Актуальный комментарий. Зависимость от интернета, гаджетов

2 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует иерей Федор Лукьянов, председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни.

– Сегодня нам трудно представить нашу жизнь без мобильной связи и Интернета. Но что делать, если эти блага перерастают в зависимость? Поговорим об этом сегодня в «Актуальном комментарии» с иереем Федором Лукьяновым.

Батюшка, как бы Вы могли прокомментировать любовь нашего поколения к гаджетам – различным телефонам, компьютерам, Интернету? Ведь это стало уже действительно зависимостью. Многие из нас не ложатся спать, если рядом нет телефона.

– Механизмы зависимостей в принципе похожи: и алкогольной зависимости, и наркотической, и игромании, и пристрастия к гаджетам. Очень часто проблема использования гаджетов – это проблема внутреннего поиска человека, некой внутренней пустоты, которую он пытается заполнить. Вот у меня сейчас есть свободная минутка, дай-ка я посмотрю, что там в Интернете. И это действительно превращается в своего рода зависимость.

На практике приходского служения и на практике воспитания собственных детей могу сказать, что реальной альтернативой гаджетам может быть только чтение. Если мы ребенка с раннего возраста приучаем к книге.

– Надо увлечь.

– Мы, например, изначально даем детям призы за каждую прочитанную книгу. А потом, когда дети войдут в чтение, когда они почувствуют красоту и глубину книги, они сами готовы нам давать призы, только бы им покупали новые книжки. То есть это некий воспитательный процесс: сначала ребенку, может быть, тяжело, а потом его уже не оторвать. Наша девятилетняя дочь перечитала уже почти всю домашнюю библиотеку.

Гаджеты как бы занимают эту нишу, они как бы уводят человека от осмысления текста, приводят его в состояние фрагментированного сознания, когда он воспринимает информацию фрагментарно: очень быстро переключаясь с одной информации на другую. Очень часто дети не могут вспомнить то, что смотрели буквально пять минут назад, то есть ценность прочитанного текста сводится к минимуму.

По современным школам мы видим, что у детей очень повышена возбудимость и при этом очень плохое внимание, пониженная концентрация. Это тоже связано с тем, что они не фиксируются на тексте. Поэтому могу дать рекомендацию. Если родители хотят, чтобы их дети были спокойными, сосредоточенными, владели собой, надо с раннего возраста приучать их к книге, сначала с картинками, потом с большим количеством текста. Это действительно реальная альтернатива современной зависимости от гаджетов.

– В то же время ограничивать доступ ребенка к современным технологиям тоже нельзя?

– Должен быть родительский контроль. Когда мы с вами выбираем пищу, мы выбираем пищу хорошую, стараемся кушать неиспорченные продукты. Так же и здесь – родитель должен контролировать информационный рацион своего ребенка. Никто не запрещает читать хорошие книги и смотреть хорошие материалы в Интернете. Другое дело, что, в силу того что ребенок не всегда владеет собой, он должен находиться под наблюдением родителей до того момента, когда он станет способен самостоятельно принимать какие-то правильные решения.

– В каком возрасте, например, Ваши дети доходят до этого? Вы ограничиваете своих детей?

– Да, конечно. На мой взгляд, с семи лет ребенку уже нужно объяснять причины, по которым мы запрещаем или разрешаем ему что-либо смотреть. То есть с семи лет надо уже говорить не языком запретов: «это нельзя, а это можно», а надо уже основываться на аргументах. Поскольку с семи лет формируется самостоятельная воля человека, он уже отвечает за свои поступки и требует объяснений. Поэтому мы не должны подходить к семилетнему ребенку как к четырехлетнему, которому как папа или мама сказали, это закон. Но надо обязательно отвечать на вопрос ребенка, почему это плохо или хорошо. Это помогает правильно его воспитать.

– Надо ли его за что-то наказывать, ведь в Интернете ребенок может найти много ненужного ему?

– Слово «наказание» переводится как «научение». Ведь дело в том, что наказание – это некая попытка передать ребенку некую норму. Наказание может быть совершенно не связано с каким-то физическим воздействием. Оно может заключаться в отсутствии просмотра материала в Интернете или мультфильмов. Тем самым, когда ребенок не может владеть собой сам, мы ему как бы помогаем. То есть наказание – это не есть некое унижение человека, как его пытаются подать сегодня, но помощь ему во владении собой, в воспитании самого себя. Конечно, родители не должны переходить здесь некой границы, и тогда ребенок, благодаря этому, растет и свободным и одновременно нравственным человеком. Он как бы сам учится ставить себе рамки.

Ведущий Александр Крузе

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать