31 июля. Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский

31 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 31 июля 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь преподобного Иоанна Многострадального Киево-Печерского.

Мир и благословение Божие да пребывает вместе с вами. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Преподобный Иоанн Многострадальный подвизался в Киево-Печерской лавре. Подвижник рассказывал, что от самой юности много страдал, мучимый похотью плоти, и ничто не могло избавить от нее - ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги. Тогда преподобный пошел в пещеру, где почивали мощи преподобного Антония, и усердно молился святому авве. Через сутки многострадальный Иоанн услышал голос: «Иоанн! Тебе надобно затвориться здесь, чтобы, по крайней мере, невидением и молчанием ослабить брань, и Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных». С того времени святой поселился в пещере, и только через 30 лет победил плотскую страсть. Напряженной и жестокой была борьба, тернистым путем шел преподобный к победе. Иногда хотелось ему покинуть затвор, но потом он решился на еще больший подвиг. Святой воин Христов выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей до плеч. Весь пост он провел в таком положении, но жар страсти по-прежнему не покидал его многотрудную плоть. Враг спасения навел на подвижника страх, желая выгнать его из пещеры: страшный змей, дыша пламенем, осыпая искрами, пытался поглотить святого. Несколько дней продолжались действия лукавого. В ночь Воскресения Христова змей захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца: «Господи, Боже мой и Спасителю мой! Почему оставил Ты меня? Помилуй меня Ты, Един Человеколюбивый; избавь меня от скверного беззакония моего, чтобы не увязнуть мне в сети неприязненного; избавь меня от уст врага моего: блесни молнией и прогони его». Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался голос: «Иоанн! Вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, - был ответ, - навел Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжелую работу, а немощным и слабым - легкую; ты молись о себе погребенному здесь (преподобному Моисею Угрину), он может помочь тебе в этой борьбе: он выше Иосифа (Прекрасного)». Скончался преподобный около 1160 года, стяжав благодать против блудной страсти. Святые мощи его почивают в Антониевых пещерах.

 

Недавно был разговор с молодым человеком, который пришел с желанием потрудиться в служении милосердия и помощи бездомным. В таком служении всегда очень важна изначальная мотивация: от того, как он себе представляет цель этого движения, зависит, насколько его хватит. Потому что с бездомными людьми очень даже непросто, ведь они, если можно так сказать, объективно гадкие люди. Но волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного, и такое тяжелейшее испытание смирением (далеко не каждый человек согласится есть из помойки) попускается Богом как сильнодействующее лекарство от тяжелых духовных и душевных болезней -  как правило, за гордость. И если этот вопрос исследовать, то среди бездомных действительно очень много гордых людей, которым, с точки зрения Божьего Промысла, такое лечение позором, презрением, голодом, холодом, нищетой может принести пользу для души. Они на самом деле духовно поврежденные: в них очень много хитрости, лукавства, изворотливости и подлости, жестокости, даже не двоедушия, а пятидушия (там не двойное дно, а гораздо больше). И полюбить их по-человечески, напряженно собравшись с целью филантропии и человеколюбия, - невозможно. Тем более что процесс реабилитации, ресоциализации (возвращения к социальной жизни) фактически отсутствует. Очень сложно человеку вернуться к нормальной жизни после нескольких месяцев, проведенных на улице, и усилия в этом направлении разбиваются о стену предательства, ненадежности, лжи, изворотливости. Но надо понимать, что мотивация не в том, чтобы накормить всех подряд, одеть, спасти, - это ложная установка. Опору нужно искать совсем в другом.

Мы стали разбираться, и как потом оказалось, пришедший человек, желающий послужить, делает первые шаги в Церкви, до этого была жизнь вне Бога, пройден жизненный путь больше тридцати лет, много пережито за это время, а значит необходимо исправление, следует принести покаянные труды. « Принесите плоды покаяния», - говорил Иоанн Креститель, потому что признать свои ошибки (по книжечке или по бумажке прочитать батюшке свои грехи) для исцеления души недостаточно.

Преподобный авва Дорофей говорит, что путь к приобретению благодати Божией, то есть к смирению, лежит через следующие шаги. Во-первых, считать себя хуже всех. Это величайшее искусство! Наша гордынька всецело этому сопротивляется, мы все время оглядываемся и успокаиваемся: я не хуже всех, есть люди гораздо хуже, значит - я на их фоне неплохой человек. Как-то легче, когда кого-нибудь ругают вместе с тобой; когда кто-то получает «двойку», сразу ободряешься, что не один ты двоечник. Считать себя хуже всех - искусство, которое ведет к смирению. Во-вторых, следует за все благодарить Бога, а добродетели не себе приписывать, а Богу. Тогда можно уклониться от самообольщения и самодовольства. И третье, о чем говорит авва Дорофей, - это физические труды, «совершаемые в разуме». Это очень важное духовное упражнение: внешние действия, в том числе и служение милосердия, совершать в разуме, то есть с мыслью, что этот труд  дан как покаянная епитимья, не как великое свершение, чтобы всех сейчас спасти, а как покаяние, как возможность искупить и исправить, уврачевать раны души, нанесенные в безбожной жизни.

Вот когда у человека такое отношение к послушанию, будь то сестры милосердия, руководитель или имеющий иное какое-то дело в жизни  («я ничего высокого не совершаю, просто искупаю собственное беззаконие»), тогда лукавому негде найти зацепочки: ни в тщеславии, ни в самодовольстве. Тогда человек за свое хорошее не будет себя превозносить, а за порицание себя не будет впадать в печаль, в уныние: я раб ничего не стоящий и делаю только то, что должен был сделать.

Отец Димитрий Смирнов рассуждает: «В больницу идти или к бездомным или что-то другое делать - это не играет никакой роли. Все бездомные, для которых мы с вами построим дом, все равно умрут. Все больные, которых мы с вами вылечим, умрут. Все голодные, которых мы с вами накормим, тоже умрут. Не умрет только мое сердце, которое в результате того, что я этого кормил, а этого одел, приобретет те самые свойства, которые необходимы, чтобы жить с Богом. Поэтому когда я кому-то помогаю, я делаю на самом деле не ему, а себе. Делаю я, казалось бы, временное: покормил человека - а он через шесть часов опять захочет есть; то есть с этой точки зрения я делаю бессмыслицу. Но я сею временное, а жну-то вечное! Вкладываю земную труху, а получаю небесное - то, что со мной пойдет на небеса! Тут прямая выгода для человека. А чем он служит этому миру, что делает: читает ли книжки детям, кормит ли голодных, раздает яблоки из своего сада или просто обнимает всех, гладит по голове и говорит: "Радуйся! Христос воскресе!" - неважно. Лишь бы он служил». 

Лишь бы человек служил! И в этом смысле служение бездомным  - это концентрация  нескольких служений Христу. «Я был голоден - ты меня накормил, я был болен - ты меня посетил, я был наг - ты меня одел, я жаждал - ты напоил меня, я был в темнице - ты пришел ко мне» - все эти категории сходятся в одном служении бездомному: он и в темнице, он и болен, он и наг, и голоден. И когда человек понимает по своей вере, что он, служа бездомному, служит Самому Христу, ради Христа служит человеку, тогда особенности личности бездомного как бы отходят на второй план, потому что не ради достоинства человека мы понуждаем себя к служению милосердия, а ради Христа. Это очень сильное служение, очень жертвенное, поэтому оно всегда призывает и объединяет многих людей доброй воли - добровольцев. И, конечно, у кого возникнет желание потрудиться ради Христа в помощи бездомным, ждем с удовольствием в качестве добровольцев, собеседование с которыми проходит каждое воскресенье в 13.00 в соборе Успения Божией Матери, что в микрорайоне ВИЗ.

Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать