Беседы с батюшкой. Апостол Петр

11 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Андроник (Пантак).

– Сегодня мы собрались не случайно. Завтра наша Церковь, весь православный мир отмечают праздник святых апостолов Петра и Павла. Первый вопрос: почему этот праздник так важен, почему он великий, почему ему предшествует пост (в этом году он выдался достаточно большой)? В чем важность этого праздника?

– Праздник Петра и Павла действительно относится к четырем великим праздникам. Правда, у нас в России есть еще один великий праздник – Покров Божией Матери. Перед днем Петра и Павла установлен пост. У многих верующих людей возникает вопрос даже не столько о значении праздника, сколько о значении этого поста, потому что три остальные поста – перед Пасхой (Великий), перед Рождеством и перед Успением. Рождество и Успение – двунадесятые праздники, Воскресение Христово – Праздник праздников. А здесь праздник Петра и Павла, который даже не относится к двунадесятым. Но для христианской Церкви память святых апостолов Петра и Павла имела такое важное значение, что для подготовки к этому празднику было выделено специальное время.

Этот пост появился, судя по всему, в конце IV – V веке, потому что апостольский пост упоминает, например, Иоанн Постник (это патриарх V века). В это время он уже пишет о том, что апостольский пост подобен Рождественскому. Скорее всего этот пост был менее продолжительный, чем сейчас, где-то семь-десять дней. Впоследствии он начал расширяться. Сейчас мы начинаем этот пост через неделю после Пятидесятницы. В этом есть еще один смысл: такое постное время перед праздником Петра и Павла – это еще и пост после Пятидесятницы. То есть мы с Пасхи до Пятидесятницы радовались, праздновали; естественно, перед Пятидесятницей устанавливать пост невозможно и нелогично, но после Пятидесятницы, то есть в память о сошествии Святого Духа и в благодарность Богу за это великое благодеяние Церкви можно установить пост. Судя по всему, совместилась эта идея поста после сошествия Святого Духа и поста перед праздником Петра и Павла.

А праздник действительно имеет большое значение для всей христианской Церкви, потому что эти два апостола даже среди ближайших учеников Христовых выделяются особенным образом. Это два человека, о которых мы больше всего знаем из Священного Писания. Помимо них, наверное, только об Иоанне Богослове мы знаем достаточно много. Плюс ко всему эти два апостола были деятельными учителями Церкви, после них остались в том числе послания, у нас есть Соборное послание апостола Петра и четырнадцать посланий апостола Павла. Но о роли и значении этих апостолов можно говорить очень много.

В основном важно сказать, что апостол Петр был предводителем, или старшим по уважению, первым среди равных апостолов, которые были со Христом. Он много потрудился в обращении бывших иудеев. А апостол Павел был человеком, который много потрудился для обращения язычников и много сделал для того, чтобы апостольская община вышла на проповедь из своей привычной культурной иудейской среды к язычникам – людям, которых апостолы знали плохо. Их культура во многом апостолов удивляла, потому что во многих языческих верованиях, в языческом образе жизни было, с одной стороны, стремление к каким-то добродетелям, а с другой стороны – были абсолютно жуткие пороки, которые становились чем-то совершенно нормальным для людей. То есть эти два апостола как бы два флагмана. Апостол Петр больше потрудился вначале для обращения иудеев, а апостол Павел сделал много для обращения язычников. Поэтому, кстати, апостола Павла часто называют апостолом язычников. Соответственно, из-за того что эти два апостола были такими деятельными, передовыми в апостольской общине, церковная память о них тоже отличается особенной теплотой, уважением. Ради них  отдельно установлен этот праздник Петра и Павла.

– Давайте разберем личности апостолов по отдельности. Думаю, это будет очень интересно. Вспомним Писание; может быть, это будет интересно в более свободной форме, не так, как мы это слышим в храме или в какой-то поучительной беседе. Наверное, начнем с апостола Петра: его личность, труды, деятельность.

– Про апостола Петра мы узнаем из Евангелия, потому что апостол Петр был практически с самого начала призвания апостолов со Христом. О подробностях его призвания мы узнаем из Евангелия от Иоанна. Очень интересный рассказ, как Господь сначала призывает апостола Андрея и Иоанна Богослова. Они, будучи учениками Иоанна Крестителя, узнают, Кто такой Христос. Иоанн Креститель указывает на Него, говорит: Его слушайте. Они узнают и понимают, что это Тот Самый Спаситель, Мессия, Который пришел, чтобы спасти человечество. И вот апостол Андрей, которого мы так и называем – Первозванным, приходит к своему брату Симону и говорит: мы нашли Мессию.

А что для того времени значит сказать «мы нашли Мессию»? Это сложно себе представить, потому что столько тысяч лет люди живут в состоянии Ветхого Завета, в состоянии, когда грех, произошедший некогда в раю, наследует людям такие последствия, которые их полностью отрывают от Бога. Проблема первородного греха Адама и Евы, с которым мы все рождаемся, – то, что человек оторван от Бога, от божественной жизни, которая может в человека поступать только от Бога. У человека не работает дух, и божественная жизнь не может проникать внутрь его. Поэтому в Ветхом Завете все люди, в том числе праведные, сходили в долину плача, в ад. Если даже для праведников там не было особых мучений, все равно люди томились в аду, ожидая пришествия Спасителя, Который исправит всю эту ситуацию. И вот много сотен, тысяч лет люди ждут этого Спасителя, Которого Господь обещал еще Еве. И представьте, приходит к Симону брат и говорит: «Мы нашли Его, вот Он, Тот Самый, Который пришел спасти человечество!»

Естественно, апостол, будущий Петр (тогда его зовут еще Симон) хочет посмотреть, Кто это. Когда апостол Андрей приводит его ко Христу, Господь говорит Петру: «Ты Симон, сын Ионин». То есть, во-первых, Он, с порога встречая его, говорит, кто он и чей сын. Естественно, это удивляет, потому что они до этого не встречались. И Христос говорит, что он наречется Кифа, что значит «камень» (или по-гречески Петр, «петрос»). В русском языке – Петр. Петр – значит «камень». Здесь Господь сразу указал на главную черту характера Симона, указал на его твердость, постоянство. В Священном Писании мы это увидим неоднократно. Апостол Петр как раз показывает добродетель веры как доверие Богу, как уверенность в том, что Господь не может отступить, не может сделать человеку плохо. Это вера Христу, когда Господь его с Собой берет при воскрешении дочери Иаира, при преображении на Фаворе, при молитве в Гефсиманском саду. Происходит такая встреча.

Впоследствии апостол Петр становится одним из ближайших учеников Христа. Есть такое распространенное заблуждение (его можно иногда даже услышать в речи наших православных людей, когда они не особо задумываются о том, что говорят), будто у Христа было мало последователей. Двенадцать человек – и все. На самом деле мы видим, что Господь призвал двенадцать апостолов, потом еще семьдесят, а потом при Его вознесении было около пятисот человек. Кроме того, вспомним насыщение  пяти тысяч пятью хлебами и так далее. Но среди этих людей было двенадцать ближайших, двенадцать людей, которых Сам Господь избрал для того, чтобы им открывать тайны Царствия Божия. И об апостоле Петре мы в Евангелии еще несколько раз услышим.

Наверное, один из интереснейших моментов, самых известных, который присутствует и на живописных полотнах, – это та ночь, когда Господь идет к Своим ученикам по морю и апостол Петр хочет к Нему пойти. Господь ему велит идти по воде. В какой-то момент апостол Петр начинает тонуть. И тогда он обращается к Спасителю, просит его спасти. Спаситель протягивает Свою руку и вытягивает апостола из морской пучины. В этой истории удивительно даже не то, что апостол Петр ходит по воде, потому что для Христа творить чудеса было нормально (чудеса и до сих пор – неотъемлемая часть христианской жизни), и даже не то, что апостол Петр начал тонуть, ведь многие делают акцент именно на том, что Петр усомнился, допустил  маловерие и начал тонуть... Отсюда делается вывод, как плохо быть маловерным. Конечно, мысль…

– …отчасти имеет место.

– Имеет место, может в каком-то контексте помочь человеку, но при неправильном ее развитии она приводит к унынию.

– Как же тогда правильно?

– Мало кто обращает внимание на то, что сделал апостол Петр в момент, когда начал тонуть. Мы все время от времени начинаем тонуть в житейских обстоятельствах, в вопросах своей веры. И некоторые начинают делать из этого трагедию. Когда говорят, что апостол Петр усомнился  и начал тонуть, заостряют на этом внимание. Вот у меня маловерие, у меня в жизни столько суеты, столько проблем, все плохо, что мне делать? Отсюда маловерие, сомнение, уныние, проблемы с духовной жизнью. Но что делает апостол Петр, когда начинает тонуть? Он дает нам всем очень яркий пример правильного сознания. Он сразу обращается ко Христу. Он не пытается выкарабкаться своими силами, не пытается найти силы в себе, найти кого-то еще или плыть к лодке. Он обращается ко Христу. И тогда Спаситель сразу протягивает ему Свою руку.

Это действительно удивительный рассказ, потому что в Евангелие, как мы знаем, вошли не все случаи, произошедшие с апостолами, далеко не все чудеса Спасителя. Но именно эта история рассказывает о человеке, который в своей голове имеет желание в случае наступления тяжелого времени, искушения, когда он начинает тонуть, сразу же обратиться ко Христу. Это обращение ко Христу во всех сложных жизненных ситуациях, когда мы сразу к Нему обращаемся, действительно помогает нам, потому что дает право Спасителю протянуть Свою руку. По большому счету, Он и стоит с протянутой рукой, но мы ее почему-то не берем. У нас часто не возникает понимания, что в любой жизненной ситуации сначала нужно помолиться. Мы все православные, все понимаем, что молитва – это хорошо, это нужно. Мы сами можем рассказать о пользе молитвы, но в случае, когда начинаем тонуть, почему-то не всегда вспоминаем, что первое наше христианское оружие – это обращение ко Христу.

– Нет, мы жалеем себя.

– Естественно.

– Жалуемся на других.

– Жалуемся.

– Сглазили нас… На себя жалуемся.

– На обстоятельства жизни. Спрашиваем, что нам делать. В этой ситуации, когда общаешься с человеком, очень сложно ему сказать, что надо помолиться, потому что некоторые воспринимают это так, будто батюшка пытается от него отделаться. Ты, мол, молись, смиряйся, и все будет хорошо. А ведь на самом деле молитва – это очень важное оружие христианина, очень важный инструмент. Поэтому нужно сразу же его использовать, когда  понимаешь, что начались проблемы, что начал тонуть. И здесь Спаситель Сам протянет  руку и вытащит из пучины проблем. Действительно, удивительная история.

Кроме того, что еще мы видим в Евангелии? Один из самых ярких моментов – это исповедание апостола Петра. В чем особенность этого исповедания? Когда Христос спрашивает, за кого Его почитают люди, апостолы отвечают: за Илию (который должен прийти перед Мессией), за Иеремию, за одного из других пророков, которые пришли на  землю, за нового пророка. Кто-то – за Иоанна Крестителя, которого к этому моменту уже убили в темнице. Спаситель спрашивает: «А вы за кого Меня почитаете?» И здесь апостол Петр говорит очень важные слова: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Господь ему отвечает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что тебе открыли это не плоть и кровь, не другие люди, а Сам Отец Небесный».

В чем уникальность исповедания апостола Петра? Мы видим, что Христа в Евангелии Сыном Божиим называют неоднократно, даже бесы. Они говорили: мы знаем, Кто Ты, Сын Божий, Святый Божий. Или люди, над которыми совершено исцеление или чудотворение Спасителя, говорят: «Воистину Человек сей есть Сын Божий».

Здесь же апостол Петр говорит: «Ты Сын Бога Живого». И Господь отвечает: «Вот, это сказал ты по воле Отца Небесного, сказал это действием Божиим». В чем разница? В том, что просто сказать о человеке, что он Сын Божий, в то время значило сказать, что он праведник или пророк. Поэтому исцеленные люди говорили: «Воистину Человек сей есть Сын Божий». То есть воистину это Праведник, Чудотворец, Человек, творящий чудеса силой Божией. Но апостол Петр говорит не просто «Ты Сын Божий», он говорит: «Ты Сын Бога Живого». Если мне не изменяет память, в греческом тексте должен стоят определенный артикль, то есть не просто Сын, а конкретно – единственный Сын. Эта фраза «Ты Сын Бога Живого» говорит о Христе не просто как об одном из праведников, а как о единственном Сыне в своем роде.

– То есть как о Божестве.

– Да. Конечно, апостол Петр не до конца понимает, что он говорит. Если бы он до конца понимал, что говорит, то потом не сомневался бы так во время крестных страданий Спасителя, не пугался настолько сильно. Христос указывает, что это Петру открыл Отец Небесный. То есть апостол Петр это сказал не своим умом, не своим знанием. А что ему позволило так сказать? Почему вообще произошло это откровение? А оно произошло из-за его постоянства в вере. Это постоянство в доверии Богу позволяет Богу действовать через человека. Апостол Петр имел такую твердую веру, такое постоянство в доверии к Богу, ко Христу, что Господь смог через него сказать то, чего апостол сам до конца не понимал.

Такие откровения происходили неоднократно в истории Священного Писания, истории Церкви, когда Господь что-то открывает через человека.  Кстати, даже до сих пор бывает так, что Господь через священника на исповеди что-то открывает; священник сам не понимает, что он сказал, а человеку это попадает в самое сердце, потому что священник зачастую не знает ни ситуации человека, ни его характера, особенно в больших приходах, где человек исповедуется не всегда у одного священника.

– Много через него людей проходит, да.

– Бывает, приехал человек из другого города, тут батюшка сказал – и такое ощущение, что он досконально знает всю ситуацию. Кстати, поэтому не стоит нагружать священника на исповеди подробностями своей личной жизни, своих родственников до седьмого колена. Потому что, если мы доверяем Богу, Господь через священника нужное откроет.

– Нужно помолиться перед исповедью, чтобы Господь помог священнику помочь тебе.

– Да, то есть это зависит не только от батюшки, духовный батюшка или нет. Мол, если батюшка духовный – значит, он сейчас все откроет.

– Только ждать эффекта осталось.

– Да. А ведь такая прозорливость – это не свойство человека. Прозорливость – это действие Божие, просто прозорливый человек – тот человек, который живет праведно и позволяет Богу через себя действовать таким образом. Но даже прозорливый старец, если Господь ему не открывает, ничего не сможет сказать. А бывает  батюшка, у которого только усы появились, его вчера рукоположили, а он поставлен на исповедь… Если человек, идя на исповедь, молится, он через этого священника может получить удивительное откровение Божие. Это происходит в том случае, если у человека есть твердая вера, есть доверие Богу, что Бог через священника об этом расскажет.

А то получается так. Мы думаем, как нам поступить, что делать; приходя на исповедь, начинаем рассказывать: батюшка, согрешила, а вот сын у меня, а вот у сына дочь, а еще жена, а у жены есть отец… Многократно пытаюсь человеку объяснить, что не в этом смысл исповеди. И даже если вы имеете какие-то проблемы, нужно доверие Богу, что Господь Сам может все открыть, без всех этих подробностей.

И мы видим, что апостол Петр действительно говорит то, чего не понимает. Так же и священник на исповеди может что-то сказать и не понять, что он сказал что-то важное для исповедующегося. Но если у исповедника есть твердая вера, доверие Богу, что Господь может это сделать, то мы создаем для Бога такие условия, когда Он сможет послать какое-то откровение. Но это исповедание апостола Петра стало очень важным и для всей Церкви. Господь не просто говорит о том, что это Отец ему открыл, но говорит: «Ты Симон, и ты наречешься Петр, потому что на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». На каком камне Господь создает Свою Церковь? Сам апостол Петр в своем Соборном послании говорит: камень же есть Христос. Понятно, что Церковь созидается на Самом Христе, но каким образом? На вере во Христа. И вот апостол Петр эту веру во Христа исповедовал, даже не до конца понимая, какую веру он исповедует – веру во Христа как в Сына Божьего. Он это сказал Духом Божиим. Но эта вера во Христа как в Сына Божьего –основание всей христианской Церкви. С этой фразой связано некоторое количество манипуляций, неправильных пониманий, потому что в западной христианской традиции, к сожалению…

– …целое богословие…

– Да, сформировалось не совсем правильное мнение о том, что «ты Петр» говорится Петру не потому, что Христос отмечает его исповедание, а потому, что Петр сам по себе такой важный человек и именно на его личности создается Церковь Христа. Отсюда представление. Например, святитель Лев Великий уже в своих трудах представляет себе, что Церковь созидается на Христе, а вот на Христе стоит камень апостола Петра, а на камне апостола Петра стоит камень римского епископа, а там уже вырастает все остальное тело, здание Церкви.

Если мы посмотрим на толкование этого евангельского текста и даже на толкования западных отцов, например Августина Блаженного,  увидим, что ни один из них не говорит, что основанием Церкви является апостол Петр. Все они единогласно говорят, что Церковь основана на вере апостола Петра, то есть на вере во Христа как в Сына Божьего. То есть не на вере лично апостола Петра, а на том исповедании, о котором он сказал. Эта фраза «ты Петр, и на этом камне воздвигну Церковь Мою» обращена не к самому Петру, а к тому, что он сказал. Если говорить об апостоле Петре как об основе Церкви, отсюда рождается представление, что преемник апостола Петра – римский епископ, что он самый важный и на нем, собственно, должна основываться Церковь. Всегда нужно все согласовывать с ним, он имеет право вмешиваться в любые церковные процессы и так далее. То есть такой первосвященник.

– Собственно, последствия мы пожинаем до сих пор – разорение Церкви…

– В православии все представители Церквей, хотя и имеют некоторый диптих, то есть последовательность поминовения, равны между собой. И внутри каждой Церкви предстоятель – первый среди равных. Патриарх, или митрополит, возглавляющий Церковь, или архиепископ – это не исключительная личность с особыми харизматическими дарованиями. Это епископ, которого избрали на особое служение, причем он не имеет власти распоряжаться церковной жизнью. Например, Патриарх Московский – правящий епископ Москвы. А Церковью управляет собор – Поместный собор, Архиерейский собор, есть Синод как собор епископов. Но не лично Патриарх управляет Церковью.

В католической доктрине Церковью управляет лично папа Римский. Он имеет особые харизматические дарования. Отсюда выросло представление о вероучительной непогрешимости римского епископа; о том, что если он говорит с кафедры, то есть в официальной церковной обстановке, обращается к пастве по вопросам вероучения или нравственности, то он непогрешим. Этот догмат действительно нужно понимать правильно, потому что некоторые считают, что Католическая Церковь догматизирует все слова римских пап. На самом деле это не так. Только если папа говорит в обстановке, как говорится по-латыни, «экс-катедра» (то есть с кафедры, по вопросам вероучения и нравственности, это происходит в церковном формате), тогда он становится непогрешимым. Но Католическая Церковь сейчас указывает на то, что здесь должны быть особые заявления («сейчас будет сказана истина в высшей инстанции»).

В православии такого быть не может, потому что ни один человек не может быть догматически непогрешимым всегда. Мы видим это на примере апостола Петра, потому что в этот момент он исповедует веру во Христа как в Сына Божьего, до чего головой додуматься не мог тогда никто из апостолов, а потом, после Тайной Вечери, он отрекается от Христа. То есть если бы апостол Петр был настолько же непогрешим, то он бы не отрекся. Допустим, можно говорить, что потом, после того как он вернулся, он стал уже таким основанием, но Евангелие не дает такого предположения, что камнем основания Церкви является апостол Петр. И более того, сам апостол Петр говорит: камень, на котором основывается Церковь, есть Христос.

Это исповедание апостола Петра очень важно, потому что и для апостола Иоанна Богослова, и для апостола Павла, и для многих других мужей апостольских это очень важный критерий человека, который находится в Духе Божием. Они говорят: если дух, который в человеке, исповедует Христа, пришедшего во плоти, как говорит Иоанн Богослов, это не дух антихриста. То есть дух противления, дух демонский не может смириться с тем, что Христос пришел во плоти. Или когда человек говорит про Христа, но говорит про Него не как про Бога во плоти, а как про великого учителя нравственности; или про Бога, но не пришедшего во плоти человеческой, а пришедшего в призрачном образе... Или говорится о том, что Божество поглотило человечество или человечество поглотило Божество.

То есть когда человек не исповедует Бога, пришедшего во плоти, это дух антихриста. Критерий отличия человека с духом противления и человека, с которым можно поговорить, даже если он заблуждается, мы находим в исповедании апостола Петра, то есть в исповедании Христа Сыном Божиим.

Еще один яркий момент евангельской истории, связанный с апостолом Петром, – конечно, его слова на Тайной Вечере, его отречение и последующее возвращение в чин апостола. На Тайной Вечере Господь говорит ученикам: «Все вы отречетесь от Меня в эту ночь». Апостол Петр по своей горячности говорит: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь ни за что». Господь говорит ему: «Истинно говорю тебе, Петр, что не пропоет петух дважды, как ты трижды отречешься от Меня». Причем точная передача слов Христа содержится в Евангелии апостола Марка. А апостол Марк записывал свое Евангелие со слов апостола Петра. То есть это то, что апостол Петр сам помнил. «Прежде чем петух пропоет дважды, ты трижды отречешься от Меня». Апостол Петр повторял: «Нет, все отрекутся, а я не отрекусь». И вот сразу после Тайной Вечери Христа берут под стражу, апостол Петр сгоряча отрубает ухо рабу первосвященника.

– Известные события.

– Да, Спаситель исцеляет этого раба. Петр приходит в дом, где срочно собирается ночью Синедрион. Петр находится во дворе, садится у костра вместе со слугами. Когда разные слуги его спрашивают, он трижды говорит: «Я этого Человека не знаю». Когда он в третий раз это сказал, второй раз прокричал петух. Апостол Петр понял, осознал, заплакал. Есть церковное предание, что у апостола Петра все время были красные глаза, потому что каждое утро, когда он слышал крик петуха, он вспоминал, что некогда отрекся от Спасителя, и начинал плакать. После этого троекратного отречения происходит крестная смерть Христа, Его воскресение. Мы видим, что когда Мария Магдалина приходит с другими мироносицами и говорит: «Вот, мы не нашли Его тело, Его нет во гробе», первыми, кто бежит ко гробу, были Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, и апостол Петр. Причем Петр был постарше Иоанна, поэтому Иоанн прибежал быстрее Петра. Они вместе зашли в гробницу. Тогда апостол Петр увидел двух ангелов, которые сидели с двух сторон у места, где лежало тело Христа, и увидели лежащие погребальные пелены.

Проходит немного времени, и Господь начинает являться ученикам. Причем очень интересно, что апостол Петр не входит в число одиннадцати оставшихся учеников, потому что Господь говорит Марии Магдалине: «Скажи Моим ученикам и Петру». Очень интересный момент в Евангелии. Петр же себя добровольно отчислил из числа ближайших учеников Христа. Господь говорит: «Скажи ученикам Моим и Петру». Петр, конечно же, переживает, ждет, когда у него появится возможность поговорить со Спасителем, как-то попросить прощения, уладить эту ситуацию. И тут Господь является ученикам во время, когда они рыбачат на Галилейском море. Апостол Иоанн Богослов узнает Христа с берега и говорит: «Вот Господь!» Что делает апостол Петр? Он препоясывается своей одеждой, бросается в море и плывет, пытаясь обогнать лодку, навстречу Христу. То есть мы видим это горячее стремление к Спасителю.

Уже на берегу состоялся очень интересный разговор, в котором Господь трижды спрашивает апостола Петра: «Любишь ли ты Меня?» В нашем русском тексте разговор достаточно банальный: «Любишь Меня?»  – «Люблю Тебя». – «Любишь Меня?» – «Люблю Тебя». – «Любишь Меня?» – И в третий раз апостол Петр огорчился, но сказал «люблю». Но если мы обратимся к греческому тексту Евангелия, увидим, что разговор-то был более интересный. Господь сначала спрашивает апостола Петра: «Любишь ли ты Меня больше, чем они?» Это мы тоже в русском тексте Евангелия видим. А почему «больше, чем они»? Потому что на Тайной Вечере апостол Петр говорил: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь».

И в греческом тексте Евангелия используются два разные слова «любовь» – как чувство к человеку (уважение, расположение) и любовь как деятельность (дело). «Филия» – это чувство, «агапе» обозначает деятельную любовь, дела любви. Господь здесь говорит именно о делах любви, о деятельной любви. «Любишь ли Меня больше, чем они?» – подразумевает, готов ли ты сделать больше, чем они, ради Меня. Апостол Петр не находит в себе сил, чтобы согласиться на такую постановку вопроса, и говорит: «Господи, я Тебя люблю». Но использует совсем другое слово – «я к Тебе расположен». Он вообще не отвечает на вопрос Христа, совершенно. Здесь видно смирение Спасителя, Который не пытается его заставить все-таки ответить на вопрос, «дожать». Он говорит: «Ладно, паси овец Моих». То есть дает ему направление деятельности, в котором он сможет проявить эту деятельную любовь.

Второй раз Он уже спрашивает без приставки «больше, чем они». Он спрашивает «любишь ли Меня?», но использует опять слово «агапе», которое обозначает деятельную любовь. Готов ли ты, любя Меня, что-то делать, иными словами. Здесь апостол Петр опять не находит в себе силы засвидетельствовать готовность в делании. Поэтому опять говорит: Господи, я к Тебе расположен. «Я Тебя люблю» – в смысле «Ты мне нравишься, я к Тебе расположен». Опять Господь смиряется, опять говорит: паси овец Моих.

И в третий раз Христос спрашивает: «Любишь ли Меня?» И апостол Петр огорчается не потому, что это третий раз, а потому, что Господь использует уже другое слово. То есть апостол Петр дважды сказал: «Я к Тебе расположен». И Господь уже не требует от него деятельной любви. Он использует слово «филия». Другими словами, Он говорит: засвидетельствуй хотя бы, что ты ко Мне расположен. И тогда Петр огорчился, что Господь использует уже не «агапе», обозначающее деятельную любовь. Он огорчается, что Господь уже не находит его способным к этому. Поэтому Петр с грустью, но все равно не находит в себе силы засвидетельствовать свою деятельную любовь и повторяет: «Да, я к Тебе расположен».

Совершенно меняется смысл евангельского текста, потому что это не троекратное возвращение апостола Петра – это возвращение апостола Петра Христом в чин апостола. Потому что Петр сделал не просто что-то противоположное своему отречению, а трижды еще раз не нашел в себе внутренних сил для того, чтобы засвидетельствовать свою деятельную любовь, готовность это делать. Поэтому Господь ему и говорит: сейчас ты ходишь куда хочешь, а потом тебя другие поведут куда не хочешь, препояшут и поведут. Если в тебе есть такое расположение, но нет готовности что-то делать, тебе другие помогут и заставят, поведут.

Это очень интересный евангельский момент, который говорит и о самом апостоле Петре, и о взаимоотношениях со Христом. Кстати, не случайно апостол Петр здесь смотрит в сторону Иоанна Богослова, потому что в евангельской стихире, которую мы слышим в воскресенье, когда читается это воскресное чтение на всенощном бдении, говорится, что Петр, «показуя друголюбное, о друзем ученице вопрошаше». То есть Петр, показывая свое дружеское расположение, начал спрашивать об апостоле Иоанне Богослове. Потому что Иоанн Богослов, в отличие от апостола Петра, был человеком, который свою деятельную любовь как раз засвидетельствовал, дошел до Христа, остался со Христом до самого конца. Апостол Петр как бы говорит: все справедливо по отношению ко мне, что меня другие поведут, куда я не хочу.

После вознесения Спасителя апостол Петр становится первым по уважению. Он делает многое для начала, для развития проповеди. В день Пятидесятницы он первый выходит, чтобы проповедовать Христа. В день Пятидесятницы происходит кардинальное изменение апостола Петра. Раньше он не находил в себе сил что-то делать, не находил в себе решимости даже сказать: «Да, я готов что-то делать для Тебя, Господи». Но происходит сошествие Святого Духа, и Петр сразу выходит на проповедь. Хотя они сидели с учениками (около ста двадцати человек собрались общиной) и боялись. И тут на них сходит Святой Дух, сразу же они выходят на проповедь, апостол Петр начинает горячо проповедовать, после чего к вере приходит пять тысяч человек. С этого начинается распространение церковной жизни.

В дальнейшем мы увидим на страницах Священного Писания в книге Деяний нового апостола – Павла. О нем можно поговорить отдельно.

– Да, времени у нас совсем не остается. Передачу мы посвятили апостолу Петру. Просто соберемся еще раз и продолжим разговор об апостоле Павле. А пока подытожим, завтра такой праздник, заканчивается пост, он был достаточно длинным; сделаем вывод нашей передачи и будем прощаться, до новой встречи и беседы об апостоле Павле.

– Очень незаметно прошло время. Личность любого из апостолов удивительна и уникальна, но личности и апостола Петра, и Павла, и Иоанна Богослова, о котором мы достаточно много знаем, – это действительно неисчерпаемая тема. Стоит сказать, что апостол Петр дает нам самый главный урок своей жизнью – урок деятельной веры. Это урок безусловной веры, веры как доверия Богу, причем доверия  такого, когда мы вверяем себя Богу. Вот он имел такое желание вверить себя Господу, и Господь это использовал для того, чтобы действовать через апостола Петра. В дальнейшем мы увидим, что апостол Петр пострадает за Христа в Риме, будет распят. Его высочайшее смирение проявится в том, что он попросит распять себя вниз головой. Перевернутый крест, который часто изображается как раз в Риме на месте последних дней жизни апостола Петра, – это крест, на котором распяли святого апостола.

Пример его веры поможет нам сохранять спокойствие, внутреннюю стойкость во время разных испытаний. Если мы доверяем Богу, если  готовы понять для себя, что в разных жизненных ситуациях, бурях Господь о нас заботится, видит наш путь, знает, как нас вести, тогда у нас появятся силы для того, чтобы какое-то время потерпеть, не понимая, куда Он нас ведет, что происходит в нашей жизни, что будет потом. Но мы знаем, что все это видит Господь, это Он пытается взять нас за руку и вести по нашей жизни. Если у нас будет такая вера, доверие Богу, то нам будут уже не страшны никакие жизненные обстоятельства. Это не значит, что они не будут происходить, – это значит, что в этих бурях мы будем или идти по воде, или, начав тонуть, обратимся ко Христу. И Он нас возьмет за руку и Сам вытянет из сложных жизненных ситуаций.

И конечно, об апостоле Павле стоит сказать накануне праздника. Это тоже человек очень ревностный, положивший свою жизнь на служение Христу и ближним. Мы знаем о его чудесном обращении. С какой ревностью он когда-то служил Богу, думая, что христиане – враги Божии, с такой же и даже большей ревностью он потом служил Церкви Христовой. Это тоже для нас пример деятельного отношения к нашей вере. То есть верить – не значит просто сидеть спокойно, ничего не делать и доверять Богу. Верить – значит делать все от нас возможное для ближнего, для соблюдения заповедей Божиих. Пример апостола Петра с его твердой верой и апостола Павла с его горячей христианской проповедью, горячей деятельностью в исполнении заповедей Божиих – это пример очень ярких людей, святых. Он вдохновляет нас на продолжение нашей христианской жизни и  на стремление идти по пути в Царствие Небесное. Дай нам Господь иметь и веру твердую, и ревность апостольскую для нашей жизни, чтобы молитвами святых апостолов Петра и Павла Господь направлял нас на нашем жизненном пути, в нашей временной жизни, среди житейских бурь и в конце концов привел нас к вечному Царствию в присутствии Божием.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать