Беседы с батюшкой. Что такое православное мышление

4 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери протоиерей Игорь Илюшин.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Когда мы говорим о православном мышлении, то зачастую не очень понимаем, о чем речь. Наверное, каждому православному христианину довольно понятно, что значит – быть православным. Это, конечно же, – молиться, ходить в церковь, участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться. И если спросить, то в большинстве своем так и ответят на вопрос, что такое православный человек. Но православное мышление для нас – какое-то особое понятие, потому что это, наверное, какое-то особое погружение. Я хочу задать Вам первый вопрос: что же такое, на Ваш взгляд, православное мышление?

– Православное мышление – это прежде всего осознание себя христианином. Можно сразу же посмотреть на пример святых апостолов, которые ходили за Христом в течение трех лет. И когда Господь Иисус Христос однажды заговорил с апостолами о Своей смерти, о том, что Ему нужно будет быть преданным, пострадать и воскреснуть, апостолы рисовали это как воцарение. Они думали, что когда Господь говорит о смерти, Он скорее всего говорит о каком-то перерождении, а воскресение воспринимали как воцарение здесь, на земле, в Иерусалиме. И уже интерпретировали все ветхозаветные пророчества так, что должен прийти Царь вот этого мира; они уже представляли, как будут царствовать рядом с Ним, потому что Он их избрал. Даже был спор между двумя апостолами, кто воссядет по левую, кто по правую сторону, кто будет более приближенным. Но Господь видел эти совершенно плотские размышления. Что такое – хождение со Христом три года? Представляете, со Христом ходили? Если перевести на нас, я бы сказал, что это тридцать лет нашего воцерковления. И все равно человек думает по-плотскому, не по-духовному (то есть это мышление о земном). И Господь говорит: не ведаете, о чем просите. Мышление должно искать не своего, а Божественного.

В другом месте Господь говорит: если хочешь свою душу спасти, ты должен ее потерять. Получается, потерять как раз земное, что-то человеческое. И еще: каждый должен взять крест, отвергнуться себя и следовать за Христом. Отвержение себя и есть направление мысли православного человека, который должен видеть главное в Царствии Божием. Как говорил проповедник покаяния Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Исправьте пути свои ко Господу». Это мышление сродни духовному трезвению. Трезвение – это объективное видение себя и направленность мысли в сторону Божественного.

– То есть православное мышление – это не просто пребывание в Церкви и ощущение себя человеком, исповедующим православие, но это прежде всего обращение внутрь себя. Если вспомнить Шекспира, то повернуть «зрачки глазами в душу». И в этом случае у меня возникает такой вопрос. В своем бытовом, плотском мышлении мы, в принципе, не видим никакой греховности (кроме той, которую исповедуем перед священником, когда «отчитываемся» в неких грехах). Но если бы мы взглянули на себя действительно в духе покаяния, который бы нам послал Господь (мы его просим у Господа в молитве об исповедании грехов), то, наверное, были бы удивлены тем грехам, которые у нас есть. И тем страстям. Скажите: из тех страстей, которые есть в нас, с какими, на Ваш взгляд – взгляд пастыря, практикующего священника (который может очень много рассказать, с какими проблемами в приходской жизни сталкивается он и прихожане), нам прежде всего приходится бороться, чтобы найти в себе силы для православного мышления?

– Наверное, задействован весь спектр. Вот я лично занимаюсь «Братством трезвости», поэтому ко мне приходят специфические люди, с проблемами алкогольной зависимости. Здесь эта проблема особо ярко выражена. И видишь, что человек просто поражает себя веществом и полностью отсекает себя от благодати Божией. Поэтому мы призываем всех к трезвому образу жизни, к даче обета трезвости – это очень важно.

– Мы поговорим на эту тему, потому что у меня возникает много вопросов, связанных с практическим воплощением в жизнь таких правильных постулатов.

Вопрос телезрительницы Любови из Абхазии: «Как приучить себя к хождению пред Богом?»

– Да, это действительно важный вопрос. Можно сказать, это цель нашей жизни. Человек иногда это хождение перед Богом переводит в другой, несколько плоский уровень. Просто посещает храм... Например, слышал, как в одном из храмов читается «Господи, помилуй!» Вместо «Господи, помилуй!» – «Осподи, поми!» Вы знаете, когда в древние времена на Русь (еще к княгине Ольге) приезжали из Византии греческие пастыри, они совершали Божественную литургию, понятно, на греческом языке. И те люди, которые приходили в храм, ничего особо не понимали, потому что язык греческий. Они понимали только «Кирие элейсон» («Господи, помилуй!»), что многократно произносится или поется. Это, видимо, еще в те времена коверкали, и появилось слово «куролесить». Получается, это опять отсутствие православного мышления. Оно прослеживается всегда, на протяжении всей истории, как мы говорили еще со времен апостолов.

А что нужно для того, чтобы ходить пред Богом? Нужно стяжать благодать Святого Духа. Как говорил Серафим Саровский, цель нашей жизни – стяжание Святого Духа. То есть мы должны ходить перед живым Христом, чувствовать Его, видеть Его... Вот о проблеме алкоголизма мы говорили. Можно сказать, человек постоянно возбуждает свои рецепторы. И без алкоголя эти рецепторы точно так же возбуждаются благодаря постоянному потоку информации, обрушивающейся сейчас на человека. Посмотрите даже современный кинематограф. Какой-то фильм, снятый в восьмидесятые годы,  снят монотонно, спокойно; там есть моменты, где показывается природа, тишина, человек идет по улице... А сейчас  бывает отсутствие смысла, это спецэффекты. Это опять же возбуждение каких-то духовных рецепторов, и человеку становится интересно смотреть на это. А если вдруг что-то монотонное, тишина – все, интерес отсутствует.

Что происходит, когда человек заходит в любой храм? В первую очередь – там присутствует тишина; никто не стоит в наушниках, с какими-то плеерами. Начинается служба, чтец начинает читать молитвы,  происходит богослужение. Человек вступает в духовную тишину и начинает приносить эту тишину к себе в дом. Даже когда мы читаем молитвы, перед вечерним и утренним правилом, есть такая рекомендация: постой немного, успокойся, приди в себя.

– Приведи свои мысли в порядок.

– Тогда ты сможешь услышать Господа. А не так: у меня сегодня очень много дел, надо сделать то-то и то-то, и вот есть пятнадцать минут на прочтение молитв.

– И получается: «Осподи, поми! Осподи, поми! Осподи, поми!»

– В том-то и дело. Как говорится, начинаем куролесить. Конечно же, в вопросе о хождении пред Богом есть ответ. Хождение пред Богом – это когда человек постоянно чувствует, видит Бога перед собой, общается с Ним.

– Часто бывает (когда мы каемся в рассеянности во время молитвы), даже в нашу молитву постоянно вмешиваются плотские мысли, которые мешают нам услышать саму молитву внутри себя. Потому что когда мы обращаемся к Господу, думаем: так, что-то у меня зарплата в этом месяце... И так далее.

Вопрос телезрительницы Ольги из Санкт-Петербурга: «Господь говорит: все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Что имел в виду Господь в словах: плоть с кровью и душой не есть?»

– В Ветхом Завете действительно было такое постановление. Тело (сразу можно сказать, что речь о животных) и внешний облик животного ассоциировался с внешней жизнью человека, а кровь (понятно, что, когда убивали животное, исходила кровь) ассоциировалась с душой. И имелось в виду, что живую кровь ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. В Ветхом Завете нельзя было есть еще и свинину; там был целый огромный список нечистых животных; среди них, например, заяц.

– Верблюд.

– Ну, верблюдов мало кто ест, а вот из самых распространенных – кролики, свинина. У апостола Петра в свое время были сомнения, разногласия с апостолом Павлом об исполнении Ветхого Закона. И в свое время, когда апостол Петр увидел видение (как опускался специальный плат, исполненный всеми этими нечистыми животными), было сказано, что Господь все очистил, освятил. Поэтому в Новом Завете уже нет таких запрещений. Господь все очистил, освятил. Понятно, что в любом мясе, которое ест человек (в том числе в курином или баранине), частицы крови все равно присутствуют. Невозможно это все удалить из мяса. Тогда получается, что и мясо есть нельзя. Но есть апостольское правило о том, что нельзя гнушаться мясной пищи. Кстати, точно так же нельзя гнушаться алкоголя.

– Интересно.

– Да. Только ради подвига воздержания. Если гнушаешься этой пищей, алкоголем как таковым, идет противление тому, что Бог сотворил все. А все творение Божие освящено, дано человеку. Лишь бы душа была чистой. Также можно вспомнить слова апостола Павла: не то, что входит в уста человека, оскверняет его, а то, что исходит из уст.

Вот, например, запрещенная в России секта «Свидетели Иеговы». Они запрещали переливать кровь как раз по этой причине: что в крови якобы присутствует душа человека и она может как-то смешаться с душой другого человека; будет какой-то человек со смешанной душой – что-то из этого рода.

– Понятно. Вернемся к нашей теме. Вы говорите, что нельзя гнушаться в том числе и вином. Ну да, мы знаем о том, что нигде вино не запрещается. Но что это значит для человека, страдающего этим тяжелейшим (можно сказать, не просто психическим, но еще и душевным, духовным) заболеванием, когда ему нельзя ни капли? И еще (простите меня за этот вопрос) под видом Крови мы все-таки причащаемся вином…

– Именно поэтому апостольское правило и запрещает этим гнушаться. Я, например, смотрю на этот вопрос так: вино дано человеку именно для этого величайшего дара, – дара Причастия. Это то вещество, которое дано человеку как Божественный огонь. В этом смысле вино дано человеку как дар для совершения величайшего таинства Причащения Святых Христовых Таин.

– Вопрос от Игоря Викторовича из Москвы: «В Иерусалиме православные христиане вставляют в стены (Стена Плача) записки с просьбами к Богу. Правильно ли это?»

– Насколько я знаю, это часть уцелевшей стены Иерусалимского храма. Я не слышал, чтобы православные христиане вообще туда ходили. Туда даже и не пройти, насколько я знаю.

– Нет, туда можно пройти. Там сидит человек, который всем выдает кипы. И если ты наденешь эту кипу, можешь туда пройти.

– Но это уже, можно сказать, – покривить душою, потому что эта территория, как я понял, принадлежит иудейской вере.

– Да.

– И если там что-то надо надевать, это равносильно тому, чтобы снять с себя крест. Мне кажется, лучше такого не делать, потому что там есть более великие места, где можно просто помолиться Богу (необязательно именно записки писать).

– Там есть Храм Воскресения Господня.

– Да-да, конечно. Кувуклия, Гроб Господень, Плита Помазания – это перекрывает все. Кстати, весь Великий пост как раз направлен на ожидание праздника Воскресения Христова.

– Если мы готовимся к этому, то, может быть, одна из таких трезвенных мыслей о своем собственном существовании, о ежедневном существовании – это воспоминание и размышление о смерти. Потому что если мы все время размышляем и думаем о Господе и, что называется, ходим перед Ним, то мы размышляем и о смерти Спасителя, и о Его Воскресении. И мы, наверное, тоже больше всего на свете хотим спастись, мы тоже хотим в жизни вечной быть у Господа. И, наверное, страсти наши могут быть для нас губительны. Может ли человек, который зависит от страстей, в том числе и от алкоголя и наркомании, надеяться на спасение?

– Для этого нужно, чтобы человек выражал эту надежду какими-то делами, потому что жить не по-христиански, мыслить плотски и надеяться на то, что Бог все равно всех спасет, – это есть, я бы даже сказал, хула на Духа Святого. Это как раз тот грех, который не прощается Богом. Господь хочет, чтобы человек трудился, чтобы он действительно отвергся  себя. Человек привык жить для себя, он думает: это же мое удовольствие, что тут плохого? Вот я выпью. Почему такое большое количество людей садятся в автомобили в алкогольном опьянении? Потому что они хотят угодить себе. А Господь говорит: «Для того чтобы получить счастье, ты должен Мне угодить, Богу угодить, то есть отвергнуться себя, взять крест и следовать за Мной».

– Значит ли это, что всю жизнь надо провести в неких (я просто откровенно скажу) мучениях? Если человеку скажут: «Отвергнись себя, возьми крест свой, себе вообще ни в коем случае не угождай», – в этом случае нет радости?

– Дело в том, что в Господе радость! Господь и является нашей радостью. Он сотворил человека для того, чтобы человек радовался. И здесь мне сразу вспомнилась притча Господа Иисуса Христа о жемчужине. Человек находит, как говорит Господь, огромную жемчужину, бежит и продает все свое имение. Он все продает, может быть, даже берет в долг. И он покупает эту землю, берет эту жемчужину – вот его радость. Наша радость – это Господь. И нет другой радости.

Употребление алкоголя я бы не назвал радостью, это веселье. Это несколько другое. Сказано: вино веселит сердце человека. В Книге Екклесиаста сказано, что веселье сродни глупости. Во время веселья человек и делает глупости. Сейчас это вообще распространено – такое бездумное делание каких-то глупостей, какой-то совершенно бессмысленный юмор. В молодежных течениях распространены такие вещи. А Господь говорит: «Да, ты можешь радоваться, можешь даже веселиться, но знай, что за все дашь ответ пред Богом, что потом  будешь приведен на Суд». Поэтому радость должна быть осмысленной. А алкоголь (где дьявол-то появляется? – в алкоголе) просто притупляет сознание человека, и Господь тут же отходит от него.

– То есть не Господь отходит, а мы отходим от Господа.

– Да, именно так. Так даже вернее. Человек сотворен по образу и подобию Божию, в нашей природе есть Бог. Даже говорят, что голос совести – это голос Божий. Вот если прислушаться к себе... Возьмите святую Варвару. Ее воспитывали в язычестве, отец старался, чтобы она полностью была язычницей. А она, просто рассматривая мир (она жила в большой башне, смотрела на небо, звезды), даже без какой-то помощи пришла к осознанию, что есть Творец, есть Создатель. Потом, когда уже повзрослела, она вышла на улицу, познакомилась с христианами и (мы знаем эту историю) стала христианкой.

– …Получается, если мы зависим от алкоголя или, не дай Бог, еще и от наркотиков, мы уподобляемся язычникам. Потому что, получается, мы верим в другого бога, который в нашей жизни заменяет Господа нашего, и становимся совершенно обыкновенными язычниками.

– Я исповедую тотальную трезвость и жду того момента, когда алкоголь будет запрещен. Знаете, если отмотать лет тридцать назад, мы видим, что было равнозначное отношение и к никотиновой зависимости (к табаку), и к алкогольной. Можно было везде встретить людей с папиросами; и в фильмах многократно... Сейчас мы видим, что курение уже практически запрещено в общественных местах, больницах. Уже есть какие-то сдерживающие факторы, уже стали понимать, что курение – это плохо. Но в отношении алкоголя – пока тишина.

– Знаете, для меня всегда показательно, что в самолете до сих пор есть указатели: «пристегните ремни» и сигарета, зачеркнутая красным. Уже давно запрещено курить в самолете, но знак до сих пор существует как память о том времени.

Меня очень интересует еще один вопрос. Помните время, когда пиво продавалось на улицах прямо из ящиков – и люди пили пиво, прямо сидя верхом на скамейках? Все помнят это время. Было огромное количество рекламы и пива, и вина: и на билбордах, и на рекламе по телевидению постоянно. Потом это запретили. Убрали рекламу с улиц, потом запретили рекламу алкоголя до десяти часов вечера. Сейчас вообще не вижу этой рекламы. И очень сильно упала продажа пива в России. Это говорит о том, что алкогольная зависимость и пропаганда связаны?

– Эта пропаганда пока еще продолжается; я, например, часто с ней сталкиваюсь. Вот мне  посоветовали посмотреть два зарубежных фильма, вроде бы как раз о том, как хорошо жить трезво. Но я там увидел еще более страшные вещи. Один фильм – «Экипаж» с Дензелом Вашингтоном. Он там в пьяном виде сажает самолет... У него зависимость. Но там показывают еще более страшные вещи: его приводят в нормальное состояние наркотиками. Вызывают, дают ему эти наркотики, он их нюхает, встает – и как здоровый человек. По нему даже не видно, что он только что выпил сколько-то бутылок водки.

Другой фильм «Джунгли». Кажется, вообще хороший фильм, там спасают человека. Но самое яркое впечатление от этого фильма (его, может быть, некоторые пропускают, не обращают на него внимания) – когда главному герою перед путешествием дают наркотики. Он их нюхает, и появляются спецэффекты: летают какие-то бабочки, все крутится, вертится. Потом весь фильм действительно о спасении человека, он выживает в жутких условиях. Речь о том, что даже индустрия (смотришь, западная индустрия) построена на подсаживании человека на зависимость. Понимаете? Видимо, просто это большие деньги, и за этим стоят, к сожалению, злые люди, которым неважно, что у нас... Знаете, сколько сегодня людей в России умерло от алкоголя?

– Нет.

– Тысяча четыреста человек в один день. Это статистика, ее можно посмотреть: от 1400 до 1500 человек ежедневно в России.

– Полторы тысячи человек в день умирает от алкоголя?..

– А зарегистрировано в России алкоголезависимых пять миллионов пятьсот восемьдесят тысяч человек. Представляете размах? У нас, например, идет подсчет людей: сколько человек причащается в храме. У нас – больше всего на Пасху, тысяча двести человек. Это на двух литургиях, это битком набитый храм. Представьте себе: вот такое количество людей ежедневно гибнет от алкоголя.

Шок!

– А если смотреть по миру, то от чего в основном гибнут люди в мире (понятно, после старости и всяких заболеваний)? От голода! И чем себя оправдывают эти алкоголезависимые люди? Они говорят: «Мне тяжело жить».

– «Я устал и хочу отдохнуть».

– А если сравнить с теми, кто живет в Африке? В Южной Африке в основном гибнут – им действительно тяжело жить. Там пищи нет, воды нет, антисанитария. Понимаете? А у нас (приведу маленький пример) приходит мужчина, плачет, рыдает.  Что случилось? Говорит: «Я жить не хочу. Я сегодня заводил свою машину, а она не завелась. Я сел во вторую машину (жены), и на ней у меня ДТП, она сломалась. Вот я и пришел в храм. Я жить не хочу». У человека прямо повод выпить.

– Потрясающе!

– И другая ситуация. Приходит мужчина (рядом с нами больница) и говорит: «Знаете, у моей жены ноги ампутировали. Она просит, чтобы Вы пришли к ней, причастили ее». Я прихожу к ней, спрашиваю: «Ну как Вы? Наверное, унываете?» Она крестится (православная) и говорит: «Господи! Слава Тебе, Боже, за все. Значит, так надо». А муж что про нее сказал? Муж сказал: «Видимо, Господь не хочет, чтобы она была на человека похожа. Он хочет, чтобы она была на ангела похожа, без ножек».

– Потрясающе!

– Вот отношение, мышление православного человека и светского.

– Вопрос телезрительницы Елены из Московской области: «У нас в православной среде (это не сейчас родилось, давно; и все это продолжается) человек не может взять на себя ответственность, принять какое-то решение, все: как батюшка благословит. Годами около батюшки человек и все говорит: как батюшка благословит. Вплоть да каких-то бытовых вопросов. Правильно ли это? Я вот помню, схиигумен Савва (Остапенко), псково-печерский старец, писал в своих воспоминаниях: смотрю на своих духовных чад и плачу – они карлики, они не растут… Вопрос ответственности, принятия решений насколько актуален и насколько важен?»

– Да, есть такая проблема. Я тогда переведу это даже на «Братство трезвости». Бывает так, что «Братство трезвости» выстраивается в такое тоталитарное общество, где человек привязывается невидимым поводком к священнику. Мы сейчас пытаемся возродить то, что было до революции, – православное «Братство трезвости», где людей называли трезвенниками, а не алкоголиками. И задача священника, возглавляющего «Братство трезвости», – сделать человека свободным во всех смыслах; в первую очередь, конечно же, от алкоголя. Человеку нужны какие-то «костыли», какая-то опора, ему нужен выход. Он должен научиться исповедоваться, научиться разговаривать с Богом, соединяясь с Ним в причастии Святых Христовых Таин. Если смотреть на неправильные направления, когда нагнетается: «Ты алкоголик, ты должен всегда у меня все спрашивать», – это уже отклонение. Получается, человек просто меняет свою зависимость: с зависимости алкогольной на зависимость от организатора «Братства трезвости».

Мы всегда смотрим на Господа, на Евангелие. Вот Господь три года ходил с учениками, Он их всему научил. Потом в какой-то момент Он покинул их, и они остались один на один с Богом. Задача «Братства трезвости», председателя «Братства трезвости» – сделать человека свободным во всех отношениях, в том числе и от «Братства трезвости». Впоследствии человек просто должен стать христианином. Ему уже будет неважно, на какой он ходит приход, самое главное, что он приходит к Господу. И когда человек исповедуется, неважно, у какого священника он исповедуется. Он исповедуется Господу.

– Вот это как раз ответ на вопрос. Действительно, наше вечное: «Батюшка, благословите поклеить обои розового цвета», «Батюшка, благословите купить фотоаппарат».  И «как благословит батюшка» – переносится в семью…

А что такое созависимость? И еще один вопрос, который тоже интересует. Часто мы обращаемся за решением проблем не к священнику, не к Церкви, не к Господу, а к психиатру или врачам, которые так или иначе воздействуют какой-то химией и прочее. Насколько это все взаимосвязано? Ведь часто близкие даже подмешивают какую-то химию в еду, чтобы человека избавить от алкоголя. Я уж не говорю об обращении к гадалкам, ворожеям...

– Такая проблема существует. Бывает так, что человека даже приводят в храм после долгих, многолетних уговоров... Конечно, задача священника – расположить этого человека, встретить его с отеческой любовью, показать, что есть выход, сказать, что это все действительно пагубно. Но, бывает, человек приходит и говорит: «Вот у меня – полчаса. Давайте... Что нужно?»

– Сделайте «чики-брики» – и...

– Сейчас очень много психотерапевтических способов отрезвления, как Вы говорили, на каждом шагу...

– Гипноз.

– С помощью гипноза, с помощью просто программирования сознания, с помощью плацебо происходит некая замена зависимости страхом. Человек зомбируется на страх, ему в подсознание внушается программа: «Если ты выпьешь определенную дозу (просто попробуешь глоток алкоголя), тут же умрешь». Это состояние стресса, состояние страха человека удерживает. Обычно кодируют на три месяца, на полгода. Это стоит денег. Почему эти методы неприемлемы для православного мышления? Потому что человек не по своей собственной воле, не своей душой отрешается от этих страстей, а просто-напросто соглашается на то, чтобы над ним совершилось некое насилие. Это рождает в человеке психические проблемы. Отсюда появляется некое раздвоение личности: с одной стороны, сам человек еще не созрел для того, чтобы бросить зависимость, не потрудился осознать и сделать какой-то добровольный шаг, но он боится, что умрет (страх смерти). А сказано: «В любви нет страха». Человек должен давать обет по любви к Богу. Обет трезвости совершенно другой направленности. Обет трезвости – это добровольное желание человека действительно побороть свою зависимость и быть свободным перед Господом вне всяких ложных манипуляций.

– Наша передача не только для Петербурга, но и для многих других городов. Знаете, у нас есть телефон пожарной части, милиции, скорой помощи, службы газа. А было бы хорошо, если бы был еще телефон, состоящий из двух-трех цифр, и по нему могли бы обратиться люди, которым нужна помощь именно в этом. Вопрос такой: что делать человеку, попавшему в эту зависимость? Он должен прийти просто в любой храм и обратиться к священнику? И везде ли существуют эти службы помощи?

– Слава Богу, у нас еще в 2015 году Русская Православная Церковь приняла «Концепцию по утверждению трезвости». В соответствии с этой концепцией при каждом храме должно быть организовано «Братство трезвости». Поэтому можно прийти в каждый храм, обратиться к священнику. Может быть, еще не в каждом храме есть «Братство трезвости», но в епархии точно есть такие трезвеннические отделы.

– Любому человеку есть способ помочь? Или все-таки бывает, что способов нет? Бывают безвыходные ситуации?

– Знаете, у меня все стараются. Все, кто приходит, проходят какие-то ступени. У кого-то не получается, кто-то оступается, но мы не бросаем людей. Господь каждому дает шанс. И пока человек жив, есть шанс исправиться, побороть свою зависимость.

– Мы говорим это для всех людей, которые, что называется, опустили руки. Не опускайте руки, обращайтесь за помощью в ближайший храм, и вам обязательно помогут.

– Помоги всем нам Господь жить в трезвении и чистоте!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать