Архипастырь. С митрополитом Павлом

10 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа c митрополитом Минским и Заславским Павлом.

– Владыка, мы с Вами встречаемся в рождественские святки уже традиционно, но первый и главный вопрос у нас один и тот же – что же принесло в мир рождение нашего Спасителя Господа Иисуса Христа?

– В первую очередь хочу поздравить всех с этим замечательным праздником. Это не только семейный праздник. Он не только для нас, но имеет планетарное значение – для всего человечества: для людей, которые жили до боговоплощения Иисуса Христа, и для людей, которые будут жить до скончания века. Для всех пришествие в мир Христа Спасителя чрезвычайно важно, поскольку Сын Божий Иисус воплотился в человеческое естество, довел его до совершенства и Своей крестной смертью, страданием, воскресением из мертвых и вознесением на небо проложил путь в Небесное Царствие. Он открыл путь, по которому любой человек, поверивший, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и пожелавший жить по Евангелию, заповедям Господним, сможет  войти в Царствие Божие для вечной жизни в нем. Пожалуй, нет ничего более возвышенного и важного для человека.

Изучая историю Ветхого Завета, мы видим: и тогда множество людей понимало, что жизнь на земле – скоропреходящее явление. Хотя ветхозаветные люди жили подолгу, они понимали, что жизнь заканчивается и все, что они делали, уходит в никуда. Неужели все так бессмысленно – живет человек, умирает и память о нем не сохраняется? Человек внутренне не соглашается с тем, что подвержен тлению и смерти.

Надо сказать, что этот вирус тления и смерти принесло непослушание наших прародителей Адама и Евы. А боговоплощенный Спаситель искоренил из человеческой природы этот вирус непослушания, он примирил человека с Богом – это чрезвычайно важно.

Сегодня мы не просто вспоминаем и переживаем те давние события, которые произошли в Вифлееме, но наша задача как православных христиан – приготовить в своем сердце место, куда смог бы прийти и вселиться Христос Спаситель. То есть вся наша жизнь должна быть направлена на богоуподобление. Это чрезвычайно важно и стало возможно только после того, как на землю пришел Спаситель мира – Христос. Так что, празднуя Рождество Христово, мы радуемся, что Господь дал нам такую возможность – преображая себя, свой внутренний мир, уже здесь, на земле, ощущать присутствие Бога.

И, конечно, для нас как для верующих людей смерти, которая является особым моментом в жизни каждого человека, как таковой уже нет. Господь Христос Спаситель уничтожил смерть как таковую. Для нас теперь смерть – это переход от жизни временной в жизнь вечную. Именно поэтому мы сегодня и радуемся – воплотившийся Христос Спаситель пришел на землю ради нас, ради нашего спасения. Такой всемирный праздник.

– Владыка, в эти дни перед Рождеством Христовым прозвучала мысль о том, чтобы мы поделились своей радостью с христианами Ближнего Востока. В частности, на общем собрании Минской епархии была высказана инициатива, которую поддержали все священнослужители, о сборе пожертвований для восстановления святынь сестринской Антиохийской Православной Церкви, то есть Православной Церкви в Сирии, и для помощи людям, страждущим от войны: сирийским православным, всем христианам. О поддержании этой инициативы высказались и другие епархии Белорусского Экзархата, и туда могут обращаться и простые верующие люди, которые хотят оказать эту помощь.

– Я был очень обрадован такой идее нашего благочинного. Была поддержка от всех участников общего собрания Минской епархии. Я был искренне обрадован такому желанию наших священнослужителей.

Сегодня можно вспомнить и историю нашей Русской Православной Церкви в XX столетии, когда наши предшественники испытывали страшные страдания, гонения, притеснения и разрушения нашей Церкви, и зарубежные христиане, даже не православные, оказывали посильную помощь нашей Церкви, епископату, нашим священникам. Это был очень хороший жест солидарности с нашим народом, претерпевавшим страдания и гонения за Христа.

Я объявил о данной идее в нашем соборе, обратился к нашим епархиальным архиереям с просьбой объявить в своих епархиях об этом почине – кто чем сможет оказать посильное материальное вспомоществование тем людям, которые претерпевают страшные разрушения в Сирии. Это, конечно, в первую очередь Антиохийская Православная Церковь. Думаю, что будут приходить все люди, которые нуждаются, потому что в этой страшной беде пострадали не только христиане, но и представители всех остальных вероисповеданий. Надо помогать всем, кто оказался в беде, проявлять подлинную христианскую любовь не только по отношению к своим близким и единоверцам, но и всем людям, которые оказались в беде. Если люди, даже инославные или далекие от Церкви (может быть, даже неверующие), почувствуют эту христианскую любовь, потом они скажут: это действительно христиане, люди, исповедующие Бога, Которого именуют Любовь, и нам эта любовь была оказана. Потом они тоже будут если не нашими единоверцами, то, по крайней мере, друзьями. А кто не против нас, говорил Христос, тот за нас.

Так что будем надеяться, люди окажут посильную материальную помощь, и когда процесс сбора будет уже завершен,  думаю, где-то к Пасхе мы подведем какие-то итоги и через Отдел внешнецерковных связей осуществим передачу тех средств, которые пожертвуют наши христиане.

Поэтому, дорогие друзья, приглашаем всех желающих. В нашем кафедральном соборе имеется скарбоночка  (думаю, что и во всех храмах будут теперь специальные скарбонки) для сбора пожертвований на оказание помощи пострадавшим от разрушений сирийцам, для Антиохийской Православной Церкви.

– Даже если человек не увидит скорбонки, он может подойти к священнослужителю любого храма...

– Можно подойти к свечнице и спросить. В Сирии разрушены и храмы, и монастыри. Жуть, что творилось. Мне довелось побывать там в 1991 году с официальной делегацией, и я, естественно, посещал там то место, где молился и пребывал апостол Павел, где он был опущен в корзине через окошко; бывал и в других монастырях. Сейчас иногда в новостях показывают, какие там разрушения. Монастырь Маалюля был прекраснейшим монастырем в горах, великолепной красоты, и вдруг все это разрушено, порушено. Конечно, придется восстанавливать. Никто ведь не застрахован от беды, которая сейчас постигла Сирию. Поэтому будем помогать нуждающимся.

– Ваше Высокопреосвященство, вскоре после рождественских святок и праздника Крещения Господня Белоруссия  (можно уже сказать – всенародно)  отмечает праздник памяти святой блаженной Валентины Минской. Буквально в один день с памятью блаженной Ксении Петербургской. Когда люди приезжают в Петербург, они могут поклониться мощам святой блаженной Ксении в часовне на Смоленском кладбище. В Белоруссии, когда люди хотят приехать к святой блаженной Валентине, они едут в Дзержинский район, где в деревне Коски около трассы Москва – Брест есть кладбище, на котором похоронена святая Валентина. К сожалению, не все могут приехать, поскольку не у всех есть личный транспорт и не все могут присоединиться к паломническим группам, но многие хотят поклониться мощам святой блаженной. На том же общем собрании Минской епархии прозвучала инициатива, которую одобрил Архиерейский совет Минской митрополии, – об обретении мощей святой блаженной Валентины. Эта инициатива опирается на многочисленные голоса верующих. Есть ли надежда, что в следующий праздник святой Валентины верующие уже смогут поклониться ее честным мощам?

– Во-первых, хочу сказать, что идея об обретении мощей исходила от наших верующих людей, которые действительно почитают святую Валентину Минскую, многие посещают ее могилку и обращаются к ней в своих молитвах. Сегодня она прославлена в Белорусской Православной Церкви как местночтимая святая.

Было пожелание верующих людей осуществить обретение. Ко мне обращались люди, и по их просьбе я собрал Архиерейский совет Минской митрополии, мы обсудили это предложение, архипастыри поддержали его, и я обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Святейший Патриарх благословил осуществить обретение; естественно, при условии согласования с местными органами власти, как это делается везде.

На сегодняшний день выясняется, как это выяснилось уже на епархиальном собрании, даже среди наших священнослужителей есть четверо воздержавшихся от предложения осуществлять сбор подписей. Нам было предложено представить консолидированную позицию по этому вопросу. Есть несколько человек, которые против этой идеи: это бизнесмены, зарабатывающие на кладбище: кто-то продает цветы, кто-то свои поделки, и если люди перестанут туда ездить, они могут лишиться этого. Что-то в этом перекликается с апостольскими временами, когда апостол Павел пришел в ареопаг, стал проповедовать Христа Спасителя, а все мастера, изготовлявшие поделки Артемиды Эфесской, стали говорить: «Он проповедует какого-то неведомого бога, а у нас сейчас перестанут покупать наши поделки! Ах, он такой-сякой! Ах, его гнать надо!» Вышли, начали бунтовать и кричать: «Да здравствует Артемида Эфесская!» Помните такой эпизод из Книги Деяний святых апостолов?

Вот и сегодня примерно то же происходит в отношении мощей святой блаженной Валентины Минской. Такое впечатление, как будто все темные силы восстали против этого. Конечно, для демонов это страшное явление: как это так? Когда сегодня вся либеральная пресса говорит: «Радуйтесь! Наслаждайтесь! Все веселитесь!» – все должно быть временное и мимолетное, а тут вдруг о каких-то мощах?.. «Вы о чем вообще говорите? Наслаждайтесь, живите в свое удовольствие!» – вот что нам сегодня пропагандирует либеральная идеология. И вдруг говорить о Царствии Небесном, о каких-то святых... Все темные силы восстали.

Своих священнослужителей, которые переживают за происходящее, я успокаиваю так: «Вы не забывайте, что мы сегодня начали такое дело, которое находится, образно говоря, в непосредственном ведении небесной канцелярии». Если Господь благословит, то все будет. Если Господь не благословит и мощи не будут обретены, это значит, что мы не достойны этих мощей». Хотя один из священников сказал: «Знаете, было бы неплохо поместить их в наш храм, тогда не было бы таких проблем». Но появилось некое недомыслие, однако, думаю, все успокоится, встанет на свое место.

Всех верующих людей, которые желают, чтобы событие обретения мощей произошло, мы приглашаем в храмы Минской епархии и всей Минской митрополии, где осуществляется сбор подписей. Те, кто желает, поставьте свои автографы: я, такой-то, проживающий там-то, за то, чтобы осуществилось обретение мощей.

Если мощи будут обретены, Богу содействующе, то они будут положены в кафедральном соборе. Близкие родственники дали согласие на это обретение, и я думаю, что мы обязательно пригласим их на это событие. Но это будет иметь значение для всей Православной Церкви в Белоруссии, и не только, это вообще будет Торжество Православия. Обретение мощей – таким видимым образом святая будет присутствовать на нашей земле. Это будет просто величайшее событие в истории нашей Церкви.

Что касается блаженной Ксении Петербургской, ее мощи тоже находятся под спудом, хотя ее часовня и захоронение находятся рядом с храмом на кладбище. А блаженная Валентина похоронена, как Вы правильно сказали, на трассе Минск – Брест, но будем надеяться. В таких случаях я всегда говорю: «Господи, если Тебе угодно, а нам спасительно, то помоги и благослови». В этом случае мы вручаем это дело в руки Божии. Если Господь благословит, то никто не сможет противостоять этому. А если это не осуществится, то это будет знак того, что мы сами себя лишаем этой Божественной радости и обретения мощей святой блаженной, – надо делать выводы.

– Минувший год в Белоруссии проходил под знаком 300-летия со дня рождения святителя Георгия (Конисского), благодаря которому православие устояло на Белорусской земле, в частности в Восточной Белоруссии, в конце XVIII столетия, под натиском римокатоликов, Унии, когда в последние десятилетия Речи Посполитой власти особенно активно старались уничтожить православие. Но благодаря святителю Георгию этот натиск удалось сдержать. А когда Восточная Беларусь вошла уже в состав Российской империи, многие римо-католические приходы перешли в православие, как только почувствовали свободу вероисповедания.

В этом году мы празднуем 150-летний юбилей со дня блаженной кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). Владыка Иосиф родился как раз на Рождество Христово, и мы отмечаем и 220 лет со дня его рождения. Мне кажется, в современной Белоруссии личность митрополита Иосифа до сих пор недооценивают. Ведь благодаря митрополиту, изначально униатскому священнослужителю, затем архипастырю, тысячи униатских священнослужителей, сотни, десятки тысяч белорусских верующих (более точная цифра – полтора миллиона) вернулись из грекокатоличества в православную веру на Полоцком соборе 1839 года.

Владыка, как Вы оцениваете инициативу наших священнослужителей о причислении к лику святых митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)?

– Он действительно сделал для Белорусской Православной Церкви такое благодеяние, забыть о котором просто нельзя. Следует все время помнить об этом. Надо сказать, что в те времена происходила страшная междоусобица на религиозной почве, нестроения. Просто не буду вспоминать: мы должны, особенно в эти рождественские дни, все плохое забывать, не придавать этому значения. Хотя помнить надо, чтобы никто нас потом не упрекнул в том, что мы не знаем историю нашей Церкви, своего народа. В то время творились страшные дела: разногласия, нестроения между людьми, тем более на религиозной основе они бывают самыми тяжкими и самыми непредсказуемыми.

Сегодня мы вспоминаем встречу главы Римско-Католической Церкви папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси  Кирилла в Гаване, на Кубе: тогда в их общем коммюнике прозвучала очень важная мысль о том, что униатизм не является средством единения людей. Униатизм был осужден, что чрезвычайно важно.

Сегодня белорусским людям пытаются навязать мысль, что католичество – это нечто итальянское, польское, православие – московское, а униатство – это якобы белорусское. На самом деле совместное заявление папы Римского и Патриарха Московского свидетельствует о том, что униатской Церкви никогда не существовало, такой нет в природе. А униатство – это производное от Католической Церкви, которая пыталась перевести православных людей в католичество. Такой тогда происходил резкий прозелитизм. Сегодня он осужден и папой Римским, и Патриархом Московским, и для нас это чрезвычайно важно. Не существует униатской Церкви. Такой нет ни в католичестве, ни в православии, ее просто не существует. Униатизм не может быть средством для единения людей. Это чрезвычайно важно помнить, знать и понимать.

Конечно, то, что совершил митрополит Иосиф (Семашко), чрезвычайно важное миссионерское деяние. Более 1,5 миллиона человек были возвращены в лоно Православной Церкви. В память об этом даже была отчеканена специальная медаль, на обратной стороне которой было написано: «Отторгнутые насильно (в 1596 году) воссоединены любовью (в 1839 году)». Это был не насильственный, а действительно добровольный акт. Думаю, что сейчас каждый, кто приходит в православную церковь, может почувствовать, что у нас нет никакого насилия: захотел – пришел, не захотел – не пришел. Пришел, посмотрел – не понравилось, можешь уходить. Никто никого не насилует. Никто никого не заставляет. В противном случае это не может быть религией любви, если происходит какое-то насилие.

Так что 2018 год для нас действительно является юбилейным, и мы объявили его годом митрополита Иосифа (Семашко). На епархиальном собрании прозвучала мысль о том, чтобы поручить комиссии по канонизации святых изучить жизнь, деятельность и труды митрополита Иосифа (Семашко) с возможной инициативой его прославления в лике святых. Мы дали поручение нашей комиссии заняться этим вопросом. Как в случае с блаженной Валентиной, так и с митрополитом Иосифом (Семашко), я говорю, что здесь мы входим в такую сферу нашей жизнедеятельности, когда результат будет зависеть не только от нашего желания, а от воли Божией. Причислим мы его к лику святых или не причислим, я верю, что он у Бога иже во святых, в Царствии Небесном как просветитель, подвижник, как монах, аскет. Он действительно в Царствии Небесном. Прославит его человеческое общество или не прославит, он уже прославлен у Бога. А такое деяние совершается не каждый день, и не каждый человек способен на такое великое деяние, так что то, что совершил митрополит Иосиф, заслуживает особого почтения, внимания. И я уверен, что все произойдет так, как Богу будет угодно, а нам спасительно. Нам это очень хороший урок для назидания.

Нам надо научиться хранить мир, согласие между собой, очень важно помнить ту страшную историю, которая происходила в  те далекие, смутные времена, когда люди исповедуют Иисуса Христа Сыном Божиим, а сами друг с другом враждуют. Это соблазн для людей, далеких от Церкви. Чтобы такого никогда не повторялось, надо, конечно, помнить историю и стремиться не враждовать друг с другом, а научиться любить друг друга, как учил Христос Спаситель. Благословлять проклинающих, молиться за врагов, потому что в этом случае на нашу защиту и на наше примирение непременно встанет Господь Бог, а Он знает, как примирить враждующих, как умирить сердца тех людей, которые имеют ярость, гнев и, может быть,  ненависть. Так что мы возлагаем это упование на Бога, но сами будем продолжать работу.

Надо сказать, в этом году мы готовимся провести целый ряд конференций, связанных с жизнью и деятельностью митрополита Иосифа. Будем надеяться, что его жизнь будет служить хорошим стимулом для наших священнослужителей так же ревностно молиться Богу, так же ревностно служить Ему и Церкви, так же ревностно научиться любить людей и не враждовать.

– Ваше Высокопреосвященство, и митрополит Иосиф (Семашко), и святитель Георгий (Конисский) были уроженцами Украинской земли, служившими здесь, на Белой Руси. Можно сказать, что и сейчас в Белорусской Православной Церкви, Белорусском Экзархате среди архиереев достаточно много архипастырей, имеющих украинское происхождение. Много их и среди обычных священнослужителей. Можно, наверное, говорить о том, что Украина и во времена Пушкина, и во времена Богдана Хмельницкого, и в наши времена давала таких людей, которые всем своим служением боролись за единство родного народа. Под ним они, наверное, понимали не узко украинский народ, не узко белорусский или великорусский народ, как говорят сейчас, русский, а воспринимали народ как единый изначально, как народ, получивший крещение в днепровской купели.

Владыка, нет ли опасений, что голос этих сыновей Украинской земли, всех своим служением призывающих к единению нашего народа, окажется гласом вопиющего в пустыне?

– Во-первых, я должен сказать, что у Бога и  Церкви нет границ. Для молитвы не существует никаких границ. Несмотря на то что сегодня жизненная ситуация сложилась так, что мы оказались в разных странах, необходимо все-таки помнить, что мы славянский народ: у нас одна Церковь, один Бог, одна вера, одна культура. У нас столько общего, но разъединяют нас сегодня государственные границы. Это не значит, что нам дан повод для какой-то вражды, ненависти или противостояния, совсем нет. Надо научиться всегда и во всех обстоятельствах любить Бога, любить друг друга, дружить и общаться друг с другом – выстраивать наши взаимоотношения таким образом, чтобы они нам помогали созидать нашу общую жизнь, а не разрушать ее.

Что касается священнослужителей, то и среди епископата большое количество украинских епископов. Здесь тоже имеет важное значение исторический характер происходящего. Надо сказать, что в XX веке, когда по всей Российской Федерации происходили страшные гонения, насилия, в Западной Украине люди жили вдали от советской власти и не были подвержены гонениям, страданиям, репрессиям. Поэтому в Ивано-Франковском районе, на Западной  Украине, была свобода вероисповедания, там люди получали религиозное образование, воспитание, ходили в храм. Там до сих пор сохранилась настоящая православная вера, православная традиция.

В то время когда в России были гонения, люди там получали богословское образование. Во второй половине XX столетия они принесли России большое благо, потому как были образованными людьми и хорошими, добрыми пастырями и на территории России, и в Белоруссии. В этом нет ничего зазорного, и не надо бояться того, что пришли люди с Украины и будут вести себя как-то не так. Нет, у каждого есть совесть и своя ответственность перед Богом, поскольку это священники, и они дают клятву служения Богу, Церкви, людям. Среди них очень много добрых пастырей, и я бы даже сказал, святой жизни. Так что мы не разделяем людей по национальности. Во Христе нет ни эллина, ни иудея – все мы братья и сестры во Христе. Это надо всегда помнить.

И, конечно, будем надеяться, что и сегодня то сложное и трудное, что переживает украинский народ, пройдет. Мы сегодня молимся за них и надеемся, что Господь умиротворит сердца враждующих людей. По-моему, люди на юго-востоке Украины, на самопровозглашенных территориях уже устали от войны, да и украинцы на всей остальной территории Украины тоже устали от этого. Вражда, ненависть, насилие, кровь – сколько это может продолжаться? К сожалению, простых людей иногда сталкивают политики, и это приносит разделение людей. Поэтому мы сегодня молимся, чтобы Господь умиротворил сердца враждующих людей, чтобы они прекратили враждовать друг с другом. Это очень важная молитва, которая возносится у нас не только в рождественские или пасхальные дни, мы каждый день молимся на Божественной литургии о братском украинском народе и надеемся, что прекратится насилие и война на территории Украины.

– Будем молиться и надеяться на то, чтобы рождественские перемирия перешли в постоянный мир.

– Пользуясь возможностью, еще раз поздравляю с праздником Рождества Христова Вас и всех наших телезрителей. Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с этим радостным светлым праздником Рождества Христова! Господь через ангелов провозгласил людям мир и благоволение, и если мы примем Христа в наше сердце, то радость, мир и Божие благословение будут пребывать на нашей благословенной земле. Поэтому всем желаю мира и благословения. Научимся любить друг друга, в этом случае Господь будет рядом с нами и умиротворит сердца всех, кто еще до сих пор враждует. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами. С праздником всех вас!

Ведущий Артем Махакеев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 мая: 22:05
  • Суббота, 25 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать