Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин. 20 мая 2024

20 мая 2024 г.

В студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве (г. Москва).

− Пасхальными словами мы приветствуем друг друга, продолжается Пасха Христова. И, конечно, завтрашний праздник, день памяти святого ─ это удивительное сочетание, может быть, всех смыслов пасхального торжества. Мы завтра вспоминаем апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Наверное, не случайно именно его Евангелие читается в этот пасхальный период. Именно в его Евангелии есть совершенно уникальные рассказы о распятии Спасителя, каких-то чудесах, о которых не писали другие евангелисты, есть эпизоды после Его воскресения, встречи с учениками. Удивительный святой, и главный лейтмотив его посланий, как мы знаем, ─ любовь. Слово, наверное, очень абстрактное. Нельзя ощутить и всегда сложно понять, что такое любовь. На протяжении тысячелетий пытаются ответить на этот вопрос философы, мудрецы, богословы. Иоанн Богослов тоже отвечал на вопрос, что такое любовь. И проанализировав его послание, мы можем сформулировать некий ответ, что для православного человека, христианина есть любовь. Что же такое любовь с позиции Иоанна Богослова, апостола Христова?

− Его действительно называют апостолом любви. Он был любимым учеником Христа, так в Церкви считается. И очень загадочный апостол, единственный апостол, который умер своей смертью. Представьте, все апостолы мученически закончили свою жизнь, а апостолу Иоанну Богослову Господь судил закончить жизнь своей смертью.

Хотя были, конечно, на него гонения, его приговаривали к смертной казни, но как-то Господь его берег. Видимо, за его необычные дары и за то, что он проповедовал Божественную любовь людям, в частности, в Евангелии. Ведь недаром символ этого евангелиста в Церкви − орел. Почему орел? Потому, что высокое парение мысли. Настолько у него Евангелие держит высокую планку, что Церковь выбрала изображение именно орла как символ высокого парения мысли. И самое начало Евангелия от Иоанна гласит: В начале было слово. Что значит: слово? Можно много разных значений употребить, но мы понимаем, что это Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы.  И про это была речь в Евангелии от Иоанна Богослова.

Но смысл этого Евангелия, конечно, − любовь, смысл в том, чтобы научить нас Божественной любви. Слово «любовь» тоже имеет, наверное, больше сотни значений. Тем более в нашем мире обозначают этим словом что угодно, к сожалению. Но христианин знает, что любовь – это высшая ценность. И, кстати говоря, имя Самого Господа – Любовь. Мы не говорим, что Господь любвеобильный или что Он употреблял в Своей жизни любовь, просто это одно из центральных наименований Бога. Бог есть Любовь, говорим мы. И апостол Иоанн − первый проводник этой мысли.

Что же такое любовь? Умение людей жить в мире. Человек призван к чему? К вечной жизни, к жизни в Царствии Божием. Что происходит здесь, в нашей жизни? Постоянные конфликты, войны, неурядицы, беды. Что нам удивляться, что страны воюют или какие-то государства враждуют между собой, когда даже в одной семье брат с братом не могут найти общий язык, начинаются ссоры. И здесь приходит нам во спасение вот это великое Евангелие от Иоанна, в котором растолковывается мысль о любви Божественной, умение сосуществовать, умение терпеть какие-то недостатки близкого человека. Это на уровне, наверное, интуиции, на уровне определенных знаний, традиций, в том числе семейных.

Если родители, например, умеют себя вести сдержанно, показывают детям, как себя правильно вести, то дети стараются им подражать. Родители их наставляют: «Старайтесь уступать друг другу, не ссорьтесь!» И когда люди вырастают, приходят в социум, им надо как-то научиться сосуществовать. И тут, как палочка-выручалочка, Евангелие от Иоанна Богослова, которое мы имеем, знаем и читаем. Этим прекрасным Евангелием Иоанн Богослов открывает нам тайники любви Божьей, рассказывает о разных приемах любви на примере Самого Господа. Да и на собственном примере.

Посмотрите, что произошло после распятия. Все разбежались: и апостол Петр, который клялся, что никогда не предаст Господа, и апостол Фома, который говорил, что он первый со Христом на смерть пойдет… Остались только жены-мироносицы и любимый ученик Христа Иоанн Богослов, который до конца сопровождал Его. И Господь сказал Пречистой Матери Своей: Жено, се Сын твой. Он как бы провозгласил Иоанна Своим земным преемником, дал ему Матерь Свою: се, Мати твоя. И апостол Иоанн Богослов всю оставшуюся земную жизнь окормлял Матерь Божию, занимался Ее пропитанием, заботился о Ее жизни, жилье, помогал Ей как-то выживать в страшном мире, в том гонении, которое было на Церковь. Конечно, в первые века христианства, в первые годы, когда Господь вознесся на небо, когда родилась Церковь христианская, были гонения на Церковь. И Божией Матери нужен был такой человек, который бы был с Ней рядом, помогал Ей просто в быту, в каких-то моментах житейских. Недаром Господь назначил таким человеком именно Иоанна Богослова, Своего ученика, дал ему такую великую миссию, вручил Спасительницу всего рода человеческого − Матерь Божию.

− Можно сказать, что он стал названным братом Спасителя, потому что теперь у них одна Мать. И не случайно в эти пасхальные дни, буквально вчера, вспоминали жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского, Никодима, всех участников погребения Спасителя, но ведь и Иоанн Богослов был с ними, принимал участие в этом как единственный из апостолов, оставшийся у креста, сопровождавший Спасителя даже до гроба.

Вопрос от зрителя: «Когда на Эфесском Соборе Мать Христа назвали Богородицей, то это полностью противоречило Символу веры. Это все было затеяно в угоду и по инициативе императрицы Пульхерии, которая во время пасхальной службы рвалась в алтарь, чтобы там свои порядки устанавливать. А патриарх Несторий не пустил ее, назвал ее произведением сатаны. И она отомстила ему через этот Собор, его назвали еретиком и сослали. Получается, какая цена такому Собору, тому, что на нем было принято? Это чисто политические разборки, а из Матери Христа сделали богиню по греческому образцу».

− Не совсем так все было. На Первом Соборе был принят в первой редакции Символ веры. И, конечно, была попрана ересь арианства, которая совершала хулу на Божию Матерь, хулу на Христа. Ересь страшная, которая поглотила всю Церковь. Даже многие императоры были ариане. Мало того, даже сейчас, когда уже прошло 2000 лет, эти ростки еретические иногда пробиваются. Отчего это происходит? Человек не живет духовной жизнью, у него элементарно нет любви, о которой мы сейчас говорим. Просто нет любви друг к другу. И эта вся гордость житейская являет плод какой-то распри, брани, нарушений церковных, нестроений...

− Да. Но наш зритель явно изучил историю Третьего Вселенского Собора. Интересная точка зрения, я не помню, чтобы я слышал такое про императрицу, что она принимала активное участие в этих деяниях. Все подчеркивают фигуру Кирилла Александрийского, который был очень активным участником этого Собора и борцом с несторианской ересью. Но если мы говорим о Богородице, вспоминаем Ее в контексте разговора о Иоанне Богослове, то действительно место Третьего Собора − это Эфес, город, где жила Богородица некоторое время, где жил Иоанн Богослов, где он скончался и где до сих пор его могила. Вопрос зрителя в том, имеет ли вес такой Собор, на котором было принято постановление, орос, посвященный Богородице, и в нем говорилось, что Богородица действительно родила Богочеловека Христа. В отличие от Нестория, который говорил, что Она родила человека… Кирилл Александрийский, его сторонники и в итоге Собор утвердили постановление, что Богородица родила Богочеловека Христа.

Но мы знаем, что у этого Собора была политическая подоплека, на нем были определенные споры, кипели человеческие страсти. Ходили крестные ходы в защиту Нестория, чтобы его выпустили из тюрьмы. Император своим приказом посадил в тюрьму Нестория и его сторонников; и Кирилла Александрийского арестовал, чтобы не устраивал беспорядки в городе. Если у Собора была такая серьезная политическая подоплека, имеет ли он вес, имеют ли вес его постановления относительно Богородицы? Действительно ли его постановление вероучительно для нас сегодня?

Если Церковь наша принимает этот Собор, почему мы можем сомневаться в его вероучительности? В этом даже нет никаких сомнений. И мы знаем, что это основной догмат христианства: Матерь Божия является вместилищем невместимого. Она была избранницей, ковчегом, через который Господь явил Своего Сына. И у нас нет никаких причин не доверять этому Собору.  Естественно, мы знаем, что Божия Матерь непорочная, Она вместилище Христа, Второй Ипостаси Святой Троицы, Спасителя рода человеческого.

И самое главное, конечно, чудеса, которые Она являет постоянно. Мы можем здесь много спорить об истории, соборах (а было множество разных соборов: и политических, и разбойничьих, и лжесоборов), но самое главное – это плоды, которые приносит наше христианское учение.

А плоды простые. Посмотрите, когда человек молится Матери Божией, он получает просимое, получает чудеса. И это не когда-то происходило, а происходит на наших глазах. Мне кажется, это самое главное доказательство правоты нашего христианского вероучения и того, что Собор является истинным.

– И важно то, что хоть мы и почитаем Богородицу как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим», то есть Она выше всех святых и даже ангелов, все равно для нас Она остается человеком, таким же, как и мы. Поэтому каждый из нас может если и не удостоиться такой же славы, то хотя бы приблизиться к Ее славе, и в этом наша надежда на светлую участь в Царстве Небесном.

Вопрос от Людмилы из Ростова-на-Дону: «Почему из четырех евангелистов только апостол Лука говорит о раскаявшемся разбойнике? Апостол Иоанн присутствовал при казни Иисуса Христа, но он не говорит о том, что разбойник раскаялся».

Нам нужно понимать, что Церковь не просто так дает нам четыре Евангелия. Они как некие четыре столпа, на которых держится все христианское вероучение. Евангелия не должны дублировать друг друга. Да, они описывают все происшедшие события примерно одинаково, но в них есть некие небольшие расхождения. Например, в одном Евангелии описывается, что петух прокричал два раза, а в другом три раза.

Вот и в этом случае один апостол-евангелист Лука описал раскаяние разбойника, а остальные ничего об этом не написали. Но это событие с участием разбойника не является доминантой христианского вероучения, это просто некая деталь, подтверждение того, что все это происходило в действительности.

Но многие люди все же смущаются и спрашивают, почему существуют такие разногласия. А они есть потому, что каждый евангелист – это обычный человек, и он описывает то или иное евангельское событие со своей точки зрения, со своего ракурса. Кто-то запомнил какой-то момент, кто-то его не запомнил, но для Церкви полезны все четыре описания происшедших событий.

Как для того, чтобы ночью освещать какую-то площадку, ставят по ее углам четыре прожектора (и тогда все тени исчезают), так и здесь некие прожекторы с четырех сторон освещают это событие Благую Весть, которую Господь принес на землю, но освещают несколько по-разному.

Если вы опросите свидетелей какого-то события, как все происходило, то услышите совершенно разные описания, потому что каждый человек видит все в своем преломлении, по-своему. Церковь же принимает все четыре Евангелия, потому что они дополняют друг друга. В одном Евангелии больше говорится о каком-то одном событии, в другом больше подчеркивается другое событие и так далее.

Только сейчас мы говорили о том, что Евангелие от Иоанна ассоциируется с орлом из-за высокого парения мысли в нем, у Евангелия от Луки символ лев царь зверей, символизирующий царственность Христа. Каждое Евангелие имеет какие-то свои особенности, но они подчеркивают человеческое достоинство Христа, потому что Господь был не только Богом, но Он воспринял и человеческую природу и был полноценным Человеком.

И поэтому нам не так важно знать какие-то детали, например, о разбойнике, нам важно знать доминанту спасения рода человеческого, о которой говорят нам Евангелия, а какие-то маленькие моменты не являются столь важными, поэтому каждый евангелист описывает их именно со своей точки зрения, и в этом нет ничего страшного. Наоборот, это очень хорошо.

– Кстати, в этом вопросе зритель подводит нас еще к одной интересной теме. Апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие через тридцать лет после того, как их написали другие апостолы Матфей, Марк и Лука. Считается, что он был знаком с текстами всех трех евангелистов и не писал того, что ими уже было изложено, и именно в этом уникальность его Евангелия. И здесь два вопроса. Апостолов Матфея, Марка и Луку обвиняют в том, что они чуть ли не списывали Евангелия друг у друга, а апостолу Иоанну вменяют в вину непохожесть его Евангелия на остальные, как будто он рассказывал историю совсем про другого человека. Как же можно объяснить то, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки во многом схожи, а Евангелие от Иоанна даже начинается совсем с другого и в нем нет такой привычной и устоявшейся последовательности событий, какая есть у других евангелистов? Например, Матфей начинает свое Евангелие с детства Христа, Марк с Его крещения, Лука с рождения Иоанна Предтечи, а апостол Иоанн вдруг начинает с того, что Христос приходил к Иоанну Предтече и вскоре принял крещение от него, а потом рассказывает про брак в Кане Галилейской, о чем не рассказывает ни один другой евангелист. И таких эпизодов немало.  

Первых трех евангелистов мы называем синоптиками. Это название используется еще c XVIII века, когда три Евангелия были изданы в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Четвертое же Евангелие от Иоанна отличается от этих синоптических Евангелий по стилю и содержанию.

Апостол Иоанн, видимо, знал тексты предыдущих Евангелий, и для него было важно не просто описать родословие Иисуса Христа или какие-то исторические события, но все обобщить и поставить некую важную точку, сделав акцент на Божестве Христа, и сказать, что это действительно Бог, Творец Вселенной, Вторая Ипостась Святой Троицы.

Это у него получилось, и Евангелие от Иоанна – это как бы заключительное Евангелие, которое уже не дает возможности еретикам, врагам критиковать евангельские события.  

Да. И одна из последних фраз Евангелия от Иоанна, которая, кстати, будет читаться завтра на литургии, говорит о том, что много другого сотворил еще Господь, но если писать обо всем этом, то и весь мир не смог бы вместить все написанные книги.  

– Да и бумаги не хватило бы.

– Вопрос от телезрителя: «Как нужно понимать мироточение иконы Пресвятой Богородицы? Это слезы Богородицы, потому что Она так сострадает нам в данный момент? Но в то же время миро обладает как бы защитной, целительной силой. Что же это такое миро?»

Существует два объяснения мироточения икон. С богословской точки зрения мироточение рассматривается как милость Божия, а с другой как предупреждение Божие. И во время мироточения иконы всегда встает вопрос, отчего это происходит.

– Здесь уже нужно подключать рассуждение, что происходит и какой контекст имеют происходящие события. А вообще к этим вещам нужно относиться с крайней степенью осторожности, потому что мироточение случается достаточно редко, и только Господь подает нам такие чудеса.

Святые отцы говорили, что это ни в коем случае нельзя хулить, но и не нужно делать из этого какого-то идола, то есть относиться к подобным явлениям нужно спокойно. Да, святые отцы говорят, что во всем происходящем в жизни нужно искать великий смысл, и в том же мироточении Господь нам что-то подсказывает, на что-то намекает.

Бывает, что иконы мироточат, когда идет война или когда происходят какие-то бедствия. Замироточила икона во время страшных событий так называемого августовского путча в 1991 году. Но все же к подобным событиям нужно относиться осторожно, потому что бывают случаи, когда икона, например, просто запотевает.

Недавно в нашем храме алтарники позвали меня и сказали, что на одной из икон как бы проступило миро. Я проследил траекторию движения лампадки и понял, что один алтарник неосторожно задел лампадку, и маленькая капелька маслица брызнула на икону. Я сказал об этом, мы улыбнулись и лишний раз убедились в том, что нужно осторожнее ходить по солее, стараясь не задевать лампадку.

А люди из подобного сразу же начинают раздувать чудо, и это не очень хорошо. Нужно спокойно ко всему относиться. Даже если Господь действительно подает Свое чудо, то относиться к нему нужно трезво. Лучше всего помолиться и сделать какие-то выводы, но не принимать это как некий неимоверный знак. 

Мне нравится такое мнение, что если с какой-то иконой или святыми мощами в храме происходит чудо или есть подозрение на то, что это чудо, то эту святыню нужно занести на сорок дней в алтарь и потом уже смотреть, что будет происходить. Есть и более радикальный вариант: если икона мироточит, нужно стереть с нее миро и посмотреть, замироточит ли она снова. Но это немножко тревожно – а вдруг икона больше не замироточит? А вообще что такое миро и что с ним нужно делать? Что за вещество выделяют иконы?

Миро – это благовонное масло. Конечно, мироточение это редкое чудо. Миро источает приятный запах, иногда капли его обладают целительными свойствами, им помазывают различные части тела.  

– Мы помним, какой ужасной смертью умер Иоанн Богослов. По его собственному требованию ученики похоронили его живым, накинув ему на голову полотно и засыпав могилу песком. На следующий день, не выдержав ужаса произошедшего, они решили откопать его, но в могиле его не оказалось, и это до сих пор вызывает массу вопросов. Говорят, что в день памяти Иоанна Богослова на его могиле выделяется некий розовый прах неизвестная субстанция непонятного происхождения и состава. Господь сказал Петру про апостола Иоанна: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Если Иоанн Богослов умер, где же его тело? Если же он не умер, то где он находится и что вообще произошло в момент его погребения?

Где он находится, мы знаем – он находится с Господом. Господь творил такие чудеса. Мы знаем, что и Матерь Божия тоже была взята на небо.  

Но Она умерла, и Ее похоронили.

– Да, Ее похоронили, а Иоанна Богослова закопали живым, и произошло такое чудо. Правда, ученики пришли, раскопали могилу и ничего там не обнаружили. Такие случаи были и в ветхозаветные времена пророк Илия живым был взят на небо. То есть такой прецедент есть в Священном Писании. Но самое интересное это тонкий розовый прах, имеющий целительную силу, и это как бы доказательство того, что Господь действительно через апостола подает людям Свою благодать.

Да. В Ветхом Завете говорится, что праведник Енох за свою праведную жизнь тоже был взят на небо живым. Существует пророчество или просто поверье, что в последние времена Енох, Илия и Иоанн Богослов снова окажутся на земле и будут проповедовать людям о последних временах. Как Вы к этому относитесь? И как вообще к этому следует относиться?

Как Господь даст, так и будет. Конечно, мы ждем Второго Пришествия Христа, а в какой форме оно будет, как говорится, не нашего ума дело. У нас есть пророчества, есть какие-то святоотеческие обетования, есть Священное Писание. Я думаю, что нам нужно ориентироваться именно на эти непреложные вещи.

А кто придет на землю Енох, или пророк Илия, или Иоанн Креститель, это по большому счету не имеет первостепенной важности. Нам надо понимать главное – что придет Сам Господь. А мы все время хотим предвосхитить события что-то угадать, узнать какие-то предсказания.

– Наверное, потому, что мы хотим спрогнозировать наше будущее.

– Да. Нам обязательно хочется узнать будущее. А ведь Господь все время говорил ученикам не заглядывать в будущее. Отец Димитрий Смирнов считал, что попытки заглядывать в будущее это большая дерзость и даже наглость. В Евангелии четко сказано, что и ангелы не знают будущего, а у нас полно всяких предсказателей, гадалок, волхвов, колдунов.

Есть у нас Священное Писание, святоотеческое Предание Церкви, есть признаки Второго Пришествия Христа и конца света, и, основываясь на них, нам и нужно ждать Второго Пришествия Христова, подготавливая для этого сердце и душу.

В пасхальную ночь мы слышали первые слова Евангелия от Иоанна, слышали первые слова Книги Деяний, как ученики спрашивали Христа, не сейчас ли уже придет Его Царство, а Он им несколько грубовато ответил: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. И ответил так Христос Своим ближайшим ученикам, которые вместе с Ним прошли через всю Его жизнь, через Его смерть и воскресение. Казалось бы, что еще нужно, чтобы пришло уже Царство Небесное? А оказывается, нужно что-то еще. А как нам относиться к пророчествам и предсказаниям почитаемых старцев, обладавших даром прозорливости, которые принимаются Православной Церковью, не лжехристов, лжепророков или самозванцев, если в Евангелии Христос прямо говорит о том, что не наше дело все это знать?  

Здесь нужно смотреть в корень, на то, для чего нам нужно знать пророчества и предсказания того или иного святого старца или священника. Если из простого любопытства, то ни к чему хорошему это не приведет. Если эти предсказания имеют характер предостережений, то нам нужно быть осторожнее. Предсказания могут способствовать и исцелению человека, чтобы он встал на путь правильной духовной жизни и перестал творить грех.

Но скажу вам честно, что предсказания доступны любому более-менее здравомыслящему человеку, знакомому со Священным Писанием и общепризнанной христианской литературой. То есть каждый человек может в какой-то степени быть предсказателем, прозорливцем.

Можно посмотреть на человека и, даже не зная его, многое понять о нем по его глазам, одежде, поведению. Если человек неряшливо одет, если он извергает сквернословие из уст своих, естественно, от такого человека не стоит ждать ничего доброго, никаких добрых плодов.

А если от человека исходит доброта, любовь, готовность прийти на помощь, если ты видишь, что этот человек христианин, пытающийся в жизни своей исполнять евангельские заповеди, и Дух Святой пребывает с ним, то не нужно быть прозорливцем, чтобы сказать: от этого человека будут добрые плоды. И если дружить, общаться с таким человеком, то тебя тоже будет ждать добро.

На каком-то микроуровне мы сами можем предсказывать какие-то вещи, как можем мы предсказывать, скажем, погоду. Вот идет туча, и, естественно, мы знаем, что пойдет дождь. Если вечером солнышко уходит в тучку завтра будет плохая погода. Если мы наблюдаем такие простейшие физические моменты, это вовсе не говорит о том, что мы колдуны или предсказатели. Это обычные физические предсказания.

Точно так же по лицу человека можно предсказать дальнейшие его действия. Если лицо у человека злое и в руках у него топор, или человек пьяный, или похож на бесноватого, то лучше с ним не связываться, потому что нетрудно догадаться, что будет дальше. Старцы, имевшие огромнейший духовный опыт, порой действительно видели человека насквозь и могли ему помочь.

Если какие-то предсказания приводят к добрым плодам, если они помогают человеку исправиться, то, конечно, нужно стараться к ним прислушиваться. Хотя, знаете, были случаи, когда и досточтимые старцы ошибались, и святые отцы, канонизированные Церковью, противоречили друг другу. Мы знаем их имена, любим их и молимся им, но порой один из них говорит одно, а другой совершенно противоположное.

Церковь учит нас, что есть некий стык этих вероучительных моментов, так называемое «согласие отцов» (Сonsensus partum), что мы должны считать несомненным, верным и непререкаемым.  

– Сейчас в этой теме наиболее острый вопрос о новомучениках. Среди них есть новомученики 2030-х годов прошлого века, канонизированные Русской Православной Церковью, предстоятелем которой был митрополит Петр. Затем его обязанности исполнял митрополит Сергий (Страгородский), 80-летие со дня кончины которого мы недавно вспоминали. Был ряд течений, которые отказались принять Декларацию патриарха Сергия, например, митрополит Кирилл (Смирнов) и другие, но Церковь все равно прославила этих новомучеников, пострадавших за веру, за Христа. Вопрос соотношения этих их взглядов до сих пор остается открытым, и о нем мы сейчас говорить не будем. Но вот на что я хотел бы обратить внимание. Мне кажется, что видение того, что представляет собой человек, доступно священникам, которые с почитанием,  трепетом служат литургию, изучают Писание и постоянно совершенствуются, и это доступно даже простым благочестивым людям. А вот для того, чтобы правильно помочь человеку, мне кажется, нужен необычный, совершенно уникальный талант, ведь даже если ты понимаешь человека, понимаешь его внутренний мир, этот талант можно направить ко злу, к погибели человека и вообще куда угодно, неправильно попытавшись ему помочь. Как же научиться правильно помогать людям?

Здесь прежде всего нужна осторожность. Конечно же, нужно прибегать к молитве, потому что часто не священник помогает, а Господь, и священнику нужно просто не мешать Богу делать добрые дела и осторожно относиться к ситуации, которая происходит с человеком.

Порой люди задают вопросы, на которые нет ответов, и приходится говорить им: «Давайте помолимся, и Господь все разрешит». А через месяц человек приходит и говорит: «Батюшка, большое Вам спасибо. У меня все очень хорошо сложилось».

Таких случав у меня было очень много, и, конечно, это не заслуга священника. Нам просто нужно было не мешать Господу, помолиться, и Господь подавал Свою волю человеку и помогал ему выйти на ровную дорожку к солнышку. А когда мы начинаем присваивать себе какие-то заслуги, то спотыкаемся и падаем в болото. 

– Апостола Иоанна Богослова, память которого начали праздновать сегодня вечером, мы называем апостолом любви. Благодаря его текстам, текстам других евангелистов и апостолов мы понимаем, что основа христианской любви это жертвенность. В эти пасхальные дни мы вспоминаем события не только воскресения Христова, но и Его распятия, когда Христос принес Себя в жертву за все человечество, за грехи всего мира. И мы причащаемся этой жертвы, чтобы и нам освободиться от власти греха, а затем и от смерти и оказаться вместе с Богом в Царстве Небесном. Но почему именно жертвенность? И как теперь нам воплощать в жизни эту жертвенную любовь, особенно в обычных житейских ситуациях на работе, в учебе, в семье? Как подражать этой жертвенной любви Христа?

– Вы действительно правы, Господь учит нас жертвенной любви на Своем примере. Как говорят святые отцы, для этого прежде всего нам нужно научиться немножко себя обрезать, обрезать свое сердце, уменьшить свои хотения. А нам хочется и одного, и другого, и третьего.

Мы эгоистичны, не хотим считаться с обществом, с ближними, но в результате бумеранг возвращается к нам, и мы оказываемся в глубоком проигрыше и, как правило, в одиночестве. Если человек эгоист, от него отворачиваются все. Если же человек старается жертвовать своим самолюбием, какими-то своими нескончаемыми безумными желаниями, то Господь подает ему великую Свою благодать, дает радость на сердце.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Когда я кого-нибудь осуждаю или начинаю продвигать свою волю, я чувствую, что у меня замыкается сердце и в нем не остается пространства. Но когда я каюсь, стараюсь сделать ближнему что-то хорошее, пытаюсь смириться и отдать себя в жертву, Господь раздвигает передо мной пространство, и мне становится очень хорошо. Ко мне приходит свет, Божественное солнышко». Нам нужно знать и соблюдать этот духовный закон.

Многие люди говорят: «Я не люблю получать подарки, я люблю подарки дарить». Вот человек делает кому-то приятное – что-то дарит, и на сердце у него становится радостно, и для него действительно открывается пространство. А когда подарки дарят ему, это как-то неинтересно.

Наша жертва, наш подарок обществу, ближнему – суметь себя смирить. Смирение прекрасное христианское качество. Когда мы смиряемся, люди начинают к нам тянуться, они видят, что мы не преследуем каких-то своих целей, и в сердце нашем появляется радость. Если мы научимся соблюдать этот духовный закон, то Господь десятикратно воздаст нам уже в этой жизни.

Это же касается и трудов во славу Божию. Мы ленивы, нам все время хочется отдохнуть, полежать, но когда Господь призывает нас встать и мы, превозмогая себя, начинаем что-то делать, то потом наблюдаем интересное явление Господь делает нам навстречу десять шагов. Я постоянно наблюдаю это в церковной жизни, и это потрясающе. Поэтому нам нужно смирять себя, свои желания, превозмогать свою усталость, гордыню, и в душе сразу наступит гармония.

Думаю, это прекрасное напутствие для всех нас, и мне остается только поздравить всех с наступающим праздником апостола-евангелиста Иоанна Богослова и с продолжающимися пасхальными днями.  

Ведущий Александр Черепенин, диакон

Записали Полина Митрофанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать