Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня нам трудно представить нашу жизнь без мобильной связи и Интернета. Но что делать, если эти блага перерастают в зависимость? Поговорим об этом сегодня в «Актуальном комментарии» с иереем Федором Лукьяновым.
Батюшка, как бы Вы могли прокомментировать любовь нашего поколения к гаджетам – различным телефонам, компьютерам, Интернету? Ведь это стало уже действительно зависимостью. Многие из нас не ложатся спать, если рядом нет телефона.
– Механизмы зависимостей в принципе похожи: и алкогольной зависимости, и наркотической, и игромании, и пристрастия к гаджетам. Очень часто проблема использования гаджетов – это проблема внутреннего поиска человека, некой внутренней пустоты, которую он пытается заполнить. Вот у меня сейчас есть свободная минутка, дай-ка я посмотрю, что там в Интернете. И это действительно превращается в своего рода зависимость.
На практике приходского служения и на практике воспитания собственных детей могу сказать, что реальной альтернативой гаджетам может быть только чтение. Если мы ребенка с раннего возраста приучаем к книге.
– Надо увлечь.
– Мы, например, изначально даем детям призы за каждую прочитанную книгу. А потом, когда дети войдут в чтение, когда они почувствуют красоту и глубину книги, они сами готовы нам давать призы, только бы им покупали новые книжки. То есть это некий воспитательный процесс: сначала ребенку, может быть, тяжело, а потом его уже не оторвать. Наша девятилетняя дочь перечитала уже почти всю домашнюю библиотеку.
Гаджеты как бы занимают эту нишу, они как бы уводят человека от осмысления текста, приводят его в состояние фрагментированного сознания, когда он воспринимает информацию фрагментарно: очень быстро переключаясь с одной информации на другую. Очень часто дети не могут вспомнить то, что смотрели буквально пять минут назад, то есть ценность прочитанного текста сводится к минимуму.
По современным школам мы видим, что у детей очень повышена возбудимость и при этом очень плохое внимание, пониженная концентрация. Это тоже связано с тем, что они не фиксируются на тексте. Поэтому могу дать рекомендацию. Если родители хотят, чтобы их дети были спокойными, сосредоточенными, владели собой, надо с раннего возраста приучать их к книге, сначала с картинками, потом с большим количеством текста. Это действительно реальная альтернатива современной зависимости от гаджетов.
– В то же время ограничивать доступ ребенка к современным технологиям тоже нельзя?
– Должен быть родительский контроль. Когда мы с вами выбираем пищу, мы выбираем пищу хорошую, стараемся кушать неиспорченные продукты. Так же и здесь – родитель должен контролировать информационный рацион своего ребенка. Никто не запрещает читать хорошие книги и смотреть хорошие материалы в Интернете. Другое дело, что, в силу того что ребенок не всегда владеет собой, он должен находиться под наблюдением родителей до того момента, когда он станет способен самостоятельно принимать какие-то правильные решения.
– В каком возрасте, например, Ваши дети доходят до этого? Вы ограничиваете своих детей?
– Да, конечно. На мой взгляд, с семи лет ребенку уже нужно объяснять причины, по которым мы запрещаем или разрешаем ему что-либо смотреть. То есть с семи лет надо уже говорить не языком запретов: «это нельзя, а это можно», а надо уже основываться на аргументах. Поскольку с семи лет формируется самостоятельная воля человека, он уже отвечает за свои поступки и требует объяснений. Поэтому мы не должны подходить к семилетнему ребенку как к четырехлетнему, которому как папа или мама сказали, это закон. Но надо обязательно отвечать на вопрос ребенка, почему это плохо или хорошо. Это помогает правильно его воспитать.
– Надо ли его за что-то наказывать, ведь в Интернете ребенок может найти много ненужного ему?
– Слово «наказание» переводится как «научение». Ведь дело в том, что наказание – это некая попытка передать ребенку некую норму. Наказание может быть совершенно не связано с каким-то физическим воздействием. Оно может заключаться в отсутствии просмотра материала в Интернете или мультфильмов. Тем самым, когда ребенок не может владеть собой сам, мы ему как бы помогаем. То есть наказание – это не есть некое унижение человека, как его пытаются подать сегодня, но помощь ему во владении собой, в воспитании самого себя. Конечно, родители не должны переходить здесь некой границы, и тогда ребенок, благодаря этому, растет и свободным и одновременно нравственным человеком. Он как бы сам учится ставить себе рамки.
Ведущий Александр Крузе
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!