Архипастырь. Великий пост: как подготовиться и провести

27 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

– Владыка Викентий, продолжается Неделя о блудном сыне. Сюжет этой притчи хорошо известен многим людям, даже невоцерковленным, так как история, рассказанная Спасителем, уже много веков находит отражение в творчестве великих художников, музыкантов, писателей, театральных деятелей. С другой стороны, нередко можно услышать и другое мнение: человек говорит, что же нового он услышит и узнает, ведь он и так уже все знает и все слышал. Почему это происходит?

– Конечно, Евангелие дано для всех людей всех сословий и всех времен. И в настоящее время есть такая особенность, что люди много знают, о многом информированы. Но есть одна беда: мы не делаем того, о чем знаем. И Церковь, сознавая нашу немощь, каждый год напоминает нам одно и то же и не случайно готовит к Великому посту в течение трех недель. Прошлая неделя – мытаря и фарисея. Церковь напоминает нам о том, как правильно молиться, какая должна быть молитва, чтобы она была услышана Богом. Господь принимает молитву, когда она идет из глубины сердца, с покаянием, когда человек глубоко осознает  свою греховность, не осуждая никого, не превозносясь ни над кем. Настрой первой заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом».

Вторая подготовительная неделя к святому Великому посту – о блудном сыне. Эта притча всем известна. Очень важно взять отсюда нравственный призыв Божий: чтобы мы не забывали, что мы дети Божии, сыны Божии, что Господь готов в любое время нас принять, когда мы осознаем свою греховность. Обратимся к Нему: «Господи, согрешил я пред Тобой, перед землей и перед всеми. Прими меня хотя бы как одного от наемных твоих». А Господь такой Милосердный, что сделает тебя не наемником, а Своим сыном. И забудет все наши грехи, и помилует, и объемлет как чадолюбивый отец. И скажет: «Пользуйся всеми Моими благами, которые Я готов тебе дать. За то, что ты покаялся, за то, что  вернулся к Богу». Вот это сыновство должно всегда быть в нашем сознании. Что мы не просто брошенные здесь, на земле, люди, а всегда находимся под очами Божиими; Господь ждет нашего возвращения к Нему.

Когда Он за нас потерпел на кресте, то всех нас усыновил. Но мы забываем о том, что мы – сыны Божии. Мы не чужие Ему, не какие-то брошенные. Очень важно, чтобы мы всегда об этом помнили. Да, мы люди грешные, можем где-то споткнуться, упасть, заблудиться. Но есть покаяние, осознание своей греховности.  Господь этого ждет. И не нужно впадать в отчаяние: «Нагрешил и даже не буду исправляться. Пойду этим уже путем. И пусть как будет, так и будет». Вот такое у нас, к сожалению, есть. А Господь говорит: «Не надо. Понял, что не туда идешь, – возвращайся. Я готов принять тебя, и ты будешь хорошо жить, у тебя будет все нормально. И духовное, и материальное – все Я могу тебе дать. Но самое главное, Я могу дать тебе вечную блаженную жизнь». Цена вечной жизни – цена Крови, цена страдания Христа Спасителя, Творца неба и земли, за нас, грешных, чтобы усыновить нас.

Если мы поймем это сыновство, то мы, конечно, поймем и ту жертву, которую принес Господь Христос ради нас.

И вот мы сейчас готовимся к встрече этой всемирной жертвы. Это приуготовительные недели. Церковь напоминает нам о тех добродетелях, которые мы должны иметь и которыми должны жить в течение всего предстоящего Великого поста, осознавая, что мы часто отступаем от Бога, а Господь всегда готов нас принять. Осознавая, что есть Страшный суд, что Господь за все нас будет судить, но готов и миловать. Есть такие слова: «Суд бо без милости не сотворшему милости». То есть мы должны делать добрые дела. В течение всего предстоящего поста нам нужно иметь перед собой эту всемирную жертву Божию, которую Господь совершил ради нас. И мы, конечно, будем в Страстной седмице сопереживать страданиям Христа: тому, как Его предали, бичевали, предали на смерть.

А что мы делаем Великим постом? Мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, стараемся  воздерживаться от грехов, осознавать свои грехи. Мы стараемся через пост и молитву искоренять свои страсти, греховные привязанности. Это наша небольшая жертва для того, чтобы встретить ту Великую Жертву. Чтобы эта жертва искореняла наши немощи и наши страсти. Если мы это глубоко осознаем, то Великий пост действительно будет весной для души. И эта весна будет в наших душах возрастать, зеленеть, приносить цветы, благоухать и плодоносить. Потому что мы знаем, для чего это делаем. Не просто так, как некоторые говорят: «Попощусь лишь потому, что надо похудеть, а то переборщил со своим весом».

От поста двойная польза: и телесное здоровье, и здоровье духовное. Но самое главное – духовное здоровье. Мы знаем, что мы это делаем для того, чтобы хоть чуть-чуть подражать той всемирной жертве, которую принес Господь ради нашего искупления. Для того, чтобы дать нам Царство Небесное, чтобы дать вам вечную блаженную жизнь. Я принимаю от Бога Его жертву, я осознаю ее и благодарю Его за нее. И как знак благодарности и понимания, желания подражать хотя бы чуть-чуть Христу, той великой всемирной жертве, которую никто не может повторить, я приношу маленькую жертву: воздержание, внимание к себе, к своей жизни. Отрекаясь от всего греховного, потому что это мешает мне быть ближе ко Христу.

– Владыка, Вы сейчас упомянули, что человеку нужно осознать свою греховность. Без этого путь не начнется. А как происходит это осознание? Ведь человек  живет как все – работает, трудится. Ну, какие-то, может быть, сложности – семейные, бытовые. А по большому-то счету человек ничего такого, как ему кажется, не делает: никого не убил, никого не предал, ни у кого большие суммы не украл. В чем же каяться? Живу как все.

– Мы очень невнимательны к себе; нам кажется, что у нас все хорошо, что у нас никаких грехов нет. Это слепота души, большая духовная болезнь, когда человек не видит свои грехи. Я часто по нашему телеканалу «Союз» слышу, как Осипов Алексей Ильич говорит: «Здравие души – это когда человек видит свои грехи…» Не видишь грехи – значит, душа болезнует. Чтобы ее лечить, нужно быть внимательным к себе. Лечить свою жизнь заповедями Божьими. Даже взять книгу, в которой перечисляются заповеди блаженств: против каждой заповеди есть грехи, которые мы совершаем. Человек прочитает, проверит, посмотрит: оказывается – действительно у него грехи есть. И проникается чувством покаяния, появляются слезы сожаления, что он неправильно поступал, неправильно жил. Грех ослепляет душу, поэтому нам нужно чаще приходить на исповедь. И еще одна беда. Некоторые ходят на исповедь часто и говорят: «А в чем еще каяться? Я вроде уже ничего не сделал».

– Все сказал.

– Оказывается, не совсем все. Если человек немножко поднапряжется, посмотрит получше, то увидит, что есть еще очень многое. И чем человек внимательнее к себе, тем больше он в себе видит. И если даже каждый день он будет исповедоваться – найдет, что у него есть что-то греховное.

Наша душа поражена грехом,  заражена грехом, источает грех постоянно. Только мы его не видим. Мы должны это видеть. Господь, зная такое наше состояние души, поэтому и пришел на землю, чтобы нас искупить. Обратимся к Богу, читая молитвы: «Господи, дай мне дух покаяния, дай мне увидеть свои грехи». Конечно, когда мы читаем бегло, это даже не проходит в наше сознание. А когда хорошо попросим открыть грехи, – Господь их откроет. И мы будем каяться и благодарить Бога... А потом и совесть начнет работать.

– Подсказывать.

– А совесть наша заглушается тем, что мы невнимательны к ее зову. Она зовет нас, говорит, кричит, а мы: «Это неправда, это все потом». И нашими постоянными житейскими заботами мы заглушаем голос совести. А если обратимся к Богу, будем внимательны к себе, будем стараться чаще каяться в своих грехах, то все откроется. И мы увидим, что есть потребность в том, чтобы исповедоваться, каяться, чтобы прийти к Богу и просить прощения.

Конечно, должна быть и середина. Есть у святых отцов высказывания о том, что Господь не открывает нам всю полноту нашей греховности. Потому что если откроет, то мы не сможем это выдержать, у нас будет сильное отчаяние, уныние. Почему наши праведники в пустыне жили по пятьдесят-шестьдесят лет? Они считали себя самыми великими грешниками, плакали покаянным плачем. Нам это удивительно. А если посмотреть хорошо, то Господь открыл им эту нашу испорченность, греховность нашей души. И они видели, что, даже находясь в пустыне, с такой греховностью не спасешься. Господь открыл преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Вот такое мерило. Господь, зная наши немощи, подсказывает также, как нужно правильно поступать. С одной стороны, у нас окаменелость. С другой – когда откроется больше, нужно сразу прибегать, притекать с верой к милосердию Божию. Потому что Господь нас не оставит. Он готов нас принять такими, какие мы есть.

– Вопрос телезрительницы Людмилы из Ленинградской области: «У меня уже десять лет выпадает день рождения на Великий пост. Можно ли его отметить на Масленичной неделе, заранее?»

– Можно, конечно. Но Вы знаете, что день ангела, день рождения мы должны праздновать по-христиански. Во-первых, нужно прийти в церковь, поблагодарить Бога за то, что Он даровал Вам жизнь, здоровье. В этот день поисповедоваться, причаститься. Если, конечно, Вы хотите, чтобы это было какое-то увеселение, встреча со своими друзьями, близкими и родными, – то, конечно, Великим постом это нежелательно. Лучше, как Вы сейчас сказали, перенести это на время до поста.

– Спасибо большое за ответ. В продолжение разговора вопрос от Татьяны, заданный в соцсети. Она спрашивает, как правильно провести последнюю подготовительную перед Великим постом Сырную седмицу?

– Святая Церковь нас готовит к Великому посту. Мы потихонечку отказываемся  сначала от мясной пищи. Сейчас уже Сырная седмица, она тоже является сплошной, но уже можно кушать только молочные продукты. То есть мы себя ограничиваем…

И не случайно каждый воскресный день мы читаем Евангелие. А сейчас особое Евангелие – о Страшном суде, о Втором Пришествии. Мы должны проходить первую подготовительную седмицу с размышлением о том, как нужно молиться. Вторую неделю – как нужно прийти в себя, чтобы возвратиться к Отцу нашему Небесному, с верой в то, что Он нас примет как Отец. А вот следующая седмица – это размышление о Страшном суде: что я делаю из того, что требует от нас Господь. То есть это дела милосердия –  накормить голодного, больного посетить... Конечно, мы должны совершать  добрые дела всегда, это наше призвание. Тем более Великим постом.

Я нахожусь в мусульманской стране. Здесь есть такая традиция: когда у них пост, Ураза,  это время для дел милосердия. И они делают это очень активно, быстро, везде и всюду. Куда бы ни пошли – ищут, кому помочь.

Нам тоже нужно это делать – Великим постом, перед постом. Тем более что нам предлагается Евангельское повествование, где написано о том, какие добрые дела будут востребованы на Страшном суде, – это дела милосердия. А если мы так себя настроим постом, то будем делать это всегда, всю оставшуюся жизнь.

– Вопрос телезрительницы: «Грядет родительская суббота, и мне бы хотелось задать такой вопрос. Мы обращаемся ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице о помощи в каких-то своих нуждах. У меня уже давно нет родителей, больше двадцати пяти лет, я уже сама мама и бабушка. Но иногда бывает такое желание – выкрикнуть: "Мамочка, ну помоги ты мне!" Можем ли мы обращаться к своим усопшим родственникам вот с таким воплем? Не грешно ли это?»

– Нет, это не грешно, и это хорошо. Конечно, мы идем на могилки к своим родителям. Мы почитаем их, уважаем, любим. Мы знаем, что они были хорошими, добрыми, отзывчивыми и хорошо воспитали своих детей. Поэтому обращаемся к ним за помощью и молимся им. И – о них перед Богом в церкви, поминая их на панихидах, литургиях. Церковь не случайно так установила, что перед Великим постом мы обращаемся к Богу, чтобы Господь помиловал и простил наших предков и даровал им Царство Божие, вечную жизнь. Мы приносим таким образом наше милосердие. И это милосердие Господь принимает и милосердствует по отношению к нашим предкам, милует и прощает их. Это очень важно, особенно в таинстве Евхаристии, когда Кровью Честною Господь омывает грехи – и наши, и наших предков. Очень важно, чтобы мы так делали. И пришли на могилки, навели там порядок и помолились.

Конечно, если есть какая-то сложная ситуация, которую нам трудно решить, то мы обращаемся к нашим родителям за помощью. В течение их земной жизни мы всегда приходили к ним в трудную минуту и просили у них помощи. Так и сейчас, если они угодили Богу, – они будут помогать. Если не угодили, то по нашим молитвам о них Господь их помилует.

Так что в любом случае наше отношение с любовью к нашим предкам приносит большую пользу для нас самих. И Господь говорит: по вере вашей будет вам. Даже если они не могут помочь, Господь нам поможет, видя нашу веру в них. И наша молитва к Богу о наших предках принесет им тоже большую пользу.

– Владыка, а что для Вас лично значит Великий пост и подготовка к нему? Ведь святые отцы говорят: весна души. Когда все живое просыпается от спячки, тянется к теплу, свету…

– Я отношусь к этому времени с большой любовью, даже с радостью. И ожидаю это время, потому что оно особенно благодатное. В это время особые богослужения.  Каждое богослужение Великим постом уникальное, особенно последняя седмица. И первая седмица очень интересная, очень благодатная: мы читаем канон преподобного Андрея Критского. Это особый настрой и одно из средств, чтобы пробудить наше покаяние (как раз о чем мы говорили раньше: как пробудить наше сердце). Канон преподобного Андрея Критского особый, покаянный, он настраивает нас на то, чтобы мы осознали свой грех.  Мы как бы стучим в сердце свое: «Душе моя, душе, что спиши, восстани!» Мы пытаемся ее разбудить от греховной спячки, чтобы она увидела свою греховность и покаялась, омылась слезами покаяния. И таким образом нужно нести подвиг поста в течение всего постного времени.

Потом Крестопоклонная неделя (вынос Креста), в которую мы взираем на Крест Христов. Тоже очень трогательная, благодатная служба. А дальше – Страстная седмица, чтение Страстных Евангелий. Весь пост – это одна радость, одно утешение, одна благодать. Желаю всем быть в храме Божием, чтобы напитаться этим духом благодати Божией и силой Божией, которые изливаются обильно в течение всего этого времени. Потому что все песнопения, все каноны, стихиры наполнены глубоким смыслом покаяния, сознания своей греховности и просьбой к Богу о прощении, помощи, заступлении. Это полнота всего того, что душа желает.

– А какой из постов Вам особенно запомнился? Если оглянуться назад, в свое прошлое. Возможно, когда Вы были студентом Московской духовной семинарии или чуть позже (речь идет о Троице-Сергиевой лавре)…

– Вы правильно говорите, что особые дни Великого поста проходят в Троице-Сергиевой лавре, в Московской духовной академии, семинарии. Да, там очень впечатлительно проходят эти дни. Хотя мы были еще совсем молодыми, но там ощущался очень высокий покаянный настрой. Все студенты собирались в храме, читали правило ко Причастию, исповедовались (бывала общая исповедь).  Все мы постились, причащались, вместе ходили в церковь. Это особое состояние души, которое вдохновляет и укрепляет тебя в вере и благочестии. У каждого свои особенности, свой уровень духовной жизни. А в это время – особый дух, мы как-то становились едины.

–  Вопрос телезрительницы Татьяны из Курска: «Как правильно покаяться, чтобы не льстить себе и в то же время правильно укорить себя?»

– Интересный вопрос. Потому что действительно человек может сказать: «Простите», – а сам делает все по-своему. Конечно, покаяние должно быть искреннее. Один из показателей того, что у нас искреннее покаяние, когда нас в чем-то укоряют и мы глубоко осознаем: правда то, что нам сказали. Когда тебе в лицо сказали, что ты неправильно поступил, а ты не начинаешь себя оправдывать, как раз тогда и появляется истинное покаяние: «Да, я виноват, я каюсь, я постараюсь исправиться, больше этого не будет».

Но есть еще и наше внутреннее покаяние, когда мы слушаем голос своей совести. Совесть меня укоряет, а я говорю: «Да нет», – и как-то прохожу мимо этого голоса. Мы должны к этому голосу больше прислушиваться, не заглушать его самооправданиями. А мы, к сожалению, оправдываем свои греховные поступки. И тогда теряем то острое чувство покаяния, которое нужно иметь всегда, чтобы понимать, что здесь кого-то чем-то обидел, что-то не так сделал, неправильно поступил. Это и есть наше покаяние, когда мы это чувствуем в душе своей и говорим: прости меня, Господи, я вот этого обидел, того обидел. Если есть возможность обратиться к самому человеку и сказать: «Прости», – искренне, с чувством глубокого осознания вины, то это будет самое лучшее.

– Владыка, а что важнее – сказать человеку, которого обидел, «прости» в лицо – или достаточно просто пойти в храм, исповедоваться; возможно, даже поплакать о таких своих действиях и словах?

– Нет, этого недостаточно. Конечно, это важно – пойти в церковь поплакаться и исповедаться. Но Евангелие говорит: если знаешь, что брат имеет что-то на тебя, – иди сначала к нему, помирись с ним, а потом принеси дар твой к алтарю Господню. Значит, сначала надо примириться с тем человеком, кого обидел, а потом идти к Богу и приносить свое покаяние перед Ним за то, что мы поступили неправильно по отношению к кому-то. Или к себе, по-разному у нас бывает. Поэтому в первую очередь надо сказать: «Прости».

Опять же это «прости» бывает разное. Бывает, поверхностно говорим. А бывает, говорим сочувственно, с глубоким чувством покаяния, глубоко осознавая, что поступили неправильно. Нам нужно научиться не льстить себе, а перед Богом говорить: «Господи, прости меня, я согрешил». И когда мы просим это искренне, по-настоящему, то чувствуем облегчение,  душа успокаивается. Но полностью успокоение человек получает тогда, когда идет на исповедь. Это начало. А там уже окончательное исправление нашей души от укора нашей совести за тот или иной совершенный грех.

– Вопрос телезрителя Вадима из Санкт-Петербурга: «Я – одинокий человек. Недавно перенес тяжелую болезнь. Я хотел бы взять ребенка. Хотел бы услышать Ваше мнение по этому поводу. С некоторых пор эта мысль меня не покидает».

– В современном мире люди часто говорят, что они одиноки. Одиночество пугает. Но  посмотрим на наших подвижников: жили в пустынях до восьмидесяти лет  и не были одинокими. Как  это понять? Мы находимся среди огромного количества людей и считаем себя одинокими. А там он жил и жил и хотел жить еще столько, сколько Господь даст. Это показатель того, что когда мы приобретаем Христа, Бога, мы не бываем одиноки. И общение с Богом, со Христом для нас самое приятное общение. Потому что Бог есть та сладость, которой невозможно усладиться человеку в течение всей земной жизни.

Взять ребенка  – это очень доброе дело. Если еще этого ребенка привести к Богу, ко Христу, к церковной жизни, к Царству Небесному… Ведь мы для того и существуем здесь, на земле, чтобы самим достичь Царства Небесного и вокруг себя спасти тысячи,  тем более своих близких. Тогда, конечно, человек сугубо будет вне одиночества, потому что и этот со Христом, и тот со Христом. Во Христе объединяются. Где двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них.

– Неотъемлемой частью и одной из главных составляющих великопостного периода является молитва. К ней  православные подходят очень серьезно, советуются о ней со священниками,  монахами, читают святоотеческую литературу. Например, наставления, советы святителя Игнатия (Брянчанинова) до сих пор оказывают благотворное, благолепное действие на людей. А Вы в свое время даже написали диссертацию об учении святителя Игнатия (Брянчанинова) о молитве. Поделитесь Вашим видением, пожалуйста.

– Действительно, у Игнатия (Брянчанинова) собрано много материала из святых отцов о молитве. Поэтому я и остановился на его творениях и постарался изучить эту важную для нас добродетель – молитву, которая должна сопровождать христианина всю жизнь. Если человек не умеет молиться, то, конечно, все ему сложно, тяжело. Но научиться молиться надо.  Это не сразу: включился – и сразу молитва пошла. Нужна постоянная работа над собой. И как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), есть много аспектов, которые должны этому сопутствовать. Что в молитве самое главное? Внимание. Это не просто рассеянно произносить множество слов, когда молитва не касается ни ума, ни сердца.

Самое главное в молитве – научиться соединять ум с сердцем. Хотя бы ум был включен в слова молитвы, в смысл молитвы. А сердце подключится уже со временем, это тоже дар Божий. Рассеянная молитва – это бич современного мира. Потому что много информации, много всяких образов, новостей и так далее. Поэтому бывает очень сложно. По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), нужно, чтобы как можно меньше было отвлекающих факторов. Гнев, раздражение, недовольство, ропот  тоже очень сильно мешают внимательной молитве. Ну и, конечно, общение с людьми и не совсем духовные разговоры влияют на нашу молитву. Чтобы получить внимательную молитву, от многого нужно себя ограждать.

– Особенно в помыслах.

– Да. И тогда, конечно, молитва будет умно-сердечная, какой достигали наши отцы. Или  хотя бы умная. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), надо «заключить ум в слова молитвы». Хотя бы это. А Господь со временем даст, чтобы подключилось к этому еще и сердце. Вот такое есть у святителя Игнатия (Брянчанинова), очень советую его читать, изучать и на практике применять его советы в жизни. Как он сам учит, мы должны читать святых отцов, читать Евангелие не с целью, чтобы это знать, а чтобы делать то, что там написано. Если мы будем это знать, но не делать, то будем кичиться своими знаниями, гордиться, а толку от этого никакого не будет. А если будем и знать, и применять в своей личной жизни, то от этого будет очень большая польза.

– Вопрос телезрительницы: «Стоит ли делиться с людьми, со своими детьми всякими чудесными моментами, происходящими в жизни явно по милости Божией (по просьбе, по молитвам), или держать это в тайне?»

 – Я думаю так: тем, что Господь нам открывает, мы должны делиться со своими близкими, чтобы тем самым укрепить их в вере. Когда мы все это утаиваем, об этом больше никто не знает.  Поэтому многие люди говорят, что сейчас время, когда нет чудес, нет никаких проявлений Божественных сил. Но Господь совершает большие чудеса: исцеляет нас от тяжелых болезней или помогает в семейной жизни, в решении многих проблем. Но мы боимся рассказать об этом своему ближнему, чтобы, не дай Бог, беда вновь не началась, болезнь не вернулась. Вот такая наша слабая вера в Бога. А мы должны прославлять Бога чудесами, которые Он совершает в отношении нас. И мы должны благодарить Бога, что Он нас так любит. Но в то же время тут есть одна опасность. Важно, чтобы мы не гордились этим, не превозносились и не приписывали это себе.

– Что я такой достойный…

– Слова апостола Павла, когда он совершал какие-то большие чудеса (даже готовили ему жертву принести): «Что вы? Я такой же человек! Это не я, а Господь сделал через меня, грешного». Вот пример, как мы должны относиться к чудесам, которые совершает Господь по отношению к нам. И прославлять имя Божие, через которое Он проявляет Свою милость к нам. Мы должны об этом говорить, потому что таких чудес огромное количество. И когда мы это рассказываем с духом смирения (очень важно не гордиться), то этим самым укрепляем человека в вере. Люди слышат, что в нашем современном обществе совершаются  чудеса. Прямо сейчас, живой человек передо мной стоит – и было исцеление от той или иной болезни. Так это же очень хорошо! Тем самым мы прославляем Бога, что Он имеет к нам милосердие, любвеобилие, внимание. Что Он слышит нас, Он недалеко от нас, Он рядом и может нам помочь в любое время, если мы с верой и любовью к Нему будем обращаться.

–  Ваше Высокопреосвященство, хотелось бы услышать от Вас слова наставления, слова благословения на предстоящий период Великого поста для всех наших зрителей.

– Хочу поздравить всех с наступающим Великим постом. Дается нам особая милость Божия, чтобы мы провели этот Великий пост, чтобы очистили свою душу, исправили свою жизнь, поменяли отношение к греховной жизни. И как мы уже говорили сегодня,  нужно понимать, что это наша малая жертва как благодарность Богу за Великую Жертву, которую Он совершил для нас. Я призываю всех к тому, чтобы мы действительно по-настоящему провели этот пост, по-настоящему исправили свою нравственную и духовную жизнь. От этого зависит наше благополучие на земле. Господь по нашему исправлению избавит нас от многих бед и напастей. Грехи призывают на нас праведный гнев Божий, а за наше исправление Господь посылает Свое милосердие.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы