Архипастырь. Санкт-Петербургская духовная академия

5 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ архиепископ Петергофский Амвросий.

– Сегодня День учителя, и, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех учителей с профессиональным праздником. Учителю сегодня, наверное, как никогда, трудно заниматься своей профессиональной деятельностью. И мне хотелось бы пожелать вам прежде всего терпения, благословенной помощи Божией. Потому что в ваших руках находятся судьбы многих людей, многих поколений. От того, насколько вы сможете сообщить им свою личную внутреннюю жизнь, подвиг своей работы над собственной душой, зависит их счастье и судьба. Желаю благословения и помощи Божией всем тем, кому Господь доверил молодых людей и дал такое послушание, как учитель.

– Благодарю Вас за это поздравление, присоединяюсь к нему. Сегодня тема нашей беседы – «Жизнь Санкт-Петербургской духовной академии».

В академии близится престольный праздник, актовый день. Расскажите, пожалуйста, как будет проходить этот праздник, который мы ежегодно отмечаем 9 октября.

– Да, с 1946 года и после, когда была возрождена духовная академия, мы отмечали этот праздник в качестве актового дня как день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Надо сказать, что до революции в старой духовной академии актовый день приходился на февраль. Это было связано с построением нового здания, в котором был храм святых двенадцати апостолов. Но празднование двенадцати апостолов выпадает на июль, что очень неудобно, поэтому, думаю, впоследствии, когда здание духовной академии будет возрождено, день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова у нас останется.

Как правило, мы совершаем богослужение. Первое, что делаем, – благодарим Бога за те милости, которые Он дает нам каждый день. Совершается праздничное всенощное бдение (в этом году в 17:00 8 октября), затем Божественная литургия в 9:00. А затем обычно следовал торжественный акт, на котором произносились приветственные речи, зачитывались разного рода обращения, читалась актовая речь, осуществлялась церемония награждения. Так было из года в год.

В этом году мы решили изменить такой порядок в связи с тем, что этот год для академии не юбилейный, но особенный для всей нашей Церкви, в том числе и для академии. Мы провели уже конференцию, посвященную памятному трагическому, сложному событию, которое Русская Православная Церковь вспоминает в этом году, – столетию начала мученического, исповеднического подвига нашей Святой Христовой Церкви Русской. Именно на этой конференции была произнесена актовая речь, в которой затронуты отношения Святейшего правительствующего Синода с Временным правительством. Это была очень интересная, острая в каком-то смысле, необычная, может быть, неожиданная в каких-то моментах речь, и она тоже многое прояснила из того, что пока еще до конца не открыто для зрения современного человека. Думаю, пройдут многие годы, пока мы до конца сможем докопаться до тех причин, которые сыграли решающую роль в трагических событиях 1917 года.

Именно поэтому после богослужения мы решили не проводить актовый день, а посвятить этот день памяти новомучеников и исповедников Русской Церкви, которые были преподавателями и выпускниками нашей духовной академии. Этот вечер пройдет 9 октября, в актовом зале, вечером. Это будет памятный вечер, который именно с точки зрения литературы, музыки преподнесет нам и жизнь, и подвиг, и всю трагедию, что испытывали наши предшественники. Все это, может быть, сложно преподносить на языке докладов или даже лекций, но, наверное, сердце открывается для такой памяти именно тогда, когда совершается молитва и когда человек говорит на языке поэзии и музыки. Тогда очень многие ненужные грани, острые углы становятся совершенно второстепенными, а самое главное выходит на первый план.

– Это действительно очень важно. Слава Богу, что такие мероприятия проходят. Что касается богослужения, у нас на заставке мы видим прихожан академического храма. Это пасхальная ночь 2017 года, очень радостная служба. Могут ли на престольный праздник прийти наши телезрители, помолиться вместе с нами?

– Безусловно. Всех, кто может, приглашаю прийти на наше богослужение 9 октября, в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в храм духовной академии (на Обводном, 17) и принять участие в нашей совместной молитве.

– Что касается памяти начала гонений на Церковь, начала подвига новомучеников и исповедников Российских, можно ли сказать, что сегодня люди (в особенности студенчество, молодое поколение) этот подвиг как-то осмыслили, поняли? Или же нам это только предстоит и мы в начале такого осмысления?

– Мне кажется, если говорить о молодом поколении, то нужно понимать: если это церковные люди, тем более студенты духовной академии, то, безусловно, они соприкасаются не только с этой темой. Они знают о новомучениках. Конечно же, они более погружены в ту ситуацию, столетие которой мы начали вспоминать в этом году.

Я приведу такие факты. Духовная академия в городе на Неве была закрыта среди всех духовных академий тогда еще Российской Православной Церкви самой первой. Но одновременно духовное образование здесь все равно держало натиск гонений до самого последнего момента, когда уже совсем сил не хватало, когда невозможно было его осуществлять. Конечно, многие наши выпускники, преподаватели закончили свою жизнь мученически и исповеднически. Вообще в соборе выпускников святых духовных академий насчитывается порядка пятидесяти человек. Это достаточно большая цифра. Но дело даже не в цифрах. По инициативе наших студентов (как раз речь о молодежи), именно изнутри, что очень важно, был создан академический синодик выпускников святых духовных академий, среди которых подавляющее большинство – новомученики и исповедники ХХ века.

После того как был создан этот синодик, мы начали всякий раз, когда совершаем день памяти одного из наших выпускников-новомучеников (в Успенском домовом тогда еще храме ленинградских митрополитов), служить уставные богослужения – либо славословную службу, либо полиелейную, а на следующий день – Божественную литургию. Таким образом, мы регулярно почитаем наших выпускников.

В прошлом учебном году у нас прошел цикл вечеров, посвященных памяти новомучеников Церкви Русской, наших выпускников тоже. Наши студенты готовили эти вечера сами. Они изучали жития, искали фотографии, копались в архивах, подготавливали текст, даже готовили видео тех времен, чтобы сопроводить свое выступление видео- и фотопрезентацией. Наши хоры исполняли соответствующие произведения. Преподаватели факультета церковных искусств, программы подготовки дирижеров церковных хоров, регентских отделений готовили свои музыкальные номера. Это была либо фортепианная музыка, либо игра на скрипке и других инструментах, либо какие-то очень трогательные сольные музыкальные номера, которые опять-таки с помощью языка музыки помогали человеку переместиться умом и сердцем в то непростое время и хотя бы немножко понять, в какой ситуации находились наши исповедники. Это были действительно очень трогательные вечера, которые оказали огромное влияние на наших студентов, произвели огромное впечатление.

Именно благодаря этим вечерам мы и приняли решение посвятить наш актовый день такому полноценному вечеру как некоему заключительному слову, заключительной мозаике, состоящей из фрагментов предыдущих вечеров, посвященных нашим предшественникам. А среди них есть удивительные имена – это и святитель Тихон, патриарх Московский, и священномученик Кирилл, митрополит Казанский; Вениамин, митрополит Петроградский; Амвросий, епископ  Сарапульский; Виктор, епископ  Глазовский; Никодим, епископ  Белгородский, многие другие архиереи, которые потом уже, на своих кафедрах, заканчивали свое служение и свидетельствовали о своей вере мученически. Это очень трогательная тема, я могу об этом говорить бесконечно, поскольку несколько лет провел на Лубянке. Конечно, не в том смысле, в каком проводили там наши новомученики – на Лубянке в Сретенском монастыре. Именно с этой памятью связан этот монастырь. Поэтому для меня эта тема очень живая, тонкая, ранимая. Наверное, благодаря этому и для наших студентов.

Что касается вообще молодежи, она очень мало знает о новомучениках. В прошлом году мы проводили в Петербурге Рождественские чтения, в которых принимали участие учителя школ, директора школ, представители студенческого корпуса нашего города. Это был тоже очень трогательный вечер, посвященный памяти новомучеников и исповедников. Были доклады, очень хорошие видео- и фотопрезентации. Потом люди выходили и говорили, что для них это было открытием, откровением. Наш народ еще очень мало знает о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Эта тема необъятная. Она должна пройти не только через 2017 год, но и через 2018-й, 2020-й, через 30-е годы нашего века – до тех пор, пока все эти годы будут столетием гонений и уничтожения русского народа.

– Пожалуй, каждый, кто обратит свое внимание на подвиг новомучеников и исповедников, очень многое для себя откроет. Может, кто-то даже выяснит, что и в его родне были люди, понесшие такой подвиг. Мне совершенно случайно удалось узнать от своей тети, что у нас один родственник мученически пострадал за Христа, находясь в священном сане. Такое открытие очень знаковое для нашей семьи в год столетия, год осмысления.

Заканчивается 2017 год; может быть, каждый из нас, верующих людей, может сделать какой-то главный вывод, вынести что-то из этого урока? Что это может быть, как мы можем для себя ответить на этот вопрос?

– Сейчас многие ищут причины революции 1917 года – историки, политики. Конечно, у каждого будет свой ответ. Но мы люди церковные, и мы должны именно как церковные люди с точки зрения осмысления участия Божественного Промысла в нашей жизни и нашего отношения с Богом оценивать все то, что привело к такой трагедии. Казалось бы, мощное государство, важные цифры многие историки приводят, сетуя о том, что мы потеряли такую Россию, в которой было то-то, такие-то экономические показатели. Можно приводить в пример: Россия была впереди планеты всей. И вдруг все рухнуло. Церковь, блистали купола, сколько было храмов, духовенства, действовали духовные академии… Но все это была внешняя оболочка. А внутри все гнило. Вот в чем беда. Внешнее – это одно, но мы должны смотреть на корень, а корень заключается в том, что человек отошел от Бога. Об этом предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский, предупреждали многие духоносные отцы того времени. В свое время еще святитель Игнатий Брянчанинов говорил о состоянии монашества, состоянии Церкви.

Когда мы говорим о причинах, не нужно все красить только в одну краску: одна сторона одной краской, другая – другой. Везде был грех, везде было нарушение Божественного закона. Где бы это ни происходило – у красных, белых, неверующих, в церковной среде… Об этом прекрасно и очень скорбно пишет митрополит Вениамин Федченков: в каком ужасном состоянии находились накануне революции наши учебные заведения, какие вопросы студенты моей родной Московской духовной академии задавали священномученику, будущему Илариону, архиепископу Верейскому! Мол, Вы нам хорошую лекцию прочитали, а что мы должны сделать для революции? О чем думали эти люди, которые по определению должны были готовиться к священному служению, становиться такими же пастырями, каким был праведный Иоанн Кронштадтский (с ним очень многие в то время могли общаться, в конце того века)? Что в результате?

А что происходило в нашей духовной академии? Думаю, не случайно мы потеряли и эти здания академии, ведь какое безобразие было и со стороны студентов! Митрополит Вениамин об этом тоже пишет, когда он попал в Петербургскую духовную академию инспектором. Почему мы так долго не могли вернуть ее, почему все так трудно происходит с возвращением, восстановлением? Наверное, еще чаша весов не перевесила в нашу сторону, нам, живущему поколению, нужно еще очень много молиться, очень много работать над своим внутренним миром и каяться в своих грехах. Не за них – за нас самих, для того чтобы выпросить эту милость Божию, чтобы Господь нам отдал все то, что некогда принадлежало Церкви.

Я очень большой почитатель и активный читатель нашего петербургского писателя Евгения Водолазкина. У него есть замечательное рассуждение на эту тему. Мне очень импонирует то, что, казалось бы, светский человек (но ученик Дмитрия Сергеевича Лихачева; конечно, человек верующий) церковный корень всех бед рассматривает с духовной точки зрения, когда зло в одном человеке резонирует со злом, накопившимся в другом человеке. И входит в резонанс зло, которое вокруг всех людей, накапливается в людях. А когда чаша зла переполняется и просто переливается через край, тогда и начинается революция.

Поэтому мы должны оценивать все с точки зрения нашего внутреннего состояния, того, какова наша духовная жизнь. Если мы будем пытаться обойти эту тему, есть вероятность, что мы вновь наступим на те же грабли. Ведь законы духовной жизни, как и законы природы, никто не отменял, изменить их просто невозможно.

– Очень важно, что мы заострили внимание на осмыслении новомученического подвига.

Каждый год в академию приходят новые ребята, приезжают из разных городов, епархий, даже из других стран, для того чтобы поступить и стать студентами Санкт-Петербургской духовной академии. Расскажите о направлениях. Куда могут поступить будущие студенты? Может быть, о новых направлениях… Что изменилось по сравнению с прошлыми годами?

– Безусловно, как и прежде, сегодня и в будущем наша духовная академия ориентируется и будет ориентироваться на подготовку священнослужителей и церковнослужителей для нашей Церкви и для других Поместных братских Православных Церквей. Но за последние годы произошли значительные изменения. Во-первых, мы в прошлом году впервые в истории духовной академии выдали дипломы государственного образца. Выпускники бакалавриата получили такие дипломы.

– Как повезло…

– Теперь, конечно же, мы принимаем на две программы желающих в будущем стать священнослужителями. Человек может выбрать среди этих двух программ: либо церковная программа, подготовка священнослужителей, либо  программа «Теология» под соответствующим шифром. Эти программы по своему содержанию идентичны, просто у нас есть две разные группы, условно говоря: 1 «а» (теологи) и 1 «б» (поступившие на программу священнослужителей). Но они изучают одни и те же дисциплины, у них те же преподаватели, просто документы немножко по-другому оформляются. Первые получают диплом государственного образца, вторые – диплом церковный.

Для тех, кто хочет получить диплом государственного образца, конечно, необходимо, кроме сдачи обычных экзаменов, сдаваемых из года в год, предоставлять сведения о ЕГЭ – обязательно по русскому языку и истории. Конечно, я рекомендую всем тем, кто будет к нам поступать, иметь обязательно ЕГЭ по истории России и русскому языку. Это касается, кстати, и поступающих на программу подготовки регентов церковных хоров. Тоже необходимо иметь документ о том, что наши абитуриенты сдали ЕГЭ по русскому языку и истории России. В таком случае они получат по окончании  обучения диплом государственного образца.

Иконописное отделение у нас остается программой среднего образования, это церковная программа. Естественно, магистратура на четырех отделениях, как и было раньше, и магистратура. Но сейчас при духовной академии есть еще курсы для мирян; они проходят на территории Санкт-Петербургской епархии, в ее помещениях, но одновременно привязаны к образовательному процессу нашей духовной академии.

– Поступил звонок от телезрителя из Эстонии. Известно, что Санкт-Петербургская духовная академия находится под молитвенным покровом апостола и евангелиста Иоанна Богослова, всех двенадцати апостолов и, конечно, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В нашем академическом храме есть икона «Знамение» Царскосельская – образ, который мы очень почитаем. Телезритель просил кратко рассказать об этой иконе.

– Да, для нашей духовной академии с 1948 года наступил новый этап, когда в ее стены пришла эта святыня. По преданию, она была передана царю Алексею Михайловичу с благословением константинопольского патриарха Афанасия. Потом, когда Петр Первый строил новую столицу, он благоволил перенести эту святыню сюда, на берега Невы. Впоследствии для нее был построен храм в Царском Селе. Мы знаем, что перед этой святыней молились лицеисты, обучающиеся в Царскосельском лицее, в том числе и великий Александр Сергеевич Пушкин. Перед этой иконой молились и представители царского рода семьи Романовых, особенно ее почитала императрица Елисавета, потому что это было связано с судьбоносными страницами истории нашего Отечества.

Но эту святыню постигла та же участь, которая, к сожалению, затронула многие святыни нашего города, Отечества, Церкви. В первой половине ХХ века она была потеряна, а уже после Великой Отечественной войны в немецком обозе в Латвии вместе с другой иконой – Казанским образом, который также присутствует на противоположной стороне нашего храма, – была возвращена в Петербург. По благословению митрополита Григория (Чукова) икона была отдана в возрожденный не так давно, но обезображенный временем, войной и злой человеческой волей храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С тех пор она находится у нас, и мы, конечно, ее очень почитаем, постоянно молимся перед ней. Особенно к ней прибегают наши студенты, преподаватели, многие наши гости приезжают специально,  чтобы помолиться перед этой иконой.

Кстати, хотя наш академический храм находится внутри здания духовной академии, он всегда открыт для желающих в нем помолиться. По будням богослужения проходят там в связи с учебным процессом достаточно рано, в половине седьмого утра; в 17:30 вечером. По праздникам он более широко распахивает двери для всех желающих помолиться. Но в любое время, когда человек хочет посетить наш храм и помолиться перед этой святыней, мы всегда готовы его принять.

– Слава Богу! Спасибо, владыка, что Вы рассказали о том, как можно поступить, какие экзамены сдавать в академию, как стать студентом. Сейчас вопрос от телезрителя, который интересуется, как стать преподавателем.

«Вопрос по поводу жизни в академии и по поводу выпускников. Часто можно услышать фразу, когда приходишь в вуз: забудьте все, что вы учили в школе. Приходишь из вуза на работу – говорят: забудьте все, чему учили в вузе. Это, конечно, каламбур, но он очень показательный. В любом учебном заведении создаются некие идеальные условия, и студент находится как бы на острие научной мысли, обращаясь к литературе, монографиям. Но, выпускаясь, он попадает в мир практики, который зачастую далеко отстоит от передовой научной мысли. И там, в этом мире практики, за пределами мира идей, все не так радужно, как в теории за партой. Как менее болезненно выходить из мира идей в мир практики? Как это происходило у Вас и как  происходит в духовной академии, как правильно на это настроиться?»

– Спасибо за такой интересный вопрос. Ни в коем случае не соглашусь с тем, что, выходя на служение после окончания духовной академии в какую-то епархию, нужно забыть все, чему  учили, и погрузиться в новый мир. Безусловно, знаний и опыта, которые наши студенты получают на протяжении обучения, недостаточно для того, чтобы быть готовым и опытным пастырем. Для этого нужны многие годы служения, общения с людьми. Для этого нужно знания, которые человек получил, пытаться применить на практике, нужно задействовать творческий процесс, проявить смекалку, почувствовать интуитивно, каким образом это можно сделать; безусловно, пользоваться опытом священнослужителей более старшего поколения.

Когда я оканчивал духовное учебное заведение, страх перед будущим какой-то был. Думаю, этот страх присутствует и у наших студентов. Страх перед неизвестностью  совершенно естественное явление. Но как раз этого страха не нужно бояться. Нужно просто убедить себя, что этот страх ни в коем случае не должен тебя поработить и сделать своим заложником. И идти туда, куда направляет Христова Церковь через священноначалие. Думаю, когда Христос посылал апостолов, они не задумывались над тем, чему Он их научил и как они будут проповедовать. Это тоже были две совершенно разные ситуации, две разные реальности. Они рядом со Христом, Который учит их, наставляет, предупреждает о чем-то – и потом они идут туда, где на самом деле их и гонят, и ругают, и поносят, и критикуют, и не соглашаются с ними.

Теория и практика, конечно, вещи непохожие, но они взаимно друг друга дополняют. Они нужны друг другу, должны друг в друга проникать. Конечно, что-то мы пытаемся сделать в духовной академии… Я прекрасно понимаю, что это в какой-то степени искусственно созданная модель общинной жизни, но это все равно общинная жизнь, потому что ребята вместе молятся, учатся, живут по три, четыре, пять человек в комнате. И они создают в своей комнате пусть небольшую, но общину. Если взять вообще духовную академию – этаж или рекреацию, это уже большая община. Этот опыт общинной жизни очень важен. Многие архиереи – и не только архиереи, но и священнослужители – сами говорят о том, что можно очень быстро определить, учился священник в духовном учебном заведении очно или заочно или не учился вообще.

Я думаю, нет никакой большой трагедии в том, что человек сталкивается со сложностями. Сложности, наоборот, закаляют человека. Там, где трудно, там человек развивается. Там, где он встречается с препятствиями, он вынужден работать над собой, вынужден думать, принимать решения, молиться и просить Божией помощи. Это созидает человека как личность, это его обогащает, делает его более сильным, приближает к Богу, потому что в скорбях и сложных ситуациях верующее сердце, безусловно, взывает к Источнику жизни, любви, помощи и самого реального участия в нашей жизни. Поэтому мы должны идти вперед, навстречу этим сложностям, не нужно их бояться, ведь с нами Господь. И наши выпускники, которые за последние два года направлены в далекие епархии, столкнулись с какими-то своими сложностями, к которым они ни в семье своей, где была замечательная, спокойная, тихая, уютная обстановка, ни в духовной академии не были подготовлены. Но все равно прошли через это и стали совершенно другими людьми. Многие из них поняли, почему им говорили что-то, с чем они в духовной академии не соглашались; поняли, что это значило для их будущего. Тогда уже открывался ум для разумения всего того, что они теоретически (может быть, опытно это не переживая и не обращая на это должного внимания) слышали и изучали.

– Я вспомнил отца Андрея Бондарева, с которым у нас в день выпуска 30 июня 2017 года был эфир под названием «Служение Богу и Его Церкви». Отец Андрей рассказывал, как он служит на Крайнем Севере. Поскольку мы с ним учились вместе, я позволил себе разговаривать с ним на «ты» даже в прямом эфире, но это было очень интересно, он поделился своим опытом миссионерской работы. Слава Богу, это один из тех примеров. Если наши телезрители смогут найти в архиве эту передачу, я рекомендую ее пересмотреть.

– Кстати говоря, именно для того, чтобы уменьшить такой страх, в этом году мы пригласили на наш актовый день одного из архиереев, возглавляющих удаленную епархию – Салехардскую. В этой епархии некоторые наши выпускники уже прошли двухгодичное свое служение. Владыка прибудет к нам на актовый день. Думаю, он тоже обратится со словом к нашим студентам, расскажет о том, как проходит церковная жизнь там. Кстати, отец Андрей Бондарев именно у владыки Николая Салехардского и нес свое служение в течение двух лет. Также недавно мы говорили с владыкой Анадырским и Чукотским Матфеем. Он тоже выразил пожелания прибыть чуть позже актового дня в духовную академию, чтобы встретиться с нашими студентами.

– Что, по Вашему мнению, самое трудное для студента духовной академии сегодня? Мы уже говорили об этом, только что Вы ответили на вопрос телезрителя. Естественно, у нас много лекций, общее житие, про которое Вы говорили, богослужения, на которых мы молимся в академическом храме. С чем сталкивается студент, с какими трудностями? К чему подготовиться молодому человеку, который собирается стать студентом духовной академии, заранее?

– Невозможно исчерпывающе ответить на этот вопрос. Но мне кажется, что нынешнему молодому поколению значительно труднее вообще жить в этом мире, чем даже нам когда-то в Советском Союзе. Сейчас поясню. Кстати, один из героев книги Евгения Водолазкина рассуждает примерно таким образом. Он говорит, что самое страшное – не революции, не голод, не войны. Самое страшное, что произошло, – высвобождение низменных чувств. Это высвобождение низменных чувств произошло не сразу. В период, который мы именуем советским, хотя и существовал железный занавес, но у нас была замкнутая система. Благодаря этой замкнутости, даже тому воспитанию, которое (не по Евангелию, а вопреки) осуществлялось тем не менее по евангельским принципам, по принципам заповедей Божиих, в той или иной степени вросших тогда в моральный кодекс правящей партии, высвобождения этих низменных чувств тогда не произошло. А сегодня оно произошло. И сегодня атака всего того, что мешает человеку поднять голову к небу, сохранить чистоту своего сердца, чистоту помыслов, души и тела, беспрецедентна.

Мне кажется, за всю историю человечества человек не получал таких невидимых, но абсолютно ощутимых по своим последствиям ежедневных, ежеминутных ударов через органы своих чувств, через окна, по которым мир приходит в его внутреннюю жизнь. Именно поэтому сегодня, чтобы стать непорочной жертвой, как писал мне в свое время отец Иоанн Крестьянкин и будущим студентам: помни, береги себя, помни, что Богу нужна жертва непорочная. Этой непорочной жертвой сегодня быть очень трудно. Наверное, это самое трудное и самое важное, что сегодня мы должны обязательно видеть и о чем говорить, думать, рассуждать, ради чего бороться с теми стрелами, которые постоянно атакуют человеческое сердце как поле битвы Бога и дьявола. Наверное, это самое трудное для современного молодого человека.

А что для этого нужно делать? Банально скажу, может быть, скучно, но иного ответа просто нет. Читать святых отцов, общаться с людьми, которые имеют во главе святоотеческое наследие, очищать свое сердце, изучать основы духовной жизни, учиться молиться, сосредоточиваться на главном, вообще уметь ежедневно сосредоточиваться на главном. Ежедневно во время вечерней молитвы не просто перечислять свои грехи, а постараться проанализировать весь свой день. Сколько времени сегодня я потратил напрасно из этих семидесяти-восьмидесяти возможных лет жизни? Сколько часов у меня только сегодня, за один день, ушло совершенно напрасно, без пользы для меня, для людей, без радости? Сколько я отдал компьютеру, развлечениям, ненужным играм, злословию и так далее? Это самое трудное. Современный человек распыляется на все второстепенное и не хочет видеть главного. Потому что второстепенное очень блестящее, очень веселое, быстро цепляется. А главное – то, над чем нужно постоянно работать, в чем себя нужно ломать, в чем смиряться. А как говорит Священное Писание, в последние времена люди будут горды, надменны, нелюбовны, непокорны. Это все те искушения, которые проходят через сердце каждого живущего сегодня человека. Наверное, особенно ощутимы эти удары для молодого, живого, еще не закаленного сердца.

– Что касается мотивации будущих студентов, приходящих учиться, то, конечно, сегодняшний мир полон «пилюль», которые предлагает информационное общество, общество потребления молодому человеку, чтобы он рассредоточил свое внимание и пошел за этим контентом, за тем… 

Но вот молодой человек топнул ногой, сказал: нет, я хочу с этим бороться. Может быть, постепенно пришел к осознанию, что должен поступить в духовную академию. Какая у него может быть мотивация? Какая мотивация правильная, если можно так сказать, а какая в корне неправильная, с какой лучше не ходить учиться в духовную академию, потому что все равно ничем хорошим это не закончится, человек провалится и ничего у него не получится?

– Если хочешь работать Господу, приготовь душу свою для искушений; если хочешь поступать в духовную академию, приготовься к тому, что будешь проходить путь радостный, но непростой. Духовная академия – это не только и даже не столько учебное заведение, сколько очень сконцентрированная жизнь Церкви. Идеальной жизнь вообще не может быть в этом мире. Но, по крайней мере, приближенная, насколько это возможно для нас, немощных и недостойных людей, к тому идеалу, который мы хотели бы видеть в жизни нашей Церкви.

Я иногда говорю, что духовная академия – может быть, маленькая епархия, которая сконцентрирована в одном месте. В ней происходит очень мощное бурление всего – и человеческих страстей тоже, когда люди собираются вместе, притираются друг к другу, вместе живут, вместе молятся; это особенно болезненно ощутимо. Это действительно очень сложная школа подготовки себя и воспитания себя как христианина, который опытно знает, что такое смирение, в чем заключается его сила, в чем заключается связь с Богом в этом смирении. Это не просто беспрекословное следование какому-то приказу или распоряжению. Это внутренняя работа над собой, внутреннее переживание того, как именно в этой ситуации я свою несовершенную человеческую волю должен направить в соответствии с волей Божьей, которая в данном случае приходит ко мне через то или иное благословение.

Конечно, к нам приходят для того, чтобы стать священнослужителями, иконописцами, регентами. Но неправильно будет говорить, что мотивацией должно быть получение знания, образование, возможность научиться петь, управлять хором, писать иконы, говорить красивые проповеди… Это все может стать тем, что Самим Христом названо кумиром. Не сотвори себе кумира. Не нужно нам создавать этих кумиров. Христос – наша главная цель, наша жизнь. Все остальное – это то, чем мы можем Ему послужить и ответить во взаимной любви Ему на тот зов, который Он обратил к нам. Не вы Меня избрали, Я вас избрал. Он нас первый позвал.

А все остальное – лекции, учеба, совершенствование в том или ином профессиональном делании, которое станет потом церковным послушанием, есть некая возможность, форма в смирении служения Самому Христу и Его Святой Церкви. Именно таким образом мы и должны переживать  (и те, кто там учит, и те, кто учится)  всё то, что делаем. Кто учит – как благословение, послушание от Христа. Кто учится – любую лекцию обратить в духовную пользу прежде всего для самого себя, а также для своего предстоящего служения. Совершенно с иного ракурса мы должны смотреть на все, что, может быть, внешнему взгляду по форме кажется одинаковым и с другими учебными заведениями. На самом деле это совершенно не так.

Те, кто переступает порог нашей духовной академии, чувствуют это по духу. Буквально вчера к нам приходили директора школ одного из районов Петербурга, чтобы познакомиться с жизнью духовной академии, посетить наш церковно-археологический музей, осмотреть помещения, где учатся наши студенты, побывать в нашем храме и услышать о том, как проходит учебный воспитательный процесс в духовном учебном заведении, которое готовит священнослужителей. Я буквально на несколько минут встретился с нашими гостями, и они говорили, что для них это посещение стало открытием и разрушением тех неправильных стереотипов, которые когда-то сложились у них о Церкви, священниках, о тех, кто служит в наших храмах. Они увидели совершенно иную картинку.

Поэтому здесь, наверное, рекомендация такая – приди и виждь. Приходите и сами посмотрите. Мы абсолютно не те люди, которые являются безусловно святыми, высоконравственными и абсолютно идеальными. Нет ничего идеального в этом мире, идеален только Христос. Но именно Христос наполняет нашу жизнь таким образом, что даже наши немощи и недостатки Он преображает в глазах людей, посещающих нашу духовную академию, – в той мере, в которой мы сами доверяемся Ему.

– Благодарю Вас за очень интересную беседу. Я перескажу вопрос от телезрителя, и останется время для пожелания. Видимо, тот, кто сейчас учится у нас, оканчивает магистратуру или выпускник прошлых лет, спрашивает, возможно ли получение диплома государственного образца для тех, кто сейчас оканчивает или окончил бакалавриат или магистратуру и обучение далее не продолжает.

– Диплом государственного образца выдается выпускнику бакалавриата – тому, кто поступил на соответствующую программу. Мы готовимся к аккредитации нашей магистратуры, и когда ее получим, будет возможность получать диплом государственного образца и выпускнику магистратуры.

– Пожалуйста, традиционное пожелание нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Замечательно, что в этот вечер мы имеем возможность общаться таким образом. Мне хотелось бы вас поздравить с грядущими праздниками, с двумя преставлениями – преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, покровителя своей обители, в которой находится Московская духовная академия, и с преставлением святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя нашей Санкт-Петербургской духовной академии. Хотелось бы пригласить всех вас на праздничные богослужения, посвященные покровителю нашей духовной академии святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Пусть милость Божия всегда пребывает с вами, а наши выпускники пусть вас не огорчают, радуют и помогают вам идти правильной евангельской дорогой ко Христу.

– Владыка, благодарим Вас, что сегодня нашли время прийти к нам на эфир, ответили на вопросы наших телезрителей и мы так интересно пообщались.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать