Архипастырь. Сретение Господне

15 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии.

– Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за то, что не забываете про телеканал «Союз». В частности, не так давно в новостных сюжетах могли видеть Вашу встречу с преподавателями и курсантами Уральского юридического института МВД России, где, говоря о современных развлекательных телеканалах, Вы упомянули противоположную сторону телевидения – телеканал «Союз» и рассказали о том, что это полезный продукт. Спасибо Вам за то, что не оставляете наш телеканал без внимания.

– Оставить без внимания что-то незначимое достаточно просто, а вот серьезное явление, например солнце, – можно оставить без внимания? Вообще-то мы под ним живем, оно нас согревает, поэтому мы о нем часто вспоминаем. Можно ли оставить без внимания Церковь? Мы ею живем, в ней обретаем спасение. Можно ли оставить без внимания телеканал «Союз»? На сегодняшний день это как воздух для многих верующих людей, поэтому считаю долгом, обязанностью говорить людям о вас, рассказывать, чтобы люди подключались к этому «воздушному» каналу.

– Спасибо Вам за эти добрые слова. Предлагаю начать нашу беседу о празднике Сретения Господня, поговорить о его исторической составляющей, о том, что это вообще за праздник и чему он посвящен, о его духовном смысле, о том, почему этот праздник именуется встречей Ветхого и Нового Заветов, и о многих других вопросах, которые так или иначе с этим торжеством связаны.

– Тем более мы находимся на фоне древней фрески, на которой изображено это событие. Исторически Сретение Господне, 15 февраля по новому стилю, – сороковой день после Рождества Христова. Это событие сохранено не только в устном предании, как многие вещи, которые дошли до нас только из уст в уста, а все-таки Господь изволил сохранить его для нас в Священном Писании, в евангельском повествовании, и это уже многое значит.

Например, события, связанные с Успением Божией Матери, сколь значимы для нас ни были бы, в Евангелии не сохранены, они сохранены в устной сокровищнице. Многие события из жизни первой Церкви не сохранились в Священном Писании. Это же событие (Сретение) бережно сохранено и чтится. Это важно для нас.

В сороковой день по рождении Христовом Божия Матерь, во исполнение установления, которое было открыто Богом Моисею, приносит Своего первенца вместе с Иосифом в Иерусалимский храм, для того чтобы принести законную жертву: либо агнца, либо голубя. Поскольку они были людьми небогатыми и не имели возможности принести такую жертву, закон допускал для бедных людей принесение в жертву двух птенчиков голубиц. Они тоже изображены на этой фреске в руках праведного Иосифа. Там и произошла встреча.

Как она могла произойти? Один проповедник рассказывает, что из себя представлял ветхозаветный храм в пору евангельских событий. Это огромное стечение народа, это шум, в который вливается плач детей, вопли животных, возгласы священников, трубы, которые трубят, созывая людей на молитву. Такая суета, как в Московском метрополитене в час пик. И вот в этой сутолоке происходит встреча людей, которые искали ее в течение долгого времени.

Старец Симеон ждал эту встречу около трехсот лет. В свое время, когда он еще был молодым человеком, умным, образованным, он был избран как лучший знаток Священного Писания и языков для перевода Священного Писания с еврейского на греческий язык. И вот тогда он усомнился в том, что Дева родит Сына, и Господь открыл ему о том, что он увидит сбывшимся это пророчество. Чтобы это событие не было каким-то мимоходным, одним из событий его жизни, Господь дал ему возможность поразмыслить об этом, подождать. Он ждал 10, 20, 30, 100, 120, 150 лет… Вот мы называем эти цифры, а что это такое – прожить 150, 200, 300 лет? Тогда мир не менялся так стремительно, как сейчас. Одни и те же люди, имена, дома, дни, восходы и закаты – все это проходит мимо тебя, а ты ждешь, и нет конца этому ожиданию.

Нам привычно желать друг другу не болеть, жить много лет. На старце Симеоне это исполнилось, он прожил очень долгие, долгие лета, и когда эти лета текут, то жизнь становится уже невыносимой. Когда все однообразно, когда у тебя болезни и когда ты не получаешь день от дня ожидаемого. Но он все-таки ждал. Поэтому именуется праведным: его ожидание не было исполнено ропота, обиды, разочарования в обетованиях Божиих.  Он ждал.

И в сороковой день рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа произошла встреча. Симеон пришел, водимый Духом Святым, в храм, и в этой сутолоке именно Духом Святым ему было указано на это семейство, на Младенца, что это именно Та Дева, Которая родила описанного некогда пророком Исаией Сына, и что здесь, в этом храме, он приближался к святому семейству. Он понимал, что правда Божия восторжествовала и теперь он может спокойно отойти к своим предкам. И спасение, которое придет через Сына Девы, он увидит сегодня своими очами. Он об этом сказал, произнеся молитву, которая сейчас каждый день произносится в православных храмах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Вот такое свидетельство одного из лучших, ярких представителей Ветхого Завета, знатоков Писания и самого участника этого Завета, когда он встретил Бога, ставшего Человеком, Который открывает новые отношения между Творцом и тварью, именуемые в дальнейшем Новым Заветом. Из глубины Ветхого Завета пришел человек и узрел исполнение Божественного обещания, осязал его, засвидетельствовал о нем.

Интересно еще такое свидетельство. Бог лежал на руках Своей Матери, Он младенствовал: по своему человеческому естеству он не мог ничему учить, ни о чем говорить. То есть Господь смирился, ограничил Себя в действиях, в проявлении. Но мы понимаем, что эта непостижимая для нас Божественная сила говорила через этого старца, что это не диалог старого человека с Младенцем или Его родителями, а это речь Бога. Бог приходит в храм и влагает в сердце старцу Симеону сказать те слова, которые он произносит. Бог отверзает уста пророчицы Анны – вдовы, которая длительное время находилась в Иерусалимском храме, служа постом и молитвой Богу день и ночь. Он влагает в ее уста свидетельство о том, кто сегодня принесен в храм.

И Сам Иисус Христос через старца Симеона пророчествует Своей Матери о том, что Ей предстоит: «Тебе Самой оружие пройдет душу, Тебе откроются помышления многих сердец». И это, мы знаем, сбылось: оружие прошло душу Божией Матери, когда был распят Ее Сын на Кресте. Но и по сей день сбывается это пророчество, потому что мы обращаемся к Божией Матери, приходим к Ее образам (чудотворным или еще не прославленным чудотворением), обращаемся к Божией Матери, понимая, что Она знает наше сердце, наши дела и мысли, и знает их не просто как сторонний наблюдатель, а деятельно. Она знает все злое, что есть в наших сердцах, все, чем мы распинаем сегодня Ее Сына, а с другой стороны, знает наше покаяние, нашу веру.

И вот такое пронзающее время событие (на триста лет в глубь Ветхого Завета – история, связанная с праведным старцем Симеоном); и, конечно, это пророчество, открытое через старца, о том, что Божия Матерь и пострадает, и станет для многих великим утешением и Заступницей рода христианского, – все это открылось в сегодняшнем празднике Сретения Господня. Не описывается, как скоро исполнилось это обетование, что старец отойдет в мир иной, Священное Писание не описывает то, как скоро он умер, как он умер и какие еще события были связаны с этим святым человеком. Может быть, они имели отношение к нему, но никак не были связаны с делом нашего спасения.

Господь хотел показать, что Он не является каким-то метеоритом, который вторгся в человеческую историю и перевернул ее ход, а является Исполнителем: сначала Он пообещал первым людям (Адаму) то, что пройдет время и придет спасение, к этому спасению Он готовил человечество в течение веков. И, соответственно, сейчас мы свидетели того, как это обещание исполнилось и продолжает исполняться. То есть здесь Господь показал Себя как Истинный Бог, находящийся над временем, вне времени, а с другой стороны, в это время вошедший.

– Есть историческая составляющая этого торжества, которое мы сегодня вспоминаем, а существует у каждого праздника и духовный смысл. Какой духовный смысл у праздника Сретения Господня?

– Отчасти я об этом уже сказал, что за этими историческими событиями мы должны видеть, как Бог выстраивает отношения с отдельно взятым человеком (святым праведным Симеоном) и со всем человечеством, что Он спешит устраивать наше спасение. Не ожидает до Своего тридцатилетия, чтобы выйти уже на общественную проповедь, как это было тогда установлено. А еще находясь на руках Своей Матери, сорокадневный Младенец уже творит спасение отдельно взятых людей и всего человечества. Он заботится о Своей Матери, предупреждая Ее о том, что Ей предстоит в будущем, Он показывает Свою силу, как Он может через старца открывать истину, как Он может давать человеку столько времени жизни на земле, сколько нужно для нашей пользы. А кому-то Он дает совсем мало времени, как, например, Своим ровесникам – вифлеемским младенцам, которые, прожив на земле кто-то несколько часов, кто-то несколько месяцев, стали первыми мучениками за Христа, тоже участниками дела нашего спасения. Все, что делает Господь (понимаем мы это или не понимаем, от нас это сокрыто), – это  дело, которое Он совершает ради нашего с вами спасения.

Мы сегодня встречаем Сретение Господне, как встречали в предыдущие годы, и сколько еще, Бог даст, будем встречать, но просто проживать этот праздник и все другие – так нельзя. Наша жизнь должна быть деятельной. Наш приход в храм на богослужение, нахождение на этом богослужении в молитвенном общении с Богом – это дело нашего личного спасения. Мы призываем этого сорокадневного Младенчика оказать опеку и нам, позаботиться и о нас.

Мы читаем о событиях праздника в Евангелии или тех книгах, в которых о нем рассказывают,  открываем творения святых отцов и пытаемся узнать, что они об этом событии уразумели, что им Господь на сердце положил. И когда мы это применяем к себе, то вместе с Богом соучаствуем в деле нашего спасения. Каждое событие, каждый праздник (и Сретение – один из ярких примеров) – это приглашение к соучастию в деле нашего спасения: Господь участвует, а мы приглашаемся к этой встрече с Богом.

– Чаще всего слово «сретение» мы переводим на русский язык как «встреча». Но по некоторым источникам, значение этого слова на церковнославянском языке означает встречу обычного человека с кем-то или чем-то возвышенным (как встреча человека прямо с Богом). Является ли встреча человека с Богом главной целью каждого человека?

– Любое дело имеет определенную цель. Мы идем в кассу, покупаем билет на поезд, садимся в него, поезд начинает движение. Это все так прекрасно, замечательно, но надо задавать вопрос: куда куплен билет, куда едет поезд и зачем я туда еду? Мы должны задаваться вопросом о смыслах: не просто мы движемся куда-то, идем по жизни, живем, учимся, работаем, едим, пьем, спим, что-то делаем, но куда это все направлено? Где та цель, к которой должны быть направлены наши жизненные стремления? К чему: к самосовершенствованию, к вечной молодости, к каждодневным удовольствиям? Люди, которые искали ответ на этот вопрос (кто-то теоретически, беседуя с умными людьми или читая умные книги и Священное Писание; кто-то практически, через разочарования, падения в своей жизни, через понимание суетности любых человеческих устремлений и низости любых человеческих высот), понимали, что эти цели, которые мы можем только придумать в этой жизни (общественные, личные, какие угодно), оказываются очень невысокие, эти цели не выше потолка.

И душа, которая, по свидетельству Тертуллиана, сама по себе христианка, не насыщается этими целями, ищет чего-то большего. И вот это большее, то, что действительно может напитать душу человеческую, то, что может восполнить нашу человеческую недостаточность, – это, конечно же, Господь Бог, Творец, Который создал и устроил ее таковой. И что может быть в жизни человека более важным, более осмысленным, более желанным, чем встреча со своим Творцом, Тем, Кто сотворил и этот, и тот мир, Кто является исполнением смысла нашего земного существования?

Конечно, для любого человека встреча с Богом является единственной реальной, настоящей целью бытия. Пути бывают различные. Господь эти пути, которыми мы к Нему идем, принимает, не отвергает, не стесняется их, не гнушается ими, а только исправляет их. Он показывает нам, часто выставляет маячки, где-то дает нам наткнуться на камушек, разбить свою головушку, с тем чтобы мы подправились и все-таки шли, если хоть самую малость желаем этого, не пренебрегаем этим, чтобы мы все-таки шли и приближались к Нему. Поэтому, конечно, сретение с Богом, осмысленное или неосмысленное, – это действительно реальная, единственная настоящая цель всякой человеческой жизни. И праздник Сретения об этом напоминает.

Сколько мог бы Симеон радоваться своему долголетию, сколько он мог бы радоваться своей мудрости, кичиться своим знанием (он же был мудрейший человек), а время проходит, и ты понимаешь, что кичиться нечем: ты не бессмертен, не всеблаг, не самодостаточен; и чем дольше ты живешь, тем больше  узнаешь, тем больше  поражаешься этой своей недостаточности, своей ущербности, которую может восполнить только источник мудрости, силы, жизни – Господь Бог.

– Наверное, в жизни каждого человека были такие ситуации, когда Господь, может быть, явно присутствовал в жизни конкретного человека. Казалось бы, в этот момент могла бы и произойти эта встреча, но человек может сделать вид, что ее не было, посмотреть на другую цель и идти дальше. Как постараться сделать так, чтобы эта встреча в нашей жизни все-таки состоялась?

– Наверное, самое простое – это не мешать Богу. Есть такая притча, беседа некоего ученого с верующим юношей, которому он говорит: «Я готов стать верующим, если ты мне покажешь, где есть Бог. Где Он?» Юноша в ответ задумался и отвечает: «Мне трудно показать, где Его нет». Действительно, пытаться найти на земле место, где нет участия Бога, нет Его присутствия, невозможно, Он есть везде, присутствует везде. И Он в каждом моменте нашей жизни принимает участие, приглашает нас, учит нас. Но каждое утро и каждый вечер, радостями и скорбями, болезнями, обретениями и потерями человек приглашается Богом к этому разговору, диалогу, к этой встрече.

Сколько людей, столько судеб, столько интересных историй, как люди приходили к Богу. Даже читая жития святых, поражаешься, как люди приходили к Богу. Благоразумный разбойник сколько получал удовольствия в течение своей жизни, сколько всяких эмоций, сколько делал ошибок! Это был путь к осуждению, заключению и казни. На самом деле, сам того не подозревая, он шел к встрече с Богом, он встретился с Богом на кресте. Вот когда эта встреча произошла, в нем нашлись такие свойства его души, такая простота, доверие и неиспорченность, которые позволили ему сказать: «Да, Господи, я вижу, что это Ты. Я за дело страдаю». Он исповедовал распятого рядом с ним Человека Богом, и эта встреча ввела его в рай.

Путь праведного Симеона к этой встрече был продолжительностью в триста лет. Его путь был праведным, он не грешил, не убивал, не блудил, читал Священное Писание, исполнял все, что подобает, и таким путем пришел к встрече с Богом. Кто-то в юности, кто-то в зрелом возрасте. Господь – мудрый ловец душ человеческих. Для того Он создал Церковь на земле, чтобы нам было проще быть уловленными Его сетями. Потому, пожалуй, если нам Господь открыл, что Он Живой, Сущий, особым образом сегодня пребывает в Церкви, где двое или трое собраны во имя Его, что Он открывается нам в Священном Писании, в священнодействиях и мы стремимся сегодня к Церкви Христовой, то как-то трудно придумать такие грехи, такие деяния, которые могли бы нас все-таки отделить, как железобетонная стена, от встречи с Ним. Согрешаем, страдаем от этого, просим прощения и понимаем, насколько благ Господь, и постепенно учимся отвращаться от греха, искать встречи с Ним, постепенно учимся общению с Ним.

Порой Он открывается, а человек отворачивается и не желает видеть, слышать, какие-то его пристрастия мешают общению с Богом. Мы помним притчу о сеятеле, что Господь сеет в каждом, но находятся какие-то причины, которые не позволяют человеку сделать эту встречу плодотворной. Но жизнь-то не заканчивается, поэтому надеемся, что каждый из наших дорогих телезрителей идет сейчас тем путем, спотыкается, но идет. Хотелось бы пожелать, чтобы эта встреча произошла в полной мере, чтобы она была увенчана пребыванием в Царстве нашего Господа, Отца Его и  Духа Святого.

– Вопрос телезрителя из социальной сети «ВКонтакте»: «Владыка Евгений, интересно было бы узнать, какую Вы сейчас читаете книгу кроме Священного Писания и вообще что любите читать в свободное время, если таковое есть».

– Сейчас читаю книгу (пока пост не начался, надеюсь ее дочитать) нашего современника Павла Басинского «Святой против льва».  Это такое интересное жизнеописание, анализ жизни двух современников, которые жили в конце XIX – начале XX века: святого праведного Иоанна (Кронштадтского) и Льва Толстого. Автор исследует житие святого праведного Иоанна (Кронштадтского), жизнь писателя Льва Толстого (мы знаем, к каким заблуждениям и бедам он пришел к концу своей жизни) и начинает книгу с того, что Александру III задали вопрос: «Кого Вы считаете самым великим человеком нашей современности, нашей империи?» Он задумался и сказал: «Конечно, это Лев Николаевич Толстой».

Спустя несколько лет этот вопрос был снова задан, и Александр III вновь сказал, что, конечно, Лев Николаевич. Но его спросили: «А что Вы думаете об отце Иоанне из Кронштадта?» Он ответил: «Пожалуй, это тоже не менее великий человек». Но когда приблизилась кончина Александра III, то именно отец Иоанн был приглашен во дворец, он исповедовал, напутствовал, причащал умирающего государя. Именно тогда, наверное, у царя произошло изменение ценностей в пользу батюшки Иоанна. Автор очень интересно исследует жизнь этих двух людей и основательно анализирует множество общих внешних черт в образе их жизни: отношение к интеллигенции, к христианству, отношение народа к каждому из них; и с хорошей христианской точки зрения он показывает существенный разлом, пропасть, которая пролегала между этими двумя современниками, известными нашими соотечественниками. Там много интересных фактов из жизни отца Иоанна, Льва Толстого и его современников. Вот такая книга. Я благодарен тем людям, которые предложили с ней познакомиться. Очень надеюсь до начала поста положить конец этому чтению, чтобы все-таки войти в пост уже с более полезным чтением. Хотя нельзя назвать это неполезным чтением, все-таки здесь житие святого, но чтобы уже в пост заниматься тем, чем положено заниматься.

– А есть ли какой-то список литературы, который Вы определяете как раз на постное время?

– Есть, конечно, список литературы, это достаточно много книг, которые стоит полистать, посмотреть, их собрание называется Библия. Это самое полезное и нужное чтение. А так надо внимательно смотреть, о чем говорит Церковь во время поста. Если мы встречаем неделю Григория Паламы, то очень правильно и хорошо познакомиться с его житием и с его творениями; если мы слышим имя святого Иоанна Лествичника, то очень хорошо до воскресного дня, когда совершается его память, прочитать или перечитать его книгу «Лествица», которая является настольной книгой не только для монаха, а вообще для христианина.

И далее мы сейчас будем перечислять Марию Египетскую, Андрея Критского и его канон, о котором издана замечательная книга, ее стоит прочитать для того, чтобы понимать на первой и пятой седмице поста, о чем идет речь, какая духовная нота взята и какие смыслы открываются в том, что читается в Церкви. Даже если батюшка будет не очень внятно читать, а мы накануне все-таки найдем время, чтобы познакомиться с толкованиями Великого покаянного канона, то нам это будет очень полезно и очень поможет первые четыре вечера Великого поста провести не в ропоте (что не слышно и непонятно), а в достаточно умном и полезном делании.

Есть такая передача на вашем канале – «У книжной полки». Если кто-то желает, может посмотреть, там представлено много интересной литературы: и агиографической, и догматической. Но если мы возьмемся в течение Великого поста совершить то дело, которое обычно свершалось на Руси, – прочитать Ветхий Завет, то это очень большой труд, очень большая задача, которую человек перед собой поставит. Это непросто, но очень полезно, посему Бог нам в помощь.

– Вопрос телезрительницы из социальной сети «ВКонтакте»: «Всегда возникает вопрос при общении с людьми, которые позиционируют себя православными христианами, почему они подвержены суевериям, гороскопам, всяким западным праздникам? Как это совместимо с настоящей верой?» Этот вопрос можно еще приурочить к празднованию Масленицы, которая не всегда проходит по православным традициям, а иногда и с традициями, которые восходят к нашим языческим корням.

– Что касается таких людей и как к ним относиться… Да никак не относиться, ведь существует столько людей, учений, мнений, всяческих измышлений. Мы видим вокруг столько всяких предметов: деревья, листья, мусор на дороге, что-то нам нравится, что-то нет, но мы не все едим, а все-таки понимаем, что есть продукты полезные, съедобные, а есть и неполезные, и несъедобные. И тщательно отделяем для себя то, что полезно и съедобно, этим завтракаем, обедаем и ужинаем. Что касается всяких мнений, учений, их очень много, их можно видеть и в какой-то мере знать и проверять так же, как проверяем качество пищи в холодильнике: посмотрим, но не спешим сразу есть. Знать и делать своим достоянием – это большая разница.

Мы знаем, что есть гороскопы, день святого Валентина или Хэллоуин, которые празднуют. Можно даже почитать о том, что это за явления, познакомиться с ними критически. Но не с тем, чтобы начать этим пользоваться, а для того, чтобы соотнести, задать себе вопрос: «А что такое гороскоп для меня, православного человека?» И то, что напечатано в газете, которую раздают в метро, – откуда это знание? Подойти к батюшке, попросить, чтобы он дал что-то почитать по этой тематике. А почитать есть что, о суевериях и всяческих новых учениях очень хорошо написано у иеромонаха Серафима (Роуза) в его книгах. Нужно почитать и узнать, что эти явления – дешевка, бизнес, построенный на духовном мошенничестве, на котором люди зарабатывают деньги. И люди, которые занимаются производством этих изделий, сами смеются, порой не скрывают, что это чепуха, но находятся те, которые готовы за эту чепуху заплатить, поэтому они производят этот суррогат и продают, а народ потребляет. Чтобы не быть глупыми потребителями этих суррогатов, можно познакомиться, поинтересоваться, что это, с тем чтобы потом при встрече с людьми, за которых вы переживаете, помочь им отделить истину от лжи, плевела от здоровых семян и найти правильный путь в своей жизни.

По-хорошему надо получать духовное образование, есть прекрасные курсы в разделе «Религиоведение», «История религий». Почитав о древних религиях, мы можем увидеть: то, что сегодня выдается за некие новые течения, учения, которыми увлекаются люди, – это просто поднятые с пыльной полки, уже давно осужденные ереси или какие-то шарлатанства с древних времен, которые сегодня пытаются реанимировать и на этом заработать либо деньги, либо какие-то политические, общественные баллы. С этим надо быть очень аккуратным. Можно подобрать с дороги грязный фрукт и им отравиться; можно взять бесплатную газету, почитать и ею отравиться. Лучше все-таки брать нормальные, невредные для нашего христианского понимания и осознания, хорошие, достойные продукты, учебники, книги. Сейчас достаточно много опубликовано в Интернете, но не вообще в сети, а на сайтах серьезных православных образовательных учреждений. И все это поможет нам отличать полезное от неполезного.

– Вопрос, поступивший на электронную почту, от телезрителя из Нижегородской области: «Является ли грехом желание человека жить беззаботно и спокойно, не обременяя себя заботой о ком-то и о чем-то? Почему я задаю этот вопрос? Читаю книгу «Воскресные беседы» архимандрита Мелхиседека (Артюхина), он часто бывает на передаче "Беседы с батюшкой". В разделе "Библейские темы" прочитал такие строки: "Вот так страшен грех зависти, который может привести ко всякой трагедии, поэтому Бог дает заповедь: "Не завидуй, не пожелай ни жены, ни дома ближнего твоего, ни вола, ни скота его, ни всего, что у ближнего твоего".

То есть надо уметь довольствоваться малым. Согласен, но к этому Церковь призывала и в царское время, а чем все это закончилось, мы знаем. Прошло сто лет, и сегодня Церковь призывает к тому же, но народ сейчас пошел другим путем, он не хочет никаких революций. Когда-то, в советское время, была поговорка: "Меньше народа, больше кислорода". И меньше стали рожать, но не хотят люди быть нищебродами, и ничего здесь не сделаешь. Лет за пятьдесят вымрет большая часть русского народа, и церкви сейчас в обычные дни почти пустые, а там и вообще большинство закроются…»

Может быть, имеется в виду, является ли грехом быть безучастным к жизни нашего государства, общества, Церкви?

– Еще в Ветхом Завете было определение греха. Там достаточно много предписывалось поступков: это хорошо, а это плохо. Если внимательно посмотреть практически на любой поступок, который относится к категории греха, и проанализировать, почему он к ней относится, мы понимаем, что поступок, который называется грехом, в первом или втором приближении ведет человека либо сообщество людей к вымиранию, к смерти: не блуди, не воруй, не убивай. Не убивай – это не производи смерти. Если ты совершаешь блуд, это означает, что у тебя не будет здорового потомства, ты разлагаешь себя и не сможешь своих детей научить праведной жизни, они будут блудить. Блуд рождает разрушение семьи, здоровья и в конечном итоге смерть. Воровство, пьянство тоже приводят к смерти. Какие-то более изощренные виды грехов прямо или косвенно способствуют исчезновению жизни, рождают разложение личности.

А если человек живет беззаботно, у него нет забот, он довольствуется тем, что у него есть? Вопрос: такой человек обретает жизненные силы или расточает их? Это очень легко проверить, но, конечно, на себе лучше не проверять, лучше познакомиться с опытом людей, которые пытались жить без забот. Ешь, пей, спи, отдыхай, гуляй. Очень скоро человек привыкает к такому существованию, и ему хочется чего-то еще, он начинает искать нового удовольствия, чем еще утешить, насытить свое стремление к отсутствию забот и проблем. Кто-то начинает пить, кто-то ищет другие пристрастия, чем бы занять свой ум, который не терпит покоя, не насыщается только смотрением фильмов или играми на компьютере. Человек ищет себе новой пищи для своей бессмертной и ненасытной земными вещами души.

Рано или поздно эта беззаботность приводит человека к разложению, к эгоизму, потому что человек заботится только о себе. Пройдет в таком состоянии 20, 30, 40 лет, и человек, который заботился только о себе, вдруг ощутит полнейшее одиночество: нет жены, детей, внуков, некому стакан воды подать, некому поддержать, принести, сходить в магазин, принести лекарства или о тебе позаботиться. И ты понимаешь, что наступает очень скорбная болезненная старость и смерть, которая явилась результатом твоего греха беззаботности в какой-то период твоей жизни.

А другой человек не стремился к беззаботности, а все-таки думал о том, чтобы позаботиться о своих родителях, создать свою семью, заботился о воспитании своих детей, позаботился о своем жилище, чтобы крыша не проваливалась и с улицы вода не затекала, и его жизнь протекает совершенно по-иному. Он окружен и любовью, и заботой, у него есть с кем поделиться добротой своей души, и он имеет возможность насытиться, получить ответное утешение от тех, о ком он заботился.

Конечно, может быть, это упрощенные картины, но мысль, которую я пытаюсь ими донести, такова: попытка сегодня жить без забот нисколько не гарантирует, что завтра Господь не пошлет такие заботы, которых ты не будешь желать, но будешь ими придавлен. Снова и снова вспомню слова одного подвижника о том, что Господь не даст нам погибнуть в нашем благополучии. Если мы стремимся только к благополучию, его ищем и пытаемся им наполнить свою бессмертную жизнь, Господь пошлет такие скорби, проблемы, которые немножко отрезвят нас.

А что касается того, что через пятьдесят лет православные вымрут, эта мысль не нова. Столько людей пытались это сделать, кто-то их насильно убивал, кто-то пытался их заразить всякими лжеучениями, чтобы они перестали быть православными, но они живы. Сегодня я был в сельском храме – среда, будний день, а храм полный, и на одного взрослого приходился примерно один ребенок. И взрослые, и дети были очень жизнерадостны, со здоровыми, добрыми, умными лицами. И это в селе, находящемся не близко от мегаполиса. Кто-то заходит один раз в год в будний день, в двенадцать часов дня, когда служба кончилась, и отмечает, что нет народа в храме, но не удосуживается заглянуть в праздник, самого себя привести, чтобы наполнить храм собой и увидеть многих замечательных людей, которые есть в церкви. Господь их собирает, о них заботится, и поверьте, сегодня их становится, слава Богу, все больше и больше. 

– Хотелось бы услышать от Вас небольшое пожелание нам на Великий пост.

– Готовимся к Великому посту. Слава Богу, уже миновала Неделя о мытаре и фарисее, Господь и Церковь поучили нас этому воззванию: «Боже, милостив буди мне, грешному» (что мы не своими заслугами и трудами спасаемся). Сейчас Неделя о блудном сыне, и благо, если у нас есть где почитать толкования на эту притчу о блудном сыне и примерить ее к своей жизни. Эта притча настолько вбирает в себя всю историю человечества, конкретных семей и лично каждого из нас, что стоит посвятить этому время.

Впереди Неделя о Страшном суде. Давайте проведем это время подготовки к Великому посту не в беззаботности, а в делании, не в поедании блинов или каких-то оставшихся непостных продуктов, а все-таки в попытке умом, сердцем прикоснуться к тому, к чему готовит нас Церковь. Тогда Великий пост будет легким, благодатным, а Пасха Христова для нас будет яркой и действительно спасительной.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать