вячеславом Владимировичем все-таки взялись за это дело. В то время создавать подобный центр было очень и очень сложно, но с Божьей помощью и с помощью очень многих добрых людей нам удалось это сделать. За эти годы через наш реабилитационный центр прошло несколько сотен ребят, которые действительно вернулись к нормальной, человеческой жизни и стали не просто добрыми, хорошими людьми, но и очень хорошими христианами, семьянинами. Достаточно много ребят создали крепкие семьи, а есть те, которые восстановили прежние, родили детей. У нас есть семьи, в которых родилось и по пять, и по шесть детей. С ребятами, которые выпускались пятнадцать лет назад, у нас достаточно тесные, хорошие взаимоотношения, многие из них поддерживают наш Центр.
В то же время мы достаточно критично относимся к каким-то недостаткам в своей работе и стараемся исправляться. В этом, а также в плане дальнейшего развития нам помогает профессиональная подготовка как самого Вячеслава Владимировича, так и многих других его коллег-врачей. На сегодняшний день можно сказать, что наш Центр признан достаточно эффективным учреждением по реабилитации наркозависимых не только со стороны Церкви, но и со стороны профессиональных сообществ, в том числе врачей, медиков и даже силовых структур. И это тоже можно считать нашим достижением. Вот кратко таковы итоги нашей деятельности.
Работа, конечно, очень сложная, и я еще раз, пользуясь нашим эфиром, хочу сказать, что наркомания очень сложное заболевание. Лечение этой зависимости возможно только в индивидуальном порядке. Реабилитация здесь является штучным товаром. Она действительно требует очень много внимания, сил и, конечно же, желания самого пациента. Поэтому никаких общих алгоритмов для исцеления сотен тысяч наркоманов у нас нет. Есть только индивидуальная и очень кропотливая работа, в первую очередь – на духовном уровне.
– Отец Сергий, Вы говорили, что, занимаясь духовным окормлением, приходится сталкиваться с большими сложностями. Я слышал, что в пастырской деятельности очень трудным является принятие исповеди у человека. Одна наша телезрительница спрашивает: «Что является самым тяжелым в Вашей пастырской деятельности и что придает Вам силы?»
– Лично для меня принятие исповеди и является, наверное, самым сложным и тяжелым моментом в пастырском служении (от многих священников я слышал то же самое). Тяжело бывает даже не тогда, когда выслушиваешь человека, а когда хочешь ему помочь, а он не раскрывается. Есть очень много прихожан, которые являются христианами, скажем так, по разуму, но сердца своего Богу не открывают, тем более – пастырю. Поэтому приходится очень долго, тонко, кропотливо стучаться в их сердца, чтобы они открылись, потому что без искреннего, настоящего покаяния не происходит утверждения в вере, восприятия истин Христовых, и человек, по выражению святых отцов, не спасается. Покаяние лежит в основе всей духовной жизни, но побудить человека к такому состоянию очень сложно. Поэтому иногда исповеди превращаются в некое душепопечительство, сеанс психотерапии или простую беседу. У человека часто возникает желание просто высказаться, к кому-то прийти и все рассказать, потому что в семье у него нет понимания. Для этих целей я и стараюсь каждое воскресенье, сразу после литургии, проводить беседы с прихожанами, на которых они могли бы высказать свои проблемы, задать интересующие их вопросы. А кого-то направляю на индивидуальную беседу, на которой мы можем все прояснить, чтобы не задействовать время исповеди. Это, наверное, и есть самая большая сложность в нашем служении.
Но в то же время как велика бывает радость от чуда, когда человек вдруг услышит Бога и начнет меняться: вот был человек раздражительным и злым, а стал внимательным, спокойным и заботливым. И ты понимаешь, что действительно видишь чудо, – чудо преображения человека. Или взять, к примеру, тех же наших ребят наркоманов: обстоятельства их жизни очень сложные, естественно, меняется и их характер, и отношение ко всему – появляется злоба, лукавство (особенно много лукавства), но в процессе духовного становления и особенно покаяния они становятся другими людьми. На сегодняшний день несколько наших алтарников – бывшие наркоманы; много и других ребят, выполняющих на приходе самые сложные работы, они тоже из бывших наркоманов. Надо сказать, что вообще большая часть молодежи нашего прихода состоит из ребят, сумевших преодолеть эту зависимость. Они – основные наши помощники! И когда ты видишь, кем эти ребята были и кем стали, как Господь преобразил их душу, какими прекрасными людьми они стали, наверное, это главное чудо и великая радость для каждого священника и лично для меня как пастыря.
– Можно сказать, Вы ответили и на вторую часть вопроса: где Вы черпаете силы…
– Иногда бывает, что сил уже не остается, а потом служишь литургию, причащаешься, и …будто побываешь на горе Преображения! Это и есть то главное, что укрепляет наши пастырские силы.
– Вопрос телезрительницы: «Мы из глубинки, пенсионеры, строим храм в нашей деревне. Батюшка, дайте совет, как нам проглотить обиду? Мы везде пишем, нам вроде бы и не отказывают, но ниоткуда и помощи нет, никто не хочет нас поддержать. А деревня наша бедная, денег на строительство не хватает. Посоветуйте, как быть».
– Чтобы проглотить обиду, надо начать искренне молиться, просить помощи Божией – это раз. А во-вторых, нужно помнить слова Господа нашего: «Стучите, и отворят вам». Не бойтесь ездить, не бойтесь просить! Приведу пример из своей жизни. В свое время я окормлял небольшой поселок, в котором никогда не было храма. Почти целый год я просто собирался с интересующимися христианской жизнью и верой людьми этого поселка, и в конце концов была создана община. Так получилось, что община смогла встретиться с одним достаточно серьезным предпринимателем, Сергеем Владимировичем Писаревым, который впоследствии помог построить в поселке замечательный храм в честь святого князя Владимира, помогал в его обустройстве. Я думаю, начинать нужно с этого. Конечно, если у вас есть священник, он должен сплотить вас в общину, которая будет молиться и просить Бога о помощи. Но не бойтесь просить и стучать! Одними письмами вы ничего не добьетесь. А вот своим личным присутствием в тех или иных, скажем так, бизнес-структурах вы действительно сможете сдвинуть дело с мертвой точки, потому что при личном общении всегда достигается гораздо больше, чем при написании одних только писем.
– Может быть, посоветовать написать письмо еще и в епархию с подробным описанием истории? Ведь непонятно, существует на сегодняшний день община или нет, выделен ли земельный участок, есть ли какое-нибудь помещение, где люди могут собираться.
– Вообще-то в епархиях у нас существуют благочиния. Может быть, действительно в первую очередь нужно обратиться к своему отцу благочинному, чтобы он составил какое-то представление об этой ситуации. И в дальнейшем уже он подскажет, что делать дальше.
– Вопрос телезрительницы из города Елец: «Отец Сергий, Вы сказали, что у многих прихожан покаяние происходит только в головах. Это я могу сказать и о себе; я очень осознаю это. Но все-таки как добиться того, чтобы покаяние было именно душевным? Ведь покаяние – это дар Божий, как добиться, чтобы оно было настоящим, а не от головы? Да, я осознаю свои поступки, понимаю, что была не права, и приношу это на исповедь священнику. Но это больше как бы анализ действий, а не истинное покаяние».
– Настоящее покаяние рождается тогда, когда Вы искренне увидите свою духовную испорченность, свои грехи. Святые отцы дают очень важный совет: в первую очередь нужно обратить внимание на Ваши взаимоотношения с близкими людьми. У нас у всех есть «талант» нашей испорченной природы: замечать за другими людьми все их проступки, дурные наклонности, плохие привычки и так далее, то есть все то, из чего рождается осуждение. А состояние осуждения другого человека всегда будет препятствовать глубокому искреннему покаянию. Поэтому, по совету отцов, если человек в своем ближнем видит то, что ему не нравится, он должен обратить внимание на самого себя и спросить: а нет ли такого же и во мне? Если он этого не увидит, должен спросить у тех, кому доверяет, нет ли у него тоже этой дурной привычки, привязанности или страсти. Потому что проблема заключается в том, что мы часто бываем нечестны даже с самими собой.
Митрополит Антоний Сурожский учил быть честными в молитве перед Богом – и в первую очередь в нашем покаянии. Потому что Господь и так видит все наши дела и помышления, все наши намерения – насколько честно мы можем признаться в грехе не только сами себе, но и Ему. Поэтому наше ежедневное вечернее покаяние имеет огромное значение. Когда человек после вечерних молитв приносит покаяние, очень важно искренне задуматься, как ты прожил сегодняшний день: кого обидел или осудил, на кого, пусть даже в мыслях, рассердился, что сделал не так. Насколько ты будешь искренен в этом своем личном ежедневном покаянии, настолько и начнешь видеть то, что действительно в тебе есть. Поэтому прежде всего – искреннее личное покаяние, внимание к тому, что Вам не нравится в Ваших ближних, и сразу же – обращение к себе. Тогда постепенно, я думаю, Вы разовьете настоящий внутренний дух покаяния. Помоги Вам Господь!
– Отец Сергий, Вы сказали, что исповедь иногда превращается в некую возможность побеседовать, просто поговорить и что в вашем храме есть практика проведения после богослужения специальных бесед с людьми: либо со всеми вместе, либо с каждым индивидуально. Наша телезрительница спрашивает: «Как найти духовного отца, если в храмах невозможно побеседовать с батюшками? Им просто некогда». А желающих пообщаться действительно очень много! Вопрос этот довольно частый, какой ответ можно на него дать?
– Конечно, говорить я могу только о своем приходе. Действительно, уже больше двадцати лет как я нашел такую форму общения: после воскресного богослужения в наш актовый зал я приглашаю всех желающих поговорить и об Евангелии, и о христианской жизни, и о богослужении. Безусловно, у каждого человека возникают те или иные вопросы, на которые он давно хотел бы получить ответ. И эти беседы действительно помогают найти контакт между священником и прихожанами. Трудно ответить, как найти духовника или священника. Здесь, наверное, действительно должен быть тот человек, который захочет Вас выслушать, захочет помочь Вам советом, проведет с Вами, может быть, не одну исповедь, не одну беседу. Если священник, к сожалению, не хочет общаться, не хочет говорить, не хочет наставлять, значит надо искать другого священника!
– Либо найти людей (например, церковнослужителей, находящихся в церковных лавках), у которых можно спросить, где священник находится, то есть как-то обозначить свое желание пообщаться не на исповеди, а вот так – с глазу на глаз и задать какие-то интересующие вопросы.
– Безусловно.
– Вопрос телезрительницы: «Дети (четырнадцать и шестнадцать лет) стали рабами компьютерных игр. Что делать в такой ситуации?» От этого вопроса можно вернуться к теме мероприятий для молодежи, каких-то интересных, познавательных, полезных игр для них. Но в первую очередь, конечно, как с такой напастью справляться родителям?
– К сожалению, в нашем реабилитационном центре уже появлялись ребята с такой очень серьезной компьютерной зависимостью, которые освобождались от нее не менее трудно, чем все остальные наркозависимые. Если эта зависимость уже такого рода, что ребенка невозможно оторвать от компьютера, а если оторвать, то он начинает очень сильно нервничать, переходит на грубость и даже оскорбления в адрес родителей (то есть у ребенка смещается понятие об иерархии семейных ценностей), безусловно, это уже повод бить тревогу и искать специалиста (такого, например, как наш врач доктор Боровских), который сможет дать соответствующую консультацию.
Но я все время задаю один и тот же вопрос: а куда вы смотрели, когда покупали этот компьютер, эти игры, приобщали к этому своего ребенка? Где был контроль? А если это получилось в результате того, что «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», тогда вы и получили результат – зависимого ребенка.
Если родители ответственные и действительно переживают, как развивается их ребенок, чем он занимается, что на него влияет положительно, а что отрицательно, безусловно, они будут контролировать и время препровождения за играми своего ребенка, и его взаимоотношения со сверстниками, и его учебу, и многие другие вопросы. Поэтому когда мы видим такого рода примеры, в первую очередь это проблема родителей: значит они недостаточно времени и внимания уделяли своему ребенку в его воспитании. Ну и, конечно, любой родитель должен искать время для настоящего, личного общения с ребенком. Ведь если брать даже небольшие города, всегда можно найти массу занятий для своих детей, которые будут им и интересны, и полезны. Кстати, наш военно-патриотический клуб показывает, что дети с удовольствием там занимаются. После занятий в воскресной школе им хочется и побегать, и снежками покидаться, и автомат поразбирать, и по мишеням пострелять, то есть это совершенно нормальные дети! Но главное, у них есть общение, есть своя среда, что, безусловно, очень им помогает.
– И есть активность, которая детям необходима!
– Да.
– Вопрос телезрителя: «Я сельский священник из Вологодской митрополии. Недавно прихожане принесли мне книжку иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени». Я ее полистал, и что-то меня смущает. Мне хотелось бы знать Ваше мнение об этой книге (может быть, кому-то тоже будет интересно)».
– Я Вас разочарую, книгу эту я не видел и не читал и, к сожалению, не могу высказать свое мнение.
– Продолжение вопроса телезрителя: «Просто здесь присутствует сомнительное благословение митрополита Варсонофия, и в Интернете пишут, что благословения на издание этой книги нет. Священник и иеромонах Трифон пишет очень много о числе 666, о паспортах, чем сильно смущает прихожан».
– В первую очередь следует руководствоваться тем, что уже давным-давно в нашей Церкви существует Издательский совет, и если на книге отсутствует гриф «благословлено Издательским советом Русской Православной Церкви», то это, безусловно, какое-то самочинное издание с самочинными же идеями… Это, наверное, похоже даже на подлог. Я встречался с такими случаями, когда тот или иной епископ говорил, что никаких благословений на издание той или иной книги или какой-то брошюры никогда не давал, а его именем пользуются как благословением. Поэтому если там нет благословения именно Издательского совета Московской Патриархии, значит это какое-то самочиние.
– Вопрос телезрителя: «Почему некоторые православные священники плохо отзываются об Алексее Ильиче Осипове и его учении, которое он преподает будущим священникам в академии, говорят, что он учит ереси?»
– Если есть такие мнения, мне весьма прискорбно это слышать! Мнения, конечно, могут быть разные: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись искусные». Но я скажу так: я всегда с большим и искренним удовольствием слушал в свое время лекции Алексея Ильича Осипова и, безусловно, советую это делать своим прихожанам. На сегодняшний день я не видел ни одного внятного аргумента, который можно было бы вменить в качестве обвинения в ереси в адрес Алексея Ильича Осипова, этого действительно настолько заслуженного человека, умнейшего преподавателя, знающего и владеющего целым арсеналом богословских наук, что у меня кроме улыбки и смеха других эмоций это вызвать не может! Сразу вспоминаю фразу одного нашего юмориста: «Хочешь быть впереди классиков – пиши к ним предисловие». То же самое, наверное, можно сказать и об этой ситуации.
– Отец Сергий, в преддверии Великого поста хочется поговорить еще о тех подготовительных неделях (в православном понимании недели – это не какие-то промежутки времени, а воскресные дни), когда вспоминаются некоторые притчи из Евангелия. Например, 21 февраля – неделя, на которой будет вспоминаться притча о мытаре и фарисее. Скажите, для чего вообще существуют эти подготовительные дни?
– Они имеют очень большое значение. Когда человеку предстоит какое-то серьезное дело, он начинает заранее серьезно к нему готовиться: что-то анализировать, заготавливать и так далее. Церковь как мудрая Мать советует своим чадам сосредоточить свое внимание на тех евангельских сюжетах, по которым и будут названы эти подготовительные недели. Первая из них – Неделя о мытаре и фарисее; затем – о блудном сыне, о Страшном суде; и наконец – Адамово изгнание, прощеное воскресенье. Вот те периоды подготовки к Великому посту, которые у нас имеются. Но Неделя о мытаре и фарисее, безусловно, в первую очередь сосредотачивает наше внимание на том, с каким чувством человек должен приходить в храм, о чем должен думать и как молиться. Сам Господь раскрывает смысл этой притчи, и в ближайшее воскресенье во всех храмах можно будет услышать это евангельское повествование, а также множество проповедей на эту тему. Но самым главным для нас является понимание состояния смирения и сокрушения сердца, которое присутствует у мытаря. Оно является основным, для того чтобы понять, как настроиться на искреннее покаяние (это может быть дополнением к ответу на вопрос о покаянии одной из наших сегодняшних телезрительниц). В эти подготовительные недели внимание всех прихожан настраивается на настоящее покаяние.
– Благодарю Вас, отец Сергий, за этот разговор. И, может быть, небольшое духовное наставление для всех нас…
– Будьте внимательны к своей духовной, внутренней жизни. Будьте внимательны к своим ближним. Обратите внимание на то, что будет читаться в ближайшие воскресные дни, и попробуйте действительно сосредоточить свое внимание на этих сюжетах. Вы извлечете настоящую духовную пользу и для себя, и для своих ближних. Помоги вам Господь!
Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Наталья Коваль
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пушкине священник Павел Зуев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго города Екатеринбурга объявляет набор детей с 1 по 8 класс
Всенощное бдение 21 мая 2024 года
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!