Архипастырь. Беседа с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием

20 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Владыка, мы записываем это интервью в преддверии праздника апостола Фомы, который является одним из небесных покровителей Среднеазиатских православных епархий, потому что он проповедовал в этих землях. Апостол Фома известен прежде всего тем, что выразил сомнение, недоверие свидетельствам о воскресении Христа. И уже от Самого Господа получив уверение в этом, дальше до конца дней своих не сомневался и был верен Христу даже до смерти. Вот как раз о вере и сомнении я хотела бы попросить Вас побеседовать с нами.

Святитель Феофан Затворник, например, в письме одному из духовных чад говорил, что не надо принимать сомнение в вере за чистую монету, надо его отвергать, а потом, если такая необходимость возникнет, уже искать какие-то доводы против этого сомнения. И сейчас посредством сети Интернет, в частности, на людей обрушивается масса сомнений; даже верующие люди в результате отходят от Церкви. Что Вы скажете об этом?

– Да, мы сталкиваемся с таким явлением, когда люди приходят к нам с большими сомнениями в своих умах, сердцах. Мы видим, что люди меняются прямо на глазах, видим, как очень сильно действуют на сознание людей все эти сомнительные слова, которые произносятся в сетях.

Удивительно. Человек получает большое количество информации о правильном понимании тех или иных церковных, богословских, вероучительных истин, но какой-то маленький вброс сомнения сразу человека меняет, он становится как будто безвольным. Он готов принять эти сомнения и становится расслабленным, не может преодолеть эти сомнения в своей душе.

Во-первых, это, конечно, слабая вера. Когда у человека вера крепкая, сильная, он не сомневается ни в чем. А эти ситуации – показатель, что действительно в нашем народе, в некоторых людях слабая вера. Малейшие сомнения сразу задевают человека, и он начинает сомневаться, иногда даже отходит от веры, от Бога, Церкви, пока не произойдет что-то, что его как-то образумит.

В современном обществе нет такой сильной веры, которая была когда-то. Даже взять ХХ столетие, когда испытывали веру наших православных христиан. И испытывали ее не какими-то сомнительными мыслями, а страданиями, мучениями, унижениями, оскорблениями, к людям относились очень непочтительно и неуважительно. И все равно народ стоял твердо в вере и Бога не предавал, в Бога верил. Люди не думали: «Почему Бог допускает такие страдания, мучения? Разве Он не видит, что я за веру во Христа столько терплю?» Таких мыслей даже не было у человека. Понимали, что это испытание нашей веры; и если сможешь выстоять, значит – ты настоящий православный христианин, который не предает своей веры, не предает Христа и готов за Него отдать все до последнего, даже жизнь свою. Вот такая вера у нас когда-то была.

К примеру, возьмем такое: на тех, кто учился в то время в семинариях, когда они туда поступали, родственники нажимали, близкие и родные смеялись над ними, считали их сумасшедшими, неразумными: «Куда ты идешь? Что ты делаешь? Там никакой перспективы нет. Вот есть институты, есть работа. А ты куда пошел? Видишь, что Церковь гонима, а ты идешь быть гонимым! Только неразумные могут так делать». Так нам говорили. Но мы шли, потому что верили, потому что считали, что мы на правильном пути, и ничто не могло нас уклонить с этого пути, даже унижения, оскорбления от самых близких, родных людей. Мы стояли в этой вере и на этом пути, который Господь для нас избрал.

Сейчас часто верующий человек ходит в церковь и даже причащается, ходит по святым местам, чувствует благодать Божью, которая особенно обильно изливается на каждого из нас в этих святых местах, в том числе в Иерусалиме, на Гробе Господнем. Но вбрасывается грязь сомнения, и человек сразу реагирует и не знает, что делать дальше. Это показатель того, что вера очень слабая.

Для того чтобы укрепить свою веру, нужно молиться. Господь через апостола Иакова сказал: если нет веры или вера слабая, то просто молись, чтобы Господь ее умножил. И Господь это сделает, даст веру. Чтобы укрепить ее, нам и дано читать утренние и вечерние молитвы. Так мы молимся как раз об умножении веры, об укреплении в вере, благочестии, молимся, чтобы Господь дал нам смирение. А смирение – это что? Это как раз и есть укрепление нас в вере, то есть испытание в ней. Смирение – это скорби, трудности, испытания. Если мы переносим их на основе нашей веры, то, конечно, вера в нас укрепляется и приумножается, мы становимся смиренными, кроткими, послушливыми, терпеливыми, любвеобильными.

Ради чего мы это делаем? Ради того, чтобы Господь дал нам вечную блаженную жизнь. Вот это устремление нашего сердца к вечности сейчас ослабло. Мы больше думаем о земных утехах, о земных наслаждениях, благах. Порой можно сказать, что большое количество наших верующих, даже прихожан,  – это люди, которые верят в Бога для того, чтобы Господь дал им хорошую работу, хорошую зарплату, хорошую жизнь земную, блага земные. Как только какие-то скорби начинаются, человек перестает ходить в церковь: «Господь ничего не дает мне, зачем я буду ходить?»

Такие примеры я знаю из своего опыта жизни в Церкви. Есть такие люди: чуть-чуть какая-то скорбь – и сразу кончается их вера. А вера именно в том, чтобы устоять во всех трудностях жизни и этим самым показать: «Да, я действительно верующий – и когда мне хорошо, и когда мне скорбно. Я не предаю своей веры, я не предатель своего Спасителя, я верю в  Спасителя, Который спасает меня от вечных мучений, дает мне вечную блаженную жизнь». А страдания – это как раз путь, который ведет нас в Царство Небесное, потому что Господь сказал, что путь в Царство Небесное – узкий, тернистый, скорбный путь, который Сам Он и прошел.

Мы недавно прошли Великий пост. И особенно в последнюю Страстную седмицу  окунулись в жизнь Спасителя, увидели, как Он терпел и унижения, и оскорбления, и предательства, и бичевания, и крестные страдания, и издевательства. Богочеловек Христос Спаситель не совершил греха; наоборот, Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал людям, бедным. Но в таком святом, чистом Богочеловеке нашли вину.

Несмотря на все это, Господь не отрекся от нас, грешных. Ради нас Он готов был пойти на смерть, чтобы искупить нас от греха, от проклятия смерти и даровать нам вечную жизнь. Вот такая преданность своему делу, своей вере, Христу должна быть и у нас при всех скорбях, при всех трудностях. А у нас как трудности, так сразу вера пропадает. Нет твердости в том, чтобы мы стояли за веру, как стояли наши предки, – до крови, до смерти, до конца своей жизни.

Конечно, нас радует, когда человек приходит в церковь. Даже когда он приходит для того, чтобы получить какие-то земные блага от Бога. И мы видим, как люди приходят в церковь (мы их называем захожанами), поставят свечку, помолятся, поплачутся перед иконами, перед святынями нашей Церкви. Господь по Своему милосердию помогает им, дает то, о чем они просят. И они говорят: «Нам больше ничего не надо». А чтобы участвовать в богослужениях, участвовать в таинствах церковных, причащаться, исповедоваться – им это и не нужно даже.

Мы думаем, что это хорошо, но это не совсем хорошо. Мы считаем, что это первая ступень человеческого развития, но, к сожалению, человек остается на этом уровне и не хочет  подниматься дальше. Человек получил от Бога какую-то милость, выполнил Господь его просьбу. С какой целью? С целью, чтобы он благодарил Бога за то, что Господь так милостив. Несмотря на наши грехи, несмотря на немощи и слабости, Он все равно помогает нам. Но Он требует, чтобы мы возвышались, развивались и укреплялись в вере, благочестии, церковной жизни, в исполнении воли Божьей. А для нас так: когда Господь дает – Он хороший, а когда немного нас испытывает – уже нехороший, «не нужен нам такой Бог; и не надо нам вообще ходить в храм». Вот такая у нас слишком приземленная вера. И это, конечно, не делает нам чести.

Сейчас сильное развитие информационных технологий. И мы должны быть готовы к тому, чтобы устоять перед всеми этими искушениями, потому что будут забрасывать много сомнительных мыслей, сомнительных слов. И мы должны стоять твердо в этих искушениях, испытаниях нашей веры. Это только начало. А если начнут в полной мере работать с этими новыми технологиями, то, конечно, будут стараться менять наше сознание, наше понимание и направление и так далее. И мы тогда останемся вообще без веры, мы будем просто рабами: что скажут, куда направят, туда и пойдем без особого сопротивления или понимания, что мы делаем, для чего это делаем.

Мы  живем (с точки зрения православного христианина) ради Царствия Христова, которое дал нам Господь Своим славным Воскресением и ценой Своей Крови, ценой Своих страданий на Кресте. То есть Он взял на Себя наказание за грех всего человечества. И мы должны благодарить Бога за это. Чем? Тем, чтобы прийти к Нему, благодарить Его, слушать Его, исполнять Его святую волю, исполнять Его заповеди. И благодарить не только одним языком. Прийти в церковь и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне помогаешь, защищаешь меня; что я здоров; что даешь возможность заработать средства для существования», – это тоже нужно.  А чем еще нужно благодарить? Делами своими, поступками, верой, преданностью Богу и полной отдачей себя Ему.

Раз Господь отдал Себя полностью за нас, то мы полностью должны отдаться Ему. Так мы получаем себе (не Богу) то, что нам необходимо для блага (для вечного блага). Такая логика, такая связь должна быть у нас в отношении Бога. А когда мы относимся к этому поверхностно, то получаем расслабление, ослабление нашей веры, которая может быть поражена или побеждена по щелчку пальцев. Поэтому дай Бог, чтобы мы смогли устоять и укреплять свою веру.

Сейчас мы находимся в преддверии праздника Антипасхи, памяти святого апостола Фомы. Он действительно, когда услышал, что Спаситель воскрес, сказал слова, которые и мы всегда говорим (он выразитель нашей испорченной природы): «Я не поверю, пока не увижу». Господь по Своему милосердию дал ему потрогать раны, чтобы тот удостоверился, что Он действительно воскрес. Можно сказать, что от лица всего человечества он удостоверился и сказал: «Да, Господь мой и Бог мой…» С того времени почти что две тысячи лет мы уверены в истинности Воскресения Христова благодаря апостолу Фоме, который сказал всем нам, что он это увидел и что действительно было Воскресение Христово. Поэтому нельзя сказать, что он  неверующий. Мы выражаемся не совсем корректно: Фома неверующий. Он очень верующим был человеком. Но он поверил для нас, чтобы нас в этом удостоверить. И в то же время мы должны услышать голос Христа Спасителя, Который сказал Фоме: «Ты увидел, ты потрогал, ты поверил, но блаженны невидевшие и уверовавшие». Мы должны иметь веру в то, что Господь говорил, что Он совершил. И благодаря этой вере Господь называет нас блаженными. И дай Бог, чтобы это блаженство у нас действительно было. Для нас открыта дорога для вечного блаженства Царства Божия, если мы постараемся жить по Его святым заповедям. Тогда, конечно, мы будем иметь счастье и здесь, на земле, потому что жить в Боге, с Богом на земле – это большое счастье. Это и ведет нас к вечному счастью, к вечному блаженству.

Поэтому очень важно, чтобы мы это понимали и не прилеплялись сильно к земле, которая нас так сильно приземляет. Царство Божие дано нам таким необычным средством для нашего избавления, искупления (то есть через страдания, через мучения). Господь нам дал блаженную вечность. Это показатель особой любви, особого милосердия Бога Творца к Своему созданию. В нашей жизни такого почти что не бывает: чтобы кто-то нам делал зло, совершал против нас какие-то беззакония, а мы за них пошли на смерть, чтобы их защитить. Такого не бывает. Мы можем, в крайнем случае, пойти на такие жертвы, если это какой-то друг, благодетель, который нам сделал много доброго. За него можем пожертвовать собой, и то не до конца и не всегда. А тут за нас,  врагов, грешников, за тех, кто Его распинал, бил, за все человечество, которое имеет огромное количество грехов, Он пошел на Крест.

И почему Его не любить? Почему не любить Бога, Который так нас полюбил и так много пострадал за нас? Как раз такие мысли, рассуждения должны быть, они тоже укрепляют нас в вере. Это тоже идет на умножение веры, и мы должны в эти дни после Святой Пасхи, после праздника Воскресения Христова (мы празднуем Воскресение Христово в течение сорока дней) об этом думать. Не случайно Церковь дала нам возможность праздновать столько дней, потому что это событие имеет основополагающее значение для каждого человека. И Господь этим дает нам возможность, чтобы мы в течение сорока дней глубоко размыслили, углубились в смысл этого великого события. Что дал нам Христос Спаситель? Что значит воскресение? Почему Он взял на Себя такую миссию? Может быть, мог быть и другой путь, но Он избрал этот путь, путь страдания; путь узкий, тернистый, обвинение во всех тяжких грехах, которые существовали тогда на земле. И Его во всем этом обвиняли, хотя Он не был виноват. Его распяли на Кресте (это страшная, ужасная, позорная смерть), а Он сказал: «Господи, прости им, ибо не знают, что творят». Видите, какое милосердие, какая любовь Божия к нам всем, какое спокойствие, какое смирение Он показал!

Господь победил смерть, воскрес. И никого не обвинил, никого не осудил, Он пришел и сказал: «Мир вам!» Понимаете, мир пришел принести! Не раздражение, не недовольство, не ропот, не осуждение. Он сказал: «Мир всем!» Вот такой у нас Господь, такой у нас Спаситель, и почему Его не любить? Почему Ему не верить, почему не следовать Ему? Он так много блага и добра сделал нам.  Прошло две тысячи лет, и я думаю, что люди должны были уже так проникнуться темой Божественного искупления всего человечества, что в XXI веке все стать верующими во Христа и говорить: «Слава Тебе, Господи, что Ты нас так любишь; мы тоже Тебя любим, мы тоже следуем за Тобой».

Но, к сожалению, у нас все хуже и хуже становится с нашей верой. Она ослабевает. И есть такие слова Спасителя: «Когда приду, найду ли веру на земле?» Такая беда с нашим сознанием, с нашим пониманием. Слава Богу, что у нас есть телеканал «Союз», который говорит нам об этих важных сторонах жизни нашего общества и, конечно, призывает всех нас к тому, чтобы мы подумали глубоко об этой всемирной Жертве Христовой, об этом великом событии Воскресения Христова, которое дало нам возможность воскреснуть со Христом и получить вечную блаженную жизнь. Господь воскрес, восстал из мертвых и больше умирать не будет. И мы тоже со Христом воскреснем и больше умирать не будем. Это будет вечная жизнь.

– Владыка, иногда сомнения всеваются не чем-то пришедшим извне, а внутрицерковной жизнью. Что я имею в виду? С моей точки зрения (не знаю, согласитесь Вы или нет), наметилась определенная тенденция (я бы ее так сформулировала): что мне удобно, комфортно и нравится – это и есть православие. А если вы говорите, что надо идти путем, который указали святые отцы, то  вы фарисействуете. Когда вы говорите о покаянии, просто формируете у человека невроз и комплекс вины и так далее… То есть ощущение, что идет какой-то пересмотр фундаментальных традиций, пересмотр канонов, и дух этот носит какой-то противоположный евангельскому духу характер. Что Вы скажете об этом?

– К сожалению, есть такая тенденция: верить в Бога для того, чтобы жить на земле хорошо – и больше ничего. А Царство Небесное (вторая часть нашей жизни)  упускается. Что не надо никаких трудов, подвигов, ничего не надо делать, потому что в этом нет смысла. На самом деле это имеет очень большой смысл, потому что мы смотрим на наших отцов, матерей – это богатейший опыт нашей Церкви. И почему этот опыт мы должны устранить, а что-то новое внести? Мы лучше, чем те?

Я вижу (многие видят), что мы расслабились очень сильно. Забросили какую-то мысль – и сразу человек сомневается. Это чтобы показать, что вера очень слабая. Потому что есть такая тенденция: что Господь милосерден, Он все даст, у нас все хорошо. Но это все будет не так долго, потому что Он Сам сказал, что благодать и милость Божия бывает на благо человека до тех пор, пока человек живет благочестивой жизнью. Когда вера и благочестие ослабевают – начинается пагуба. Что и было до революции. То же самое говорили: «Зачем нам церковь? Зачем молиться, поститься? Зачем все это делать? Это все не нужно. И креститься вообще не надо, можно верить и без этого. Нам ничего не надо». Мы уже на эти грабли наступали; хотим еще? Я думаю, вразумления большие были. И почему? Потому, что отступили от Бога, ослабла вера. Хотя вера тогда была сильнее, чем сейчас. Но Господь, видя такую тенденцию падения, немножко дал нам встряску. И те, кто действительно верил, показали свою веру по-настоящему – до крови, до смерти через мучения, страдания. И они это не воспринимали как какое-то Божие немилосердие. Наоборот, они Бога любили еще больше, потому что считали, что это милость и любовь Божия к нам, чтобы через эти испытания дать нам Царство Небесное, которое мы потихоньку теряли.

Сейчас такая же ситуация начинается в какой-то степени: что покаяния не надо, можно причащаться и без исповеди, потому что это все лишнее. Но нужно помнить слова Священного Писания, которые Господь сказал: «Я пришел на землю не праведников искупить, а грешников. Я пришел на землю, чтобы не здоровых исцелить, а больных». Эти слова очень важны для того, чтобы мы осознавали, что мы – больные и грешники. И только больных и грешников Господь спасает. Он так сказал. Если хочешь спасаться – иди по узкому, тернистому, скорбному пути, подвизайся, осознай свою греховность и кайся в ней. Поэтому если мы хотим нашу испорченную природу исцелить с помощью Христа Спасителя, восстановить с помощью благодати Христовой, то надо трудиться, подвизаться. Без труда, без подвига ничего не будет. Когда Господь видит, что мы трудимся, осознаем, что мы больные и грешные, тогда Он спасает.

У нас две стороны осознания греха. Одно дело, что мы должны осознать свои грехи, которые сами совершили. И совершили много и тяжелых грехов, которые надо искупить, то есть принести плоды покаяния – добрые дела. Это тоже подвиг большой. А другая ситуация: нужно осознать, что у нас греховная природа, греховность эта постоянно течет как ручеек. И мы должны это видеть, оплакивать, как делали наши отцы, матери и подвижники. И тогда Господь, видя наш духовный плач и трепет, приходит и совершает наше исцеление – через таинство Покаяния, через таинство Тела и Крови Христовых. Тогда это имеет действие, силу очищения нашей души. А когда причащаешься, но не осознаешь, что грешный, Господь и не совершает вот это действие, которое необходимо для нашего искупления.

Мы, православные люди, понимаем, что искупление совершается нашей волей и благодатью Христовой. Надо приходить к Врачу Небесному и говорить: «Господи, я грешный, недостойный, слабый, ничего не могу. Помоги!» Плач, просьбы, моления, поклоны, пост, воздержание – все это вместе является средством для того, чтобы Господь, видя наши старания, совершил дело нашего искупления. Он же не просто пришел – Он прошел путь страдальческий. И тем самым показал, как должны мы, христиане, вести эту жизнь.

С первых же дней Своей жизни на земле Он показывал смирение (родился в яслях для скота), терпел унижения, оскорбления, гонения от Ирода. Жизнь Христа Спасителя на земле была очень сложной, тяжелой, всегда в опасности.  Сколько раз хотели Его убить, хотели бросать в Него камни... А Он Своей Божественной силой уклонялся, потому что было еще не время... А мы хотим, ничего не делая, прийти один раз в год причаститься – и все. Значит, Господь должен меня уже спасти. Это обман, заблуждение, и не надо поддаваться этому заблуждению сегодняшнего времени. Надо жить так, как жили наши предки, наши отцы. Они были очень благочестивые, преданные Богу, верующие, выполняли все, что требуется.

И такое выполнение в точности всех правил христианской жизни не есть какое-то сумасшествие, как некоторые сейчас думают. Это преданность воле Божией. Раз Господь сказал, что в среду и пятницу надо поститься, то это воля Божия. Ну что же еще надо? Надо поститься. Потому что Он в среду был предан, а в пятницу был распят. А мы, как православные христиане, знаем значимость всемирной Жертвы Христовой на Кресте. И мы, как ученики Христовы, должны хоть маленькую жертву принести Христу взамен той Жертвы, которую Он принес за нас. То есть какую-то благодарность Христу: «Господи, Ты пострадал за мои грехи. А я хотя бы в среду и пятницу буду немножко воздерживаться от мясных и молочных продуктов». Конечно, пост – это не просто воздержание от мясного и молочного, но еще и воздержание от греха. Потому что грешить – это вновь распинать Христа. Вот хотя бы два дня в неделю я буду стараться вспоминать о Жертве Христовой». Конечно, надо иметь эту память всегда, но хотя бы – в среду и пятницу. Адам и Ева были изгнаны из рая за нарушение поста. То есть за нарушение заповеди Божией.  

А мы сейчас говорим: «Зачем поститься? Зачем изнурять свое тело?» В Каноне Андрея Критского написано, что Мария Египетская изнуряла свое тело, свою плоть ради Христа, Который ее простил. Простил все ее грехи. И она этим самым благодарила Господа, что Он дал ей такую милость, такую грешницу помиловал, не отверг от Себя, а принял ее и дал возможность быть с Ним. Она получила благодать за покаяние. Не просто так, продолжала пить, курить, блудить и говорить: «Я верующая во Христа». Нет. Она все это бросила. Бросила грех. Стала жить аскетично для того, чтобы искупить свой грех. Она глубоко осознала свой грех. Вот как совершилось над ней дело искупления ее падшей природы. Ее личные грехи и еще падшую природу Господь очистил так, что она ходила по водам, возносилась в воздух на молитве и т.д. Она уже не была человеком земным, а была человеком небесным, уже находилась в Царствии Божием.

Поэтому все, что установлено нашей Церковью, – это все на благо нашего спасения. Однодневные и многодневные посты, все, что есть в Церкви, мы должны исполнять. Это не есть фарисейство. Если мы правильно к этому относимся, то это не будет фарисейством. Если неправильно, то, конечно, да.

Например, люди приходят в церковь и нас осуждают, что идет оборот денег. Это непонимание. Господь, когда пришел в церковь и увидел неправильное отношение к жертве ради Бога, выгнал всех меновщиков денег и продающих. Почему? Потому что они уже не Богу приносили жертвы, забыли про Бога, забыли, ради чего это делается. Это стало ритуалом непонятным и неразумным. Поэтому Господь сказал: «Не делайте дом Мой домом торговли».

Сейчас люди приходят в церковь, и происходит то же самое. Как на базаре: это очень дорого; и что вы тут торгуете? По сути, люди не понимают, что они приходят в церковь к Богу и жертву Богу воздают ради себя, ради своего спасения, очищения, чтобы Господь послал им милосердие. С какой душой будешь давать, так и Господь тебе воздаст. Дашь с недовольством, гневом, осуждением – и ничего не получишь. Вспомни, как та вдовица последнюю лепту отдала Богу, Господь похвалил ее, и эта искренняя жертва до сих пор восхваляется во всем мире. Не «что», а «как»: как ты это делаешь – так и получишь от Бога. Получишь милость, благословение, радость, утешение, прощение грехов. А если дашь с осуждением, недовольством, то и не будет тебе  ни милости, ни утешения.

Это не твои деньги, это Божьи деньги, это Господь дал их тебе. Ты их возвращаешь Богу как благодарность. Если ты настроен так, то не будешь торговаться, почему свечечка или книжка такая дорогая и невозможно ее приобрести. В храме все существует на пожертвования, человек приходит к Богу, чтобы жертвовать, и если ты не можешь купить что-то за эту сумму, никто не запрещает тебе дать столько, сколько по силам, но с добрым расположением сердца. Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам, говорит Господь.

Каким должно быть отношение к тем делам, которые мы делаем в Церкви, в христианской жизни? Все должно быть осмысленно, нужно понимать, для чего это делается. Мы живем на земле для того, чтобы достигнуть Царствия Божия в вечной жизни. Все должно быть ради Царствия Божия. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит, что мы трудимся  (на работе ли, дома ли)  для Христа, зная, что Христос даст нам за это награду – Царствие Божие.

– В дни Великого поста мы сосредоточены на покаянии, и Великий покаянный канон Андрея Критского помогает нам в этом – как и вообще весь ход церковной жизни. Наступает Светлое Христово Воскресение, и даже в слове святителя Иоанна Златоуста мы слышим: «Никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение».

Действительно, светлая радость о Христе покрывает собой все. Но проходит какое-то время, и эта радость начинает угасать; то, от чего мы вроде бы отошли, исцелились постом, снова заявляет права на нашу душу, и мы уже не принадлежим ни себе, ни Христу. Как правильно проводить пасхальные дни, чтобы оставаться с воскресшим Христом?

– Есть такая человеческая немощь. Мы получаем очень большую радость от воскресшего Христа Спасителя. Мы радовались какой-то особой радостью даже в Страстную седмицу. Вроде бы и печалились, потому что вспоминали Его страдания, но в то же время и радовались: Господь нас восстановил, возродил и вернул то, что задумал в Своем Промысле о человеке. Он задумал, что человек должен жить блаженно рядом с Ним, беседовать с Ним, находиться с Ним лицом к лицу. Это было Его желание. Но человек нарушил пост и не покаялся. Чтобы восстановить то, что было порушено одним грехом – непослушанием, нарушением поста, Христу нужно было проделать очень большую работу. Еще один творческий акт восстановления. В начале времен Он легко создал человека. Вдунул в него дыхание жизни, и человек стал святым, чистым, богоугодным. Однако чтобы восстановить, воссоздать человека, Ему пришлось прийти на землю, принять  человеческую плоть, вознести ее на крест, претерпеть много страданий, мучений, победить зло и воскреснуть. И дать нам вновь то, что мы потеряли, то есть Царство Божие, вечную жизнь.

Осознание подвига Христа для нас, когда мы печалились и радовались одновременно,– это особое состояние души. В день Воскресения, как говорит Иоанн Златоуст, надо радоваться, забыть наш плач о грехах, потому что Господь все простил, всех помиловал. Да, Он нас простил и помиловал, и нужно радоваться этому, но еще нужно эту духовную радость сохранить.

Существует такая немощь, когда мы от радости духовной переходим к радости плотской. Эта плотская радость заглушает духовную, и начинаются какие-то греховные дела, которые возвращают нас к исходной точке.

Мы видим, что преподобный Серафим Саровский имел эту радость пасхальную, которую не терял никогда. От Пасхи до Пасхи он приумножал ее. Нам хотелось бы такое иметь, но, к сожалению, мы все это теряем. Даже в пасхальные дни радость уже уходит, но все равно надо возвращаться к этой радости, к этой благодати.

Поэтому не случайно Господь и Церковь так установили, что каждый воскресный день – это малая Пасха. Каждый воскресный день мы вновь и вновь приобщаемся к этой великой благодати Воскресения Христова. Это радость, это утешение, это вера, это благочестие. Почему и призывает наша Церковь, чтобы в каждый воскресный день человек обновил свое естество, обновил свою пасхальную радость через покаяние, через осознание своей греховности, через осознание своей болезни.

На протяжении всей недели были какие-то ситуации, в которых человек совершал грех и лишился того, что приобрел в предыдущем Великом посте. Если человек это понимает, то в каждый воскресный и праздничный день он обязательно придет в церковь, чтобы восстановить утраченное. Вновь и вновь найти это и сохранить.

 Есть такие каноны в нашей Церкви: если православный христианин не был три воскресных дня на литургии, он автоматически отлучается от Церкви. Это значит, прерывается действие благодати Божией, и человек остается один на один со своими немощами. Господь Своей милостью все покрывает, но человек  такого воздействия благодати Божией уже не получает, и нужно снова ее восстановить. Если он будет постоянно ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, творить добрые дела, молиться, то Господь восстановит эту благодать. Но бойтесь ее потерять. Терять легко, а приобретать тяжелее.

В течение недели вроде бы все у нас сохранилось, а завтра Антипасха. Это тоже время для восстановления того, что мы потеряли. Тоже нужно исповедоваться; если не причащаться, то прийти на исповедь, чтобы очистить свою душу, чтобы благодать Божия могла войти в нас. В злохудожную душу благодать Божия не входит. Вот пришел, покаялся перед Богом, перед духовником, получил очищение – и надейся на милость Божию, верь, что Господь тебя посетит благодатью Своего славного Воскресения. И так из недели в неделю, из воскресенья в воскресенье.

 Таким образом, мы в течение года что-то сохраним до следующей Пасхи и там получим еще больше. И так во все дни нашей жизни. С этой благодатью мы пойдем к Богу, и нам не скажут так, как сказал, закрыв двери, Господь тем неразумным девам: «Не знаю вас». Святые отцы толкуют: чего не хватало им? Не хватало им благодати Божией, которая должна стяжаться во время всей  жизни. Поэтому все в Церкви очень мудро устроено. Хотим мы это понимать или не хотим, но природа наша  испорчена, загрязнена. Ее надо очищать постоянно. Господь дает нам средства для очищения. Поэтому не надо выдумывать какие-то новые правила, которые ни к чему хорошему не приведут.

– Если можно, на прощание небольшое пасхальное поздравление от Вас.

– Наша душа сейчас исполнена большой радости о воскресшем Господе, и мы в течение сегодняшней нашей беседы много говорили о важности этого великого таинства, о том, что дал нам Христос Спаситель Своим славным Воскресением, о том, что мы должны сохранить эту радость. Дай Бог, чтобы мы действительно хранили эту благодать как большое сокровище, ценность и делились этой радостью с окружающими. Дай Бог, чтобы она никогда не оскудевала в наших сердцах, но приумножалась, и с этой радостью мы бы делали те дела, которые присущи православному христианину.

 Когда мы радуемся, то все получается. Когда  скорбим, унываем, отчаиваемся, у нас все валится из рук. Поэтому этой радостью нужно дорожить. Она очень важна для нашего спасения, нашего роста, для нашего возрождения, совершенствования в Боге, для достижения Царства Небесного. Христос воскресе! 

Ведущая Светлана Ладина

Записали Светлана Тодосейчук и Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы