Актуальный комментарий. Отношение к бездомным

16 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует протоиерей Георгий Климов.

– Здравствуйте! Зачастую отношение людей к лицам без определенного места жительства резко критическое и пренебрежительное. Но ведь перед Богом все равны! Как правильно себя вести в ситуации прямого или косвенного взаимодействия с бездомными, поговорим в программе «Актуальный комментарий» с протоиереем Георгием Климовым.

– Действительно, это очень актуальный вопрос для современного человека, живущего, можно сказать, в центре цивилизации – мегаполисе, где чаще всего и бывают люди без определенного места жительства, которые лишены крова, тепла, пищи, которые обычно больны. Надо сказать, что, наблюдая за поведением людей (даже верующих) при общении с бездомными, мы видим, что люди раздражаются, психуют, выражают недовольство. И ответить на вопрос «почему это происходит», наверное, было бы главнее, чем на вопрос «как поступать в таких ситуациях».

Мне кажется, что это происходит именно по причине того, что верующий человек – мы, конечно, приноравливаемся именно к тому, чтобы верующему человеку что-то показать и объяснить, – не помнит очень важной заповеди нашего Господа об отношении, о любви к ближнему. Человек раздражается по очень простой причине: часто бездомный своим обездоленным и болезненным, можно сказать, вонючим видом непосредственно такой ситуацией нас обличает. Обличает в том смысле, что мы привыкли жить комфортно, в уюте, привыкли хорошо и правильно питаться, вести здоровый образ жизни – и вдруг в нашей жизни появляется такой человек.

Как здесь быть? Конечно, если мы внимательно посмотрим в Священное Писание, в самое главное – Четвероевангелие, – то увидим, что Христос разделил Свою участь не с богатыми мира сего, а именно с бедняками, обездоленными людьми, теми, кто страдал. И все остальные величайшие святые нашей Церкви прошли путем мучения, ведь Христос, наставляя Своих учеников в том, как вести проповедь, не случайно обозначал очень четкие границы апостольского служения. Среди этих границ мы находим слова о том, что блаженны нищие; блаженны плачущие; блаженны алчущие; блаженны гонимые за Сына Человеческого.

С другой стороны, если мы посмотрим в послание апостола Павла (мне вспоминается текст из Первого послания к Коринфянам, первой главы), то там мы можем среди прочих рассуждений апостола увидеть слова о том, что Бог избрал уничиженное и ничего не значащее в мире для того, чтобы упразднить значащее. И дальше апостол добавляет: «Чтобы не хвалилась перед Богом никакая плоть».

Но вопрос в том, как все-таки закрыть свою чувствуемую вину, обличаемую совесть перед таким человеком. Конечно, прямой контакт с такими людьми не всегда полезен, потому что в силу нашего духовного несовершенства мы не сможем с ними контактировать. Но, как Вы заметили, иногда нам приходится с ними общаться и косвенно. Так вот, в таких местах цивилизации, где бывают люди без определенного места жительства, есть, по крайней мере, центры или храмы, которые занимаются окормлением бездомных людей. И люди, проходя во время обеда возле таких храмов, знают, как там эти обездоленные, больные, несчастные люди ждут еду.

Поэтому, как выход из положения, своего рода духовный компромисс, мы могли бы посоветовать пожертвовать в такой храм средства и прямо подписать:  «На окормление людей, которые нуждаются в питании». Мне кажется, что здесь и заповедь будет исполнена, и будет как-то сглажено то, что нам часто выставляет на вид наша совесть. По крайней мере, примиренные с Богом и удовлетворенные исполнением заповедей, мы сможем проводить нашу жизнь во всяком благочестии и чистоте.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать