Беседы с батюшкой. Дети

1 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Кувырталов - настоятель четырёх храмов: Архангела Михаила в Летове, храма Святой Живоначальной Троицы в Филимонках, иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в Бачурине и преподобного Сергия Радонежского во Внуково. Передача из Москвы.

 

– Отец Димитрий, где Вы служили в сегодняшний праздник?

- Сегодняшний день получился насыщенным и по богослужебному смыслу, и в связи с нашей поездкой в приписной к основному храму Архангела Михаила в селе Летово - храм преподобного Сергия Радонежского во Внуково. Храм находится на территории детского дома «Молодая Гвардия». Этот детский дом с замечательнейшей историей: ему 95 лет, он старейший на территории России и единственный муниципальный детский дом с православным храмом на территории. Храм, построенный пять лет назад в честь преподобного Сергия Радонежского усердием и усилием многих прихожан, попечителей для детишек этого детского дома, полноценно функционирует, и сегодня в нем совершалась праздничная служба в честь Дня Святого Духа. Также сегодня День защиты детей, начало каникул, у многих началась экзаменационная страда, поэтому особенно хотелось сказать нашим детям напутственные слова, поддержать их молитвенно и таинством Святого Причастия. Сегодня храм наполнился молящимися: было много детишек, от 3-4-леток до подростков, 16-17-летних, которые стояли службу, молились вместе со взрослыми и выслушали доброе наставление.

Сегодня в храм была принесена новописаная икона преподобного Сергия Радонежского, переданная в дар. Детям мы сегодня сказали о том, что храм преподобного Сергия Радонежского нам всегда напоминает о любимом празднике святого – празднике Святой Троицы. У преподобного Сергия было замечательное и почтенное духовное чадо – благоверный князь Димитрий Донской, который благословлялся у преподобного на Куликовскую битву.

Три памятных даты сегодня совпали – день памяти князя Димитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского и праздник Святой Троицы - и свели нас в одной точке во Внуково. Мы говорили сегодня еще и о том, что необходимо защищать свое Отечество, как отцовство ощущать ответственность за свою землю, на которой мы живем. Детишки внимательно слушали, потом получили подарки и под колокольный звон с радостью разбежались по домам.

- Храм преподобного Сергия Радонежского во Внуково работает постоянно?

- В субботу, воскресенье и праздничные дни. Ежедневной службы, конечно, нет. В памятные дни мы служим особые службы, например, 9 мая было поминовение усопших воинов. Несколько раз в году (примерно один раз в два-три месяца) я собираю детей на детскую Литургию. На самом деле это обычная настоящая Литургия, в ней нет ничего особенного, просто служится она чуть бодрее и не затягивается особым словом и приготовлениями. Мы приглашаем на эту службу только детей вместе с воспитателями и акцентируем детское внимание на словах Божественной литургии, на песнопениях. Иногда старшие дети помогают в алтаре, если они не заняты другими важными делами – учебой или послушанием в детском доме. Дети с радостью и охотою идут в храм, если удается их пораньше разбудить, ведь в выходные дни им особенно хочется поспать. Но если они поднялись и пришли в храм, то заряд бодрости на целый день им обеспечен.

- Дети приходят каждые выходные в храм?

- Нет. Детей я понуждаю и формирую специально для них детские Литургии один раз в два месяца, когда они обязательно присутствуют на службе в максимальном количестве, в каком возможно их собрать (сейчас в детском доме около сорока детей). А в остальное время дети приходят по желанию, обычно это до пяти-семи детей. Иногда я их понуждаю, и они, слыша мои приглашения, с удовольствием откликаются на них.

- Что Церковь может дать детям? Как воспитать детей в духе православной веры?

- Вопрос болезненный, болевая точка современной цивилизации, потому что дети находятся на острие атаки всей вражеской пропаганды. Мы, как люди верующие, понимаем, что брань наша не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Ведя с ними беспощадную брань, мы понимаем, что дети наши на сегодняшний день беззащитны перед всеми вражескими ухищрениями: индустрией развлечений, пропагандой удовольствия самого низкопробного и пошлого образца, бездумным транжирством времени. К сожалению, дети уходят из-под родительской опеки очень рано. В традиционном обществе не было возможности пожить свободно, в свое удовольствие, но было послушание в семье, а когда ребенок подрастал, созревал, то создавал свою семью и переходил в послушание на ином уровне – в своей семье (служение, жертвенность, для девушки – материнство). Что такое жить самостоятельно, традиционная культура не знает, а сейчас это стало общепринятой «нормой» для современных детей. Семейный кризис, который длится уже несколько десятилетий, дает свои страшные плоды: в первую очередь, отсутствие теплого родительского домашнего общения с детьми. Советская система довела нас до забвения самых элементарных навыков семейного общения. В Советском Союзе детей воспитывала система: ясли, детский сад, школа, пионерский лагерь, комсомольская организация и так далее - это было очень удобно. Многие скучают по этим формам общения, забывая, что лишены были самого главного: родительского тепла, родительского общения. И сейчас для этого ничего не делается: общественные формы отпали, а семья не возникла, наоборот, появилась яма - и демографическая, и родительской заботы - и образовался страшнейший дефицит любви. Я боюсь, что он невосполним в принципе. Но каким-то непостижимым образом, чудом во времена Димитрия Донского преподобному Сергию удалось собрать Русь, и это чудо эпохального масштаба для нас является примером того, что ни при каких обстоятельствах мы не можем унывать, отчаиваться, опускать руки.

Отсутствие любви в семье и в отношении к детям – это сейчас самая явная и обнаженная проблема. Дело в том, что ребенок – самое беззащитное существо, искреннее, доверчивое, и к кому, как не к нему, отнести свои самые искренние и теплые слова и чувства. На примере детского дома «Молодая Гвардия», где я уже много лет общаюсь с детьми, можно увидеть и понять, что происходит: сколько там детей, оказавшихся в трудных социальных условиях, чаще всего при живых родителях. Дети – это наш суд, обличение, страшный суд современности. Если в семье ребенок непослушен, ропотлив, криклив, истеричен, взбалмошен – это прежде всего обличение родителям.

- Дети – зеркало родителей?

- Безусловно. Здесь не может быть иного ответа. Родители приходят в храм и спрашивают: «Батюшка, что нам делать?» Есть хорошая полушутливая, полусерьезная поговорка: «Перестаньте воспитывать детей, начните воспитывать себя».

- Вопрос телезрителя: «Десять дней – от дня Вознесения Господня до дня Пятидесятницы - мы не молимся Святому Духу. Получается, что это условность или лукавство, потому что Он же никуда не делся. Мы к Богу обращаемся, а Бог – Троица, и Святой Дух в Нем присутствует. Получается, что мы только делаем вид, что Ему не молимся. А если помолимся, что случится? Мы же не знаем, через десять дней Он пришел или мгновенно? Объясните, пожалуйста».

- Не совсем корректная постановка вопроса. Как мы можем не молиться Святому Духу? Мы молимся в Духе, мы внутри находимся, это та стихия, которая дает нам все: жизнь, дыхание, ощущения, чувства, зрение, свет. Святой Дух находится в Церкви не со дня Пятидесятницы, если говорить об ипостасном Его пребывании, а гораздо раньше. Вспомним ветхозаветное повествование о сотворении мира: «И Дух Божий носился над водою». Еще до творения мира Он над этой материей находился, как наседка, согревая ее и давая ей стимул для будущего роста, творческого импульса. Господь Иисус Христос – вторая ипостась Святой Троицы, Сын Божий, явившись апостолам, дунул и сказал: «Примите Дух Свят». В этом смысле мы должны ощущать присутствие Духа всегда.

Что касается богослужебной практики нечтения молитвы «Царю Небесный», призывания Святого Духа, эта молитва просто подчеркивает историческую значимость самого момента, воспоминания того, как ожидали апостолы, сами не зная чего. Ведь Господь сказал им через ангелов, чтобы они не отлучались от Иерусалима, пока не придет Утешитель. Вот если нам сейчас скажут: «Сиди дома и жди, пока Он не придет». Кто Он, как Он придет, сколько ждать? И вот апостолы были собраны в Сионской горнице, пока в виде бурного ветра и пламенных языков Дух Божий не почил на каждом из них, объединив их в новый живой богочеловеческий организм – Церковь Христову. С этого момента мы отмечаем день рождения Церкви как живого, всегда растущего, приумножающегося, распространяющего по всей Вселенной свет и радость, организма.

Поэтому слова «не молимся Святому Духу» – это слишком смело сказано; я бы не стал именно так формулировать вопрос. Богослужебное отсутствие чтения этой молитвы говорит нам только о том, что мы должны еще больше скучать, как говорил преподобный Силуан Афонский, по Божественному Утешителю, по утешающей благодати Божией.

- Вы сказали, что в традиционном обществе было послушание - сначала послушание в качестве ребенка, потом послушание в качестве мужа или жены в семье. В современном же обществе приоритетом является жизнь для себя и развлечения. Почему ребенок делает выбор в ту или иную сторону и почему чаще ребенок выбирает путь жизни для себя?

- Мы уже коснулись темы необходимости родителям воспитывать в первую очередь себя. Всем известен такой момент в житейском быту, когда родитель говорит: «Я сказал - встал и сделал!» Эта апелляция к последнему авторитету «Я», когда родитель требует безапелляционного послушания себе, чтобы это было сиюминутно исполнено, а если этого не происходит, то карается в зависимости от темперамента родителей или уклада семьи наказанием (лишением), воспитывает в ребенке самость с самого маленького возраста. Ребенок понимает, что «Я сказал» - это последний аргумент, поэтому он с самого мальства начинает копировать поведение родителей.

Мы детям даем образование – это необходимо. Но мы даем им образование только потому, что считаем, что он должен быть тем-то, тем-то и тем-то. Не реализация ли это собственных амбиций? Чаще всего это так. Хотя, думаю, что спектр очень широк и конкретный диагноз семье мы, конечно, не ставим. Самость, которая как принцип жизни культивируется родителями у ребенка с самого детства (когда он еще в утробе, а родители уже ругаются между собою, выясняют, кто и что должен делать и так далее), дает коросту, ржавчину эгоизма и гордыни, дает импульс к ее дальнейшему росту: чем старше ребенок, тем естественнее для него эгоизм, гордыня, самость и неестественнее послушание, уступчивость, кротость, терпение, мудрость, молитвенность. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит говорил так: «Что нужно нашим детям? Нашим детям нужны три вещи: молчание, любовь и молитва». Если они есть, дети растут в благодати, радости и тишине и вырастают в послушании, которое для них естественно. Если говорить о взрослении, о проблемах подросткового периода, замечательный подвижник XIX века святитель Феофан Затворник говорил о том, что подростковый возраст проходят дети даже из самых благополучных семей всегда с потерями. Наша задача - эти потери минимизировать, чтобы они были нивелированы родительской любовью, а главное, молитвою и настоящей христианской заботой. Мы не для себя растим детей, а для Бога. Когда человек понимает, что он всего лишь садовник и ему вручены дети на очень короткий период времени, то он со страхом будет свое спасение и спасение детей содевать и не будет заниматься узурпацией власти над собственным ребенком. Перестройка всего здания внутри человеческой конструкции – значит впустить Бога в себя, в семью, и тогда станет понятно, что дети не воспитываются, а вымаливаются. Молиться без послушания нельзя. Если ты уступаешь, ты хранишь мир в сердце, если не уступаешь, а настаиваешь на своем – ты этот мир теряешь и не можешь молиться: тебе трудно собраться на молитву, потому что благодать отходит от тебя. Мы тут же теряем Дух Святой, как только настояли на своем. Даже если мы тысячу раз правы, но мы потеряли Дух Божий. Это страшно, и хотелось бы, чтобы человек не терял Бога никогда. Для этого он всегда должен быть трепетно настроен на самое главное – на молитву, и т тогда он будет знать, что и как сказать ребенку. Интонация – великая вещь. Если мы правильные вещи говорим жесткой, категоричной интонацией, ничего хорошего не выходит. Если говорим сверхъестественные вещи, к примеру: «Давай с тобой научимся ходить по водам», или «Взойдем с тобой на Крестную Голгофу», или «Нам с тобой предстоит мученичество» - правильной интонацией, то ребенок, чадо или любимый человек пойдет с тобой с радостью на любые подвиги, потому что ты это прочувствовал сердцем, ты уже взошел на свою Голгофу и тебе радостно и легко ребенка (любого человека) вести за собой. В этом суть пастырства, апостольства, благовестия, особенно в современном мире.

- А интонация рождается из образа жизни родителя?

- Чаще всего так. Ее не придумаешь. Даже великие артисты полагают огромное количество сил, чтобы выработать интонацию, и не у всех получается. А обывателю вообще несвойственна наигранность; фальшь мгновенно чувствуется. Интонация рождается из сердца.

- Вопрос телезрительницы: «Мои тетки были в секте адвентистов седьмого дня. Они давно умерли. Можно ли их поминать в церкви или дома?»

- Мы можем и должны молиться за всех людей. Миссия Церкви – молиться за всех, за ближних и дальних, тем более родных. Вопрос состоит только в их принадлежности Церкви Христовой. Если они крещеные, то никаких препятствий для церковного поминовения нет, даже если они вольно отреклись от Христа или по каким-то причинам отпали от полноты церковного общения. Печать крещения несмываема.

Второй момент: любая молитва – это всегда подвиг любви, это понуждение себя самого встать перед Богом и принести жертву хваления, славословия Творцу за себя и за всех тех, кто дорог нашему сердцу. Некоторые отцы говорили так: «Надо исследовать, кому молитва приносит больше пользы: тому, за кого мы молимся, или тому, кто молится».

- Вопрос телезрительницы: «У меня болят суставы, колени, и мне трудно стоять службу. Можно ли присесть? В какое время можно присесть? Как быть, когда из-за этой болезни очень трудно встать на колени?»

- Вопрос актуальный. Митрополит Московский Филарет замечательно сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах», поэтому нужно и должно садиться. С собой приносите в храм стульчики, коврики – приспосабливайтесь. Церковь – удивительная среда для стояния пред Богом, но стояние возможно и в сидячем, и в лежачем положении. «Чадо, даждь ми сердце», - повторял Амвросий Оптинский слова ветхозаветного учителя. Удивительный орган у человека - сердце: в нем есть все; это двери рая. Вспомним евангельское изречение Христа: «Царство Божие внутрь вас есть». Там же есть и преисподняя. Это могут быть врата как в рай, так и в ад, поэтому сердце должно трудиться. А каким образом оно трудится и в каких условиях, я думаю, это вопросы второстепенные.

Чтобы знать, когда в храме можно садиться или вставать на колени, для этого нужно изучать богослужение. Это удивительная наука, не очень сложная, но очень глубокая. Богослужение можно познавать бесконечно, потому что это жизнь Духа Святого в человеческом обществе. И все песнопения, и музыкальная часть, и чинопоследования службы, и уставы постов, и коленопреклонения, поклоны малые, поклоны земные, воздыхания сердечные, открытые и закрытые царские врата – столько священных мыслей проходит в голове у человека, который знает службу и участвует в ней осознанно. Это неоценимое сокровище. Советую внимательно изучать службу и внимательно вслушиваться в то, что читается и поется в храме. А как мы это будем делать – сидя, лежа, стоя, в хождении по храму или, как царь Давид, скакаше пред Ковчегом – это вопрос возможностей человека в данных условиях данного времени.

Приведу в качестве примера веселый момент: при схождении Благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме арабы, забираясь на плечи друг друга, бьют в барабаны, бубны, кричат, поют: «Наша вера правая, вера православная!» Вот такой образ прославления Бога. Нас в храме ничто не должно стеснять. Конечно, есть множество традиций, и мы должны себя внутренне сдерживать, для чего есть масса духовных упражнений.

Православный образ стояния на службе – самый совершенный, идеальный из всех других религий и традиций. В этом смысле мы должны это любить и ценить. При этом ликование сердечное или сокрушение сердечное бывает безмерно, и поэтому его иногда выражают в таких непривычных формах.

- Почему стояние – идеальный образ?

- Дух Божий – это огонь, который всегда стремится к Богу. Молитва – это огонь. Вся стихия благочестия – это огненная стихия. Церковь – это плавильная печь. Сложно всегда говорить о смысле и значении праздника Троицы в Церкви, потому что слишком высокое богословие, слишком непостижимое и невместимое в человеческий разум. Это огненное богословие, стремление ввысь. Святитель Григорий Палама говорил, что к горнему всегда человек устремлен. Не случайно на Пасху – самый торжественный и ликующий праздник - отменяются все поклоны; мы в храме стоим, прообразуя восстание Христа из гроба. В этом смысле стояние для каждого человека – это еще и проповедь Воскресения Христова, это язык огненного пламени, всегда стремящегося ввысь. Прямохождение – это напоминание нам о том, что единственное творение на свете, человек, создан прямым, устремленным ввысь, к небу. Все остальные (животные, рыбы, птицы) склонены к земле. Почему? Потому что где пища, туда ты и смотришь. Все животные кормятся от земли – они по земле и ползают. Человек питается и землею, и небом. «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Человеческое естество уникально во всем мироздании, во всем творении мира. Поэтому, конечно, стояние.

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Сегодня в храме по благословению Святейшего Патриарха после Литургии читалась молитва о просвещении народа, чтобы он избавился от греха детоубийства. Можно ли эту молитву читать дома, келейно, потому что сама и многие из моих родственников этим грехом повреждены?»

- Да, можно и нужно читать, но я бы попросил благословения у того священника, у которого Вы регулярно исповедуетесь. На любое молитвенное правило нужно благословляться у священника, у которого Вы окормляетесь. Любая молитва может читаться мирянином в любое время, в любом месте – для молитвы нет преград, но Ваше молитвенное правило и Ваши молитвенные переживания должны отслеживаться Вашим духовником, священником или просто опытным христианином, который знает молитвенную практику, знает духовный регламент. Дело в том, что множество было и есть у меня знакомых, которые читают молитвы по несколько часов в день, потому что эту молитву надо читать обязательно, другую они тоже услышали и прибавили к правилу, эта молитва для этого, а эта – от того, и в результате молитвенное правило обрастает самочинными чинопоследованиями. С одной стороны, приятно видеть, как человек молится, с другой стороны, иногда уходит сама молитва, как это ни парадоксально. Молитва может и должна совершаться в сердце непрестанно, а часто от молитвенной суеты, многопопечительности ума, когда мы к молитве относимся как к заговору, некоему заклинанию, либо как к лекарству, таблетке (эта - от сего, а эта – от того), уходит молитвенная простота и молитвенная теплота. Поэтому важно советоваться с духовником, священником.

- Расскажите о коленопреклоненных молитвах в праздник Святой Троицы. Каков их смысл?

- Это удивительные молитвы. Впервые за мою богослужебную практику люди благодарили: подходили после службы и говорили о том, какие замечательные молитвы и как легко стоялось. Хотя эти молитвы очень продолжительные: стоять полчаса на коленях – это внушительно. Мы знаем, что древние церковные практики были гораздо строже, аскетичнее, но для современного человека и это труд немалый. Удивительно, что во время чтения этих молитв перед мысленным взором проходит вся твоя жизнь, и не только твоя, но и жизнь твоих близких, и не только жизнь сегодняшних людей, но и тех, кто жил когда-то и будет жить в будущем. Церковь - Вселенский организм. На вечерне в День Святой Троицы, когда читаются эти удивительные молитвы, все погружаются в сердцевину, ощущается сердцебиение этой глубокой благодатной святой молитвенной жизни Церкви. Эта та стихия, которая всегда, как пульс, ощутима в Церкви, в богослужении. Но здесь происходит концентрация этого ощущения, потому что каждая молитва обо всем сразу: и о нашем ответе на Страшном Суде, и о нашем здесь безгрешном и благополучном пребывании в странствии земном, о прощении грехов, о светилах, звездах, о земле, о растениях, о животных - о всем мироздании. Эти молитвы и благодарственные Богу, и возвышенно-богословские, в них столько откровений! В них удивительные перечисления свойств Божиих, которые непостижимы в принципе. В них ощущение той высоты, на которую Церковь всегда зовет каждого молящегося. Ты стоишь на этом пороге, фактически рая, и просишь у Бога дерзновенно, на коленях счастья - самого простого человеческого счастья, которое возможно только в Боге. Мне кажется, смысл любой молитвы, а этих молитв особенно, в стремлении к самому обычному человеческому счастью, такому подсознательному и понятному всем. Люди говорят: «Зачем долго молиться?» Если ты знаешь секрет пути к счастью, добывай его и делись с человечеством. Но без Бога человек не может быть счастливым. Человек без Бога превращается либо в животное, либо в растение, либо в камень, либо в демона – и такое бывает.

- В чем смысл коленопреклонения?

- Я думаю, чадолюбивая Церковь на таком контрасте нас пытается взрастить, пытается рассказать о некоем сокровенном опыте человеческой жизни и человеческого благочестия, стремления к счастью. Если весь Великий пост мы многократно кланялись и совершали метания (как это именовалось в древнем благочестии): мы падали ниц во время чтения покаянного Канона, во время преклонения перед Плащаницей, во время молитвы «Господи, Владыко живота моего», то после Пасхи все поклоны отменились, даже келейные, домашние. Даже в алтаре – огонь, престол – и то только поясные поклоны, очень сдержанно, благоговейно, потому что пасхальное ликование.

И тут снова вся Церковь одновременно встает на колени, опускается перед Богом в величайшем трепете и благоговении. Это попытка войти в центр мироздания, превратиться в некую точку пред Богом, умалиться перед величием Божиим и ощутить это кроткое и тихое веяние Духа Божиего, благодати, когда человек перестает ощущать себя значимым, амбициозным, ощущать свое «я». В этот вечер прекращается «я, мне», а начинается «мы», Церковь. Господь и мы – один единый богочеловеческий организм. В этом организме мы черпаем для себя силы, таланты, свет, ощущение, дыхание, намерение. В этот момент рождаются в нас добрые намерения на весь грядущий год. В этой точке мы коленопреклоненно это у Бога просим.

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: «Иногда долго просишь Господа о богоугодном деле, при этом читаешь акафисты, заказываешь просительные молебны, но Господь не дает просимого. Следует оставить просьбы и ждать воли Божией или продолжать настойчиво молиться и просить? В Евангелии же говорится: проси и получишь просимое».

- Вопрос очень дерзновенный. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Конец молитвы – получение просимого», поэтому мы не можем перестать молиться. Другой вопрос: насколько нам полезно то, что мы просим? Самое ужасное то, что мы можем выпросить себе во вред. Чадолюбивый Господь, заботливый Отец и Церковь Мать иногда уступают нашим капризам и нашим просьбам, иногда во вред нам, именно для того, чтобы дитя успокоилось, чтобы наше сердце, получив просимое, перестало роптать. Ропот – самая страшная вещь на свете, это тот яд, который уничтожает самые сильные и многоплодные посевы. Ропот – это болезнь современного человека. Ведь все «цветные революции» берутся не на пустом месте. Если взглянуть вокруг себя, то мы увидим, что все всем недовольны. Один остроумный человек заметил: «Все хотят жить в свое удовольствие, но никто не доволен». Отчего это происходит? Именно от этого чувства ропота, которое отравляет все. Иногда Господь, видя, что его родные дети – верующие, благочестивые, искренние, церковные, совестливые люди - очень чего-то просят, но получить им это неполезно, все же уступает. Надо понимать, что Бог живой и Он слышит наши просьбы и даже знает наши намерения прежде нашей просьбы, прежде нашей молитвы. Иногда Он спешит предварить нашу молитву исполнением просьбы, иногда медлит, исходя из Своих Божественных планов о нашем спасении. Поэтому, прося Бога, мы должны быть твердо уверены, что Господь обязательно нам это даст. Но мы после каждой молитвы прибавляем: «Господи, не моя, но Твоя воля да будет».

- Вопрос телезрителя: «Мы постоянно молимся: очисти, Господи, мое сердце, мой ум от помыслов, тело мое, душу мою спаси. Если я не сердце, я не душа, но я молюсь о сердце и о душе, так кто же я?»

- Человеческая личность не формулируема, неуловима; она не есть сознание, не есть чувство. Человеческая личность настолько глубока, что она коренится только в Божественном бытии, поэтому только в Боге может успокоиться. Мы молимся, чтобы те органы чувств, которыми мы наделены при творении Богом, не осквернялись грехом. Самое сложное – очищение себя от помыслов, это и есть чистота сердца. Поэтому сказано: чистые сердцем Бога узрят. Как только человек стал чист сердцем и помыслы его не смущают, не отвлекают от самого главного, с этого момента человек становится святым, ангелом, человек становится богом по благодати. Дерзновенно святые отцы об этом много пишут. Одним из таких сборников святоотеческих поучений является «Добротолюбие», из которого можно узнать, как бороться с помыслами и очищать свое сердце, как достигать бесстрастия и совершенства в молитве. Мы молимся об очищении ума, сердца, тела и всего остального, что нам Господь дает (чувств осязания, обоняния, вкуса, слуха, зрения и так далее), только для того, чтобы войти в Божественную жизнь, чтобы насытиться, насладиться полнотою счастья жизни в Боге.

- Расскажите о храме Святой Живоначальной Троицы в Филимонках, настоятелем которого Вы являетесь.

- Десять лет назад я получил указ о совмещении своего настоятельства в храме Архангела Михаила в Летово с настоятельством храма Святой Троицы в Филимонках. На тот момент храм имел удручающий вид. Он находится на территории бывшего Князь-Владимирского женского монастыря, который был основан родом князей Святополк-Четвертинских. Игуменья Вера, одна из детей князя Святополк-Четвертинского, посвятила свою жизнь Богу и все свое имение завещала будущему монастырю. Будучи пострижена в монашество, сама в 1891 году стала игуменьей новосозданного ею монастыря. Игуменья Вера, Святополк-Четвертинская княжна, фрейлина императорского двора августейшей семьи, в честь чудесного спасения Александра III и его семьи при крушении поезда под Одессой в 1888 году решила построить храм, посвятив его Святой Троице в знак благодарности за спасение августейшей семьи. С этого момента начинает свою историю Князь-Владимирский монастырь.

Храм Святой Троицы уникален по архитектуре: здесь переплетены романский стиль, готика и псевдорусский стиль. В начале XX века был построен еще Успенский храм и множество монастырских построек. Но монастырь постигла страшная судьба, как и все монастыри на территории нашего Отечества в революционное время. В 1926 году монастырь был закрыт, разогнан, разорен; несколько раз пытались взорвать храм. В монастыре подвизалась схимонахиня Серафима, очень почитаемая матушка, похороненная в Бирюлево, на могилке которой совершаются чудеса. В монастыре подвизалась послушница Евдокия Синицына, которая была расстреляна на Бутовском полигоне и сейчас причислена к лику святых. В монастыре преподавал Закон Божий дьякон Сергий Воскресенский – новомученик и исповедник Российский, причисленный к лику святых. Монастырь имел коло 60-80 насельниц. 4 мая 1918 года монастырь посещал Святейший Патриарх Тихон. Огромное количество народа в полтора десятка тысяч человек молилось за этим богослужением, тысячный народный хор славословил Бога, был крестный ход. Вся округа ожила: приезд Патриарха был эпохальным замечательным событием, но буквально через несколько лет монастырь был разогнан и закрыт.

В 1994 году здание разрушенного, разоренного, оскверненного храма было передано общине и началось потихонечку, маленькими шажками его восстановление. С 2007 года храм стал участником федеральной программы Министерства культуры РФ по восстановлению памятников культуры, истории, и очень быстрыми шагами восстановили этот памятник русского благочестия, это удивительное здание русского зодчества.

29 марта 2015 года храм Святой Живоначальной Троицы был освящен Святейшим Патриархом Кириллом. При участии Государственной Думы РФ, при участии Министерства культуры РФ, при участии огромного количества друзей, знакомых, прихожан, искренних жертвователей этот храм сейчас задышал полноценной богослужебной жизнью. Мы очень надеемся на то, что он, как и раньше, станет частью ансамбля женского монастыря. Скоро восстановится Успенская церковь. Сейчас решается вопрос о передаче церкви земельного участка под зданиями храма и будущего монастыря. Нет препятствий для восстановления монастыря, кроме нашей собственной косности и черствости, когда монашество у нас оказалось в таком страшном сиротстве. Само монашество невожделенно для нашего народа. Раньше были счастливы, если кто-то из детей становился монахом, молитвенником за весь род, сейчас же, если чадо скажет, что хочет уйти в монастырь, можно предположить, какая буря возникнет у родителей и какие аргументы будут приводимы, чтобы этого не случилось.

Бывшая усадьба Филимонки, где находится храм, - русская великокняжеская усадьба, чьи владельцы дружили с Вяземскими, Волконскими, Мусиными-Пушкиными, Шереметьевыми, Баратынскими, Гагариными и другими, вся полностью стала монастырем, и это редчайший случай в истории нашего Отечества.

- Где находятся Филимонки? Как туда добраться?

- Поселок Филимонки находится на территории Новой Москвы, это Троицкий и Новомосковский административные округа. Если взять карту современной Москвы с присоединенными территориями и поставить в центре точку, то это будут Филимонки. Это фактически центр Новой Москвы, между Калужским и Киевским шоссе, недалеко от аэропорта Внуково, но пока добраться туда можно только на машине. Есть и маршрутное сообщение, но храм находится на территории психоневрологического интерната, поэтому пока доступ на территорию монастыря осложнен, особенно паломникам, которые жаждут попасть внутрь. К сожалению, эта территория режимная и только во время богослужения осуществляется допуск на территорию интерната и соответственно в храм. Но, возможно, через пару месяцев, ближе к осени, территория будет окончательно сформирована, оформлена и доступ будет свободным для всех желающих.

- Есть ли у храма Святой Живоначальной Троицы в Филимонках сайт в Интернете?

- Самостоятельного сайта у храма в Филимонках нет, пока это только отдельная страничка сайта храма Михаила Архангела в Летово. Так как я являюсь настоятелем нескольких храмов, а храм Архангела Михаила в Летово – это основной храм, то всю информацию и номера телефонов можно найти на этом сайте.

Мне радостно, что прямой эфир имеет всегда живой отклик, звонят наши боголюбивые и благочестивые миряне, наши молитвенники, прихожане, задавая очень глубокие вопросы. Мне кажется, что у русского народа есть огромный потенциал будущего духовного взросления, Русь Святая никуда не делась. Может быть, мы не будем очень просторными в границах, очень богатыми экономически, но мы должны стать очень сильными духовно, зрелыми, искренними, жертвенными и, главное, молитвенными.

Поздравляю всех с Днем Святой Троицы, с Днем Святого Духа, с Днем защиты детей! Будем помнить, что дети – это наше все: и настоящее, и будущее. Всем мира и благодатного, молитвенного настроения!

 

 Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы