Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сам по себе термин «толерантность» требует определенности. В данном случае Вы пытаетесь обозначить о такой толерантности…
– О соседской.
– Об очень болезненной составляющей нашей жизни, конечно, нужно говорить, разбираться в этом, но самое главное – уяснить для себя, как себя вести. Это очень важный аспект. Мне кажется, должны быть определенные критерии в нашей жизни, которые бы нам подсказывали, когда мы должны промолчать, а когда промолчать не можем. Что можно взять за критерий? Поскольку мы верующие люди и стараемся идти путем спасения (может быть, это очень высокопарно звучит, но все-таки…), то критерием может выступать следующее: если какое-то действие ближнего, который находится рядом с нами, направлено на то, чтобы поставить под вопрос мое спасение и спасение моего ближнего (другого, не того, который делает это дело), то я должен вступиться за ближнего своего. Или даже сказать, заявить о своих правах, поставив на вид этому человеку, что он поступает неверно.
– Но тут сразу начинается перепалка.
– Совершенно верно. Если же речь идет о том, что действия со стороны ближнего направлены на меня, которые мной воспринимаются как зло и которые не ставят под вопрос мое спасение, а более того, помогают мне раскрыть в себе мои грехи и страсти, то, наверное, здесь я должен постараться проявить определенное смирение. В это понятие толерантности, о котором мы начали рассуждать, с одной стороны, очень хорошо вписываются слова Христа, Который в Нагорной проповеди говорил, что если снимают с тебя верхнюю одежду, снимай нижнюю; бьют тебя по правой щеке, подставь и левую; если просят тебя пройти одно поприще, пройди два. И дальше слова Христа, которые нам являют, можно сказать, вершину нашего учения о спасении: «Полюби ближнего своего, как самого себя; молись за ненавидящих тебя».
– Кстати, люди невоцерковленные, неверующие очень часто ссылаются как раз на эти заповеди.
– Верно, пользуются, но мы-то эту заповедь знаем, и мы не можем сказать, что Христос здесь как-то ошибается. Он нас призывает поступать по этим заповедям именно с неверующими. Так вот, в данном случае, если на лестничной площадке случается нечто такое, условно выражаясь, что ставит под вопрос мое спасение или спасение моих ближних (допустим, сосед кричит матом на всю лестничную клетку, и когда мои дети слышат эту ругань, они действительно отравляют свое мироощущение, святость, искажают простоту и чистоту восприятия жизни путем насильственного вхождения в них этой брани, которая, как мы знаем, подпитывается бесовской силой), то я должен встать на защиту своих детей. Потому что, несмотря на слова Христа о том, чтобы подставить вместо правой еще и левую щеку, снять нижнюю одежду, если с тебя снимают верхнюю, мы находим в самом Евангелии очень важные доводы в пользу того, что мы здесь можем вот так действовать.
Например, когда Христос, Который для каждого из нас является примером поведения в обществе, находится перед судищем, то есть в данном случае стоит перед Каиафой, Синедрионом, и один из рабов, посылаемый первосвященником, бьет Христа, то Христос не подставляет другой щеки, а очень четко спрашивает его: «Почему ты Меня бьешь?» И в данном случае Он нам этим показывает, что здесь мы должны быть очень внимательными.
Подводя итог, можно рассуждать о необходимости иметь мудрость змеиную и кротость голубиную. Сама по себе мстительность очень вредна: она вызывает в нас озлобленность, портит нам кровь. Но ради любви к нашим ближним, ради их защиты и защиты именно возможности им спасаться мы все-таки должны здесь нужное проявлять… И это будет не зло, это будет просто попытка пресечь зло.
Ведущий Александр Крузе
Записала Анна Солодникова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 16 мая
День ангела. 16 мая
Церковный календарь 16 мая. Мученики Тимофей и Мавра
Евангелие 16 мая. Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь
Читаем Апостол. 16 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!